Научная статья на тему 'Импортозамещение как основной инструмент развития экономики России'

Импортозамещение как основной инструмент развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3704
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / РОССИЯ / RUSSIA / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / РЕГИОН / REGION / ПОЛИТИКА / POLICY / РЕАЛИЗАЦИЯ / IMPLEMENTATION / ЦЕЛЬ / PURPOSE / РЕЗУЛЬТАТ / RESULT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алёхина Татьяна Алексеевна, Захаркина Наталья Владимировна

Цель. Статья посвящена актуальной проблеме, решение которой позволит изменить существующий инструментарий оценки программы по импортозамещению в России. Целью данного исследования является анализ практики применения аспектов импортозамещения на уровне регионов и в стране в целом, а также определение задач, ожидаемых результатов к 2020 году. Предметом исследования являются возможности и ограничения реализации политики импортозамещения как метода стабилизации экономики. Авторами определены основные проблемы импортозамещения во всех отраслях экономики страны, а также сделаны выводы и разработаны предложения по решению данных проблем. Метод. При написании статьи применялись общенаучные методы познания и методы экспериментально -теоретического уровня, которые позволили определить цели, проблематику, ожидаемые результаты политики импортозамещения и методы их достижения, а также выделить наиболее важные инструменты поддержки проектов импортозамещения. Результат. Результаты исследования направлены на реализацию политики импортозамещения в наиболее перспективных отраслях экономики. Научная новизна исследования состоит в постановке, теоретическом обосновании и разрешении комплекса вопросов, сопряженных: с систематизацией существующего инструментария поддержки политики импортозамещения; с проблематикой выбора инструментария и адаптации к российским реалиям. Рекомендации, содержащиеся в статье, о значимости реализации импортозамещения, которые охарактеризованы различными примерами, адаптированными к российским условиям, могут представлять практический интерес для экономики всех регионов и страны в целом. Вывод. Разработанные положения могут быть использованы при формировании и осуществлении эффективной политики импортозамещения, учитывая все особенности и проблемы ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION AS A BASIC DEVELOPMENT TOOL OF THE RUSSIAN ECONOMY

Objectives The article is devoted to a highly topical issue, the solution of which will allow the existing toolkit for evaluating the import substitution programme in Russia to be improved. The aim of the study was to analyse the practice of applying aspects of import substitution at the regional and country level, as well as to define the objectives and expected results by 2020. The subject of the study consisted in the potentialities and limitations of implementing the import substitution policy as a means of stabilising the economy. The main problems of import substitution in all sectors of the country's economy were identified, conclusions drawn up and proposals developed to address these problems. Methods When writing the article, general scientific cognitive approaches were used in conjunction with experimental and theoretical methods to define goals, problems and expected results of import substitution policies and methods for their achievement, as well as to highlight the most important tools for supporting import substitution projects. Results The detailed results of the research are made available for supporting the implementation of the import substitution policy in the most promising sectors of the economy. The scientific novelty of the research consists in the formulation, theoretical substantiation and resolution of a set of issues related to the systematisation of existing instruments for supporting the policy of import substitution as well as with the problems of the choice of methodological tools and adaptation to Russian realities. The recommendations on the importance of import substitution contained in the article, which are characterised by various examples adapted to Russian conditions, may be of practical interest to the economy of all regions as well as the country as a whole. Conclusion The developed provisions can be used in the formation and implementation of an effective import substitution policy, taking into account all the specifics and problems of implementation.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение как основной инструмент развития экономики России»

Для цитирования: Алёхина Т.А., Захаркина Н.В. Импортозамещение как основной инструмент развития экономики России. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2018; 45 (1): 223-235. D0I:10.21822/2073-6185-2018-45-1-223-235

For citation: Alyokhina T.A., Zakharkina N.V. Import substitution as a basic development tool of the Russian economy. Herald of Daghestan State Technical University. Technical Sciences. 2018; 45 (1): 223-235. (In Russ.) DOI: 10.21822/2073-6185-2018-45-1-223-235

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК:338.2

DOI: 10.21822/2073-6185-2018-45-1-223-235

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Алёхина Т.А.1, Захаркина Н.В.2

1-2

' Орловский государственный университет экономики и торговли,

1-2302028, г. Орел, ул. Октябрьская, 12, Россия,

1 2

e-mail: tat.alehina@mail.ru, e-mail:natashazaharkina@mail. ru

Резюме: Цель. Статья посвящена актуальной проблеме, решение которой позволит изменить существующий инструментарий оценки программы по импортозамещению в России. Целью данного исследования является анализ практики применения аспектов импортоза-мещения на уровне регионов и в стране в целом, а также определение задач, ожидаемых результатов к 2020 году. Предметом исследования являются возможности и ограничения реализации политики импортозамещения как метода стабилизации экономики. Авторами определены основные проблемы импортозамещения во всех отраслях экономики страны, а также сделаны выводы и разработаны предложения по решению данных проблем. Метод. При написании статьи применялись общенаучные методы познания и методы экспериментально -теоретического уровня, которые позволили определить цели, проблематику, ожидаемые результаты политики импортозамещения и методы их достижения, а также выделить наиболее важные инструменты поддержки проектов импортозамещения. Результат. Результаты исследования направлены на реализацию политики импортозамещения в наиболее перспективных отраслях экономики. Научная новизна исследования состоит в постановке, теоретическом обосновании и разрешении комплекса вопросов, сопряженных: с систематизацией существующего инструментария поддержки политики импортозамещения; с проблематикой выбора инструментария и адаптации к российским реалиям. Рекомендации, содержащиеся в статье, о значимости реализации импортозамещения, которые охарактеризованы различными примерами, адаптированными к российским условиям, могут представлять практический интерес для экономики всех регионов и страны в целом. Вывод. Разработанные положения могут быть использованы при формировании и осуществлении эффективной политики импортозамещения, учитывая все особенности и проблемы ее реализации.

