Научная статья на тему 'Информационная роль бухгалтерского (финансового) учета в Российской Федерации'

Информационная роль бухгалтерского (финансового) учета в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
880
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ (ФИНАНСОВЫЙ) УЧЕТ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФИНАНСОВО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ACCOUNTANCY (FINANCIAL ACCOUNTING) / FINANCIAL CONTROL / FINANCIAL INFORMATION / INFORMATION SUPPORT / FINANCIAL INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Олег Викторович

Цель работы: определить информационную роль бухгалтерского (финансового) учета в контексте финансово-правового регулирования экономикой. Метод: системный анализ природы информационного обеспечения финансово-правовых институтов. Результаты: обосновано важное информационное значение бухгалтерского (финансового) учета в вопросах государственного управления народным хозяйством; рассмотрены вопросы финансового, налогового, бюджетного контроля в аспекте информационной политики в Российской Федерации; исследована взаимосвязь бухгалтерского учета, финансовой системы страны и их информационного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATION ROLE OF ACCOUNTANCY (FINANCIAL ACCOUNTING) IN THE RUSSIAN FEDERATION

Purpose of the paper: determining the information role of accountancy (financial accounting) in the context of financial law regulation of the economy. Method used: systemic analysis of the nature of information support of financial law institutions. Results obtained: a justification is given for the important information value of accountancy (financial accounting) in government management of the national economy. Issues of financial, tax, and budgetary control in the aspect of information policy in the Russian Federation are considered. The interrelation of accountancy, the country’s financial system and their information support is examined.

Текст научной работы на тему «Информационная роль бухгалтерского (финансового) учета в Российской Федерации»

ИНФОРМАЦИОННАЯ РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОГО (ФИНАНСОВОГО) УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новиков О.В.*

Ключевые слова: бухгалтерский (финансовый) учет, финансовый контроль, финансовая информация, информационное обеспечение, финансово-информационная система.

Аннотация.

Цель работы: определить информационную роль бухгалтерского (финансового) учета в контексте финансово-правового регулирования экономикой.

Метод: системный анализ природы информационного обеспечения финансово-правовых институтов.

Результаты: обосновано важное информационное значение бухгалтерского (финансового) учета в вопросах государственного управления народным хозяйством; рассмотрены вопросы финансового, налогового, бюджетного контроля в аспекте информационной политики в Российской Федерации; исследована взаимосвязь бухгалтерского учета, финансовой системы страны и их информационного обеспечения.

Р01: 10.21681/1994-1404-2017-4-62-66

Действующие правила бухгалтерского учета в России традиционно предполагают информационное обеспечение финансовой (бухгалтерской) отчетности, в основном для органов государства, в том числе осуществляющих государственный финансовый контроль на территории России, тем самым снижая значимость соответствующих финансовых документов для иных участников финансовых отношений, реализующих преимущественно экономические интересы.

Предложено определять бухгалтерский учет как совокупность урегулированных нормами финансового права организационных и управленческих мероприятий, направленных на обеспечение сбора, анализа и дальнейшего применения информации о хозяйственных операциях.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность имеет значение предмета государственного финансового контроля, его информационного обеспечения, исходя из сложившихся теоретико-правовых основ направлений осуществления финансовой деятельности государства.

В современном российском законодательстве бухгалтерский учет определяется как формиро-

вание документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 28.06.2013) «О бухгалтерском учете»1, в соответствии с требованиями, установленными этим законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности2.

Трактовка понятия бухучета принимает во внимание и такие его свойства, как упорядоченность [7], системность осуществления3. Анализ подходов к сущности и определению понятия бухгалтерского учета, сформулированных в юридической и экономической литературе, позволяет сделать вывод о том, что специалисты обращают внимание прежде всего на информационную составляющую бухучета: использование бухгалтерской отчетности для удовлетворения потребностей в информации4.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 12.12.2011, № 50, ст. 7344.

2 П. 2 ст. 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

3 Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О бухгалтерском учете» с обзором судебно-арбитражной практики (постатейный) / А. Н. Лысенко, А. А. Хорошев, З. Г. Амерханова и др. М., 2011. Комментарий к ст. 1.

4 Бакаев А.С. Закон «О бухгалтерском учете»: постатейный комментарий. М., 1997. С. 22.

