Научная статья на тему 'Информационная культура в подготовке современного специалиста'

Информационная культура в подготовке современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИКА / МЕТОД / СРЕДСТВО / ОБУЧЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / СЕМИОТИКА / СИНТАКСИС / СЕМАНТИКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / EDUCATION / INFORMATION / METHOD / MEANS / INSTRUCTION / ECONOMICS / SEMIOTIC / SYNTAX / SEMANTICS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомин В. И.

Рассматриваются составляющие компоненты информационной культуры личности. Приводятся характеристики основных составных частей информационной культуры. Предлагаются методы их развития и диагностики. Анализируются роль информационной культуры личности в контексте информатизации образования, в развитии информационного потенциала общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CULTURE IN TRAINING A MODERN SPECIALIST

Institutional components of individual information culture are considered. The characteristics of information culture's main components are provided. The role of information culture is being analyzed in context of cducational informatization and in the development of society information potential.

Текст научной работы на тему «Информационная культура в подготовке современного специалиста»

УДК378.147

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

©2009 В.И.Фомин

Самарский государственный экономический университет

Статья поступила в редакцию 17.02.2009

Рассматриваются составляющие компоненты информационной культуры личности. Приводятся характеристики основных составных частей информационной культуры. Предлагаются методы их развития и диагностики. Анализируются роль информационной культуры личности в контексте информатизации образования, в развитии информационного потенциала общества.

Ключевые слова: образование, информатика, метод, средство, обучение, экономика, семиотика, синтаксис, семантика, компетенция.

В условиях непрерывно возрастающих возможностей реального доступа к информации с помощью глобальных систем телекоммуникации для любого специалиста становится необходимым самостоятельно уметь разработать рациональную стратегию поиска необходимой лично ему информации из множества существующих. В этой связи резко возросли требования к информационной культуре личности вообще и специалисту в частности. Человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые ею возможности, т.е. определенный уровень культуры поведения в инфосфере - для которого уже существует и является устоявшимся термин «информационная культура1.

Остановимся на описании составляющих информационной культуры личности в контексте современного этапа информатизации образования и важности ее формирования у будущего специалиста в любой предметной области. Согласно множеству публикаций по данной проблематике, на наш взгляд, следующие составляющие информационной культуры личности, можно считать основой для определения самого понятия «информационная культура», выделения параметров диагностики становления информационной культуры у будущего специалиста, а также ориентиров, определяющих цели, задачи, содержание и эффективность образовательной деятельности: 1) информационная (компью-

Фомин Владимир Ильич, кандидат технических наук, доцент, декан учетно-экономического факультета E-mail: fomin-v-i@yandex.m

1 Ершов А.П. Избранные труды. - Новосибирск: ВО «Наука», 1994. - С. 125.

терная) грамотность; 2) информационная компетентность; 3) информационный ценностно-смысловой компонент; 4) информационная рефлексия; 5) информационное куль-туротворчество.

Обратимся и кратко охарактеризуем первую составляющую информационной культуры - информационную (или компьютерную) грамотность. Не смотря на то, что с момента наиболее частого употребления этого термина в повседневной жизни и в образовательной практике прошло не менее 20 лет, он по-прежнему остается востребованным и часто употребляемым. Информационная грамотность представляет собой2 «начала» информационной культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Решая проблему стандартизации ожидаемого результата образовательной деятельности и разработки диагностического аппарата в понятиях культуры личности, мы выделили эту характеристику, строящуюся на основе знаний и умений. Информационная грамотность означает овладение знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере компьютеризации и информатизации.

При этом вслед за А.П.Ершовым3, будем понимать, под компьютеризацией внесение компьютеров в некоторую область деятельности человека, сопровождаемое заметной перестройкой этой деятельности под воздействием компьютера, а информатизацией - по-

2 Там же. - С. 170.

3 Ершов А.П. Избранные труды. - Новосибирск: ВО «Наука», 1994. - С. 215.

строение информационного общества. Информационная (компьютерная) грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений компьютеризации и информатизации, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения практического опыта, извлекаемого непосредственного из общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д.

