Научная статья на тему 'Информатизация общества. Прозреть или забыться?'

Информатизация общества. Прозреть или забыться? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ПСЕВДОЦЕННОСТИ / PSEUDO-VALUES / ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / TRADITIONAL CULTURAL VALUES / НАЦИОНАЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL SPIRITUAL CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карташова Мария Михайловна

Большое внимание в статье уделено пониманию того, что разумное использование информации предполагает ответственность за духовно-нравственное сознание человека: массовая информация должна соответствовать условиям нормального человеческого восприятия, здоровому развитию человека и народа, традиционным культурным ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Карташова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION OF SOCIETY. TO SEE OR TO FORGET?

Great attention is paid to the understanding that a reasonable use of the information assumes responsibility for the spiritual and moral consciousness of man:mass information must comply with the conditions of normal human perception, healthy human development and people, traditional cultural values.

Текст научной работы на тему «Информатизация общества. Прозреть или забыться?»

УДК 130.2 ББК 53.54

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА. ПРОЗРЕТЬ ИЛИ ЗАБЫТЬСЯ?

I ^ JB I

Карташова Мария Михайловна, аспирант Воронежский государственный университет (г. Воронеж)

Аннотация. Большое внимание в статье уделено пониманию того, что разумное использование информации предполагает ответственность за духовно-нравственное сознание человека: массовая информация должна соответствовать условиям нормального человеческого восприятия, здоровому развитию человека и народа, традиционным культурным ценностям.

Ключевые слова: информатизация, псевдоценности, традиционные культурные ценности, национальная духовная культура.

INFORMATIZATION OF SOCIETY. TO SEE OR TO FORGET?

Kartashova M.M., post-graduate Voronezh

Abstract: Great attention is paid to the understanding that a reasonable use of the information assumes responsibility for the spiritual and moral consciousness ofman:mass information must comply with the conditions of normal human perception, healthy human development and people, traditional cultural values.

Key words: informatization, pseudo-values, traditional cultural values, national spiritual culture.

Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем.

Феофан Затворник

В обществе появляется все больше таких граждан, которые понимают, что в содержании, структуре и деятельности институтов, организаций, партий должны выражаться не только экономические, социальные и политические интересы, но и так же миропонимание народа, его психологическое состояние и национальное самосознание. Вызывает тревогу процесс утраты подрастающим поколением чувства близости к национальной духовной культуре. На разрушение российского духа направлены всевозможные средства массовой информации. Эти опасения не напрасны, так как удары наносятся по самым фундаментальным духовным ценностям,

вместо которых назойливо навязываются псевдоценности.

Человечество пришло к информационному обществу. Это факт бесспорный: информационные технологии широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту. Информатизация дает человечеству огромные, невиданные, самые неожиданные возможности, коренным образом меняет мир, всю человеческую цивилизацию.

О достоинствах и преимуществах информатизации говорится и пишется много, так что здесь мы не будем повторять эти истины. Мы живем в эпоху глобального изменения климата. Речь идет не о погоде - пусть этим занимаются метеорологи. Речь идет о катастрофическом изменении человеческой природы. О негативных последствиях информатизации общества, наверное, пора всерьез задуматься.

Время не ждет. Ситуация с каждым годом осложняется: человеческое познание опережает нравственную готовность человечества к использованию знания, духовное здоровье общества под угрозой.

Действительно, средства массовой информации стали главным оружием современного мира. Огромные силы воздействия, которыми обладают средства массовой информации, разлагают и извращают базовые свойства самого человека: его волю, мышление, веру, совесть. Происходит кризис человеческих душ, особенно детских, ибо молодежи навязываются другие идеалы и кумиры.Происходит подмена добра и любви чем-то иным.

