Научная статья на тему 'Некоторые теоретические проблемы использования компьютерных технологий в образовании'

Некоторые теоретические проблемы использования компьютерных технологий в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1743
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые теоретические проблемы использования компьютерных технологий в образовании»

Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 4

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

С.В. Титова

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Бурное развитие компьютерных технологий за последние несколько лет, а также интенсивное их использование в учебном процессе привели к кардинальным изменениям в системе образования. Эти изменения затронули не только структуру системы образования, методологию и технологию процесса обучения во всех звеньях, но и ее стратегическую ориентацию. Согласно Федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 гг.)", наиболее важными отличительными чертами перспективной системы образования должны стать:

• открытость образования будущему;

• интеграция всех способов освоения человеком мира;

• развитие и включение в процессы образования синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества;

• свободное пользование различными информационными системами, которые сегодня играют не меньшую роль в образовании, чем непосредственный учебный процесс;

• личностная направленность процесса обучения;

• развитие информационной культуры;

• психологическая установка обучающегося на сверхзадачу, в связи с чем образование находится в процессе постоянного поиска и изменения, все время формируя новые ориентиры и цели;

• изменение роли преподавателя: переход к совместным действиям в новых, небывалых ситуациях в открытом, изменяющемся, необратимом мире1.

Информатизация образования в России в 2002 г. представляла собой комплекс реформ, направленных на построение единой образовательной среды, отвечающей требованиям XXI в. — включению в мировое образовательное сообщество. Важным фактором ускорения этих процессов должны стать меры государственной политики в области информатизации образования, сформулированные в федеральных целевых программах "Электронная Россия (2002—2010 гг.)", "Компьютеризация сельских школ", "Компьютер

в каждую школу (2001—2005 гг.)". Несмотря на то что на сегодняшний день весь бюджет России сопоставим с бюджетом федеральных органов власти США на информатизацию (48 млрд долл.), по целевой федеральной программе выделено около 2 млрд долл., причем самые большие выплаты приходились на 2003 г.

Анализ процесса внедрения и использования средств вычислительно-компьютерной техники в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования, условно названные программизацией или автоматизацией, компьютеризацией и информатизацией образовательного процесса2.

Первый этап (конец 50-х — начало 70-х гг.) характеризовался широким внедрением средств вычислительной техники в учебный процесс и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, математического моделирования на ЭВМ. Подобный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладения несколькими языками программирования. Применение компьютеров в образовании было основано на приобретении опыта использования компьютеров для реализации проектов создания обучающих систем и проведения научных исследований. Этот этап компьютеризации образования связан в первую очередь с формированием вычислительных центров при крупнейших университетах развитых стран. Информационной системой тогда являлись редактор текстов и компиляцион-ные программы, основным видом учебной деятельности было программирование, которое заключалось в автоматизировании заданий и упражнений, а не в руководстве диалогом между системой и человеком.

Второй этап применения компьютеров в образовании (середина 70-х — конец 80-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров, способствующих повышению темпов компьютеризации деятельности человека, и программного обеспечения, характеризующегося использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом. Именно на этом этапе появилось понятие пользователя — человека, имеющего свой собственный персональный компьютер. 70-е гг. также стали свидетелями рождения нового поколения компьютерных средств поддержки обучения — интеллектуальных обучающих систем. Обучающие воздействия в системах выбирались в зависимости от целей обучения и с учетом текущего состояния знаний студента. Для этого в данных системах были представлены знания о том, чему обучать, как обучать, а также информация о самом обучаемом. Такой подход позволял адаптивно выдавать учебные воздействия и производить глубокую диагностику знаний обучающегося.

Третий, современный этап, который развивается в настоящий момент, характеризуется появлением новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиатехнологий и виртуальной реальности. Отличительной чертой этого периода является общение пользователей между собой, обмен информацией посредством глобальной компьютерной сети Интернет. Важное место в обучении занимают знания и умения учащихся, связанные с новыми информационными и телекоммуникационными технологиями. Персональный компьютер становится инструментом для руководства различными периферийными устройствами и открытым для их свободного обслуживания с помощью компьютерных сетей, что ведет не только к интеграции данных, расположенных на физически удаленных компьютерах, но и к глобализации образовательного процесса.

