Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативная компетентность как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров педагогического образования'

Информационно-коммуникативная компетентность как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION-COMMUNICATIVE COMPETENCE / STRUCTURE OF INFORMATION-COMMUNICATIVE COMPETENCE / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметжанова Галина Васильевна, Богданова Анна Владимировна

В статье рассматриваются особенности информационно-коммуникативной компетентности бакалавров педагогического образования и ее составляющие. Обоснована необходимость включения информационно-коммуникативной компетентности в набор характеристик бакалавра педагогического образования для повышения конкурентоспособности выпускников вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметжанова Галина Васильевна, Богданова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information-Communicative Competence as the Factor Raising the Competitiveness of Bachelors of Pedagogical Education

The article considers the features and components of information-communicative competence of bachelors of pedagogical education. The necessity to include the information-communicative competence in the set of characteristics of the bachelor of pedagogical education in order to increase the competitiveness of higher school graduates is proved in the article.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативная компетентность как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров педагогического образования»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.В. Ахметжанова

Кафедра педагогики и методики преподавания Тольяттинский государственный университет ул. Белорусская, 14, Тольятти, Самарская обл., Россия, 445667

А.В. Богданова

Кафедра компьютерных технологий и обработки материалов давлением Тольяттинский государственный университет ул. Белорусская, 14, Тольятти, Самарская обл., Россия, 445667

В статье рассматриваются особенности информационно-коммуникативной компетентности бакалавров педагогического образования и ее составляющие. Обоснована необходимость включения информационно-коммуникативной компетентности в набор характеристик бакалавра педагогического образования для повышения конкурентоспособности выпускников вуза.

Ключевые слова: информационно-коммуникативная компетентность, состав информационно-коммуникативной компетентности, качество образования.

Развитие высшего профессионального образования — важная стратегическая задача современного общества. Вступают в действие новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения, ориентированные не на передачу знаний, а на формирование компетентностей. Ведется разработка модели «Российское образование-2020», главной особенностью которой является обоснование необходимости получения образования в течение жизни.

В качестве важнейших механизмов повышения качества образования рассматривается реализация принципов гуманизации, целостности и ориентации на развитие личности, что должно способствовать развитию творческой инициативы и самостоятельности обучаемых, а в дальнейшем — обеспечить конкурентоспособность выпускникам на рынке труда. Требования работодателей к системе высшего профессионального образования содержат в основном такие общие требования к выпускникам вузов, как умение работать в коллективе, готовность связывать карьеру с продолжением образования, менять профиль деятельности в зависимости от изменений в технологиях, умение самостоятельно работать с информацией, принимать решения.

Подготовка компетентных педагогических кадров является главной задачей образования. Деятельность современных педагогов требует не только знания программного обеспечения, но и способности ориентироваться в мировом информационном пространстве, адаптироваться к его изменениям, применять в работе технологии, оптимально сочетающие затраты ресурсов, сроки выполнения задач и качество получаемого результата. Однако многие педагоги не обладают необхо-

димыми навыками и способностями. Используя различные программные средства, они не способны объединять полученные результаты, переносить сведения из одной части проекта в другую, получать их извне, наглядно отображать зависимости данных, автоматически их анализировать.

Идея компетентностно-ориентированного обучения — ответ системы образования на социальный заказ. Компетентностный подход не отрицает необходимости формировать знания и комплекс навыков и умений, а также элементы функциональной грамотности, однако предполагает достижение интегрированного результата — формирования компетентности.

Компетентности включают, кроме профессиональных знаний и умений, такие качества, как инициативность, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности за счет собственного потенциала, преобразовывая их в конкретные задачи.

К переходу системы высшего образования на ФГОС третьего поколения должны быть готовы все участники образовательного процесса, но наиболее важной является подготовка педагогических кадров. Реализуя новый стандарт, педагог должен не только передать знания, но и участвовать в развитии личности обучаемых, формировании универсальных учебных умений, без которых невозможно быть успешным на следующих ступенях образования, в будущей профессиональной деятельности. Новые стандарты предусматривают активное коммуникативное взаимодействие между участниками образовательного процесса. Развитие коммуникационного потенциала при помощи новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет перевести на новый уровень общение педагога с обучаемыми и коллегами.

Внедрение стандартов третьего поколения обязывает демонстрировать обучаемым эффективные способы действий, которые обеспечат им постоянное развитие и самосовершенствование. Для этого оптимально подойдут средства и инструменты ИКТ. Современный педагог должен не только иметь представление о тенденциях их развития и возможностях работы, но и постоянно развивать способности, навыки и умения работы с информацией и информационными ресурсами. Развитие и внедрение в учебный процесс информационных технологий привело к значительному снижению степени участия личности преподавателя в обучении. Используя информационные технологии, многие педагоги обнаруживают отсутствие связи с другими участниками процесса, нежелание или неспособность восстановления этих связей.

Поиск эффективных форм коммуникации является серьезной движущей силой в обществе, доминирующим фактором его развития и обновления. Укрепление коммуникационного потенциала за счет ИКТ позволяет перевести на новый уровень общение педагога с обучаемыми и коллегами.

