Научная статья на тему 'Индивидуализированное обучение как проблема профессиональной подготовки студентов вузов культуры и искусств'

Индивидуализированное обучение как проблема профессиональной подготовки студентов вузов культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье рассматривается индивидуализированное обучение как одна из современных тенденций высшего профессионального образования. Раскрываются его сущностные характеристики, базовые принципы и условия реализации, а также уточняется роль педагога и учащегося

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуализированное обучение как проблема профессиональной подготовки студентов вузов культуры и искусств»

УДК 378

Т.Н. Новожилова*

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

В статье рассматривается индивидуализированное обучение как одна из современных тенденций высшего профессионального образования. Раскрываются его сущностные характеристики, базовые принципы и условия реализации, а также уточняется роль педагога и учащегося.

Ключевые слова: индивидуализированное обучение, профессиональное образование, принципы и условия индивидуализированного обучения.

Присоединение России к Болонской конвенции обусловило поиск новых стратегий и научных подходов к организации всех сторон деятельности вузов. В этом смысле индивидуализированное обучение может способствовать решению проблем модернизации современного профессионального образования.

Проблема индивидуализации обучения имеет многовековую историю, однако исторической родиной демократизации образования, личностно-ориентированного, индивидуализированного обучения считаются Соединенные Штаты Америки. Концептуальные идеи индивидуализированного обучения можно связать с развитием в США трех ведущих направлений:

— бихевиористическая ориентация (идеи Д. Брунера, В. Скиннера), когда предметом изучения является выражение внешнего поведения человека. Психологические основы бихевиоризма являются источником разработки персонализированной системы обучения в высшей школе США (Personalized System of Instruction). В данной системе один и тот же учебный материал подается различным способом и его изучение организуется с учетом индивидуальных особенностей студентов [2];

— гуманистическая ориентация (идеи А. Комбса, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса) , когда личность студента рассматривается как целостное выражение его творческой потребности в самореализации, характеризуемой свободой в самовыражении. Под влиянием идей гуманистической психологии в системе образования вузов США возникли группы «открытого обучения», где студенты могут свободно определить свои научно-исследовательские интересы и в диалоге с преподавателями выражать различные точки зрения, критически анализировать научные позиции;

— когнитивное направление (школа Ж. Пиаже, идеи К. Левина, Э. Толмена, ге-штальтпсихология), с которым связано развитие кибернетического аспекта в теории обучения, а также теории когнитивной социологии и психологии управления (теория социальной справедливости Г. Теджфела, выражающая зависимость поведения индивида от его субъектных представлений). Представители данного направления рассматривают проявление индивидуальности личности в обучении на основе развития мышления при информационном обмене.

* © Новожилова Т.Н., 2010

Новожилова Татьяна Николаевна (novoser@mail.ru), кафедра педагогики и психологии Самарской государственной академии культуры и искусств, 443010, Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, 167.

В отличие от большинства российских университетов, где учебная программа пока еще жестко определена для всех студентов одной специальности, американские университеты не придерживаются единой, обязательной программы обучения. Определяя основные требования для получения степени бакалавра, университет предлагает студенту на выбор большое количество сравнительно небольших курсов из разных областей знаний, что, как считают американские методологи, способствует разностороннему развитию студента.

В отечественной педагогике решение проблемы индивидуализации обучения осуществляется в ином ракурсе, в плоскости индивидуального подхода как ключевого принципа обучения, согласно которому педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные и индивидуальные особенности. Кроме того, индивидуальное обучение в педагогической теории рассматривается как форма учебной работы.

В вузах культуры, в силу специфики профессиональной подготовки специалистов различной направленности (музыкантов, актеров, хореографов и др.), большой объем учебных часов отводится на индивидуальные занятия, поэтому индивидуальное обучение традиционно выступает формой учебной работы со студентом, когда педагог потенциально имеет большие возможности для решения учебных и воспитательных задач, а непосредственный контакт с конкретным студентом дает возможность преподавателю ставить перед учащимся личностные и учебные цели, направленные на преодоление конкретных трудностей. Однако для решения задач индивидуализации обучения педагог должен владеть широким диапазоном компетентностей.

Таким образом, индивидуальный подход выступает в качестве принципа индивидуализированного обучения. Под индивидуализированным обучением понимается система многоуровневой подготовки специалистов, учитывающая индивидуальные особенности обучающихся, предоставляющая каждому возможность максимально раскрыть способности для получения соответствующего образования. Индивидуализация обучения осуществляется отбором содержания, которое может корректироваться, синтезироваться в индивидуальные программы и элективные учебные дисциплины, а также развитием научно-исследовательской деятельности слушателей. Индивидуализированное обучение предполагает дозировку объема учебного материала в соответствии со способностями обучаемых с научными или прикладными целями, с введением многоуровневой системы подготовки специалистов.

