Научная статья на тему 'Внедрение корпоративного портала на наукоемком машиностроительном предприятии как основы системы управления знаниями'

Внедрение корпоративного портала на наукоемком машиностроительном предприятии как основы системы управления знаниями Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
750
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЙ ПОРТАЛ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ФОРМАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / ЗАЩИЩЕННАЯ ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ (KNOWLEDGE MANAGEMENT) / СПИРАЛЬ ЗНАНИЙ / КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СORPORATE PORTAL ENTERPRISE MANAGEMENT / KNOWLEDGE MANAGEMENT (KNOWLEDGE MANAGEMENT) / FORMALISATION OF INFORMATION / SECURE THE TRANSFER OF KNOWLEDGE / THE SPIRAL OF KNOWLEDGE / COGNITIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Водчиц Алина Степановна

Рассмотрены проблемы внедрения концепции управления знаниями на наукоемких машиностроительных предприятиях. Даны существующие определения управления знаниями. На основе спирали знаний предложено создать корпоративный портал управления знаниями. Портал позволяет интегрировать все информационные ресурсы компании в единую базу знаний, обеспечить быстрый поиск требуемых знаний и людей, организовать совместную работу, поддерживать процессы корпоративного обучения. Еще одна важная задача корпоративных порталов управления знаниями это анализ больших массивов информации и данных. Отмечено, что корпоративный портал управления знаниями может способствовать обмену знаниями с помощью таких инструментов, как процедуры и корпоративные энциклопедии, форумы и веб-конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRODUCTION OF A CORPORATE PORTAL FOR SCIENCE-INTENSIVE MACHINE-BUILDING ENTERPRISES AS THE FOUNDATION OF A KNOWLEDGE MANAGEMENT SYSTEM

Problems of introducing the concept of knowledge management of science-intensive machine-building enterprises. Given the existing definitions of knowledge management. On the basis of the spiral of knowledge asked to create a corporate knowledge management portal. The portal allows the integration of all information resources of the company in a common knowledge base, ensure a quick search of the required knowledge and people, to collaborate, to support the processes of corporate training. Another important task of corporate knowledge management portals is the analysis of large arrays of information and data. Noted that corporate knowledge management portal can facilitate the sharing of knowledge with the help of tools such as procedures and corporate encyclopedia, forums, and web conferencing.

Текст научной работы на тему «Внедрение корпоративного портала на наукоемком машиностроительном предприятии как основы системы управления знаниями»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

УДК: 658

ББК: 32.97-018.2

Водчиц А.С.

ВНЕДРЕНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ПОРТАЛА НА НАУКОЕМКОМ

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ КАК ОСНОВЫ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Vodchyts A.S.

THE INTRODUCTION OF A CORPORATE PORTAL FOR SCIENCE-INTENSIVE MACHINE-BUILDING ENTERPRISES AS THE FOUNDATION OF A KNOWLEDGE

MANAGEMENT SYSTEM

Ключевые слова: корпоративный портал управления предприятием, формализация информации, защищенная передача знаний, управление знаниями (knowledge management), спираль знаний, когнитивные технологии.

Keywords: œrporate portal enterprise management, formalisation of information, secure the transfer of knowledge, knowledge management (knowledge management), the spiral of knowledge, cognitive technologies.

Аннотация: рассмотрены проблемы внедрения концепции управления знаниями на наукоемких машиностроительных предприятиях. Даны существующие определения управления знаниями. На основе спирали знаний предложено создать корпоративный портал управления знаниями. Портал позволяет интегрировать все информационные ресурсы компании в единую базу знаний, обеспечить быстрый поиск требуемых знаний и людей, организовать совместную работу, поддерживать процессы корпоративного обучения. Еще одна важная задача корпоративных порталов управления знаниями - это анализ больших массивов информации и данных. Отмечено, что корпоративный портал управления знаниями может способствовать обмену знаниями с помощью таких инструментов, как процедуры и корпоративные энциклопедии, форумы и веб-конференции.

