УДК 378.1
К. Е. МИРОНОВ, Т. Р. ПОИСКОВА
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Ключевые слова: ВУЗ, инновации, информация, информационная безопасность, образовательные услуги, рынок.
Аннотация. В статье рассматривается современный рынок образовательных услуг, выявляется необходимость в развитии инновационной деятельности ВУЗов, предлагаются пути повышения информационной безопасности в сфере образования.
Кто владеет информацией, тот владеет миром.
У. Черчилль
Определений информации много, они сложны и противоречивы. Согласно Федеральному закону от 28 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [1, с. 2], информация - это сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления. Информация - это единственный неубывающий ресурс жизнеобеспечения, более того, ее объем с течением времени возрастает.
Роль информации в политике, экономике и других сферах деятельности человека огромна. Еще в далекой древности человек знал, что добивается поставленных целей и выигрывает сражения всегда тот, кто лучше осведомлен. На протяжении истории человек стремится получить наибольшее количество полезной информации для достижения каких-либо целей и скрыть важную информацию от конкурентов и врагов.
С конца двадцатого века появляются и развиваются очень быстрыми темпами новые возможности хранения, обработки и передачи информации, в связи с этим увеличиваются её потоки, и всё большая информация становится общедоступной. В настоящее время огромное количество различной информации частных лиц и крупных организа -
© Миронов К. Е., Поискова Т. Р., 2013
60
ций хранится и обрабатывается в электронном виде на портативных компьютерах, а также выкладывается в глобальной сети Интернет.
Если раньше, еще двадцать лет назад, для получения данных в определенной области, например в истории или экономике, человеку нужно было посещать специализированные библиотеки и просматривать горы научной литературы, то в настоящее время он найдет эту информацию, не выходя из дома, буквально за несколько минут.
Однако с увеличением количества информации увеличивается и количество бесполезной, а часто и недостоверной информации. Такую информацию предлагаем называть «информационный мусор». В связи с этим сейчас все больше выходят на первый план вопросы не поиска, а фильтрования информации. Говоря о информационной безопасности, необходимо учитывать вопросы борьбы с «информационным мусором».
Многое меняется в обработке и получении информации, а окружающая среда подстраивается, меняется вслед за ней. Соответственно, происходит реформирование устоявшихся систем и крушение используемых ранее технологий в различных сферах деятельности человека. Ярким примером тому служит сфера образовательных услуг.
Образовательные услуги представляют собой комплексный процесс передачи потребителю знаний, навыков и умений общеобразовательного и специального характера с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей [3, с. 12].
Образовательную потребность можно выразить через неудовлетворенное состояние личности, при котором возникает проблема выбора и освоения образовательной траектории. Большую роль здесь играет необходимость в удовлетворении духовных и интеллектуальных запросов личности и общества. Причем необходимо чётко разделять заказчика и потребителя образовательных услуг. Заказчиком образовательных услуг может выступать и сам потребитель, и предприятия-работодатели, и общество в целом. Потребителем услуг является индивид (отдельный гражданин). Образовательные услуги на рынке предлагает, как правило, учебное заведение.
Соответственно, можно выделить рынок образовательных услуг в виде совокупности людей, имеющих потребность в получении образования, с одной стороны (государство, работодатель, индивид), а с другой стороны - лиц и организаций, способных должный уровень образования им предоставить (учебные заведения).
Стоит отметить, что без активного интеллектуального участия потребителя в образовательной деятельности процесс обучения теряет
смысл. Специфика образования предполагает активное участие потребителя в процессе реализации образовательной услуги (обучения).
Человек учится на протяжении всей жизни. И получение базового образования является длительным процессом. Формирование специалиста занимает более 15 лет (начальная школа, основное общее образование, среднее общее образование, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура). Кроме этого, работник также может посещать курсы повышения квалификации, получать второе высшее образование также и в процессе трудовой деятельности.
Принятие решения о приобретении образовательной услуги не всегда осуществляется самим потребителем. Если в приобретении начального, среднего и высшего профессионального образования решение принимается, как правило, лицами старшего возраста или родственниками, то на уровне послевузовского и дополнительного образования это решение более осмыслено и принимается самостоятельно.
Потребитель, получая образовательную услугу, ожидает от этой услуги в дальнейшем возможности получения дохода. И профессиональные учебные заведения должны подготовить для рынка труда работников требуемой квалификации. В итоге должен выпускаться специалист, который оптимально соответствует требованиям научнотехнического прогресса и запросам потребителей.
В современных условиях быстро меняющейся среды как в бизнесе, так и в науке, повышаются требования и к темпам развития образовательных услуг.
Если раньше, в СССР, образование было полностью бесплатным, и ВУЗы были полностью государственными бюджетными заведениями, то с развалом Союза и переходом к рыночной экономике ситуация несколько поменялась.
Сегодня наблюдается тенденция к переходу на платное обучение, как в высших учебных заведениях, так и в школах. Также функционирует огромное количество коммерческих учебных заведений, основная цель которых - получение прибыли в обмен на предоставление образовательных услуг. Если раньше речь шла о профессиональной конкуренции ВУЗов, то сегодня эти учебные заведения больше борются за получение прибыли и за право на существование в условиях рынка.