Информатизация общества — это объективный социальный процесс, связанный с повышением роли и степени воздействия интеллектуальных видов деятельности на все стороны жизни человечества, это процесс перестройки жизни общества на основе все более полного использования достоверного, исчерпывающего знания во всех областях созидательной человеческой деятельности. Центр тяжести в общественном разделении труда перемещается из сферы материального производства в область получения, переработки, хранения, предоставления и использования информации. Информатизация общества стимулирует изменение содержания, методов и организационных форм обучения. Таким образом, одним из ключевых условий успешного развития информатизации общества и ее приоритетным направлением является "информатизация образования — эволюционный процесс переустройства информационной среды сферы образования, направленный на разработку методологии использования современных средств передачи и получения информации и обеспечение ресурсами для внедрения этой методологии"3. Цели и задачи информатизации высшего образования предопределены новыми требованиями рынка труда, запросами мирового сообщества к специалистам и включают получение не только базовых знаний, но и умений и навыков продуктивно использовать информационные ресурсы, постоянно овладевать новыми знаниями в области информационных и телекоммуникационных технологий. Поэтому реформирование системы образования должно быть направлено на решение задач "информационно-коммуникационного всеобуча" для всех участников образовательного процесса, создание необходимого делового климата в учебных заведениях и нового более качественного образования, опирающегося на возможности электронной образовательной среды.

Методологические аспекты образования в эпоху информатизации общества рассматриваются в работах В.П. Беспалько, О.К. Тихо-

мирова, И.В. Роберт, А.В. Хуторского, Б.С. Гершунского, Е.С. По-лат, А.А. Вербицкого и др. Информатизация представляется ими как основной путь преодоления кризиса образования за счет развития новых моделей образования, внедрения новых технологий и педагогических систем и теорий обучения. В качестве новых методов образования рассматриваются методы обучающих систем, обучение на основе информационных ресурсов, ассоциативный метод в образовании. Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности обучаемого, способностей к альтернативному мышлению, повышения уровня его творческого потенциала, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, процессов, явлений, взаимосвязей между ними.

Традиционно в отношении направлений использования компьютерных технологий в сфере образования среди исследователей доминирует точка зрения, высказанная Б.С. Гершунским4, который определяет компьютер как:

• объект изучения;

• средство учебно-воспитательной деятельности;

• компонент системы педагогического управления;

• средство повышения эффективности научно-педагогических исследований.

Необходимо отметить, что данная классификация выдержала испытание временем и не потеряла своей актуальности сегодня. Вышеуказанные "роли" компьютера охватывают основные сферы применения компьютерных технологий в учебном процессе.

Анализируя вопросы, связанные с компьютеризацией обучения, Е.И. Машбиц5 выделяет проблемы, относящиеся к теоретическим основам обучения, созданию обоснованной технологии компьютерного обучения и к психолого-педагогическим вопросам проектирования программных средств. Теория компьютерного обучения должна быть согласована с учебной деятельностью и может осуществляться как:

• проникающая технология: компьютерное обучение применяется только для решения отдельных дидактических задач;

• основная, или определяющая, технология учебного процесса;

• монотехнология: обучение, контроль управления учебным процессом происходят только посредством компьютера.

В.П. Беспалько6, развивая идеи программированного обучения, выделяет основные его принципы, которые являются существенными и в процессе обучения с применением компьютерных технологий:

• принцип определенной иерархии управляющих устройств;

• принцип обратной связи;

• принцип шагового технологического процесса;

• принцип индивидуального темпа и управления в обучении.

