Научная статья на тему '«Империализм» - новая концепция в общественно-политической мысли викторианской Англии'

«Империализм» - новая концепция в общественно-политической мысли викторианской Англии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2811
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исаев Валерий Анатольевич

В статье анализируется возникновение концепций империализма в середине XIX столетия в общественно-политической мысли Великобритании, выявляются идейные истоки как правоконсервагивных, так и леворадикальных теорий империализма Х1Х-ХХ столетий, рассматриваются работы английских авторов, являющихся предшественниками известных теоретиков империализма XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

" Imperialism" - a new concept in social and political thought in Victorian England

This publication analyses the emergence of concepts of imperialism in the mid XlXth century in social and economic thought of Great Britain. The conceptual sources of the right conservative and the left radical theories of imperialism of the XlXth XXth centuries are revealed, the works of English authors predecessors of famous theoreticians of imperialism of the XXth century are examined.

Текст научной работы на тему ««Империализм» - новая концепция в общественно-политической мысли викторианской Англии»

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

“ИМПЕРИАЛИЗМ” - НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ВИКТОРИАНСКОЙ АНГЛИИ

В.А. ИСАЕВ1

Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, Россия

В статье анализируется возникновение концепций империализма в середине XIX столетия в общественно-политической мысли Великобритании, выявляются идейные истоки как правоконсервативных, так и леворадикальных теорий империализма Х1Х-ХХ столетий, рассматриваются работы английских авторов, являющихся предшественниками известных теоретиков империализма XX века.

На рубеже XX и XXI веков вновь возрождается интерес к различным леворадикальным теориям, которые рассматривают тенденции мирового развития как единство центростремительных и центробежных процессов, объединительных процессов глобализации мировой экономики и процессов, порождающих экономические и политические конфликты между странами. Объяснения требуют многочисленные факты региональных войн на рубеже столетий в Азии и Африке. Закончилось многолетнее противостояние сверхдержав, известное как “холодная война”, но мы с удивлением видим как демократические страны Америки и Европы бомбят Югославию, уничтожают сербов и их национальное богатство, продвигают свои войска к рубежам России. Больше того, в мире наблюдаются попытки вернуться к средневековому принципу международных отношений, в соответствии с которым “прав сильный” (“The might is right”). Противники глобализации как в развитых, так и в развивающихся странах пытаются показать, что она несёт с собой массу проблем для экономически слаборазвитых стран.

В этих условиях понятным становится возрождение интереса к леворадикальным теориям, среди которых наиболее известными были теории империализма, объясняющие экспансионизм и агрессию в человеческой истории. Обращение к истокам этих теорий поможет не только по новому осмыслить известные леворадикальные концепции империализма, но и, возможно, даст толчок к формированию более широкой современной теории империализма в рамках междисциплинарного подхода, объясняющей экспансионизм и агрессию в мире на рубеже двух тысячелетий.

Идея империализма стала получать своё теоретическое оформление на рубеже Х1Х-ХХ вв. Первые концепции империализма стали появляться в политической, а затем и экономической мысли Великобритании. Оттуда они были заимствованы немецкими и русскими марксистами и интегрированы в экономическую мысль на основе экономической теории К. Маркса. Эта работа была проделана К. Каутским, О. Бауэром, Р. Гильфердингом, Р. Люксембург, Н. Бухариным, В.И. Лениным. Благодаря их известным трудам теории империализма стали распространяться по всему миру. Но до того, как появились эти работы термин “империализм” долгое время, по крайней мере два десятилетия, использовался как неологизм в английской общественно-политической литературе 1850-х - 1860-х годов. Смысл этого понятия в этот период был довольно далёк от того, какое ему придавали известные теоретики империализма, начиная от Дж. А. Гобсона и кончая новыми вариантами конца XX столетия в духе А. Эммануэля, С. Амина и Э. Манделя.

В середине XIX века, Великобритания была не только наиболее экономически развитой страной в мире, но и обладала крупнейшей колониальной империей. Эти особенности развития страны обусловливали её монопольное положение на мировых рынках промышленных товаров и контроль над многими источниками сырья и продовольствия.

1 Исаев Валерий Анатольевич - к.э.н., доцент, зам. зав кафедрой политической экономии экономического факультета РУДН.