Abstract: problems of introducing the concept of knowledge management of science-intensive machine-building enterprises. Given the existing definitions of knowledge management. On the basis of the spiral of knowledge asked to create a corporate knowledge management portal. The portal allows the integration of all information resources of the company in a common knowledge base, ensure a quick search of the required knowledge and people, to collaborate, to support the processes of corporate training. Another important task of corporate knowledge management portals is the analysis of large arrays of information and data. Noted that corporate knowledge management portal can facilitate the sharing of knowledge with the help of tools such as procedures and corporate encyclopedia, forums, and web conferencing.

Все чаще на наукоемких машиностроительных предприятиях России мы сталкиваемся с глобальной проблемой формализации информации и, как следствие, проблемой управления знаниями (УЗ, англ. knowledge management). Процесс внедрения концепции УЗ на наукоемких машиностроительных предприятиях

достаточно сложен и зачастую невозможен ввиду специфики производственных процессов предприятия. Основными

проблемами, с которыми сталкиваются предприятия, являются:

- извлечение знаний;

- формализация информации;

- хранение, обмен и выдача данных;

- постоянное обновление формализованной информации, в связи с устареванием знаний;

- сложности, связанные с технологиями.

Грамотное применение концепции УЗ

в технологическом процессе производства, в свою очередь, приводит к повышению эффективности деятельности и

конкурентоспособности предприятия в целом.

Для того чтобы правильно управлять знаниями необходимо четко представлять

себе сам процесс управлениями этими знаниями и определение знаний как таковых. Российская и зарубежная практики изучения данного вопроса предлагают следующие определения knowledge management (таблица 1).

Таблица 1 - Определение knowledge management

Определение

Автор, источник, год

Процесс извлечения, распространения и эффективного использования знаний

Davenport, 1994

Дисциплина, предоставляющая интегрированный подход к поиску, выявлению, извлечению, оценке знаний и обмену всей корпоративной информацией. Такая информация может включать базы данных, документы, политики, процедуры и уже известные экспертные знания и опыт отдельных сотрудников_

Duhon, Gartner Group, 1998

Управление интеллектуальным капиталом в интересах предприятия

Hoffman, 1998

Формальный процесс, включающий в себя сотрудников организации, а также процессы и технологии, объединенные в таком решении, которое способно находить знания и своевременно поставлять их тем, кому это необходимо

Duffy, 2001

Интеллектуальный процесс, с помощью которого сырые данные собираются и трансформируются в информацию. Полученные элементы информации собираются и организуются в обусловленные контекстом структуры, которые представляют собой знания_

Onge, 2001

Не существует единственного ясного подхода к развитию систем управления знаниями - оно является многогранным процессом. Управление знаниями - это динамичный, непрекращающийся организационный феномен, состоящий из взаимозависимых процессов разного характера и с разными характеристиками. Для управления знаниями могут использоваться информационные технологии, помимо традиционного хранения и извлечения закодированных знаний_

Alavi, Leinder, 2001

Концепция, в рамках которой информация превращается в действенные знания и легко, в удобной форме поставляется тем сотрудникам, которые могут эти знания использовать_

Information Week, 2003

Дисциплина, которая помогает сотрудникам, командам и организации в целом коллективно и систематически создавать знания, обмениваться ими и использовать знания для более успешного достижения своих целей

R. Young

Такое управление организацией, которое нацелено на постоянное обновление базы организационных знаний; это, в числе прочего, подразумевает создание соответствующих организационных структур, фасилитацию для сотрудников и использование таких ГГ-инструментов, которые делают акцент на командной работе и обмене знаниями_

T. Bertels

Дисциплина, которая позволяет сотрудникам организации коллективно приобретать знания, обмениваться ими и использовать знания для достижения бизнес-целей

Accenture

Процесс, который позволяет организации извлекать прибыль из объема знаний, или интеллектуального капитала, который имеется в ее распоряжении. Прибыль возможно получать в том случае, если

Букович, Уильямс

организация использует свои знания для создания дополнительной ценности для потребителя_

Вчитавшись в эти определения, легко заметить, что они весьма разнородны, и что особое внимание в них уделяется разным компонентам системы управления знаниями, а именно - человеческим ресурсам, организационным аспектам и целям, либо технологиям, которые помогают реализовать саму концепцию управления знаниями.

