Научная статья на тему 'Информационная среда как объект и предмет педагогического исследования'

Информационная среда как объект и предмет педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1032
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ВУЗА / INFORMATION / MEDIUM / INFORMATIONAL MEDIUM OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамонтова Наталья Ивановна

Статья посвящена анализу информационной среды вуза как предмета и объекта педагогического исследования. За основу приняты подходы к определению информационной среды Ю.А. Шрейдера, А.В.Кудинова, А.М. Романова, О.И. Соколовой, Т.В. Юрченко и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамонтова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational medium as object and subject of pedagogic research

The article is devoted to the analyses of information environment of university. The author centers upon the approaches by Yu.A. Shreyder, A.V. Kudinov, A.M Romanov, O.I. Sokolova, T.V. Yurchenko and others.

Текст научной работы на тему «Информационная среда как объект и предмет педагогического исследования»

темы проекта в уже готовой формулировке, регламентированием составов детских групп и функций по выполнению проекта между младшими школьниками.

Также по итогам диагностики необходимо отметить, что в КГ 25% учащихся продемонстрировали нейтральное или индифферентное отношение к выполнению проектов и 37% неприятие своего участия в проектировании, вплоть до ярко выраженного негативизма. Объясняя причины своего отрицательного отношения, младшие школьники из КГ чаще всего указывали на проблемы в коммуникациях и кооперации («когда выполняем проект мы всегда ссоримся и некоторые ничего не делают, только мешают», «в группе всегда кто-то командует, а другие просто подчиняются и молчат»), на трудности в презентации проектов («не люблю учить большой доклад», «на защите проекта очень волнуюсь и боюсь забыть текст»). Это, в свою очередь, свидетельствует о недостаточной готовности учащихся КГ к конструктивным взаимодействиям в ходе группового проектирования, о низком уровне презентационных умений, а также о неэффективной организации этапа защиты проектов. В ЭГ только 4,5% школьников ответили, что выполнять проекты им «не очень нравится», аргументируя это большими временными затратами и не выражая при этом резкого неприятия проектной деятельности.

В целом, результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что при соблюдении указанных нами условий организации проектной деятельности в начальной школе, которые были реализованы в экспериментальных классах, у пре-

обладающего большинства учащихся формируется позитивное отношение к выполнению проектов, осознание целей и субъективной значимости проектирования, выраженное и устойчивое желание к участию в проектной деятельности.

Библиографический список

1. Бичерова Е.Н. Развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. - Брянск, 2009.

2. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егорки-на С.В. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

3. Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. - М.: Аркти, 2011.

4. Маслов П.А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2008.

5. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Дис. ... д-ра психол. наук. -Брянск, 2000.

6. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность в начальной школе: с чего начать? // Школьные технологии. - 2007. - № 6.

7. Серегина Н.В. Творческие задачи как средство подготовки младших школьников к проектной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. - Брянск, 2005.

8. Хуснетдинова М.К. Развитие самостоятельности младшего школьника на основе метода проектов: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.

УДК 378

Мамонтова Наталья Ивановна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья посвящена анализу информационной среды вуза как предмета и объекта педагогического исследования. За основу приняты подходы к определению информационной среды Ю.А. Шрейдера, А.В.Кудинова, А.М. Романова, О.И. Соколовой, Т.В. Юрченко и др.

Ключевые слова: информация, среда, информационная среда вуза.

К настоящему времени в педагогической литературе накоплен значительный опыт по изучению образовательной среды. Рассмотрены ее общие теоретические модели, структура и компоненты; дана общая оценка образовательной среды и проанализировано ее воспитательно-образовательное воздействие; изучен ее предметный план; разработаны типологии образовательной среды, а также методы ее диагностики, экспертизы и проектирования. Все это создает теоретико-методологические основания для перехода к изучению новой разновидности образовательной

среды, которой является среда информационно-образовательная или среда информационная.

Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисциплин (теория информации, кибернетика, семиотика, информатика, соционика и т.д.). В научных источниках можно найти достаточно много определений термина «информация», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. В Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дается следую-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Мамонтова Н.И., 2012

щее определение этого термина: «информация -сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Философский словарь определяет информацию как одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. [8, с. 431-434].

В экономической литературе информация рассматривается как сведения о чем- либо, являющиеся объектом сбора, хранения, переработки [3, с. 344].

