Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационная обучающая среда как средство реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий'

Информационно-коммуникационная обучающая среда как средство реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ICT-BASED TEACHING ENVIRONMENT / DIDACTIC POTENTIAL OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / FUNCTIONALITY OF COMPONENTS OF ICT TEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Т. А., Поддубная Н. А.

В статье рассмотрена проблема построения информационно-коммуникационной обучающей среды, ориентированной на самостоятельную работу студентов, с использованием информационных и коммуникационных технологий. Выделены критерии оценки эффективности информационно-коммуникационной обучающей среды в условиях личностно ориентированного образования. Приведено функциональное назначение компонентов структурной схемы процесса обучения на основе использования информационно-коммуникационной обучающей среды. Показано, что практическая реализация информационно-коммуникационной обучающей среды в системе образования неизбежно приводит к изменениям видов учебной деятельности и форм взаимодействия, осуществляемого между преподавателем и студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Т. А., Поддубная Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONANDCOMMUNICATIONTEACH-ING ENVIRONMENT AS A MEANS OF REALIZATION OF THE DIDACTIC POSSIBILITIES OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article considers a problem of constructing information and communication technologiesteaching environment focused on the independent work of students, using information and communication technologies. The authors select and give definitions to criteria for evaluating the effectiveness of ICT educational environment, in terms of personality-centered education. The paper explains how the functionality of the components of the structural scheme of the learning process based on the use of ICT teaching environment works. The research also shows that the practical implementation of ICT teaching and learning environment in an educational system inevitably leads to changes in types of learning activities and forms of interaction that happen between a teacher and students. The authors explain how such kinds of classroom work as the following are carried out: demonstration of visual materials, computer visualization of teaching materials, individualization and differentiation of the teaching process due to collecting tasks of unequal levels of complexity, etc.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационная обучающая среда как средство реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий»

6. Усов В.В., Васькин Е.В. Волшебный мир рекламы. Москва: Московский рабочий, 1982

7. Головлева Е.Л. Основы рекламы. Ростов на Дону: Феникс, 2004.

References

1. Rudestem K. Gruppovaya psihologiya. Psihokorrekcionnye gruppy. Teoriya ipraktika. Moskva: Progress, 1993.

2. Shalimova L.A. Priroda fenomena cveta vsociume cheloveka. Moskva: U Nikitskih vorot, 2009.

3. Vikent'ev V.P. Priemy reklamy. Sankt-Peterburg: Shansk, 2003.

4. A. Dzherom Dzhuler, Bonni L. Dryuniani. Kreativnye strategii vreklame. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

5. Shalimova L.A. Universalii cveta. Moskva: U Nikitskih vorot, 2012.

6. Usov V.V., Vas'kin E.V. Volshebnyjmir reklamy. Moskva: Moskovskij rabochij, 1982

7. Golovleva E.L. Osnovy reklamy. Rostov na Donu: Feniks, 2004.

Статья поступила в редакцию 11.12.14

УДК 378

Kulikova T.A., Cand. OfSciences (Pedagogy), seniorlecturer, SoftwareDevelopmentDepartment, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), Е-mail: t_a_kulikova@mail.ru

Poddubnaya N.A., Cand. OfSciences (Physicsand Mathematics), seniorlecturer, Software Development Department, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), Е-mail: nikita72@inbox.ru

INFORMATIONAND-COMMUNICATION TEACHING ENVIRONMENT AS A MEANS OF REALIZATION OF THE DIDACTIC POSSIBILITIES OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES. The article considers a problem of constructing information and communication technologiesteaching environment focused on the independent work of students, using information and communication technologies. The authors select and give definitions to criteria for evaluating the effectiveness of ICT educational environment, in terms of personality-centered education. The paper explains how the functionality of the components of the structural scheme of the learning process based on the use of ICT teaching environment works. The research also shows that the practical implementation of ICT teaching and learning environment in an educational system inevitably leads to changes in types of learning activities and forms of interaction that happen between a teacher and students. The authors explain how such kinds of classroom work as the following are carried out: demonstration of visual materials, computer visualization of teaching materials, individualization and differentiation of the teaching process due to collecting tasks of unequal levels of complexity, etc.

Key words: ICT-based teaching environment, didactic potential of information and communication technologies, functionality of components of ICT tearning environment.