Титулы промышленной “мастерской мира” и “владычицы морей” пусть и неохотно, но признавались во всех столицах старого и нового света. Несмотря на то, что Англия позднее других европейских стран встала на путь колониальной экспансии, она смогла за предыдущие три с половиной столетия значительно обогнать их по размеру колониальных владений. А если учесть, что испанские и португальские колонии в Южной Америке к этому времени получили политическую независимость, то окажется, что в 1860 г. на Великобританию приходилось 92% территорий всех заморских владений европейских стран/ Позади была колониальная экспансия эпохи первоначального накопления капитала и мануфактурного периода капитализма свободной конкуренции, но впереди ещё был пик английского колониального экспансионизма в 60-е - 70-е годы XIX века и активная территориальная экспансия в Африке в конце XIX столетия.

Эпоху господства Великобритании в мире в XIX веке часто называют викторианской эпохой, временем длительного и во многом успешного правления королевы Виктории (1837-1901 гг.). А 50-е - 60-е годы XIX в. - это расцвет викторианской Англии, когда общественная мысль Англии отличалась уверенностью в правоте и превосходстве всего английского, в том числе и английского образа правления и государственного устройства. Это также время политических дебатов о судьбе британской империи. Но появление в начале 1850-х годов в английской публицистике термина “империализм” не было связано с понятием британской империи.

Термин “империализм”3 зародился и стал распространяться во Франции в середине XIX века во времена “второй империи”, связанной с правлением Луи Бонапарта (1848-1870 гг.). Первое появление этого термина английские историки отмечают в 1840 г.4 Он означал доктрину империалистов, сторонников имперского правительства и возрождения духа французского императора, возрождения величия и славы Франции. Ещё раньше, в конце ХУШ - начале XIX вв., понятия “империалист”, “имперский” относились к сторонникам Священной Римской империи, прекратившей своё существование в начале XIX в..

Во времена Луи Бонапарта слово “империализм” употреблялось для обозначения политической системы, представляющей собой по мнению её сторонников сочетание принципа народовластия (плебисцит, выборы) с учреждениями единовластного правления (власть президента, императора). Считалось, что важнейшими чертами политической системы империализма являются возрождение великой Франции и укрепление её национального достоинства, установление внутренней стабильности и общественного равенства. В этой системе внутренняя стабильность есть результат развития патерналистских, отеческих отношений между правителем и народом, который, якобы, передал ему всю полноту власти. Политическая доктрина империализма была закреплена во французской конституции 1852 г. По этой конституции право законодательной инициативы даётся только президенту, члены сената назначаются им же.5

И в таком виде новый политический термин перекочевал в Англию и стал использоваться в английской общественно-политической литературе. Но в отличие от французов англичане придали новой концепции отрицательный смысл. Впервые термин “империализм” появился в английской литературе в 1851 г. в одной из статей “Северо-Британского обозрения”, которая называлась “Франция после 1848 года”.6 Анонимный автор статьи анализирует политическое развитие Франции после выборов 1848 г., причины только что произошедшего государственного переворота и установления диктатуры Луи Бонапарта. Для автора империализм - это политическая система бонапартизма (деспотизма), это потеря принципов гражданской свободы, извращение общественной морали и общественного сознания. Он выражает негодование англичан, направленное против деспотизма, против милитаристской помпы, против идеи имперской Франции.

2 Barrat Brown М. The Economics of Imperialism. - Harmondsworth, 1976, p. 185.

1 Происходит от французского “impérialisme”, который в свою очередь ведет начало от древнелатинского "imperium” - власть, “imperativus” - повелительный, “imperator” - повелитель, полководец.

4 Koebner R.. Schmidt H.D. Imperialism. The Story and Significance ot'a Political Word, 1840-1860. - Cambridge, 1964, p .3.

’ Градовский А. Государственное право важнейших европейских держав. Т. 1. - СПб., 1886, с.709-715.

6 France after 1848. / North British Review, vol. XY, Article 1, May 1851, pp. 4-31. - Cited in: Koebner R., Schmidt H.D. (1964), p. .9.

Причины такого развития событий автор видит в характере французского народа, который по его мнению склонен к деспотизму и не готов для демократии.

Такая оценка империализма объясняется относительно демократическими традициями английской политической мысли по сравнению с другими европейскими странами. Вместе с тем негативная оценка отражает и беспокойство англичан в связи с возрастающей мощью Франции, являющейся соперницей Англии в мировой политике. В объяснении причин такого империализма проявилось также традиционно надменное отношение англичан к другим народам, особенно характерное для общественной мысли Великобритании во второй половине XIX в..

