Научная статья на тему 'Информационные технологии как средство формирования педагогической культуры студентов вуза'

Информационные технологии как средство формирования педагогической культуры студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палюшкевич Юлия Владимировна

В статье изложены результаты экспериментальной работы по проблеме формирования педагогической культуры студентов вуза средствами информационных технологий, определены направления использования информационных технологий в данном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Палюшкевич Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как средство формирования педагогической культуры студентов вуза»

Выполнение студентами профессионально-ориентированных заданий, предложенных в методических рекомендациях для проведения практических занятий по дисциплинам «Информатика», «Специальные главы информатики» и «Информационные технологии» способствуют:

- освоению способов обработки информации различного типа с помощью компьютерных программных средств;

- организации целенаправленных действий по поиску, анализу, структурированию материала и его представлению в удобной форме;

- организации работы с учебной литературой по педагогике с целью выполнения заданий для самостоятельной работы;

- освоению процедур обработки педагогической информации (результаты экспериментов, методы их обработки, анализа и графического представления).

Результаты анкетирования студентов первых и вторых курсов специальностей 050711 - «Социальная педагогика» и 050502 - «Технология и предпринимательство» педагогического факультета Курганского государственного университета показали, что использование профессионально-ориентированных заданий на занятиях но дисциплинам «Информатика», «Специальные главы информатики» и «Информационные технологии» позволяет:

- организовать самостоятельную работу студентов по поиску, анализу и структурированию учебного материала по педагогике (43,4% респондентов);

- повысить интерес к изучению педагогических дисциплин (57,8% респондентов);

- освоить методы обработки и представления результатов педагогических экспериментов с помощью компьютерных программных средств (69,4% респондентов);

- освоить процедуры компьютерной обработки педагогической информации разного типа — текст, таблица, графика, звук (71,5% респондентов).

Второе направление организации процесса формирования педагогической культуры студентов вуза - использование информационных технологий преподавателями педагогических дисциплин на занятиях со студентами.

В ходе проведенного опроса студентов педагогического факультета Курганского государственного университета было выявлено, что применение информационных технологий на занятиях по педагогическим дисциплинам, по мнению респондентов, способствует:

- активизации внимания студентов в ходе лекции на основных положениях изучаемого материала (53% респондентов);

- лучшему усвоению учебного материала представленного в виде схем, таблиц, рисунков с применением анимации и звуковых эффектов (47% респондентов);

- развитию зрительной памяти (42% респондентов).

Одним из обстоятельств применения информационных технологий в процессе формирования педагогической культуры студентов является осна-

щение аудиторий компьютерными и интерактивными устройствами (компьютерная техника, интерактивные доски, ноутбуки, мультимедийные проекторы). Уровень оснащенности аудиторий педагогического факультета Курганского государственного университета интерактивными и компьютерными устройствами позволяет внедрять и целенаправленно использовать информационные технологии в процессе формирования педагогической культуры студентов вуза.

Другим обстоятельством является соответствующая подготовка преподавателей в области информационных технологий. Все респонденты, указывая на необходимость и целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе вуза, следующим образом оценивают возможность их применения в процессе приобретения и контроля знаний по педагогическим дисциплинам: на лекционных занятиях - 3,5 балла, на семинарских занятиях - 4,2 балла, на практических занятиях - 3,7 балла, для организации самостоятельной работы студентов - 4,4 балла, для организации контроля промежуточного — 2,6 балла, для организации контроля итогового - 3,2 балла.

