Научная статья на тему 'Формирование имиджа ведомства информационными потоками (на примере МЧС России) (Рецензирована)'

Формирование имиджа ведомства информационными потоками (на примере МЧС России) (Рецензирована) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3180
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / ПРЕСС-СЛУЖБА МЧС / РАБОТА СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОПЕРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ИМИДЖ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОВОДЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ИМИДЖ / ЛИЧНОСТНЫЙ ИМИДЖ / ВНЕШНИЙ ИМИДЖ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сорока Дарья Владимировна

В статье рассматривается специфика организации работы со СМИ пресс-службы МЧС России и ее структурных подразделений. Анализируются причины создания пресс-службы, выявляются функции, описывается нормативно-правовая база, регулирующая деятельность СМИ в условиях чрезвычайных ситуаций. В связи с тем, что в условиях перехода к информационному обществу информационные потоки могут способствовать развитию деструктивных форм поведения, автор определяет основное предназначение пресс-службы МЧС в создании информационного противодействия как одного из главных факторов обеспечения национальной безопасности. Акцент в работе делается на информационных технологиях по формированию имиджа открытости и доступности МЧС России, восприятия Министерства как активного органа исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование имиджа ведомства информационными потоками (на примере МЧС России) (Рецензирована)»

УДК 316.77

ББК 76.120.0

С 65

Сорока Д. В. Формирование имиджа ведомства информационными потоками (на примере МЧС России)

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматривается специфика организации работы со СМИ пресс-службы МЧС России и ее структурных подразделений. Анализируются причины создания пресс-службы, выявляются функции, описывается нормативно-правовая база, регулирующая деятельность СМИ в условиях чрезвычайных ситуаций. В связи с тем, что в условиях перехода к информационному обществу информационные потоки могут способствовать развитию деструктивных форм поведения, автор определяет основное предназначение пресс-службы МЧС в создании информационного противодействия как одного из главных факторов обеспечения национальной безопасности. Акцент в работе делается на информационных технологиях по формированию имиджа открытости и доступности МЧС России, восприятия Министерства как активного органа исполнительной власти.

Ключевые слова:

Информационная сфера, пресс-служба МЧС, работа со средствами массовой информации, оперативная информация, обеспечение безопасности населения, имидж органа государственной власти, информационные поводы, коммуникативные технологии, функциональный имидж, интерактивный имидж, личностный имидж, внешний имидж.

Soroka D.V. Formation of the Department image by information streams (as in the case of the Ministry of Emergency Situations of Russia) Abstract:

The paper examines specificity of the organization of work with mass-media of the pressservice of the Ministry of Emergency Situations of Russia and its structural divisions. The author analyzes the reasons of creation of the press-service, reveals functions and describes the standardlegal base regulating activity of mass-media in the conditions of emergency situations. Because information streams can promote development of destructive forms of behavior in the conditions of transition to an information society, the author defines the main destination of the press-service of the Ministry of Emergency Situations in creation of information counteraction as one of the primary factors of providing national safety. The accent in work is made on information technology on formation of an image of openness and accessibility of the Ministry of Emergency Situations of Russia and perception of the Ministry as an active enforcement authority.

Keywords:

Information sphere, the press-service of the Ministry of Emergency Situations, work with mass media, the operative information, population safety, image of public authority, information occasions, communicative technology, functional image, interactive image, personal image, external image.

Информационная сфера развития современной цивилизации, являясь системнообразующим фактором жизнедеятельности большинства стран мира, активно влияет на состояние их политической, экономической, оборонной и других составляющих

безопасности.

Работа со СМИ - это одно из приоритетных направлений Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Эта деятельность положительно влияет на формирование общественного мнения о системе МЧС, Государственной противопожарной службе, способствует воспитанию безопасного образа жизни, привлечению граждан и общественности к участию в предотвращении пожаров.

Пресс-служба Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям формировалась параллельно с подобными структурами Министерства обороны и МВД. Но главным и определяющим ее отличием было то, что пресс-служба МЧС создавалась одновременно с Министерством, тогда как пресс-службы других силовых ведомств возникли в уже существующих десятилетиями организациями.

Создание МЧС было обусловлено тяжелыми последствиями аварии на Чернобыльской АЭС (1986г.) и землетрясения в Армении (1988 г.), когда стало очевидно, что в Советском союзе нет службы, способной оперативно и эффективно оказывать помощь людям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Постановлением Совета министров РСФСР 27 декабря 1990 г. был образован Российский корпус спасателей на правах государственного комитета. А в 1994 г.Государственный комитет Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС) был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Появление нового ведомства означало поворот в российской истории управления. Впервые государство сформулировало как свою приоритетную задачу обеспечение безопасности не только общества или населения в целом, но и каждого конкретного человека. В сферу деятельности новой службы входило информирование населения о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях и мерах по их ликвидации. С первых дней существования ведомства его руководство уделяло особое внимание работе со средствами массовой информации. Поэтому уже в первой структуре ГКЧС, пресс-центр был выделен в самостоятельное структурное подразделение. Одним из сложных этапов адаптации к новым политическим условиям для пресс-службы МЧС - так же, как и для пиар-структур МВД и Министерства обороны - стал период работы в ходе урегулирования вооруженных конфликтов в начале 1990-х гг. на территории бывших советских республик, в частности между Южной Осетией и Грузией, между Грузией и Абхазией. Во время войны, когда в целях дестабилизации обстановки распространяются ложные сведения и слухи, информация, поступающая из пресс-центра органа государственной власти, - была официальной точкой зрения. Поэтому пресс-центры оперативных групп, созданные в зонах вооруженных конфликтов, были востребованы как никогда. Нередко информация, которую они сообщали, определяла исход события.