В дальнейшем, в 60-е годы XIX столетия в английской общественной мысли в понятие империализма включается и характеристика специфической внешней политики. В этом отношении примечательной является книга анонимного английского автора “Десять лет империализма во Франции” (1862 г.). В своём анализе он придерживается понимания империализма как политической системы бонапартизма (деспотизма) во Франции и политики, проводимой этим политическим режимом. В книге отмечается, что за период правления Наполеона Ш произошли изменения в “механизме системы империализма” в гражданской сфере, создана огромная государственно-бюрократическая машина, крупные суммы из государственного бюджета расходуются на систему общественных работ.7 Эти изменения оцениваются как успехи империализма во Франции. Большое внимание в книге уделяется новому аспекту системы империализма - его агрессивной внешней политике. Рост военных расходов и численности армии, укрепление власти военных, - всё это означает, что милитаризм стал важной опорой политического режима. Слово “империя” стало чрезвычайно популярным, империя стала связываться с национальным престижем страны.

В книге “Десять лет империализма во Франции” делается попытка выявить “механизм империализма”, тенденции его развития. Вероятно, тогда ещё прошло слишком мало времени, чтобы можно было исторически верно оценить социальную демагогию наполеоновского режима. Этим, вероятно объясняется то, что автор книги называет “успехами” самые лицемерные и демагогические стороны социальной политики “империализма”. Но надо отдать должное автору в том, что он один из первых подметил тенденцию в развитии деспотизма - его неизбежный выход во внешнюю политику в качестве агрессивного и экспансионистски настроенного внешнеполитического курса. Им также подмечена связь между национализмом и агрессивностью общественной системы во внешней политике. Впоследствии эта связь будет отмечена в истории не только авторитарных режимов Х1Х-ХХ столетий, но и в самой Великобритании на рубеже XIX-ХХвв..

Таким образом, империализм - это нечто аморальное, это деспотическая форма правления во Франции, это претензии иностранных правителей на императорский титул, это, наконец, милитаризм и агрессивная внешняя политика. Все эти концепции отражены в английской общественно-политической литературе 50-х - 60-х годов Х!Х столетия.

В непрерывных дискуссиях между английскими консерваторами и либералами по вопросам внутренней и внешней политики последние стали использовать и концепцию империализма. Одним из первых, кто употребил этот термин применительно к Англии был Чарлз Дилк (СЬаг1ез ЭПке, 1843-1911), автор знаменитой в то время книги “Более Великая Британия” (1868), написанной им в форме записок путешественника. Он известен как соратник лидера либералов У. Гладстона, ярый английский националист, противник рабства, сторонник прав женщин. Его нашумевшая книга представляет также интерес как одна из тех работ, идеи которой легли в основу последующих, более фундаментальных теорий империализма.

Ч. Дилк придерживался традиционных для того периода взглядов на империализм. Сущность его понимания империализма - это империализм как патерналистский деспотизм. Оценивая британское правление в Индии он пишет, что “наше правление в ' Индии есть деспотизм”, становящийся “империализмом, или деспотизмом,

7 Ten Years of imperialism in France. - L., 1862. / Cited in: Koebner R., Schmidt H.D. (1964), p. .22.

осуществляемым над демократическим народом, подобным тому, что мы наблюдаем во Франции и начинаем наблюдать в России”. Он в довольно мрачных тонах обрисовывает этот колониальный английский империализм - деспотизм: “Британия становится

таинственным восточным деспотом, правящим над шестой частью человеческой расы номинально во имя туземцев, ... по законам и методами, противоречащими всем традициям и предрассудкам различных племён, из которых состоит это огромное население, интригуя, захватывая территории...” Вместе с тем, Дилк характеризует этот империализм как систему, создающую “равенство” условий для всех сословий в Индии: “Всё это очень современно и наполнено “прогрессом”, вне всякого сомненья, но это прогресс в сторону империализма, или равенства условий при патерналистском деспотизме.”8 Другими словами, империализм представляет собой систему общественного равенства, направляемого “отеческим” деспотизмом.

Отношение Ч. Дилка к подобному английскому империализму двойственное. С одной стороны, деспотизм претит его натуре, воспитанной в демократическом духе, но, с другой стороны, мысль о том, что индийцы сами должны воспользоваться демократическими институтами самоуправления, представляется ему невероятной. Он считает, что без англичан в Индии наступит анархия и ещё более жестокий восточный деспотизм. Поэтому в данном случае он одобряет “отцовский деспотизм” как деспотизм вынужденный, существующий до тех пор, пока “дети” (народы Индии) не вырастут.

