Научная статья на тему 'Influence of development level of a pupil group on interpersonal relationships of younger teenagers with mental retardation'

Influence of development level of a pupil group on interpersonal relationships of younger teenagers with mental retardation Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕТСКАЯ ГРУППА / CHILDREN''S GROUP / УЧЕНИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ / PUPILS'' GROUPS / МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / COMMUNICATION / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / YOUNGER TEENAGER WITH MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Sheshukova Natal'ya N.

The article presents the results of experimental studies on the level of pupil groups of younger teenagers with mental retardation, affecting their interpersonal relationships with peers. The resulting evidence can be used to build the correction and development programs for adolescents with mental retardation to optimize their interpersonal relationships with peers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Influence of development level of a pupil group on interpersonal relationships of younger teenagers with mental retardation»

УДК 159.922.76-056.34

Шешукова Наталья Николаевна

Вятский государственный гуманитарный университет

sheshukova07@rambler.ru

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье представлены результаты экспериментального исследования по изучению уровня развития ученических коллективов младших подростков с задержкой психического развития, влияющих на их межличностные отношения со сверстниками. Полученные фактические данные можно использовать для построения коррекционно-развивающей программы с подростками с задержкой психического развития по оптимизации сферы межличностной отношений со сверстниками.

Ключевые слова: общение, межличностные отношения, детская группа, ученические коллективы, младший подросток с задержкой психического развития.

Наше исследование направлено на расширение научно-практического знания об особенностях возрастного онтогенеза подростков с задержанным психическим развитием. В контексте изучения межличностных отношений младших подростков с задержкой психического развития мы исследовали уровень развития ученического коллектива, психологический микроклимат класса, в котором они находятся.

В своём исследовании мы базировались на положении о том, что одной из основных микросред для младших подростков является школьная микросреда и смысл межличностных отношений между людьми открывается подростку, прежде всего, в среде его сверстников (Л.С. Выготский, 1983; Я.Л. Коломинский, 1977; И.С. Кон 1978; В.С. Мухина, 1998; А.М. Прихожан, 1990; Д.И Фельдштейн, 1988; и др.).

Целью нашего экспериментального исследования явилось изучение уровня развития классных коллективов, характерных особенностей психологического микроклимата в классах младших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Планируя и проводя экспериментальное исследование, мы опирались на основные теоретикометодологические положения изучения отклоняющегося развития, разработанные в специальной психологии.

Мы предполагаем, что уровень развития коллектива, психологический микроклимат класса в котором находится младший подросток с ЗПР, оказывают своеобразное влияние на формирование личности подростка и, в частности, на сферу межличностных отношений. Чем выше уровень развития группы как коллектива, положительней микроклимат, в которых находится подросток с ЗПР, тем благоприятнее условия для его личностного становления.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы, на базе общеобразовательных школ в классах VII вида для детей с ЗПР, в классах с совместным обучением школьников с ЗПР и НИР, а также в специальной (коррекционной) школе VII вида. В исследовании принимали участие 150 младших подростков в возрасте от 11до 13 лет,

из них 30 человек - подростков с ЗПР, обучающихся совместно с НИР, 30 человек - подростков с ЗПР, обучающихся в классах VII вида, 30 человек - подростков с ЗПР, обучающихся в школе VII вида, 60 человек - их нормально развивающиеся сверстники. В исследовании принимали участие учителя: 21 человек - учителя специальной (коррекционной) школы, 26 человек - учителя классов VII вида, 11 человек - учителя смешанных по составу классов НПР и ЗПР, 10 человек - учителя общеобразовательной школы. Общий объём выборки участников эксперимента составил 218 человека.

В качестве экспериментальных методик мы использовали:

1) социометрическую методику (социометрические показатели), которая направлена на определение уровня развития коллектива в группе младших подростков, а также отношений, характерных для коллектива;

2) методику «Психологическая атмосфера в коллективе» (Л.Г. Жедуновой), которая позволяет изучить психологическую атмосферу в коллективе;

3) методику компетентных судей, которая позволяет исследовать адекватность, уровень объективности развития в группе младших подростков отношений, характерных для коллектива.