К сожалению, необходимо констатировать,что за последние десять лет значительно снизился процент школьников, отдающих предпочтение чтению книг и общению с друзьями в свободное время. При этом характерно, что резко возросла доля школьников, которые отмечали общение с компьютером и телевизором как любимый вид проведения досу-га[4]. Вместе с тем, наше телевидение уже давно не является источником положительных и продуктивных образцов поведенческой активности: наоборот, практически 24 часа в сутки оно презентует шаблоны патологического, агрессивного, антигуманного поведения, которое по законам психологии не может не присваиваться молодым человеком, превращая эти шаблоны в отрицательные поведенческие стереотипы, которые в целом формируют менталитет современного поколения.

Пошлость и убогость ряда программ телевидения очевидна, но всякое общественное порицание этих программ наталкивается на юридически законное утверждение о недопустимости цензуры. Более аккуратное возражение против нравственного общественного воздействия на телевидение выглядит внешне убедительно: «Переключите кнопку телеканала если не нравится». Эту рекомендацию можно в какой-то мере принять взрослому человеку, но как быть с детьми, которым любопытны запретные плоды распутства, престижности, жестокости?! Свобода журналистики не должна осуществляться за счет растления детей. В связи с этим нравственная политика телевидения должна быть столь же ответственной, как и родительская забота, не допускающая пошлости, растления своих детей [2, с. 104].

Массовая информация, вследствие которой повреждается здоровое духовно-нравственное сознание, несомненно, должна считаться преступлением перед человеком, государственным преступлением. Здесь необходимо найти способ законодательной защиты. Массовая информация не должна иметь право быть объективно разрушительной по отношению к здоровому сознанию, не должна находиться в

противоречии с духовно-нравственными постулатами нормальной жизнедеятельности человека и об-щества[5, с.162].

Возможности современных средств массовой информации таковы, что они создают для человека своего рода «вторую реальность». С одной стороны, телевизор удобен и приятен тем, что у его экрана перед человеком не стоит самой сложной для него проблемы - проблемы выбора. Человеку у экрана не надо принимать никаких решений. И он незаметно для самого себя превращается в духовного раба - ведь рабство в первую очередь и заключается в том, что перед рабом не стоит проблемы выбора - за него все решает кто-то другой [3].

С другой, еще более худшей стороны, одна из опасных традиций средств массовой информации для духовно-нравственной атмосферы общества состоит в их стремлении эксплуатировать самые низменные, разрушительные тенденции человеческого подсознания. Телевидение, кинематограф, литература, печатные издания хорошо знают и в полной мере используют тягу человека ко всему трагическому, связанному со страданиями. Тем самым, наперекор культурным традициям и логике разума, большинство людей готовы читать и смотреть то, что может вызывать предельное внутреннее напряжение и даже стрессовое состояние. Повреждённая натура в той или иной степени утрачивает интерес к культуре как явлению духовному и становится лишь «потребителем впечатлений».Это значит, что русский человек лишается духовно-нравственных, социальных идеалов, без которых невозможно возвышаться над окружающей нас недостойной действительностью.

Нельзя сегодня недоучитывать и колоссальную роль Интернета в формировании стереотипных форм психической активности личности. Сегодня виртуальное электронное пространство превратилось в новую реальность, которая для многих молодых людей подменяет собой действительный мир вещей, людей, отношений. Замена объективной реальности виртуальной становится для многих людей образом жизни! Это даёт основания констатировать существенные сдвиги в эволюции человека.

Как известно, К. Шеннон, создатель теории информации, определял информацию как сообщения, сигналы, устраняющие неопределенность. При этом важно то, что не всякие сигналы в системах сбора, хранения, передачи и переработки информации являются информацией. Если сигналы не устраняют, не снижают неопределенность - то это всего лишь информационные шумы, помехи, забивающие, заглушающие саму информацию. С этих позиций подавляющее большинство телепрог-

рамм, компьютерных игр, современных книг, журналов - это вовсе не информация, а лишь информационные шумы - они не несут человеку знания, притупляют чувства, подавляют волю. Не говоря о нравственной стороне таких созданий, пропагандирующих культ насилия, они не несут информации. Так что информатизация и разумное использование информации - отнюдь не одно и то же.