В работе Ч. Дилка необходимо выделить идеи, непосредственно не входящие в его понимание империализма, но оказавшие большое влияние на некоторые последующие концепции империализма, которые условно можно обозначить как апологетические. Одна из этих идей - это идея превосходства, по его словам, “англо-саксонской расы” над другими расами. Это превосходство он объясняет с позиций биологической теории естественного отбора. В 1860-е годы приобрела известность вышедшая в 1859 г. книга Ч. Дарвина “Происхождение видов”. Находясь под её влиянием, Дилк переносит идеи естественного отбора из биологии в социологию и историю. Впоследствии это направление в английской общественной мысли будет развиваться и получит название социал-дарвинизма. Дилк считает, что мягкий климат и тропическое изобилие не способствуют отбору сильных и предприимчивых, ведут к социальному упадку и образованию на юге “дешёвых” наций. Английская нация, сформировавшаяся в более суровых условиях и приобретшая свойства предприимчивости и изобретательства, является “дорогой” нацией. Её “естественное превосходство” ведёт к такому же естественному и быстрому расселению во всём мире. Подобные идеи с позиций современного обществоведения выглядят псевдонаучными и расистскими, но в то время они были спокойно и как само собой разумеющееся восприняты английской общественностью.

Другой важной идеей книги Ч. Дилка является мысль об ответственности англосаксонской расы перед народами, населяющими английские колонии. Эти народы под влиянием английского правления должны развиться до уровня английских политических институтов. Для этого и необходим патерналистский деспотизм, практикуемый англичанами. В дальнейшем эта мысль Дилка будет развита его последователями и оформиться в концепцию “цивилизаторской миссии” британской империи. Эта миссия объясняется им и в более широком смысле как борьба “дорогих” рас против “дешёвых” рас: “Мы всюду находим, что трудности, которые сдерживают прогресс в направлении всемирного английского владычества, лежат в конфликте с дешёвыми расами”. (Ч. Дилк в понятие расы объединяет то, что мы сейчас называем нацией, и то, что входит в понятие культура, цивилизация.) С его точки зрения, долгое время будет существовать борьба рас и “дорогие народы в конечном итоге, вероятно, уничтожат дешёвые”, и “саксонское господство с триумфом поднимется из этой полной неопределенностей борьбы.”9

Взгляды Ч. Дилка на империализм как патерналистский деспотизм, как мы видели, традиционны и во многом противоречивы. Вместе с тем, он выступает и новатором. Его новаторство состоит в том, что он применил известную, но осуждаемую общественной

s Dilk Ch. Greater Britain. A Record of Travel in English-Speaking Countries During 1866 and 1867. - L., 1869, pp. 550, 554.

9 Ibid., pp. 339, 572.

мыслью Англии концепцию империализма, к самой Англии, сделав эту концепцию более универсальной. Кроме этого, он использует её в отношении английских заморских владений, подготовив почву для ассоциации понятия империализма с колониальной политикой и с британской империей. Всё это естественным образом внедрилось в

национальное общественное сознание, способствовало возникновению “имперских эмоций” в английском общественном сознании. Одновременно его ассоциация империализма-

деспотизма с господством английской нации в мире вносит в идею империализма

дополнительный элемент агрессивности, оцениваемый позитивно и оправдываемый с позиций биологической теории естественного отбора. В этом отношении Ч. Дилка не без оснований можно назвать как одного из основоположников апологетических концепций империализма в английской общественно-политической мысли.

До середины 60-х годов XIX в. термин “империя” в английской литературе

употреблялся лишь в отношении французской, русской и оттоманской империй и не употреблялся в отношении английских колониальных владений. Вместо “британская империя” использовались такие понятия как “заморские владения”, “зависимые территории”, “колонии короны”, “доминионы”. И до середины 1860-х годов в политической мысли Англии господствовало трезво-радикальное отношение к заморским владениям, сформировавшееся ещё под влиянием американской революции ХУШ в. Многие политические деятели представляли себе судьбу этих владений как постепенный переход от британского правления к независимости.

Но с возникновением и развитием в 1860-е - 1870-е годы “имперского чувства” в общественном сознании понятие “империя” начинает применяться и в отношении британских заморских владений. Этому способствовали публицистические работы и выступления не только Ч. Дилка, но и других политических и общественных деятелей Великобритании, таких “проимпериалистов” как Т. Карлайль, Дж. А. Фруд, Б. Дизраэли. В этот период происходит объединение концепций империализма и империи, возникает ассоциация империализма с британскими колониями. Поскольку отношение общества к последним меняется в положительную сторону в связи с укреплением “имперского чувства”, постольку и отношение к “империализму” также начинает меняться. Концепция империализма начинает использоваться патриотически настроенными политиками и публицистами в положительном смысле.