Авторы словаря «Современные понятия и термины» определяют информацию как одно из основных категорий информатики, кибернетики, средств массовой информации, философии и т.д., близкое к определениям«данные», «сведения»; совокупность знаний об окружающем мире [15, с. 374].

Таким образом, мы видим, что, несмотря на специфику понятия «информация», применительно к конкретной области знаний, все трактовки данного феномена можно свести к общему понятию: совокупность сведений, знаний об окружающем мире.

Социальное воспитание человека - процесс относительно контролируемой социализации, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет. Данный процесс осуществляется в специально созданных воспитательных организациях (школа, вуз), в специально созданных воспитательных условиях. Л.В. Марда-хаев в словаре по социальной педагогике в понятие «среда» включает окружающие человека социально-бытовые условия, обстановку, а также людей, связанных с ним общностью этих условий [14, с. 294].

Существующие другие подходы к данной категории сходятся к пониманию «среды» как определенной совокупности условий, окружающих человека, взаимодействующих с ним и влияющих на него. Например, словарь-справочник по педагогике (составитель В.А. Мижериков) характеризует среду как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью [16, с. 363].

Российская социологическая энциклопедия под редакцией Г.В. Осипова определяет среду как совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на изучаемый объект [12, с. 532].

Большая современная энциклопедия по педагогике, составленная Е.С. Рапацевичем определяет среду как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью [10, с. 556].

С.И. Ожегов в словаре русского языка характеризует среду как: 1. Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. 2. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка,

а также совокупность людей, связанных общностью этих условий [9, с. 746].

В большом толковом словаре правильной речи Л.И Скворцова под средой понимается совокупность природных или социальных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-либо организма; окружение, обстановка [13, с. 805].

Лексикон социальной работы дает определение среды как совокупности естественных/экологических и социальных условий окружения отдельной личности или групп [7, с. 180].

Существует немало различных научных подходов к характеристике категории «информационная среда». Условно их можно разделить на 2 группы:

1. Информационная среда как процесс информатизации методического обеспечения учебного процесса.

2. Информационная среда как комплекс условий, в которых протекает жизнедеятельность индивида (в том числе его жизнедеятельность в вузе).

Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденная 10 июля 1998 года, раскрывает термин «информационная среда»как совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах».

Ю.А. Шрейдер рассматривает информационную среду как активное начало, воздействующее на ее участников, а не только как проводник информации. Он считает, что в науке существует по крайней мере две точки зрения на понятия «информация» и «информационная среда».

Первый подход - ресурсный, предполагал фиксацию информации на определенном носителе и по возможности более полную, активную и точную ее передачу. Неотъемлемым условием этой концепции является техническая система, как основа информационной среды, позволяющей хранить информацию в виде объективных знаний о мире, а также дающей возможность эффективно извлекать эту информацию и предоставлять пользователям.

Второй подход - коммуникационный, рассматривает информационную среду и информационные системы, входящие в нее в качестве компонентов, как средство передачи знаний и обмена сообщениями различного статуса, то есть как средство, позволяющее осуществлять социокультурные функции.

Автор подчеркивает, что в исследованиях последних лет сложилось три направления в изучении информационной среды:

- первое направление рассматривает информационную среду как деятельность, при этом человек, являясь субъектом и объектом коммуникационной деятельности, создает информационную сре-

ду совокупным знанием, которое он передает и воспитывает;

- второе направление представляет информационную среду как систему исторически сложившихся форм коммуникации;

- третье направление характеризует информационную среду как созданную всем обществом информационную инфраструктуру, позволяющую осуществить коммуникативную деятельность в масштабах, соответствующих уровню развития этого общества: издательства, библиотеки, информационные центры, банки данных, средства массовой информации и т.п.[18, с. 41-43].

В.А. Кудинов в своем диссертационном исследовании рассматривает построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями. Автор отмечает, что основу информационной образовательной среды в условиях использования технологий управления знаниями могут составлять специализированные системы управления знаниями, объединяющие знания смежных научных дисциплин [6].

