Научная статья на тему 'Информационные технологии в процессе управления знаниями'

Информационные технологии в процессе управления знаниями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1943
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE ECONOMY / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / KNOWLEDGE MANAGEMENT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / САМООБУЧЕНИЕ / SELF-TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоменко Наталья Михайловна

Cегодня управление знаниями является одной из самых популярных концепций современного организационного менеджмента. Рассматриваются основные тенденции, особенности и свойства экономики знаний, выделены свойства знаний, приводится авторская трактовка понятия «управление знаниями», определены преимущества и условия применения информационных технологий в системе управления знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Technologies in the Process of Knowledge Management

Nowadays knowledge management is one of the most popular concepts of modern organizational management. The main tendencies, peculiarities and characteristics of knowledge economy are analyzed in this article. The knowledge characteristics are pointed out, the author's definition of the term "knowledge management" is presented, the advantages and the use conditions of information technologies in the system of knowledge management are determined.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в процессе управления знаниями»

УДК 330.658:005.5

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

© 2015 г. Н.М. Фоменко

Фоменко Наталья Михайловна -кандидат экономических наук, доцент, Южно-Российский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

ул. Пушкинская, 70, г. Ростов-на-Дону, 344002. E-mail: fnata77@mail.ru

Fomenko Natalia Mikhailovna -Candidate of Economical Sciences, Associate Professor,

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, South Russia Institute (Rostov-on-Don, Russia), Pushkinskaya St., 70, Rostov-on-Don, 344002, Russia. E-mail: fnata77@mail.ru

Сегодня управление знаниями является одной из самых популярных концепций современного организационного менеджмента. Рассматриваются основные тенденции, особенности и свойства экономики знаний, выделены свойства знаний, приводится авторская трактовка понятия «управление знаниями», определены преимущества и условия применения информационных технологий в системе управления знаниями.

Ключевые слова: экономика знаний, знания, управление знаниями, информационные технологии, самообучение.

Nowadays knowledge management is one of the most popular concepts of modern organizational management. The main tendencies, peculiarities and characteristics of knowledge economy are analyzed in this article. The knowledge characteristics are pointed out, the author's definition of the term "knowledge management" is presented, the advantages and the use conditions of information technologies in the system of knowledge management are determined.

Keywords: knowledge economy, knowledge, knowledge management, information technology, self-training.

Сегодня производственным ресурсом информационного общества становятся не столько информация о социально-экономических, производственных и технологических процессах, сколько знания [1]. Конкурентоспособность экономических субъектов зависит от их способности обрабатывать и эффективно использовать информацию, а решающим фактором развития и источником производительности становится генерирование и применение знаний. Информация, воплощенная в них, оценивается экономикой выше, чем капитал в материальной форме. Об этом свидетельствуют следующие тенденции [2]:

1. Новая количественная и качественная роль знания как фактора производства, в ряде стран уже получающего приоритет по отношению к традиционным факторам (природные ресурсы, труд и капитал).

2. Возрастание роли знаний как продукта, появление принципиально новых видов товаров и услуг и основанных на знании новых отраслей экономики.

3. Возросшая по сравнению с другими видами роль кодифицированного знания как основы организации экономической деятельности.

4. Прорывные инновации в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ), принципиально снизившие издержки распространения информации и создавшие технологическую базу как для внедрения знаний в традиционные отрасли, так и для появления новых отраслей экономики.

С середины прошлого века объем знаний, которым располагает человечество, удваивается каждые 20 лет. По данным Е.В. Попова и М.В. Власова, из всего объема знаний, измеренных в физических величинах, большая часть получена в последние 30 лет, так же как и большая часть от общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современники [3]. Это наиболее явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании капитала и природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях. Если развивать эту мысль и дальше, то можно сказать, что человечество превращается в общество исследователей, живущих в эпоху знаний и новых технологий [4, 5].

По мнению В.Л. Макарова, экономика знаний имеет три принципиальные особенности [6]:

- дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет;

- доступность, подобно другим общественным благам, всем без исключения;

- сохранность во времени и пространстве в отличие от обычного материального.

Следует отметить, что на данный момент доступность знаний в современном мире имеет ряд ограничений. Это связано прежде всего с недостаточной грамотностью населения в области информационных технологий, наличием коммерческой тайны, да и просто устоявшимся мнением, что знания получаются только в процессе накопления собственного опыта.