Таким образом, наряду с радикально-критической традицией Р. Кобдена и Г. Смита в английской общественной мысли укрепляется консервативно-патриотическая линия Т. Карлайля, Ч. Дилка, Б. Дизраэли. Концепция империализма во второй половине 1860-х - в 1870-е годы как бы раздваивается, осуществляется трансформация общественного сознания от негативного отношения к империализму (империализм-деспотизм) к положительному отношению к этому понятию (империализм-патриотизм).

Большую роль в этом процессе трансформации сыграл крупнейший политический деятель этого времени Бенджамин Дизраэли (Benjamin Disraeli, 1804-1881). Начав свою политическую карьеру в лагере радикалов, он впоследствии стал ярым тори, лидером партии консерваторов. Неоднократно входил в состав консервативных правительств, а в 1874-1880 гг. был премьер-министром Великобритании. Именно в годы его правления отмечается всплеск имперских эмоций в Англии. Если в 1850-е годы. Б. Дизраэли был противником расширения колоний, то в 1870-е годы он становится проповедником и творцом активной колониальной политики. Его речи, призывающие к заботе об империи, к укреплению национального престижа, оставили неизгладимое впечатление в общественном сознании страны. В своём знаменитом выступлении в Хрустальном дворце в июне 1872 г., которое было поворотным пунктом в истории имперской политики Англии, он провозгласил необходимость выбора не в пользу “комфортабельной Англии”, а в пользу “великой страны, имперской страны”.10 По существу Б. Дизраэли провозгласил то, о чём писали Ч. Дилк и другие в 1860-е годы, но с упором на необходимость сохранения империи.

С середины 1870-х годов понятия “империя”, “императрица” официально признаются английским правительством. Но открытая защита империализма пока затруднительна, так как всё ещё распространённым является уничижительное понимание империализма как

Koebnçr R,. Schmi(it H.D, Op. cit., p. 1 11

деспотизма, характерного для политических систем в некоторых зарубежных странах. Это понимание империализма используют либералы в политической борьбе против консерваторов. Поэтому не случайным выглядит употребление либералами выражений типа “поддельный империализм”, “незаконнорожденный империализм” в отношении имперской политики Дизраэли. В борьбе с критиками империи консерваторы вырабатывают концепцию “настоящего” и “фальшивого” империализма.

Впервые концепцию “настоящего империализма” ввёл граф Карнавон (Earl Carnavon) в своей речи в Эдинбурге в 1878 г., посвящённой проблемам управления британской империей.11 Член правящей консервативной партии, бывший министр иностранных дел, сторонник укрепления британской империи, он расходился с Дизраэли лишь по некоторым вопросам внешней политики. В его понимании “фальшивый империализм” - это цезаризм и континентальный деспотизм, а также неудачные попытки его имитации в Англии. Во внешней политике “фальшивый империализм”, опираясь на милитаризм, стремится к приобретению территорий и многочисленных подданных. Это империализм континентальных стран, угрожающий малым государствам и народам. Он пользуется методами интриг, несёт огромные затраты на осуществление своих замыслов. У империализма такого рода нет перспектив в Англии.

Граф Карнавон осуждает “фальшивый империализм” и выступает в защиту “настоящего империализма”. Последний в его представлении - это привлекательный и мирный образ британской империи. В отношении поселенческих колоний “настоящий империализм” предполагает развитие их самоуправления, в отношении же других колоний - это служба на благо последних, на благо мира. Без него там бы не стихали кровопролитные войны между местными племенами и переселенцами. “Настоящий империализм” просвещает народы, ведёт борьбу с голодом, развивает искусства и ремёсла в колониях. Он заслужил признание туземцев. В конечном итоге, “настоящий империализм” служит интересам человечества. Он есть демократический и миролюбивый империализм английской нации, - в этом суть концепции “настоящего империализма” графа Карнавона.

“Настоящий империализм” - одна из первых внешнеполитических концепций империализма, в которой развивается националистическая идея распространения и господства английской нации в мире. Агрессивные ноты здесь приглушены, акцент делается на мирном и демократическом, по мнению автора концепции, характере английского империализма. Карнавон развивает также идею “цивилизаторской миссии” английского империализма в отношении народов колоний. Рассуждая о демократическом и миролюбивом английском “настоящем империализме” в отличие от агрессивного континентального “фальшивого империализма”, он часто желаемое принимает за действительное, не замечает колониальные войны и многочисленные восстания в колониях, направленные против “настоящего империализма”.