На страницах газет, в теле- и радио-эфирах впервые за долгие годы были представлены различные точки зрения, а не санкционированные ЦК КПСС. Именно в этот период главным источником информации для граждан России стали отечественные СМИ. Люди получали достоверную информацию, в том числе от органов государственной власти.

В настоящее время Управление информации и связи с общественностью МЧС России выполняет более 20 функций. Объедим их в три основных блока:

1. Предоставление населению оперативной достоверной информации посредством СМи и других коммуникаций о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и ходе работ по ликвидации их последствий;

2. Формирование общественного мнения, заинтересованного в создании системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

3. Формирование культуры безопасности населения.

Проанализируем обозначенные функции с двух сторон: во-первых, достижение главной задачи ведомства - обеспечения безопасности населения, а во-вторых, создания имиджа

органа государственной власти, обладающего эффективной спасательной службой, которая оказывает помощь всем вне зависимости от того, где случилось бедствие и сколько человек пострадало - сто или один.

Встал вопрос о необходимости формирования чрезвычайного правового поля в области взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации. Этот процесс проходил поэтапно. Первым значительным шагом в этой области было принятие в 1991 г. Закона «О СМИ». Вторым шагом на пути урегулирования отношений с государственными средствами массовой информации стал принятый 15 декабря 1994 г. Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

В этом же году был принят Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Органы государственной власти, в сферу задач которых входила деятельность в области ликвидации последствий или предупреждения ЧС, были обязаны информировать СМИ о происходящем, что повышало ответственность чиновников перед обществом. Для служб по связям с общественностью органов государственной власти закон явился главным нормативным документом, их опорой и защитой. Информация о причинах и последствиях природных и техногенных катастроф, за исключением чрезвычайных ситуаций на военных объектах, оперативно передавалась журналистам и становилась известна обществу. Гибель людей в результате чрезвычайной ситуации, о которых советская власть предпочитала не сообщать, признавалась трагедией. Сегодня, как правило, информация о погибших в случае природных и техногенных катастроф не только не скрывается, но и становится предметом осмысления, и общество вправе требовать от власти объяснений причин произошедшего.

Важнейшую функцию всех региональных пресс-служб МЧС России - своевременное информирование населения о ЧС - можно по праву считать фактором минимизации рисков. Открытое, тесное взаимодействие органов власти и населения способствует повышению эффективности реагирования, оперативному оказанию помощи.

Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность СМИ в условиях чрезвычайных ситуаций позволяет журналистам применить в своей работе мощный инструмент свободы слова, а граждане Российской Федерации имеют право на информацию, которая существенным образом влияет на общество, способствуя обеспечению его безопасности.

Тем не менее, следует отметить, что существующее законодательство является несовершенным и не охватывает все правовые особенности деятельности СМИ и служб по связям с общественностью в условиях чрезвычайной ситуации. С тех пор как были приняты упомянутые выше законы, изменились коммуникативные технологии, появились Интернет-СМИ, аудитория которых с каждым годом растет.

Определенные преграды в работе по формированию имиджа открытости, доступности органов государственной власти обществу были сняты благодаря Постановлению Правительства Российской Федерации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Также в целях координации деятельности Департаментом массовых коммуникаций, образования и культуры Правительства Российской Федерации была разработана межведомственная инструкция, которая была призвана регулировать действия органов исполнительной власти и журналистов в условиях чрезвычайных ситуаций. В ней впервые в практике работы силовых ведомств были определены временные рамки информирования журналистов в случае чрезвычайной ситуации (п.6), а также зафиксировано правило, которое гласит: «Не допускается включать в тексты заявлений предположения о виновниках и причинах, вызывающих чрезвычайную ситуацию, без официального заключения экспертов или специально образованной Правительственной комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации». Данные положения имели принципиальный характер, так как способствовали уменьшению в СМИ непроверенной информации.

Появление этой инструкции явилось подтверждением того, что в условиях информационного общества законы не поспевают за жизнью. Современный мир становится более уязвимым и зависимым от множества связей и обстоятельств, созданных нашей цивилизацией. Возникающие институциональные изменения, постоянно меняющиеся формы управления диктуют и новые формы взаимодействия власти и общества, власти и средств массовой информации и, соответственно, новые коммуникационные технологии. Отсюда следует вывод, что подобные межведомственные инструкции представляются нам наиболее мобильным способом формирования условий для оперативной и эффективной работы всех участников процесса. При этом не менее важным является принятие поправок в действующие законодательные акты, которые закрепляют продиктованные жизненным опытом и устоявшиеся на практике правила работы.

