Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов'

Актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / УЧЕБНЫЕ ПОЛЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ПОЛЯ / УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ / FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / CONTENTS MONITORING / EDUCATIONAL AREAS / ACTIVITY AREAS / EDUCATIONAL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Анна Владимировна

В статье рассмотрены проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов. Предложены пути их решения. Проанализирована возможность объединить задачу формирования информационно-коммуникативной компетентности с овладением необходимыми теоретическими знаниями и развитием интеллектуальных качеств на основе технологии учебных полей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE FOR STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

In this article problems of formation of information and communicative competence for students of higher education institutions are considered. We offer ways of their decision. Opportunity to unite a problem of formation of information and communicative competence with mastering necessary theoretical knowledge and development of intellectual qualities on the basis of technology of educational areas is analysed.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов»

Ю.В. Андросова

ЦЕННОСТИ И ИХ МЕСТО В СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ...

обучающую и воспитывающую деятельность с точки зрения ценностных ориентаций учитель может, основываясь на категориях ценностей, представленных выше.

В настоящее время «изменение социально-политического строя страны привело к неизбежной трансформации системы ценностей, к появлению в ней чужеродных элементов других культур (систем ценностей)» [11, с. 21]. Эта тенденция также не может остаться без внимания современного школьного учителя, так как происходит подавление, замещение ценностей, присущих строю нашего государства. Данную проблему может решить проведение занятий, ориентированных на ценности и идеалы отечественной культуры. Использование примеров из отечественной истории, праздников, традиционно отмечаемых в нашей стране, поможет созданию ценностных ориентиров, основанных на национальных традициях воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, роль ценностей, как в структуре мировоззрения учителя, так и в мировоззрении ученика нельзя недооценивать. Формирование системы ценностей как базового элемента структуры мировоззрения будущего учителя является неотъемлемой частью его профессиональной подготовки, поскольку транслирование данной системы и формирование через неё мировоззрения ученика сегодня как никогда актуально для современной школы. Основываясь на высших ценностях, общечеловеческих ценностях, определяя для себя собственные жизненные ценности, личность обретает смысл жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ванакова Г. Образ идеального учителя // Воспитательная работа в школе. М.: Народное образование, 2011. № 7. С. 95-98.

2. Абдулгалимов Г.Л., Косино О.А. Нормирование профессиональных компетенций учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. Национальный центр стан-

дартов и мониторинга образования, 2012. №3 С. 59-60.

3. Вершинина Л.В. Ценностное сознание студента (теоретический аспект, анализ состояния): Монография. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 80 с.

4. Комарова Л.А. Любовь как высшая общечеловеческая ценность // Вестник ВЭГУ. Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия, 2012. №6(62). С. 90-94.

5. Кривцова С.В. Школа может помочь растущему поколению преодолеть кризис смысла? // Воспитательная работа в школе. М.: Народное образование, 2013. №4. С. 5-15.

6. Гогицаева О.У. методологический аспект исследования ценностных ориентаций личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 83-86.

7. Нестеренко В.М., Мельник Н.М. Интегральная оценка ценностной ориентации активности субъекта профессиональной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4 (22). С. 419-423.

8. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций слепых и слабовидящих в процессе их профессиональной подготовки // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 26-27.

9. Кокоева Р.Т. Характеристика ценностных ориен-таций подростков как фактор их социализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 94-96.

10. Шиукаев Н.Т. Проблема ценностей и ценностного отношения к образованию // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 280-283.

11. Катунина Н.С. Воспитание позитивных ценностей в системе образования //Воспитательная работа в школе. М.: Народное образование, 2012. №6. С. 21-26.

© 2014

VALUES AND THEIR PLACE IN THE OUTLOOK STRUCTURE OF MODERN

TEACHER AND STUDENT

Y.V. Androsova, assistant of the department of «Foreign languages»

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article deals with the role of values in teachers' and students' outlook structure in modern society. Different systems of values are analyzed. The article focuses on such term as "the purpose of life". The author touches upon the problem of ways of forming students' system of values.

Keywords: outlook of personality, system of values, value, purpose of life, value orientations.

УДК 378.147

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

© 2014

А.В. Богданова, кандидат педагогических наук, начальник отдела менеджмента качества

и оптимизации бизнес-процессов

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов. Предложены пути их решения. Проанализирована возможность объединить задачу формирования информационно-коммуникативной компетентности с овладением необходимыми теоретическими знаниями и развитием интеллектуальных качеств на основе технологии учебных полей.

