Научная статья на тему 'Информационные аспекты обеспечения продовольственной безопасности России'

Информационные аспекты обеспечения продовольственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ / DIFFERENTIATION OF INCOME / ВНУТРЕННЯЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / DOMESTIC FOOD AID / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕДНОСТЬ / FOOD POVERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетникова Елена Геннадиевна

В статье обосновано, что в условиях нарастания экономических рисков повышается роль информационного обеспечения стратегического планирования агропродовольственного комплекса. Раскрыты проблемы методического характера, возникающие при исследовании дифференциации потребления продовольствия. Показаны результаты комплексного анализа сферы потребления продовольствия, внесены конкретные предложения в условиях запуска пилотных проектов на уровне регионов для отработки механизма оказания адресной продовольственной помощи. Проанализирован опыт функционирования системы продовольственной помощи в странах с развитой рыночной экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ASPECTS OF ENSURING FOOD SECURITY RUSSIA

The paper shows that the role of information support for strategic planning in agri-food business is increasing because of growing economic risks. The author studies methodological issues arising in the study of differentiation of food consumption, presents the results of a comprehensive analysis of food consumption, suggests urgent measures in form of pilot projects that can be launched at regional level in order to develop a mechanism for providing targeted food aid. The experience of the countries with developed market economies in establishing the system of food aid is analyzed.

Текст научной работы на тему «Информационные аспекты обеспечения продовольственной безопасности России»

2. Костин И.Н. Резервы снижения репродуктивных потерь в Российской Федерации: дис. ... д-ра. мед. наук. М.: Российский университет дружбы народов, 2012. URL: http://www. dissercat.com/content/rezervy-snizheniya-re-produktivnykh-poter-v-rossiiskoi-federatsii (дата обращения: 28.03.2014).

3. Елисеева И.И. [и др.] Эконометрика / под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Kostin I.N. Rezervy snizheniya reproduk-tivnykh poter' v Rossiyskoy Federatsii: dis. ... d-ra. med. nauk (2012) [Potential for reducing demographic losses in the Russian Federation]. Moscow: Rossiyskiy universitet druzhby narodov. Available at: http://www.dissercat.com/content/ rezervy-snizheniya-reproduktivnykh-poter-v-rossiiskoi-federatsii (date of access: 28.03.2014).

3. Yeliseyeva I.I. [i dr.] Ekonometrika (2005) [Econometrics]. Moscow: Finansy i statistika.

УДК 351

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

INFORMATION ASPECTS OF ENSURING FOOD SECURITY RUSSIA

© Решетникова Елена Геннадиевна

Elena G. Reshetnikova

доктор экономических наук, профессор, зав. лабораторией стратегии развития институциональной среды АПК, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт аграрных проблем Российской академии наук

PhD. (Economics), professor, head of the laboratory of development strategy of the institutional environment in the agri-industrial sector, Federal state budgetary institution the Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences

e-mail: elenaresh2708@mail.ru

В статье обосновано, что в условиях нарастания экономических рисков повышается роль информационного обеспечения стратегического планирования агропродовольственного комплекса. Раскрыты проблемы методического характера, возникающие при исследовании дифференциации потребления продовольствия. Показаны результаты комплексного анализа сферы потребления продовольствия, внесены конкретные предложения в условиях запуска пилотных проектов на уровне регионов для отработки механизма оказания адресной продовольственной помощи. Проанализирован опыт функционирования системы продовольственной помощи в странах с развитой рыночной экономикой.

Ключевые слова: дифференциация доходов, внутренняя продовольственная помощь, продовольственная бедность.

Интенсивно развивающиеся процессы глобализации, трансформация и нарастание экономических рисков усложняют процесс разработки концепции социально-экономического

The paper shows that the role of information support for strategic planning in agri-food business is increasing because of growing economic risks. The author studies methodological issues arising in the study of differentiation of food consumption, presents the results of a comprehensive analysis of food consumption, suggests urgent measures in form of pilot projects that can be launched at regional level in order to develop a mechanism for providing targeted food aid. The experience of the countries with developed market economies in establishing the system of food aid is analyzed.

Keywords: differentiation of income, domestic food aid, food poverty.