Приступая к описанию второй состав -ляющей информационной культуры, заметим, что в настоящее время многие исследователи практически не разделяют понятия информационной грамотности и компетентности, что на наш взгляд является крайне ошибочным. В определении информационной компетентности будем придерживаться определения компетентности, данного в работе М.А.Хо-лодной4: «Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности». Компетентность - это составляющая не только профессиональной культуры, но и общей и допрофессиональной культуры личности. Отличие профессиональной информационной компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также уровне их решения. Согласно Н.Х.Насыровой5 информационная компетентность - это: 1) мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации; 2) совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества; 3) знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности; 4) способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности; 5) опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов; 6) опыт отношений «человек - компьютер».

Думается, внесение мотивационно-цен-ностных и рефлексивных аспектов в определение информационной компетентности не вполне корректно. На наш взгляд, «информационная компетентность» - это прежде всего возможность гражданина информационного общества обеспечить себе: свободный доступ к информации, не являющейся тайной, а также его способностью опубликовать и разгла-

4 Холодная МА. Психология интеллекта. - Томск-Москва: 1997. - С. 34.

5 Там же. - С. 72.

сить собственную информацию в нецензури-рованном виде, обеспечить себе право свободного выбора источника, провайдера, формата, стандарта, программы и технологии работы с информацией, реализовать доступные в обществе возможности относительно производства, передачи, распространения, использования, копирования, уничтожения любой свободно распространяемой информации, включая и его собственную информацию. Информационная компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность информационной деятельности (внешней и внутренней) на основе компьютерной грамотности, что означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих / поставленных перед человеком задач.

Далее остановимся на содержании понятия «интеллектуальная компетентность», которое является составляющей информационной культуры личности и тесно связана с «информационной компетентностью» - второй составляющей информационной культуры личности. Согласно М.А.Холодной6, интеллектуальную компетентность, можно рассматривать как «особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определённой предметной области деятельности (в том числе и в экстремальных условиях)». Знания такого рода должны отвечать следующим требованиям: 1) разнообразие («множество различных знаний о разном»); 2) артикулиро-ванность (элементы знания чётко выделены, при этом все они находятся в определённых взаимосвязях между собой); 3) гибкость (как содержание отдельных элементов, так и связи между ними могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных факторов, в том числе и в том варианте, когда знание превращается в незнание); 4) быстрота актуализации в данный момент и в нужной ситуации (оперативность и доступность знания); 5) возможность применения в широком спектре ситуаций (в том числе, способность к переносу знания в новую ситуацию); 6) выде-ленность ключевых элементов (в многообразии знаний относительно данной предметной области факты, положения, определения осознаются как самые важные, решающие для понимания); 7) категориальный характер (определяющая роль того типа знаний, которые представлены в виде общих принципов, общих подходов, общих идей); 8) владение не

6 Холодная М.А. Психология интеллекта. - Томск-Москва: 1997. - С. 67.

только декларативным знанием (знанием о том, «что»), но и процедурным, конструктивным знанием (знанием о том, «как»); 9) рефлексия, т.е. знание о широте и глубине собственных знаний.

Что касается третьей составляющей информационной культуры личности или ценностно-смыслового компонента информационной культуры, то его, на наш взгляд, можно определить как совокупность или систему личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, верований в области информационных процессов и отношений.

Достижение любой образовательной цели подготовки будущего специалиста - это всегда процесс перехода от одного качественного состояния личности обучаемого к другому. Важнейшими компонентами такого состояния являются не только параметры фактического уровня компетентности обучаемых в предметной области и в области информатики и информационных технологий, но и их ценностные, личностные, смысловые ориентации в этих сферах. Система отношений (интеллектуальных, этических, эстетических, нравственных и т.п.) обучаемых к информации и средствам работы с ней, является ядром информационной культуры личности. Это ядро во многом определяет глубину и динамику усвоения новых знаний и приобретения специальных навыков (как необходимых слагаемых информационной культуры учащегося), а также характер и направленность использования этих знаний и навыков в практическом взаимодействии с современными информационными средствами при решении реальных задач в любых областях жизни и деятельности. Это необходимая основа решения дидактической задачи формирования у обучаемых способностей видеть (находить, выделять, определять) информационную компоненту проблем, процессов и объектов действительности, находить способы оптимизации деятельности на основе использования информационных технологий, практически реализовывать эти способы в конкретной ситуации. Таким образом, опираясь на работы Э.Фромма7, А.Г.Асмолова8, Д.А.Леонтьева9 и др., можно сделать вывод, что основное отличие этого ценностно-смыслового компонента

7 Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990. -С. 45.

