темы проекта в уже готовой формулировке, регламентированием составов детских групп и функций по выполнению проекта между младшими школьниками.
Также по итогам диагностики необходимо отметить, что в КГ 25% учащихся продемонстрировали нейтральное или индифферентное отношение к выполнению проектов и 37% неприятие своего участия в проектировании, вплоть до ярко выраженного негативизма. Объясняя причины своего отрицательного отношения, младшие школьники из КГ чаще всего указывали на проблемы в коммуникациях и кооперации («когда выполняем проект мы всегда ссоримся и некоторые ничего не делают, только мешают», «в группе всегда кто-то командует, а другие просто подчиняются и молчат»), на трудности в презентации проектов («не люблю учить большой доклад», «на защите проекта очень волнуюсь и боюсь забыть текст»). Это, в свою очередь, свидетельствует о недостаточной готовности учащихся КГ к конструктивным взаимодействиям в ходе группового проектирования, о низком уровне презентационных умений, а также о неэффективной организации этапа защиты проектов. В ЭГ только 4,5% школьников ответили, что выполнять проекты им «не очень нравится», аргументируя это большими временными затратами и не выражая при этом резкого неприятия проектной деятельности.
В целом, результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что при соблюдении указанных нами условий организации проектной деятельности в начальной школе, которые были реализованы в экспериментальных классах, у пре-
обладающего большинства учащихся формируется позитивное отношение к выполнению проектов, осознание целей и субъективной значимости проектирования, выраженное и устойчивое желание к участию в проектной деятельности.
Библиографический список
1. Бичерова Е.Н. Развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. - Брянск, 2009.
2. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егорки-на С.В. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
3. Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. - М.: Аркти, 2011.
4. Маслов П.А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2008.
5. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Дис. ... д-ра психол. наук. -Брянск, 2000.
6. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность в начальной школе: с чего начать? // Школьные технологии. - 2007. - № 6.
7. Серегина Н.В. Творческие задачи как средство подготовки младших школьников к проектной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. - Брянск, 2005.
8. Хуснетдинова М.К. Развитие самостоятельности младшего школьника на основе метода проектов: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.
УДК 378
Мамонтова Наталья Ивановна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья посвящена анализу информационной среды вуза как предмета и объекта педагогического исследования. За основу приняты подходы к определению информационной среды Ю.А. Шрейдера, А.В.Кудинова, А.М. Романова, О.И. Соколовой, Т.В. Юрченко и др.
Ключевые слова: информация, среда, информационная среда вуза.
К настоящему времени в педагогической литературе накоплен значительный опыт по изучению образовательной среды. Рассмотрены ее общие теоретические модели, структура и компоненты; дана общая оценка образовательной среды и проанализировано ее воспитательно-образовательное воздействие; изучен ее предметный план; разработаны типологии образовательной среды, а также методы ее диагностики, экспертизы и проектирования. Все это создает теоретико-методологические основания для перехода к изучению новой разновидности образовательной
среды, которой является среда информационно-образовательная или среда информационная.
Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисциплин (теория информации, кибернетика, семиотика, информатика, соционика и т.д.). В научных источниках можно найти достаточно много определений термина «информация», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. В Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дается следую-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Мамонтова Н.И., 2012
щее определение этого термина: «информация -сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».
Философский словарь определяет информацию как одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. [8, с. 431-434].
В экономической литературе информация рассматривается как сведения о чем- либо, являющиеся объектом сбора, хранения, переработки [3, с. 344].
Авторы словаря «Современные понятия и термины» определяют информацию как одно из основных категорий информатики, кибернетики, средств массовой информации, философии и т.д., близкое к определениям«данные», «сведения»; совокупность знаний об окружающем мире [15, с. 374].
Таким образом, мы видим, что, несмотря на специфику понятия «информация», применительно к конкретной области знаний, все трактовки данного феномена можно свести к общему понятию: совокупность сведений, знаний об окружающем мире.
Социальное воспитание человека - процесс относительно контролируемой социализации, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет. Данный процесс осуществляется в специально созданных воспитательных организациях (школа, вуз), в специально созданных воспитательных условиях. Л.В. Марда-хаев в словаре по социальной педагогике в понятие «среда» включает окружающие человека социально-бытовые условия, обстановку, а также людей, связанных с ним общностью этих условий [14, с. 294].
