Научная статья на тему 'Информационное воздействие как метод административно-правового регулирования органа государственной власти (на примере МЧС России)'

Информационное воздействие как метод административно-правового регулирования органа государственной власти (на примере МЧС России) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
369
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / INFORMATION INFLUENCE / МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / A METHOD OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION / ИНФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАН / INFORMING OF CITIZENS / ДОСТУП ГРАЖДАН К ИНФОРМАЦИИ / ACCESS OF CITIZENS TO THE INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уткин Н.И., Тулаев А.Н., Кочнева Д.Г.

Проанализированы правовые аспекты информационного воздействия как метода административно-правового регулирования органа государственной власти (на примере МЧС России). Рассмотрены юридические признаки метода информационного воздействия как метода административно-правового регулирования органа государственной власти. Проведен правовой анализ направленности метода информационного воздействия информирование граждан и доступ граждан к информации, на примере деятельности федерального органа исполнительной власти МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INFORMATION INFLUENCE AS A METHOD OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULTION OF THE GOVERNMENT BODY (BY THE EXAMPLE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA)

In the given article legal aspects of information influence, as method of administrative-legal regulation of the government body are analyzed (by the example of the Ministry of Emergency Measures of Russia). Legal attributes of the information influence method, as a method of administrative-legal regulation of the government body are considered. The legal analysis of orientation of the information influence method-informing of citizens and access of citizens to the information, by the example of activity of federal executive authority the Ministry of Emergency Measures of Russia is carried out.

Текст научной работы на тему «Информационное воздействие как метод административно-правового регулирования органа государственной власти (на примере МЧС России)»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ МЧС РОССИИ)

Н.И. Уткин, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации; А.Н. Тулаев, кандидат юридических наук; Д.Г. Кочнева.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Проанализированы правовые аспекты информационного воздействия как метода административно-правового регулирования органа государственной власти (на примере МЧС России). Рассмотрены юридические признаки метода информационного воздействия как метода административно-правового регулирования органа государственной власти. Проведен правовой анализ направленности метода информационного воздействия -информирование граждан и доступ граждан к информации, на примере деятельности федерального органа исполнительной власти МЧС России.

Ключевые слова: информационное воздействие, метод административно-правового регулирования, информирование граждан, доступ граждан к информации

AN INFORMATION INFLUENCE AS A METHOD OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULTION OF THE GOVERNMENT BODY (BY THE EXAMPLE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA)

N.I. Utkin; A.N. Tulaev; D.G. Kochneva.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

In the given article legal aspects of information influence, as method of administrative-legal regulation of the government body are analyzed (by the example of the Ministry of Emergency Measures of Russia). Legal attributes of the information influence method, as a method of administrative-legal regulation of the government body are considered. The legal analysis of orientation of the information influence method-informing of citizens and access of citizens to the information, by the example of activity of federal executive authority - the Ministry of Emergency Measures of Russia is carried out.

Keywords: information influence, a method of administrative-legal regulation, informing of citizens, access of citizens to the information

Одним из важнейших объектов административного управления становится информационная сфера, что неоднократно отмечалось в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Государственная информационная политика становится важным инструментом государственного управления [1].

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2013 г. был отмечен очень важный аспект - это открытость и прозрачность

деятельности органов государственной власти, то есть власть должна быть доступна гражданам в целях реализации их конституционных прав и свобод.

В системе административного управления используются различные методы воздействия субъектов власти на граждан, организации, подчиненных. Существует большое количество оснований для классификации методов административно-правового регулирования. Отметим, что проблема методологии является достаточно дискуссионной в правовой науке, а применительно к административному праву, обладающему уникальным по объему и сложности предметом правового регулирования, - дискуссионной вдвойне [2].

Государство с помощью права ставит цель упорядочить часто повторяющиеся варианты поведения людей в различных сферах жизни. Такая направленность административно-правового регулирования призвана создать устойчивость и определенность в общественных отношениях. Поэтому нормы права, предназначенные осуществлять данное направление, объединяют в себе главным образом методы, гарантирующие устойчивость воли субъектов в реализации установленных нормативных предписаний и в достижении так называемого юридического результата (эффекта).