* Новиков Олег Викторович, научный сотрудник сектора административного и бюджетного права Института государства и права Российской академии наук, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: oleg_novikov2005@mail.ru

В связи с этим разработано понятие «бухгалтерской информации», представляющее собой самостоятельный вид финансовой информации. К такой информации следует относить первичные документы хозяйствующих субъектов и документы бухгалтерской отчетности [3].

Данные бухгалтерского (финансового) учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются для информирования внешних заинтересованных пользователей и участников организаций (товариществ, обществ, кооперативов), соблюдения законодательных гарантий реализации их интересов, требований, предъявляемых к должному проведению аудита учета и отчетности, раздельному (обособленному) учету событий и операций, доступности информации.

Правовое регулирование и теоретико-концептуальное понимание бухгалтерского учета прошло длительные периоды становления, коснувшиеся как порядка ведения документации о финансах, так и модификации информационной составляющей всей сферы финансов [1].

Например, отчет об аккумулировании и использовании денежных средств, выступающий обязательным элементом содержащейся в отчетности информации в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (объект учета)5, основан на принципах камеральной бухгалтерии, получившей применение еще в Древнем Риме [4].

Законодательство России предусматривает множество оснований использования данных бухгалтерского учета для составления финансовой документации, содержащей информацию о хозяйственной деятельности различных субъектов, осуществления ими и по отношению к ним как внутреннего, так и внешнего контроля, в том числе финансового контроля.

Бюджетные правонарушения выявляются, в основном, на основе анализа информации, содержащейся в данных бухгалтерского учета, утвержденных и доведенных до сведения учреждений государственных и муниципальных заданий, определяющих номенклатуру и объем бюджетных услуг, иной информации, касающейся финансово-бюджетной хозяйственной деятельности учреждений.

5 МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»:

Приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н (ред. от 18 июля 2012 г.) «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» // РГ. 2011. 9 дек; 2012. 15 авг.

Ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности выступает юридико-орга-низационной информационной основой функционирования всех звеньев финансовой системы государства, попадающих в сферу государственного финансового контроля. Это означает, что функционирование любого звена финансовой системы, реализация любого финансово-правового института, задействованных в формировании, распределении и использовании фондов денежных средств, невозможны без ведения финансовой документации, бухучета, оказывающего управленческое и организующее влияние на потоки денежных средств. Например, использование данных бухучета для учета имущества, находящегося в собственности государства, оценки эффективности его использования по доле прибыли, перечисляемой в бюджет; для установления круга субъектов, которым из бюджета предоставляются денежные средства в форме бюджетной поддержки; при отборе инвестиционных проектов, определении субъектов РФ - участников целевых программ; в регистрах бухгалтерского учета содержится информация для определения налоговой базы и др.

Ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности выполняет информационную роль по отношению к деятельности налоговых и иных финансовых органов - доставляет им информацию о ведении финансовой отчетности, влияющей на исполнение налоговых, иных финансовых, денежных обязанностей, значимых для финансовой, фискальной, банковской деятельности. Соответственно, бухучет способствует координации функционирования различных субъектов и финансовой деятельности государства. Бухгалтерский учет тесно связан с такой формой проявления финансовой деятельности государства, как государственный финансовый контроль.

Бухгалтерское законодательство - это система законодательства, регулирующая отношения между хозяйствующим субъектом и пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности по сосредоточению финансовой информации, передаче бухгалтерской (финансовой) отчетности о финансово-имущественном положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности организации.

Подчеркивая информационную составляющую бухучета, российское законодательство оперирует понятием «бухгалтерская (финансовая) отчетность». Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (ст. 3), «бухгалтерская (финансовая) отчетность» определяется как информация о финансо-

вом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированную в соответствии с требованиями, предусмотренными этим законом.

Как видно из содержания приведенной статьи и сопутствующих ей положений закона, бухгалтерская (финансовая) отчетность включает сведения о финансово-имущественных характеристиках субъекта - о полученных доходах (прибыли, возможной поддержки из бюджета и др.), произведенных расходах, проведенных операциях с денежными средствами в рамках банковской системы и иных характеристиках финансов в их широком понимании.

Законодательство России также определяет понятие «консолидированная финансовая отчетность». Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности»6 в качестве таковой предлагает понимать «систематизированную информацию, отражающую финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности» (ст. 1).