Существующие другие подходы к данной категории сходятся к пониманию «среды» как определенной совокупности условий, окружающих человека, взаимодействующих с ним и влияющих на него. Например, словарь-справочник по педагогике (составитель В.А. Мижериков) характеризует среду как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью [16, с. 363].
Российская социологическая энциклопедия под редакцией Г.В. Осипова определяет среду как совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на изучаемый объект [12, с. 532].
Большая современная энциклопедия по педагогике, составленная Е.С. Рапацевичем определяет среду как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью [10, с. 556].
С.И. Ожегов в словаре русского языка характеризует среду как: 1. Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. 2. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка,
а также совокупность людей, связанных общностью этих условий [9, с. 746].
В большом толковом словаре правильной речи Л.И Скворцова под средой понимается совокупность природных или социальных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-либо организма; окружение, обстановка [13, с. 805].
Лексикон социальной работы дает определение среды как совокупности естественных/экологических и социальных условий окружения отдельной личности или групп [7, с. 180].
Существует немало различных научных подходов к характеристике категории «информационная среда». Условно их можно разделить на 2 группы:
1. Информационная среда как процесс информатизации методического обеспечения учебного процесса.
2. Информационная среда как комплекс условий, в которых протекает жизнедеятельность индивида (в том числе его жизнедеятельность в вузе).
Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденная 10 июля 1998 года, раскрывает термин «информационная среда»как совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах».
Ю.А. Шрейдер рассматривает информационную среду как активное начало, воздействующее на ее участников, а не только как проводник информации. Он считает, что в науке существует по крайней мере две точки зрения на понятия «информация» и «информационная среда».
Первый подход - ресурсный, предполагал фиксацию информации на определенном носителе и по возможности более полную, активную и точную ее передачу. Неотъемлемым условием этой концепции является техническая система, как основа информационной среды, позволяющей хранить информацию в виде объективных знаний о мире, а также дающей возможность эффективно извлекать эту информацию и предоставлять пользователям.
Второй подход - коммуникационный, рассматривает информационную среду и информационные системы, входящие в нее в качестве компонентов, как средство передачи знаний и обмена сообщениями различного статуса, то есть как средство, позволяющее осуществлять социокультурные функции.
Автор подчеркивает, что в исследованиях последних лет сложилось три направления в изучении информационной среды:
- первое направление рассматривает информационную среду как деятельность, при этом человек, являясь субъектом и объектом коммуникационной деятельности, создает информационную сре-
ду совокупным знанием, которое он передает и воспитывает;
- второе направление представляет информационную среду как систему исторически сложившихся форм коммуникации;
- третье направление характеризует информационную среду как созданную всем обществом информационную инфраструктуру, позволяющую осуществить коммуникативную деятельность в масштабах, соответствующих уровню развития этого общества: издательства, библиотеки, информационные центры, банки данных, средства массовой информации и т.п.[18, с. 41-43].
В.А. Кудинов в своем диссертационном исследовании рассматривает построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями. Автор отмечает, что основу информационной образовательной среды в условиях использования технологий управления знаниями могут составлять специализированные системы управления знаниями, объединяющие знания смежных научных дисциплин [6].
А.М. Романов отмечает, что информационнообразовательная среда является частным случаем, разновидностью более общей образовательной среды. Установлено, что непосредственно учебное содержание контента ИОС целесообразно дополнить материалами по следующим направлениям: 1) мотивирующими - в том числе, информацией о трудоустройстве и достижениях выпускников вуза; 2) культурно-просветительскими; 3) развлекательными и игровыми (досуговыми), спортивными, внеучебными; 4) социальными - в том числе новостными, сведениями о жизни вуза и студенческого сообщества и т.п.; 5) средствами самопознания, саморазвития, в том числе - некоторыми психодиагностическими средствами, не требующими обязательного участия в их применении и интерпретации полученных результатов штатных психологов; 6) лучшими работами студентов, включая дипломные и курсовые работы, рефераты, эссе, научно-исследовательские проекты и разработки; 7) студенческим форумом, обеспечивающим коммуникацию, взаимопомощь, общение; 8) обратной связью с выпускниками - интервью с ними, статьи о них, воспоминания о вузе и советы нынешним студентам; 9) методическим общением преподавателей; 10) консультациями специалистов, дайджестами новостей в мире науки, важными профессиональными и официальными нормативными материалами [11].