Т.А. Куликова, канд. пед. наук, доц. каф.информатики, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: t_a_kulikova@mail.ru

Н.А. Поддубная, канд. физ.- мат. наук, доц. каф. информатики, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: nikita72@inbox.ru

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассмотрена проблема построения информационно-коммуникационной обучающей среды, ориентированной на самостоятельную работу студентов, с использованием информационных и коммуникационных технологий. Выделены критерии оценки эффективности информационно-коммуникационной обучающей среды в условиях личностно ориентированного образования. Приведено функциональное назначение компонентов структурной схемы процесса обучения на основе использования информационно-коммуникационной обучающей среды. Показано, что практическая реализация информационно-коммуникационной обучающей среды в системе образования неизбежно приводит к изменениям видов учебной деятельности и форм взаимодействия, осуществляемого между преподавателем и студентами.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная обучающая среда, дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий, функциональное назначение компонентов информационно-коммуникационной обучающей среды, личностно ориентированный подход в образовании.

В условиях информатизации общества основой построения информационно-образовательных сред являются информационные и коммуникационные технологии.

Подчеркивая специфику образовательной среды, авторы используют различные термины: информационно-предметная среда (И.В. Роберт), информационно-обучающая среда (В.В. Ильин), информационно-коммуникационная образовательная среда (С.В. Зенкина, А.А. Кузнецов), информационно-педагогическая среда (А.В. Хуторской), предметная обучающая среда (В.М. Монахов) и др.

Существуют различные подходы к определению информационно-образовательной среды. Так, например, по мнению Л.Н. Кечиева, Г.П. Путилова и С.Р. Тумковского, информационно-образовательной средой является совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.

И.В. Роберт, А.А. Кузнецов [1] под информационной образовательной средой понимают совокупность условий, обеспечивающих единые подходы к осуществлению информационной деятельности и информационноговзаимодействия при использовании распределенного информационного ресурса в области образования, науки и культуры.

Мы будем рассматривать информационно-коммуникационную обучающую среду (ИКОС), ориентированную на самостоятельную работу студентов (СРС).Под информационно-коммуникационной обучающей средой будем понимать совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между индивидуумами-участниками процесса обучения и интерактивными средствами обучения для реализации СРС на основе личностно ориентированного подхода и использования современных педагогических, информационных и коммуникационных технологий на различных этапах дидактического цикла [2].

Таблица 1.

Функциональное назначение компонентов в процессе обучения на основе использования ИКОС

Функции ИКОС Деятельность преподавателя Деятельность обучающегося

информационно - справочная; организация обучения и управление учебным процессом, планирование собственной деятельности и деятельности обучаемых, контроль за ходом учебного процесса; традиционный вид информационной деятельности студента;

демонстрация наглядного материала, компьютерной визуализации изучаемого объекта и его составных частей; разработка, адаптация, модернизация программных средств учебного назначения; восприятие (при прослушивании, просмотре) в процессе объяснения преподавателем нового учебного материала;

индивидуализация и дифференциация процесса обучения за счет генерации заданий различного уровня сложности, выдачи справок и подсказок; разработка инструкций и заданий, адаптация методики использования программных средств учебного назначения; запоминание студентом представленного учебного материала, выполнение заданий;

рационализация учебного процесса за счет возможностей поэтапной работы, работы в определенном темпе; разработка и корректировка вопросов, ответов и задач; воспроизведение (вербально или в письменной форме) студентом усвоенного материала;

осуществление объективного контроля с обратной связью, оценки знаний, умений и навыков с диагностикой ошибок; самоконтроля и сомокоррекции; выполнение аналитических функции по выявлению общих для всех обучаемых затруднений с целью коррекции методики обучения, изменения учебных программ; регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях;

корректирующая, за счет осуществления в процессе обучения тренировки, консультаций и других видов помощи; прогнозирование направления личностного развития обучаемых; освоение учебной информации, самоконтроль, самокоррекция;

диагностирующая система информирует преподавателя о результатах обучения, о наиболее часто встречающихся ошибках; осуществление подбора и коррекции критериев оценки деятельности обучаемых; адаптация программных средств учебного назначения к условиям конкретной учебной группы; выбор режима работы; управление отображенными на экране моделями различных объектов, явлений, процессов;

автоматизация процессов управления учебной деятельностью, рассылки необходимого материала и информации по сети; обновление и дополнение учебного материала в базах знаний, оказание индивидуальных консультаций; поиск информации, в том числе аудиовизуальной, в различных базах данных, на сайтах и порталах сети Интернет в диалоговом режиме реального времени;

автоматизация процессов обработки результатов лабораторного эксперимента, построения графиков, таблиц и диаграмм. Обновление и дополнение учебного материала в базах знаний; продуцирование информации (деятельность по созданию информационного продукта); формализация информации.