А.М. Романов отмечает, что информационнообразовательная среда является частным случаем, разновидностью более общей образовательной среды. Установлено, что непосредственно учебное содержание контента ИОС целесообразно дополнить материалами по следующим направлениям: 1) мотивирующими - в том числе, информацией о трудоустройстве и достижениях выпускников вуза; 2) культурно-просветительскими; 3) развлекательными и игровыми (досуговыми), спортивными, внеучебными; 4) социальными - в том числе новостными, сведениями о жизни вуза и студенческого сообщества и т.п.; 5) средствами самопознания, саморазвития, в том числе - некоторыми психодиагностическими средствами, не требующими обязательного участия в их применении и интерпретации полученных результатов штатных психологов; 6) лучшими работами студентов, включая дипломные и курсовые работы, рефераты, эссе, научно-исследовательские проекты и разработки; 7) студенческим форумом, обеспечивающим коммуникацию, взаимопомощь, общение; 8) обратной связью с выпускниками - интервью с ними, статьи о них, воспоминания о вузе и советы нынешним студентам; 9) методическим общением преподавателей; 10) консультациями специалистов, дайджестами новостей в мире науки, важными профессиональными и официальными нормативными материалами [11].

О.И. Соколова рассматривает информационную среду вуза как одну из сторон его деятельности, включающую в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогической информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации, актуальные

для реализации целей и задач педагогического образования и развития педагогической науки в современных условиях[17].

Т.В. Юрченко под информационно-образовательной средой понимает организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратнопрограммного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей [18].

В работах Е.Г. Зуевой охарактеризованы компоненты информационно-образовательной среды: дисциплины, определяемые ГОС ВПО, учебная планирующая документация (учебные планы, программы по изучаемым дисциплинам), учебники, учебно-методические и дидактические материалы, подготовленные, в том числе, и для использования в информационно-образовательной среде, компьютерные средства, информационные и педагогические технологии.

Автор считает, что информационно-образовательная среда является важным средством формирования и развития универсальных компетенций у студентов, поэтому необходимо широкое применение на ее основе развивающих, личностно и прак-тико-ориентированных педагогических технологий. Она представляет собой учебные, методические и информационные ресурсы с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий учебных заведений Ее можно рассматривать как комплексную многофункциональную среду, в состав которой входят: компьютерные средства, информационные технологии, методический и дидактический ресурс, применяемые в преподавании дисциплин с использованием различных методов и форм для реализации обучающей деятельности. В состав компьютерных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы использования которых, регламентируются в методическом обеспечении образовательного процесса. Все элементы информационно-образовательной среды функционируют как составляющие элементы единой системы, являющейся условием формирования универсальных компетенций [4].

А.Х. Ардеев дал интересную характеристику основных компонентов информационно-образовательной среды. К ним он отнес учебные дисциплины, определяемые ГОС ВПО, учебную планирующую документацию (учебные планы, программы по изучаемым дисциплинам), учебники, учебнометодические и дидактические материалы, подготовленные, в том числе, и для использования в ИОС с применением различных компьютерных средств, информационных и педагогических технологий [ 1].

Ю.Г. Коротенков в учебном пособии «Информационная образовательная среда основной шко-лы»предпринял попытку раскрыть уровни инфор-

0 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

мационной образовательной среды: первый уровень - педагогическая система, определяющая форму и содержание, остальные содержательные уровни ИОС; второй уровень - система информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение. Этот уровень непосредственно связан с педагогической системой, развивается и функционирует под ее управлением; третий уровень - образовательная медиа-среда, содержащая познавательные и социокультурные ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразованием, саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний. Этот уровень ИОС имеет опосредованное управление педагогической средой. Повышение эффективности этого управления является одной из проблем педагогической системы и ИОС.

Автор считает, что информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [4, с. 3-4].

Многие исследователи рассматривают понятие «информационная среда» как комплекс условий, в которых протекает жизнедеятельность индивида.

По мнению Е.И. Ракитина, информационная среда как часть информационного пространства есть ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида.

По мнению О.И.Соколова, информационная среда вуза - это одна из сторон его деятельности, включающая в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации.

Г.Ю. Беляев выделяет следующие типологические признаки информационно-образовательной среды:

- образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурной - мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот; образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания;

- образовательная среда субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.

По мнению М. Лапчикин формационно-образовательная среда включает следующие компоненты:

- интеллектуальные, культурные, программнометодические ресурсы, содержащие знания и технологии работы с ними (поиск, хранение, обработка, применение), и функциональную инфраструктуру (электронные учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, специализированные тренажеры и средства компьютерного моделирования, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, средства автоматизации научных исследований, внеучебной и организационно-управленческой деятельности вуза);

- организационную структуру, обеспечивающую функционирование и развитие информационнообразовательной среды;

- коммуникационные средства, способствующие взаимодействию субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к ресурсам информационно-образовательной среды на основе соответствующих коммуникационных технологий [11, с. 87-92].