Согласно принципу определенной иерархии управляющих устройств, педагог стоит на первом месте и управляет учебным процессом в наиболее ответственных ситуациях, когда требуется создать общее представление о предмете, сформировать отношение к нему и когда требуется помощь и коррекция в нестандартных ситуациях. Принцип обратной связи требует цикличной организации системы управления учебным процессом. Обучающимся необходима обратная связь для понимания учебного материала и правильного его толкования, а педагогу — для коррекции процесса обучения. При внутренней обратной связи обучающийся сам корректирует результаты и характер его умственной деятельности, внешняя обратная связь осуществляется преподавателем или программным устройством. Принцип шагового технологического процесса при представлении учебного материала позволяет достичь общепонятности обучающей программы. Объем информации и правил выполнения познавательных действий образует шаг обучающей программы. Большинство компьютерных программ сегодня построено в соответствии с этим принципом — принципом модульного построения закрытых систем, который не позволяет обучающемуся сделать следующий "шаг", не освоив предыдущего. Соблюдение принципа индивидуального темпа и управления в обучении — залог успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время. Работа над программой является строго индивидуальной, поэтому каждый обучающийся может работать в своем темпе. Также необходимо учитывать такие принципы, как системный подход, создание единой информационной базы, открытость и постоянное развитие. Системный анализ процесса обучения должен стать основой внедрения компьютерных технологий в учебный процесс.

Основные возможности компьютера, обеспечивающие ему широкое применение в самых различных областях человеческой деятельности, обычно сводятся к следующим:

• коммуникативные — возможности приема и выдачи информации в самых различных формах;

• информационно-комбинаторные — возможности запоминать, сохранять, структурировать и дифференцировать большие объемы информации, быстро находить нужную информацию;

• вычислительные — быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

• графические — представление результатов своей работы в соответствующей форме (текстовой, графической, в виде анимации и др.);

• моделирующие — построение моделей, в том числе и динамических, реальных объектов и явлений7.

Многие специалисты8 рассматривают компьютер как мощное средство обучения, позволяющее внести изменения в традиционный процесс обучения, поскольку:

• компьютер активно вовлекает обучающихся в учебный процесс, превращая их в субъекты обучения;

• с его помощью достигается оптимизация темпа работы обучаемого, т.е. обеспечивается индивидуализация и дифференциация обучения;

• компьютер значительно расширяет возможности подачи учебной информации, особенно с появлением технологий мультимедиа и гипертекста;

• усиливается мотивация обучения, на которое оказывает позитивное влияние новизна работы с компьютером, занимательность обучения, оказание помощи в процессе работы и т.д.;

• компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, повышая его объективность, обеспечивая оперативную обратную связь и за счет этого гибкость управления учебным процессом;

• компьютерные средства обучения способствуют формированию у обучающихся рефлекса своей деятельности, так как они наглядно видят результат своих действий.

Согласно концепции информатизации образования9, содержание современного этапа информатизации образования может быть сформулировано следующим образом:

• активное освоение и интеграция информационных технологий в традиционные учебные дисциплины и освоение на этой основе новых методов и организационных форм работы;

• пересмотр содержания и традиционных форм и методов учебного процесса;

• разработка и внедрение учебно-методического обеспечения, основанного на применении информационных технологий — обучающих программных средств, систем тестирования, обучающих систем, предметно-ориентированных сред и т.д.

Компьютерное обучение — это, по определению ЮНЕСКО, такая система обучения, в которой одним из средств обучения является компьютер. Наряду с понятием "компьютерное обучение" в научной литературе встречаются такие терминологические выражения, как "компьютерные технологии обучения", "информационные технологии обучения", "современные (новые) информационные технологии", "технологии компьютерного обучения"

и т.д. Эти термины, имеющие в своем составе слово "информационный", являются, по сути, синонимичными и используются для обозначения процесса переработки, передачи и усвоения учебной информации с помощью информационных и компьютерных средств.