Ключевые слова: импортозамещение, Россия, экономика, регион, политика, реализация, цель, результат

ECONOMIC SCIENCE

IMPORT SUBSTITUTION AS A BASIC DEVELOPMENT TOOL OF THE RUSSIAN

ECONOMY

1-2

1

1-2

1 2 Tatyana A. Alyokhina , Natalya V. Zakharkina

1'2Orel State University of Economy and Trade,

1'212 Oktyabr'skaya Str., Orel 302028, Russia,

1 2

e-mail: tat.alehina@mail.ru, e-mail: natashazaharkina@mail.ru

2

Abstract Objectives The article is devoted to a highly topical issue, the solution of which will allow the existing toolkit for evaluating the import substitution programme in Russia to be improved. The aim of the study was to analyse the practice of applying aspects of import substitution at the regional and country level, as well as to define the objectives and expected results by 2020. The subject of the study consisted in the potentialities and limitations of implementing the import substitution policy as a means of stabilising the economy. The main problems of import substitution in all sectors of the country's economy were identified, conclusions drawn up and proposals developed to address these problems. Methods When writing the article, general scientific cognitive approaches were used in conjunction with experimental and theoretical methods to define goals, problems and expected results of import substitution policies and methods for their achievement, as well as to highlight the most important tools for supporting import substitution projects. Results The detailed results of the research are made available for supporting the implementation of the import substitution policy in the most promising sectors of the economy. The scientific novelty of the research consists in the formulation, theoretical substantiation and resolution of a set of issues related to the systematisation of existing instruments for supporting the policy of import substitution as well as with the problems of the choice of methodological tools and adaptation to Russian realities. The recommendations on the importance of import substitution contained in the article, which are characterised by various examples adapted to Russian conditions, may be ofpractical interest to the economy of all regions as well as the country as a whole. Conclusion The developed provisions can be used in the formation and implementation of an effective import substitution policy, taking into account all the specifics and problems of implementation.

Keywords: import substitution, Russia, economy, region, policy, implementation, purpose, result

Введение. Как правило, термин «импортозамещение» применяют к различным странам или экономическим субъектам, которые по ряду причин решили в кратчайшие сроки снизить объем поступающей в государство импортной продукции. Чтобы создать эффективное им-портозамещение, страны, как правило, увеличивают производственные объемы, развивают прибыльные отрасли. Термин «импортозамещение» также можно использовать в отношении, как предприятий, так и отраслей.

Импортозамещение в России - это то, чему уделяют в данный момент особое внимание и стараются наиболее полно заменить импортные товары отечественными, теми, что произведены на территории нашей страны.

Развитие импортозамещения в России пришлось на 2014 год. Тогда против нашей страны западные государства ввели санкции. С 4 августа 2015 года началось создание правительственных комиссий по импортозамещению в России. Велось создание пакета нормативных актов, направленных на поддержку государством российского производителя [1-2].

Сейчас экономика в стране переживает не лучшие времена, поскольку наблюдается серьезный структурный кризис. Данная ситуация возникла в 2012 году, когда нефть серьезно упала в цене, а вместе с ней снизился и российский рубль. Со стороны российского правительства были предприняты попытки увеличить внутреннее производство, началось составление плана импортозамещения в России, чтобы без особых потерь пережить кризисный период.

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. Том 45, №1, 2018 Heraldof Daghestan State Technical University.TechnicalSciences. Vol.45, No.1, 2018 _http://vestnik.dgtu.ru/ISSN (Print) 2073-6185 ISSN (On-line) 2542-095Х_

Экономика любого государства, как правило, направлена на создание добавленной стоимости. Ранее Россия шла к желаемому результату, используя разные методы, однако не всегда достигала успеха. Если вспомнить самый удачный пример политики локализации, можно сказать о продвижении российского автопроизводства [8].

В начале 2000-х годов наша страна снизила таможенные пошлины на ввозимый авто-пром, поставив условие, что импортеры переведут часть производственных объемов в Россию. Государство подписало инвестиционные контракты, в которых были указаны определенные обязательства. Обычно сторона, производящая продукцию или услугу, обещает увеличение местной добавочной стоимости при условии выпуска товаров ежегодно в указанном объеме. При этом российское правительство использует нулевую пошлину на продукцию, необходимую для производственного процесса. Такими льготами сегодня пользуются почти все отрасли автомобильной промышленности.

С тех пор как Россия вступила в ВТО, льготная система должна была закончиться, поскольку постепенно таможенные барьеры стерлись бы. Кроме того, дестабилизация всей системы стимулирования произошла и в связи с тем, что обвалился российский рубль. Сейчас необходимо, чтобы отечественные и зарубежные производители пришли к общему соглашению, укрепив свои торгово-экономические отношения.

Если рассматривать отрасль сельского хозяйства РФ, то здесь выбраны иные методы. Россией было введено эмбарго, закрыт практически весь рынок продовольственных товаров, поступающих из других стан. Эти меры были приняты в связи с экономическими санкциями США и Евросоюза. При этом Россией были осуществлены масштабные меры относительно собственной сельскохозяйственной отрасли. Сегодня можно с уверенностью сказать, что, несмотря на экономический кризис, отрасли пищевой промышленности и сельского хозяйства стремительно растут и развиваются.

В вопросе импортозамещения появились нововведения, касающиеся зарубежных поставщиков, которые реализуют на отечественном рынке свою продукцию. Принятые меры являются потенциально опасными для них с финансовой точки зрения.

В связи с вступлением в силу закона о промышленной политике в РФ (N 488-Ф от 31 декабря 2014 г.) был отменен ряд принципов госзакупок, принятых ранее. Если до этого у отечественных и зарубежных товаров были равные условия конкуренции, то в настоящий момент российский рынок ставит на первое место свою продукцию. Это может нанести значительный материальный урон зарубежным участникам, не имеющим на территории России налаженного производства [10].