Ключевые слова: формирование информационно-коммуникативной компетентности, информационные и коммуникационные технологии, курирование содержания, учебные поля, деятельностные поля, учебные ситуации.

Вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов различных направлений подготовки нашли отражение в работах как отечественных, так и зарубежных ученых и педагогов-практиков. Процессы проникновения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образование и смежные с ним сферы определяются несколькими ключевыми факторами: введением в действие ФГОС ВПО, активным ростом и развитием сектора коммуникаций, увеличением количества и повышением

качества услуг, предоставляемых в сети Интернет и т.п. [1] В связи с этим многими исследователями педагогической теории и практики отмечается, что деятельность современных специалистов - выпускников вузов требует хорошего знания программных средств, развитых навыков работы мировыми информационными ресурсами, способности адаптироваться к его динамичным изменениям, применять в работе современные ИКТ [2]. Информационно-коммуникативная компетентность студентов вузов определяется как их особая комплексная

А.В. Богданова

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ .

способность объективно оценивать проблемы профессиональной деятельности, преобразовывать их в конкретные задачи, используя современные ИКТ, решать их, воспроизводить знания, выражать себя творчески и создавать новую информацию, продолжать самообразование и саморазвитие в данной области [3]. Специфика информационно-коммуникативной компетентности такова, что студенты технических направлений подготовки лучше осваивают навыки, определяющие ее, в ходе обучения; для ее целенаправленного развития требуется лишь небольшая методическая корректировка учебного процесса.

Формирование информационно-коммуникативной компетентности у студентов других направлений подготовки является не менее важным для их будущей профессиональной деятельности, поскольку применение ИКТ позволяет оптимизировать все рабочие процессы и повысить их эффективность. Поэтому далее речь пойдет об основных аспектах, отражающих актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов.

При формировании и развитии информационно-коммуникативной компетентности у студентов возникают не только новые знания и навыки, но и новые психологические особенности, не существовавшие ранее - изменяется течение личностного развития, возникают новые возможности и потребности. На начальном этапе формирования информационно-коммуникативной компетентности основная деятельность студентов, в рамках которой происходит обучение, - это общение с педагогом. На смену ей обычно приходит учебная деятельность с постепенно углубляющейся социально-коммуникативной стороной, подразумевающей использование ИКТ не только для образования, но и для общения (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Смена основной деятельности при формировании и развитии информационно-коммуникативной компетентности у студентов

Постепенно эта сторона начинает существовать сама по себе - студенты проявляют интерес к новым ИКТ, используют их в различных ситуациях по своему усмотрению. Качественный переход происходит, когда уровень знаний и умений студента становится выше, чем это необходимо для решения ставящихся перед ним задач. Специфика обучения такова, что в его ходе совершенствуются все основные навыки. Таким образом, студенты оттачивают навыки и умения, получают новые знания в области ИКТ. Особенность этого процесса состоит в том, обучаемые начинают отталкиваться не от того, на какие ИКТ делает упор преподаватель, а, наоборот, используют их как инструментарий в зависимости от конкретной ситуации и целесообразности их применения.

Поскольку основным моментом формирования информационно-коммуникативной компетентности для студентов вузов является формирование навыков применения современных ИКТ для решения профессиональных задач [4], необходимо обеспечивать максимально

благоприятные условия для этого. Безусловно, обучение может проходить по плану и стандартным заданиям, но лучше будет построить его вокруг конфликтных или противоречивых ситуаций, которые позволят студентам научиться делать выбор, формировать собственное мнение об используемых ИКТ.

Основной характеристикой периода, когда основной является учебная деятельность, можно обозначить изменение мышления студентов. Несформированность информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов выражается в том, что задачи информационной деятельности (в рамках профессиональной и образовательной) они не способны решать в уме, для выбора из нескольких технологий одной вынуждены испробовать каждую на практике. При дальнейшем развитии информационно-коммуникативной компетентности мышление меняется таким образом, что задачу выбора студент становится способен решить в уме. Дальнейшее развитие компетентности происходит в ходе учебных занятий и в результате собственного коммуникационного опыта. При этом продолжается и когнитивное развитие. Студент получает возможность оперировать категориями и понятиями ИКТ на абстрактно-логическом уровне при работе с ними в рамках образовательной и будущей профессиональной деятельности. Формирование и развитие информационно-коммуникативной компетентности - плавный непрерывный процесс, происходящий без резких скачков, но, как показано на Рисунке 1, имеющий несколько фаз, характеризующихся различными типами деятельности.