8 Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии. - М.: Генезис, 1998. - С. 56.

9 Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное

понятие // Вопросы философии. -1996. - 4. - С. 46.

информационной культуры от предшествующего состоит в том, что здесь доминируют наиболее сложные элементы культуры, такие как: смысловое содержание, вкладываемое в те или иные феномены, ценностные ориентации, служащие основными регуляторами личностного выбора, позиции личности и т.д. Думается, что ценностно-смысловой компонент информационной культуры личности влияет на формирование грамотности и компетентности, развитие рефлексии и культуро-творчества.

Перейдем к краткой характеристике четвертой составляющей информационной культуры - информационная рефлексия. Рефлексия представляет собой отслеживание человеком целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению информационной культуры, а также осознание тех внутренних изменений, которые в нём происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Рефлексия человека как субъекта культуры охватывает все перечисленные её компоненты: осмысление собственного уровня информационной грамотности и компетентности, особенностей ценностно-смысловой сферы10. Информационная культура, опирающаяся на информационную (компьютерную) грамотность, должна способствовать развитию профессиональной культуры специалистов как профессиональных пользователей информации. Информационная среда побуждает пользователя постоянно оценивать свои знания и знания, зафиксированные в инфосфере, уметь соотносить модели знаний и информации. Успешность жизнедеятельности каждого человека все более зависит от того, насколько он способен своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию (а точнее новое знание) в своей повседневной жизни, а так же осознать свое место в инфосфере, диагностировать себя как создателя и потребителя информации, осознать складывающуюся информационную ситуацию. Все это не что иное как информационная рефлексия. И, наконец, остановимся на последней составляющей - информационное культуротворчество. Согласно Л.С.Выготскому11, культуротворчество означает, что человек является не только творением культуры, но и её творцом. Творческое начало присуще культуроосвоению уже в дошкольном возрасте. Творчество как шаг, сле-

10 Голицин ГА. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре. - М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир»,1997. - С.31.

дующий за освоением информационной культуры, имеет множество граней: от создания собственных теорий, открытия информационных закономерностей до нахождения нестандартных решений, проявлений самостоятельности, способности задуматься над новой для себя проблемой в различных информационных ситуациях. Как известно, существует два критерия творчества: новизна результата или способа деятельности и качество мышления и воображения, характеризующееся как креативность. Здесь же необходимо отметить, что понятие «культуротворчество» в образовании в основном применяется не столько в отношении «информационной продукции», сколько в принятии обучаемыми ценности творчества во всех его проявлениях и аспектах, стремление к творчеству, а также развитие творческих способностей и проявлений. Объектом информационного творчества могут выступать образы и идеи, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. Кроме того, творческий компонент может быть интерпретирован как готовность личности к выполнению культуросози-дающей, культуротворческой роли как в отношении присвоения, «распредмечивания» культуры, так и созданию новых форм культуры. Творчество может проявляться в отношении норм («нормотворчество»), традиций, порождения новых личностных смыслов («переоценка ценностей», смыслотворчество), знаний (открытия, теории и т.д.), новых способов деятельности (технологий), собственной жизни и себя самого (определение перспективы личностного роста, самосовершенствования) и т.д. Итак, информационная

культура является системным образованием, каждый компонент которой взаимосвязан с другими и, вместе с тем, является самостоятельной характеристикой, выполняющей свои функции.

В заключение, на основе проведенного нами анализа сформулируем следующее определение понятия «общая информационная культура личности». Информационная культура личности представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.

Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности12.

11 Выготский Л.С. Избранные психологические сочинения. - М.: 1984. - С. 58.

12 Каракозов СД. Развитие содержания обучения в области информационно-образовательных систем: подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования. Монография - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. - С. 81.

INFORMATION CULTURE IN TRAINING A MODERN SPECIALIST

© 2009 V.I.Fomin° Samara State University of Economics

Institutional components of individual information culture are considered. The characteristics of information culture's main components are provided. The role of information culture is being analyzed in context of cducational informatization and in the development of society information potential.

Keywords: education, information, method, means, instruction, economics, semiotic, syntax, semantics, competence.

°Fomin Vladimir Ilich

Cand.Tech.Sci., the senior lecturer, the dean of registration-economic faculty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.