Появляется необходимость включения в систему высшего педагогического образования компонента, обеспечивающего формирование у будущих бакалавров способности грамотно ориентироваться в условиях постоянного роста информации и развития ИКТ, применять их для выполнения поставленных задач, взаимодействия и осуществления коммуникаций с другими участниками рабочих процессов, непрерывного самообразования. Все перечисленные аспекты отражает информационно-коммуникативная компетентность — особая комплексная способность объективно оценивать профессиональные проблемы педагогической деятельности, преобразовывать их в задачи; используя современные ИКТ решать их, воспроизводить знания, выражать себя творчески и создавать новую информацию.

Обращаясь к исследованию, проведенному Департаментом образования и науки Администрации Самарской области [1] и принятому советом Европы перечню ключевых компетентностей в образовании, отметим, что информационно-коммуникативная компетентность в большей степени относится к области, связанной с возрастанием информатизации общества. Вместе с тем она в той или иной степени охватывает и остальные области, так как включает развитие навыков устной и письменной коммуникации, способности участвовать в принятии решений, способности взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий, способности учиться на протяжении жизни.

Информационно-коммуникативная компетентность педагога не может быть идентичной информационно-коммуникативной компетентности инженера или журналиста. Профессиональная деятельность специалистов разных направлений предполагает решение разных классов задач, связанных с поиском, отбором и обработкой информации, требует разных способностей, знаний и инструментов.

Важным элементом системы формирования информационно-коммуникативной компетентности становится активизация самостоятельной работы будущих бакалавров, приближение обучения к реальной профессиональной педагогической деятельности для повышения качества подготовки к продуктивной работе в условиях информатизации образования, развития современных технологий обучения и ИКТ. Состояние образовательной системы, переход на двухуровневое обучение диктуют необходимость поиска новых решений для повышения качества и теоретической подготовки бакалавров, и готовности к самостоятельной творческой деятельности, средств и методов реализации этих решений.

Формирование информационно-коммуникативной компетентности предполагает комплекс навыков, основополагающих понятий (знаний), умений и развитие интеллектуальных и творческих качеств. Каждый из этих элементов является по-своему значимым, каждый укрепляет и развивает другие элементы. Так, если человек хорошо владеет навыками использования ИКТ, но не владеет фундаментальными понятиями информатики, то со временем он может столкнуться с серьезными проблемами при освоении новых инструментов. Однако нельзя не учитывать, что развитие навыков способствует пониманию основ ИКТ на базе получаемого опыта их использования.

Информационно-коммуникативная компетентность представляет собой динамическое образование и требует обучения на протяжении всей жизни человека, так как ИКТ развиваются и совершенствуются. Информационно-коммуникативная компетентность носит выраженный деятельностный характер. На первый план выходит способность к деятельности, связанной с поиском, обработкой, передачей и хранением информации средствами ИКТ, а так же способности к осуществлению эффективного коммуникационного взаимодействия, в том числе и посредством ИКТ.

Информационно-коммуникативная компетентность будущих бакалавров педагогического образования формируется из следующих элементов:

— компьютерной грамотности (умения и навыки эффективной работы с компьютерной техникой и сопутствующими устройствами), позволяющей использовать инструменты ИКТ, не являющиеся программным обеспечением;

— информационной грамотности (способность находить, обрабатывать и создавать информацию, осуществляя отбор, анализ, синтез), позволяющей оперировать информацией;

— инструментально-технологической грамотности (навыки работы с пользовательскими программами), позволяющей эффективно работать с программным обеспечением;

— информационного поведения (способность эффективно запоминать и использовать информацию);

— коммуникативного поведения (способность использовать для общения средства, эффективно реализующие этот процесс в различных профессиональных ситуациях), интегрирующего все предыдущие составляющие.

Выпускники вуза, получившие педагогическое образование, должны понимать принципы ИКТ для того, чтобы эффективно использовать их. Способность применять ИКТ на элементарном уровне не равноценна способности гибкого их использования, которая появляется в результате понимания механизмов его работы. Все вышеперечисленное определяет необходимость формирования и развития у бакалавров педагогического образования комплекса навыков, знаний, умений, представлений, личностных качеств и способностей, входящих в состав информационно-коммуникативной компетентности, и обеспечивающих его конкурентоспособность и востребованность как профессионала.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ключевые компетентности как результат образования // О введении метода проектов

в практику образовательных учреждений: Письмо Департамента образования и науки

Администрации Самарской области. — Лаборатория модернизации образовательных

ресурсов — Самара, 2003. URL: http://medianet.yartle1.ru/medianet/do/metod/pril1.shtml.

INFORMATION-COMMUNICATIVE COMPETENCE AS THE FACTOR RAISING THE COMPETITIVENESS OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

G.V. Akhmetzhanova

The Chair of Pedagogy and Teaching Methods Togliatty State University

Belorusskaya str., 14, Togliatty, Russia, 445667

A.V. Bogdanova

The Chair of Computer Technologies and High Pressure Materials Processing Togliatty State University

Belorusskaya str., 14, Togliatty, Russia, 445667

The article considers the features and components of information-communicative competence of bachelors of pedagogical education. The necessity to include the information-communicative competence in the set of characteristics of the bachelor of pedagogical education in order to increase the competitiveness of higher school graduates is proved in the article.

Key words: information-communicative competence, structure of information-communicative competence, quality of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.