Научная статья на тему 'Шри Ауробиндо о влиянии культуры на эволюцию человека'

Шри Ауробиндо о влиянии культуры на эволюцию человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
232
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА / БОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / CULTURE / EVOLUTION OF HUMAN SOCIETY / DIVINE LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Крючкова Елена Семеновна

В статье рассматривается влияние культуры на развитие человека, зависимость культуры от многогранной жизни разума с его божественным началом, способным изменить жизнь общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SRI AUROBINDO ABOUT INFLUENCE OF CULTURE ON EVOLUTION OF THE PERSON

In article influence of culture on development of the person, dependence of culture on many-sided life of mind, with its divinity, capable to change society's life is considered.

Текст научной работы на тему «Шри Ауробиндо о влиянии культуры на эволюцию человека»

ШРИ АУРОБИНДО О ВЛИЯНИИ КУЛЬТУРЫ НА ЭВОЛЮЦИЮ ЧЕЛОВЕКА

Е. С. КРЮЧКОВА

В статье рассматривается влияние культуры на развитие человека, зависимость культуры от многогранной жизни разума с его божественным началом, способным изменить жизнь общества.

Ключевые слова: культура, эволюция человеческого общества, божественная жизнь.

Природа начинает свою эволюцию с низшей стадии грубой Материи с ее элементами и атомами, двигаясь выше на стадию растения, подготавливая возникновение животного существа и, наконец, четвертая стадия - это человек, способный в отличие от всех остальных с помощью свободной воли раскрыть в себе нормальные и сверх-нормальные возможности и силы, постичь все законы бытия и их зримые действия. Перед человеком поставлена задача - познать себя и научиться управлять собой. Как ментальному существу Природы человеку приходиться проходить на физическом и на ментальном уровне через стадии своей животной эволюции. В его начальной естественной поглощенности телом и жизнью проявляются его ограниченность и неразумность. По мере роста разума и ментальности человек меняется и немного освобождается из своей ограниченности, но привязанность его к своим потребностям и желаниям остается в измененной форме с новыми возможностями, преследуя не только ментальную цель, но и духовную.

Размышляя над этим, понятно, что для человека важно не просто родиться, вырасти, вступить в брак, добывать средства к существованию, содержать семью, а потом умереть, человек должен самовыражаться в науке, искусстве, религии, философии и те знания и сила, приобретенные в жизни по мере становления должны быть изнутри наружу. И также преодолеть двойственный мотив Природы, не только управлять самим собой и совершенствовать себя, но и управлять окружающей средой и влиять на нее.

Отсюда можно задать вопрос, а не должен ли человек превзойти человеческую природу, подобно тому, как он превзошел животную стадию своего развития и превратиться в существо божественное. По мнению Шри Ауробиндо человек спо-

собен на это, но сначала он должен признать силу и свет, которые существуют за пределами его самого. Этот факт - осознание божественного начала - является спасением для человека.

Само понятие культура, по мнению Шри Ау-робиндо, очень неоднозначно и зависит от уровня развития человечества. Если рассматривать низший, фундаментальный уровень, то культура зависит от субъективного мотива Природы, заключающего в ментальных чувствах, эмоциях и ощущениях и от объективного мотива, связанного с активной жизнью и ее проявлениями. А если перейти к следующей ступени, более возвышенной, то это морально-этическое существо, где все служит культуре и справедливости или эстетическое существо, стремящееся к культуре и красоте. А выше всего этого стоит интеллектуальное существо, это жизнь не только разума с его волей и рациональностью, но не развитые еще пока интуитивные способности, более мощные, но пока еще не проявленные, это сила и свет.

Наличие светоносной силы устремляет человека к некому озарению, которое просто помогает рассудку и сердцу своими вспышками, освещая человеческое существо, начиная с его интеллекта, эстетического и этического его содержания, его чувств и ощущений. Она дает понимание Истины более подлинной, чем Разум и Наука, возможность божественной Жизни и деятельности, Справедливость более высокую.

Несмотря на то, что камнем на пути человека является многообразие ментального состава человека и отсутствия постоянного света, который мог бы направлять разум человека, человек сформировал понятие культуры и культурного, цивилизованного общества, характеристикой которого является наличие у человека активной ментальной жизни и ее совершенствование.

В связи с этим в настоящее время стоит задача развить простого обывателя в настоящего цивилизованного культурного человека. Обыватель -это человек, который внешне живет цивилизованной жизнью, а внутри у него только чувства, ощущения, эмоции, который лишен чувства красоты, не понимает искусства и опошляет все, к чему прикасается, - будь то религия, этика, литература или жизнь. Он только реагирует на жизнь, а не участвует в ней активно.

По мнению Шри Ауробиндо, обыватель изменился, он который понял необходимость использования своих высших способностей и пытается стать ментально активным. Он понимает, что должен интересоваться этическими, нравственными и социальными проблемами. Он читатель поэзии, равно как и страстный любитель беллетристики и периодической литературы; в нем вы найдете, вероятно, знатока Тагора или поклонника Уитмена; вероятно, он имеет не очень ясное понимание красоты и эстетики, но он слышал, что Искусство является не совсем уж несущественной частью жизни. Присутствие этого нового колосса ощущается повсюду. Он составляет огромную читающую аудиторию; для него издаются газеты, еженедельные и ежемесячные издания; художественная литература, поэзия и искусство поставляют ему ментальную пищу; для него существуют театр, кино и радио; Наука спешит принести свое знание и новые открытия к его дверям и оснастить его жизнь бесчисленными техническими приспособлениями; по его образу и подобию формируется политическая жизнь. Именно он сначала противостоял, а потом способствовал предоставлению женщинам избирательных прав, именно он развивал синдикализм, анархизм, классовую борьбу, спровоцировал восстание пролетариата и вел войны, которые называют борьбой идей или культур, - тип жестокого конфликта, в точности отражающий самую суть этого нового варварства, или за несколько дней подготовил революции в России, совершить которые интеллигенция не сумела за столетие отчаянных усилий и страданий. Именно его пришествие явилось фак-

тором, ускорившим преобразование современного мира. Если Ленин, Муссолини, Гитлер достигли своего стремительного и почти ошеломительного успеха, то только потому, что эта движущая сила, эта живо реагирующая активная масса была готова привести их к победе - сила, которой не хватало их менее удачливым предшественникам [1].

Несмотря на стремление к прогрессу, культура, с одной стороны, стала ближе к народу, а с другой стороны, она не стала благородней из-за широкого доступа к ней полупросвещенных народных масс. В основе современной цивилизации лежит коммерческий дух, где движущей силой является удовольствие. Человек стал нуждаться в литературе для того, чтобы поддерживать свою ментальную деятельность, которая отчасти может влиять на его поведение, вдохновлять его на поступки. Поэтому снизился общий уровень мысли и культуры, деятельность писателей, художников и ученых стала служить дешевой популярности.

В заключении можно сказать, что несмотря на то, что движущей силой развития человека в основном является потребительство, удовлетворение своих желаний, Мысль и Знание получают возможность заявить о себе, и поэтому увеличился объем людей, которые стали мыслить и всерьез стараются понять и осмыслить культуру.

Литература

1. Ауробиндо Гхош Шри. Человеческий цикл: пер. с англ. Казань, 1992. С. 231.

* * *

SRI AUROBINDO ABOUT INFLUENCE OF CULTURE ON EVOLUTION OF THE PERSON

Ye. S. Kryuchkova

In article influence of culture on development of the person, dependence of culture on many-sided life of mind, with its divinity, capable to change society's life is considered.

Key words: culture, evolution of human society, divine life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.