Компьютерные технологии и информационные технологии — это названия определенных технических средств и систем, основным инструментарием которых является компьютер. Очень часто эти понятия в педагогике используются как взаимозаменяющие друг друга, но это не совсем верно, так как есть ряд существенных отличий, которые, с точки зрения автора, не позволяют использовать эти термины как абсолютно синонимичные. Информационные технологии — это технологии, организованные на базе как компьютерной техники, так и современных средств связи (электронная почта, форумы, чаты, теле- и видеоконференции и т.д.), поэтому на современном этапе представляется целесообразным использовать термин информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Без современных средств связи было бы невозможно создание информационно-обучающей среды и использование информационных ресурсов глобальной сети Интернет, широко применяемых в рамках обучения с применением ИКТ. Именно это и позволяет сделать вывод о том, что компьютерные технологии являются составной частью (хотя и основополагающей) ИКТ. Кроме того, для ИКТ характерен новый способ использования персонального компьютера: программисты создают прикладные программные средства общего назначения, а пользователи активно участвуют в совершенствовании и наполнении этого прикладного обеспечения для конкретной сферы деятельности. Этого не было на ранних этапах компьютеризации общества. Таким образом, базу ИКТ составляют следующие технические достижения: появление новой среды накопления и хранения информации, совершенствование средств коммуникации, приведшее к возможности доставки информации практически без ограничений в пространстве, возможность автоматизированной обработки информации по заданным программам. ИКТ следует понимать как технологический процесс, предусматривающий сбор, хранение, переработку и передачу информации в разнообразных сферах жизни и деятельности человека за счет использования современных возможностей технических и прикладных программных компьютерных средств. Н.В. Апатова конкретизирует этот термин следующим образом: "Информационная технология — это совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется процесс переработки информации"10.

Ввиду того что ИКТ стали широко применяться в образовании, необходимо говорить об информационных технологиях обучения. Технология обучения — это совокупность действий по реализации учебно-познавательной деятельности субъектов обучения,

направленная на формирование у них определенной системы знаний и умений. Она подчинена конкретным целям и задачам и включает в себя следующие составляющие: содержание, методы, средства обучения и формы учебного процесса. Понимание технологии в образовании формировалось постепенно и в настоящее время продолжает развиваться. Этот термин первоначально возник в рамках практики использования технических средств обучения. Постепенно под технологией обучения стали понимать систему знаний, базирующуюся на всей совокупности проблем, связанных с целями, содержанием и проведением учебного процесса. Как отмечает В.А. Извозчиков, "технология обучения подразумевает научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения его эффективности, а также обновление материально-технической базы школ и вузов с учетом последних достижений науки и техники"11. Соединяя термины "информационная технология" и "технология обучения", можно образовать более специальный термин "информационная технология обучения", т.е. система обучения, при которой средством действий с информацией является компьютер.

По мнению некоторых исследователей, невозможно отделить новые педагогические и информационно-комуникационные технологии, так как только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые ИКТ позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях12. Ученые, занимающиеся проблемами ИКТ, также отмечают, что в основу концепции информатизации должны быть положены три основных принципа: интерактивность, интегрированность, гиб-кость13.

Известно, что общая тенденция развития ИКТ заключается в увеличении степени автоматизации всех информационных процессов. Однако информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, потому что именно в ней формируются социальные, общекультурные, психологические, профессиональные предпосылки информатизации общества. Сегодня развитие ИКТ обучения находится на переломном этапе, поскольку, несмотря на их огромное значение для всех сфер жизни общества, не существует общей теории, теоретико-педагогические основы использования ИКТ находятся на начальной стадии развития.

Основные этапы применения компьютерных технологий

в обучении иностранным языкам в XX — начале XXI в.

Использование компьютерных технологий в преподавании иностранных языков началось более пятидесяти лет назад. До недавнего времени эта тема была предметом обсуждения довольно

узкого круга специалистов, но с наступлением информационной эры в развитии общества и появлением Интернета все больше преподавателей иностранных языков у нас в стране и за рубежом осознают необходимость и эффективность интеграции ИКТ в учебный процесс.

В своей статье М. Воршер14 обозначил три основных этапа использования компьютерных технологий в преподавании иностранных языков. Этот подход называют по-английски CALL (Computer Assisted Language Learning), что значит "изучение иностранных языков с помощью компьютера". Для каждого этапа характерен определенный уровень развития технологий, а также соответствующий педагогический метод.