развития России как единой национальной экономической системы. Одним из важных ее сегментов является агропродовольственный комплекс, состояние которого не только на-

прямую влияет на решение проблемы продовольственной безопасности, но и является существенным условием национальной безопасности страны. В связи со вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) возникает объективная необходимость развития методов стратегического планирования агропродовольственного комплекса и его информационного обеспечения. В Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 в разделе 2 «Понятие продовольственной безопасности, основные термины и определения», в качестве продовольственной безопасности страны рассматривается такое состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для населения страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям технических регламентов, в объемах, не ниже рациональных норм потребления [1]. При этом физическая доступность пищевых продуктов трактуется как наличие основных пищевых продуктов для населения в стране в каждый момент времени в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления, необходимых для обеспечения здоровья и активной жизни человека. Экономическая доступность понимается как ситуация, когда уровень покупательного спроса населения при сложившихся ценах обеспечивает возможность приобретения населением основных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, не ниже установленных рациональных норм потребления. Для успешной реализации этой стратегической цели развития агропродовольственного комплекса необходимо качественное информационное обеспечение, а именно мониторинг уровня доходов населения и потребления основных видов продовольствия в разрезе территорий и доходных групп населения. Важно повышение степени достоверности данных бюджетных обследований, характеризующих уровень потребления основных продуктов питания, за счет усиления контроля в системе микроданных.

Основным источником информации о потреблении разных групп населения являются бюджетные обследования домашних хозяйств, имеющие богатую историю в нашей стране. Статистические обследования доходов и потребления учитывают опыт ранее проводимых всесоюзных выборочных обследований, более чем полувековой опыт бюджетной статистики и в то же время основываются на международной методологии системы национальных сче-

тов. Данные обследования дают возможность выявить зависимость уровня материального благосостояния домохозяйств от его размера и состава, описать структуру доходов и расходов, уровень потребления групп домохозяйств с разными доходами, оценить численность и состав населения с доходами ниже черты бедности.

Следует отметить, что в отечественной статистике существуют определенные проблемы методического характера при исследовании различных аспектов социально-экономической дифференциации. Прежде всего, это касается коэффициента дифференциации или коэффициента фондов. И связано это с тем фактом, что выборочное бюджетное обследование недостаточно полно охватывает полярные доходные группы. Но работа по повышению качества информации по итогам обследования домашних хозяйств осуществляется постоянно. Начиная с 2005 г. в программу обследования постоянно вносятся дополнения и изменения, направленные на развитие информационной базы, оценку происходящих социальных процессов [7, с. 30]. Они заключаются в расширении состава наблюдаемых социальных показателей, характеризующих доступность и уровень расходов населения на оплату услуг социальной сферы (образование, медицинское обслуживание, жилье), во введении новых показателей, характеризующих охват мерами государственной социальной поддержки различных групп домохозяйств, полнее изучаются показатели бедности.

Проведенный комплексный пространственно-временной анализ сферы потребления продовольствия на федеральном и региональном уровнях показал, что потребление продовольствия как процесс удовлетворения насущных первоочередных потребностей имеет тенденцию к смягчению его дифференциации по такому параметру, как суточная калорийность потребляемой пищи. Различия в калорийности пищевого рациона представителей полярных доходных групп составляют в настоящее время 1,6 раза (1910 ккал в сутки в первой децильной группе с минимальными доходами и 3080 ккал в сутки в десятой де-цильной группе с максимальными доходами) [6, с. 162]. В 2002 г. коэффициент фондов по калорийности составлял 2,3 раза, в 2006 -1,7 раза. Следует отметить, что в 2002 г. 30% населения имели калорийность своего пищевого рациона ниже пороговых значений ФАО (Всемирной продовольственной организации), в 2011 г. только 10%. Однако в эту группу часто попадает такая социально уязвимая категория населения, как многодетные семьи, что под-

черкивает актуальность поиска эффективных путей продовольственной помощи малообеспеченным категориям граждан.

На существующую, хотя и несколько снизившуюся, дифференциацию потребления продовольствия накладывается фактор его региональной дифференциации, что определяет специфические особенности сферы потребления продовольствия территориальных образований. Определяющим фактором региональной дифференциации среднедушевого потребления продовольствия является фактор денежных доходов населения.

В настоящее время в целом по всем домохо-зяйствам Российской Федерации уровень рациональной нормы не достигнут по потреблению таких продуктов, как молоко, яйца, овощи и фрукты. Если рассмотреть ситуацию в территориальном разрезе, то можно отметить, что в сельской местности калорийность пищевого рациона выше средней, однако это достигнуто за счет большего потребления хлеба, картофеля и сахара. Структура потребления домохозяйств в разрезе доходных групп свидетельствует о том, что рациональные нормы по наиболее ценным продуктам питания не достигнуты. Так, 30% населения потребляет мясные продукты на уровне ниже рациональной нормы, по молоку и молочным продуктам доля населения, питающегося ниже рациональной нормы, составляет 80%, по фруктам -50%, по рыбе и рыбопродуктам - 20%, по яйцам - 80% [5, с. 261].