Ключевым в контексте индивидуализированного обучения является вопрос о роли самого обучаемого в познавательном процессе. Теоретический анализ литературных источников позволяет утверждать, что само понятие «ориентация на учащегося» недостаточно разработано как в зарубежных, так и отечественных исследованиях [3, с. 44—54]. Однако европейские вузы, как утверждает координатор Европейской обсерватории качества У.-Д. Элерс, по крайней мере в теории, полностью ориентированы на учащегося. Во всех официальных документах содержится идея об осознанном самостоятельном развитии навыков и компетенции. Отечественные исследователи также обосновывают необходимость активной позиции учащегося в образовательном процессе. Идея индивидуализации обучения вызвала потребность в обосновании следующих принципов, ориентированных на создание условий для личностного и профессионального становления студента:

— осознанной перспективы («сделай себя сам»), согласно которому каждый человек имеет возможность активно участвовать в собственном образовании, позволяет усиливать мотивацию к обучению и повышать эффективность усвоения знаний;

— обогащения, согласно которому знания расширяются и углубляются за счет обучения по программе, соответствующей индивидуальным интересам и профессиональным намерениям;

200

Вестник СамГУ. 2010. № 3 (77)

— свободного выбора и гибкости системы высшего образования, согласно которому содержание обучения и способы освоения знаний и приобретения профессиональных навыков соответствуют потребностям или уровню притязаний личности, что достигается в системе многоуровневого высшего образования, представляющей возможности для изменения специализации или получения нескольких специальностей за период обучения в вузе;

— индивидуального планирования и проектирования учебного процесса с учетом нормативов в расчете на одного учащегося;

— индивидуальной ответственности учащегося и преподавателя за свои достижения (осуществление внутреннего самоконтроля вместо внешнего);

— динамичности, связанный со способностью системы высшего образования быстро реагировать при подготовке специалистов на изменения в экономике, информационном и образовательном пространстве;

— преемственности, заключающийся в единстве логической (внутренней) взаимосвязи учебных планов на всех уровнях обучения, осуществляемой в форме единого сквозного учебного плана;

— конкурентности, он выражается в разработке различных учебных программ по одной и той же учебной дисциплине;

— индивидуального обучения, реализация которого приводит к возникновению между преподавателем и студентами атмосферы сотворчества, способствующей улучшению качества восприятия информации и выработке профессионального мастерства;

— развития, предполагающий приобретение количественных и качественных новообразований в психической, личностной и профессиональной сфере будущего специалиста;

— самостоятельности, он предполагает отбор средств и способов контроля самостоятельной работы обучаемых.

Все эти принципы находятся в тесной взаимосвязи и каждый из них имеет прикладной характер. Однако именно в практике реализации этих принципов, на наш взгляд, содержится ряд противоречий между реальным уровнем осознания необходимости осуществления самостоятельной деятельности и несформированностью внутренней мотивации на самообразование. Проведенный нами опрос среди студентов второго курса факультета народного художественного творчества (выборка 87 человек) показал, что 59 % студентов ориентировано на получение профессии в связи со значимыми мотивами. Однако имеют установку на получение высшего образования 27 % опрошенных; пришли в данный вуз, не поступив в более значимый для себя, — 12 %; потому что надо где-то учиться — 9 % опрошенных.

Для организации индивидуализированного обучения необходимо изучение индивидуальных особенностей, что требует создания банка диагностических методик и критериев для выявления и классификации этих особенностей. Самостоятельная работа предполагает развитие качеств, необходимых студенту для ее осуществления. Совершенно очевидно, что индивидуализированное обучение невозможно без развития учебной культуры и навыков самостоятельной работы. Таким образом актуализируется проблема применения специальных педагогических технологий, характеризующихся целью, наличием диагностических средств и закономерностей осуществления взаимодействия педагога и обучаемых, гарантирующего достижение проектируемого результата.

В практике индивидуализированного обучения в вузах культуры используются технологии развивающего обучения, проектные технологии, технологии программированного обучения и специальные технологии (например, «План Келлера»), позво-

ляющие осуществлять индивидуальный подход с учетом времени и объема учебного материала, которыш способен освоить конкретный студент. Широкое применение находят мастер-технологии (Е.С. Дорощук), объединяющие комплекс авторских технологий, выработанныгх в результате педагогической и профессионально-творческой деятельности педагога-мастера и совместной учебно-образовательной деятельности педагога-мастера и студента. Ключевой фигурой мастер-технологии является педагог-мастер, осуществляющий учительские функции и роли, ставящие задачей саморазвитие. В деятельности педагога значимыми становятся установки, которые он определяет как ведущие, особенно саморазвитие студентов [1].

Таким образом, для реализации индивидуализированного обучения необходимо соблюдение организационные и психолого-педагогических условий: многоуровневая подготовка студентов; субъектность обучаемого, мотивированного на саморазвитие; материально-техническая и информационная оснащенность учебного процесса; психолого-педагогическая и информационная культура преподавателей; наличие технологий индивидуализированного обучения студентов.

Библиографический список

1. Дорощук Е.С. Педагогические технологии системно-целевой индивидуализации профессионального обучения и саморазвития культуры творчеста студентов-журналистов // Ученые записки Казанского государственного университета. 2007. Сер.: Гуманитарные науки. Т. 149. Кн. 1. С. 114-130.

2. Елманова В.К. Высшее образование за рубежом. М.: Изд-во МГУ, 1989. 50 с.

3. Эллерс У.-Д. О повышении грамотности в вопросах качества в сфере е-Learning // Высшее образование в России. 2006. № 12.

T.N. Novozhilova*

INDIVIDUALIZED TRAINING AS THE PROBLEM OF STUDENTS' PROFESSIONAL TRAINING IN THE INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS

The article examines individualized training as one of the modern higher vocational training tendencies. It unfolds its essential characteristics, basic principles, conditions of its realization and states the role of teacher and student more precisely.

Key words: individualized training, higher education, principles and conditions of individualized training.

* Novozhilova Tatyana Nikolaevna (novoser@mail.ru), the Dept. of Pedagogics and Psychology, Samara State Academy of Culture and Arts, Samara, 443010, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.