Опрос преподавателей педагогических дисциплин Курганского государственного университета показал, что более половины респондентов используют компьютер в качестве инструмента для набора и распечатки текста, таблиц, создания простых презентаций (без использования анимационных и звуковых эффектов). 17% из числа опрошенных используют ресурсы сети Интернет для поиска учебной информации по своим предметам. 66,5% используют компьютер и интерактивные доски на занятиях со студентами в качестве средства демонстрации презентаций, и только 12% из них знакомы с возможностями данного технического средства и стремятся их использовать в своей работе. При этом 25% из числа опрошенных оценивают уровень своей компьютерной подготовки как средний (набор текста, таблиц, схем с форматированием, работа в сети Интернет, создание анимированных презентаций, сканирование текста и рисунков, сохранение результатов на различных носителях информации), 40% - как удовлетворительный и 35% - как неудовлетворительный (испытывают сложности при работе с компьютером).

Для преодоления затруднений при работе с компьютером преподавателям педагогических дисциплин был предложен лабораторный практикум, основной целью которого является подготовка преподавателей к использованию информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности. Необходимым дополнением к этому практическому курсу служит электронное (аудиовизуальное) пособие, в котором представлен теоретический материал, описывающий возможности интегрированного пакета прикладных программ Microsoft Office, рассмотрены конкретные примеры работы с информацией, представлены видеоклипы, демонстрирующие процедуры работы с программами данного пакета. Электронное пособие представляет собой набор файлов в формате HTML, просматриваемых с помо-

щью программ браузеров, например, Internet Explorer. Данное пособие может быть использовано для самостоятельного изучения возможностей программ интегрированного пакета Microsoft Office.

Одним из направлений использования информационных технологий преподавателями педагогических дисциплин на занятиях со студентами является демонстрация презентационной графики, разработанной средствами программы интегрированного пакета Microsoft Office - Microsoft PowerPoint. Данное направление активно используется в ходе преподавания различных педагогических дисциплин, в частности «Истории педагогики и образования».

В рамках данной дисциплины разработаны презентации на следующие темы: «Воспитание в первобытном обществе», «Помпеи», «Средневековье», «Содержание трудового воспитания», «Россия - великая судьба» и другие.

Презентации «Воспитание в первобытном обществе», «Средневековье», «Содержание трудового воспитания» и другие содержат учебный материал, представленный в виде схем, таблиц и рисунков с применением анимационных эффектов.

Использование новых информационных технологий для самостоятельной образовательной деятельности студентов, как одно из направлений организации процесса формирования педагогической культуры, осуществляется следующими способами:

1) творческие задания для самостоятельного выполнения на определенную тему, которые реализуются студентами при подготовке к семинарским занятиям по педагогическим дисциплинам. Одним из требований является использование информационных технологий для наглядного представления материала подготовленных докладов;

2) создание базы электронных версий учебников, методических пособий, первоисточников по педагогике в формате PDF для самостоятельного изучения и подготовки к занятиям. В настоящее время база содержит порядка 200 отсканированных источников. Студенты имеют возможность работать с этой базой на семинарских и практических занятиях по педагогическим дисциплинам или записать файлы на компакт-диск и использовать для самостоятельной учебной деятельности.

3) создание электронного пособия для проведения курса по выбору «Педагогическая культура» или для самостоятельной работы студентов. Электронное пособие представляет собой набор файлов в формате HTML, которые содержат текст, таблицы, рисунки, анимацию, видеоклипы.

Содержание курса по выбору «Педагогическая культура» и электронного пособия направлено на формирование основных элементов педагогической культуры студентов вуза: профессионально-педагогической направленности личности и отношения к педагогическому труду; профессионально-значимых качеств личности; коммуникативных, организаторских, творческих, практических, информационных, диагностических умений и профессиональных знаний.

Анализ результатов эксперимента свидетельствует о том, что наибольший показатель прироста уровня сформированное™ педагогической культуры у студентов вуза наблюдается в том случае, если процесс формирования данного качества у студентов вуза организован по трем направлениям:

1) формирование компьютерной грамотности на основе профессионально-ориентированных заданий; 2) использование информационных технологий преподавателями педагогических дисциплин на занятиях со студентами; 3) применение информационных технологий в ходе проведения курса по выбору «Педагогическая культура» и для самостоятельной работы студентов.

