Научная статья на тему 'Индикативное планирование в системе управления'

Индикативное планирование в системе управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1542
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНДИКАТИВНЫЙ ПЛАН / ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулов З.В.

В статье на основе обзора мнений ученых-экономистов о сущности, значении, признаках и функциях индикативного планирования выделены структурные элементы, определяющие его характерные черты. Выявлено, что с переходом от директивного к индикативному планированию нормативы приобретают совершенно иную смысловую нагрузку. В статье разработана блок-схема алгоритма индикативного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индикативное планирование в системе управления»



ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

3. В. КУЛОВ,

соискатель кафедры экономического анализа и аудита E-Mailiinfo@kbsaa.ru Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В. М. Кокова

В статье на основе обзора мненийученых-экономис-тов о сущности, значении, признаках и функциях индикативного планирования выделены структурные элементы, определяющие его характерные черты. Выявлено, что с переходом от директивного к индикативному планированию нормативы приобретают совершенно иную смысловую нагрузку. В статье разработана блок-схема алгоритма индикативного планирования.

Ключевые слова: индикативное планирование, индикативный план, прогноз.

В настоящее время в стране стали применяться различные программы индикативного планирования. Какие бы программы ни разрабатывались, суть у них должна быть одна. Индикативное регулирование — воздействие государства на производство при помощи экономических рычагов. Такими рычагами являются государственные инвестиции, государственное потребление продукции частного и коллективного секторов, государственная налоговая политика, регулирование производства через рынок ссудного капитала и государственное программирование и прогнозирование экономики [2].

В настоящее время ощущается потребность в составлении единого комплексного индикативного плана, охватывающего производственную и непроизводственную сферы и пятилетний горизонт развития. Комплексное индикативное планирование может и не означать усиления вмешательства государства, а упорядочивать его регулирующие функции. Необходимо внедрять современные технологии рыночного регулирования, используемые в западных странах, а также адаптировать к нашим потребностям богатый отечественный опыт и методы планирования, накопленные с 1920-хгг. Внедрение активных технологий индикативного планирования потребует реформы центральных экономических органов управления, наделения их

реальными полномочиями и соответствующими финансовыми ресурсами [4].

При индикативном планировании ряд авторов подразделяют ориентирование субъектов рынка на товарное ориентирование и на использование экономического механизма. Товарное ориентирование в большей мере связано с конъюнктурой рынка, возможными изменениями спроса и предложения, ассортиментом продукции, структурой производства. Как считает В. Самородский, экономический механизм в системе управления через индикативное планирование может быть представлен: гарантированными ценами; ставками кредита или их бюджетной поддержкой для осуществления определенных мероприятий; субсидиями; участием бюджета в страховании; дифференцированными и льготными ставками налогов; таможенными пошлинами [5].

Эта система экономических рычагов должна приниматься один раз в 3—5 лет на федеральном уровне. Рассмотрим индикативный план, предлагаемый В. Самородским. Он состоит из двух разделов.

Первый раздел включает показатели, утверждаемые в качестве задач правительством:

- соотношение динамики цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, т. е. изменение паритета цен;

- уровни процентных ставок по долгосрочным и краткосрочным кредитам;

- объем закупок в федеральный производственный фонд;

- базовый уровень цен на сельскохозяйственную продукцию;

- предельный уровень безработицы.

Второй раздел включает показатели, на которые ориентируется государство при разработке бюджета:

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:

53

- уровень производства сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении, ano важнейшим видам — в натуральных показателях;

- динамика производительности труда;

- рост денежных доходов товаропроизводителей;

- объемы поставок материально-технических ресурсов;

- показатели инвестиционной деятельности и источники ее финансирования;

- экспорт и импорт продукции;

- перечень и основные параметры целевых программ;

- социальные индикаторы.

По мнению А. Серкова [6], рыночным отношениям соответствуют индикативные формы и методы планирования. В то же время он подчеркивает их необязательность. Существенными признаками индикативного планирования, по его мнению, являются:

- рекомендательный, необязательный характер плановых показателей;

- добровольность выбора одного из вариантов предлагаемого решения или неучастие в плановых мероприятиях;

- возможность оформления индикативных плановых показателей в последующем дополнительными соглашениями (договоры, контракты и т.д.).

Объясняется это тем, что субъектами рынка являются самостоятельные товаропроизводители как собственники произведенной продукции и полученного дохода, и что это определяет их особые, паритетные экономические отношения с государством.

Целями индикативного планирования являются:

- формирование системы информации о конъюнктуре внутреннего и мирового рынков, о предлагаемых государством направлениях бюджетных ассигнований для инвестиций или других мероприятий;

- предложение субъектам рынка показателей, составляющих, как правило, основу государственных программ, которые могут их заинтересовать при осуществлении хозяйственной деятельности;

- ориентация товаропроизводителей в вопросах развития новой техники и технологии, использование других достижений научно-технического прогресса [8].

Экономические рычаги воздействия на товаропроизводителя, рынок и покупателя у А. Серкова такие же, как у В. Самородского.