Постановка задачи. В данной статье целесообразно отметить, что импортозамещение в России характеризуют с нескольких сторон, если учесть, что основная его цель - обеспечить экономическую безопасность страны. Импортозамещение в России ставит перед собой определенные задачи, главные из которых:

- придание отечественной экономике устойчивых конкурентоспособных преимуществ;

- повышение качества отечественной экономики в вопросе производства товаров для международного рынка по мировым стандартам;

- защита и развитие отечественных производителей;

- работа по ограничению деятельности государств-экспортеров на внутреннем рынке;

- беспрепятственное получение запчастей, материалов, сырья импортного производства. При импортозамещении государство или вытесняет, или замещает зарубежные товары

на российском рынке. Такую политику ведут, чтобы повысить национальную и экономическую безопасность государства. Здесь можно сказать о двух направлениях.

1. Ситуации, когда в отношении отечественных экономических отраслей вводятся импортные протекционистские барьеры для снижения конкуренции с иностранными поставщиками и создания благоприятной среды для развития импортозамещения в России;

2. Ситуации, когда к отраслям отечественного производства, которые выпускают товары импортозамещения в России и конкурируют с западными аналогами, применяют косвенные и прямые субсидии, чтобы увеличить уровень конкурентоспособности нацио-

нальной продукции и добиться сокращения импорта [11].

Нередко эти направления используют вместе. Например, чтобы развить машиностроительную отрасль, страна на 20 % повышает сумму таможенных пошлин на ввоз в Россию автомобилей зарубежного производства, а также оборудования, чтобы снизить объем иностранных товаров в машиностроительной отрасли.

Вместе с тем часто используют льготное налогообложение на определенный промежуток времени для машиностроительной отрасли, а также различные льготы для компаний, занимающихся выпуском соответствующей продукции. Такие меры приводят к снижению издержек в отечественном производстве, дают возможность вступать в борьбу с зарубежными конкурентами и достигать в ней успеха. Как правило, когда внутреннее производство растет и укрепляется, политику импортозамещения постепенно перестают вести.

Метод исследования. Реализация поставленных задач основывается на общенаучных методах познания и методах экспериментально-теоретического уровня, которые позволяют определить проблематику, ожидаемые результаты политики импортозамещения и методы их достижения, а также выделить наиболее важные инструменты поддержки проектов импортоза-мещения.

В современном российском государстве применяют инструменты, позволяющие реали-зовывать импортозамещающую политику. Речь, в частности, идет о введении высоких пошлин; о формировании перечня продукции, запрещенную к ввозу; о квотировании и лицензировании; об административном и экономическом стимулировании организации совместного производственного процесса.

Можно сказать, что в настоящее время мы не готовы к полному импортозамещению в России, поскольку стратегическая конкурентоспособность экономики является недостаточной. Требуется перейти к использованию инновационной модели экономического развития, а на это, как считают аналитики, уйдет порядка двадцати лет [12].

Таким образом, сегодня в товарной структуре отечественного импорта должны присутствовать различные элементы развития. Речь идет о всевозможных ноу-хау, патентах, технологическом оборудовании. Товарам, выпущенным с использованием этих параметров, необходимо обеспечить хорошие условия существования и продвижения на внутреннем рынке.

Немало важную роль играют инструменты поддержки проектов импортозамещения (рис.1).

Среди наиболее эффективных и мощных инструментов для стимулирования производственного, любого политического и экономического процесса можно выделить государственный заказ. В данный момент именно этим инструментом пользуются прогрессивные государства в мире.

Обсуждение результатов. В нашей стране государство инициировало массовое им-портозамещение, а потому выступает в качестве активного и крупного закупщика. Импортоза-мещение в России в государственных закупках регулируется государственным правом, которое закреплено в Законе о системе контрактов. Согласно ему у нашей страны есть возможность в любой момент наложить ограничения на импорт любых услуг и продукции.

Существует постановление Российского Правительства от 24 декабря 2013 года об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, поставляемых из-за рубежа, для обеспечения обороны и безопасности страны (ред. от 18.07.2016). Действие документа понятно. В нем сказано о том, что Россия может закупать различное импортное оборудование, но только в том случае, если в стране отсутствуют аналоги. Даже если аналоги в стране есть, закупку можно осуществить в соответствии с Постановлением, но лишь при условии проведения дополнительных проверок.

Есть также Постановление Правительства от 14 июля 2014 года (ред. от 09.06.2016), где сказано о запрете на допуск отдельных типов продукции в машиностроительной отрасли, поставляемой из-за рубежа для обеспечения нужд муниципального и государственного характера. Логика документа проста. На закупки продукции за рубежом наложен запрет. При этом не важно, есть ли в России соответствующие аналоги. Если необходимый продукт имеется в спис-

ке Постановления, можно осуществить закупку на территории России или таких стран, как Белоруссия, Армения, Казахстан. Если же продукции в списке нет, в соответствии с политикой импортозамещения государство может провести проверки [6].

Субсидирование процентных

ставок по кредитам

Субсидирование части затрат на НИОКР

Финансирование из средств институтов развития

Обеспечение государственных гарантий

Специальные инвест-контракты

Обеспечение благоприятных условий предоставления заемных средств на реализацию проектов в сфере импортоза-мещения

Стимулирование инновационной

активности промышленных предприятий

Обеспечение доступности заемного финансирования для осуществления проектов импортозаме-щения

Прямое финансирование наиболее приоритетных перспективных проектов

Обеспечение реализации крупных инвестиционных проектов

Требуется корректировка действующих инструментов (постановлений Правительства России, государственных программ) в части порядка и условий предоставления субсидий

Необходима организация взаимодействия с институтами развития, формирование целепола-гания на осуществление им-портозамещения

В развитие ФЗ «О промышленной политике» должны быть разработаны и приняты соответствующие подзаконные правовые акты

С учетом необходимости формирования сбалансированной системы поддержки проектов в сфере им-портозамещения, требуется продолжить работу по совершенствованию действующих и созданию новых инструментов государственной поддержки промышленного развития

Рис.1. Инструменты поддержки проектов импортозамещения Fig.1. Support tools for import substitution projects

Надо сказать и о Постановлении Правительства от 11 августа 2014 года (ред. от 17.02.2016), в соответствии с которым установлен запрет на допуск продукции в сфере легкой промышленности, поступающей из-за рубежа, для осуществления закупок, удовлетворяющих федеральные нужды. Начало действия Постановления - 1 сентября 2014 года. С этого дня действует запрет на импорт всей продукции из списка. В документе есть две части, первая из которых говорит о запрете на допуск зарубежных продуктов легкой промышленности, а вторая - о дополнительных требованиях к тем, кто закупает соответствующие товары импортозамещения в России. Постановления отличаются друг от друга тем, что в соответствии с первой частью учитываются лишь государственные заказчики на федеральном уровне, а в соответствии со второй - другие участники программы [13].

