Научная статья на тему 'Имидж МЧС России: научные подходы и исследовательская практика'

Имидж МЧС России: научные подходы и исследовательская практика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2206
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ / IMAGE OF THE ORGANIZATION / КОРПОРАТИВНЫЙ ИМИДЖ / CORPORATE IDENTITY / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / PUBLIC OPINION / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PUBLIC RELATIONS / ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИЙ МЧС РОССИИ / IMAGE OF THE EMERCOM OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баркова Ирина Львовна, Веремчук Владимир Игоревич

Определены научные принципы формирования позитивного имиджа современных организаций. Выявлена роль сущностных характеристик корпоративного имиджа в обеспечении эффективной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA: SCIENTIFIC APPROACHES AND RESEARCH PRACTICE

The article presents the scientific principles of formation the positive image of the modern organizations and the role of main characteristics of corporate identity of effective activity of the EMERCOM of Russia.

Текст научной работы на тему «Имидж МЧС России: научные подходы и исследовательская практика»

УДК 316.77

И.Л. Баркова, В.И. Веремчук

ИМИДЖ МЧС РОССИИ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА

Идеи или люди, подчинившие себе мир, господствовали над ним преимущественно благодаря непреодолимой силе, именуемой обаянием.

Г. Лебон

Определены научные принципы формирования позитивного имиджа современных организаций. Выявлена роль сущностных характеристик корпоративного имиджа в обеспечении эффективной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Ключевые слова: имидж организации, корпоративный имидж, общественное мнение, связи с общественностью, имидж организаций МЧС России.

I. Barkova, V. Veremchuk

IMAGE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA: SCIENTIFIC APPROACHES AND RESEARCH PRACTICE

The article presents the scientific principles of formation the positive image of the modern organizations and the role of main characteristics of corporate identity of effective activity of the EMERCOM of Russia.

Keywords: image of the organization, corporate identity, public opinion, public relations, image of the EMERCOM of Russia.

В настоящее время всё более активную роль в повышении престижа деятельности силовых институтов государства играет общественное мнение, объективное информирование населения об их деятельности. Общественное мнение сегодня является важным инструментом гражданского общества, с помощью которого выражается отношение людей к институтам власти и результатам их деятельности вообще.

В современном обществе ни одна организация не может существовать в изоляции, в отрыве от внешней среды. Если мы рассматриваем организацию как открытую систему, то становится очевидным, что рассматривать эффективную деятельность организации без учёта влияния внешней среды, окружения (позитивного или негативного) крайне вредно, а порой и губительно для осуществления её целей. Многие учёные-исследователи делают обоснованный практикой вывод о том, что внешние условия существования организации не менее важны для неё, чем внутренние компоненты и ресурсы [1]. «Работа» организации по созданию благоприятных для её деятельности условий с неизбежностью включает в себя выделение и установление позитивных связей с внешней средой. Для нормального и эффективного функционирования организация должна создавать, развивать и совершенствовать систему комплексного взаимодействия и коммуникаций с внешней средой. При установлении социальных отношений с социокультурным окружением в этой сфере деятельности должны учитываться информационные, культурные, финансовые, властные, личные и другие связи.

Значительное место в деятельности специализированных организационных структур по связям с общественностью (пиар-структур)1 занимает работа по созданию позитивного имиджа социального объекта, организации, руководителя. Фактически формирование позитивного имиджа является одной из наиболее важных целей деятельности специалистов по связям с общественностью. В связи с этим важно не только чётко представлять сущность данного социального феномена, но и знать классификацию различных видов имиджа, а также выделять составляющие технологии его формирования. Сегодня в структуре основных направлений деятельности органов по связям с общественностью выделяют:

лоббирование - 37 %;

общение со СМИ - 35 %;

создание имиджа - 28 % [2].

Понятие имидж ввёл в современный оборот американский экономист К. Болдуинг в 60-х гг. XX века и обосновал его необходимость в современном менеджменте. Он предложил создать специальное научно-практическое направление под названием «Имиджеведение».

В современных социальных науках понятие «имидж» используется, как правило, в двух значениях:

1) внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определённое впечатление, создать мнение, отношение у других;

2) совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т. д. объекту с целью вызвать определённые реакции по отношению к нему [3].

Основу научно-практических подходов к формированию персонального имиджа руководителя и возглавляемой им организации составили работы итальянского политического деятеля Н. Макиавелли (1469 - 1527) («Государь» (1531)) и французского социолога Г. Лебона (1841 -1931) («Психология народов и масс» (1895)).

