Научная статья на тему 'Информационные технологии как необходимое условие формирования и развития профессиональной направленности студентов будущих программистов в процессе обучения иностранному языку'

Информационные технологии как необходимое условие формирования и развития профессиональной направленности студентов будущих программистов в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как необходимое условие формирования и развития профессиональной направленности студентов будущих программистов в процессе обучения иностранному языку»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И

РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

БАКАНОВА М.В.

Одним из важнейших аспектов профессиональной готовности студентов является устойчивая профессиональная направленность, включающая в себя положительное отношение к профессии (мотивационный компонент), удовлетворенность и интерес к профессии (эмоционально-волевой компонент) и направленность на объект деятельности (когнитивный компонент). Отсутствие или недостаточная устойчивость такой направленности будет негативно сказываться на качестве подготовки специалистов.

Практика показывает, что формирование и развитие профессиональной направленности должно происходить не только в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, но и в процессе освоения дисциплин общегуманитарного и социально-экономического цикла.

В связи с этим, необходимо отметить значимость дисциплины «Иностранный язык», которая обладает огромными возможностями для развития профессионального познавательного интереса, являющего основой формирования профессиональной направленности студентов - будущих программистов.

Содержание подготовки будущих специалистов по иностранному языку имеет сложную и многокомпонентную структуру и отличается большим разнообразием изучаемых объектов, явлений и процессов. Наряду с глубоким усвоением значительного объема теоретических знаний, у обучаемых должны быть сформированы развитые коммуникативные навыки и умения, позволяющие творчески использовать их в различных учебных и реальных ситуациях.

Все это требует того, чтобы в целях активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, комплексно использовались самые различные информационные технологии -компьютерное программированное обучение, технология изучения и обучения на базе компьютера, технология оценивания с помощью компьютера, компьютерные коммуникации.

Для осуществления процесса формирования профессиональной направленности студентов - будущих программистов в процессе обучения иностранному языку мы можем говорить о необходимости использования информационных технологий, под которыми понимаем систему педагогических, психологических, дидактических процедур взаимодействия педагогов и студентов, направленную на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и информационных средств обучения, адекватных целям образования и специфике будущей профессиональной деятельности.

На наш взгляд, автоматизированные обучающие системы (АОС), ассимилируя в себе различные подходы к преподаванию иностранного языка и рассматривая студента как субъекта познавательной деятельности, могут быть более всего успешно применены для реализации вышеперечисленных задач.

АОС включают в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационные, теоретические, практические, контролирующие) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.

Исходя из результатов проведенного эксперимента, наиболее успешной явилась реализация гипертекстовой технологии как особой формы организации и структурирования письменного текста, связанной с использованием сносок и ссылок и технология «гипермедиа», связанная с включением аудио - и видеофрагментов, соединенных ссылками в соответствии с логикой сюжета.

На базе данных технологий был разработан электронный учебник «English for future programmers», программная реализация которого была осуществлена с помощью

редактора Macromedia Dreamweaver, в полной мере реализующий дидактические возможности названных программных средств.

Использование данного электронного учебника в целях формирования профессиональной направленности студентов - будущих программистов способствовало тому, что:

• за счет использования яркого и наглядного представления информации (мультимедиа возможностей, в частности, звука, анимации, графических вставок, слайд-шоу и т.п.) происходило формирование мотивационного и эмоциональноволевого компонентов профессиональной направленности;

• благодаря интеграции больших объемов профессионально-ориентированной информации происходило развитие когнитивного компонента профессиональной направленности;

• разработанная система контроля знаний по иностранному языку позволила осуществить педагогический контроль и самоконтроль.

В комплекс информационных технологий целесообразным представилось и включение инструментальных средств универсального характера - графических, текстовых редакторов, электронных таблиц.

Использование графических и текстовых редакторов (Microsoft Power Point, Microsoft Publisher) вывело на качественно новый уровень оформление творческих и исследовательских работ, способствовало развитию способности студентов к самовыражению и, соответственно, их положительной мотивации к самому процессу обучения, использованию компьютера и представлению своих профессиональных знаний.

Особенно эффективной явилась работа по разработке собственных WEB-сайтов по профессионально-важной для студентов тематике, что фактически реализовало проектную технологию обучения по иностранному языку. Данная технология объединила в себе сразу несколько аспектов - познавательный, проблемный и исследовательский, создавая для студентов благоприятные возможности для самостоятельного мышления, умения находить, анализировать, решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, используя для этой цели знания из различных областей.

Таким образом, новые информационные технологии являются для студентов -будущих программистов средством овладения иноязычной речью, с одной стороны, и основным объектом их профессиональной деятельности, с другой. На осознании этой взаимосвязи и значимости иностранного языка для профессиональной деятельности и должен строиться процесс формирования и развития их профессиональной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.