С переходом к индикативному планированию нормативы приобретают совершенно иную смысловую нагрузку.

При директивном планировании нормативы, устанавливаемые сверху, использовались в основном как обязательные инструменты экономического механизма для установления количественных и качественных показателей производства. Это относилось к установлению:

- нормативов себестоимости продукции по статьям затрат;

- нижней границы производительности труда для каждой отрасли;

- нормативов распределения прибыли;

- урожайности сельскохозяйственных культур;

- продуктивности животноводства и т. д.

В последние предреформенные годы назначение нормативов стало несколько изменяться. Они все больше стали использоваться для обоснования потребности в материально-технических, финансовых и трудовых ресурсах, необходимых для обеспечения планируемого объема производства сельскохозяйственной продукции. В этих целях была разработана довольно целостная система норм и нормативов в сельском хозяйстве. Вместе с тем в силу несоизмеримости плановых задач, которые ставились перед сельским хозяйством, и возможным выделением ресурсов такие нормативы также не смогли найти достаточного применения, хотя и служили основанием при разработке планов на всех уровнях.

В рыночной системе отношений экономические нормативы приобретают новое назначение. Их использование возможно по нескольким направлениям:

- для анализа фактического состояния экономики агропромышленного производства на всех уровнях, поскольку нормативы должны отражать нормальные соотношения факторов и результатов деятельности;

- для разработки прогнозов, являющихся необходимым элементом процесса предвидения экономического развития;

- в качестве индикаторов социально-экономических преобразований и развития того или иного сектора экономики;

- для ориентирования товаропроизводителей в выборе вариантов производственно-хозяйственных и социальныхрешений [8]. Государственный заказ предусматривает создание федерального и региональных продовольственных фондов. Если в общем объеме производства

фонд занимает небольшую долю, то закупки в региональные фонды составляют значительную часть от общего объема сельскохозяйственной продукции.

Поставки сельскохозяйственной продукции в федеральный и региональные фонды можно отнести к показателям индикативного плана, так как они не являются обязательными для товаропроизводителей, контракты заключаются на конкурсной основе, что создает возможность выбора закупочными организациями наиболее выгодных вариантов и конкуренцию среди товаропроизводителей.

Система планирования должна развиваться как необходимое условие совершенствования организации производства, более эффективного использования ресурсов, приспособляемости к конъюнктуре рынка благодаря индикативности.

В целом характерными чертами индикативного управления являются следующие важные структурные элементы:

- рекомендательный характер разрабатываемой целевой программы. Индикативный метод соответствует программно-целевому подходу и сочетается с ним;

- определение и обоснование индикаторов плана, т. е. укрупненных, значимых экономических показателей;

- ориентированность, т. е. нацеленность плана на выполнение конкретных социально-экономических программ;

- приоритетность выбора направлений «главного удара», т. е. определение наилучших программ и рекомендуемых действий;

- разработка системы мер по государственному регулированию поддержки и стимулированию разработанной индикативной программы (налоговых и кредитных льгот, таможенных пошлин, экспортных квот и т. п.).

План в экономике — программа деятельности хозяйствующих субъектов, отдельных звеньев системы управления. Различают внутрипроизводственное, региональное, отраслевое, общегосударственное планирование [6]. На микроэкономическом уровне планирование выступает как производственное планирование, а на макроэкономическом уровне является важным элементом системы управления обществом и средством осуществления социально-экономической политики государства. Планирование охватывает разработку плана, его организацию и контроль за выполнением, а индикаторы — указатели, которые отображают изменения параметров контролируемого социально-экономического развития общества.

Индикативное регулирование — воздействие государства на производство при помощи экономических рычагов. Такими рычагами являются государственные инвестиции, государственное потребление продукции частного и коллективного секторов, государственная налоговая политика, регулирование производства через рынок ссудного капитала и государственное программирование и прогнозирование экономики [6].

Разные экономисты дают различные трактовки индикативного плана и прогнозы социально-экономического развития. По мнению Т. Койчумано-ва, индикативное планирование — конкретная разновидность макроэкономического регулирования, общегосударственное индикативное планирование носит прогнозный характер и представляет собой программы, ориентирующие и мобилизующие звенья экономической структуры на выполнение этих программ в национальных интересах [4].

Индикативное планирование следует рассматривать, с одной стороны, как подсистему государственного управления, интегрированную с бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политикой, функциональное назначение которой состоит в разработке и реализации индикативного плана, увязывающего перспективные цели социально-экономического развития с мерами экономического регулирования, закрепленными в программных документах и бюджете страны. С другой стороны, индикативное планирование — это процесс разработки и реализации прогнозов, программ и бюджета, носящих рекомендательный характер и обеспечивающих управляемость экономических процессов посредством координации действий хозяйствующих субъектов и государства и ориентирования хозяйствующих субъектов на достижение целей социально-экономического развития [3].

