Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативные компетенции учащихся старших классов'

Информационно-коммуникативные компетенции учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1276
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATIONAL COMPETENCE / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / INFORMATIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATIONAL EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATIONAL ACTIVITIES / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светозарова Н.С.

Автор рассматривает понятие и признаки информационной компетенции, отмечает необходимость и особенности ее формирования у учащихся старших классов. Особое внимание в статье уделяется умениям, навыкам и способам деятельности старшеклассников, владеющих информационной компетенцией, и подчеркивается важность способности применять полученные знания на практике. Автор также рассматривает динамику развития информационной компетенции и перечисляет методы, которые используются при формировании данной компетенции у учащихся старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH SCHOOL STUDENTS’ INFORMATIONAL-COMMUNICATIONAL COMPETENCES

The author investigates the concept and the characteristics of informational competence. The necessity and the particularities of its development in high school are pointed out. The abilities, skills and high school students’ activities are paid special attention to in the article. The practical application of skills and knowledge is also emphasized. The author examines the informational competence development dynamics and lists the methods used in high school.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативные компетенции учащихся старших классов»

13. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж: ИСТОКИ, 1996. 237 с.

14. Современные языки: изучение, преподавание, оценка. «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком». Проект 2. Совет по культурному сотрудничеству. Комитет по образованию. Страсбург, 1996. 145 с.

15. Федеральные ГОС ВПО третьего поколения // Департамент методического обеспечения

СПбГПУ : [сайт]. - [СПб.], 2011. - URL: http://uap.spbstu.ru/fgos -♦ ^-

УДК 373.5:004

Светозарова Н. С.

Московский гуманитарный педагогический институт

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Автор рассматривает понятие и признаки информационной компетенции, отмечает необходимость и особенности ее формирования у учащихся старших классов. Особое внимание в статье уделяется умениям, навыкам и способам деятельности старшеклассников, владеющих информационной компетенцией, и подчеркивается важность способности применять полученные знания на практике. Автор также рассматривает динамику развития информационной компетенции и перечисляет методы, которые используются при формировании данной компетенции у учащихся старших классов.

Ключевые слова: информационная компетенция, формирование информационной компетенции, информационное образование, информационная деятельность, компьютерные технологии

В условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий, когда возрастает необходимость развития умений адаптироваться в информационном обществе, особую значимость приобретает развитие информационно-коммуникативной компетентности личности.

Именно с появлением новых педагогических инструментов -компьютерных технологий - существенно меняются не только формы и методы обучения, но и подходы к воспитанию личности. Процесс использования современных компьютерных технологий в повседневной жизни, готовит учеников к реальной и нужной обществу трудовой деятельности; способствует формированию у них положительного отношения к средствам новых информационных технологий, убежденность в эффективности этих технологий.

Понятие «информационная компетентность» достаточно широко и неоднозначно определяется на современном этапе развития педагогики (В.Л.Акуленко, Н.В.Баловсяк, М.Г.Дзугоева, О.Б.Зайцева, А.Л.Семенов, Н.Ю.

Таирова, О.М.Толстих). В исследованиях ученых понятие «информационная компетентность» трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств [6]; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [8].

Исследованиям в области информационной компетентности посвящены работы Н.И. Гендинои, Ю.С. Зубова, С.Д. Каракозова, О.А. Кизика, Н.Х. Насировой, В. А. Фокеева и других. Ряд ученых рассматривает информационную компетентность как составляющую профессиональной компетентности.

Хуторской А.В. [11] и Тришина С.В. [10] рассматривают информационную компетентность как одну из ключевых компетентностей, которая имеет объективную и субъективную стороны. Авторы подчеркивают, что информационная компетентность имеет внутреннюю логику развития, которая не сводится к суммированию ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы отдельно, а к задачам развития информационной компетенции относят обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий, развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей, осуществление интерактивного диалога в пространстве.