Информационное воздействие, реализуемое в рамках административно-правового регулирования, предполагает использование специфических административно-правовых регуляторов - административно-правовых предписаний, играющих универсальную роль. Их значение состоит в обеспечении устойчивого функционирования управляемой системы путем преодоления возмущающих воздействий, как объективно-стихийного, так и сознательно-волевого характера (действия, специально направленные на дезорганизацию системы) [2].

Административно-правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на общественные отношения в сфере государственного управления системы административно-правовых средств регулирования, закрепленных в нормах действующего законодательства. Административно-правовое регулирование выражается в правотворческой, правоустановительной и правоохранительной функции органов государственной власти [3].

Задачи административно-правового регулирования с точки зрения обеспечения организующего воздействия на управляемые сферы общественных отношений обусловлены самим характером, особенностями и потенциалом исполнительной власти. Эффективное управление на государственном уровне предполагает не только разработку и нормативное закрепление важнейших принципов, форм, методов управления, но и выработку специфических методов административно-правового регулирования применительно к различным сферам деятельности. В настоящее время на этапе интенсивного развития современных информационных технологий рассмотрение метода информационного воздействия в деятельности органа исполнительной власти (на примере МЧС России) необходимо для реализации управленческих решений в информационной сфере.

Информационная функция государственных органов власти, ее нормативное обеспечение, связи с общественностью в системе государственного управления, информационная политика государственных структур изучены достаточно хорошо как зарубежными учеными (С. Блэк [4], С.М. Катлип [5]), так и представителями науки нашей страны (И.Л. Бачило [6], В.С. Комаровский [7], А.А. Мирошниченко [8], А.М. Русаков [9], Е.С. Устинович [10], Н.Н. Федосеева [11], А.Н. Чумиков [12], М.А. Шишкина [13]). Однако как таковой метод информационного воздействия в деятельности органа государственной власти не выделен научным сообществом, поэтому требует детального рассмотрения, поскольку его реализация напрямую влияет на выполнение поставленных перед государственным органом власти задач, в том числе и для МЧС России.

На сегодняшнем этапе широкого развития информационно-коммуникационных отношений между государственными органами власти и общественностью метод информационного воздействия в системе методов административно-правового регулирования становится приоритетным. Совокупность способов и приемов

характеризующих метод информационного воздействия, позволяет обеспечить своевременное реагирование на динамику состояний объектов управления, поэтому рассмотрение метода информационного воздействия в деятельности МЧС России актуально и востребовано.

Метод информационного воздействия в системе методов административно-правового регулирования органов государственной власти - это совокупность способов и приемов целенаправленного взаимодействия информационных подразделений государственных структур с гражданами и общественными институтами, направленных на реализацию ими информационно-коммуникативной функции публичной власти и управления, позволяющих оценивать отношения различных кругов общественности к тем или иным решениям и действиям, к проводимой информационной политике органа государственной власти.

Метод информационного воздействия пронизывает все функции органов государственной власти (политические, социально-экономические, правоохранительные и т.п.), включает императивные и диспозитивные нормы права и имеет своей целью реализацию конституционных прав и свобод граждан.

Административно-правовое регулирование с помощью метода информационного воздействия позволит оперативно действовать в нестандартных, критических ситуациях, которые актуальны для сферы деятельности МЧС России.

Согласно общей теории права главными признаками метода правового регулирования являются:

- установление правовых норм;

- определение юридического положения сторон правоотношений;

- возникновение на основе юридических фактов (связано с возникновением, изменением, прекращением правоотношений);

- определение прав и обязанностей субъектов правоотношений;

- определение механизма реализации данных прав и способов их защиты [14].

Метод информационного воздействия обладает всеми необходимыми юридическими

признаками.