По мере возникновения и развития концепций империализма в Великобритании в центр внимания политических мыслителей выдвигаются различные стороны общественного развития, связанные с деспотизмом, агрессивностью, экспансионизмом. Сначала это внутриполитические факторы развития общества, его политическая система, социальная психология, в частности, национализм, чувство национального превосходства. Затем в центр внимания попадают внешнеполитические факторы, такие как колониальная политика, необходимость защиты имперских интересов, отношения между колониями и метрополией. Внимание к этим аспектам, определяемое спецификой социально-экономического развития Великобритании в 50-е - 70-е годы XIX в., отразилось в концепциях империализма как бонапартизма, как патерналистского деспотизма (Ч. Дилк), как демократической миролюбивой колониальной политики (граф Карнавон). На очередь встали экономические факторы развития английского общества. Концепции “экономического империализма” появятся несколько позднее, в начале XX в., но уже в рассматриваемый нами период 1870-х годов появляются экономические обоснования “имперской идей”, объясняющие экономические стимулы колониальной экспансии и экономические преимущества сохранения британской империи.

11 Fortnightly Review, December 1878, pp. 760-763

Одно из первых экономических обоснований “имперской идеи” было сформулировано Джулиусом Воджелом (Julius Vogel) в его работе “Британская империя”,

опубликованной в 1878 г. в журнале “Девятнадцатый век”.12 Будучи сторонником имперской политики Дизраэли, автор работы в дополнение к аргументам премьер-министра в пользу сохранения и развития империи - узы кровного родства, узы свободы, военные и политические обязательства и др. - добавляет экономические аргументы. Эти доводы были им сформулированы в ответ на либеральную критику британской империи, которая по мнению либералов тяжким бременем лежала на экономике страны. Д. Воджел считает, что империю необходимо сохранять ради самой Британии, которая без колоний представляет собой “лишённое конечностей, изнурённое болезнью тело”. Великобритания - это страна, чьи “зарубежные интересы главным образом или полностью связаны прямо или косвенно с её внешними владениями”.

Это политические и экономические интересы, из которых последние являются главными. В стране имеется громадный избыток капитала и населения. В то же время британская империя обладает обширными территориями, способными поглотить и то, и другое. Британские инвесторы защищены там английскими законами, что даёт им уникальную возможность для инвестирования избыточного капитала. Д. Воджел пишет также о военных преимуществах, которые даёт владение колониями, в том числе и людские резервы для армейских формирований. Только что осуществлённая Дизраэли переброска индийских войск на Мальту с позиций автора служит иллюстрацией аргументов в пользу сохранения империи.

Экономические преимущества империи редко обсуждались в английской литературе в середине XIX в. Начало дискуссии по этой проблеме в конце 1870-х - в 1880-е годы объясняется прежде всего тем, что в это время завершился почти 50-летний период сравнительно быстрого экономического роста Великобритании, и страна вступила в период “великой депрессии”, которая усугублялась растущей конкуренцией для английских товаров со стороны США и Германии. В стране увеличивалась массовая безработица, снижалась норма прибыли, росла конкуренция капиталов. Поэтому не случайно, что Д. Воджел рассуждает об экономических преимуществах колоний для Англии в довольно мрачном тоне. И на первое место в его концепции выходит проблема избыточного капитала, что было новым моментом в развитии теории колонизации. Эту идею через 30 лет воспримут и используют американские критики империализма, а в Англии - Дж. А. Гобсон в своей теории “экономического империализма”.

В рассмотренных выше работах Ч. Дилка, графа Карнавона, Д. Воджела, выступлениях Б. Дизраэли отражены новые интерпретации империализма в английской общественно-политической мысли в 1860-е - 1870-е годы. В них формулируются национальнопатриотические концепции империализма, в которых сам термин “империализм” используется в положительном смысле в отличие от его более раннего “уничижительного” употребления. Это течение в общественно-политической мысли Англии получило название национал-империализма. Распространение этих концепций означал перелом в политическом сознании Англии в отношении британской империи.

Но пока ещё сохраняется и прежнее понимание империализма как реакционного деспотизма и имперского величия. Это понимание переносится ' на английскую действительность и используется в 1870-е гг. в политической борьбе либералов против консерваторов. Либералы выступают против дорогостоящей колониальной политики Б.Дизраэли, упрекают его в деспотизме и мании имперского величия, в потворстве инстинктам необразованной толпы, в игнорировании демократических процедур. Во главе либеральной партии в это время стоял Уильям Гладстон (William Gladstone, 1809-1898). Известный политический деятель викторианской Англии, он несколько раз возглавлял английское правительство во второй половине XIX в. В 1874-1880 он возглавил борьбу либералов против национал-империалистов, обвиняя Дизраэли и его кабинет в империализме.

I! Vogel T. The British Empire./Nineteenth Century. April 1878, pp. 617-633.