В работах большинства педагогов, изучающих информационно-коммуникативную компетентность, говорится о неких специальных действиях, способствующих ее формированию. Однако на практике выходит, что этого не достаточно - студенты должны погружаться в ИКТ. Необходимо как можно больше занятий проводить с применением технических и программных средств, а возникающие в ходе обучения задачи обсуждать с точки зрения информационной деятельности, пытаться решать, используя средства и приемы курирования информации [5].

Давно отмечено, что обучение студентов по техническим направлениям подготовки формирует у них особый стиль мышления, отличающийся формализацией знаний и аналитическими способностями. Студенты других направлений подготовки могут приобрести эти важнейшие особенности мышления именно в ходе формирования информационно-коммуникативной компетентности. Поэтому значительным аспектом формирования этой компетентности является увязывание соответствующих навыков с реальными задачами профессиональной деятельности.

Объединить задачу формирования информационно-коммуникативной компетентности с овладением необходимыми теоретическими знаниями и развитием интеллектуальных качеств обучаемых на этапе проектирования обучения позволяют учебные поля - дидактически оформленные конструкции, которые формулируют цель обучения и определяют содержание, методы и средства обучения (Рисунок 2). Обучение в рамках учебного поля направлена на формирование и закрепление одного из навыков, составляющих информационно-коммуникативную компетентность. Содержание учебного поля определяется таким образом, чтобы оно включало в себя теоретические сведения, необходимые для формирования навыка, и способствовало развитию интеллектуальных качеств обучаемого [3]. Учебные поля являются междисциплинарными, т.е. могут быть реализованы в рамках нескольких учебных дисциплин.

Каждое учебное поле реализуется в практике обучения посредством учебных ситуаций, представляющих собой законченные образовательные действия, направленные на развитие формируемого в рамках данного учебного поля навыка. Учебные ситуации реализуются

А.В. Богданова

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ...

в форме различных видов учебных занятий. Если учебные ситуации дидактически обоснованы, отражают де-ятельностно-ориентированные постановки проблем, то их совокупность позволит сформировать выделенный в учебном поле навык использования современных информационных технологий, а также - систему знаний, требуемых для воспроизведения в дальнейшем данного навыка на более высоком уровне [6].

пользовать одни и те же технические и программные средства для всех возникающих нужд.

Часто в обучении групп студентов можно наблюдать следующую картину: обучаемые уже владеют значительными знаниями и навыками в области ИКТ, хорошо выполняют задания, но не пытаются активно и творчески использовать имеющийся потенциал. Чтобы стимулировать развитие у них креативного компонента информационно-коммуникативной компетентности [3], необходимо дополнительно использовать на занятиях специальные приемы. Наиболее действенный из них -обсуждение. Занятие может строиться таким образом, чтобы в ходе его все члены группы участвовали в обсуждении инструментария для решения задачи. В продолжение этого можно использовать и другой прием: в группе одну и ту же задачу предлагается разным студентам решить различными средствами с последующей демонстрацией. Например, простое задание для студентов, обучающихся по экономическим направлениям подготовки: «Заполнение оборотно-сальдовой ведомости». Половина группы может выполнить его в текстовом редакторе, а другая половина - в табличном процессоре (Рисунок 3).

Рисунок 2 - Анализ соответствия учебного поля цели формирования навыка

Преодоление учебных ситуаций будет способствовать развитию интеллектуальных качеств обучаемых. Таким образом, данная методическая модель при ее последовательном внедрении в практику обучения должна обеспечить эффективное формирование информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов.

Кроме того, для формирования информационно-коммуникативной компетентности важно не только связать этот процесс с профессиональными задачами, но и эффективно систематизировать поступающую информацию и приобретаемые навыки. Поэтому особое значение приобретает курирование содержания [5], как отражение системно-содержательного аспекта. Большинство студентов вузов в процесс работы, например, над курсовым проектом, увлеченно и с удовольствием ищут информацию в сети Интернет. Они так углубляются в поиск, что он становится важнее результата. В конечном итоге у них на руках оказывается громоздкий несистематизированный массив близкой к теме информации, с которым очень сложно работать в дальнейшем.

Системно-содержательный аспект имеет большое значение также для социальной и профессиональной адаптации студентов [7, 8, 9], поскольку эффективное курирование содержание помогает избежать ошибок, связанных с преизбытком информации, оптимизировать индивидуальное информационно-коммуникативное пространство, уменьшить негативное влияние внешних факторов, обусловленных происходящим глобальным информационным бумом. Данный аспект - это характеристика вовлеченности студентов в социокультурные процессы всех уровней, возможности прямого участия в них и коммуникации с другими участниками посредством информационно-коммуникативного пространства.

