Научная статья на тему 'Готовность студентов и преподавателей системы технического профессионального образования к работе с информационными образовательными ресурсами'

Готовность студентов и преподавателей системы технического профессионального образования к работе с информационными образовательными ресурсами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / METHODS OF TEACHING COMPUTER SCIENCE / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдияров Касымбек Тулеуович

Внедрение информационных образовательных технологий и принципов управления образованием в учебный процесс системы технического и профессионального образования требует предварительного анализа готовности к этому профессиональных школ, лицеев и колледжей, а также участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдияров Касымбек Тулеуович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness of students and teachers of technical vocational education to work with information educational resources

Implementation of information educational technologies and principles of management of education in technical and vocational education system requires a preliminary analysis of the willingness of the professional schools, lyceums and colleges, as well as participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Готовность студентов и преподавателей системы технического профессионального образования к работе с информационными образовательными ресурсами»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ И РЕСУРСЫ

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

К.Т. Алдияров

Актюбинский политехнический колледж ул. Рыскулова, 267, Актобе, Республика Казахстан, 030012

Внедрение информационных образовательных технологий и принципов управления образованием в учебный процесс системы технического и профессионального образования требует предварительного анализа готовности к этому профессиональных школ, лицеев и колледжей, а также участников образовательного процесса.

Ключевые слова: информатизация образования, методика обучения информатике, информационные и телекоммуникационные технологии.

Использование сложившегося на сегодняшний день многообразия форм и средств информатизации образования должно быть нацелено на достижение максимальной дидактической эффективности процесса обучения в системе технического и профессионального образования. Вместе с тем наибольший дидактический эффект может быть достигнут только при комплексном использовании отдельных средств современных информационных и телекоммуникационных технологий на различных видах занятий.

Основным содержательным элементом учебного процесса являются информационные ресурсы для обучения информатике студентов средних профессиональных школ, лицеев и колледжей, которые могут использоваться как автономно, так и в рамках различных образовательных программ. В рамках образовательных программ информационные ресурсы по общетехническим дисциплинам для системы среднего политехнического образования могут быть организованы в блоки. Процессом обучения учащихся на курсе управляет преподаватель.

Внедрение информационных образовательных технологий и принципов управления образованием в учебный процесс системы технического и профессионального образования требует предварительного анализа готовности к этому про-

фессиональных школ, лицеев и колледжей, а также участников образовательного процесса. Поэтому прежде чем внедрять в систему технического и профессионального образования работу с образовательными ресурсами, необходимо провести анализ готовности участников образовательного процесса к новым технологиям.

Ежегодно государственный образовательный заказ составляется по заявкам организаций образования с учетом потребности на региональном рынке труда. В Республике Казахстан в 2010—2011 учебном году в организациях начального профессионального образования на бюджетной основе прием составил 2246 учащихся, в организациях среднего профессионального образования — 1511 студентов. В соответствии с казахстанским Законом «Об образовании» в 2010— 2011 учебном году на основе государственного образовательного заказа в профессиональных лицеях обучаются 5095, в колледжах — 5159 учащихся. Всего в профессиональных организациях образования области обучаются: в государственных и частных колледжах — 33 350, в профессиональных лицеях — 5419 учащихся. Всего в организациях технического и профессионального образования обучаются 38 769 учащихся, из них — 10 254 (26,4%) на основе государственного образовательного заказа.

Областное управление образования в своей работе по подготовке кадров технического и профессионального образования руководствуется Законами Республики Казахстан «Об образовании», «О лицензировании», «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», «О местном государственном управлении в Республике Казахстан», «О языках», «О занятости населения», постановлениями и Указами Правительства Республики Казахстан, приказами МОН РК, местными Постановлениями и Решениями.

Управление образования работает над реализацией Государственной программы развития образования, Государственной программы развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан, Государственной программы по совершенствованию системы занятости населения, Региональной программы развития образования и др.

Сегодня в сфере развития образования создаются благоприятные условия для эффективного развития национальной модели системы образования. Обеспечивается широкий доступ к качественному образованию на всех уровнях и ступенях обучения. В рамках Государственной и Региональной программ развития образования в области проведена определенная работа. Цель Программы — совершенствование системы образования на основе приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 г. для повышения качества подготовки обучающихся и удовлетворения потребностей личности, общества.

С целью обеспечения государственной поддержки в получении молодежью профессионального образования ежегодно устанавливается и из года в год увеличивается объем государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с техническим и профессиональным образованием с учетом потребности регионального рынка труда. Если в 2009—2010 учебном году объем государственного образовательного заказа на подготовку специалистов со средним профес-

Алдияров К.Т. Готовность студентов и преподавателей системы технического профессионального...

сиональным образованием составил 1162 мест, то на 2010—2011 учебный год он равняется 1561 мест (26%), по профессиональным школам соответственно в 2005— 2006 учебном году 1335 мест, то в 2008—2009 учебном году — 2246 мест (41%).

Ведется работа по постепенному переориентированию госзаказа на технические специальности. Все эти и многие другие положительные изменения нашли отражение и в системе подготовки преподавателей областной системы среднего профессионального и технического образования.