По мнению М. Бендикова, к основным свойствам знаний можно отнести [7]:

- доступность как общее достояние;

- возможность пользоваться, а не расходовать;

- полезность;

- возможность использования без опасения, что их не хватит;

- отсутствие проблемы товарного дефицита -продавец знаний при продаже остается владельцем и может многократно продавать их (в отличие от материальных вещей);

- независимость себестоимости получения знаний от тиражирования и числа пользователей;

- пространственная неограниченность;

- чувствительность ко времени - они устаревают, иногда мгновенно, но не исчезают без следа;

- ценность только в контексте конкретной стратегии применений;

- обесценивание вследствие замедления, тем более прекращения процесса получения;

- увеличение ценности и качества в зависимости от объема (в мире вещей наоборот: чем их меньше, тем они дороже и лучше по качеству);

- непрерывное возрастание объема (в отличие от невосполнимых материальных ресурсов);

- рост количества обладателей при каждой передаче знаний увеличивается (к прежнему добавляется новый);

- увеличение объема знаний (информации) в результате экономической деятельности в противовес потреблению;

- непредсказуемость (вложенные средства не всегда дают желаемый эффект);

- возможность мгновенного доведения знаний до потребителя в реальном времени;

- незначительность накладных расходов по воспроизводству знаний по сравнению с полной стоимостью затрат на их получение, где эта стоимость и концентрируется (в противоположность миру вещей, там процесс тиражирования и доведения до потребителя стоит дороже создания);

- возрастающая доходность при тиражировании в отличие от материальных продуктов;

- возможность представления, хранения, передачи, а также использования в унифицированном, единообразном виде - в цифровых кодах.

Расширение возможности доступа и применения знаний стало возможным благодаря развитию информационных технологий (ИТ). Отношения между специалистом и непрофессионалом, работником и организацией поменяли свою природу. Сегодня основой для непрерывно меняющейся сети при помощи создателей и пользователей информации служат знания. Они исключают статичность и однонаправленность, таким образом появляется возможность для их хранения, перераспределения и преобразования в удобную форму для внутреннего использования организацией в зависимости от условий внешней и внутренней среды. Знания - это все то, что большинство организаций производят, продают, приобретают. В результате предприятиям приходится решать задачи по развитию передовых знаний, разработке методов и способов их эффективного использования.

Влияние двух революций (научно-технической и информационной) привело к возникновению другой экономики, в создании которой решающую роль стали играть не материальные факторы, а знания, информация, инновационный тип мышления и поведения творческого человека, создающего ноу-хау. Инновационная экономика основана на знаниях и НТП в качестве ведущего фактора экономического роста. В результате проведенных исследований можно выделить следующие ее свойства, отличные от традиционных представлений неоклассической парадигмы [8]:

1) основным ресурсом экономики знаний выступает информация, не исчезающая и отчуждаемая;

2) рост объема информационных услуг характеризуется законом повышающейся отдачи

^ = к^№, где N - число участников) вместо присущего традиционной экономике закона убывающей отдачи с ростом масштабов производства;

3) инновационная экономика отличается снижением длительности научно-производственных жизненных циклов продукции;

4) ей свойственны глобальный масштаб производства и глобальная инфраструктура, важнейшим элементом которой является Интернет;

5) развитие такой экономики сопряжено с формированием соответствующих институтов: венчурных фондов, специализированных рынков ценных бумаг, интеллектуальной собственности и пр.

Следует отметить, что основными особенностями нового экономического ресурса знаний и информации можно считать глобальность, неис-

черпаемость, нематериальность, изменчивость, универсальность представления, инвариантность к способам применения, на основании которых строится экономика знаний.

На микроуровне в рамках теории менеджмента в 1990-х гг. сформировалась парадигма исследований и практической деятельности, связанная с оптимальным использованием, распространением и созданием нового знания, получившая в западной литературе название управления знаниями (knowledge management). Она рассматривает принципы, границы и инструменты направленного воздействия на систему внутрифирменных институтов для повышения отдачи от имеющихся знаний.

Управление знаниями на сегодняшний день - одна из самых популярных концепций современного организационного менеджмента. Основными категориями управления знаниями являются «работник, обладающий знаниями», «экономика, основанная на знаниях», «обучающаяся организация». Развитие этой концепции началось с 1980-х гг. XX в. и активно продолжает развиваться до сих пор.

Понятие «управление знаниями» было введено в 1986 г. К. Виигом, а на рубеже 80-90-х гг. появилось сразу несколько разработок в области управления знаниями - скандинавский, японский и американский подходы [9].