В компетенцию органов государственной власти входит определение государственной информационной политики, ее стратегии, тактики, механизма реализации, основанного на нормах административного и информационного права. Информационная политика МЧС России строится в соответствии с Концепцией, утвержденной решением Коллегии МЧС России от 27 октября 2009 г. [15]. В системе МЧС России в каждом территориальном подразделении создано структурное подразделение по связям с общественностью, в соответствии с Административным регламентом МЧС России [16] по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, о мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны и безопасности людей на водных объектах.

В деятельности органа исполнительной власти МЧС России метод информационного воздействия можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект - информирование граждан, когда юридическим фактом возникновения правоотношений между МЧС России и населением становиться произошедшая чрезвычайная ситуация (пожар, авария) либо социально-значимое происшествие, вызвавшее большой общественный резонанс. Второй аспект - доступ граждан к информации о деятельности подразделений МЧС России, в данном случае юридическим фактом установления правоотношений является реализация законных прав и выполнение обязанностей гражданами в сфере пожарной безопасности, гражданской защиты и безопасности на водных объектах.

Савостин А. А. считает, что основное влияние административно-правового метода на эффективность механизма административно-правового регулирования проявляется на этапе правоотношения. Здесь имеет значение насколько общественные отношения,

сложившиеся в сфере государственного управления, способствуют возникновению юридического факта (состава), параметры которого как раз и задаются административно-правовым методом.

Административно-правовой метод отражает способ воздействия права на государственно-управленческие отношения посредством определенной совокупности административно-правовых средств, закрепленных в действующем законодательстве [3].

Устинович Е. С. также отмечает двухвекторную направленность метода информационного воздействия органов государственной власти при выполнении задач, стоящих перед ними [10].

Понимание информационной деятельности органов государственной власти как специфической и постоянной функции, направленной на информационное обеспечение собственной функциональной деятельности, с одной стороны, и развитие системы массовых коммуникаций, то есть информационной деятельности по направлению к обществу, гражданам, с другой стороны, следует обратить внимание на то, что в последнем случае она может реализовываться посредством таких основных методов, как обеспечение доступа к информации и информирование граждан (доведение информации, ее распространение). Сюда также можно отнести предоставление информации (оказание информационных услуг).

Построение информационного общества в России как общества демократического, гражданского, правового и социального ставит новые задачи перед органами государственной власти и, прежде всего, исполнительными. Происходит постепенный переход от использования информационных ресурсов органов государственной власти только для целей информационного обеспечения их функциональной деятельности к развитию массовых коммуникаций с гражданами при преимущественном использовании современных информационных телекоммуникационных технологий (электронных массовых коммуникаций). Их информационная деятельность все больше приобретает признаки и характеристики специфической, постоянной и целевой функции. Названные процессы, в свою очередь, становятся основой для развития информационного законодательства [10].

В этой связи М.П. Петров отмечает, что информационное взаимодействие не тождественно получению информации о деятельности органов исполнительной власти. Необходимо преодолеть узкое восприятие информационного фактора в оценке исполнительной власти исключительно с позиции принципа прозрачности ее деятельности [17].

Устинович Е.С., анализируя базовое законодательство в сфере информации: Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [18], Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [19], Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [20], считает, что именно отсутствие понимания обеспечения доступа к информации и информирования граждан как основных методов осуществления информационной деятельности в государственном управлении приводит к тому, что уже очевидно, насколько однобоко сформирован вектор развития соответствующего законодательства. Его так и называют в последнее время - законодательство о доступе к информации.

Впервые в российском законодательстве понятие «доступ к информации» было закреплено в базовом для информационной сферы Федеральном законе Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии со ст. 2 доступ к информации - это возможность получения информации, и ее использования. Соответственно, обеспечение доступа к информации следует трактовать как обеспечение возможности получения информации, и ее использования. В последних принятых законах метод обеспечения доступа к информации содержится даже в их названиях. Речь идет о Федеральном законе Российской

Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и Федеральном законе Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Право на доступ к информации закреплено также ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Таким образом, вполне очевидно, что действующее информационное законодательство делает основной упор на такой метод осуществления информационной деятельности в государственном управлении, как обеспечение доступа к информации. Метод информирования же настойчиво игнорируется, остается за рамками внимания законодателей. При этом его значение для развития информационного общества в нашей стране, как уже было сказано выше, при его понимании как демократического, правового и социального, является не менее важным.