Способы применения компьютерных технологий на различных этапах их развития в процессе преподавания иностранных языков

Этап Разработка компьютерных технологий Подход к изучению иностранных языков с применением ИКТ Способы применения компьютерных технологий

50—70-е гг. разработка и реализация автоматизированных и продуцирующих обучающих систем (АОС) бихевиористский подход компьютерные программы, построенные на повторении и тренировке

80-е гг. развитие инструментальных средств АОС, некоторых коммуникативных технологий, массовое использование персональных компьютеров коммуникативный подход интерактивные, контекстно обусловленные компьютерные программы, единичное применение некоторых коммуникативных технологий (электронная почта, телеконференции)

С 90-х гг. по сегодняшний момент мультимедийные технологии, гипермедийные технологии, коммуникационные технологии (видеоконференции, телеконференции, форумы и т.д.), технологии конструирования виртуальной реальности интеграционный подход создание обучающих программных средств (электронные учебники, электронные библиотеки, словари и т.д.), баз данных вузов и школ, мультимедийных программ, учебно-информационных сред вузов и школ, активное использование ИКТ

Первый период в развитии CALL, начавшийся в конце 50-х гг. и применявшийся до 60—70-х гг. и условно названный бихевиористским, основан на популярной в то время бихевиористской теории преподавания. Компьютерные упражнения, созданные в тот период, тренировали навыки обучающихся (грамматика, письмо) путем повторения. Главным принципом построения компьютерных программ было "упражнение и тренировка" (drill and practice). Компьютер лишь частично выполнял функции преподавателя и воспринимался как устройство, предоставляющее только учебный материал студентам. Устоявшаяся модель тренировочных компьютерных упражнений действовала по принципу: презентация — тренировка — контроль. Сторонники бихевиористской теории обучения приводили следующие доводы в защиту этого метода:

• периодическое повторение материала необходимо в процессе обучения;

• компьютер идеально подходит для упражнений, основанных на повторении, так как он не "устает" и обеспечивает объективную оценку;

• компьютерная программа позволяет каждому студенту работать в собственном темпе.

Однако уже к концу 70-х — началу 80-х гг. бихевиористский подход к использованию компьютеров в преподавании не имел популярности в силу многих причин. Во-первых, этот подход к изучению языка был опровергнут как теоретически, так и практически. Во-вторых, появление персональных компьютеров открыло целый ряд новых возможностей. Это стало началом нового коммуникативного периода, основанного на коммуникативной теории, популярной в преподавании в 80-е гг. Сторонники нового метода считали, что "упражнение и тренировка" не дают возможности общения на изучаемом языке. Основными принципами коммуникативного подхода к применению компьютерных технологий являлись:

• акцент на использовании языковых форм в речи;

• имплицитное преподавание грамматики;

• акцент на создании студентами собственных предложений и текстов, а не на использовании готовых;

• отсутствие традиционной системы оценки (правильно/неправильно), возможность нескольких вариантов ответа;

• максимальное использование изучаемого языка в процессе преподавания;

• взаимодействие: студент — компьютер, студент — студент.

Следует отметить, что появилось целое поколение новых компьютерных программ, созданных по принципам коммуникативного подхода. Во-первых, видоизменились программы, основанные на тренировке различных навыков. Как и раньше, компьютер содер-

жал правильный ответ, но нахождение ответа теперь требовало самостоятельного поиска, самоконтроля и взаимодействия студентов. Во-вторых, были разработаны специальные программы, нацеленные на письменное обсуждение спорных тем, общение между студентами и развитие критического мышления. В-третьих, появились новые программы, не содержащие конкретного языкового материала, но дающие студентам возможность использовать уже полученные навыки в общении, а также понимать речь на изучаемом языке15.

Несмотря на значительный прогресс, произошедший на втором этапе развития САЬЬ, было понятно, что потенциал компьютерных программ в преподавании иностранных языков используется лишь наполовину, поэтому дальнейшее развитие ИКТ обусловило начало нового этапа. В 90-х гг. XX в. произошел бурный скачок в развитии компьютерных технологий, связанный с появлением Интернета, изобретением мультимедийных и гипертекстовых технологий, дальнейшим совершенствованием коммуникативных технологий. Назрела необходимость нового подхода к изучению иностранных языков, который использовал бы результаты технического прогресса.