Библиографический список

1. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст]: для пед. спец. высш. учеб. заведений / О. А. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Барабанщиков, А. В, Педагогическая культура офицера. [Текст] /

А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов. - М.: Воениздат, 1985. - 159 с.

3. Бондаревская, Е. В, Педагогическая культура как общественная и личная ценность [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1999. — № 3. - с. 37-43.

4. Видт, И. Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы [Текст] / И. Е. Видт // Педагогика. - 2002. - № 3. - с. 3-7.

5. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.

6. Колесникова, И- А. Педагогическая праксиология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Е. В. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 256 с.

7. Крылова, Н. Б, Формирование культуры будущего специалиста [Текст]: методич. пособие для учителей / Н. Б. Крылова. - М.: Просвещение, 1990. -150 с.

8. Сластен и и, В. А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. -4-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 480 с.

9. Заглядина, О. Н. Формирование педагогической культуры будущего учителя математики [Текст] / О. Н. Заглядина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 67-75.

10. Сластенин, В. А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования [Текст] / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 1. — С. 49-75.

11. Зайнутдинова, Jl. X. Электронные учебные пособия для самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные единицы [Текст] / Л. X. Зайнутдинова,

О. А. Сенина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. — № 1. — С. 256- 264.

12. Копеин, А. В. Развитие информационно-образовательной среды вуза [Текст] / А. В. Копеин, Е. А. Пахомова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 1.-С. 264-275.

13.Шипулин, Н. И. Формирование информациооно-образовательной среды учебного заведения на основе проектной культуры [Текст] / Н. И. Шипулин, 90

С. А. Майдуров // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 1. -С. 275-281.

14. Вольф, Е. И. Дифференциально-индивидуальная траектория иноязычного образования экономистов на основе проектно-текстовой технологии [Текст] / Е, И. Вольф // Сибирский педагогический лсурнал. - 2008. - № 3. - С. 214-223.

15. Босикова, К, Н. Условия повышения учебной активности студентов неязыковых специальностей средствами новых информационных технологий [Текст] / К. Н. Босикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 333-339.

16. Зайнутдинова, Л. X, Формирование специальных инженерных компетенций средствами электронного практикума [Текст] / Л. X. Зайнутдинова, В. Н. Миронов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 281-288.

17. Ахметова, М. Н. Социально-педагогические детерминанты формирования готовности учителя к проектированию и осуществлению образовательных технологий [Текст] / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал, - 2008. — № 1. - С. 87-105.

18.3елетдинова, Э. А. Проблемы компьютерного интернет-тестирования в оценке качества подготовки специалистов по программам высшего профессионального образования [Текст] / Э. А. Зелетдинова, М. Ю. Яковлева, М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 85-94.

РАЗДЕЛ III ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА

УДК378.016: 811.161.1: 070

Приказчикова Ольга Александровна

Соискатель кафедры стилистики, риторики и культуры речи Мордовского государственного университета им, Н. П. Огарева, barminskaya@mail.ru, Саранск

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ КУРСА «ЯЗЫК СМИ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ

Prikazchikova Olga Aleksandrovna

Post-graduate student of chair of stylistics, rhetoric and speech culture of Mordovian State University of a name ofN. P. Ogarev, barminskaya@mail.ru, Saransk

TO A QUESTION ABOUT THE CONTENT OF THE COURSE “LANGUAGE MEDIA: FUNCTIONAL ASPECTS” IN THE TRAINING

OF FUTURE JOURNALISTS

Государственный образовательный стандарт в области подготовки будущих журналистов предполагает полноценную подготовку в области современного русского языка. Поуровневое изучение современного языка (фонетика, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис) способствует формированию языковой компетенции будущих журналистов, позволяет детально рассмотреть и эффективнее усвоить достаточно объемный курс современного русского языка.