Практика показывает, что студенты активно и с энтузиазмом осваивают навыки, входящие в состав информационно-коммуникативной компетентности. Многие из них уже знают, как работать с распространенными ИКТ. Вместе с тем, постепенно они понимают, что целенаправленное применение ИКТ в интересах профессиональной области - новая ступень в профессиональном развитии, но постоянное изучение новых ИКТ - кропотливое занятие, требующее системного подхода [10]. В этом случае важно, чтобы педагог пресекал попытки студентов оставаться в рамках ранее изученного, ис-

Рисунок 3 - Пример создания оборотно-сальдовой ведомости в программах MS Excel и MS Word

Обе программы входят в любой стандартный офисный пакет, но обладают разными возможностями. После выполнения можно снова обратиться к обсуждению: выявить плюсы и минусы применения обеих программ для достижения поставленной цели.

Также показательным заданием для обсуждения мо-

А.В. Богданова

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ .

жет стать поиск информации по заданной теме тремя в сети Интернет различными способами (Рисунок 4) и т.д.

Задание поиск информации по заданной теме

---------- —.___^ Инструменты

Открытые

Поисковые системы, образовательные Социальные сети,

стандартные средства ресурсы, хранилища блоги

данных

______■ ------------ Полученные

массивы информации

Обсуждение, анализ инструментария О&ьединенньш массив информации

Рисунок 4 - Задание: поиск информации в сети Интернет

Таким образом, актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов обусловлены, прежде всего, спецификой существующих методов их обучения.

Применение современных ИКТ и специальных методов обучения позволяет систематизировать этот процесс, обеспечить всестороннюю подготовку студентов [11-20]. Формирование информационно-коммуникативной компетентности - сложнейшая, многоуровневая педагогическая задача. Эта область исследований опирается на компетентностный, деятельностный и системный подходы и является крайне перспективной в развитии педагогической науки и практики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова А.В. Информатизация образовательного учреждения с применением принципов ITIL // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 1820.

2. Ахметжанова Г.В., Богданова А.В. Информационно-коммуникативная компетентность как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров педагогического образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 3. С. 51-55.

3. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вузов с использованием технологии учебных полей (на примере подготовки бакалавров педагогики) / Дис. канд. пед. наук Тольяттинский государственный университет. Тольятти, 2011.

4. Глазова В.Ф. Планирование содержания дисциплины «Информатика» в рамках компетентностного подхода к обучению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 57-60.

5. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Системно-содержательная компетентность и ее значение в социальной и профессиональной адаптации выпускников вузов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 49-52.

6. Глазова В.Ф., Богданова А.В. Организация информационной подготовки студентов вузов на основе компетентностного подхода // В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии / Сборник статей Международной научно-практической конференции. отв. редактор А.А. Сукиасян. Г. Уфа, респ. Башкортостан, Российская Федерация, 2014. С. 65-68.

7. Тарасова С.М. Психолого-педагогическое со-

провождение социальной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 279-281.

8. Тарасова Е.О. Особенности адаптации студентов к обучению в вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 1 (19). С. 192-198.

9. Тарасова С.М. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность социальной адаптации студентов-педагогов к профессиональной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 292-297.

10. Глазова В.Ф. Особенности процесса информатизации в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 28-30.

11. Аниськин В.Н. Особенности технологической подготовки специалистов в условиях холистичной информационно-образовательной среды вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 21-24.

12. Смирнова Е.В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 43-46.

13. Аниськин В.Н. Социально-профессиональная и социально-технологическая компетентности педагога в современном информационно-образовательном пространстве: взаимосвязь и взаимозависимость // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 5-8.

14. Карташова Л.А. Обучение информационным технологиям будущих филологов: стремимся к формированию готовности или компетентности? // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2012. № 2 (13). С. 48-51.

15. Добудько Т.В., Добудько А.В. Формирование профессиональной компетентности магистров педагогического образования по направлению «Информационные технологии в образовании» // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 16-18.

16. Тотрова М.Х. Оптимизация качества высшего образования на основе информационно-коммуникационных технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 290-292.

17. Богданова А.В. Экономические аспекты диагностики и управления качеством в информационно-коммуникативном пространстве вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 13-16.

18. Коростелева Е.Ю. Совершенствование профессиональной подготовки педагогов в условиях тех-нологизации образовательного процесса // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 25-27.