Сегодня складывается новое научное направление - «имиджелогия» - быстро развивающаяся междисциплинарная научно-практическая отрасль знания, изучающая и применяющая на практике эффективные технологии создания, упрочения или изменения имиджа определённых социальных субъектов-индивидов, социальных групп, организаций, общностей. Она вбирает в себя в систематизированном и интегрированном виде знания из социологии, психологии, социальной антропологии, политологии, культурологии и других научных дисциплин, а также использует опыт практического применения рекламы, моды, традиций той или иной социокультурной общности, на которую ориентирован процесс создания привлекательного, позитивного (негативного) имиджа того или иного индивида, социальной организации, общности или всего социума в целом. Целенаправленная деятельность по созданию имиджа - имиджирование - базовая категория имиджело-гии. Это логика и средства самопрезентации, реализация которой обеспечивает эффект имиджа. Это особый вид научно-практической деятельности, современных социальных технологий.

Таким образом, в современной науке и практике имидж - целенаправленно формируемый внешний образ (положительный либо отрицательный) определённого субъекта - социального института, организации, конкретной личности с целью сформировать позитивное или негативное впечатление, мнение, отношение к нему конкретного человека, социальной группы, общества в целом (общественности). Создание такого образа ориентировано на укрепление или ослабление

1 Связи с общественностью в работе организации (PR) - это специально планируемая и организуемая деятельность, направленная на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью.

престижа, авторитета, доверия к определённой социальной структуре, организации, её руководителю. Целостный и непротиворечивый имидж создаётся при наличии органической взаимосвязи концептуальных идей, составляющих его духовно-теоретический фундамент (миссии организации) и социальных технологий, направленных на реализацию соответствующих социальных ожиданий социальной общности, группы, личности. Чаще всего имидж формируется под влиянием средств массовой информации, общественного мнения, существующей культурной традиции и т. д. Правильно выбранный и целенаправленно создаваемый имидж помогает организации, руководителю, отдельному индивиду выстраивать и осуществлять эффективные и гармоничные социальные взаимодействия и отношения в конкретном социуме.

По типу социального объекта имидж может создаваться в отношении:

продукта (материального продукта, духовного продукта или услуги);

организации;

личности;

вида деятельности;

образа жизни;

социального слоя или профессиональной группы и т. д.

Имидж формируется под воздействием результатов деятельности, успехов или неуспехов организации и управляет отношением к ней внешнего окружения. Имидж может быть внутренним и внешним [4]. Внутренний имидж зачастую неосязаем и его бывает трудно рационализировать. Это - ощущения, впечатления, которые остаются у общественности от взаимодействия с организацией, общения с персоналом, администрацией, из наблюдений за их действиями, взаимоотношениями, общей атмосферой. Внешний имидж отражает восприятие организации социокультурным окружением.

Конструирование имиджа организации начинается с ясного понимания его сущностных характеристик, которые можно разделить по следующим направлениям:

биологические (демонстрирующие агрессивность, силу, альтруизм, потребность в социальной поддержке и др.);

коммуникативные, связанные с особенностями общения и передачи информации; социальные (моделирующие социальные характеристики, которые однозначно воспринимаются общественностью как позитивные);

профессиональные (отражающие особенности представлений общественности о данной профессиональной деятельности и её представителях);

традиционные (связанные с выработкой и поддержанием стереотипных представлений об организации и её руководителях).

Построение положительного имиджа организации основано на следующих принципах: образы и представления о социальных характеристиках, формируемые у общественности, должны вытекать из её реальных достижений и достоинств;

имидж должен иметь точный социальный адрес, т. е. привлекать конкретные группы общественности;

имидж организации должен иметь видимые позитивные отличия от других организаций, занимающихся сходной деятельностью, быть оригинальным и легко распространяться;

имидж должен быть запоминаем, быть простым и понятным, чтобы возможные его искажения в данной социокультурной среде были сведены к минимуму;

имидж должен быть пластичным, т. е. оставаясь неизменно позитивным в восприятии общественности и легко узнаваемым, оперативно меняться вслед за изменениями социокультурной среды, социальной ситуации;

внешний имидж организации должен обязательно дополняться внутренним, связанным с социально-психологическим самочувствием её персонала, созданием и продвижением в его сознании идеологии (миссии) организации;

формирование персонального имиджа руководителей и персонала организации [5].

