Научная статья на тему 'Информационно-образовательная культура студента вуза'

Информационно-образовательная культура студента вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочеткова Ольга Георгиевна, Остроумова Елена Николаевна

В статье представлен анализ различных подходов к понятиям «культура», «образовательная культура», «информационная культура». Информационно-образовательная культура рассматривается как область пересечения образовательной и информационной культур, выделены ее основные функции, структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочеткова Ольга Георгиевна, Остроумова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательная культура студента вуза»

УДК 378.1:63:002.6

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА ВУЗА

©2°11 Кочеткова О.Г., Остроумова Е.Н.

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

В статье представлен анализ различных подходов к понятиям «культура», «образовательная культура», «информационная культура». Информационно-образовательная культура рассматривается как область пересечения образовательной и информационной культур, выделены ее основные функции, структурные компоненты.

The article represents the analysis of various approaches to the "culture", “educational culture”, “information culture” concepts. The authors consider the information educational culture as an area of crossing the educational and information culture, single out its basic functions, structural components.

Ключевые слова: культура, образовательная культура, информационная культура.

Keywords: culture, educational culture, information culture.

Развитие образования в начале XXI века обусловлено, прежде всего, переходом к информационному

обществу, характеризующемуся ростом интенсивности информационных

процессов, что влечет интенсивное становление новой образовательной

политики, формирование целей,

направленных не только на получение конкретных знаний в различных

областях, но и на обеспечение условий для саморазвития и самореализации личности.

Современное профессиональное

образование, интегрируя в себе все

ценности педагогической науки, отражая гуманистическую направленность

образовательного процесса, направлено на воспитание социально активной личности, способной к адаптации в постоянно меняющемся мире в условиях быстро растущих объемов информации. Развитие культуры общества и личности взаимосвязано, поскольку целостное персональное становление субъекта происходит в конкретной

социокультурной среде и, в частности, в условиях сложившейся системы профессионального образования.

В нашем исследовании используется определение культуры (от лат. cultura -возделывание, воспитание, образование, развитие), характеризующее исторически определенный уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности, взаимоотношениях, а также в создаваемых материальных и духовных ценностях [4].

На современном этапе развития взаимодействие культуры и образования с позиций развития личности представляет собой важное условие целостности системы, способности

адаптироваться к противоречивым условиям, противостоять негативным воздействиям среды и т.д. Поэтому образовательная культура

рассматривается как феномен, выражающий аспект деятельностной

сущности человека в сфере образования, представляющая собой сложное системное свойство личности,

характеризующее активную,

непрерывную, целенаправленную,

систематическую деятельность по приобретению знаний, умений, навыков и самовоспитанию, направленных на

достижение осознанно выбранной траектории образования.

По мере развития научно-техничес-кого прогресса реализуются

принципиально новые подходы в работе с информацией, обеспечивающие решение проблем информационного кризиса

(теория информации, кибернетика,

информатика, семиотика,

документалистика и т.д.). При этом информационная культура,

отождествлявшаяся первоначально с компьютерными знаниями и являвшаяся показателем профессиональной культуры специалиста, имеющего дело с информацией и информационновычислительной техникой, после

осознания роли информации в общей картине мира, привела к обобщающему изучению «информационного феномена во всем его многообразии, отказу от грубой технологизации как тенденции общественного развития в пользу гуманизации» [3].

Информационная культура как достигнутый уровень организации информационных процессов, степень

удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень

эффективности сбора, хранения, переработки и передачи информации способствует ориентации человека в быстро меняющихся социальных условиях, адаптации к ним, критической и самостоятельной оценке поступающей информации.

При этом информационная культура, вырабатываемая на основе

информационных возможностей,

включает представления, умения, навыки социального субъекта, проявляющиеся в его деятельности, позволяющие приобретать и использовать

информационную компетентность для реализации целей и адаптации к условиям окружающей среды [5].

Психологические и процессуальные компоненты информационной культуры личности во многом определяются взаимодействием с информационной средой: способностью воспринимать и анализировать информацию, результаты информационного поведения, желанием быть информированным, ценностными

установками, наличием информационной толерантности, информационными

потребностями.

Следовательно, информационная

культура немыслима без работы

интеллекта, креативные возможности которого проявляются в гибкости

мышления, легкости генерирования идей, способности мыслить аналогиями и др.

На основе сравнительного анализа определений информационной культуры в качестве ее сущности нами рассматривается сложное системное свойство личности, обеспечивающее осуществление деятельности по обработке, хранению, передаче и

использованию информации в целях профессионального

самосовершенствования и личной самореализации, являющееся основой конкурентоспособности личности в информационном обществе.