Следует обратить внимание на то, что общее состояние информационной компетентности школьников не может быть признано удовлетворительным. То обстоятельство, что выпускники школы испытывают существенные трудности на первых этапах обучения в вузах, является негативным следствием бессистемности, нетехнологичности информационного образования в учреждениях общего образования. Таким образом, в педагогической теории и практике сложилась противоречие между необходимостью целенаправленного формирования информационной компетентности личности и отсутствием научного и организационно-методического обоснования методе и способов эффективного ее формирования. Указанная противоречивость и определила актуальность темы исследования и побудила нас исследовать условия эффективности формирования информационной компетентности школьников.

По мнению А.Н. Завьялова, информационная компетентность - это знания, умения, навыки и способность их применять при решении задач в средствах новых информационных технологий [5].

В. Недбай определяет информационную компетентность как способность находить, оценивать, использовать и сообщать информацию в различных ее видах и представлениях [8].

Американские исследователи определяют информационную компетентность как сочетание компьютерной грамотности, умений работать с традиционными видами информации в библиотеке, технологической

грамотности, этики, критического восприятия и навыков коммуникации.

Информационная компетентность - подтвержденная способность личности использовать информационные технологии для гарантированного донесения и освоение информации с целью удовлетворения собственных индивидуальных потребностей и общественных требований по формированию общих и профессионально-специализированных компетенций человека.

Анализ понятий компетентности и информационной компетентности у исследователей данной проблемы позволяет сделать следующие выводы:

во-первых, информационную компетентность можно рассматривать как качество личности, включающее совокупность знаний, умений и навыков выполнения различных видов информационной деятельности и ценностное отношение к этой деятельности, при этом под информационной деятельностью понимается совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространение информации;

во-вторых, информационная компетентность специалиста напрямую связана со сферой его деятельности;

в-третьих, информационную компетентность можно рассматривать в трех аспектах - в составе ключевых компетенций; как составляющую профессиональной компетентности специалиста; как этап в становлении его профессиональной и информационной культуры, что связано с интеллектуальной культурой специалиста (А.Мытник) [9].

К значимым признакам информационной компетентности относят:

• знание информатики как предмета;

• использование компьютера как необходимого технического средства;

• активная социальная позиция в отношении привлечения средств и методов использования ИКТ;

• мотивация субъектов образовательного пространства;

• совокупность знаний, умений и навыков поиска, анализа и использования информации, данных и знаний;

• ценностное отношение к информационной деятельности;

• наличие актуальной образовательной или профессиональной задачи, в которой актуализируется и формируется информационная компетентность;

• деятельностный характер обобщений умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);

• проявления умений осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации и связанные с мотивацией на непрерывную самообразовательную деятельность (М. Головань) [2].

Выделим умения, навыки и способы деятельности, учеников старших классов, которые они проявляют, владея основами информационной компетенции

5 - 7 классы:

- пользование аналитического и объяснительного чтения;

- составление конспекта прочитанного материала;

- умение переконструировать текст;

- использование таблиц, схем, графиков для систематизации материала;

- умение вести записи при прослушивании объяснения и сообщения;

8 - 9 классы:

- владение всеми видами учебного чтения в максимальном темпе;

- умение работать с дополнительным источником (научно-популярной брошюрой, статьей в прессе, энциклопедией, Интернетом);

- умение подготовить устный доклад;

- умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации;

- умение обобщать, систематизировать материал в пределах учебной темы;

10 - 11 классы:

- умение извлекать информацию при динамическом чтении;

- умение критически воспринимать свою и чужую речь;

- умение работать с несколькими дополнительными источниками информации (документ, учебное пособие, научно-популярная книга, Интернет)

- умение сравнивать изложение одних и тех же вопросов в различных источниках;

- умение сопоставлять различные точки зрения по принципиальным вопросам;

- самостоятельно делать выводы по нескольким главам, разделу учебника

- писать реферат, составлять тезисы выступления;

- самостоятельно работать в библиотеках и в Интернете;

- определять категорию научной информации (гипотеза, проблема, теория)

Структура информационной компетенции ученика

Умение рабо научной литер

Умение воспринимать информацию из разных источников

Умение переводить визуальную информацию в вербальную и наобосот

Рис. 1. Структура информационной компетенции ученика

Динамика развития информационной компетенции для всех трёх ступеней обучения - начальная, основная, средняя, общая школа представлена в таблице 1:

Таблица 1

Динамика развития информационной компетенции трёх ступеней обучения

Ступени обучения (классы) Объекты приложения компетенции Учебные предметы, темы Осваиваемые элементы компетенции

Начальная школа (1-4 классы) Книги; СМИ, рассчитанные на детскую аудиторию; телевизор; магнитофон; видеомагнитофон; телефон; компьютер. Отдельные темы по всем учебным предметам информационный + элементарный операционный

Основная школа (5-9 классы) + принтер, модем, копир Отдельные тематические блоки по всем учебным предметам информационный + операционный

Старшая профильная школа (1011 классы) + электронная почта и Интернет Все учебные предметы информационный + операционный

Исходя из существующих уровней усвоения учащимися качества учебного материала, и любой информации вообще, можно определить этапы формирования информационных компетенций, которые должен проходить ученик во время работы с информацией:

- Ознакомление - ученик определяет количество информации по проблеме и возможность ее обработки;

- Репродукция - ученик изучает массив информации по проблеме, накапливает ее;

- Преобразования - критическое осмысление массива информации: сравнение фрагментов из разных источников одной тематики, определение их подлинности; изъятие рабочей информации: ее обобщения;

- Творческий этап - создание собственного интеллектуального продукта на основе полученной и преобразованной информации: формулирование гипотез, их проверка и доказательство, создание собственных теорий, написание творческих работ, художественных произведений.

Исходя из этого, можно различать следующие виды информационных компетенций учащихся основной школы:

- Элементарные - усвоение на начальном уровне необходимой учебной информации (которые требуют обязательного совершенствования на следующем уровне);

- Базовые - владение оптимальным объемом информации, необходимым

для усвоения основного учебного содержания умение критически осмысливать массивы информации: сравнивать фрагменты из разных источников по одной тематике, определять их подлинность, извлекать информацию, необходимую для работы; обобщать ее;

- Творческие - создание собственного интеллектуального продукта на основе полученной и преобразованной информации [3].

Отличительной особенностью образовательных стандартов, разрабатываемых сегодня, является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» - к «знаю, умею и умею применять на практике».

Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решения, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем - составляют основу понятия «компетентность». Несмотря на то, что на сегодняшний день уже сложилась определенная классификация компетентностей, круг компетенций, которые необходимо формировать у сегодняшних школьников, не определен окончательно. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности.

Сейчас, с задачей формирования информационной компетентности школьников сложилась особая ситуация. Действительно, можно ли сегодня с уверенностью сказать, что ученик, который умеет работать в текстовом редакторе, пользоваться электронной почтой или Интернетом, способный решать насущные практические задачи с помощью компьютера? Как обстоят дела в этой области действительности, и кто должен заниматься решением проблемы подготовки информационно-компетентных граждан современного информационного общества - в этом помогают разобраться материалы авторов «большой семерки» [7].

Авторы отмечают, что формирование информационной компетентности является процессом перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.

Формирование информационной компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умение наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере.

То есть, считается, что информационно-компетентный ученик может определить природу и размеры необходимой информации. При этом он принимает участие в обсуждении проблемы, формулирует вопросы, уточняют, какая именно информация нужна; использует общие источники информации для ознакомления с проблемой, определяет наличие (отсутствие) нужных

сведений; различает ключевые понятия и термины в нужном поле информации; понимает, что знание организовано по дисциплинам и это влияет на доступ к информации; различает цель и назначение потенциальной информации для той или иной аудитории (учебная, научная) определяет пригодность нужной информации. Также можно добавить, что сформированный информационно-компетентный ученик эффективно осуществляет поиск нужной информации, использует компьютер и другие технологии. При этом он находит наиболее приемлемые методы доступа к информации, строит и применяет эффективные исследовательские стратегии (составляет план, определяет ключевые слова, синонимы, термины для информационной потребности, подбирает словарь специальной лексики), использует различные поисковые системы, классификации, индексы в библиотеке или на сайте; оценивает соответствие найденной информации поставленной цели и определяет, нужна ли альтернативная информация, другие методы поиска; выделяет, записывает, обрабатывает информацию и ее источники.