Основным направлением развития современной системы образования сегодня является системная интеграция ИКТ в образовательный процесс. Главным представляется «не "прочтение" с помощью компьютера целого курса или его фрагментов и контроль усвоенного, а более высокий уровень репрезентации в учебном процессе осваиваемого объекта, переход от описательного или аналитического представления этого объекта к моделированию его существенных свойств»16. Таким образом, для высшей школы первостепенную актуальность приобретают задача использования компьютера в моделировании профессиональной и исследовательской деятельности, переход от репродуктивного к творческо-проблемному типу обучения. Интеграционный период характеризуется появлением новых методов в преподавании иностранных языков, которые подразумевают использование языка в реальном контексте, тренировку всех четырех навыков (слушания, говорения, чтения и письма), а также гармоничную интеграцию ИКТ в процесс обучения.

Появление принципиально новых по своим техническим характеристикам ИКТ, таких, как мультимедийные, гипертекстовые, сетевые и телекоммуникационные, открыло широкие возможности в преподавании иностранных языков. Мультимедийные компьютерные технологии предоставляют возможность доступа к текстовым документам, графическому изображению, звуку и видео с одного компьютера. Средства мультимедиа придают компьютеру некоторые признаки одушевленности: показывать видео, полноцветные изображения, говорить и понимать отдельные фразы,

4 ВМУ, лингвистика, № 4

слушать музыку, воспроизводить анимацию и т.д. Все это в свою очередь способствует повышению мотивации обучения, скорости усвоения знаний. Мультимедиа также позволяют формировать навыки, которые с помощью других технологий сформировать невозможно, например произношение при изучении иностранного языка. Использование мультимедийных программ и ресурсов в преподавании иностранных языков имеет ряд несомненных достоинств, которые заключаются в:

• многоаспектности представления учебной информации и создании более естественной атмосферы для изучения языка, так как обучающиеся могут одновременно видеть, слышать и говорить;

• возможности сочетать все четыре навыка (слушание, говорение, чтение и письмо) в одном задании;

• динамичности доступа к информации, позволяющей практически мгновенно переходить от одного вида учебной информации к другому, по ходу работы программы студенты могут неоднократно возвращаться к пройденному материалу и предыдущим заданиям;

• многоканальности входа и выхода, что достигается благодаря специальной структурированности и системности организации учебного материала;

• неограниченности временного и содержательного пространства задания: студенты выбирают темп выполнения заданий, во время выполнения которых они могут воспользоваться любой справочной информацией, например просмотреть соответствующую лексику или скорректировать произношение.

В мультимедийных обучающих системах наряду с тренировкой и анализом ошибок действует преимущественно следующий тип обучения: визуально представленная коммуникативная ситуация ^ включение в нее ^ достижение какого-либо результата. Использование таких технологий в процессе обучения иностранных языков ведет к некоторым изменениям в структуре учебной деятельности. Трансформируются пространственные параметры взаимодействия субъект о субъект, коммуникативные компоненты деятельности, ее потребностно-мотивационная регуляция, целеполагание17. В процессе применения мультимедийных программ и ресурсов решается ряд методических задач:

• адаптация к аутентичной языковой среде;

• формирование у обучающихся живого зрительного образа страны и общества изучаемого языка;

• моделирование языковой и структурной среды.

Несмотря на очевидные преимущества, мультимедийное программное обеспечение еще не завоевало популярности в области

преподавания иностранных языков в силу ряда причин. Основная проблема — недостаточное количество качественных программ. У специалистов в области преподавания английского языка как второго не хватает времени и технических навыков для создания необходимого обеспечения, а существующие коммерческие программы не соответствуют образовательным стандартам. Таким образом, в данный момент мультимедийные технологии лишь частично используются в преподавании иностранных языков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гипертекстовые технологии предоставили новые возможности работы с текстами и организации перекрестных ссылок между ними. Гипертекст — это форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как сложная система возможных переходов и связей между ними. Практически все современные информационно-справочные системы реализуются в технологии гипертекста. При гипертекстовой организации материала отдельные слова, термины, понятия становятся ссылочными, т.е. с них предусматривается переход на другие кадры или страницы, где содержится информация, относящаяся к выделенным единицам. При этом кадр или страница понимается в широком смысле: он может содержать текстовую, графическую, звуковую, видеоинформацию.