Но столь подробное изучение каждого уровня в отдельности не позволяет рассмотреть все многообразие языковых явлений в их взаимосвязи, то есть не обеспечивает функциональный подход к изучению языка.

Включение в государственный образовательный стандарт дисциплины «Язык СМИ: функциональный аспект» позволяет представить язык как систему, выполняющую различные функции.

Одной из основных задач изучения данной дисциплины является выработка квалифицированного отношения к изменениям, происходящим в языке СМИ.

Особую роль при решении данной задачи играет изучение изобразительно-выразительных средств языка с функциональной точки зрения. В нашей работе мы рассматриваем особенности изучения метафоры.

В русле когнитивной лингвистики происходит понимание метафоры как необходимого инструмента в познании действительности (Н. Д. Арутюнова,

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ КУРСА ...

В. Г. Гак, Ю. Н. Караулов, Е. С. Кубрякова, В. В. Петров, Г. Н. Скляревская,

В. Н. Телия, В. Г. Харченко, А. П. Чудинов).

Основополагающим понятием когнитивной лингвистики является концепт. Концептуальная метафора - это языковая структура, представляющая опыт народа в метафорических образных моделях: эти модельные представления «возникают в результате взаимодействия человека с его культурным окружающим миром» [2; 3] язык как элемент окружающего мира показывает отношение к нему человека, и использование соответствующих языковых средств характеризует позицию человека по отношению к природе.

В Российской лингвистике теория концептуальной метафоры была представлена в виде теории метафорического моделирования [Баранов, Караулов 1991, 1994; Будаев, Чудинов 2006; Чудинов 2001, 2003].

Методика описания метафорических моделей в политической речи детально представлена в работах А. П. Чудинова Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000), Екатеринбург, 2001; Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации, Екатеринбург, 2003.

Ученый выделяет шесть параметров, образующих метафорическую модель, и располагает их по степени детализации компонентов и их значений, входящих в сферу описываемой метафоры:

1) Исходная понятийная область;

2) Новая понятийная область;

3) Типовые для данной модели сценарии;

4) Относящиеся к данной модели фреймы;

5) Составляющие каждый фрейм типовые слоты;

6) Компонент, который связывает первичные и вторичные значения охватываемых данной моделью единиц.

Изучение метафор в соответствии с приведенной выше схемой позволяет выстроить ряд метафорических моделей актуальных для определенного временного промежутка, для определенной страны, социума внутри этой страны, а также выявить изменения , происходящие в языке современных СМИ.

Для будущих журналистов это особенно важно так, как «существование метафорических моделей в СМИ является своеобразным индикатором состояния общественного сознания» [1; 3].

В монографии А. П. Чудинова [4], посвященной анализу политической метафор российских СМИ периода 1999—2000 гг., показано, что метафорические модели, доминирующие в российских СМИ в последнее десятилетие XX в., характеризуются агрессивным прагматическим потенциалом (сферы-источники «Война», «Криминальный мир», «Болезнь», «Мир животных»).

Материалом для нашего исследования послужили около 50 метафорических выражений, взятых из статей газеты «Независимая газета» в период с осени 2008 по весну 2009 года. Результаты проведенного исследования показали, что при концептуализации современной России в СМИ метафоричес-

кая модель со сферой-источником «болезнь» так же остается актуальной. Согласно метафорической картине российских СМИ, Россия «заболевает» и страдает от экономического кризиса, который представляется как, чужеродный элемент в организме государства, или как некий вирус, поразивший государственную систему.

Н-р: Однако одному серьезному разговору с народом она (власть) предпочла перманентную головную боль, а оперативному вмешательству -хомут завышенных обещаний.

Зародившийся вирус экономического кризиса быстро расползался по миру, парализуя государства одно за другим, словно невидимая чума.

Официальные зимние каникулы решили не убирать, а оставить в виде карантина перед нависшей угрозой заражения экономическим кризисом.