Мы придерживаемся точки зрения исследователей, которые среди многообразия критериев оценки эффективности образовательной среды выделяют интегральный критерий эффективности, выраженный как уровень личной ориентированности образовательной среды, степень обеспечения условий, для саморазвития и самореализации личности.

Отсюда следует, что ИКОС должна не только предоставлять возможность обучающемуся на его образовательном уровне развить исходный творческий потенциал, но и инициировать потребность в творческом саморазвитии, сформировать у него объективную самооценку. При этом основными требованиями к таким средам являются высокая степень проблемности, непрерывность и преемственность, принятие обучающегося и включение его в активную образовательную деятельность [3].

Вопросы эргономических и психолого-педагогических характеристик, требований и принципов к структуре, содержательному наполнению, дизайна информационно-образовательных сред стали предметом целого ряда исследований (М.И. Башмакова, С.Г. Григорьева, А.А. Кузнецова, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторского и др.).

При проектировании ИКОС необходимо учитывать, что со-

Библиографический список

став и взаимосвязь компонентов должны иметь гибкую структуру, адаптирующуюся к особенностям конкретного контента среды, потребностям и способностям обучаемых [4; 5].

При этом функциональное назначение компонентов структурной схемы процесса обучения с применением этой среды базируется на содержании их связей, а также на специфике обучения конкретному предмету в вузе и может быть представлено следующей таблицей 1, в которой приведено функциональное назначение компонентов в процессе обучения на основе использования ИКОС.

Из таблицы 1 видно, что практическая реализация ИКОС в системе образования неизбежно приводит к изменениям видов учебной деятельности и форм взаимодействия, осуществляемого между преподавателем и студентами. Это обусловлено, во-первых, наличием нового компонента (ИКОС) системы учебного взаимодействия, принимающего активное участие в процессе обучения, во-вторых, усложнением структуры этого взаимодействия в направлении развития коммуникативных и информационных реализаций, в-третьих, возможность организовывать различные виды учебной деятельности, обеспечивающие высокий уровень самостоятельности и «открытость» образования.

Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А. и др. Москва: Дрофа, 2008.

Куликова Т.А. Архитектура информационно-образовательной среды, ориентированной на самостоятельную работу студентов. Стандарты и мониторинг в образовании. 2010; 1: 14-19.

Поддубная Н.А., Куликова Т.А. Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий в личностно ориентированном обучении. Путь науки. 2014; 1 (1): 175-176.

Сорокопуд Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий. Мир науки, культуры, образования. 2013; 4 (41): 198-200.

Мамаев И.И., Шибаев В.П. Информационно-обучающая среда вуза как средство повышения эффективности образовательного процесса. Мир науки, культуры, образования. 2013; 2 (39): 19-20.

References

1. Informacionnye ikommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. Robert I.V., Panyukova S.V., Kuznecov A.A. i dr. Moskva: Drofa, 2008.

2. Kulikova T.A. Arhitektura informacionno-obrazovatel'noj sredy, orientirovannoj na samostoyatel'nuyu rabotu studentov. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2010; 1: 14-19.

3. Poddubnaya N.A., Kulikova T.A. Didakticheskie vozmozhnosti informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v lichnostno orientirovannom obuchenii. Put' nauki <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1266290>. 2014; 1 (1) <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1266290&sel id=21520163>: 175-176.

4. Sorokopud Yu.V. Novye trebovaniya k podgotovke prepodavatelej vysshej shkoly v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 4 (41): 198-200.

5. Mamaev I.I., Shibaev V.P. Informacionno-obuchayuschaya sreda vuza kak sredstvo povysheniya 'effektivnosti obrazovatel'nogo processa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 2 (39): 19-20.