Отметим, что знания - это нечто большее, чем и данные, и информация. К знаниям также относятся: убеждения и моральные ценности; идеи и изобретения; суждения; навыки и профессиональные познания; теории; правила; отношения; мнения; понятия; прошлый опыт.

Все вышеперечисленное (или только часть из этого) мы используем для того, чтобы объяснить и понять данные и информацию, чтобы превратить

информацию в знания.

Согласно другому определению, корпоративный портал управления

знаниями -технологическое использует технологии

это информационно-решение, которое корпоративного информационного портала для управления знаниями, взаимодействиями между сотрудниками, рабочими группами и организацией в целом, а также для поиска, извлечения и представления знаний. Такое решение создает условия для выявления, хранения и эффективного использования знаний в организации.

Можно сказать, что корпоративный портал управляет взаимодействиями между явными и скрытыми знаниями предприятия, способствует обмену знаниями на всех -индивидуальном, групповом и

корпоративном - уровнях, и помогает переходу знаний из одной формы в другую.

Для того, чтобы реализовать такую модель управления знаниями, можно опереться на спираль знаний (рисунок 1) И. Нонаки и Х. Такеучи SECI (Socialization, Externalization, Combination, Internalization).

Рисунок 1 - Спираль знаний И. Нонаки и Х. Такеучи SECI

Такая модель помогает подобрать к различным вариантам взаимодействий и обмена знаниями соответствующие информационные технологии и

реализовывать их на базе корпоративного портала управления знаниями. В ней отражены все возможные способы взаимодействия знаний, согласно этой модели можно описать четыре основные функции портала управления знаниями.

Социализация означает

предоставление знаний в общее

пользование и расширение

подразумеваемых знаний, И. Ночака и Х. Такеучи определили этот процесс как предоставление в общее пользование опыта и, следовательно, создание

подразумеваемых знаний, таких, как распределенные ментальные модели и технические навыки. Человек может получать подразумеваемые знания непосредственно от других, не прибегая к средствам языка. Подразумеваемые знания в этом случае создаются с помощью

распределения опыта; авторы замечают, что такие знания очень трудно обобществляются, если участники в ходе процесса не способны извлекать и передавать собственный опыт другим людям. В качестве механизма для обучения и создания знания И. Нонака и Х. Такеучи предлагают лагеря «мозгового штурма», основанные компанией Honda и другими японскими компаниями, в которых людей собирают вместе для совершения различных интеллектуальных и даже физических упражнений, чтобы они создали общую ментальную модель.

Экстернализация превращает

«неявные знания в явные представления. Это квинтэссенция процесса создания знаний, в ходе которого подразумеваемые знания превращаются в явные, принимая форму метафор, аналогий, идей, гипотез или моделей». Критика ранее приобретенных знаний и анализ концепций приводят к созданию моделей, нередко в форме метафор, которые становятся общей ментальной собственностью. Это ведет к построению связей между концепциями, которые вначале могут возникать в общем виде. «Этот творческий, познавательный процесс продолжается, так как мы размышляем над сходством концепций и видим дисбаланс, несогласованность и противоречия в их комбинациях, что часто ведет к открытию новых значений или даже формированию новых парадигм». И. Нонака и Х. Такеучи особо подчеркивают, что эта фаза спирали знаний является наиболее сложной и продолжительной по времени, а также делают акцент на важности групповых усилий для достижения результатов на данной стадии.

