Научная статья на тему 'Информациологические особенности творчества в провинции'

Информациологические особенности творчества в провинции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
110
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВА / СЛОИ РАЗУМА / ПРОВИНЦИЯ / ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВИНЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ромах О. В.

в статье рассматриваются особенности творчества в провинции с использованием знаменитых трудов Шри Ауробиндо Гхрша индийского философа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информациологические особенности творчества в провинции»

РОМАХ О.В.

ИНФОРМАЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА В ПРОВИНЦИИ

Профессор Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

Аннотация: в статье рассматриваются особенности творчества в провинции с использованием знаменитых трудов Шри Ауробиндо Гхрша - индийского философа.

Ключевые слова: творчества, слои разума, провинция, возможности провинции.

Стало аксиоматичным считать провинцию колыбелью творчества, талантов, гениев. Эта, в значительной степени расхожая фраза, не дает, однако, возможности выявить, с чем это связано. Сопоставление фактов, количественное выявление в рядах творцов провинциалов, дало возможность условно разграничить функции столицы и провинции, где первая распространяет, а вторая создает. Но в любом случае, подобная расстановки акцентов - лишь констатация фактов, а не их объяснение. Попробуем разобраться, в чем заключается специфика творчества в провинции.

Творчество - сложная проблема, загадка которой всегда будет волновать умы людей. Несмотря на многочисленные изыскания в этой области, тайна творчества не разгадана, и, очевидно, не может быть выявлена до конца. Совершенно очевидно, что стилей, видов, способов творчества столько, сколько существует творцов. Каждый вырабатывает свой собственный метод, свою творческую лабораторию, однако наметились несколько крупных направлений, поставивших себе задачу определить сущность творчества.

В литературе творчество толкуется как «процесс человеческой деятельности, создающей качественно новые ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным человеческим потребностям» (Филос. словарь, М., 1963, с.446). В истории развития человечества наметились несколько направлений-взглядов на творчество. Платон рассматривал его как «божественную одержимость» и, трансформируясь, эта позиции существует и до настоящего времени. Ученые всегда пытались систематизировать творчество. Аристотель отмечал типы мимесиса в искусстве, Руссо и Декарт придерживались принципов рационализма - выработки канонов, контролирующих деятельность в познавательной сфере. Русские философы и писатели создавали свои системы - теоретико-художественные; в который возможно отражение высших творческих достижений. Широко известны теории З.Фрейда и Э.Фромма, в которых фрейдистская школа связывает творчество и творческий процесс с сублимацией. Поэтому творчество в этой интерпретации - уравновешивание принципа удовольствия и реальности, которые Фрейд рассматривает как основные виды деятельности психики человека.

Творчество поэтому - стремление удовлетворить накопившиеся желания, адаптироваться через это в реальности, которая (реальность) рассматривается как игра. При этом желания - заложенные с детства комплексы, которые укрепились и увеличились под воздействием многочисленных общественных запретов, связанных преимущественно с сексуальной сферой. В итоге все творчество художника дает выход его сексуальным влечениям. Такое трактование переносится фрейдистами не только на объяснение процесса создания, но и содержания произведений, которые, в свою очередь, переносятся на анализ восприятия. Более того, общество и общественные коллизии, отмечает Фрейд, порождены именно этими причинами, как и причина психических срывов, напряжений, конфликтов, лежит в этой биологической зоне.

Фромм рассматривал творчество как осмысление проблемы сущности и существования человека, придя к выводу, что главным в этом мире является любовь не во фрейдистско-сексуальной одежде, а всеобъемлющая любовь, основой которой является искусство. Поэтому главное в мире - искусство, поиски человеком самого себя, выражение своих поисков в художественных образах, которые имели место в прошлом, настоящем и будущем.

Целый ряд исследователей связывает творчество с систематической деятельностью, преимущественно предметного характера. Можно сказать, что именно эта позиция преобладает в разработке феномена творчества в европейской школе.

Но механизмы включения в творчество в западной школе практически не отработаны. Под исследованием творческих методов рассматривают прежде всею внешнюю атрибутику - образ жизни, питание, использование термических приемов и др. Этот пробел достаточно наглядно

проявляет себя в жизни творцов. Среди огромного количества талантов, рожденных западноевропейской, русской, американской школой, можно насчитать немало таких, которые включались в творчество на короткие периоды, испытывая после этого длительные полосы бездействия и уныния, часть художников могла создавать произведения под влиянием спиртных, наркотических веществ, что разрушало физическое и психическое тело и приводило к известным последствиям.

