Научная статья на тему 'Исследование проблемы проектирования интегративного образовательного пространства средствами искусств в высших учебных заведениях'

Исследование проблемы проектирования интегративного образовательного пространства средствами искусств в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / МОДЕЛЬ / MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косогорова Людмила Васильевна

В статье рассматриваются проблемы проектирования интегративного образовательного пространства средствами искусств в вузе. Обобщается и систематизируется опыт ведущих российских и зарубежных исследователей. Обосновывается необходимость использования в вузах современных методов и технологий интеграции средствами искусств и намечаются пути их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косогорова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the problem concerning the development of integrative educational sphere in universities by means of Arts. The experience of Russian and foreign key researchers is summarized and systematized. The article gives proof of the necessity to use modern techniques of integration under university conditions by means of Arts and outlines methods of their solution.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы проектирования интегративного образовательного пространства средствами искусств в высших учебных заведениях»

Как видим, все виды Мастер-технологий основываются на идеях гуманной психологии, личностно-ориенти-рованного и развивающего обучения, которые невозможно осуществить без активности самого учащегося.

Таким образом, для реализации индивидуализированного обучения необходим целый ряд организационных и психолого-педагогических условий, которые позволили бы комплексно решать проблему. К таким условиям, по крайней мере, относятся следующие:

— наличие многоуровневой подготовки в вузе;

— изменение соотношений: обучение — учение, то есть доминанта внеш-

него воздействия, направляющая и формирующая сила преподавателя должна уступить место субъектности учащегося, основанной на мотивированном саморазвитии;

— повышение материально-технической и информационной оснащенности учебного процесса;

— повышение психолого-педагогической и информационной культуры преподавателей, что позволит усилить конкурентоспособность каждого;

— разработка и освоение технологий по созданию индивидуализированных программ обучения студентов разной направленности и уровня сложности.

Примечания

1. Дорощук Е. С. Педагогические технологии системно-целевой индивидуализации профессионального обучения и саморазвития культуры творчества студентов-журналистов / Е. С. Дорощук // Ученые записки Казанского государственного университета. -2007. - Том 149, кн. Гуманитарные науки. - С. 110-122.

2. Елманова В. К. Высшее образование за рубежом / В. К. Елманова. - М.: МГУ, 1989. - 50 с.

3. Захарова А. П. Становление и развитие системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в США: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. П. Захарова. - М.: МГУ, 1995.

4. Новожилова Т. Н. Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности / Т. Н. Новожилова; СГАКИ. - Самара, 2008. - 118 с.

5. Элерс У.-Д. О повышении грамотности в вопросах качества в сфере е^еагп^ / У.-Д. Элерс // Высшее образование в России. - 2006. - № 12. - С. 43-54.

Л. В. Косогорова

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ИНТЕГРАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В статье рассматриваются проблемы проектирования интегративного образовательного пространства средствами искусств в вузе. Обобщается и систематизируется опыт ведущих российских и зарубежных исследователей. Обосновывается необходимость использования в вузах современных методов и технологий интеграции средствами искусств и намечаются пути их реализации. Ключевые слова: образование в сфере культуры, интеграция, развитие, компетенция, модель.

The article focuses on the problem concerning the development of integrative educational sphere in universities by means of Arts. The experience of Russian and foreign key researchers is summarized and systematized. The article gives proof of the necessity to use modern techniques of integration under university conditions by means of Arts and outlines methods of their solution. Keywords: liberal education, integration, development, competence, models.

За последние годы система подготовки специалистов в области декоративно-прикладного творчества претерпела значительные изменения. В основу преобразований была положена новая концепция высшего образования, которая гарантирует гражданам России поддержку и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства. «Содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру» (1, с. 14). В современной системе художественно-педагогической подготовки будущего специалиста декоративно-прикладного творчества особую значимость приобретают образовательные приоритеты интеграции разных видов искусств, формирующие основы духовности, преемственности социального и творческого опыта.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования содержания и технологий профессиональной подготовки будущего специалиста декоративно-прикладного творчества, который должен обладать профессиональными компетенциями; в полной мере проявлять готовность осуществлять профессиональную деятельность в изменяющихся условиях, требующих нестандартных, творческих подходов; уметь использовать образовательный потенциал различных социальных институтов при решении педагогических задач; быть конкурентоспособным, мобильным; быть способным реализовать свои адаптационные способности и стремиться к саморазвитию в условиях динамично развивающегося социума. Таким образом, есть все основания утверждать, что сегодня сформировалась актуальная потребность в научно-теоретической и практической реализации ресурсного потенциала ин-тегративного образовательного пространства вуза в процессе подготовки

специалистов декоративно-прикладного творчества.