Среди работ, посвященных изучению экономики знаний, следует выделить труды Л. Прусака и Т. Давенпорта [10], И. Нонаки и Х. Такеучи [11], Ч. Деспреса и Д. Чавела [12], У. Буковича и Р. Уилльямс [13], Т. Стюарта [14]. В передовых странах по данной тематике издаются журналы и обобщается накапливаемый опыт. Проводятся исследования и в российских научных центрах, разрабатываются и реализуются программы формирования и практического использования систем управления знаниями в корпоративном управлении. Однако до сих пор не дана единая трактовка «управлению знаниями». Как правило, выделяют два наиболее распространенных определения [15]:

1) знания - это набор практической информации, которая активно управляет процессами выполнения задач, решения проблем и принятия решений. В данном случае управлять знаниями -значит, систематически, точно и продуманно формировать, обновлять и применять их с целью максимизации эффективности предприятия и прибыли от активов, основанных на знаниях;

2) знания - это любое слово, факт, пример, событие, правило, гипотеза или модель, которые усиливают понимание или исполнение в определенной области. Управление знаниями означает формали-

зацию и доступ к практическому опыту, знаниям и экспертным данным, которые создают новые возможности, способствующие совершенствованию деятельности, стимулирующие инновации и увеличивающие потребительскую стоимость.

С нашей точки зрения управление знаниями -это динамичный, непрекращающийся организационный процесс по сохранению, переработке, распределению знаний между людьми, в том числе с помощью информационных технологий для достижения более высокой производительности и реализации новых возможностей при осуществлении бизнес-идей.

Сама система управления знаниями должна отвечать требованиям целенаправленности и обладать способностью создавать организационно-экономические, технологические и психологические условия для того, чтобы:

- оперативно реагировать на требования клиентов с помощью более эффективных инновационных решений, являющихся конкурентным преимуществом компании;

- ускорять процесс воплощение знаний в товары и услуги;

- оптимально использовать нематериальные активы партнеров, тем самым осуществлять единую техническую, функциональную, отраслевую экспертизу;

- повышать эффективность обучения и передачи навыков для персонала;

- своевременно осуществлять исследовательские работы, для производства новых знаний и воплощения результатов в товары и услуги;

- создавать и применять системы ответственности за целенаправленное достижение эффективных результатов использования знаний [16].

Поэтому организация, уделяющая должное внимание процессу управления знаниями, имеет высокий уровень конкурентоспособности за счет быстрой реализации требований клиентов. Она в минимально короткие сроки вводит инновации в производстве продукции. У такого предприятия появляется возможность ускорять обучение и передачу навыков среди персонала и за счет этого экономить ресурсы путем повторного использования однажды найденных решений. Таким образом, любая организация стремится иметь в своем штате высокопрофессиональных сотрудников. Сегодня ИТ, в том числе Интернет, предоставляют человеку возможность самообучения. Каждый индивид может:

- выбрать интересующую его тематику;

- в любой момент прервать процесс обучения, а позже вернуться к изучаемому материалу;

- получить дополнительную информацию в интерактивном режиме;

- изучить один и тот же материал на разных языках и пр.

Общение с компьютерами из достояния профессионалов становится распространенным повсеместно. Значение и роль управления знаниями при помощи ИТ возрастает в геометрической прогрессии. Сегодня интернет-технологии являются комплексным средство освоения человеком своих профессиональных знаний, да и в целом окружающего мира. Потенциал управления знаниями в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного мышления, мировоззрения, активизации знаний. К сожалению, в большинстве современных российских предприятий и организаций этот потенциал до сих пор остается нереализованным. При этом необходимо учесть, что основным противоречием современного образовательного процесса является возросшая интенсивность информационного потока (в том числе посредством Интернета) и недостаточная техническая оснащенность многих организаций для его полноценного освоения.

Популярность сети Интернет можно охарактеризовать использованием познавательной, информационной, коммуникативной и других функций. Так же следует отметить, что процесс управления знаниями при помощи ИТ обладает широким спектром воздействия на человека. Так, комплексное изучение материалов посредством Интернета, виртуального мира компьютера помогает исправить такие существенные недостатки традиционного процесса образования, как одностороннее, изолированное друг от друга изучение и анализ рассматриваемого материала. Таким образом, применение ИТ ускоряет сам процесс управления знаниями и имеет большой процент отдачи в результате максимального воздействия на подсознание обучаемого за счет удовлетворения его основных потребностей.

Управление знаниями имеет две основные задачи. Одна - это эффективность, использование знаний для роста производительности путем увеличения быстродействия или снижения затрат. Другая - инновации, создание новых продуктов и услуг, новых предприятий и новых бизнес-процессов [15].