Многие художники искали свои методы входа в нужное состояние. Известно, что Пушкин и Толстой любили ходить босиком по снегу и каменному полу, кто-то должен был перенести сильный стресс, своеобразный шок, который позволял приобрести необходимые для творчества свойства. Но, несмотря на разность способов, везде усматривается общая тенденция «войти в состояние «иного бытия», пребывание в котором не безразлично для психики. Не случайно именно в западной школе, российской действительности так много талантов с хрупким душевным здоровьем. Очевидно, что творчество нуждается не только в объяснении его точки зрения привычных материальных позиций, но и рассмотрении его в более тонких категориях, которые должны быть подкреплены четким механизмом входа и выхода из него.

Информациологи утверждают, что сотовое устройство вселенной и наличие в каждой из ней определенной информации связывает всех воедино и именно информация диктует условия всем жизненным процессам. Более того, они задают вопрос, если жизнь неуничтожима, если информация и энергия вдруг станут отрицательными (в силу различных причин, в т.ч. не зависящих от человека)? Дело в том, что самая «крутая» дезинформация неспособна укротить свободную энергию, хотя негативные мысли могут обесточить основу жизни, но ускорение материи в динамике космического развития обязательно приведёт к новому состоянию триады (информация - энергия - жизнь). В результате вселенский разум примет за эталон то, что качественнее и безболезненнее соответствует идеалам жизнеспособности.1

Более всего информационные аспекты земного окружения разработаны в восточных школах. Трансформация эзотерических учений в экзотерические позволяет не только познакомиться с ними теоретически, но и включиться в технику овладения духовными методами. Остановимся на некоторых из них. Известные сейчас широкому читателю Алиса А.Бейли, Саптпрем, Щри Ауробиндо Гхош, Ошо Раджнеш, русские исследователи Рерихи, Каптен, Антонов В.В., Лапин А.Э., Каши- рина Т.Я., Малахов Г.П. говорят о том, что творчество не что иное как подключение к единому информационному полю и все, что может сделать человек, это найти наиболее приемлимый для себя способ входа в него. Причем информационное поле неоднородно по своему составу. Оно чрезвычайно многоаспектно и низший - ментальный слой состоит из пяти пластов разума - обыкновенного, высшего, озаренного, интуитивного, глобального.

Наиболее полно эти позиции разработаны у Шри Ауробиндо, по которому мы и дадим эти характеристики. Он считал, что каждый пласт разума обладает особым цветом и вибрацией. Именно свойства или качества света, характер и частота вибраций, являются барьерами пласта разума. Так, в его интерпретации, низший или обыкновенный разум - серого цвета с множеством темных точек, которые роятся вокруг голов людей, та огромная масса информации, которая постоянно атакует человека. (Мозг человеческий эзотерические учения рассматривают не как создающий мысли орган, а как приемник, который постоянно ловит те или иные мысли, информацию). Обыкновенный разум - наиболее плотный пласт, огромный по своему объему, которой держит обыкновенных людей в плену своей информации, ориентированной преимущественно на характер и качество межличностного общения. Люди, находящиеся в нем, бесконечно зависимы друг от друга, обоюдных эмоций и часто не могут долго сохранять единое стойкое настроение. Они, по выражению А.Бейли, несчастны, так как находятся на дне океана и не представляют красот верхних солнечных этажей. Творчество здесь возможно в чрезвычайно малой степени. Чаще всего оно сводится и практически подменяется компелированием уже созданных работ.

Высший разум чаще всего встречается у философов и мыслителей. Изменяется и его цвет. В нем появляются голубые оттенки, наблюдаются вспышки света, которые некоторое время не исчезают. Здесь концентрируется информация, ориентированная на конкретный ум, достаточно жесткий по своему характеру, направленный на постоянное анализирование, расчленение. Чело-

Петров В. А. и Д. Н. Воеводин: Танец Шивы или космический беспредел. СПБ, 2004

век, выходящий в этот слой, не может понять полученную информацию сразу, он долго соотносит ее со своими установками, выбирает из нее эпизоды, по-новому компонует и создает свой, отличный от общего информационного поля, предмет. Эмоции в этом слое длятся дольше, чем в обыкновенном разуме, но и они зависят от массы окружающих обстоятельств.