Научные работы, посвященные проблемам документации, необходимой для осуществления мероприятий в рамках государственного финансового контроля - например, налогового контроля со стороны Федеральной налоговой службы России, обращают внимание на характеристику документов, составляемых по результатам осуществления бухгалтерского учета, как разновидности информации - сведений, необходимых для осуществления налогового контроля [6], бюджетного контроля в сфере использования государственной собственности, составная часть которой - бюджетные средства [5].

Это означает, что стандарты бухучета в России в значительной степени ориентированы на потребности информационного обеспечения государственного финансового контроля - а именно налогового контроля со стороны Федеральной налоговой службы России, а также, в отдельных случаях, органов бюджетного контроля. Международные акты Таможенного союза также придерживаются тенденции использования бухгалтер-

6 Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4177.

ской отчетности в целях налогового учета, налогового контроля7.

Анализ законодательства свидетельствует о корректности сложившегося в финансово-правовой науке, практике понимания при рассмотрении характеристик государственного финансового контроля документов, составляемых по результатам бухгалтерского учета (в виде бухгалтерской (финансовой) отчетности), в качестве предмета контроля - например, бюджетного контроля, налогового контроля и др. - реализующихся как направления финансовой деятельности государства. Иными словами, документы бухучета, финансовой отчетности соотносятся с финансовой деятельностью государства как информационная часть ее контрольной направленности.

В международной практике правового регулирования финансовых отношений, как и в законодательстве России о бухгалтерском учете обозначена его информационная функция. Она означает, что осуществление бухгалтерского учета позволяет систематизировать информацию о хозяйственной деятельности и имущественном положении организации с учетом различных аспектов - об операциях с денежными средствами, фактах хозяйственной жизни (сделках, событиях), финансовых результатах деятельности. Программное обеспечение бухгалтерского учета расширяет возможности информатизации экономического пространства, применения бухучета во взаимосвязи с МСФО - глобализации этой информатизации [9].

Итак, цель нормативного правового регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности состоит в обеспечении доступа заинтересованным пользователям к информации о финансовом положении и результатах деятельности хозяйствующих субъектов.

В этой связи должны быть решены вопросы:

- регулирования финансового учета, охватывающего его информационную составляющую;

- органичного сочетания нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями,

7 Ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов

и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе (Подписан в г. Санкт-Петербурге

11.12.2009) // Бюллетень международных договоров. 2011. № 3. С. 21-30; Приложение № 1 ст. 1 Решения № 86 Комиссии Таможенного союза «О проектах международных договоров и иных нормативных актов по реализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года» // СПС Консультант Плюс.

имеющими информационно-регулятивную предназначенность;

- взвешенного использования международных стандартов с учетом содержащейся в ней обширной информации в национальном регулировании бухучета8.

Соответственно, развивающиеся в связи с исполнением предписаний законодательства о бухучете отношения имеют информационную природу. Предметом нормативного регулирования бухгалтерского учета, по сути, выступают отношения по формированию и предоставлению финансовой информации.

Значимость информационной составляющей бухгалтерского учета для государства (его финансовой деятельности) состоит в том, что информационная функция бухучета тесно связана с его контрольной функцией, т. е. доставлением информации для проведения государственного контроля в сфере финансов.

Одной из основных задач надзорной деятельности уполномоченных государственных органов, в том числе финансовых (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ЦБ РФ и др.) является «обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям». С этой целью государственные органы должны «контролировать, насколько хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, ...в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандартам»9.

В обеспечение указанных функций органы государственной власти уполномочены привлекать к ответственности за непредставление информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Например, в налоговом праве примером этого может служить непредставление налогоплательщиком информации, необходимой для проведения мероприятий налогового контроля [6]. К такой информации можно отнести и бухгалтерскую отчетность. Можно привести ряд примеров из судебной практики, когда уполномоченные

8 Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 11. Ст. 1290.

9 П. 2.4 Приказа Минфина РФ от 1 июля 2004 № 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» // Российская Бизнес-газета. 2004. 20 июл.

органы направляли в адрес хозяйствующих субъектов предписания о представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, однако предписания не исполнялись, поэтому организации были привлечены к ответственности10.

К информации, содержащейся в документах бухгалтерской (финансовой) отчетности, при проведении проверок обращаются уполномоченные органы финансового контроля.