Большую известность приобрело выступление У. Гладстона на страницах журнала “Девятнадцатый век” с развёрнутой статьёй “Миссия Англии” (1878).13 Обвиняя правительство в империализме, он характеризует последний как чуждую идею показного великолепия и милитаристского, основанного на силе, правления, которые привлекают массы, но противоречат британскому духу и политической системе Великобритании. Этот империализм включает, по мнению Гладстона, и “фальшивое” понимание империи. Оно основано в свою очередь на “фальшивых имперских идеях”: “империя - это величие; земельная территория - это империя; ваша безопасность внушается страхом, который вы внушаете другим нациям; торговля следует за флагом; тот, кто сомневается, - враг страны.” А правительственная политика территориальных захватов и демонстрации военной силы, которая следует этим идеям, наносит Великобритании моральный и материальный ущерб.

Критикуя империализм, Гладстон не отвергает саму идею империи. Он считает, что не империя как таковая составляет сущность империализма, а то, какими методами осуществляется политика в отношении имперских владений. Смысл империи по Гладстону - это её цивилизаторская миссия. Миссионерское сознание Гладстона во многом сходно с имперским мышлением национал-империалистов, которых он критикует. В целом можно сказать, что в интерпретации империализма У. Гладстоном смыкаются империализм внутренний и внешний, внутриполитическая и внешнеполитическая концепции империализма.

Критика империализма Дизраэли либералами сопровождалась смещением акцентов в концепциях империализма с “внутреннего империализма” на “внешний империализм”. В критике же последнего акценты смещаются с характеристики отношений между колониями и метрополией на характеристику агрессивности и экспансионизма во внешней политике вообще. Связь империализма с аннексиями, агрессивностью и экспансионизмом внешней политики прослеживается в концепции империализма Роберта Лоува (Robert Lowe). Он представлял левое крыло либералов, ту часть либеральной партии, которая выступала за “меньшую Британию” и против “более великой Британии”. Эта часть либералов сохраняла традиции манчестерской школы и “малоангличан” 1850-х - 1860-х годов. Работа Р. Лоува “Империализм” (1878) была направлена против внешней политики консерваторов.14

В своей интерпретации империализма Р. Лоув значительно отошёл от традиционного в среде либералов понимания империализма. Одним из первых в английской общественно-политической литературе он вводит общее определение этого феномена. Империализм, по его мнению, это “утверждение абсолютной силы над другими...”. Это, далее разъясняет Лоув, когда “под угрозой подавляющей мощи мы принуждаем более слабое государство склониться перед нашей волей, или, лучше того, если мы с помощью демонстрации реальной силы можем достичь той же цели, или, лучше всего, если мы можем завоевать нашего противника в открытой борьбе и навязать наше условие штыками”. Больше того, пишет Лоув, “вульгарная маска империализма” скрывает “подмену права силой и стремится установить господство одной общности людей на основе деградации и нищеты другой группы”. Империализм для него - это верх насилия и злоупотребления властью. В качестве иллюстрации он использует примеры экспансионизма Пруссии, политику императора Франции.

Империализм как “насильственный экспансионизм” в интерпретации Р. Лоува - это один из первых примеров более широкой концепции империализма в английской общественно-политической мысли. Им была сделана попытка дать общее определение этого исторического явления на основе экспансионистской внешней политики европейских держав в 70-е годы XIX столетия. Он также первым выделяет такие предпосылки и свойства империализма как дисбаланс сил и установление господства над другими. В леворадикальной политической экономии XX века данное явление получит название закона неравномерности политического и экономического развития стран. Вместе с тем, определяя империализм как насильственный экспансионизм, он практически оставляет без внимания вопрос о причинах и импульсах такого злоупотребления государственной властью.

11 Gladstone W. England’s mission. / Nineteenth Century. Vol. 1Y, September 1878, pp. 560-584.

14 Lowe R. Imperialism. / Fortnightly Review. Voi, XX1Y, October 1, 1878, pp. 453-465.

Среди английских критиков империализма в этот период можно найти не только радикально настроенных либералов, но консервативных авторов. К последним относится Фредерик Сибом (Frederic Seebohm), который подошёл к критике империализма с нетрадиционных позиций. Известный в то время банкир и историк опубликовал в журнале “Девятнадцатый век” работу под многообещающим названием “Империализм и социализм” (1880). 15

Неожиданный поворот в полемике по поводу имперской политики был связан не с трактовкой сущности империализма. Ф. Сибом понимает империализм в духе наполеоновского континентального деспотизма. Для него это союз монархического правления и толпы, мощная военная машина, подчинение внутренней жизни общества диктату военной и внешней политики. Британский империализм он рассматривает как составную часть всеобщего европейского кризиса имперской политики. Возникшие в Европе новые имперские державы вооружены до зубов и находятся в постоянном страхе как перед другими державами, так и перед своим народами. Британское правительство пытается копировать этот европейский империализм. Ради каких-то “имперских призраков” в далёкой Азии этот империализм уничтожает демократию, которая ведёт своё начало от христианства. Империализм и демократия несовместимы.