Опыт показывает, что роль средств массовой информации как формы власти имеет тенденцию к усилению. Известен принцип: «Кто владеет информацией, тот имеет власть». В информационном обществе средства массовой информации могут стать главенствующим фактором выработки и регуляции не только политических, но и психологических решений. Средства массовой информации нынче не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и по установкам заказчиков, искажая многие основополагающие для формирования личности понятия в ее сознании[3].

Таким образом, необходимо оценить роль слова, которое является основным орудием труда средств массовой информации. Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, отсюда великая ответственность за каждое произнесенное слово. Смута жизни, в значительной степени, происходит от смуты понятий. Неблагоговейное отношение к слову, забвение его духовных основ привело к его обесцениванию, десакрализации, что, в свою очередь, явилось причиной ряда тяжелейших кризисов, которые нашли выражение в идеологии, политике, экономике, культуре.

Вот почему автор акцентирует внимание на то, что в современном обществе в значительной мере утрачено представление об основном и незыблемом правиле: относиться к слову как к величайшей святыне, которая насыщает ум истиной, украшая его и предохраняя от заблуждений.Таким образом, массовая информация должна соответствовать условиям нормального человеческого восприятия, здоровому развитию человека и народа, исторически сложившемуся духовно-материальному его бытию, то есть традиционным духовным ценностям.

Все, кто мечтает о величии России, кто делает что-то конкретное для ее развития, знают, что возрождение и защита духовно-нравственного, историко-культурного опыта русского народа, возрождение национальной системы образования в её целостности, является одной из основных государственных задач в век агрессивной политики глобализма [1, с. 11].

Уместно будет обратить внимание на огромные возможности, которые раскрывают информацион-

ные системы и технологии в образовании для развития личности учащегося, студента. Но у этих систем должны быть специфические новые сферы применения. Не взамен, а в дополнение традиционным средствам обучения. В противном случае, увлекая подростка внешней привлекательностью и необычностью, яркой формой, информационные системы внесут дисгармонию в его внутренний мир, вовлекут сердце, ум и чувства в ложное русло.

Невозможно спокойно отнестись к словам некоторых граждан, которые рассуждают о том, что учитель в скором времени вовсе станет не нужен, что учиться можно будет не выходя из дома. В принципе уже сегодня можно реализовать. Однако преподаватель идет на урок к ученику с любовью, с пониманием его горестей и радостей, надежд и отчаяний. И ученик идет на урок с пониманием, что он нужен. «Есть некоторый особенный путь общения души через сердце, - пишет епископ Феофан. - Один дух влияет на другой чувством» [6, с.10]. Человеческую личность может воспитать исключительно только человеческая личность. Компьютер может вырастить только робота.

Научный, технический, информационный прогресс остановить или затормозить невозможно, даже если кто-то и попытался бы это сделать. Наоборот, необходимо приложить максимум усилий для оснащения наших учебных заведений компьютерами, телекоммуникационными системами и т.д. Но необходимо осознать, что Добро и Зло всегда идут рядом, рука об руку. Не сражение со злом, не возвеличивание этим врага заповедано нам, но творческое создание блага. Зло есть разложение, добро же есть созидание, поэтому действия во благо наиболее достойное занятие.

Вглядываясь в современную российскую действительность, неравнодушный взор непременно уловит глубокие трещины, которые прошли по всему её общественному организму; возникнет чувство страха перед грядущим. И прежде всего - страха за будущее поколений, живущих в условиях чужеродной культурной оккупации и в значительной массе своей лишённых корней, соединяющих их со спасительным историко-культурным наследием.Чтобы уничтожить народ, нужно отделить его от корней. Это очень точно характеризует современную эпоху.

Кто же должен взять на себя нравственную ответственность за негативные последствия информатизации?