Здесь университеты выступают в роли базовых интегрирующих институтов, сочетающих в себе, помимо научных и образовательных компонентов, и социальные, и культурные комплексы, помогающие координировать усилия различных субъектов социальных отношений и вырабатывать принципиальные схемы взаимодействия социальной, культурной и экономической политики. Ю. Хабермас считает, что функция университета заключается в том, чтобы обеспечить «единство исследования и обучения, науки и просвещения, наук между собой» (3, с. 16). Университетам, по мнению Л. С. Онокой, важно решать такие задачи, как «...расширение взаимообмена студентами и педагогами, взаимное признание дипломов и периодов обучения, осуществление постоянного обмена опытом и информацией о текущих проблемах и образовательных системах» (2, с. 8).

Анализ научной литературы и диссертационных исследований показывает, что вопросы проектирования ин-тегративного образовательного пространства в педагогической науке и образовательной практике широко освещались в работах различных авторов. В трудах Т. И. Баклановой, И. Б. Ветровой, Л. В. Ершовой, С. Е. Игнатьева, Т. С. Комаровой, В. В. Корешкова, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Л. Г. Савенковой, Н. М. Сокольниковой, Е. В. Шо-рохова, Т. Я. Шпикаловой, Б. П. Юсова и др. представлены авторские подходы, в которых образование, воспитание и развитие профессиональных способностей и качеств личности рассматриваются в через призму художественного образования и эстетического воспитания. Идея создания системы полихудожественного образования согласуется с актуальностью современных задач художественного обра-

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (36) 2010 г.

зования в рамках интеграции видов различных видов искусств и расширения их функций (В. Т. Кудрявцев, М. В. Лагунова, Л. Г. Савенкова, В. И. Сло-бодчиков, Б. П. Юсов, Л. В. Школяр и др.).

Вопросам организации этнохудо-жественного образования и воспитания в высших учебных заведениях посвящены работы Т. И.Баклановой, Г. Н. Волкова, Л. В. Ершовой, Т. К.Со-лодухиной, Т. Я. Шпикаловой и др.

Искусствоведческий и философский анализ процессов художественного творчества, становления и развития художника, народного мастера в различных видах творчества посвящены труды А. В. Бакушинского, Ю. Бо-рева, В. В. Ванслова, В. М. Василенко, М. С. Кагана, В. Б. Кошаева, М. А. Некрасовой, А. Б. Салтыкова, В. С. Щербакова и др.

В диссертационных исследованиях последних лет, посвященных исследованию сферы высшего художественного образования, подчеркивается значимость изучения основных видов искусств, раскрываются проблемы формирования профессиональных художественных качеств личности педагога, широко освещаются вопросы педагогики сотрудничества, сотворчества педагога и студента (Р. И. Барциц, Ф. Ф. Бундыристый, И. Б. Ветрова, Р. А. Гильман, Д. А. Кемешев, А. А. Ковалев, В. И. Козлов, Ю. В. Коробко, Е. Ф. Кузнецов, С. П. Ломов, Т. К. Му-салимов, А. А. Прищепа, И. М. Рязанцева, Н. Н. Таранов, И. Н. Туманов и др.).

Осмыслению содержания дошкольного, школьного и высшего художественного образования, выстроенного на основе единения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, посвящены изыскания Е. В. Алексеенко, Л. В. Ершовой, М. С. Жи-рова, П. Н. Магомедовой, Л. В. Неретиной, Г. А. Поровской, И. М. Раджабо-

ва, О. П. Рашидова, Т. Г. Строкова, Т. Я. Шпикаловой и др.

Проблеме рассмотрения интеграционного процесса в высшей школе как основополагающего вектора развития теории интегрированного обучения посвящены работы Н. И. Вьюновой, Р. З. Мустафиной, Т. В. Мухлае-вой, А. В. Непомнящего, А. Н. Нюдюр-магометова и других.

Проведенный анализ педагогической, психологической, философской, литературы свидетельствует о достаточно большом внимании исследователей к процессу интеграции. Однако при этом необходимо отметить недостаточную изученность в педагогической науке влияния факторов и интег-ративных ресурсов образовательного пространства на качество подготовки специалистов декоративно-прикладного творчества в вузах культуры и искусств.

Таким образом, есть основания утверждать, что существует актуальная потребность в научно-теоретическом выявлении феномена интегративного образовательного пространства вуза культуры и искусств в системе профессиональной подготовки специалиста декоративно-прикладного творчества.

В контексте общекультурного и общеобразовательного уровня кризиса педагогического образования в нашей работе осуществлён критический анализ традиционных представлений о сущности, структуре и функциях педагогической деятельности. Последние зачастую сводились к проведению внешнеорганизационных процедур по включению обучаемых в стандартизированные предметно-функциональные формы деятельности, эффективность которых оценивалась по внешним критериям (достижение стандартного результата, «присутствие», «участие», «поведение», затраты регламентированного количества времени и др.), а также к созданию и формальному вы-

Образование в сфере культуры

полнению образовательно-воспитательных программ и «планов мероприятий», независимо от эффективности принятия их субъектами образовательного процесса и др.