Комбинация, как следует из названия, - это сбор воедино различных форм и типов ясно определенных знаний и их соединение с целью создания новых знаний.

И. Нонака и Х. Такеучи описывают это как процесс систематизации концепций в систему знаний. Эта разновидность знаний встречается во многих типах исследований и тренингов; авторы приводят надлежащим образом оформленное бизнес-образование, такое, как программы МВА, в качестве

примера комбинации знаний на практике. Комбинация - это именно то, что мы чаще всего делаем, когда обучаемся или получаем знания из других источников.

Интернализация (усвоение) - это процесс «воплощения явных знаний в неявные знания». Он тесно связан с «обучением посредством практики». Это сложный и требующий времени процесс, главная цель которого - позволить сотрудникам проникнуться чувствами или лучше понять опыт других людей (коллег, клиентов и др.). Его можно применять для усиления идеи корпоративной культуры. И. Нонака и Х. Такеучи снова обращаются к опыту компании Honda, где реализуется некая мифологизация основателя компании

- Хонда Соширы - посредством распространения биографии и других материалов о его жизни и карьере; сотрудники и менеджеры усваивают эти явные знания, которые становятся частью их собственных ментальных моделей, а затем, перейдя в общее использование, превращаются в корпоративную культуру компании Honda.

Будучи сведенными воедино, все эти элементы модели приводят к синергетическому эффекту в процессе управления интеллектуальным капиталом организации.

На практике большинство

наукоемких машиностроительных

предприятий России создают, используют и постоянно совершенствуют

корпоративные порталы управления предприятием, для внутреннего общения сотрудников на разных «этажах» управления. Так, к примеру, ОАО «Сатурн

- Газовые турбины», предприятие -интегратор и комплексный поставщик высокоэффективного наземного энергетического оборудования для ОАО «Газпром», энергогенерирующих компаний, жилищно-ком-мунальных хозяйств городов и поселков, нефтегазовых компаний (проектирование, производство, монтаж и пуско-наладка газотурбинных агрегатов, комплексное строительство электростанций, сервисное обслуживание энергообъектов), в 2008 г. совершило удачную попытку разработать

корпоративный портал. В 2009 г. происходило постепенное внедрение и эффективное использование постоянно совершенствуемого информационного портала, где каждая служба (подразделение) отвечает за свои процессы

и тесно общается со смежными службами. Вся информация предприятия по продукции, процессам, поставщикам, заказчикам собирается, формализуется и выдается в качестве процедур (рисунок 2).

Управляющий директор (УД)

Деловая Приказы

переписка

Г

Служебные Протоколы

записки заседаний

*

Коммерческий директор

Служба коммерческого директора. по

энергетическим

Служба по программам пэкиджирования и

...... Т 'Т Г\ '

Проток

олы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заседан

ий

V

Главный конструктор

Связи со строителями

Главный инженер

Связи с исполнителями, договора, письма,

Главный бухгалтер

Служба УД по

экоиоляике

Директор программ пэкиджирования и реализации ГПУ

Связи с Связи с

иностран исполнител

ными ями,

заказчика строителям

ми и

* *

Программы Процедуры Протоколы

\ Информационный портал \

\ОАО «Сатурн - Газовые турбины»^ \

\

База данных предприятия

\

\

Мультимедийные данные

Презентации

Текстовые, графические и числовые данные

Директор по закупкам

Директор производства

Директор по строительству

Директор по персоналу

Кадровая служба,

обучение,

переподготовка,

стажировки, обмен

Заместитель УД по качеству и совершенствованию процессов

Служба зам. УД по качеству

Техническая и конструкторская документация,

Совершенствование бизнес-процессов, внедрение процедур, программных продуктов

Связи с заказчи ками, строите лями

Протоколы заседаний, статистика, аналитика

Протоколы заседаний, статистика, аналитика

Отдел по работе со СМИ

Отдел по работе с иностранными заказчиками

Участие в выставках, тендерах, конференциях, принятие опыта у зарубежных компаний

Отдел лингвистики

Перевод технической и конструкторской документации,

Рисунок 2 - Структура корпоративного портала производственного предприятия ОАО «Сатурн - Газовые турбины»

■N

Вертикальные коммуникации

Горизонтальные коммуникации

4.