Озаренный разум характеризуется иной природой. Его основа уже не «общая нейтральность, а чистая духовная легкость и радость, на этой основе возникают особые тона эстетического сознания»2. Этот слой разума залит золотым потоком света, насыщенного разными оттенками, в зависимости от сознания творца. Человек, вышедший в этот пласт, находится в состоянии легкости, радости, любви ко всем окружающим, постоянной готовности к позитивным действиям. Разум безгранично расширяется и с радостью приемлет весь мир и себя в этом мире. Информация, поступающая из общего поля, воспринимается сразу, не требует длительного приспособления к качествам творца. Творчество осуществляется в самых разных направлениях-науках на уровне открытий, искусстве во всем его многожанровости, поклонению новому Богу, искренней любви. Восхождение к этому пласту харастеризуется внезапным расцветом творческих способностей и чаще всего проявляет себя в поэзии. Большинство великих поэтов выходили в этот пласт, великие композиторы черпали из него свои идеи. Каждый человек может время от времени выходить в него и ярким подтверждением этого становятся дети, которые в период 4-7 лет часто говорят стихами, и, хотя здесь происходит чаще всего механическое рифмование, определенная связь с озаренным разумом присутствует налицо. Человек, овладевший духовной практикой и могущий выходить в этот пласт разума, находится в нем столько времени, сколько ему требуется, озаряет своим светом и теплом других. Это лучезарные люди, которые притягивают к себе остальных.

Интуитивный разум отличается ясной прозрачностью, подвижностью, воздушностью, не связанностью с метальными построениями. Выход в него происходит внезапно. После пребывания в других слоях разума и человек становится знающим не на уровне построения ментальных конструкций, а на уровне всезнания, все-понимания. Интуиция приносит состояние постоянной радости, когда человек выходит на стадию не познания, а узнавания, как говорит Шри Ауробидно - происходит вспоминание истины. «Когда происходит вспышка интуиции, то ясно видно, что знания - это не открытие чего-то неизвестного-открывают только себя, больше нечего открывать, - это постепенное распознавание во времени того мгновения Света, когда мы видели все»3. Язык интуиции предельно конкретен, в нем нет пышных фраз, но нет и теплоты озаренного разума.

Г лобальный разум - вершина, к которой редко подходит чело- век. Это уровень космического сознания, где еще сохраняется личностная индивидуальность. Именно из этого пласта приходят великие религии, все великие духовные учителя черпают из него свои силы. В нем хранятся величайшие произведения искусства. Сознание человека, вышедшего в этот слой - масса постоянного света, где ликвидируются противоречия низших слоев разума, так как все заполнено светом, создающим гармонию, радость и вселенскую любовь. Глобального сознания редко может достичь человек, но когда это происходит, то осуществляется разными путями: религиозной самоотдачей, художественной, интеллектуальной деятельностью, героическими подвигами -всем, чем человек может преодолеть себя. Все эти пласты разума - ментальные, низшие слои, в которые можно выйти посредством длительной духовной практики, прекрасно разработанной человечеством. По сути дела, созданные на Востоке методики - единственные, которые были даны человеку, которые могли и могут создать мощное духовное здоровье и сверхчеловеческие способности. Таким образом, плоды творчества, которые мы часто с тщеславием считаем своими, по сути дела есть подключение к единому информационному полю, разным слоям разума. Не случайно духовные учителя человечества редко ставят свои фамилии под произведениями, написанными ими, объясняя это тем, что они были им просто продиктованы.

Методики выхода в разные пласты разума чрезвычайно разнообразны. Сейчас они становятся популярны во всем мире. Но везде остается общей позицией сохранение духовной и физической чистоты, воздержанность в пище, использование значительного количества выверенных медитаций.

2

Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. Бишкек, 1992, С. 152

там же, с. 154

Связь с различными пластами разума в разное время ощущают почти все. Каждый помнит мгновения узнавания какой-то местности, фразы, мысли, которые уже как-будто встречались, хотя четко знаешь, что сталкиваешься с этим впервые. Очень наглядно прослеживается связь с информационным полем, когда человек увлечен определенной идеей. Через некоторое время после ее обдумывания на него буквально начинает «сыпаться» нужная информация, происходят встречи с людьми, могущими ему помочь. То есть выход в общий информационный пласт всегда привлекает к себе родственную информацию. У каждого бывают интуитивные проблески, когда человек четко знает, что будет, но конкретный разум начинает его уговаривать, что все это нелогично и, следовательно, нелепо. Отсюда, значительное число неверных поступков.