О.И. Соколова рассматривает информационную среду вуза как одну из сторон его деятельности, включающую в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогической информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации, актуальные
для реализации целей и задач педагогического образования и развития педагогической науки в современных условиях[17].
Т.В. Юрченко под информационно-образовательной средой понимает организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратнопрограммного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей [18].
В работах Е.Г. Зуевой охарактеризованы компоненты информационно-образовательной среды: дисциплины, определяемые ГОС ВПО, учебная планирующая документация (учебные планы, программы по изучаемым дисциплинам), учебники, учебно-методические и дидактические материалы, подготовленные, в том числе, и для использования в информационно-образовательной среде, компьютерные средства, информационные и педагогические технологии.
Автор считает, что информационно-образовательная среда является важным средством формирования и развития универсальных компетенций у студентов, поэтому необходимо широкое применение на ее основе развивающих, личностно и прак-тико-ориентированных педагогических технологий. Она представляет собой учебные, методические и информационные ресурсы с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий учебных заведений Ее можно рассматривать как комплексную многофункциональную среду, в состав которой входят: компьютерные средства, информационные технологии, методический и дидактический ресурс, применяемые в преподавании дисциплин с использованием различных методов и форм для реализации обучающей деятельности. В состав компьютерных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы использования которых, регламентируются в методическом обеспечении образовательного процесса. Все элементы информационно-образовательной среды функционируют как составляющие элементы единой системы, являющейся условием формирования универсальных компетенций [4].
А.Х. Ардеев дал интересную характеристику основных компонентов информационно-образовательной среды. К ним он отнес учебные дисциплины, определяемые ГОС ВПО, учебную планирующую документацию (учебные планы, программы по изучаемым дисциплинам), учебники, учебнометодические и дидактические материалы, подготовленные, в том числе, и для использования в ИОС с применением различных компьютерных средств, информационных и педагогических технологий [ 1].
Ю.Г. Коротенков в учебном пособии «Информационная образовательная среда основной шко-лы»предпринял попытку раскрыть уровни инфор-
0 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
мационной образовательной среды: первый уровень - педагогическая система, определяющая форму и содержание, остальные содержательные уровни ИОС; второй уровень - система информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение. Этот уровень непосредственно связан с педагогической системой, развивается и функционирует под ее управлением; третий уровень - образовательная медиа-среда, содержащая познавательные и социокультурные ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразованием, саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний. Этот уровень ИОС имеет опосредованное управление педагогической средой. Повышение эффективности этого управления является одной из проблем педагогической системы и ИОС.
Автор считает, что информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [4, с. 3-4].
Многие исследователи рассматривают понятие «информационная среда» как комплекс условий, в которых протекает жизнедеятельность индивида.
По мнению Е.И. Ракитина, информационная среда как часть информационного пространства есть ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида.
По мнению О.И.Соколова, информационная среда вуза - это одна из сторон его деятельности, включающая в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации.
Г.Ю. Беляев выделяет следующие типологические признаки информационно-образовательной среды:
- образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурной - мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот; образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания;
- образовательная среда субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.
По мнению М. Лапчикин формационно-образовательная среда включает следующие компоненты:
- интеллектуальные, культурные, программнометодические ресурсы, содержащие знания и технологии работы с ними (поиск, хранение, обработка, применение), и функциональную инфраструктуру (электронные учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, специализированные тренажеры и средства компьютерного моделирования, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, средства автоматизации научных исследований, внеучебной и организационно-управленческой деятельности вуза);
- организационную структуру, обеспечивающую функционирование и развитие информационнообразовательной среды;
- коммуникационные средства, способствующие взаимодействию субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к ресурсам информационно-образовательной среды на основе соответствующих коммуникационных технологий [11, с. 87-92].