Перейдем к анализу фактических данных.

Результаты сравнительного исследования особенностей уровня развития ученического коллектива подростков по результатам использования социометрической методики (социометрические показатели) представлены в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что данные экспериментальных групп, полученные в процессе констатирующего эксперимента, имеют отличия. Проанализируем результаты. Число подростков с НПР, попавших в высокие статусные категории: «звёзды» - 29%, «предпочитаемые» - 34%, составляет 63% учащихся. Среди испытуемых с ЗПР, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VII вида, в высоких статусных категориях: «звёзды» - 23%, «предпочитаемые» - 30-53% подростков; среди испытуемых с ЗПР, обучающихся в классах VII вида, в высоких статусных категориях: «звёзды» - 3%, «предпочитаемые» - 42-45% уча-

© Шешукова Н.Н., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

109

Таблица 1

Распределение младших подростков всех экспериментальных групп по условным статусным категориям (%)

Категории Испытуемые

Подростки с НПР Подростки с ЗПР коррекц. школы Подростки с ЗПР кл. VII вида Подростки с ЗПР смеш. по составу классов

«Звёзды» 29 23 3 9

«Предпочитаемые» 34 30 42 21

«Принятые» 15 13 26 26

«Изолированные» - 7 3 -

«Отвергаемые» 22 27 26 44

Всего 100 100 100 100

Таблица 2

Результаты сравнительного исследования уровня развития коллектива младших подростков с ЗПР и с НПР (%)

Категории подростков Высокий Средний Низкий

Высокие статусы Низкие статусы Высокие статусы Низкие статусы Высокие статусы Низкие статусы

Подростки с НПР 63 37 - - - -

Подростки с ЗПР коррекц. школы 53 47 - - - -

Подростки с ЗПР кл. VII вида - - - - 45 55

Подростки с ЗПР смешанных по составу классов - - - - 30 70

щихся; среди испытуемых с ЗПР, обучающихся совместно с нормально развивающимися сверстниками, выявлено самое небольшое количество подростков в высоких статусных категориях: «звёзды» -9%, «предпочитаемые» - 21-30% учащихся.

В низких социометрических статусах «принятые», «изолированные» и «отвергаемые» среди изучаемых групп младших подростков самое небольшое количество учащихся с НПР: «принятые» - 15%, «изолированные» - 0%, «отвергаемые» - 22%, что составляет 37%; среди младших подростков с ЗПР специальной (коррекционной) школы VII вида: «принятые» - 13%, «изолированные» - 7%, «отвергаемые» - 27%, что составляет 47% учащихся; среди подростков с ЗПР классов VII вида: «принятые» - 26%, «изолированные» -3%, «отвергаемые» - 26%, что составляет 55% учащихся; среди подростков с ЗПР, обучающихся совместно с НПР, установлено самое большое количество учащихся в низких статусных категориях: «принятые» - 26%, «изолированные» - 0% и «отвергаемые» - 44%, что составляет 70%.

Итак, результаты анализа статусных категорий, в которых оказались подростки изучаемых категорий, позволяют увидеть, что самое большое количество испытуемых, попавших в высокие статусные категории, находится в группе подростков с НПР. Среди групп подростков с ЗПР в высоких социометрических статусах оказались учащиеся специальной (коррекционной) школы VII вида, а в низких социометрических статусах - самое

большое количество подростков с ЗПР, обучающихся в условиях обычного класса совместно с нормально развивающимися сверстниками.

В результате анализа социометрических статусных категорий - высоких и низких - можно установить уровень развития классных коллективов младших подростков с НПР и с ЗПР. Результаты сравнительного исследования представлены в таблице 2.

Результаты анализа уровня развития коллектива обнаружили наличие выраженного низкого уровня развития как достаточно частой характеристики школьных классов подростков с ЗПР.

Итак, выявлено, что у младших подростков с ЗПР, обучающихся в классах VII вида и особенно в классах с совместным обучением учащихся с ЗПР и НПР, классные коллективы находятся на низком уровне развития, в классах специальной (коррекционной) школы VII вида и в классах нормально развивающихся их ровесников - на более высоком.