Эта информация дает возможность приблизиться к исследованию феномена творчества в провинции. Известно, что в некоторых точках земного шара, к которым относится и Россия, сужен пласт обычного или низшего разума, поэтому вся культура нашей страны насыщена информацией более высоких слоев. Отсюда и люди, рождающиеся на этой территории, изначально наделены большими данными для выхода в более высокие информационные поля. Но сужение этого пласта по-разному представлено в конкретных местностях и, в значительной степени, зависит от обилия живущих совместно людей. На территориях с их большим количеством более плотным становится низший слой разума (столицы), который столь концентрирован, что пробиться сквозь него чрезвычайно сложно. Обилие людей рождает очень мощное поле, которое координирует групповые поступки, включая всех в единые вибрационные колебания. Пока живешь и действуешь в резонансе со всеми, то чувствуешь себя комфортно, и только когда человек начинает искать свой путь, то есть выходить из общего потока вибраций, на него начинают сознательно давить окружающие. Каждый из нас испытывал противодействие, когда мы пытались принять самостоятельное решение. В этот момент вокруг возникает множество людей, которые приводят совершенно естественные «правильные» доводы и атакуют нас своими рассуждениями. Они успокаиваются только тогда, когда добиваются своего. Ауробидно указывал: «Пока мы бредем общим стадом, жизнь оказывается относительно проста, со своими успехами и неудачами - успехов немного, но не слишком много и неудач; однако как только мы хотим покинуть обшую колею, восстают тысячи сил, вдруг очень заинтересованных в том, чтобы мы вели себя »как все", - мы воочию убеждаемся как хорошо организовано наше заключение"4. В этой ситуации силы человека расходуются прежде всего на противостояние окружающим влияниям, человек плавает в волнах низшего разума, не имея сил выйти за его пределы.

Пребывание в провинции, на природе чрезвычайно необходимо творцам. Это ни что иное, как попытка и возможность побыть в менее насыщенном пласте низшего разума, сконцентрировать свои силы и выйти в другие информационные поля. Об этой потребности достаточно много писали представители всех отраслей знания и искусства. В провинции слой низшего разума не только сужен, он еще и менее динамичен, как бы разрежен. Среди множества серых точек и завихрений просматриваются другие цвета, чувствуются другие вибрации. Меньшее атакование чуждых сил позволяет легче преодолеть эти барьеры. Следующий момент, который здесь очевиден, связан с видами деятельности. Практическая направленность труда большинства жителей провинции с четкой выверенностью ценностных ориентаций и самый склад жизни направляет человека не на беспредметную рассудочную гибкость интеллекта, а на стабильность, связанного с витальными ценностями человека. Это относительное спокойствие не возмущает и не рождает в такой степени как в других средах динамику низшего разума, в результате чего, его атаки несколько сглажены и существует возможность сохранить свое «я». Несмотря на то, что в настоящее время СМИ чрезмерно насытили слой низшего разума, это уравнивается стабильностью жизненного уклада. Думается, поэтому провинция остается полем созидания, в котором сам образ жизни ориентирует человека на творчество. История человечества достаточно наглядно демонстрирует зависимость творчества от места созидания, где творцы уединяются в тихих, отдаленных, высокогорных местах, где слой низшего разума разрежен.

Поэтому сейчас перед нами стоит задача не только научить молодежь набору информации, собранной конкретным разумом, но и обратить их внимание на обучение проверенных временем методикам, открывающим выход в высокие информационные поля, научить воспринимать высокие произведения искусства, общаться и понимать достойные научные открытия. Такая деятельность позволит сформировать истинную духовность, научит черпать из высоких

там же, с.65

информационных пластов, подготовит к кропотливой и напряженной работе. Ведь известно, что интеллектуальная и духовная деятельность самая сложная и требует громадной воли, усилий над собой, помогающих достичь нужного состояния, которое приходит лишь в результате длительной вдумчивой практики. В провинции для этого есть все условия.

Литература:

Воеводин Д. Н.: Карелия. Реальность аномальной зоны. СПБ, 2006 Петров В. А. и Д. Н. Воеводин: Танец Шивы или космический беспредел. СПБ, 2004 Андреев А.: Очерки русской этнопсихологии. СПБ, 2003 Андреев А. Магия и культура в науке управления. СПБ, 2008 Джеймс Аллен: Как человек мыслит. М., 2006 Шри Ауробиндо. Человеческий цикл. М., 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.