Большую роль в процессе управления знаниями имеет их дифференциация. Так, по мнению Б.З. Мильнера [17], всю совокупность знаний можно разделить на знания:

- устанавливающие цель, т. е. «знания зачем»; они используются для определения возможностей формирования целей и ценностей;

- систематические - «знания что»; они используются для глубокого анализа причин и синтезирования новых методов и альтернатив;

- прагматичные - «знания как»; они используются в процессах принятия решений и являются фактическими знаниями;

- автоматические, используемые при выполнении заданий автоматически, без осознанного обоснования.

С учетом принятой дифференциации ИТ в процессе управления знаниями предусматривают методику обучения, основанную на проблемных, эвристических, игровых и иных продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность работника, самостоятельность его мышления, восприятие, интерпретацию и анализ структуры изучаемого материала, усвоение знаний.

Таким образом, среди основных условий развития процесса управления знаниями в российских организациях на основе ИТ можно выделить:

- общую ориентацию на развитие профессиональных качеств личности;

- учет психологических особенностей, спектра реальных интересов и предпочтений обучаемого;

- разработку критериев развития процесса обучения и способности к критическому анализу материалов;

- совершенствование моделей, программ, методик, форм обучения работников (в том числе с использованием зарубежного опыта);

- модернизацию материально-технической базы процесса обучения;

- включение в вузовские программы курсов, предусматривающих изучение профессиональных особенностей и навыков посредством Интернета.

Что же касается процесса управления знаниями с применением ИТ, то он включает в себя:

- целевые установки на развитие профессиональных навыков работников;

- компонентность: средства обучения; формирование целостного восприятия и анализа изучаемого материала (с учетом специфики Интернета и т.д.), индивидуального критического мышления;

- структурность (взаимосвязь компонентов системы, логическая обоснованность последовательности этапов модели, заключающихся в частности в том, что практические занятия креативного характера опережают занятия теоретического плана, что дает обучаемому возможность развить целостное восприятие материалов);

- функциональность (содержательная часть, эвристическая, проблемная, игровая методика проведения процесса обучения);

- коммуникативность (соотнесение модели, программы, методики с современной экономической ситуацией, с возможностями средств массовой информации и т.д.);

- практическая реализация и результативность.

Подводя итог, можно сказать, что применение ИТ

ускоряет процесс управления знаниями. В результате организация получает информационно грамотного работника «нового типа», обладающего профессиональными компетенциями и способного принимать управленческие решения, нести за них ответственность с учетом возможных условий и последствий. Таким образом, ИТ в процессе управления знаниями являются эффективным средством развития профессионально грамотной, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока.

Литература

1. Вайбер Р. Эмпирические законы сетевой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 3-4.

2. Марьясин Д.С. Управление знаниями и его институциональная основа : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2006.

3. Попов Е.В., Власов М.В. Миниэкономические институты производства новых знаний. Екатеринбург, 2006. 165 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Глазьев С.Ю. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции : науч. докл. М., 2013.

5. Tonn Bruce E. Recearch Society: Sciency and Technology for the Ages // Futures. 2004. Vol. 36,

№ 3. P. 335-346.

6. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестн. РАН. 2003. № 5.

7. Бендиков М. Интеллектуальные ресурсы и их роль в новой экономике // Консультант директора. 2002. № 9(165). C. 22-30.

8. Теория и практика экономики и социологии знания / Научный совет по Программе фунд. ис-след. Президиума РАН «Экономика и социология знания». М., 2007.

9. Духнич Ю. Управление знаниями. URL: http://www.smart-edu.com/upravlenie-znaniyami.html (дата обращения: 12.11.2014).

10. Davenport T.H., Prusak L. Working knowledge: How organisation manage what they know. Boston, 1998.

11. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах: пер. с англ. М., 2011. 384 с.

12. Despres C., Chauvel D. A Thematic Analysis Of The Thinking In Knowledge Management // Knowledge Horizons: The Present And The Promise Of The Knowledge Management / ed. by C. Despres, Chauvel D. Butterworth-Heinemann, 2000.

13. Bukowitz W., Williams R. The Knowledge Management Fieldbook. Prentice Hall, 1999.

Поступила в редакцию

14. Stewart T. Intellectual Capital. London, 1997.

15. Управление знаниями. URL: http://hrm.ru/ db/hrm/AC09CFE8A92DD7E9C3257718004F1C82/p rint.html (дата обращения: 15.10.2014).

16. Трофимов Л.А., Трофимов В.В. Управление знаниями : учеб. пособие. СПб., 2012. 77 с.

17. Мильнер Б.З. Концепция управления знаниями в современных организациях // Рос. журн. менеджмента. 2003. № 1. С. 57-76.

15 января 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.