Формирование информационной компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умение наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере. Это в полной мере проявляется при участии учащихся в олимпиадах и конкурсах по предмету, при использовании INTERNET - технологий.

Главной задачей дистанционного обучения является развитие творческих и интеллектуальных способностей человека с помощью открытого и свободного использования всех образовательных ресурсов и программ, в том числе, доступных в Интернете. Например, одной из возможных областей эффективного применения Интернет-технологий в общем среднем образовании может стать профильное образование старшеклассников.

Формирование информационной компетентности учащихся включает целостное миропонимание и научное мировоззрение, основанные на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе, возможности их формального, математического описания, представления об информационных объектах и их преобразования в человеческой практике, в частности с помощью средств информационных технологий, технических и программных средств, реализующих эти технологии; совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI века. Информационная компетентность позволяет человеку быть успешным в современном информационном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации. Важная роль в формировании информационной компетенции учащихся отводится

использованию информационных технологий.

Таким образом, информационную компетентность можно рассматривать как качество личности, включающее совокупность знаний, умений и навыков выполнения различных видов информационной деятельности и ценностное отношение к этой деятельности, при этом под информационной деятельностью понимается совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространение информации.

Перед педагогом-предметником стоит задача использовать возможности предмета для формирования искомой компетенции через систему продуманных мероприятий во время урока и во внеклассное время, систему особых упражнений и самостоятельных заданий.

К методам, которые используются при формировании информационной компетенции ученика относятся: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с текстом учебника, работа с картой, работа со статистическими данными, решение задач, познавательная игра, практический метод, частично-поисковый метод, анализ источников (лабораторный), обучающий контроль, проектный метод, исследовательский метод, тренинг.

К наиболее эффективным для формирования информационной компетенции относятся анализ источников, метод проектов и исследовательский метод.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бурмакина, В.Ф., Зелман, М., Фалина, И.Н. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. - М., 2007. - 56 с.

2. Головань, М. Компетенция и компетентность: опыт теории, теория опыта / М. Головань // Высшее образование. - 2008. - №3. - С. 23-30.

3. Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: дис. ... канд. пед. наук. - Армавир, 2002. -169 с.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Максимова, Е.Б. Современные проблемы формирования коммуникационной культуры в образовании // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2007. - №3.

6. Семёнов, А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании -М.: Изд-во МИПКРО, 2010. - 12 с.

7. Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm.

8. Матвеева, Т. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 7.

9. Мытник, С.А. Технологии программирования: учеб. пособие / С.А. Мытник. — Томск: Томск. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. — 196 с.

10. Тришина, С.В., Хуторской, А.В. Информационная компетентность специалиста в

системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.

11. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 58-64.

12. Элвин Тофлер. Третья волна // Народное образование. - 2008. - № 2.

■ ♦ ■

УДК 81'243:378.147

Алмазова А.Б.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Современная система образования предполагает не только профессиональное, но и личностное развитие студентов вузов. Данная статья показывает важность и уместность второго компонента обучения, а также дает описание и рекомендации по использованию инновационных технологий при составлении дидактических материалов по предмету «иностранный язык».

Ключевые слова: современная система образования, личностное развитие студентов, саморазвитие студента, инновационные технологии, дидактический материал, поликодовый текст.

Как отмечают современные исследователи, мир сегодня характеризуется как огромными техническими, технологическими, производственными, культурными достижения, так и одновременным глобальным кризисом (экономическим, социальным, демографическим), охватившим все сферы жизнедеятельности человеческого сообщества, включая и российский социум. Данное обстоятельство, по мнению исследователей, объективно фиксируют новое историческое состояние развития, которое можно определить как «рубежные перемены стадиального характера» [3:3].Данное положение дел, безусловно, ведет к необходимости переосмысления современного процесса образования в принципе, а особенно в вузах. Современная гуманистическая концепция ориентирована на личностное становление и саморазвитие студента, которое должно происходить в период его учебы в вузе. Все это требует рассматривать задачу подготовки будущего специалиста (бакалавра, магистра) как задачу воспитания человека с новым типом мышления, обладающего не только высоким профессионализмом, стремлением к творчеству, но и способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации как в профессиональном, так и личностном план [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.