19. Кондурар М.В. Развитие компетентности в моделировании с помощью информационных технологий при решении сетевых задач в экономике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 92-94.

20. Маслова Н.П., Студенникова Н.К. Формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе учебно-исследовательской деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 118-125.

A.B. Богданова

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TOPICAL ISSUES OF FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE FOR STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

© 2014

A.V. Bogdanova, candidate of pedagogical sciences, the chief of department of quality management

and optimisation of business processes

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: In this article problems of formation of information and communicative competence for students of higher education institutions are considered. We offer ways of their decision. Opportunity to unite a problem of formation of information and communicative competence with mastering necessary theoretical knowledge and development of intellectual qualities on the basis of technology of educational areas is analysed.

Keywords: formation of information and communicative competence, information and communication technologies, contents monitoring, educational areas, activity areas, educational situations

УДК 37.018.7:37.034

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ

ПРАВОСЛАВНОГО ЛАГЕРЯ

© 2014

Н.В. Ванюхина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология развития и психофизиология» О.В. Григорьева, кандидат биологических наук, доцент заведующий кафедрой «Психология развития и психофизиология»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: B работе предложена программа духовно-нравственного воспитания подростков в условиях православного лагеря, организованного с учетом, с одной стороны, христианских традиций, с другой - проживания в современном мультинациональном регионе. Программа лагеря сочетает православные ритуалы (утренняя и вечерняя молитва, молитва перед приемом пищи, посещение службы по выходным) с ежедневными беседами на актуальные и трудные для современного подростка темы. B соответствии с православными традициями воспитания, в лагере предполагается сочетание физического труда, спортивных занятий, кружковых занятий по интересам, просветительских мероприятий.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие подростков, духовно-нравственное воспитание подростков, православный лагерь, православные традиции воспитания.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Подростковый возраст во все времена считался критическим периодом. Но современные политические, экономические и социальные проблемы в России сделали вступление во взрослую жизнь еще более сложным процессом [1].

Сложность текущего исторического периода в России заключается в доминировании у людей материальных ценностей над духовными из-за чего у людей оказываются искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Молодежь отличает чрезмерная агрессивность, эмоциональная, волевая и духовная незрелость, ориентация на атрибуты массовой культуры, снижение истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета [2].

Из-за укоренения антисупружеских, антиродительских и антисемейных установок уменьшается влияние родителей на подростков в вопросах формирования духовно-нравственного поведения. Средства массовой коммуникации и информации дискредитируют высокие идеи и идеалы, вносят вклад в нарушение духовного единства общества, девальвацию ценностей старшего поколения, а также деформацию традиционных для страны моральных норм и нравственных установок [3].

В 90-е гг. ХХ в. в России началось официальное возвращение русской православной церкви народу, увеличение ее общественного влияния. Сделалось возможным духовно-нравственное воспитание молодежи непосредственно духовными деятелями и на примерах духовной культуры. Принимая во внимание новейшие достижения техники и всевозможных отраслей науки, церковь находится в поиске новых современных форм воздействия на людей и, в особенности, подростков и молодежь.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Идея созда-

ния православного лагеря для подростков не отличается новизной. Всесезонные православные лагеря для детей и подростков функционируют в Москве, Московской, Ярославской, Владимирской областях, сезонные православные лагеря для детей и подростков есть в Икситимском районе, Псковской и Тверской областях, для молодежи - в Ульяновской области [4]. Однако, каждый подобный лагерь отличается от других количеством и составом детей, условиями проживания, педагогами и программой проведения смены. Поэтому, несмотря на то, что существует много аналогов православных детских, подростковых и молодежных лагерей, для описываемого подросткового лагеря требуется создание собственной уникальной программы пребывания детей и осуществления их духовно-нравственного развития.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью работы является создание модели духовно-нравственного воспитания подростков в условиях православного лагеря.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

1. Охарактеризовать особенности психологического развития и основные проблемы лиц подросткового возраста.

2. Описать особенности нравственного развития и духовно-нравственного воспитания подростков.

3. Проанализировать современные социально-демографические условия развития молодежи.

4. Создать модель духовно-нравственного воспитания подростков в условиях православного лагеря.

5. Провести пилотажное исследование эффективности части программы духовно-нравственного воспитания подростков.

Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная модель духовно-нравственного воспитания подростков в условиях православного лагеря будет эффективной для формирования у подростков способности посмотреть на себя как на личность и часть общества с христианских позиций, умения осознавать, анализировать, прогнозировать и оценивать собственные и чужие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.