По мнению А. Серкова, индикативность планирования означает право выбора товаропроизводителями тех направлений и методов своей деятельности, ее результативных показателей, которые для них являются эффективными при действующем экономическом механизме и ситуации, складывающейся на рынке. Рекомендательными и ориентирующими должны быть как количественные, так и качественные производственно-экономические параметры. Разделение функций планирования между государственными органами и субъектами состоит в том, что органы государственного управления принимают плановые решения только в отношении предприятий, находящихся в их собственности, а для остальных они могут быть лишь

рекомендательными. Разграничение функции индикативного планирования по уровням управления предполагает «мягкое» взаимодействие планов на различныхуровнях [6].

Еще одна интерпретация индикативного планирования: экономическое программирование — «индикативное планирование», система регулирования экономики на основе комплексных общехозяйственных программ, отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию социально-экономической политики [1].

В экономической литературе имеются различные подходы к определению основных понятий функции (предназначения) индикативного планирования. Это:

- макропланирование при самостоятельности предприятий;

- ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формулируемых государством;

- обязательные задания для государства и госсектора;

- механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Индикативное планирование можно дефи-

нировать как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, где госрегулирование сочетается с рыночным и нерыночным саморегулированием на основе системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития, включающих общенациональные приоритеты, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. Под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков и т.д.

Рассматривая принципиальные различия понятий «планирование» и «индикативное планирование», следует отметить, что планирование — это итерационный процесс разработки программы деятельности предприятия, организации для достижения поставленных целей при обоснованных ресурсах и в установленные сроки. Основными структурными элементами такого плана являются: обоснование целей, разработка программы, опре-

деление мероприятий, расчет ресурсов, необходимых для выполнения плана.

Этапы традиционного планирования включают анализ, собственно разработку плана с оценкой ресурсов и обоснования мероприятий, реализацию с контролем.

Индикативное планирование отличается, прежде всего, идеологией, основными функциями, определяющими его направляющий и координирующий характер. Индикативное планирование имеет свой объект управления — уровень национальной и региональной экономик. Возможны случаи индикативного планирования отдельных направлений деятельности, реализуемых одним или несколькими экономическими субъектами (например развитие единой энергетической системы). В таких случаях речь идет о направлениях деятельности, имеющих национальное или региональное значение. В системе традиционного планирования обязательным является обоснование необходимых ресурсов, тогда как в рамках индикативного планирования оценкаресурсов является возможным элементом, а необходимым должно быть обоснование системы мероприятий государственного регулирования. Существенное отличие индикативного планирования заключается также в степени детализации разрабатываемых показателей. Индикативный план включает в себя агрегированные направления развития. Наконец, в рамках предприятия (организации) устанавливаются сроки его реализации. В индикативном планировании разрабатываются направления развития без четкой регламентации сроков реализации. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что индикативное планирование — это итерационный процесс разработки направлений развития национальной (региональной) экономики для достижения поставленных целей при научно обоснованных ориентирах и государственных регуляторах их реализации.

На рисунке приведена блок-схема алгоритма индикативного планирования. Сущность первого этапа заключается в том, что на основе предшествующих анализа и диагностики внутренней и внешней среды, определения (пересмотра) миссии и выбора стратегии развития определяются критерии и необходимые социально-экономические индикаторы с соответствующими нормативами. На втором этапе разрабатываются варианты плана, осуществляется их оценка, при необходимости проводится расчет необходимых ресурсов.

Третий этап индикативного управления заключается в разработке системы мероприятий и госу-

Конец ^^^^

! Возможно

Блок-схема алгоритма индикативного планирования

дарственных (региональных) регуляторов выполнения планов.

Этот этап включает систему государственной поддержки льготного инвестирования, стимулирующего налогообложение, протекционистской политики тарифов, пошлин и других мер.

Сущность четвертого этапа заключается в реализации выработанной программы с контролем за выполнением намеченных | мероприятий. На основе простой | итерации (возврата к пересмотру у концепции и цели проблемы в I зависимости от изменившейся

о

б ситуации) или сложной (возврата к какому-либо этапу индикативного планирования) осуществляется необходимая обратная связь. Значимость этого момента определяется и тем обстоятельством, что лучшие результаты действенности индикативного планирования будут получены в случаях так называемого скользящего подхода. Сущность его заключается в том, что план является не одноразовым документом для исполнения, а представляет собой ежегодно уточняющийся инструмент управления. Использование механизмов индикативного планирования должно опираться на апробированные мировой и отечественной практикой инструменты государственного регулирования.

Список литературы

1. Бондаренко А. Г. Пищевая промышленность: итоги, проблемы, перспективы // Пищевая промышленность, 1999. № 5.

2. Виханский О. С., НаумовА. И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1998.

3. Даурова З.М. Формирование системы регионального индикативного планирования (на примере РеспубликиАдыгея): дис. на... канд. экон. наук. Краснодар: КГТУ, 2000.

4. Койчуманов Т. Индикативный план и прогноз социально-экономического развития // Общество и экономика, 1999. №7,8.

5. Самородский В. Необходимая функция управления агропроизводством // Экономика сельского хозяйства, 1999. № 4.

6. СерковА. Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве М.: Информагробизнес, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.