Научная статья на тему 'ИКТ в дистанционном образовании'

ИКТ в дистанционном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баданова Н. М.

Статье рассматриваются вопросы практического применения и эффективного использования интерактивных интернет-технологий и сервисов в образовательном процессе с использованием дистанционных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИКТ в дистанционном образовании»

ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Н. М. Баданова

АНО СКН «Достижение», г. Йошкар-Ола

ИКТ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются вопросы практического применения и эффективного использования ин -терактивных интернет-технологий и сервисов в образовательном процессе с использованием дистанционных технологий.

Образовательный процесс — это целая система, требующая тщательного планирования, отбора наиболее эффективных обучающих методик и технологий и своевременного контроля.

Остановимся на последнем. В рамках контроля учитываются как качественные, так и количественные показатели. Качественные показатели определяются исходя из данных успеваемости, количественные включают в себя определенную статистику, в том числе и количество проведенных часов по учебным предметам, дающим основание делать выводы о выполнении или не выполнении программы курса.

Даже при идеальном планировании в течение учебного года происходит потеря учебных часов по различным причинам. Наиболее частыми факторами здесь выступают отмена занятий вследствие понижения температуры в зимний период и карантинные мероприятия. В среднем потеря может составить от 3 до 7 дней. Умножим на 5 (наиболее распространенное количество уроков в день) и получим от 15 до 21 не проведенных уроков, не учитывая классных часов и факультативных занятий.

Чтобы восполнить потерянное, существует практика домашних заданий, проведения дополнительных уроков. У данных мер есть и плюсы, и минусы. Не все ученики одинаково успешно и в полном объеме выполняют заданное. Приходится возвращаться к одним и тем же темам несколько раз, а при наличии уроков сверх рабочего расписания возникают перегрузки.

Количественные потери можно реально свести до минимума используя ИКТ. Здесь имеется в виду как организация дистанционных занятий и консультаций, так и электронный обмен заданиями и иным учебным материалом.

Индивидуальные и групповые консультации реально проводить через Skype (http://www.skype.com). Этой программой пользуются многие. При хорошей скорости Интернет доступна и видеосвязь. Возможен обмен текстовыми документами, фото, презентациями, видеоклипами.

Можно организовать просмотр урока, размещенного на одном из видеосервисов (http://vimeo.com или http://www.youtube.com) и обсудить его. Множество готовых школьных видеоуроков доступны на сервисе Интернет-урок (http://intemeturok.ru).

В условиях невозможности присутствия детей в школе, вполне рационально заняться проектной и исследовательской деятельностью. Как правило, именно данное направление учебной работы в большинстве случаев протекает вне расписания. Для этого можно использовать сервис GOOGLE документы (https://docs.google.com), позволяющий коллективно работать с документами, вносить дополнения и правки.

Такой известный и привычный для всех сервис, как электронная почта, тоже принесет огромную пользу. Логично классу или учебной группе иметь общую электронную почту, на которую любой педагог может выслать задания и обучающие инструкции, причем формат документов может быть различным.

Таким образом, информация будет иметь конкретную целевую аудиторию с ограниченным доступом. Для большего удобства и дисциплины можно оговорить конкретные часы или даты приема-отправки информации. Кстати многие высшие учебные заведения активно это практикуют.

28

ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Использование электронной почты имеет еще один положительный момент. При отправке рефератов, эссе, тематических сообщений, есть замечательная возможность проверки работ на предмет плагиата. В этом поможет свободно распространяемая программа Advego Р1а^а1и8 (http://advego.ru/plagiatus).

Проверка на предмет плагиата особенно актуальна для таких предметов, как история, обществознание, география. В данном случае ребенок учится не только искать информацию, но и обрабатывать, анализировать, делать собственные выводы. Иными словами, мы будем иметь не реферат для реферата, а достаточно полноценную работу с авторским началом.

К сожалению, заимствование чужих мыслей без ссылок — явление не редкое. Как известно, любой учитель всегда ратует за развитие мышления, познавательного интереса, умения формулировать свои умозаключения. Это как никогда актуально в условиях внедрения новых образовательных стандартов. Без преувеличения в жизнь вступает принцип «Учись учиться». Умение мыслить самостоятельно — неотъемлемая часть взрослой жизни. Привыкнув к плагиату, сложно выбрать собственный путь.

Кроме контроля над самостоятельностью мысли, электронные версии учебного материала позволяют в минимально короткие сроки получить общую картину выполнения учебных заданий. Здесь имеются в виду интерактивные опросники и тесты, созданные с помощью специальных конструкторов. Достаточно разместить их на сайте учреждения или на классную электронную почту высылать необходимую ссылку. Интересен сервис Мастер-тест (http://www.master-test.net), созданный специально для использования в рамках ОУ. Тесты уместны не только при дистанционном обучении, но и в штатном режиме.

Использование хотя бы небольшой части сервисов позволит избавить учебный процесс от количественных и качественных издержек, проконтролировать занятость учащихся, рационально распределить учебную нагрузку.

Т. М. Гусакова

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

Модель корпоративной образовательной сети для малокомплектных школ

С ЦЕЛЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Необходимость обеспечения равных возможностей доступа граждан к качественному образованию остается главной задачей современного образования. В статье обосновывается и предлагается модель корпоративной сети малокомплектных школ муниципалитета, позволяющая обеспечить качественное образование при реализации ФГОС с использованием дистанционных технологий.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) предполагает выполнение комплекса мероприятий по созданию условий реализации основной общеобразовательной программы, среди которых выделяются:

- кадровые (укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками; уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения);

- материально-технические (обеспечение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса; социально-бытовых условий, в том числе наличие оборудованного компьютеризированного рабочего места учителя и др.);

- финансовые (отражение структуры и объема расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы, и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования);

- информационно-образовательные: совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно -познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.