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. Том 45, №1, 2018 Heraldof Daghestan State Technical University.TechnicalSciences. Vol.45, No.1, 2018 _http://vestnik.dstu.ru/ISSN (Print) 2073-6185 ISSN (On-line) 2542-095Х_

Также существует Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 года (ред. от 02.06.2015, от 22.04.2016), где говорится об ограничениях допуска отдельных видов продукции медицинского типа, поступающих из-за рубежа, для закупки в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Ограничение работает просто. Если, когда выполняется заявка по закупкам, в торгах присутствуют конкуренты (это могут быть как производители, так и импортеры), то фирмы с иностранными предложениями не участвуют в сделках, так как им не дают допуска. При этом в перечне Постановления есть данные о производителях в сфере медицины и фармацевтики.

Чтобы выпускать товары импортозамещения в России, государство делает ставку в том числе на предпринимателей, работающих в среднем и малом бизнесе. Чтобы их поддерживать, российское правительство занимается разработкой ряда программ, основные и наиболее востребованные из которых - это, к примеру, программа по импортозамещению в сельскохозяйственной отрасли, предусматривающая субсидирование расходов на покупку специализированной и необходимой для данной отрасли техники.

Когда отечественные фермеры получают возможность покупать все требуемое для производственного процесса с 25-30 %-ной скидкой, борьба с иностранными фирмами и масштабными компаниями-аграриями становится равной. Не стоит забывать и об эффективных инструментах, позволяющих поддерживать малое предпринимательство. Здесь следует сказать о федеральных и региональных фондах по кредитованию, позволяющих выходить на новые уровни и увеличивать квоты для бизнеса до 15 % в госзакупках.

Предпринимая ответные действия на введение санкций со стороны Запада, наша страна полностью запретила ввоз товаров из таких стран, как США, Норвегия, Канада, Австралия, государств Евросоюза. Помимо этого, чтобы добиться более эффективного импортозамещения в России в санкционной обстановке, потребовалось немного откорректировать ставки по таможенным пошлинам и всю систему государственных закупок [11].

Когда Россия предприняла эти действия, малому и среднему бизнесу предоставили новые возможности для развития импортозамещения в России, так как предприниматели смогли попробовать свои силы на освободившейся части рынка. У малого и среднего бизнеса в России есть все шансы выйти на новый уровень, поскольку перечень продукции, запрещенной к ввозу на территорию нашей страны, очень и очень обширен.

Большие шансы на успех есть и у предпринимателей, занимающихся производством строительных и ремонтных материалов. Те, кто выпускает сухие строительные смеси, добавки в бетон, краски, грунтовки, гидроизоляцию, получает дополнительные возможности для роста. Если компания является партнером какой-либо масштабной организации, занимающейся разработкой инновационного проекта, у нее есть перспективы проводить диагностирование, апробацию и рекламу образцов новых продуктов.

Отдельно следует сказать о ряде отраслей в сельском хозяйстве. Производители мяса (свинины и говядины), молочных продуктов и сыра, животных жиров, яблок, овощей и других фруктов получают дополнительные привилегии и имеют большие перспективы развития в им-портозамещении в России. Самое выгодное положение в данный момент - у предпринимателей южных и центральных российских регионов (Волгоградская, Астраханская область, Краснодарский край) - словом, областей, на территории которых природа наиболее благоприятна для развития сельского хозяйства [3].

Российское правительство задумалось о развитии сельского хозяйства и безопасности в данной сфере еще в 2012 году. Одним из ключевых вопросов в рамках государственной программы развития сельхозотрасли на 2013-2020 годы стало импортозамещение в России. Но в связи с введением санкций со стороны Запада Правительство вынуждено было взглянуть на данный вопрос шире и задуматься о формировании масштабной программы, которая охватила бы множество сфер импортозамещения в России.

При этом в рамках правительственного плана импортозамещения в России была выпущена Госпрограмма № 320 о развитии промышленной сферы и повышении уровня конкурентоспособности в ней, а далее - и другие акты законодательства, основной задачей которых яви-

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. Том 45, №1, 2018 Herald of Daghestan State Technical University.Technical Sciences. Vol.45, No.1, 2018 _http://vestnik.dstu.ru/ISSN (Print) 2073-6185 ISSN (On-line) 2542-095Х_

лось формирование более четкой позиции государства в импортозамещении в России. Рассмотрим все документы подробнее.

Создание Госпрограммы № 320 о развитии промышленности и повышении уровня ее конкурентоспособности от 15 апреля 2014 года велось с целью регламентирования процессов развития в производственной сфере в России. Государственная программа дает информацию о том, как нужно грамотно распределять финансовые ресурсы, в которых нуждается отечественная промышленность для своего роста [4-5].

Очень важен следующий момент: в этом документе сказано о правовой стороне импортозамещения в России. При этом в нем нет сведений о том, что конкретно нужно делать, чтобы реализовать импортозамещение в России. В основу Госпрограммы положен перечень задач и целей, а также критериев успешности достижения успеха, сказано об исполнителях, ответственных за процесс, и тех, кто наблюдает за ним. Цели импортозамещения в России:

1) создание сбалансированного промышленного производства в стране с отличными конкурентными качествами;

2) разработка и применение передовых технологий в импортозамещении промышленности в России;

3) создание индустрии, целью которой является обоснование на новых рынках инновационных товаров импортозамещения в России.

Ожидаемые результаты импортозамещения в России к 2020 году:

1. Развитие инфраструктуры, которая позволила бы продуктивно работать различным инновационным производствам.

2. Формирование и достижение качественной системы, направленной на поддержку спроса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Создание новых квалифицированных рабочих мест.