Понятие информационной среды связано с понятием информационного пространства. Б.Г. Пар-шукова в своем исследовании приходит к выводу о том, что информационное пространство - это потенциальная, возможная к использованию человеком информация и технические средства ее обработки, хранения и передачи, а информационная среда - понятие более локальное, это реальные информационные возможности человека.
Таким образом, анализируя выше представленные теоретические подходы к пониманию информационной среды вуза, можно сделать ряд выводов о том, что все походы можно условно разделить на несколько групп: информационная среда как процесс информатизации методического обеспечения учебного процесса и информационная среда как комплекс условий, в которых протекает жизнедеятельность индивида. В соответствии с этим, одни авторы характеризуют эту категорию с точки зрения информационного обеспечения учебного процесса, активного внедрения информационных технологий в его содержание. Другие авторы делают упор на социальный аспект информационной среды. Они рассматривают информационную среду как часть социальной. Информационная среда как условие жизнедеятельности индивида интересна нам в плане ее воспитательных потенциалов. Авторы рассматривают способы передачи информации между участниками учебно-воспитательного процесса, раскрывают коммуникативный и социокультурный аспект информационной среды.
В понятие «информационная среда вуза» мы будем включать следующие элементы:
1. Коммуникационный блок - способы коммуникационного обмена между участниками образо-
вательного процесса в вузе.
2. Деятельностный блок - формы организации работы с разного рода информацией.
3. Морально-этический блок - способность ценностного и критического отношения к информации.
4. Компетентностный блок - умение находить, перерабатывать и интерпретировать информацию различного рода.
Библиографический список
1. Ардеев А.Х. Образовательная информационная среда как средство повышения эффективности обучения в университете: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004.
2. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. - 1887 с.
3. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азраиляна. - М.: Институт новой экономики, 2004.
4. Зуева Е.Г. Формирование универсальных компетенций у студентов в информационно-образовательной среде вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 2008.
5. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы: Учеб. пособие. -М.: Изд. центр «Академия Айти», 2002.
6. Кудинов В.А. Построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2010.
7. Лексикон социальной работы / ред. С.М. Ки-бардина, С.И. Михайлова, О.М. Чернышева. - Вологда: Русь, 1999.
8. Новейший философский словарь. - 3-е изд., исправл. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС XXI век»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2003.
10. Педагогика: Большая советская энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2005.
11. Романов А.М. Педагогические условия и средства формирования смыслообразующей мотивации студентов в информационно-образовательной среде: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -Н. Новгород, 2009.
12. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: Изд. группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998.
13. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной речи. - СПб.: ДИЛЯ, 2006.
14. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002.
15. Словарь современных понятий и терминов / Н.Г. Букимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др.; сост., общ. ред. В.А. Макаренко. - М.: Республика, 2007.
16. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под. общ. ред. П.И. Пидка-систого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
17. Соколова О.И. Педагогические основы развития информационной среды вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2001.
18. Юрченко Т.В. Организация учебно-познавательной деятельности студентов в информационно-образовательной среде вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Н. Новгород, 2011.
УДК 159.99
Шемякина Ольга Владимировна
Московский педагогический государственный университет
ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 2 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Статья посвящена описанию психологических особенностей детей раннего возраста в период адаптации. Большое внимание уделяется помощи детям в этот период.
Ключевые слова: адаптация, эмоциональная поддержка, ранний возраст.
Принимая во внимание закономерности развития психической деятельности, необходимо учитывать, что эта закономерность сохраняет свое значение, как в условиях нормального развития, так и в условиях патологии [2, с. 5].
Под влиянием различных факторов выявляется временный или стойкий сдвиг в развитии психической сферы. Такой сдвиг значительно легче и быстрее возникает в раннем возрасте. Это связано с недостаточной зрелостью и относительно низкой устойчивостью к вредоносным факторам.
Своевременная комплексная диагностика позволяет в полной мере использовать возможности сен-зитивных периодов становления высших психических функций, эффективно коррегировать темп психического развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных отклонений.
Важным моментом для начала проведения обследования служит необходимость установления прочного эмоционального контакта педагога с ребенком. Это нередко представляет трудности в связи с особенностями периода адаптации детей раннего возраста.
22
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Шемякина О.В., 2012