Формирование имиджа любой организации необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с работой по конструированию персонального имиджа её руководителей. Можно выделить два основных направления формирования позитивного имиджа руководителя в современных условиях:

а) индивидуально-личностное - непосредственная личностная структура руководителя. Реализация управленческих усилий в этом направлении должна осуществляться в русле совершенствования системы профессионально-психологического и социального отбора руководителей, внедрения социально-психологических технологий оптимизации личностной жизнедеятельности;

б) социально-средовое - создание благоприятных общесоциальных, институциональных и организационных условий профессиональной деятельности. Повышение социального статуса руководителей. Налаживание эффективных технологий обратной связи в звене «руководитель - подчинённый». Суть технологий, разрабатываемых в рамках данного направления, заключается в создании благоприятных внешних социальных условий для формирования оптимального имиджа руководителей организации. Эти условия предопределены функциональностью различных социальных институтов, в том числе институтов государственной и военной службы. В целом же соци-ально-средовое направление приобретает характер целостной социальной политики, направленной на формирование определённого социального типа личности в рамках соответствующей профессиональной деятельности [6].

Сегодня успешное предотвращение чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, ликвидация их последствий зависят от готовности населения и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий эффективно взаимодействовать в данной сфере. Этот процесс во многом определяется имиджем министерства в глазах россиян.

По результатам общественного отчёта, подготовленного по итогам 20-летней работы Министерства Управлением информации МЧС России, Институтом социологии РАН, показатель доверия россиян к МЧС России составляет 85 %. Ещё одним доказательством сформировавшегося в обществе позитивного отношения к министерству является то, что каждый третий из участников опроса выразил готовность работать в его системе. Широкий отклик у россиян нашла и идея во-лонтёрства: добровольно помогать МЧС готово почти 40 % россиян.

По результатам контент-анализа медиапространства, следует констатировать, что вокруг деятельности МЧС России сложился безусловно благоприятный, позитивный информационный фон. Преобладание количества материалов, прямо (ярко выраженные позитивные публикации) или косвенно (нейтральные сообщения, информирующие о ходе и результатах действий министерства) работающих на укрепление благоприятного публичного образа ведомства, над материалами критического характера является подавляющим. В этой связи, обозначенные благоприятные черты имиджа МЧС России носят «стратегический», принципиальный характер, отражая содержательное наполнение общественного восприятия образа министерства.

Благоприятные характеристики:

МЧС предстаёт как мощная, компетентная, эффективная организация;

МЧС выступает как структура, заинтересованная в дальнейшем повышении эффективности своей деятельности, осуществляющая активные действия в этом направлении, выдвигающая инициативы, направленные на достижение соответствующих целей;

МЧС держит ситуацию в стране под контролем;

службы МЧС взяли на себя основную тяжесть работ по ликвидации ЧС, связанных с природными пожарами;

значительное внимание СМИ привлекает законопроектная деятельность МЧС;

постоянное поддержание и повышение уровня эффективности МЧС достигается, в частности, за счёт активного и последовательного оснащения подразделений ведомства новейшими образцами профессиональной техники и внедрения передовых технологий.

МЧС обладает высочайшим уровнем доверия, который сравним только с уровнем доверия первым лицам государства — Президенту и Премьер-министру.

В сумме 85 % россиян доверяют организациям МЧС России. Не доверяют им 10 % [7].

По результатам социологического опроса населения г. Ростова-на-Дону, своё полное доверие МЧС выразили около 70 % респондентов, а 80 % легко назвали имя министра - С.К. Шойгу, почти столько же (79 %) выразили ему своё доверие. На прямой вопрос: «Доверяете ли Вы МЧС в деле преодоления последствий стихийных бедствий и катастроф?» 85 % респондентов ответили утвердительно [8].

Исследование имиджа МЧС в Алтайском крае показало, что большинство респондентов (60 %) считает, что работа спасателей в средствах массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет) освещается достаточно правдиво и реалистично, 20 % - отмечают неточности, 17 % считают, что деятельность МЧС приукрашивается и только 3 %, что очерняется. Около 80 % опрошенных отметили свой интерес к освещению деятельности МЧС в СМИ. Оценивая содержательный уровень информационных материалов об МЧС, респонденты отметили: наиболее актуальными темами в СМИ являются стихийные бедствия и катастрофы (35 %) и профессиональные особенности работы спасателей (34 %); особенности взаимодействия МЧС с населением (24,5 %); освещение проблем коррупции в структуре МЧС (15,5 %); 20 % заявили, что тематика деятельности подразделений МЧС России их не интересует.