4. Окончательная модернизация технологической базы.

5. Улучшение эффективности на производствах для достижения высокого конкурентного качества продукции на мировом рынке.

6. Завершение разработки технических регламентов и национальных стандартов для устранения преград в торговой сфере импортозамещения в России.

7. Увеличение количества запатентованных технологий, разработанных с применением мировых стандартов и успешно внедренных в практическую деятельность [7]. Методы достижения результатов:

1. Создание условий для вывода на рынок инновационных товаров импортозамещения в России, устранение регуляторных барьеров.

2. Создание инновационной инфраструктуры для развития новых сфер торговли.

3. Фокусирование государства на вопросе стимулирования возрастания спроса в потребительской отрасли.

4. Стимулирование конкурентных свойств, проведение исследований в промышленной отрасли с опорой на сектор инвестиций.

5. Сохранение текущих позиций в отрасли метрологических измерений, создание системы технического регулирования.

Методы измерения достигнутых результатов:

1. Показатели индекса производства в промышленной отрасли к предыдущему году.

2. Расходы на применение технологических инноваций в общем количестве отгруженной продукции.

3. Процент компаний в сфере промышленности, которые работают с организационными, маркетинговыми и технологическими инновациями, в общем количестве исследованных компаний.

4. Вывоз высокотехнологичной продукции российского производства.

5. Расходы на проведение исследований и разработок из внебюджетных и бюджетных средств.

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. Том 45, №1, 2018 Heraldof Daghestan State Technical University.TechnicalSciences. Vol.45, No.1, 2018 _http://vestnik.dgtu.ru/ISSN (Print) 2073-6185 ISSN (On-line) 2542-095Х_

Сделаем прогноз, каким же будет импортозамещение в России в 2018 году. В течение 2017 года показатели импортозамещения в России находились в пределах 30 %. Это значит, что все услуги и продукция российского производства вместе составляют лишь 30 %. Закупка всего остального товара происходит за границей. В конце 2017 года показатель стал ниже, но не благодаря увеличению выпуска отечественной продукции, а вследствие уменьшения импорта, из-за чего в России и образуется дефицит [9-10].

Аналитики считают, что среди наиболее перспективных отраслей импортозамещения на сегодняшний день можно выделить:

- производство танков - согласно полученным данным показатели по импорту составляют

свыше 90 %;

- отрасль тяжелого машиностроения;

- производство текстильной продукции;

- сферу электронной промышленности;

- медицину и фармацевтику [22].

Достичь результативного импортозамещения в России в вышеперечисленных сферах можно, если производительные мощности будут высокими [20-22]. Кроме того, необходимо создать предприятия и компании с хорошими конкурентоспособными качествами, способными разрабатывать качественную продукцию и вести грамотное ценообразование. Далее объем импорта может быть снижен за счет развития новых технологий, и этот процесс должен быть отрегулирован и простимулирован.

Минпромторг РФ считает, что, если грамотно вести политику по импортозамещению в России, к 2020 году можно достичь снижения импорта в ряде различных отраслей с 90 % до 50 % [21]. Применительно к некоторым сферам импортозамещения в России показатели вполне могут быть более высокими.

Надо отметить, что введение санкций стало не угрожающим российской экономике фактором, а скорее стимулом к развитию импортозамещения в России. Российское правительство отреагировало на действия Запада, введя запрет на ввоз ряда продуктов из стран Евросоюза и США. На законодательном уровне оказались недопустимыми поставки мяса коров и другого крупного скота, рыбы, птицы, свинины, некоторых ракообразных, сыра, колбасы, фруктов и овощей. Как следствие - аграрии смогли наиболее полно проявить себя и добиться высоких показателей в работе [11].

Основные направления импортозамещения в России в отрасли сельского хозяйства - селекция коров (применяется трансплантация эмбрионов), выращивание и выпуск семян, садоводческая и овощеводческая деятельность, а также рыбопереработка. Средний и малый бизнес также получил возможность реализовать себя, поскольку избавился от западных конкурентов.

По мнению экспертов, все шансы на успешное развитие импортозамещения в России есть у малого и среднего бизнеса. Данные отрасли импортозамещения в России могут продуктивно работать в тех регионах, где уровень конкуренции минимален. Так, к примеру, те, кто производят продукты, стали работать с большим энтузиазмом благодаря возможности размещать свои товары в супермаркетах - их владельцы быстрее идут навстречу предпринимателям, нежели раньше.

Возникает вопрос - способны ли мелкие фирмы к обеспечению необходимого объема и качества товаров импортозамещения в России? [3]. По предположениям у крупного бизнеса появится желание наладить сотрудничество с малыми фирмами. Однако ситуацию нужно оценивать объективно. Если рассматривать среднее и малое предпринимательство, здесь наблюдаются более низкие показатели производства труда. Что касается качества, оно не всегда находится в соответствии со стандартами. Здесь присутствуют небольшие производственные объемы, что также важно.

Свыше 80 % работающих в данный момент компаний представляют собой не очень большие организации, которые можно отнести к малому бизнесу. Следует в сжатые сроки позаботиться о создании благоприятных условий для развития небольших компаний и оказывать им помощь на федеральном уровне.

В данной статье рассмотрим направления оптимизации программы импортозамещения на региональном уровне (на примере Орловской области) (рис. 2).

Направления оптимизации программы импортозамещения на региональном уровне

Формирование перечня видов продукции, производство которой способствует снижению зависимости отраслей экономики региона от поставок импортной продукции

Формирование перечня приоритетных инвестиционных проектов в сфере промышленности, содействующих импортозамещению

Сопровождение инвестиционных проектов, направленных на организацию импортозамещения в режиме «одного окна»

Реализация комплекса мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, направленных, в том числе, на содействие импортоза-мещению

Рис. 2. Направления оптимизации программы импортозамещения на региональном уровне Fig. 2. The directions of optimization of the import substitution program at the regional level

Что касается Орловской области, то импортозамещение в данном регионе идет по двум направлениям: в сельском хозяйстве и в промышленности.