Обоснование направлений трансформации сферы потребления продовольствия, прогнозирование уровня продовольственной бедности предполагает исследование тенденций динамики денежных доходов населения, распределения совокупного денежного дохода между социально-семейными группами населения. Это связано с тем, что, начиная с классических теорий спроса и потребления Э. Энгеля, Дж. Кейнса, Дж. Дьюзенберри, Ф. Модильяни, И. Фишера, фактор денежных доходов рассматривается в качестве определяющего при осуществлении потребительского выбора. Новая институциональная экономическая теория, повышая значение факторов субъективного порядка, например психологических факторов, как в теории лауреата Нобелевской премии по экономике Д. Каннемана, не оспаривает данный постулат. Поэтому необходимо комплексное теоретико-методологическое и конкретно-экономическое исследование понятия «социально-экономическая дифференциация» и ее важной разновидности - дифференциации доходов, которая непосредственно влияет на объем и структуру платежеспособного спро-

са на продовольствие. Однако в этой плоскости научных исследований сохраняется достаточно много дискуссионных моментов, особенно в методических подходах к измерению уровня неравенства и бедности, что может негативно влиять на качество оценки дифференциации потребления продовольствия. Чтобы избежать этой опасности, в ИАгП РАН используется сочетание данных официальной статистики и результатов собственного социологического обследования на основе анкетирования жителей нескольких районов Саратовской области, а также осуществляется комплексный анализ сферы потребления продовольствия на макро-, мезо- и микроуровне.

По итогам обработки полученных данных видно нарастание показателей продовольственной бедности по мере дезагрегирования объекта исследования. Так, из 112 домохо-зяйств в трех районах Саратовской области (Духовницком, Калининском, Краснокутском) ниже минимальной нормы потребления прожиточного минимума по мясным продуктам питались в 64 домохозяйствах, или в 57,1% обследуемых домохозяйств. Выше рациональной нормы (70 кг) отмечалось потребление в 17 домохозяйствах, или у 15,2% опрошенных. Срединное положение по потреблению этого важного белкового продукта занимали 27,7% домохозяйств. Интересно распределение числа домохозяйств, потребляющих данный продукт на уровне ниже минимальной нормы между домохозяйствами с различной численностью. Прослеживается четкая тенденция: при росте числа членов домохозяйства увеличивается их доля в численности домохозяйств, отличающихся минимальными параметрами потребления мяса. Например, 30% домохо-зяйств, состоящих из одного человека, относились к группе, характеризующейся продовольственной бедностью по мясным продуктам. В то же время 70% домохозяйств, состоящих из четырех и пяти человек, входили в данную группу. 60% домохозяйств, состоящих из шести человек, также входили в группу продовольственной бедности по мясным продуктам.

Как показало проведенное исследование, выше рациональной нормы потребляли домохозяйства с меньшим количеством входящих в него членов (от одного до четырех человек), а среди домохозяйств с количеством пять-шесть человек не отмечался столь высокий уровень потребления. Максимум приходился на домохозяйства из двух человек - 60% таких домо-хозяйств имели потребление выше рациональной нормы, т.е. для них было характерно некое сверхпотребление. Потребление выше рациональной нормы, противоречащее ос-

новным законам теории потребления Э. Энге-ля, может свидетельствовать как о заниженных нормах, так и об отсутствии необходимой культуры разумного потребления.

Тенденции, выявленные при анализе потребления мясных продуктов, были характерны и для потребления рыбных продуктов. Из 112 опрошенных домохозяйств потребляли ниже минимальной физиологической нормы в 19 кг в год 66 домохозяйств, или 58,9% опрошенных. Потребление выше рациональной нормы в 23,7 кг отмечалось у 40 домохозяйств (35,7% исследуемых домохозяйств). По мере роста числа членов домохозяйства увеличивалась их доля в группе, характеризующейся потреблением ниже минимальной нормы. Например, к группе с продовольственной бедностью по рыбным продуктам относилось 78% всех домохозяйств с тремя членами, 77,5% с четырьмя членами и 80% всех домохозяйств с шестью членами. Проведенный анализ показал наличие проблемы продовольственной бедности, в том числе у сельского населения, и целесообразность интенсивного развития институтов ее преодоления.

Хотя социально-экономическая дифференциация представляет собой неотъемлемый элемент рыночной экономики, избыточное неравенство приводит к ситуации, когда для определенной части населения становится недоступным потребление основных продуктов питания в соответствии с минимальными нормами, обеспечивающими сохранение здоровья человека и поддержание его нормальной жизнедеятельности. В настоящее время величина индекса Джини, характеризующего неравномерность распределения доходов, составляет в России 0,417 [6, с. 95]. Это меньше абсолютного максимума 2007 г. (0,422), но больше уровней этого показателя начала XX в., когда его величина составляла 0,395 - 0,397.