J-

Автоматизация бизнеса

Социальная сеть и коммуникации

' Новости компании ' Фото и Видеогалерея ' Списки сотрудников ' Телефонные справочники ' Графики отсутствий ' Библиотека документов ' Мгновенный поиск ' База знаний (Wiki) Система обучения ' и многое другое

1 Задачи и поручения ' Планирование, календари ' Коллективная работа, группы ' Обмен сообщениями на портале ' Индикатор присутствия

• IM-сообщения, Jabber/XMPP ' Видеоконференции

' Экстранет

• Send&Save SMTP сервер ' и многое другое

J

J

">V

• Бизнес-процессы

• Визуальное проектирование бизнес-процессов

• Списки (Records Management)

• Анализ посещаемости

• Техподдержка и многое другое

J Л

• Друзья, коллеги

• Персональные файлы

• Блоги

• Фотогалереи

• Форумы

• Доска объявлений и многое другое

Рисунок 3 - Возможности портала

Корпоративный портал (рисунок 3) можно представлять себе в качестве единой точки доступа ко всем информационным системами и сервисам, которые используются в организации, - это могут быть самые разные продукты от разных производителей -через обычный интернет-браузер. То есть, корпоративный портал дает возможность объединить всю корпоративную

информацию, все знания и всех носителей этих знаний и предоставить всем нуждающимся в этом сотрудникам удобные средства для совместной работы.

Однако существует потребность создания корпоративно портала управления знаниями. Корпоративным порталом

управления знаниями называют систему сбора информации, а также выявления и формализации новых организационных знаний, которая опирается на весь имеющийся в распоряжении предприятия потенциал знаний, коллективный интеллект и коллективную интуицию обучающихся, совместную работу и вычислительные приложения. Также корпоративный портал управления знаниями является системой выдачи накопленной и создаваемой информации обучающимся, согласно используемым в организации технологиям корпоративного обучения.

Существуют различные модификации корпоративных порталов управления

знаниями, в зависимости от функционала либо ориентации на ту или иную категорию пользователей. Например, это могут быть кадровые порталы, порталы проектного офиса, порталы управления

взаимодействием с потребителями. Соответственно, портал управления знаниями может строиться на разных принципах, которые будут отражать и специфику пользователей, и разнообразие необходимых им функций.

Само по себе наличие портала управления знаниями не гарантирует интенсивных и эффективных процессов обмена знаниями, создания знаний и сохранения знаний, но создает для этого необходимую информационную

инфраструктуру. Портал позволяет интегрировать все информационные ресурсы компании в единую базу знаний, обеспечить быстрый поиск нужных знаний и людей, организовать совместную работу, поддерживать процессы корпоративного обучения. Еще одна важная задача корпоративных порталов управления знаниями - это анализ больших массивов информации и данных.

На предприятии ОАО «Сатурн -Газовые турбины» требуется различать следующие элементы спирали знаний И. Нонаки и Х. Такеучи SECI:

- когнитивные процессы (преобразование неявного и явного знания);

- социальные и организационные условия;

- управленческие инструменты, которые, согласно И. Нонаки и Х. Такеучи, облегчают протекание указанных когнитивных процессов и направляют их в соответствии с организационными целями.

Представляется, что базовые когнитивные процессы преобразования знания - трансформация неявного и явного знаний - относятся к естественной (природной) умственной деятельности человека.

Важный аспект в использовании корпоративных порталов управления знаниями - понимать, что они являются только

1Т-решением, которое само по себе не обеспечивает эффективного управления

знаниями, если не получает поддержки соответствующих специалистов.