Орловскими властями разработан план мероприятий по содействию импортозамещению в регионе на 2016-2020 годы.

Поддержку получат инвестиционные проекты заводов «Ливгидромаш», «Протон-электротекс», группы компаний «Протон», Мценского литейного завода, заводов «Коммаш», «Орелкомпрессормаш», «Ливнынасос», «Стеклопак» и завода имени Медведева.

Среди инструментов, которыми будут создавать аналоги зарубежных продуктов называют: субсидии на компенсацию части затрат на проведение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ (по данному направлению поддержка оказывается АО «Протон»); программу поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования (поддержку получает ООО «СтеМал»); специальный инвестиционный контракт.

По состоянию на конец 2015 года в Минпромторг России поступило 13 заявлений о заключении специальных инвестиционных контрактов с суммарным объемом частных инвестиций 265 млрд. рублей. 21 июня 2016 года межведомственной комиссией по заключению специальных инвестиционных контрактов Министерства вынесено положительное заключение о подписании специнвестконтракта с группой компаний «ГМС», в которую входит АО «ГМС Ливгидромаш». В результате осуществления проекта будет организован выпуск продукции отечественного производства взамен аналогичной продукции ведущих иностранных произво-

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. Том 45, №1, 2018 Heraldof Daghestan State Technical University.TechnicalSciences. Vol.45, No.1, 2018 _http://vestnik.dgtu.ru/ISSN (Print) 2073-6185 ISSN (On-line) 2542-095Х_

дителей.

Также организовано взаимодействие с ПАО «Газпром» по программе импортозамеще-ния. Сейчас уже 5 предприятий Орловской области осуществляют поставки импортозамещающей продукции в ПАО «Газпром». Ведется работа по расширению географии орловских поставщиков компании.

Далее необходимо проанализировать проблемы импортозамещения, которые существуют в России сегодня. Россия зависит от иностранных технологий, цены на которые очень высоки. Это основная проблема, из-за которой достаточно сложно повысить качество и увеличить объемы выпуска продукции. Также затруднительно осуществление программы, разработанной Правительством РФ. Приведем примеры наиболее проблемных вопросов.

Минпромторг России, оценив продукцию для импорта, пришел к выводу, что вычислительная техника и оборудование телекоммуникаций имеют высокий спрос, благодаря чему произошел стремительный рост их стоимости. Это говорит о положительном эффекте в деле выпуска товаров импортозамещения в России. В настоящий момент отечественные компании готовятся к разработке аналогов в сфере радиоэлектроники. Но высокая стоимость запчастей, приобретаемых в других странах, предполагает возможный низкий спрос. В этом остается надеяться только на государственный сектор [21].

Нефтегазовая отрасль показывает, насколько зависима наша страна от иностранных технологий. Так как нефтегазовая отрасль развивается медленными темпами, становится понятно, почему компании пренебрегают отечественными разработками. Поэтому мы делаем вывод, что быстрого изменения этих процессов не произойдет.

Одной из главных проблем является также вложение средств в не вполне современные технологии. Из-за этого российская экономика развивается медленнее. Использование зарубежных технологий и производств предполагает уже завершенный цикл продукта на мировом рынке. Для западных компаний лучшим способом развития своего бизнеса является приобретение производства, отвечающего всем мировым тенденциям, а не попытка инвестирования в усовершенствование предприятия. Надежность в этом отношении можно отнести к совместным предприятиям, позволяющим встраивание в мировые производственно-технологические цепочки, для которых модернизированные производства и продвижение на мировом рынке, выпуск конкурентоспособной продукции являются главными задачами.

По мнению экспертов, основными препятствиями для экспорта, решения проблем с им-портозамещением в России и для роста конкурентоспособности предприятия являются [14-19]:

1. Отсутствие поддержки государства в создании проекта для экспорта за рубеж, благодаря чему стимуляция производства товаров для экспорта и импорта не производится в нужной мере, приводя к малоэффективности.

2. Трудный доступ к существующим мерам государственной поддержки и недостаточная подготовленность предприятия.

3. Неспособность продвигать продукцию для экспорта в России (сырье, материалы комплектующие, запасные части систем и т. д.).

4. Трудности кредитования в производстве и экспорте, противоречия в характере государственной политики о кредитовании реальных секторов в экономики России.

5. Отсутствие достаточного опыта для успешности в сфере внешних экономических деятельностей у большей части предприятий в отрасли машиностроения на фоне чрезмерных формальностей, разрешительных и таможенных процедур, неспособности получать информацию (о рыночных конъюнктурах, о возможных сотрудниках, об ограничении импортозамещения в России и т. д.).

6. Слабость в стимулировании предприятий, работающих в научных и инновационных сферах, неполное осознание того, как важны патент, обеспечение защиты авторских прав при экспорте продукции.

7. Пассивность в работе над увеличением числа присутствующей отечественной продукции на рынках развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

8. Нехватка профессионально обученных сотрудников в различных сферах, подготовка

которых требует от 8 до 11 лет (с учетом получения высшего специального образования и практики в высокотехнологичных научно-производственных учреждениях)

[4].

Вывод. Таким образом, на основе проведенного исследования необходимо сформулировать следующие выводы.

1. Государство способствует обеспечению благоприятных условий, благодаря которым отечественные производители могут реализовать себя в импортозамещении в России. Важность конкурентоспособности не уменьшается. Наоборот, предприятия обязаны обратить внимание на качество выпускаемой продукции, поняв тем самым, что вхождение продукции на рынок должно обеспечивать не только государство, но и само предприятие.

2. После принятия государством политики импортозамещения в России, условия, которые временно создаются, должны предполагать обязательные работы по модернизации предприятий.

3. Политика импортозамещения способствует проведению мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции.

4. Результат представленной политики должен способствовать последующему увеличению конкурентоспособности, безопасности и доступности на российском экономическом рынке.

5. Импортозамещение в России подразумевает положительный эффект, действие которого должно ощущаться производителем, государством и потребителем.