Понятие информационной среды связано с понятием информационного пространства. Б.Г. Пар-шукова в своем исследовании приходит к выводу о том, что информационное пространство - это потенциальная, возможная к использованию человеком информация и технические средства ее обработки, хранения и передачи, а информационная среда - понятие более локальное, это реальные информационные возможности человека.

Таким образом, анализируя выше представленные теоретические подходы к пониманию информационной среды вуза, можно сделать ряд выводов о том, что все походы можно условно разделить на несколько групп: информационная среда как процесс информатизации методического обеспечения учебного процесса и информационная среда как комплекс условий, в которых протекает жизнедеятельность индивида. В соответствии с этим, одни авторы характеризуют эту категорию с точки зрения информационного обеспечения учебного процесса, активного внедрения информационных технологий в его содержание. Другие авторы делают упор на социальный аспект информационной среды. Они рассматривают информационную среду как часть социальной. Информационная среда как условие жизнедеятельности индивида интересна нам в плане ее воспитательных потенциалов. Авторы рассматривают способы передачи информации между участниками учебно-воспитательного процесса, раскрывают коммуникативный и социокультурный аспект информационной среды.

В понятие «информационная среда вуза» мы будем включать следующие элементы:

1. Коммуникационный блок - способы коммуникационного обмена между участниками образо-

вательного процесса в вузе.

2. Деятельностный блок - формы организации работы с разного рода информацией.

3. Морально-этический блок - способность ценностного и критического отношения к информации.

4. Компетентностный блок - умение находить, перерабатывать и интерпретировать информацию различного рода.

Библиографический список

1. Ардеев А.Х. Образовательная информационная среда как средство повышения эффективности обучения в университете: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004.

2. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. - 1887 с.

3. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азраиляна. - М.: Институт новой экономики, 2004.

4. Зуева Е.Г. Формирование универсальных компетенций у студентов в информационно-образовательной среде вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 2008.

5. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы: Учеб. пособие. -М.: Изд. центр «Академия Айти», 2002.

6. Кудинов В.А. Построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2010.

7. Лексикон социальной работы / ред. С.М. Ки-бардина, С.И. Михайлова, О.М. Чернышева. - Вологда: Русь, 1999.

8. Новейший философский словарь. - 3-е изд., исправл. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС XXI век»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2003.

10. Педагогика: Большая советская энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2005.

11. Романов А.М. Педагогические условия и средства формирования смыслообразующей мотивации студентов в информационно-образовательной среде: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -Н. Новгород, 2009.

12. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: Изд. группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998.

13. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной речи. - СПб.: ДИЛЯ, 2006.

14. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002.

15. Словарь современных понятий и терминов / Н.Г. Букимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др.; сост., общ. ред. В.А. Макаренко. - М.: Республика, 2007.

16. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под. общ. ред. П.И. Пидка-систого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

17. Соколова О.И. Педагогические основы развития информационной среды вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2001.

18. Юрченко Т.В. Организация учебно-познавательной деятельности студентов в информационно-образовательной среде вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Н. Новгород, 2011.

УДК 159.99

Шемякина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московский педагогический государственный университет

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 2 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья посвящена описанию психологических особенностей детей раннего возраста в период адаптации. Большое внимание уделяется помощи детям в этот период.

Ключевые слова: адаптация, эмоциональная поддержка, ранний возраст.

Принимая во внимание закономерности развития психической деятельности, необходимо учитывать, что эта закономерность сохраняет свое значение, как в условиях нормального развития, так и в условиях патологии [2, с. 5].

Под влиянием различных факторов выявляется временный или стойкий сдвиг в развитии психической сферы. Такой сдвиг значительно легче и быстрее возникает в раннем возрасте. Это связано с недостаточной зрелостью и относительно низкой устойчивостью к вредоносным факторам.

Своевременная комплексная диагностика позволяет в полной мере использовать возможности сен-зитивных периодов становления высших психических функций, эффективно коррегировать темп психического развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных отклонений.

Важным моментом для начала проведения обследования служит необходимость установления прочного эмоционального контакта педагога с ребенком. Это нередко представляет трудности в связи с особенностями периода адаптации детей раннего возраста.

22

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Шемякина О.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.