Социологическое исследование позволило выделить типичные положительные и отрицательные черты сотрудника МЧС России. По оценкам респондентов, большинство сотрудников министерства обладают широким спектром положительных социальных характеристик как морально-нравственных, так и профессиональных. Наиболее часто отмечаются высокий профессионализм (52 %), смелость (48 %), хорошая физическая подготовка (44 %), а также моральные качества: сострадание к людям (34 %), доброжелательность (31 %), уверенность в себе (24,5 %). Отмечены были и отрицательные характеристики сотрудников МЧС: пьянство (6 %) и грубость (5 %). В целом социологи отмечают, что положительный имидж сотрудника МЧС складывается у населения, прежде всего, под влиянием работы поисково-спасательных подразделений и деятельности работников противопожарной службы.

Большинство населения положительно оценивает имидж самого Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий среди других силовых институтов государства. 79 % опрошенных положительно оценили роль МЧС в стабилизации социально-политической обстановки в России [9]. В

целом же, по итогам социологических опросов граждан (2010 г.), иерархия авторитета силовых ведомств выглядит следующим образом: 1 ранг - ФСБ, 2 ранг - МЧС, 3 ранг - прокуратура, 4 ранг - Минобороны, 5 ранг - МВД. По данным опроса ВЦИОМ (2010 г.), С. Шойгу имел самый высокий рейтинг среди министров российского правительства (+ 69, по 100-балльной шкале) [10].

Среди основных направлений по повышению имиджа МЧС России на современном этапе можно выделить:

систематическую, целенаправленно организованную работу по формированию позитивного общественного мнения о деятельности министерства, его руководителей и сотрудников;

совершенствование информационной политики в МЧС России, направленной на повышение престижа деятельности сотрудника министерства, его структурных подразделений и руководителей;

совершенствование и повышение действенности работы структур по связям с общественностью и ведомственных СМИ;

усиление рекламы профессиональной деятельности сотрудников МЧС;

мониторинг эффективности информационного обеспечения деятельности министерства;

социологический мониторинг общественного мнения о деятельности МЧС, его руководителей и сотрудников;

мониторинг социальных сетей и блогосферы;

совершенствование практики организации специальных событий в деле популяризации примеров героизма сотрудников МЧС России (ежегодный Всероссийский фестиваль «Созвездие мужества», смотры, соревнования);

повышение эффективности работы с федеральными, региональными СМИ (расширение создания и информационного наполнения специализированных рубрик, освещающих различные направления деятельности МЧС).

Хочется верить, что специалисты в области рекламы и связей с общественностью, подготовленные в стенах Академии гражданской защиты МЧС России, смогут достойно зарекомендовать себя в разносторонней деятельности по совершенствованию имиджа, повышению престижа деятельности МЧС России в современных условиях.

Литература

1. Фролов С.С. Связи с общественностью в работе фирмы: Стратегии, коммуникации, имидж, брен-динг. М., 2011. С. 69.

2. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 17.

3. Социологический энциклопедический словарь. На русск., англ., нем., фр. и чешск. языках. Редактор-координатор Г.В. Осипов. М., 1998. С. 97.

4. Веснин В. Р. Организационная культура. //Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С.194 - 195.

5. Гречихин В.Г., Агапов П.В. Управление социальными коммуникациями. Курс лекций / В.Г. Гречи-хин, П.В. Агапов. М., 2009. С. 146 - 147.

6. Веремчук В.И., Крутилин Д.С. Имидж офицера современных Вооружённых Сил РФ (социологический анализ) //Репутациология. 2011. № 5 - 6. С. 53.

7. Аналитический отчёт на тему: «МЧС России - 20 лет на службе Родине: современный портрет в сознании россиян и актуальные задачи позиционирования тематики безопасности жизнедеятельности». М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2010. С. 112.

8. Тарасова В. Специфика связей с общественностью МЧС России в условиях рискогенности социокультурной среды: Автореферат дис. ...канд. соц. наук. - М., 2009. - С. 26.

9. Белоусов В.Н., Редин Б.М. Алтайцы об МЧС //Социологические исследования. 2008. № 3. С. 140.

10. Бондаренко Т.А. Структура престижа органов внутренних дел (по материалам социологических исследований): монография. М.: Академия управления МВД России, 2011. С. 105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.