Таким образом, грамотность в разработке и реализации политики импортозамещения в России должна привести к следующим результатам: повышению конкурентоспособности среди предприятий одной страны; стимулированию притока вложений из других стран; созданию новых рабочих мест (также и высокотехнологичных); увеличению доходов и благосостояния населения; стимулированию экономического роста; решению проблем, связанных с импортом товаров и продуктов; обеспечению экономической и продовольственной безопасности государства.

Библиографический список:

1. Елецкий, Н. Д., Столбовская А. Г. Импортозамещение в России: не проблема, а задача // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 406-408. URL: https://moluch.ru/archive/86/16390/ (дата обращения: 24.01.2018).

2. Зажигалкин А.В. О программе стандартизации в области импортозамещения [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/ssuser200359/ss-47856384 (дата обращения 27.07.2015).

3. Импортозамещение в России [Электронный ресурс]. URL: http://newsruss.ru/doc/index.php/ (дата обращения 25.01.2018).

4. Коваленко, С., Сарварова, Р., Чибугаева, С. Импортозамещение как фактор роста экономики страны // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 466-468.

5. Немеш, Е. А. Анализ импортозамещения в России // Молодой ученый. - 2016. - №13.1. - С. 69-73. - URL: https://moluch.ru/archive/117/30358/ (дата обращения: 24.01.2018).

6. Показатели, характеризующие импортозамещение в России. Официальная статистика [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.05.2016).

7. Половинкин, В. Н., Фомичев, А. Б. Проблемы импорто-замещения в отечественной экономике // Экспертный союз. - 2014. - № 12 (42). URL: http://www.unionexpert.ru/index.php/zhurnal-qekspertnyj-soyuzq-osnova/zhurnal qehkspe rtnihyj-soyuzq-122014g/item/655-problemy-importozameschenia

8. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 03.12.2015. URL:

http://www.kremlin.rU/events/president/transcripts/messages/5 0864 (дата обращения 25.01.2018).

9. Росстат. Доклад «Социально-экономическое положение России». 2015/ Росстат. - М., 2015. - С. 108-138. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_01/ (дата обращения 25.01.2018).

10. Счетная палата РФ: возможности импортозамещения ограничены объемами производства [Электронный ресурс]. URL: http://sitv.ru/arhiv/news/economics/72801/ (дата обращения 25.01.2018).

11. Федосеева, Г. А. Мировой опыт развития импортозамещения промышленного производства / Г. А. Федосеева // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25, № 6. - С. 1036-1043.

12. Цухло, С. П. Процесс пошел: как происходит импортозамещение в промышленности [Электронный ресурс] // РБК. - 2015. - № 6. URL: http://www.rbc.ru/opinions/economics (дата обращения 20.06.2016).

13. Шматко, А.О. Проблема вариативности финансовой поддержки инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 10 (39). - С. 722-724.

14. Baer W. Import Substitution and Industrialization in Latin America: Experiences and Interpretations // Latin American Research Review. 2013. Vol. 7. No. 1. P. 95-122.

15. Funke M., Ruhwedel R. Product Variety and Economic Growth: Empirical Evidence for the OECD Countries // IMF Staff Papers. 2014. Vol. 48. No. 2. P. 1.

16. Tacchella A., Cristelli M., Caldarelli G., Gabrielli A.,

Pietronero L. Economic complexity: Conceptual grounding of a new metrics for global competitiveness // Journal of Economic Dynamics and Control. 2013. Vol. 37. No. 8. P. 1683-1691.

17. Arezki R., Hadri K., Loungani P., Rao Y. Testing the Prebisch-Singer hypothesis since 1650: Evidence from panel techniques that allow for multiple breaks // IMF Working Paper. 2013. No. 13/180.

18. Dollar D., Kraay A. Trade, growth, and poverty // Economic Journal. 2014. Vol. 114. No. 493. P. 22-49.

19. Saleem H. N. Import substitution in the manufacturing sector // New Delhi: Ashish Printers & Publication.2015. Vol.

References:

1. Eletskii N.D., Stolbovskaya A.G. Importoza-meshchenie v Rossii: ne problema, a zadacha. Molodoi uchenyi. 2015;6:406-408. URL: https://moluch.ru/archive/86/16390/ (data obrashcheni-ya: 24.01.2018). [Eletskii N.D., Stolbovskaya A.G. Import substitution in Russia: not a problem, but a task. Young scientist. 2015;6:406-408. URL: https://moluch.ru/archive/86/16390/ (access date: 24.01.2018). (In Russ.)]

2. Zazhigalkin A.V. O programme standartizatsii v ob-lasti importozameshcheniya [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.slideshare.net/ssuser200359/ss-47856384 (data obrashcheniya 27.07.2015). [Zazhigalkin A.V. About the programme of standardisation in the field of import substitution [Electronic resource]. URL: http://www.slideshare.net/ssuser200359/ss-47856384 (access date 27.07.2015). (In Russ.)]

3. Importozameshchenie v Rossii [Elektronnyi resurs]. URL: http://newsruss.ru/doc/index.php/ (data obrashcheniya 25.01.2018). [Import substitution in Russia [Electronic resource]. URL: http://newsruss.ru/doc/index.php/ (access date 25.01.2018). (In Russ.)]

4. Kovalenko S., Sarvarova R., Chibugaeva S. Importozameshchenie kak faktor rosta ekonomiki strany. Molodoi uchenyi. 2015;24:466-468. [Kovalenko S., Sarvarova R., Chibugaeva S. Import substitution as a factor of the country's economic growth. Young scientist. 2015;24:466-468. (In Russ.)]

5. Nemesh E. A. Analiz importozameshcheniya v Rossii. Molodoi uchenyi. 2016;13(1):69-73. URL: https://moluch.ru/archive/117/30358/ (data obrashcheniya: 24.01.2018). [Nemesh E. A. Analysis of import substitution in Russia. Young scientist. 2016;13(1):69-73. URL: https://moluch.ru/archive/117/30358/ (access date: 24.01.2018). (In Russ.)]

6. Pokazateli, kharakterizuyushchie importozameshchenie v Rossii. Ofitsial'naya statistika [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.gks.ru (data obrashcheniya: 15.05.2016). [Indicators characterizing import substitution in Russia. Official statistics [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru (access date: 15.05.2016). (In Russ.)]