Важным аспектом социальной политики в условиях мирового продовольственного кризиса и интенсивных интеграционных процессов, прежде всего членства России во Всемирной Торговой Организации (ВТО), становится модернизация институтов преодоления продовольственной бедности. Продовольственная бедность представляет собой одну из наиболее острых форм бедности, для которой характерно потребление продовольствия на уровне ниже минимальных физиологических норм прожиточного минимума. Наличие продовольственной бедности характеризуется калорийностью пищевого рациона ниже порогового значения Всемирной продовольственной организации (ФАО). Как правило, для доходных групп, находящихся в продовольственной

бедности, характерна доля расходов на продукты питания выше 50% [3, с. 141].

В настоящее время в первой доходной группе с минимальными денежными доходами потребление основных продуктов питания ниже минимальной физиологической нормы. Следует отметить, что эта доходная группа населения далеко не однородна. К ней относятся как малоимущие, так и крайне бедные домохозяйства, как правило, в эту группу попадают многие многодетные семьи. Как показывают расчеты, выход крайне бедными домохозяйства-ми на показатели потребления продовольствия по рациональным нормам в соответствии с требованиями Доктрины продовольственной безопасности при современном состоянии доходной политики в ближайшее время невозможен. Поэтому важно развивать институт внутренней продовольственной помощи. Модернизация института продовольственной помощи включает ряд направлений: повышение корпоративной социальной ответственности бизнеса в преодолении продовольственной бедности путем совершенствования налоговых институтов и стимулирования благотворительности при участии бизнеса в реализации программ продовольственной помощи; разработку и принятие специальной федеральной и региональных программ, в которых отражались бы размеры адресной продовольственной помощи и присутствовал дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности потребления наиболее уязвимыми слоями населения (дети, пенсионеры, многодетные семьи, беременные женщины).

Внутренняя продовольственная помощь относится к мерам так называемой «зеленой корзины», представляющей собой группу мер, оказывающих минимальное искажающее воздействие на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. В отношении этих мер не принимаются обязательства по связыванию на каком-либо уровне или сокращению при вступлении страны в ВТО. В соответствии с п. 4 приложения к Соглашению по сельскому хозяйству ВТО внутренняя продовольственная помощь трактуется как расходы (или невостребованные доходы) на предоставление внутренней продовольственной помощи нуждающейся части населения [4]. Право на получение продовольственной помощи связано с четко определенными критериями, относящимися к целям обеспечения питанием. Такая помощь предоставляется в форме прямых поставок продовольствия заинтересованным лицам или средств, позволяющих приоб-

рести продовольствие по рыночным или субсидируемым ценам.

Значительный опыт по оказанию продовольственной помощи накоплен в США. Американская программа льготной покупки продуктов (Supplemental Nutrition Assistance Program) представляет собой федеральную программу помощи жителям страны, не имеющим доходов или имеющим низкие доходы, которая осуществляется под руководством Министерства сельского хозяйства США. Разработчиками первой Программы продовольственной помощи было предложено для смягчения продовольственной бедности городских жителей использовать избыток продуктов у фермеров. С 1964 г. программа получила статус постоянной, а с 1974 г. - общенациональной. Главной целью программы льготной покупки продуктов является улучшение качества питания среди малообеспеченных граждан. Домохозяйства получали право на продовольственные талоны, если треть их дохода была ниже расчетной стоимости адекватного рациона, выводимого исходя из размера домохозяйства (План экономного питания [Thrifty Food Plan]). Продовольственные талоны способствуют увеличению потребления продовольствия домохозяйствами в большей степени, чем эквивалентные денежные трансферты. В структуре питания участников программы возрастает потребление белка и питательных микроэлементов [2, с. 50].

В Европейском союзе также существует программа продовольственной помощи гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации. Европейская программа продовольственной помощи малоимущим начала функционировать в 1987 г. по инициативе председателя Еврокомиссии Жака Делора.

Учитывая опыт стран с развитой рыночной экономикой, в РФ необходимо принятие Государственной Думой РФ закона «О государственных продовольственных гарантиях и государственных продовольственных сертификатах», который с 2008 г. находится в стадии обсуждения. Проект закона нуждается в совершенствовании: в нем, на наш взгляд, должен существовать один критерий для получения продовольственной помощи - низкий уровень дохода. Все другие категории населения могут иметь дополнительную помощь за счет специальных целевых федеральных и региональных программ.