Именно профессионалы в области управления знаниями способны обеспечить успешную, результативную работу корпоративного портала, чтобы он мог помочь превратить знания сотрудников в конкурентное преимущества компании.

Независимо от того, сколь удобные и продуманные сервисы будут работать в рамках вашего портала, организации понадобятся специалисты, которые будут вовлекать сотрудников в работу с порталом, модерировать публикации, извлекать наиболее ценные знания из дискуссий и материалов, и заниматься их дальнейшим развитием, управлять поступлением знаний в корпоративные базы, и так далее.

Еще одна важнейшая идея относительно корпоративных порталов управления знаниями заключается в том, что они, по сути, необходимы далеко не всем организациям. Потребность в подобных решениях обычно присуща крупным компаниям и предприятиям, которым приходится иметь дело с большими объемами данных и информации, большим количеством сотрудников и сложной организационной структурой. Если ваша организация не такова, то вполне можно обойтись более простыми и бюджетными решениями -например, системой управления контентом. Но если потребность в корпоративном портале управления знаниями все же присутствует, имеет смысл задуматься о какой-либо профильной платформе либо отдельных решениях, которые будут реализовывать конкретные, нужные именно вам функции.

Система предупреждения ошибок (рисунок 4) предназначена для создания таких условий, в которых невозможно изготовить несоответствующую

продукцию и передать её на следующий этап процесса. В данной статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся человеческих ошибок при производстве продукции, и методах их предупреждения.

Ошибка - неверное действие или неверные данные. Ошибка происходит чаще всего из-за человеческого фактора.

Рисунок 4 - Схема хранения данных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законы Мерфи гласят: если человек может сделать ошибку, он её сделает; если что-то плохое может случиться, оно обязательно случится.

Виды ошибок из-за человечного фактора:

- Забывчивость: иногда мы забываем вещи, если не концентрируем на них свое внимание.

- Ошибки из-за недоразумения: иногда мы совершаем ошибки, если, не изучив ситуацию, делаем неправильное заключение.

- Ошибки идентификации: иногда мы недооцениваем ситуацию, поскольку рассматриваем ее слишком быстро либо довольно поверхностно, поэтому многое не замечанием.

- Ошибки по неопытности: иногда мы делаем ошибки за счет недостатка опыта.

- Ошибки из-за упрямства: иногда ошибки происходят, если мы решаем, что можно игнорировать правила при некоторых обстоятельствах.

- Ошибки из-за небрежности: иногда мы рассеянные и делаем ошибки без анализа их последствий.

- Ошибки из-за медлительности: иногда мы делаем ошибки, когда наши действия замедлены задержками реакции или суждения.

- Ошибки из-за недостатка стандартов: некоторые ошибки происходят когда отсутствуют надлежащие инструкции или рабочие стандарты.

- Ошибки из-за неожиданности: иногда происходят ошибки, если оборудование работает по другому, чем ожидалось.

- Преднамеренные ошибки: некоторые люди делают ошибки преднамеренно.

Виды конструкторских ошибок:

- Неверное оформление конструкторской документации: невыполнение требований процесса по проектированию конструкции и управления конструкторской документацией, отсутствие конструкторской документации на сборочные единицы, устаревшая конструкторская документация, несчастные случаи с производственным персоналом из-за конструкции, несогласованный габаритный чертеж с потребителем и т.д., высокая стоимость изготавливаемой продукции и т.д.

- Ошибки при выборе размеров и допусков: необходимость разработки и изготовления дополнительных средств измерений и оснастки для контроля, повышение стоимости продукции.

- Ошибки при выборе материалов для конструкции, при замене материалов: несоответствующая требованиям потребителя продукция, высокая стоимость конструкции, ненадежная конструкция и т.д.