Устинович Е.С. полагает, что информирование граждан органами исполнительной власти на разных ее уровнях должно осуществляться в двух разрезах. Первый - это информирование о своей деятельности и результатах своей работы. Второй связан с информированием граждан по социально значимым вопросам, о принятых или подготавливаемых решениях, об утвержденных федеральных законах, экологическое информирование и т. д. В этом случае орган власти выступает с позиции активной гласности. Сегодня анализ действующего законодательства показывает достаточно небольшое количество законов, действующих с позиции активной гласности, то есть учитывающих информирование как метод осуществления информационной деятельности в государственном управлении [10].

В системе административно-правового регулирования федерального органа исполнительной власти МЧС России метод информационного воздействия опирается на законодательную основу. Реализуя положения Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 6) [21], МЧС России обязан оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. В данном случае вектор метода информационного воздействия, направленный на информирование граждан, имеет четкое юридическое закрепление, предусматривающее за невыполнение данного требования юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [21] определено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

Важность и сложность вопросов информирования населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, пожарах, проведения противопожарной пропаганды обуславливают подписание Соглашений между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче части своих полномочий в решении данных вопросов с межмуниципального, регионального уровня на федеральный уровень. Подобное Соглашение подписано, например, между Правительством Пермского края и МЧС России, оно утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. № 391-р [22]. Согласно п. 1.1.

ст. 2 Соглашения по вопросу информирования населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности переданы следующие функции:

- осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;

- обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Соглашение предусматривает, что реализацию передаваемых Правительством Пермского края полномочий на территории Пермского края от имени МЧС России осуществляет Главное управление МЧС России по Пермскому краю, которое наделяется правами по обеспечению организационного, правового, финансового, материально-технического и кадрового сопровождения передаваемых полномочий. Данную функцию непосредственно выполняет информационное подразделение Главного управления МЧС России по Пермскому краю. Данный пример по передаче полномочий по реализации информационной деятельности не единичный, во многих субъектах Российской Федерации действуют подобные соглашения: Постановление Правительства Москвы № 622-ПП от 22 июля 2008 г. (в ред. от 4 июня 2012 г.) «О мерах по реализации Соглашения между МЧС России и Правительством Москвы о передаче друг другу осуществления части своих полномочий» [23], Постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2008 г. № 12 «Об утверждении Соглашения между МЧС России и Советом администрации Красноярского края о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществлении поиска и спасения людей на водных объектах» [24].

Другой аспект метода информационного воздействия, а именно доступ граждан к информации о деятельности государственного органа исполнительной власти - МЧС России регулируется положениями Федерального закона Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [19], который обязал органы государственной власти создавать свои официальные сайты.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 г. № 1061 «Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, размещаемой в сети Интернет» [25] на официальном сайте МЧС России для граждан предусмотрены следующие основные разделы и рубрики:

- информация о нормотворческой деятельности МЧС России (Административные регламенты, утвержденные МЧС России, установленные формы обращений, заявлений и других документов, принимаемых МЧС России, его территориальными органами, подведомственными ему организациями и представителями МЧС России за рубежом к рассмотрению, сведения о признании судом недействующими нормативных правовых актов МЧС России и т.п.);

- информация о текущей деятельности МЧС России (показатели деятельности МЧС России, отчеты об их выполнении, представляемые в Правительство Российской Федерации, информация о международной деятельности МЧС России, информация об осуществлении МЧС России надзора в области гражданской обороны, пожарной безопасности, информация о возникших чрезвычайных ситуациях и т.п.);

- статистическая информация о деятельности МЧС России;

- информация о кадровом обеспечении МЧС России;

- информация о работе МЧС России с обращениями граждан.

Для каждой категории информации в разделе сайта МЧС России определена периодичность обновления информации. В настоящее время во всех территориальных органах МЧС России функционируют ведомственные сайты.