Особенностью этой технологии является ее нелинейный характер. Читая печатный текст, мы воспринимаем его последовательно предложение за предложением. Элементы гипертекста обычно размещаются в виде иерархического дерева, поскольку он имеет несколько уровней изложения материала. Как справедливо отмечает Е.С. Полат18, компьютерный текст по форме организации напоминает энциклопедию, а обслуживающая его программа (браузер) осуществляет переходы между гиперссылками, поэтому работу программы, организованной в гипертекстовой форме, можно сравнить с чтением энциклопедии или справочника: открывается оглавление, находится нужная статья, изучается, делается следующий переход и т.д. Гиперссылки различаются по смысловой нагрузке и решаемым коммуникативным задачам и бывают следующих видов:

• структурные, в пределах структуры страницы или сайта, стоящие следующими в смысловом ряду;

• ассоциативные, чаще выделенное слово в тексте, подразумевающее ассоциативную связь с контекстом, например определение выделенного термина, биографические данные;

• дополнительные, расширяющие рамки представленной информации за счет ссылок на другие ресурсы19.

Гипертекст также очень удобен для построения учебных программ, на его основе можно создавать не только информационные программы с несколькими уровнями детализации, но и обучающе-

контролирующие программы, которые могут быть адаптированы под конкретного студента.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что ряд технических особенностей гипертекста: ссылки, которые служат точками входа в представлении информации, сеть, связывающая эти ссылки или узлы, обусловливает его следующие дидактические возможности:

• структурирование учебной информации;

• классификацию учебной информации;

• поиск информации;

• иерархичность (последовательность) подачи учебного материала;

• адаптивность учебного материала.

Рассмотрение современных ИКТ будет неполным, если не упомянуть о такой важной части их структуры, как Интернет. Всемирная сеть и телекоммуникационные технологии последнего поколения открыли совершенно новые возможности для обучающихся и преподавателей. Все предыдущие компьютерные программы, от самых примитивных до более усовершенствованных, были нацелены на тренировку основных четырех навыков, но ни одна технология до появления Интернета не давала возможности полноценного общения в реальном контексте. Лишь только посредством Интернета обучающиеся могут общаться напрямую (синхронно или асинхронно) и практически бесплатно с другими студентами или с носителями языка 24 часа в сутки из школы, университета, дома или с работы. Обучающиеся получают доступ к различным базам данных и электронным учебным ресурсам, работают небольшими исследовательскими коллективами, делятся результатами с другими исследователями, получают консультацию у специалистов в той или иной области. Использование хорошо структурированной информации, хранящейся в базах данных или информационных средах вузов, служит учащимся средством проверки собственных гипотез, помогает запомнить информацию, способствует формированию навыков логического и творческого мышления. Преподаватели в свою очередь благодаря доступу к сетям телекоммуникаций повышают свой профессиональный уровень, получая уникальную возможность общения со своими коллегами практически во всем мире. Технологии теле- и видеоконференции создают идеальные условия проведения совместной научной, научно-методической работы, обмена учебными разработками и компьютерными программами.

Однако отношение к САLL на современном этапе неоднозначно. Некоторые педагоги выступают против использования ИКТ в процессе обучения вообще; противоположное мнение высказывают приверженцы СА^: они утверждают, что очень

скоро компьютер полностью заменит преподавателя в классе. Естественно, есть иное мнение, которое заключается в том, что компьютеры играют огромную роль в современной жизни, поэтому изучение иностранных языков без введения ИКТ невозможно, как невозможна и полная замена преподавателя данными технологиями. В этом случае компьютер рассматривается не как метод обучения, а как средство, при использовании которого обучающийся может наилучшим образом развить различные языковые навыки.