Виды технологических ошибок:

- Невыполнение требований процесса по проектированию процессов и управления технологической документацией: отсутствие технологической документации для выполнения операций, устаревшая технологическая документация, несчастные

случаи с производственным персоналом, возможность пропуска несоответствующей продукции на следующую операцию, пропуск операции в технологической документации и т.д.

- Технологическая документация, допускающая неправильную сборку продукции: например: задом наперед (например: при установке бачков на продукцию), не той стороной (при установке кронштейнов на продукцию и т.д.).

- Технологическая документация допускающая повреждения продукции: например: не определено усилие затяжки болтов, шпилек и т.д., не определены технологические размеры на обтяжку (стяжку технологическими лентами), выбрана неправильная схема строповки и т.д.

- Технологическая документация с неправильным выбором очередности технологических операций (переходов): например: отсутствие припусков под дальнейшую механическую обработку, невозможность проведения термообработки, сварки, покрытия и т.д.

- Ошибки, связанные с подбором оборудования (оснастки): недостаточная мощность выбранного оборудования для изготовления, невозможность закрепления оснастки и продукции на оборудовании, отсутствие оснастки, изготовление несоответствующей требованиям потребителя продукции и т.д.

- Ошибки при выборе технологической базы: невозможность проведения последующих операций (например: при мехобработке детали), невозможность закрепления детали на оборудовании, используемом в дальнейшем, изготовление несоответствующей требованиям потребителя продукции и т.д.

- Ошибки при выборе средств для мониторинга и измерения продукции: неверные результаты замеров при проведении контроля, неверные параметры продукции.

- Ошибки в определении норм расхода материалов, норм трудоемкостей изготовления: избыток или недостаток ресурсов для изготовления

соответствующей требованиям потребителя продукции, неверная стоимость продукции и т.д.

- Ошибки при выборе режущего инструмента: увеличение времени изготовления продукции, износ и поломка режущего инструмента, изготовление несоответствующей требованиям потребителя продукции.

- Ошибки при выборе упаковки: необеспечение сохранения соответствия продукции, утеря продукции.

Система предупреждения ошибок включает три основных метода, направленных против ошибок:

предупреждение; контроль; остановка.

Предупреждение - метод, в результате которого конструкция такова, что продукт не может быть неправильно произведен или собран. визуальное или звуковое сообщение оператору для указания потенциальной опасности.

Продукт неправильно произведен или собран: конструкции с асимметричными креплениями (для исключения

перепутывания «левого» и «правого»); конструкции с асимметричными деталями (для исключения перепутывания «левого и» и «правого», «верхнего» и «нижнего»), с асимметричными установочными

размерами (для исключения перепутывания установки «верха» и «низа»), с асимметричными осями установки деталей (для исключения неверной установки детали), с различной окраской (для исключения перепутывания одинаковых деталей) и т.д.

Контроль - метод, оценивания соответствия путем наблюдений и суждений, сопровождаемый

соответствующими измерениями,

испытаниями или калибровкой. Устройства настройки/регулировки или методы проверки, которые обеспечивают что настройка/регулировка выполнена

корректно; т.е. производится 100% компонентов необходимого качества, начиная с самого первого.

Проверка исполнителем первой и последней детали, проверка службой качества, проверка соблюдения

технологической дисциплины, проверки

методами статистического управления процессом, технологическая оснастка, выявляющая несоответствующую

продукцию при её производстве, технологические и контрольные приспособления.

Остановка - метод, останавливающий процесс изготовления продукции, временное преднамеренное прекращение функционирования процесса. Устройства, останавливающие изготовление

несоответствующей продукции с использованием способов оповещения (звук, световой сигнал и т.д.). Эти устройства представляют собой

фотоэлементы, фиксаторы, ограничители и другие простые механизмы,

препятствующие отклонению от

стандартных процедур и появлению дефектной продукции.