Статья поступила в редакцию 30.01 2015

УДК 159.9

Chikhachyov M.V., adjunctofpost graduate military course,Novosibirsk Institute of Internal Forces of n.a. General of Army I.K. Yakovlev Ministry Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), Е-mail: max_chihachev@mail.ru Aleshchenko M.V., adjunctofpost graduate military course,Novosibirsk Institute of Internal Forces of n.a. General of Army I.K. Yakovlev Ministry Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), Е-mail: maksimaleshenko@mail.ru

ON THE QUESTION ABOUT THE STRUCTURE OF CHARACTER OF A PERSON AND ITS DEVELOPMENT. This article discusses different perspectives on a problem of nature of a human character in psychology. The main content of the research is the analysis of domestic and foreign literature on the patterns of nature. Considerable attention is paid to factors of development as a driving force of the process of character formation, and conditions as the circumstances,due to which something depends in this process. The authors come to the conclusion that the character is developed on the basis of existing human internal features of the mental system. Among the factors determining the process of development of character the researchers name social environment with sociopolitical component, family component, school educational component; upbringing process, with the main accent on moral and spiritual traits in character. The outside factors are subject to change themselves and change an individual and his character. The changeability of the character is not always understood as instability feature but is connected with many expected process in its development.

Key words: character, moral character, physical nature of temperament, innate properties.

М.В. Чихачёв, адъюнкт адъюнктуры Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: max_chihachev@mail.ru

М.В. Алещенко, адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения, Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: maksimaleshenko@mail.ru

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ХАРАКТЕРА И ЕГО РАЗВИТИЯ

В данной статье рассматриваются различные точки зрения на проблему характера в психологии. Основное содержание исследования составляет анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросу структуры характера и его развития. Обосновывается идея о том, что, формируясь, характер в течение жизни изменяется, так как черты характера могут изменяться под воздействием внешних факторов. Одним из важнейших факторов развития характера авторы выделяют социальную среду. Значительное внимание уделяется факторам развития в качестве движущей силы процесса формирования характера, а условия как обстоятельства, от которых что-либо зависит в этом процессе. Авторы приходят к выводу о том, что характер развивается на основе имеющихся у человека внутренних особенностей нервно-психической системы. Ключевые слова: характер, моральный характер, физический характер, врожденные свойства.

В разнообразных исследованиях учёные пытаются понять, что влияет на развитие характера человека, при каких условиях он становится полным и цельным образованием, какие факторы будут решающими в созидании характера. В определенные периоды в характерологии поднимался вопрос о врожденности характера, о его фатальной предопределенности. Приверженцы данной точки зрения считают, что возможности влияния на характер нет. В философии эта идея развивалась с античных времен. По свидетельству Аристотеля, Сократ утверждал, что не в нашей власти стать хорошими или дурными. «Действительно, каждая черта характера дана нам в каком-то смысле от природы, ведь и справедливыми, и благоразумными, и мужественными, мы бываем прямо с рождения» [1, с.251-252]. Аристотель, говоря о добродетели и пороке, также считал, что все они возможны лишь в качестве врождённых свойств.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант рассматривал характер в двух плоскостях. Он выделял физический характер, который задаёт человеку природа. Такой характер обозначался им как способ чувствования, как «отличительный признак естественного существа». Физический характер обусловлен темпераментом, природными задатками, поэтому является врожденным: «Каждый поступок (несмотря на воспитание) имеет в основе причинность, которая с раннего детства выражает характер человека...» [2, с. 385]. В другой плоскости И. Кант рассматривал внутренний, или моральный, характер. Та-

кой характер является отличительным признаком человека как благоразумного существа, награжденного свободой: «Человек с принципами, о котором достоверно известно, что можно ожидать не от инстинкта, а от его воли, имеет характер». Следовательно, такой характер, состоящий в «оригинальности образа мыслей» формируется под влиянием внешних источников поведения. Из этого вытекает, по мнению И. Канта, природа некоторых черт характера (злобы, радости): они могут быть и свойствами темперамента («неисправимые свойства души»), и качественно иными свойствами личности, которая задаётся самосознанием, «то, что человек сам делает из себя», с помощью воспитания, обучения и дисциплины [3, с. 232].

Таким образом, в трудах некоторых зарубежных философов XVIII - XIX в. характер рассматривался как врожденное образование, которое, в основном, не подлежит влиянию со стороны внешних условий, его невозможно изменить, так как он обусловлен наследственными, природными, физическими признаками.

Проблема условий и факторов развития характера рассматривалась и в Российской дореволюционной педагогике и психологии.

Среди факторов, образующих характер, К.Д. Ушинский выделял врождённые свойства [4]. К ним он относит свойства, которые обуславливаются строением нервной системы и проявляются в темпераменте. Но врожденные особенности нервной системы могут изменяться и преобразовываться под влиянием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.