А способы достижения этой цели могут быть различными, и не всегда подразумевается повышение качества образования. В последнее время у людей появилась возможность получения образования дистанционно. Данный вид обучения имеет ряд плюсов (технологичность, доступность, открытость, дешевизна), но он имеет и ряд суще-
ственных минусов по сравнению с традиционными видами обучения (отсутствие реального общения с носителем знаний, сложность аутентификации студентов, необходимость в специальном оборудовании, обязательное условие твердой мотивации, отсутствие практических навыков, отсутствие реального коллектива).
Кроме того, и в программах очного обучения с каждым годом увеличивается время, уделяемое на самостоятельную подготовку студентов, когда они самостоятельно ищут информацию в различных источниках, в том числе и в Интернете. Задача ВУЗа в этом случае должна заключаться не только в задании направлений изучения материала, но и в координации работы студента, контроле усвоения материала, рекомендации учебной литературы, авторов и источников информации.
Очень важно оградить студента от воздействия «информационного мусора», научить распознавать его и использовать в своей работе только достоверные источники информации. Поэтому роль ВУЗа в условиях самостоятельной работы студентов все еще необходима и очень важна.
Безусловно, конкуренция между учебными заведениями в условиях рынка будет обостряться всё больше, и необходимо рассматривать проблему выживаемости и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг не только с количественной, но в первую очередь с качественной точки зрения. Образовательные услуги в данной ситуации должны развиваться опережающими темпами. Возникает вопрос инновационного пути образовательной деятельности.
В последнее время очень популярным стал термин «инновация». На основе комплексного подхода к инновационному процессу можно предложить определение инноваций как целенаправленно проводимых изменений во всех сферах хозяйственной деятельности компании для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании [4, с. 13].
Под инновациями в узком смысле следует понимать конкретные нововведения на фирме. Это понятие применяется также к рынку образовательных услуг и особенно часто оно звучит в условиях нынешнего реформирования образования.
Если рассматривать современный рынок образовательных услуг с точки зрения информационной безопасности, то внутри этого рынка в каждом учебном заведении генерация новшеств должна идти на опережение, но не всегда независимо. Это значит, что в данных условиях конкурентоспособным окажется то заведение, которое предложит качественно новые решения в сфере образовательных услуг и
сможет охранять их содержание от конкурентов, но при этом целесообразно постоянно поддерживать тесную связь с промышленностью, бизнесом, и, возможно даже, другими ВУЗами. Для выполнения этой задачи можно:
- создать такие условия внутри организации, при которых предлагаемые решения смогут реализовываться только данным заведением, а у конкурентов не будет на это возможностей или средств;
- использовать уникальный кадровый состав высокой квалификации (в том числе за счет специальной подготовки кадров внутри ВУЗа и в партнерских организациях);
- разработать методы защиты интеллектуальной собственности внутри организаций уже на этапе зарождения идеи;
- обеспечить закрытые процессы обучения и инновационных проектов.
Необходимость решения проблем информационной безопасности в инновационной деятельности образовательных учреждений связана в том числе и с временными фазами по разработке и внедрению инновационных проектов: проблема защиты интеллектуальной собственности инноваторами должна решаться еще до получения патента на изобретение. Исследования, публикующиеся до получения авторских прав, становятся «видимыми» для всех, в том числе и конкурентов, а значит, степень секретности снижается.
Согласно распоряжению правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года за № 2227-р Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020. П.111 «Стратегия в системе стратегического планирования» [2, с. 34] определены приоритетные направления в науке и технике, финансируемые государством в первоочередном порядке. В данном документе, согласно разделу VI «Инновационный бизнес», п. 1 «Инновационная среда», косвенно затрагивается рассматриваемый вопрос: «...в целях улучшения условий для справедливой конкуренции предусматривается обеспечить повышение оперативности и действенности реагирования антимонопольных органов на случай нарушения условий для конкуренции при принятии нормативных актов».
Однако для совершенствования информационной безопасности инновационной деятельности необходима дальнейшая серьезная работа как внутри образовательных учреждений, так и на законодательном уровне.
Меняется время, меняется информация, меняются цели и способы их достижения. Главной целью системы образования должно являться качественное доведение актуальной в настоящее время инфор-
мации до людей. С переходом на рыночную основу акценты начинают смещаться, и в современных условиях главная цель может стать вторичной. Чтобы не допустить этого, необходимо уже сейчас просчитывать варианты развития событий и выбирать оптимальный баланс. Уже сейчас, начав решать проблемы информационной безопасности, мы сможем обеспечить себе необходимые условия для работы в дальнейшем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный Закон от 28 июля 2006 года № 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
2. Распоряжение правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года за № 2227-р Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. П.111 «Стратегия в системе стратегического планирования».
3. Зайчикова С. А., Маяцкая И. Н. Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования: Монография. М.: Изд-во РГСУ, 2006. 115 с.
4. Хотящева О. М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. 384 с.
INFORMATION SECURITY IN INNOVATION EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Keywords: university, innovation, information, information security, educational services, market.
Annotation: The article considers modern market of educational services, suggests a need for innovation in the development of higher education institutions, suggests ways to improve security in the area of education.
МИРОНОВ КОНСТАНТИН ЕВГЕНЬЕВИЧ - слушатель курсов MBA, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).
ПОИСКОВА ТАТЬЯНА РУСТАМОВНА - аспирант, ФинансовоТехнологическая Академия, Россия, Королев, ([email protected]).
MIRONOV KONSTANTIN EVGENIEVICH - student of MBA courses, Nizhny Novgorod State Engineering and Economic Institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).
POISKOVA TATIANA RUSTAMOVNA - aspirant, Financial and Technological Academy, Russia, Korolev, ([email protected]).