7. Polovinkin V.N., Fomichev, A.B. Problemy importozameshcheniya v otechestvennoi ekonomike. Ekspertnyi soyuz. 2014;12(42). URL: http://www.unionexpert.ru/index.php/zhurnal-qekspertnyj-soyuzq-osnova/zhurnal qehkspe rtnihyj-soyuzq-122014g/item/655-problemy-importozameschenia. [Polovinkin V.N., Fomichev, A.B.

18. No. 8. P. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eg-online.ru/article/261445/ (дата обращения: 24.12.2017).

21. [Электронный ресурс]. URL: http://voprosik.net/ slozhnosti-importozameshheniya-v-rossiiA^aTa обращения: 10.12.2017).

22. [Электронный ресурс]. URL: https://topwar.ru/134061-kormit-stranu-nechem-importozameschenie-provaleno.html (дата обращения: 24.01.2018).

Problems of import substitution in the domestic economy. Expert Union. 2014;12(42). URL: http://www.unionexpert.ru/index.php/zhurnal-qekspertnyj-soyuzq-osnova/zhurnal qehkspe rtnihyj-soyuzq-122014g/item/655-problemy-importozameschenia. (In Russ.)]

8. Putin V.V. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu so-braniyu ot 03.12.2015. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messa ges/50864 (data obrashcheniya 25.01.2018). [Putin V.V. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly from 03.12.2015. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messa ges/50864 (access date 25.01.2018). (In Russ.)]

9. Rosstat. Doklad "Sotsial'no-ekonomicheskoe polozhe-nie Rossii". 2015/ Rosstat. M.; 2015. S. 108-138. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_01/ (data obrashcheniya 25.01.2018). [Rosstat. The report "Social and Economic Situation in Russia". 2015/ Rosstat. M.; 2015. P. 108138. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_01/ (access date 25.01.2018). (In Russ.)]

10. Schetnaya palata RF: vozmozhnosti importozameshcheniya ogranicheny ob"emami proizvodstva [Elektronnyi resurs]. URL: http://sitv.ru/arhiv/news/economics/72801/ (data obrashcheniya 25.01.2018). [The Accounting Chamber of the Russian Federation: the possibilities of import substitution are limited by the volumes of production [Electronic resource]. URL: http://sitv.ru/arhiv/news/economics/72801/ (access date 25.01.2018). (In Russ.)]

11. Fedoseeva G.A. Mirovoi opyt razvitiya importozameshcheniya promyshlennogo proizvodstva. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii. 2015;25(6):1036-1043. [Fedoseeva G.A. World experience of development of import substitution of industrial production. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii. 2015;25(6):1036-1043. (In Russ.)]

12. Tsukhlo S.P. Protsess poshel: kak proiskhodit importozameshchenie v promyshlennosti [Elektronnyi resurs]. RBK. 2015;6. URL: http://www.rbc.ru/opinions/economics (data obrashcheniya 20.06.2016). [Tsukhlo S.P. The process started: how the import substitution occurs in the industry [Electronic resource]. RBK. 2015;6. URL: http://www.rbc.ru/opinions/economics (access date 20.06.2016). (In Russ.)]

13. Shmatko A.O. Problema variativnosti finansovoi podderzhki innovatsionnoi deyatel'nosti vysokotekhno-logichnykh predpriyatii. Ekonomika i predprini-matel'stvo. 2013;10(39):722-724. [Shmatko A.O. The

problem of the variability of financial support for innovative activities of high-tech enterprises. Economy and Entrepreneurship. 2013;10(39):722-724. (In Russ.)]

14. Baer W. Import Substitution and Industrialization in Latin America: Experiences and Interpretations. Latin American Research Review. 2013;7(1):95-122.

15. Funke M., Ruhwedel R. Product Variety and Economic Growth: Empirical Evidence for the OECD Countries. IMF Staff Papers. 2014;48(2):1.

16. Tacchella A., Cristelli M., Caldarelli G., Gabrielli A., Pietronero L. Economic complexity: Conceptual grounding of a new metrics for global competitiveness. Journal of Economic Dynamics and Control. 2013;37(8):1683-1691.

17. Arezki R., Hadri K., Loungani P., Rao Y. Testing the Prebisch-Singer hypothesis since 1650: Evidence from panel techniques that allow for multiple breaks. IMF Working Paper. 2013;13/180.

18.Dollar D., Kraay A. Trade, growth, and poverty. Economic Journal. 2014;114(493):22-49.

19. Saleem H. N. Import substitution in the manufacturing sector. New Delhi: Ashish Printers & Publication. 2015;18(8):11.

20. [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.eg-online.ru/article/261445/ (data obrashcheniya: 24.12.2017). [[Electronic resource]. URL: https://www.eg-online.ru/article/261445/ (data access date: 24.12.2017). (In Russ.)]

21. [Elektronnyi resurs]. URL: http://voprosik.net/slozhnosti-importozameshheniya-v-rossii/( data obrashcheniya: 10.12.2017). [[Electronic resource]. URL: http://voprosik.net/slozhnosti-importozameshheniya-v-rossii/(access date: 10.12.2017). (In Russ.)]

22. [Elektronnyi resurs]. URL: https://topwar.ru/134061-kormit-stranu-nechem-importozameschenie-provaleno.html (data obrashcheniya: 24.01.2018). [[Electronic resource]. URL: https://topwar.ru/134061-kormit-stranu-nechem-importozameschenie-provaleno.html (access date: 24.01.2018) (In Russ.)]

Сведения об авторах:

Алёхина Татьяна Алексеевна - кандидат экономических наук, доцент. Захаркина Наталья Владимировна - кандидат экономических наук, доцент. Information about the authors.

Tatyana A. Alyokhina - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof.

Natalya V. Zakharkina - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof.

Конфликт интересов Conflict of interest.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflict of interest.

Поступила в редакцию 26.12.2017. Received 26.12. 2017.

Принята в печать 31.01.2018. Accepted for publication 31.01.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.