Болезни общества должно лечить все общество. Это создатели информационных программ, которым остро не хватает гуманитарного кругозора, общей человеческой культуры. Это деятели средств массовой информации, которые должны

278

содействовать сохранению целостности и единства России. Россия - это объединение народов, это свободная соборность, духовное единство при многогранном разнообразии. Задача заключается и в том, чтобы в своих передачах, статьях, фильмах пропагандировать разнообразие, красоту, самобытность всех народов, их языка, обычаев и их духовное единство. Это деятели культуры, педагоги, ученые. Это семья, у которой необходимо воспитывать информационную культуру, культуру пользования информацией, что является важнейшей проблемой. Это органы государственной власти, которые должны ввести этот процесс в цивилизованные рамки. И так далее. И, конечно же, главное - это учитель, который может и должен помочь детям познать и противопоставить «информационным шумам» и «виртуальным мирам» истину, добро, красоту.

Обоснованно отстаиваемая ныне позиция компьютеризации, информационной насыщенности школы не исключает, а предполагает другой вектор развития школы - надежное усвоение вечных человеческих ценностей, овладение в ходе воспитания национальной культурой - от сказок и песен до вершин литературы, философии[2, с.102-103].

Школа призвана содействовать укреплению духовного здоровья подрастающего поколения. Предназначение школы состоит в том, чтобы духовный опыт ребенка гармонично вошел в более широкий контекст социокультурного окружения и служил доброму делу в обществе. Школа - это среда, в которой происходит сохранение и передача духовного опыта и культурного наследия народа; она - условие формирования национального самосознания. При этом ощущается невыразимо мучительный контраст между тем, как усиленно выдвигается в воспитании задача развития силы личности, умение ее «найти себя» и «отстоять себя» в сложных условиях современной жизни - и тем, как на самом деле придавлена, стеснена личность человека в наше время.

Исходя из всего вышесказанного, становится понятным, что для сохранения и возрождения духовного потенциала необходимо, чтобы нация повернулась лицом к богатейшему наследию своей культуры, к её плодотворным традициям, в основе которых, у русских, лежат благодатные идеи православия: утверждение истины, милосердия, целомудрия (стыдливости), любви и сокровенная вера в окончательную победу добра. Источники духовного наследия нации - это наша святоотеческая литература, в сущности, неизвестная школе, и русская классика, объём изучения которой сегодня усилиями разрушителей нашего образования неосновательно и преступно сокращён. Всем, кто страдает о России, важно не утерять, сохранить, унаследовать силу духа, с которой писали наши предки; важно передать ее своим детям, с тем, чтобы каждое новое поколение могло воспользоваться наследием во благо!

Сейчас нам, потерявшим себя, наверное, прежде всего важно обрести человеческий образ и подобие Божие. «Для чего живем?» - спрашивал Гоголь. И отвечал: «Для высокого» [4, с.379].

Библиографический список:

1. Белозерцее, Е.П. Образование: историко-культурный феномен: курс лекций / Е.П. Белозерцев. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. -704 с.

2. Королъкое, A.A. Драма русского просвещения / А.А. Корольков. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2013. - 332 с.

3. Ноеикое, A.M. Не дай мне Бог сойти с ума //Народное образование. 2005.

4. Скатое, Н.Н. О культуре /Сост., науч. ред. Ю.В. Зоб-нин. - СПб.:Изд-во СПбГУП, 2010. - 416 с.

5. Собкин, B.C., Еестигнеееа, Ю.М. Виртуальная атака // Первое сентября. - 2001. - № 8.

6. Троицкий, В.Ю. Судьбы русской школы / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Изд-во «Институт русской цивилизации», 2010. - 480 с.

7. Феофан Затворник. Путь ко спасению / Святитель Феофан Затворник. Минск: Изд-во Св.-Елисаветин. монастыря, 2006. - 496 с.

279

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.