В то же время Ф. Сибом считает, что для Англии опасность представляет не колониальная империя как таковая, а тот имперский дух, который охватил её. Империализм, подрывая принципы демократии в стране, осуществляя милитаристскую политику, которая обескровливает страну, угрожает всему общественному порядку, ведёт к возникновению социализма. Этому пример Франция, где наполеоновский империализм привёл к Парижской коммуне. И в настоящее время “континентальному империализму повсюду противостоит социализм”. Лишь опора на парламентскую демократию, отказ от имперского духа внешней политики, обращение к своим внутренним проблемам могут спасти Великобританию от фатального движения от империализма к социализму.

Связь империализма с социализмом, то есть с распространением социалистических идей, - вот то новое, что уловил в своей критике империализма Ф. Сибом. В принципе о влиянии британского империализма и его имперской политики на ухудшение экономического положения страны писали и либералы. В частности, начавшуюся во второй половине 1870-х годов экономическую депрессию они объясняли тем, что имперские войны и авантюры ведут к обнищанию нации. Ф. Сибом идёт дальше, он анализирует воздействие империализма на общественное сознание и политическую систему общества в более широком аспекте, обращает внимание на угрозу со стороны империализма всему общественному строю. Страх перед социализмом, порождаемым империализмом, - именно с этих позиций Ф. Сибом критикует империализм вообще и английский в частности.

Тот империализм, о котором пишет Ф. Сибом, обостряет социально-экономические противоречия и безумной непроизводительной тратой средств государственного бюджета, и своим антидемократизмом, и тем самым усиливает леворадикальные настроения в обществе, способствует развитию недовольства существующим общественным порядком, распространению социалистических идей. В дальнейшем много будет написано о связи империализма с экономическим положением Великобритании, о связи имперской политики с положением трудящихся масс. Это направление в развитии теорий империализма будет особенно распространено в Англии на рубеже Х1Х-ХХ вв. и получит название социал-империализма. Связь империализма и социализма будет анализироваться и в марксистских теориях империализма, но с других идеологических позиций.

Предшествующий анализ истории возникновения теорий империализма в Англии в XIX веке показал, что история английской общественной мысли отличается неожиданными зигзагами и поворотами Одним из таких поворотов было распространение концепций империализма в политической мысли страны в 1860-е - 1870-е годы. Неожиданность и парадоксальность этого заключается в том, что изначально антидемократическая идея модифицируется и становится господствующей в самой демократической стране. В ходе распространения концепции империализма её содержание меняется от понимания

|! Seebohm F. Imperialism and Socialism. /Nineteenth Century. Vol. YI, September 1880, pp. 726-736,

империализма как деспотического бонапартизма, затем патерналистского деспотизма к его пониманию как демократической и миролюбивой внешней политики. В этот же период были заложены основы и критики империализма. Рассмотренные концепции империализма положили начало формированию двух основных направлений в развитии теорий империализма: правоконсервативного апологетического направления и леворадикального критического направления.

В истории общественно-политической мысли Англии середины XIX в. особенно необходимо отметить идейные истоки леворадикальных теорий империализма XX века. Это подмеченная английскими мыслителями связь империализма с внешним экспансионизмом, экономические истоки империализма, неравномерность развития стран в мире, связь внешней экспансии с внутриэкономическим развитием и с распространением социализма. В этот же период делаются первые попытки сформулировать универсальную теорию империализма, применимую ко всем странам и ко всем периодам исторического развития. Эти попытки будут неоднократно повторяться в истории общественно-экономической мысли XX столетия. Задача создания такой теории является актуальной, на наш взгляд, и в начале XXI столетия.

“IMPERIALISM” - A NEW CONCEPT IN SOCIAL AND POLITICAL THOUGHT IN

VICTORIAN ENGLAND

V.A. ISAEV, Ph.D. (Economics), Associate Professor,

Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklay Str., 6, 117198, Moscow, Russia

This publication analyses the emergence of concepts of imperialism in the mid XlXth century in social and economic thought of Great Britain. The conceptual sources of the right conservative and the left radical theories of imperialism of the XlXth - XXth centuries are revealed, the works of English authors - predecessors of famous theoreticians of imperialism of the XXth century are examined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.