Результаты сравнительного исследования, полученные нами при изучении психологической атмосферы в классных коллективах у подростков экспериментальных групп представлены в таблице 3.

Как видно из таблицы 3, в группе младших подростков с НПР оцениваемые качества класса: «дружелюбие», «удовлетворенность», «результативность», «занимательность», «успешность» - оцениваются учащимися на уровне выше среднего. «Согласие», «теплота взаимоотношений», «сотрудничество», «взаимная поддержка» оцениваются подростками на среднем уровне.

Таблица 3

Результаты сравнительного исследования оценки характеристик класса младшими подростками и экспертами (ср. балл)

Эти же характеристики класса оценивали эксперты, и были получены следующие результаты: «дружелюбие», «согласие», «увлечённость», «занимательность» оцениваются ими на уровне выше среднего. «увлечённость», «результативность», «теплота взаимоотношений», «сотрудничество», «взаимная поддержка», «успешность» оцениваются на среднем уровне.

Сопоставление результатов характеристик класса младшими подростками с НПР и экспертной оценки показало незначительные отличия в оценивании предложенных характеристик класса. В целом подростки с НПР несколько выше оценивают класс по этим характеристикам в сравнении с экспертами. Однако статистически достоверных различий между оценкой испытуемых и оценкой экспертов отмечено не было ни по одной из характеристик.

Уровень психологической атмосферы в классах младших подростков с НПР, исходя из полученных результатов, высокий как полученный в оценках подростков (68%), так и в оценках экспертов (67%).

Далее проанализируем полученные данные в группе младших подростков с ЗПР специальной (коррекционной) школы VII вида. Так, подростки оценивают качества класса - «согласие», «удовлетворённость», «увлеченность», «результативность», «сотрудничество», «взаимная поддержка», «занимательность», «успешность» - на уровне выше среднего; «дружелюбие», «теплота взаимоотношений» на среднем уровне.

Эти же характеристики класса оценивали эксперты, и были выявлены отличия в их оценивании. Все вышеперечисленные характеристики класса экспертами были оценены на среднем уровне.

Сопоставление результатов характеристик класса подростками с ЗПР специальной (коррекционной) школы VII вида и экспертной оценки показало отличия в оценивании предложенных характеристик класса. В целом, младшие подростки с ЗПР коррекционной школы выше оценивают класс почти по всем характеристикам в сравнении с экспертами. Были зафиксированы также и статистически значимые различия между оценкой испытуемых и оценкой экспертов по следующим характеристикам: «увлеченность» (1 эмп. = 2,06 при р < 0,05), «сотрудничество» 0- эмп. = 2,45 при р < 0,05), «занимательность» (1 эмп. = 2,82 при р < 0,01), «успешность» (1 эмп. = 2,41 при р < 0,05).

Уровень психологической атмосферы в классах младших подростков с ЗПР специальной (коррекционной) школы VII вида, исходя из полученных результатов, высокий как в оценках подростков (73%), так и в оценках экспертов (65%).

Проанализируем полученные данные в группе младших подростков с ЗПР классов VII вида. Подростки оценивают все предложенные качества класса следующим образом: «дружелюбие», «согласие», «удовлетворенность», «увлеченность», «результативность», «теплота взаимоотношений», «сотрудничество», «взаимная поддержка», «занимательность», «успешность» - на среднем уровне.

Эти же характеристики оценивали эксперты, и были получены некоторые отличия в их оценивании. «Увлечённость», «занимательность» ими были оценены на уровне выше среднего, остальные характеристики были оценены так же, то есть на среднем уровне.

Сопоставление результатов характеристик класса подростками с ЗПР и экспертной оценки пока-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

111

зало отличия. В целом эксперты оценили класс по предложенным характеристикам несколько выше в сравнении с подростками. В то же время статистически значимых различий в оценках экспертов и оценках подростков класса зафиксировано не было, обнаруженные различия проявляются на уровне тенденции.

Уровень психологической атмосферы в классах подростков с ЗПР (класс VII вида) высокий как по оценкам самих подростков (60%), так и по оценкам экспертов (64%).