Для федерального органа исполнительной власти МЧС России метод информационного воздействия как один из методов административно-правового регулирования требует повышенного внимания и дальнейшего изучения в целях оперативного информирования населения о пожарах, авариях, чрезвычайных ситуациях, воспитания культуры безопасности. Эффективное использование метода информационного воздействия в административно-правовом регулировании позволит сделать работу МЧС России более открытой и укрепить отношения с общественностью, наладив многоплановые связи, с тем, чтобы добиться решения поставленных перед Министерством задач.

Литература

1. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 дек. 2012 г. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

2. Воронков А.В. Проблемы теории административного права: сравнительно-правовое исследование. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2001. С. 94.

3. Савостин А. А. Методы административно-правового регулирования общественных отношений в период социальных реформ (историография и современные проблемы): монография. М.: ВНИИ МВД России, 2003. С. 21.

4. Блэк С. Паблик рилейшнз: пер. с англ. М.: Сирин, 2003. 202 с.

5. Катлип С.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика: пер. с англ. М.: Вильямс, 2001. 8-е изд. 624 с.

6. Бачило И.Л. Меняются ли функции права в условиях информатизации? // Информационное право и становление основ гражданского общества в России: материалы теоретич. семинара по информационному праву 2007 г. М.: ИГП РАН, 2007. 201 с.

7. Комаровский В.С. Связи с общественностью в политике и государственном управлении. М.: Изд-во «РАГС», 2001. 520 с.

8. Мирошниченко А. А. Public Relations в общественно-политической сфере. Провинциальная практика. М.: Экспертное бюро, 2003. 144 с.

9. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2006. 224 с.

10. Устинович Е.С. Вопросы методологии информационной деятельности в государственном управлении // Информационное право. 2009. № 3.

11. Федосеева Н.Н. Информационная функция в системе функций государства // Информационное право. 2008. № 4.

12. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика. М.: Дело, 2003. 496 с.

13. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 1999. 156 с.

14. Бахрах Д.Н. Административное право России: учеб. для вузов. М.: НОРМА, 2002.

305 с.

15. Концепция информационной политики МЧС России, утверждена решением Коллегии МЧС России от 27 окт. 2009 г. № 9/II. С. 66. Новые инженерные технологии. URL: http:www.ofos.ru (дата обращения: 15.01.2014).

16. Об утверждении Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по организации информирования населения через СМИ и по иным каналам о прогнозируемых и происшедших чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий

общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения и территорий, приемах и способах защиты, а так же пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах: Приказ МЧС России от 29 июня 2006 г. № 386. Доступ из информ.-прав. портала «Гарант».

17. Петров М.П. Исполнительная власть на этапе модернизации Российского государства: монография. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 284.

18. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.

19. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федер. закон Рос. Федерации от 9 февр. 2009 г. № 8-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 7. Ст. 776.

20. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 22 дек. 2008 г. № 262-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52. Ст. 6217.

21. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 68-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 35. Ст. 3648.

22. Об утверждении Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Пермского края о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществлению поиска и спасания людей на водных объектах: Постановление Правительства Рос. Федерации от 11 марта 2011 г. № 391-р. Доступ из информ.-прав. портала «КонсультантПлюс».

23. О мерах по реализации Соглашения между МЧС России и Правительством Москвы о передаче друг другу осуществления части своих полномочий: Постановление Правительства Москвы № 622-1111 от 22 июля 2008 г. (в ред. от 4 июня 2012 г.). Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы. URL: http:www. emercom.mos.ru (дата обращения: 15.01.2014).

24. Об утверждении Соглашения между МЧС России и Советом администрации Красноярского края о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществлении поиска и спасения людей на водных объектах: Постановление Правительства Рос. Федерации от 17 янв. 2008 г. № 12. Доступ из информ.-прав. портала «КонсультантПлюс».

25. Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, размещаемой в сети Интернет: Указ Президента Рос. Федерации от 10 авг. 2011 г. № 1061. Доступ из информ.-прав. портала «Гарант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.