Представленные в сети Интернет информационные ресурсы по общетехническим дисциплинам для системы среднего политехнического образования классифицируются по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе среднего профессионального колледжа или лицея:

— программно-методические информационные ресурсы по общетехническим дисциплинам (учебные планы образовательных учреждений всех уровней, рабочие программы дисциплин в соответствии с учебными планами);

— учебно-методические информационные ресурсы по общетехническим дисциплинам (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения отдельного курса, тематические планы отдельных занятий и т.д.);

— обучающие информационные ресурсы по общетехническим дисциплинам (сетевые учебники и учебные пособия, мультимедийные курсы, электронные текстовые учебники, электронные учебные пособия);

— вспомогательные информационные ресурсы по общетехническим дисциплинам (сборники документов и материалов, хрестоматии, материалы конференций, энциклопедии, справочники);

— контролирующие информационные ресурсы по общетехническим дисциплинам (тестирующие программы, банки контрольных работ, заданий, тем рефератов, проектных работ).

Функционирование информационных образовательных ресурсов предполагает разворачивание определенных видов деятельности, связанных с коллективными обсуждениями образовательных и научных проблем посредством форумов, телеконференций, консультаций онлайн. Создание информационных образовательных ресурсов позволит выйти на новый уровень качества организации и информационного обеспечения образовательного процесса в системе среднего профессионального и технического образования.

Оценка готовности студентов и преподавателей системы технического и профессионального образования к работе с информационными образовательными ресурсами проводилась методом анкетирования. В проведенном эксперименте участвовали студенты и преподаватели профессиональных и технических лицеев и колледжей — всего более 250 человек.

На вопрос «К внедрению каких средств интернет-технологий Вы готовы?» большая часть студентов и преподавателей отвечают за «тестирование и другие формы контроля» на странице информационных образовательных ресурсов (76,1% студентов, но только 53,6% преподавателей). Также преобладают в про-

центном отношении ответы студентов (61,7 против 27,3%) при голосовании за «получение консультаций с использованием информационных ресурсов по общетехническим дисциплинам». Особенно разителен контраст в оценке онлайн семинара — 22,4% студентов и весьма скептические 5,7% преподавателей. Совершенно противоположно отношение к замене лекций самостоятельным изучением информационных ресурсов для обучения информатике, входящих в состав учебно-методического комплекса и размещенного на странице информационных образовательных ресурсов: 32,6% студентов и 45,4% преподавателей.

Еще более показательны ответы преподавателей на вопрос «Какие преимущества для себя Вам кажутся главными при использовании интернет-технологий?». Треть преподавателей ищут в них возможность снижения аудиторной нагрузки (33,3%); четверть — уменьшения непосредственных контактов со студентами (25%); наконец, шестая часть — повышения производительности своего труда (16,7%).

На вопрос: «Какие дисциплины Вы предпочли бы изучать с использованием информационных технологий?» студенты ответили следующим образом: изучать спецкурсы — 19,6%, гуманитарные науки — 67%, общие дисциплины 1-го и 2-го курсов — 17,6%.

По мере развертывания системы образовательного портала неоднократно проводилось анкетирование пользователей по различным аспектам функционирования информационных образовательных ресурсов, качества предлагаемых электронных учебных пособий, организационных форм работы с ними при активном участии преподавателей и студентов образовательных учреждений системы среднего профессионального и технического образования.

Обучение с применением интернет-технологий опирается на дидактическое, техническое обеспечение и специальные формы организации учебного процесса. Как уже отмечалось, содержание образования при обучении с использованием информационных ресурсов по общетехническим дисциплинам для системы среднего политехнического образования представляет собой совокупность четырех элементов: знания, опыт осуществления способов репродуктивной деятельности, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к действительности, собственной деятельности, к себе самому. Содержание образования не столько предметно ориентировано, т.е. отражает структуру той или иной науки и ее достижения, сколько проблемно ориентированно — учитываются задачи и проблемы, решаемые специалистами в профессиональной деятельности.

Таким образом, основанием для построения целостного содержания образования служит в первую очередь структура профессиональной деятельности специалиста. Все четыре элемента содержания среднего профессионального и технического образования должны охватывать три сферы деятельности: учебную, социальную и профессиональную. Выделенные особенности отбора содержания образования при обучении с использованием информационных ресурсов по общетехническим дисциплинам для системы среднего политехнического образования приводят к выводу, что этим особенностям в наибольшей степени соответствует

Алдияров К.Т. Готовность студентов и преподавателей системы технического профессионального...

модульный принцип построения содержания образования и необходимость интеграции образовательных информационных ресурсов как фактор интеграции обучения информатике и общетехническим дисциплинам.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Алдияров К.Т., Бидайбеков Е.Ы. Личностно-ориентированный аспект использования информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2011. — № 2. — С. 107—113.

PREPARE STUDENTS AND TEACHERS OF TECHNICAL AND VOCATIONAL EDUCATION IN INFORMATION EDUCATIONAL RESOURCES

K.T. Aldiyarov

The Aktyubinsk polytechnical college Ryskulova str., 267, Aktobe, Republic Kazakhstan, 030012

Implementation of information educational technologies and principles of management of education in technical and vocational education system requires a preliminary analysis of the willingness of the professional schools, lyceums and colleges, as well as participants in the educational process.

Key words: informatization of education, methods of teaching computer science, information and telecommunication technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.