Удалять вирус экономического кризиса придется уже не толкьо постоянными денежными вливаниями в зараженную экономику страны, но

и, скорее всего, вырезанием тех статей бюджета, которые являются неоперабельными.

Множество метафор из военной сферы служит средством формирования образа коварного врага в период глобальных экономических потрясений.

Н-р.: Мы живем в глобальном конфликте слов и выражений.

На саммите 020 выдвинуты две основные концепции борьбы с кризисом.

Пока Обама будет сражаться с Кризисом и очищать страну от следов его злодеяний, русский народ будет посмеиваться в бороду и выжидать, готовиться к прыжку из Стабильности в Неудержимое Развитие.

Ни один мировой финансовый институт не ждал столь жесткого наступления кризиса по всем фронтам.

Заметную долю в метафорической картине стала занимать природные метафоры.

Н-р.: Российскую экономику накроет долговое цунами; многие малые и средние предприятия будут вынуждены объявить дефолт по долгам.

Мы находимся в бушующем море кризиса и нет нам спасения даже на островке стабильности российской экономики.

Если же за страной-должницей негласно признается статус «черной дыры», никаких стимулов для развития национальной экономики у вождей не остается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как бы кризис нас вместе с нашими домами, машинами, мобильными телефонами, ноутбуками и путевками в жаркие страны не затянуло в «черную дыру».

Новая эпоха приносит новые метафоры, а соотношение метафорических моделей в дискурсе СМИ меняется вместе с мироощущением общества. Приведенные выше метафорические модели уже достаточно подробно были описаны в работах Э. В. Будаева, А. П. Чудинова.

К относительно новой метафорической модели мы относим модель «информационных технологий».

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ КУРСА ...

Очевидно, что быстрое распространение компьютерных технологий привело к возникновению новых жизненных реалий, и, соответственно, к образованию определенной концептосферы.

За основу образования данной метафорической модели мы взяли сферу-источник «информационные технологии» и вычленили в ней следующие фреймы (фреймы выделены полужирным, слоты - курсивом):

1. Информация — (передача, хранение, обработка, способы передачи информации (аналоговый, цифровой), файл).

2. Программа -загрузка, перегрузка, перезагрузка, установка, обновление, удаление, юзер, вирус/антивирус).

3. Развлечения - (музыка, кино, игры, виртуальная реальность, игровое пространство, геймер).

4. Интернет - (электронная почта, социальная сеть, живой журнал, блог, смайл).

5. Периферия - (различные устройства, дополняющие работу компьютера).

В каждом фрейме мы выделили слоты, или наименьшие компоненты внутри метафорической модели.

Так как описание и изучение данной метафорической модели только начинает зарождаться, то и выделенные нами фреймы и слоты внутри них могут расширяться.

Приведем примеры для некоторых фреймов.

Н-р.: Рассуэюдая о «перезагрузке» отношений с США Лавров сказал следующее...

Экономика России до сих пор существует в аналоговом формате, в то время, когда уже весь мир перешел на цифровое мышление.

Осуществить перезагрузку экономической системы невозможно без внедрение в неё антивирусных программ.

На нового директора завода все, начиная от простого рабочего и заканчивая главой области, возлагали самые большие надежды. Но, когда дошло дело до реформирования структуры завода, новый начальник оказался обыкновенным юзером.

Виртуальная реальность экономического кризиса оказалась вдруг и не такой уж виртуальной, а наши политик зарекомендовали себя неопытными геймерами.

Как видно из примеров, то новой понятийной сферой для данной метафорической модели являются следующие сферы:

1. Сфера взаимодействия двух государств, дипломатические отношения.

2. Сфера экономических отношений.

3. Сфера социальных отношений.

Результаты проведенного лингвистического анализа актуальны для изучения с будущими журналистами курса «Язык СМИ: функциональный аспект». При этом целесообразно предложить студентам следующие задания:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.