Библиографический

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. URL: http://base. garant.ru/12172719

'àUtS

Следует отметить, что введение программы продовольственных сертификатов является косвенной мерой поддержки отечественных сельхозпроизводителей. При сокращении объемов государственной поддержки по мерам «желтой корзины», охватывающих в основном субсидирование по кредитам, можно прогнозировать рост интереса к мерам «зеленой корзины», в частности внутренней продовольственной помощи, так как это позволит обеспечить экономическую доступность продовольствия для бедных слоев населения и оказать помощь сельхозпроизводителям, участвующим в этих программах. Данный подход особенно важен и перспективен для малого бизнеса агропродовольственного комплекса.

Актуальной является отработка механизма эффективной продовольственной помощи, в том числе и на селе. Концепцией устойчивого развития сельских территорий до 2020 г. предполагается создание специализированных центров, осуществляющих посреднические функции между малыми и средними сельскохозяйственными организациями, личными подсобными хозяйствами и торговыми сетями. Эти центры также могли бы координировать поставку необходимых продовольственных товаров в рамках региональных программ продовольственной помощи.

В настоящее время в Министерстве сельского хозяйства РФ разработана Концепция мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках «зеленой корзины» ВТО, пока будут запущены пилотные проекты на уровне регионов для отработки механизма оказания адресной продовольственной помощи. Это важный и интересный шаг в направлении всестороннего использования института внутренней продовольственной помощи для поддержки отечественных сельхозпроизводителей и оказания продовольственной помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Вместе с тем, на наш взгляд, внутренняя продовольственная помощь должна быть возведена в ранг государственной политики и иметь федеральный статус. Регионы могут оказывать дополнительную помощь по аналогии со структурой социальной помощи в части социальных выплат при уровне дохода ниже прожиточного минимума.

список (References)

1. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Food Security Doctrine of

2. Роджерс Б.Л., Коутс Д. Системы и программы социального обеспечения, связанные с предоставлением продовольствия // Всемирный банк: сборник по вопросам социального обеспечения. 2002. URL: http://tric.ru/ files/2006/0i/i8/CD-Rom%20Content/pdfs/ Papers/Russian/0225Russian.pdf

3. Решетникова Е.Г. Внутренняя помощь в условиях вступления России в ВТО // Инновационная деятельность. 2013. № 2 (25).

4. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО URL: http://www.wto.ru/documents.asp?f= sogl&t=i3

5. Социальное положение и уровень жизни населения России. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012.

6. Социальное положение и уровень жизни населения России. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012.

7. Фролова Е.Б. О работе по повышению качества информации по итогам обследования бюджетов домашних хозяйств // Вопросы статистики. 2007. № 4.

the Russian Federation]. Available at: http://base. garant.ru/12172719.

2. Rodzhers B.L., Kouts D. (2002) Sistemy i programmy sotsial'nogo obespecheniya, svyazannyye s predostavleniyem prodovol'stviya [Systems and welfare programs related to the provision of food] // Vsemirnyy bank. Sbornik po voprosam sotsial'nogo obespecheniya. URL: http://tric.ru/files/2006/01/18/CD-Rom%20 Content/pdfs/Papers/Russian/0225Russian.pdf.

3. Reshetnikova Ye.G. (2013) Vnutrennyaya pomoshch' v usloviyakh vstupleniya Rossii v VTO [Domestic food aid in view of Russia's WTO accession] // Innovatsionnaya deyatel'nost'. № 2(25).

4. Soglasheniye po sel'skomu khozyaystvu VTO [The WTO Agreement on Agriculture] Available at: http://www.wto.ru/documents. asp?f=sogl&t=13.

5. Sotsial'noye polozheniye i uroven' zhizni naseleniya Rossii. Rossiyskiy statisticheskiy yezhegodnik. 2012: stat. sb. (2012) [Social status and standard of living of the population of the Russian Federation. Statistical Yearbook of Russia. 2012] / Rosstat. Moscow.

6. Sotsial'noye polozheniye i uroven' zhizni naseleniya Rossii. Sotsial'noye polozheniye i uroven' zhizni naseleniya Rossii. 2012: stat. sb. (2012) [Social status and standard of living of the population of the Russian Federation. Social status and standard of living of the population of the Russian Federation. Statistical Yearbook of Russia 2012] / Rosstat. Moscow.

7. Frolova Ye.B. O rabote po povysheniyu kachestva informatsii po itogam obsledovaniya byudzhetov domashnikh khozyaystv [Ways to improve the quality of information based on the results of the household budget survey] // Voprosy statistiki. 2007. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.