Для устройств, останавливающих изготовление несоответствующей

продукции с использованием способов оповещения (звук, световой сигнал и т.д.), рекомендуется разрабатывать

эксплуатационный документ, описывающий функции и типы звуковых сигналов, методы проверки данного устройства и т.д.

Предупреждением ошибок занимаются:

- Команда по планированию, разработке и постановке продукции на производство (далее APQP-команда) в соответствии с планами разработки продукции.

- Команда по анализу несоответствий (в процессе проведения корректирующих и предупреждающих действий) при разработке и утверждении корректирующих действий, а также при их проведении в процессе совершенствования продукции.

Предупреждение ошибок

осуществляют для продукции или процесса его производства при появлении брака продукции по причине "ошибка исполнителя".

В заключении отметим, что корпоративный портал управления знаниями может способствовать обмену знаниями с помощью таких инструментов, как процедуры и корпоративные энциклопедии, форумы и веб-конференции. Еще одна функция, которую можно

реализовать с помощью корпоративного портала, - это создание виртуальных рабочих пространств для взаимодействия, обмена знаниями и создания новых знаний. Для этого можно использовать корпоративные социальные сети, системы для проведения онлайн-презентаций, конференций и совещаний, средства для совместной работы над документами различных форматов, системы оценивания контента и экспертов, опросы и голосования, и многое другое.

Важный аспект в использовании корпоративных порталов управления знаниями - понимать, что они являются только ГГ-реше- нием, которое само по себе не обеспечивает эффективного управления знаниями, если не получает поддержки соответствующих специалистов.

Именно профессионалы в области управления знаниями способны обеспечить успешную, результативную работу корпоративного портала, чтобы он мог помочь превратить знания сотрудников в конкурентное преимущество предприятия.

Независимо от того, сколь удобные и продуманные сервисы будут работать в рамках вашего портала, организации понадобятся специалисты, которые будут вовлекать сотрудников в работу с порталом, моделировать публикации, извлекать наиболее ценные знания из дискуссий и материалов, и заниматься их дальнейшим развитием, управлять поступлением знаний в корпоративные базы, и так далее.

Отметим также, что идея относительно корпоративных порталов управления знаниями заключается в том, что они, по сути, необходимы далеко не всем организациям. Потребность в подобных решениях обычно присуща крупным компаниям и предприятиям, которым приходится иметь дело с большими объемами данных и информации, большим количеством сотрудников и сложной организационной структурой. Если организация не является таковой, то вполне можно обойтись более простыми и бюджетными решениями - например, системой управления контентом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аристов, О.В. Управление качеством: учебн. пособие для вузов / О.В. Аристов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 240 с.

2. Басовский, Л.Е. Управление качеством: учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. -М.: ИНФРА-М, 2003. - 212 с.

3. Гуленков, В. Сколько стоит сертификация системы качества? / В. Гуленков // Сертификация. - 2000. - № 3. - С.24-27.

4. Жулинский, С.Ф. Статистические методы в современном менеджменте качества / С.Ф. Жулинский, Е.С. Новиков, В.Я. Поспелов. - М.: Фонд "Новое тысячелетие", 2001. - 208 с.

5. Кудряшов, Л.С. Стандартизация, метрология, сертификация в пищевой промышленности: учебник / Л.С. Кудряшов, Г.В. Гуринович, Т.В. Рензяева. - М.: ДеЛи принт, 2002. - 303 с.

6. Мазур, И.И. Управление качеством: учебн. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро; под ред. И.И. Мазура. - М.: Высш. шк., 2003. - 334 с.

7. Никитин, В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000 / В.А. Никитин. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

8. Семенова, Е.И. Управление качеством / Е.И. Семенова, В.Д. Коротнев, А.В. Пошатаев и др.; под ред. Е.И. Семеновой. - М.: КолосС, 2004. - 184 с.

9. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. - Введ. 200108-15. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. - 21 с.

10. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - Введ. 2001-08-31. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. - 61 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.