Перейдём к анализу полученных данных в группе младших подростков с ЗПР, обучающихся совместно с нормально развивающимися сверстниками. Они так оценивали качества класса: «дружелюбие», «сотрудничество» - на уровне выше среднего, «согласие», «удовлетворённость», «увлечённость», «результативность», «теплота взаимоотношений», «взаимная поддержка», «занимательность», «успешность» - на среднем уровне.

Экспертами «теплота взаимоотношений» была оценена выше, чем самими подростками - на уровне выше среднего. Остальные характеристики класса получили такие же уровни, что и в оценке подростков: выше среднего - «дружелюбие», «сотрудничество»; средний уровень - «согласие», «удовлетворённость», «увлечённость», «результативность», «взаимная поддержка», «занимательность», «успешность».

В целом эксперты оценили класс младших подростков с ЗПР, обучающихся совместно с нормально развивающимися сверстниками, по предложенным характеристикам несколько выше, чем сами подростки. Были зафиксированы статистически значимые различия в оценках экспертов и оценках подростков по следующей характеристике - «теплота взаимоотношений» ^ эмп. = 2,30 при р < 0,05).

Уровень психологической атмосферы в классах подростков с ЗПР, обучающихся совместно с нормально развивающимися сверстниками, исходя из полученных результатов, высокий как в оценках самих подростков - 65%, так и экспертов - 66%.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что в изучаемых группах подростков и с НПР, и с ЗПР (обучающихся в специальной (коррекционной) школе VII вида, в классах VII вида, совместно с нормально развивающимися сверстниками) оценки классов по предложенным характеристикам выполнены на среднем и выше среднего уровнях. Статистически значимые различия в оценках класса подростками и экспертами были зафиксированы в группе младших подростков с ЗПР, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VII вида по 4 характеристикам («увлечённость», «сотрудничество», «занимательность», «успешность») из 10. Подростки данной группы оценивают эти характеристики класса значительно выше, чем эксперты. В группе младших

подростков с ЗПР, обучающихся в условиях смешанного по составу класса, по характеристике «теплота взаимоотношений» подростки оценили эти отношения ниже, чем эксперты. Во всех экспериментальных группах подростков и с НПР. и с ЗПР зафиксирован высокий уровень психологической атмосферы в классах.

Интересным представляется факт, что в группах подростков с ЗПР классов VII вида и подростков с ЗПР, обучающихся совместно с учащимися НПР. выявлен низкий уровень развития школьных коллективов и в то же время отмечен высокий уровень психологической атмосферы в этих классах учащихся. Высокий уровень психологической атмосферы зафиксирован и самими учащимися и экспертами, причём эксперты дали более высокие оценки, чем сами подростки с ЗПР этих групп. У подростков с НПР и у подростков с ЗПР, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VII вида, выявлен тоже высокий уровень психологической атмосферы в классах, однако у них отмечен и высокий уровень развития школьных коллективов. Высокий уровень психологической атмосферы зафиксирован и самими подростками и экспертами, причем в этих исследуемых группах младших подростков в отличие от групп подростков с ЗПР классов VII вида и подростков с ЗПР, обучающихся совместно с НПР. эксперты дали более низкие оценки по сравнению с самими подростками.

Такой результат, на наш взгляд, можно объяснить тем, что учителя, работающие с подростками и в классах VII вида, и в классах с совместным обучением учащихся с ЗПР и с НПР, стараются таким образом несколько приукрасить истинное положение, что мы могли бы объяснить отсутствием у них достаточной профессиональной компетентности в работе с этой детской категорией.

Иной результат в группе подростков с ЗПР, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VII вида, можно объяснить тем, что в условиях специального образования имеет место принципиально иной подход к работе с этими детьми.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. -М., 1995.

3. Изучение и психокоррекция детей и подростков с задержкой психического развития: субъектно-деятельностный подход. - Н. Новгород, 2009.

4. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. - М.; Воронеж, 1996.

5. Психологические особенности детей и подростков с проблемами развития: Изучение и психокоррекция / под ред. УВ. Ульенковой. - СПб.: Питер, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.