Значительно участившиеся в последнее время природные катаклизмы и катастрофы вывели деятельность Министерства по чрезвычайным ситуациям на первые полосы в сообщениях электронных и печатных СМИ.

Но свой положительный имидж МЧС формирует реальными делами во время проведения спасательных операций, к которым благодаря СМИ приковано внимание населения, и нет необходимости изыскивать информационные поводы и коммуникативные технологии, чтобы заинтересовать общество. С другой стороны, восприятие населением работы ведомства сквозь призму беды сопряжено с обостренным, эмоционально неуравновешенным состоянием и обычно бывает необъективным. Любой минимальный промах одного из руководителей или подразделения, любое неверно сказанное слово может вызвать негативную реакцию средств массовой информации и населения по отношению к службе в целом. Формирование общественного мнения в условиях кризиса, когда люди находятся в стрессовом состоянии, - сложная задача. Поэтому в главную задачу пиар-службы министерства входит использование всего арсенала коммуникаций для укрепления доверия людей государству, которое создает условия для их жизнеобеспечения, вовлечения в процесс управления и принятия общественно значимых решений.

Достигается это управлением информационными потоками, которые должны быть направлены на формирование у населения восприятия Министерства как активного органа исполнительной власти, который ведет многовекторную социально значимую деятельность: проводит спасательные операции, занимается активной научной работой в области управления рисками, разрабатывает новые технологии и оборудование, формирует культуру безопасности жизнедеятельности. На практике это выражается, прежде всего, в комплексном подходе к подготовке PR-текстов (информационных сообщений, пресс-релизов), которые должны, помимо новости, содержать информацию о различных сферах деятельности ведомства, а также о стоящих перед обществом проблемах в сфере управления рисками.

Информационным управлением МЧС в 2008 г. были разработаны методические рекомендации в адрес информационных отделов территориальных органов МЧС России, направленные на координирование информационной деятельности по поддержанию имиджа корпорации на регионально уровне. Внимание фокусируется на четырех взаимосвязанных составляющих имидж: функциональной, интерактивной, личностной и внешней.

Функциональный компонент представляет собой позитивное отражение в информационном пространстве реальных дел (функций), которые осуществляются сотрудниками. При этом речь должна идти не только об операциях спасения, но и о повседневных не экстренных ситуациях и делах, например, о работе сотрудников МЧС со школьниками и студентами, об экспертизе тех или иных законодательных актов, о повседневной профилактической работе с организациями и пр. Интерактивный компонент имиджа формируется из повседневной практики взаимодействия территориальных органов МЧС с представителями прессы, которые выступают посредниками во взаимодействии МЧС и широкой общественности. Цель - создавать атмосферу открытости МЧС для общества. Этой цели должен служить также личностный компонент имиджа, который раскрывается через имидж руководителя и личностные характеристики спасателей. В позиционировании личности руководителя

следует обращать внимание на личностные (характер, внешность, стиль поведения как руководителя и пр.), социальные (статус, биография, награды, образованность), профессиональные (умение принимать решения, особенности взаимодействия с органами власти, подчиненными, коллегами и пр.) качества.

Постоянный мониторинг СМИ, проводимый отделением пропаганды и связям с общественностью Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, показывает, что всплеск общественного внимания к деятельности ведомства не только всегда связан с чрезвычайными ситуациями, но и не угасает сразу после локализации и ликвидации этих ситуаций.

С помощью СМИ пресс-службы МЧС реализует свой главный сегмент -информационный. Так, основной функцией отделения пропаганды и связям с общественностью Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю является обеспечение постоянного распространения необходимой информации о деятельности структуры и ее руководителе, регулярное информирование журналистов для создания положительного имиджа ведомства, чья деятельность связана с событиями, которые журналисты, в основном, подают как сенсацию. Главными каналами распространения имиджевой информации являются такие корпоративные издания, как журналы «01 Единая служба спасения», «Вестник МЧС России», «Гражданская защита», «Пожарное дело», «Флагман безопасности», информационный дайджест «Южный региональный центр МЧС России», газеты «Спасатель», «Служба спасения».

Примечания:

1. Информационная политика: учебник / под общ. ред. В.Д. Попова. М., 2003. 459 с.

2. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. М., 2005. 317 с.; Пресс-служба органов власти субъектов РФ: опыт и проблемы медиарилейшнз. М., 2003; Политическая имиджелогия / под ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной. М., 2006. 399 с.

3. Хрубецова З.Ф. Имидж политических институтов в структуре политического имиджа России для внешних аудиторий // Имидж государства/региона: современные подходы. Новые идеи в теории и практике коммуникации. СПб., 2009. С. 116-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.