Таким образом, современный этап преподавания иностранных языков характеризуется более широким привлечением преподавателями возможностей компьютерного обучения, необходимостью решения психолого-педагогических задач использования средств ИКТ в учебном процессе на основе соблюдения баланса между лучшими методами традиционного обучения и информационными технологиями с целью формирования преемственной и дидактически целесообразной образовательной среды.

Примечания

1 Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 гг.): Федеральная целевая программа. М., 2001.

2 См.: Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995; Он же. Программированное обучение (дидактические основы). М., 1970; Гер-шунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.

3 Капустина Т.В. Теория и практика создания и использования в педвузе новых информационных технологий на основе комплексной системы Mathematica: Дис. ... докт. пед. наук. М., 2001. С. 23.

4 См.: Гершунский Б.С. Указ. соч.

5 См.: Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988.

6 См.: Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.

7 См.: Капустина Т.В. Указ. соч.; Розина И.Н. Постановка задачи: исследование синхронной компьютерно-опосредованной коммуникации в образовании // IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Media and Culture of Learning. Rostov, 2002. P. 476—480.

8 См.: Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994; Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения; Машбиц Е.И. Указ. соч.; Полат Е.С. Основные направления развития современных систем образования. http://www.ioso.ru/distant/library/publication/polat.html

9 См.: Гершунский Б.С. Указ. соч.; Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994; Уваров А.Ю. Создание учебных материалов с учетом принципов эффективного учения // Вопросы Интернет-образования. 2003. № 10. http://center.fio.ru/vio/vio 10/cd site/Articles/art 1 19.htm

10 Апатова Н.В. Указ. соч. С. 34.

11 Извозчиков В.А.. Новые информационные технологии обучения. СПб., 1991. С. 45.

12 См.: Роберт И.В. Указ. соч.

13 См.: Зашивалова Е.Ю. Методика компьютерного обучения химии в основной школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1999; Капустина Т.В. Указ. соч.; Лысакова Л.А.. Методика моделирования организации образовательного процесса по иностранному языку в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2002.

14 Warschauer M. Computer-Assisted Language Learning: an Introduction. http:// itesl.org/Articles/Warcshauer-CALL.html

15 Warschauer M, Whittaker P. Internet for English Teaching: guidelines for teachers. 1997. http://www.aitech.ac.jp/~iteslj/Articles/Warschauer-Internet.html

16 Киршев С.П., Киршева Н.В. Компьютер как средство повышения эффективности учебного процесса. URL: http://www.lib.sportedu.ru/

17 См.: Лысакова ЛА Указ. соч.

18 См.: Полат Е.С. Указ. соч. http://www.ioso.ru/distant/library/publication/polat.html

19 См.: Розина И.Н. Указ. соч. С. 476-480.

Résumé

The article explores some theoretical and methodological aspects of Computer Technologies Integration into the process of foreign language teaching.

Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 4

М.А. Бовтенко

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) сделало владение навыками их использования необходимым условием успешной деятельности в различных профессиональных сферах — от бизнеса до образования. Для преподавателя иностранного языка проблема информационно-коммуникационной составляющей профессиональной компетенции особенно актуальна, поскольку специфика дисциплины требует не только автоматизации большого числа рутинных процессов и индивидуализации обучения, но и использования современных технологий для развития коммуникативной компетенции учащихся. Даже если преподаватель сам не стремится использовать информационно-коммуникационные технологии, исключить обсуждение их возможностей из современных учебников иностранных языков для любых возрастных групп уже невозможно. Более того, в ряде исследований отмечается, что с развитием информационно-коммуникационных технологий для многих групп обучающихся меняется соотношение целей и средств изучения иностранного языка: не технологии рассматриваются в качестве средства изучения языка, а, напротив, изучение языка служит средством, которое обеспечивает доступ к информационно-коммуникационным технологиям и возможность их эффективного использования1.

Представление о содержании компетенции преподавателя иностранного языка в области компьютерных технологий за послед-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.