Анализируя вышесказанное, можно заключить, что понятия образовательная и информационная культура являются пересекающимися, областью же их пересечения рассматривается

информационно-образовательная культура будущего специалиста, для которой характерны следующие функции:

- гносеологическая, основывающаяся

на синтезе знаний, умений и навыков в области образования, самообразования, информационных технологий,

позволяющая управлять информацией и генерировать ее в новое знание;

- рефлексивная, состоящая в анализе

причинно-следственных связей явлений в личностной, образовательной и

профессиональной сферах

жизнедеятельности, работе над собой, применении полученных знаний к сложным условиям и обстоятельствам учебно-профессио-нального бытия,

поиску и личностной оценке собственного жизненного и

образовательного опыта;

- побуждающая, обеспечивающая

устойчивость целостной информационной деятельности по достижению осознанно выбранной траектории образования, которая определяется внутренней устремленностью личности

контролировать соответствие собственной образованности профессиональным и личностным потребностям, искать оптимальные пути к изменению своего образовательного уровня и реализовывать их;

- целеобразующая, определяемая сущностью «человека развивающегося» и поэтому задающая вектор развития личности и основных сил по отношению к поставленной цели, принятому идеалу, ценностям, внутренним СМЫСЛОВЫМ и мотивационным опорам;

- нормативно-оценочная, поддерживающая равновесие в системе информационно-образовательной деятельности, уменьшая влияние дестабилизирующих факторов в информационной среде, предопределяя соблюдение правовых отношений.

Проведенный анализ функций позволяет вычленить содержание и структуру информационно-

образовательной культуры будущего специалиста, в определении которой мы опираемся на вывод В. Г. Афанасьева о том, что в составлении целостного научного понятия об объективно существующей системе недостаточно только вычленить и перечислить ее отдельные элементы, стороны, но и важно раскрыть их внутреннюю закономерность, связь,

взаимозависимость, выявить основу взаимодействия компонентов целого и отыскать ему логическое выражение [2].

С учетом сказанного структура информационно-образовательной культуры будущего специалиста нами представлена как взаимосвязь компонентов:

- когнитивно-операционального,

включающего владение системно-информа-ционным подходом в понимании объектов, явлений и процессов окружающего мира вообще и образовательной среды в частности на основе знания современных

теоретических основ информационных технологий и опыта его практической реализации в информационной

деятельности человека;

- мотивационного, в котором проявляются потребности, мотивы, интересы, обеспечивая включение студентов в процесс информационно-образова-тельной деятельности через мотивацию к повышению уровня образования, готовность получать новые

знания и осваивать информационные технологии, потребность быть в курсе последних достижений современной науки, поиск путей творческой самореализации и т.д.;

- ориентационного, предполагающего

принятие обучающимся цели

информационно-образовательной деятельности, готовность к анализу информационной обстановки в самообразовательной или учебной деятельности; осознанный выбор

традиционных и инновационных технологий самообразования; рефлексию и прогнозирование способов и результатов информационно-

образовательной деятельности;

- содержательно-операционального,

связанного с организацией

информационно-образовательной деятельности; использованием

универсальных технологий

(традиционные и компьютерные) поиска, обработки, манипулирования,

представления, управления и хранения информации; умениями и навыками коммуникации (речевая культура,

правила делового общения и т.д.); отбором и аккумулированием сведений о возможностях информационных

технологий в удовлетворении

образовательных и общекультурных запросов, в общении; владением эргономическим и эстетическим подходами к созданию физиологически обоснованных и комфортных условий осуществления информационной

деятельности;

- ценностно-смыслового,

включающего позицию будущего специалиста, его ценностное отношение к объектам и явлениям быстроменяющейся информационно-образовательной среды, воззрение на глобальное

информационное пространство,

информационные взаимодействия в нем, возможности и проблемы его познания и преобразования человеком и т.д.

Следовательно, компоненты

информационно-образовательной культуры взаимосвязаны между собой и изменение одного из них выступает условием развития любого другого.

Итак, информационно-образовательная культура студента вуза представляет собой сложное системное свойство

личности, характеризующее способность к осуществлению деятельности по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

хранению, передаче, поиску и

переработке информации для

Примечания

саморазвития и самореализации в осознанно выбранной траектории образования.

1. Анурина Т. М. Деятельность библиотеки вуза по формированию информационной культуры будущего специалиста: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. Курск, 2000. 24 с. 2. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М. : Политиздат, 1981. С. 53. 3. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры: сб. ст. М.-Краснодар, 1997. С. 5-11. 4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с. 5. Суханов А. П. Информация и прогресс. Новосибирск : Наука, 1988. С. 20.

Статья поступила в редакцию 16.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.