Научная статья на тему 'Информационные технологии как ресурс качества начального и среднего профессионального образования'

Информационные технологии как ресурс качества начального и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY / THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдияров Касымбек Тулеуович

В условиях информатизации образования особую актуальность приобретает проблема самостоятельной познавательной деятельности, творческо-исследовательского подхода к приобретению новых знаний, находящих выражение в новой направленности мышления, нового качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдияров Касымбек Тулеуович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technology as a resource quality of primary and secondary vocational education

In conditions of informatization of education is particularly relevant, creative and cognitive sustainability research approach to acquire new knowledge, finding expression in the new orientation of thinking, a new quality of education.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как ресурс качества начального и среднего профессионального образования»

ИННОВАЦИОННЫЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК РЕСУРС КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К.Т. Алдияров

Актюбинский политехнический колледж ул. Рыскулова, 267, Актобе, Республика Казахстан, 030012

В условиях информатизации образования особую актуальность приобретает проблема самостоятельной познавательной деятельности, творческо-исследовательского подхода к приобретению новых знаний, находящих выражение в новой направленности мышления, нового качества образования.

Ключевые слова: информатизация образования, информационные технологии, обучение, педагог.

В настоящее время практически все страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования, с тем чтобы ученик и его познавательная деятельность заняли центральное место в учебном процессе. Особое внимание педагоги-исследователи, разработчики программ образования и средств обучения уделяют процессу познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. Эта ситуация определяет потребность общества в формировании интеллектуально богатой, конкурентоспособной, всесторонне развитой личности, готовой к быстрой и гибкой ориентации в решении сложных жизненных проблем.

Информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

— адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

— критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные

технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

— грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применят, полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

— быть коммуникабельными, контактными в различных областях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

— самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Развитие общественной жизни, усложнение социальных связей, потребность в перестройке всех общественных отношений в нашем обществе — все это вызывает интерес к информационным и телекоммуникационным технологиям. Ускорение темпов общественного развития ведет к быстрому устареванию накопленного ранее опыта социального управления, необходимости организации его на научных основах. Информационный анализ социальной проблематики превращается в средство исследования общества. По мере внедрения современных информационных технологий в систему технического и профессионального образования происходит изменение роли преподавателя в учебном процессе [1]. В связи с акцентом на самостоятельное приобретение знаний усиливается консультационная и корректировочная направленность обучающей деятельности преподавателя.

В информационных и телекоммуникационных технологиях заложена большая возможность реализации имеющихся возможностей и способностей человека — актуальная проблема современной психологии, социологии, философии, педагогики, а также управления производством.

Так, в теории управления производством выделены следующие факторы, которые могут оказывать влияние на повышение эффективности реализации возможностей и способностей индивида:

— фактор социального заказа — наличие социального заказа на реализацию возможностей и способностей личности со стороны общества в целом, государства как общественного института, отдельных лиц и т.д.;

— фактор потребности самореализации — наличие у личности внутренних потребностей реализации собственных возможностей и способностей;

— фактор социально-психологического резонанса — наличие поддержки реализации возможностей и способностей личности со стороны окружающих, т.е. совпадение потребностей, интересов и целей личности и окружающих ее людей и организаций;

— фактор лидерства — наличие собственного авторитета личности в выбранной сфере деятельности при реализации своих возможностей, в том числе и потребностей;

Вестник РУДН, серия Информатизация образования, 2012, № 1

— фактор морально-правового комфорта — наличие нормативно-правового обеспечения эффективной реализации возможностей и способностей личности;

— фактор внешнего обеспечения — наличие материально-технического и информационного обеспечения реализации возможностей и способностей личности;

— системообразующий фактор — наличие у личности внутренней комплексной системы организации и управления реализацией своих возможностей и способностей.

В этих условиях возрастают требования к профессиональной подготовке преподавателя среднего профессионального учебного заведения, особенно в области управленческой деятельности [2]. Наиболее адекватными направлениями подготовки преподавателей выступает, с одной стороны, необходимость подготовки преподавателей непосредственно в процессе освоения и внедрения информационных технологий, с другой стороны, в системе повышения квалификации педагогических кадров, в рамках которой формируются различные группы преподавателей с разной степенью владения информационными и телекоммуникационными технологиями.

Применение информационных и телекоммуникационных технологий в образовании закономерно, так как это соответствует основным тенденциям и практике развития современного общества. Анализ изменений, происходящих в профессиональной среде современных специалистов, позволяет сделать следующие выводы:

— современное общество нуждается в специалистах нового типа, обладающих высоким уровнем информационной культуры и способных принимать решения в условиях информационной среды;

— для реализации этих положений необходимы изменения в системе профессиональной подготовки, которая на сегодняшний день не способна полностью выполнить социальный заказ общества.

В связи с вышесказанным важно организовать подготовку преподавателей в условиях информатизации профессиональных школ, лицеев и колледжей, выявить принципы и необходимые условия подготовки преподавателей к деятельности в условиях информатизации, а также обеспечить методическую поддержку применения информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональном образовании.

Благодаря проводимой государственной политике в области образования усовершенствованы государственные общеобязательные стандарты образования на всех уровнях, структура и содержание образовательного процесса, укреплена материально-техническая база организаций образования, повышен профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава. Осуществлено вхождение Республики в международное образовательное пространство, включая переход к стандартам оценки результатов деятельности, используемым странами Организации экономического сотрудничества и развития. Планируется определить дифференцированные подходы к системе среднего общего образования и создать условия для продолжения обучения в организациях начального и среднего профессионального образования; внедрить информационные и телекоммуникационные технологии.

В направлении повышения качества начального и среднего профессионального образования и его ориентации на потребности рынка труда основное внимание уделено развитию социального партнерства между работодателями и системой образования; обновлению учебного и лабораторного оборудования; внедрению системы независимой оценки качества профессиональной подготовленности, присвоения и подтверждения квалификации по специальностям технического и обслуживающего труда.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Заславская О.Ю. Теория и практика обучения информатике в системе многоуровневой подготовки учителя: управленческий аспект: Монография. — Воронеж: Научная книга, 2007.

[2] Сиркка-Лииса Кярки. Современные тенденции в педагогике Финляндии // Информатика и образование. — 1995. — № 2. — С. 111—112.

INFORMATION TECHNOLOGY AS A RESOURCE OF QUALITY OF PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

K.T. Aldiyarov

The Aktyubinsk polytechnical college Ryskulova str., 267, Aktobe, Republic Kazakhstan, 030012

In conditions of informatization of education is particularly relevant, creative and cognitive sustainabil-ity research approach to acquire new knowledge, finding expression in the new orientation of thinking, a new quality of education.

Key words: informatization of education, information technology, education, the teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.