Информация, отраженная в документации лиц, осуществляющих деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, представляет интерес для Федеральной службы по финансовому мониторингу. Составляемые такими лицами документы в рамках бухучета содержат информацию о заключенных сделках, финансовых операциях, потенциально направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма.

О получении такой информации в обязательном порядке следует уведомить Федеральную службу по финансовому мониторингу (Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг»)11.

Установление требований бухучета как информационной основы государственного финансового контроля является показателем взаимообусловленности сферы публичного финансово-правового регулирования и частных финансов. Доступность и своевременность информации способствует координации хозяйственной деятельности субъектов и финансовой деятельности государства, осуществляемой в лице уполномоченных органов государственной власти.

Информационная функция бухгалтерского учета, финансовой отчетности учитывается в судебной практике. Конституционный Суд РФ в Определении от 13 июня 2006 г. № 319-О стоит на позиции поддержки законодателя12, согласно ко-

10 Материалы Постановления ФАС Московского округа от 3, 10 сентября 2007 № КА-А40/8854-07 по делу № А40-2319/07-92-22 // СПС Консультант Плюс.

11 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 8. Ст. 659.

12 Ст. 52, 90-92 Федерального закона от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ (ред. от 5 апреля 2013 г.) «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 1.

торой составной частью статуса участников акционерного общества в отношениях с акционерным обществом является право свободно получать информацию о деятельности общества. Это право выражается, в числе прочих моментов, в ознакомлении с его бухгалтерскими книгами (п. 2).

На наш взгляд, в данном случае справедливо говорить о реализации так называемой «внутренней» информационной функции бухгалтерского учета, значимой прежде всего для самих хозяйствующих субъектов (внутренний, т. е. негосударственный финансовый контроль).

Категория «информация» применительно к финансовым правоотношениям исследуется представителями финансово-правовой науки, что отвечает тенденциям понимания информационной природы отношений в сфере финансов [8].

Ранее бухучет в России традиционно связывался с налогообложением, его правила были нацелены на информационное обеспечение отчетности по налогам, что не свидетельствовало о всеохватывающем характере составляемой финансовой

отчетности, не позволяло систематизировать информацию о действительном финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, необходимую для принятия финансово значимых решений, в том числе на уровне рассмотрения финансово-правовых споров судами [2].

Сложившаяся в России система бухгалтерского учета имеет существенное информационное значение как для ведения финансовой документации, адекватного развитию финансовых отношений, так и для разрешения конфликтов, в том числе в судебном порядке13.

13 См.: Решение Липецкого областного суда от 23 ноября 2010 г. № 21-117/2010; Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 сентября 2011 г. по делу № А40-70714/11-75-292; Решение Арбитражного суда Пензенской области от 3 февраля 2012 г. по делу № А49-6124/2011; Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2013 г. по делу № А19-539/2013; Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24 июля.2013 по делу № А26-3919/2013.

Рецензент: Запольский Сергей Васильевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий сектором административного и бюджетного права Института государства и права Российской академии

наук, Российская Федерация, г. Москва.

E-mail: zpmoscow@mail.ru

Литература

1. Аревкина Е. И. История бухгалтерского учета // Правовые основы бухгалтерского учета / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М., 2011. С. 6-13.

2. Ворочевская О. Ф. Финансово-правовые споры в деятельности судов общей юрисдикции: Автореф. дисс____канд. юрид. наук. М., 2014.

3. Зонова А. В., Горячих С. П., Ливанова Р. В. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах. М., 2013. С. 5-11.

4. Котов В. В. О некоторых проблемах регулирования бухгалтерского учета // СПС Консультант Плюс.

5. Ляшенко В. А. Совершенствование контрольной функции бюджетного учета с использованием Международных стандартов отчетности общественного сектора: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2013.

6. Нарусов М. М. Юридическая ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

7. Сапожникова Н. Г. Принципы бухгалтерского учета. Воронеж, 2001. С. 6-7.

8. Саттарова Н. А. Категория «информация» в бюджетных правоотношениях // Институциональные проблемы современного финансового права: Сб. науч. тр. Саратов, 2011. С. 159-161.

9. Сидорова М. И. Развитие моделей бухгалтерского учета в условиях современных информационных технологий: Автореф. дисс. д-ра экон. наук. М., 2013.

10. Солоненко А. А. Единая учетная система группы взаимосвязанных организаций: Автореф. дисс... д-ра экон. наук. Нижний Новгород, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.