Выход из обозначенной кризисной ситуации видится в наметившемся сегодня поступательном развитии системы российского педагогического образования, которое в общенаучном плане характеризуется постепенной сменой образовательной парадигмы. Доминирующая в массовой образовательной практике знаниевая парадигма образования на научно-теоретическом и прикладном уровнях трансформируется в личностно-ориентированные педагогические концепции и соответствующие практико-образовательные системы, в основе которых лежит общая идея о личности как субъекте творческого развития. В смысловом контексте данного парадигмального направления современный специалист декоративно-прикладного творчества должен обладать соответствующей профессиональной компетентностью, позволяющей ему в полной мере приобщать учащихся к миру культуры, способствовать раскрытию их творческого потенциала.

Нами выявлена сущность интегра-тивного образовательного пространства вуза и теоретические основы его проектирования, ведущие детерминанты обеспечения качества профессиональной подготовки специалиста, а также обоснованы организационно-управленческие условия интеграции образовательного пространства вуза.

Проведенный анализ позволил определить образовательное пространство вуза как социально-педагогический феномен, отражающий не только территориальный аспект организации деятельности различных образовательных систем, но и обеспечивающий формирование у будущих специалистов декоративно-прикладного твор-

чества полифункциональных профессиональных знаний в единстве с практическим опытом; способный установить продуктивные отношения и связи в сфере педагогической деятельности; способствующий эффективному восприятию субъектами разнообразных образовательных предложений и профессионально значимого социального опыта, задаваемого образовательным окружением. В рамках настоящего исследования смысловая характеристика понятия «образовательное пространство» акцентирована на том, что оно всегда открыто, «разомкнуто» в жизнь и определяется качеством образовательных услуг вуза, многомерностью и интенсивностью предоставляемой вузом образовательной информации, обеспечивающей условия для определения траектории личностного развития субъектов. Важным концептообра-зующим элементом образовательного пространства вуза является наличие индивидуального, личного «места» для развития и саморазвития субъекта во всех его духовных и культурных ипостасях.

В целом теоретический анализ проблемы исследования позволил дефини-ровать интегративное образовательное пространство педагогического вуза как упорядоченную, целостную, открытую и динамичную систему образовательных элементов, связанных единой оптимальной пространственно-временной, социально обусловленной и научно обоснованной структурой, едиными детерминантами, обеспечивающими интеграционные процессы и качество профессиональной подготовки специалиста декоративно-прикладного творчества.

При этом проектирование интегра-тивного образовательного пространства вуза средствами искусств представляет собой целенаправленную, творческую деятельность по разработке гипотетической модели качествен-

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (36) 2010 г.

ной, открытой образовательной системы, реальной в контексте своего практического осуществления в высшем учебном заведении.

Эффективность функционирования интегративного образовательного пространства вуза зависит от ряда условий и в первую очередь от условий организационно-управленческого характера. Под организационно-управленческими условиями реализации проекта интеграционного образовательного пространства вуза мы понимаем совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических мер (объективных возможностей), обеспечивающих целенаправленную и систематическую координацию действий всех его объектов и субъектов на основе диалогического взаимодействия, объединения их усилий по поэтапной реализации процедуры проектирования с целью достижения интегративного состояния объекта исследования и его функционирования как целостной реальности.

В целом организационно-управленческие условия внедрения проекта реализуются по следующим направлениям:

- общее управление изменениями -определение, согласование, утверждение, принятие к исполнению корректирующих воздействий и координация изменений по всему проекту;

- управление ресурсами - внесение изменений в состав и назначение ресурсов на реализацию проекта;

- управление целями - корректировка целей проекта по результатам процессов анализа;

- управление качеством - разработка мероприятий по устранению причин

неудовлетворительного исполнения.

Проектирование интегративного образовательного пространства вуза средствами искусств осуществляется путем построения системы идеальных моделей: обобщенной базовой модели (модели как образца, вбирающего в себя систему признаков, присущих идеальному эталону) и частных моделей (структурной, функциональной, коммуникативной (взаимодействия субъектов), иерархической).

Под моделью интегративного образовательного пространства вуза понимается условный образ исследуемого объекта, представленного в наглядном виде с описанием структурных компонентов и их функциональных связей, иерархией и установлением отношений между его субъектами.

Обобщенная базовая и частные идеальные модели создавались как гипотетические. Данные модели отображают предмет исследования, способны замещать его и дают новую информацию об исследуемом объекте.

Дальнейшая логика исследования требует тщательного обоснования критериев, показателей, уровней интегра-тивности образовательного пространства вуза средствами искусств (минимально-ограниченный, средне-функциональный и достаточно высокий уровни) и качества профессиональной подготовки специалистов декоративно-прикладного творчества, а также создания эффективной системы внутреннего и внешнего мониторинга обозначенных характеристик. При этом данный мониторинг осуществлялся с помощью соответствующих диагностических методов и методик.

Примечания

1. Национальная доктрина образования в РФ:[постановление Правительства Российской Федерации от 4 окт. 2000г. №751] // Университетская книга. - 2000. - № 11.

2. Онокой Л. С. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования / Л. С. Онокой // Социологические исследования. - 2004. - № 2.

3. Хабермас Ю. Идея университета. Процессы образования / Ю. Хабермас // Alma mater. - 1994. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.