Научная статья на тему 'Модель корпоративной образовательной сети для малокомплектных школ с целью реализации ФГОС'

Модель корпоративной образовательной сети для малокомплектных школ с целью реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусакова Т. М.

Необходимость обеспечения равных возможностей доступа граждан к качественному образованию остается главной задачей современного образования. В статье обосновывается и предлагается модель корпоративной сети малокомплектных школ муниципалитета, позволяющая обеспечить качественное образование при реализации ФГОС с использованием дистанционных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусакова Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель корпоративной образовательной сети для малокомплектных школ с целью реализации ФГОС»

Использование электронной почты имеет еще один положительный момент. При отправке рефератов, эссе, тематических сообщений, есть замечательная возможность проверки работ на предмет плагиата. В этом поможет свободно распространяемая программа Advego Р1а^а1и8 (http://advego.ru/plagiatus).

Проверка на предмет плагиата особенно актуальна для таких предметов, как история, обществознание, география. В данном случае ребенок учится не только искать информацию, но и обрабатывать, анализировать, делать собственные выводы. Иными словами, мы будем иметь не реферат для реферата, а достаточно полноценную работу с авторским началом.

К сожалению, заимствование чужих мыслей без ссылок — явление не редкое. Как известно, любой учитель всегда ратует за развитие мышления, познавательного интереса, умения формулировать свои умозаключения. Это как никогда актуально в условиях внедрения новых образовательных стандартов. Без преувеличения в жизнь вступает принцип «Учись учиться». Умение мыслить самостоятельно — неотъемлемая часть взрослой жизни. Привыкнув к плагиату, сложно выбрать собственный путь.

Кроме контроля над самостоятельностью мысли, электронные версии учебного материала позволяют в минимально короткие сроки получить общую картину выполнения учебных заданий. Здесь имеются в виду интерактивные опросники и тесты, созданные с помощью специальных конструкторов. Достаточно разместить их на сайте учреждения или на классную электронную почту высылать необходимую ссылку. Интересен сервис Мастер-тест (http://www.master-test.net), созданный специально для использования в рамках ОУ. Тесты уместны не только при дистанционном обучении, но и в штатном режиме.

Использование хотя бы небольшой части сервисов позволит избавить учебный процесс от количественных и качественных издержек, проконтролировать занятость учащихся, рационально распределить учебную нагрузку.

Т. М. Гусакова

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

Модель корпоративной образовательной сети для малокомплектных школ

С ЦЕЛЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Необходимость обеспечения равных возможностей доступа граждан к качественному образованию остается главной задачей современного образования. В статье обосновывается и предлагается модель корпоративной сети малокомплектных школ муниципалитета, позволяющая обеспечить качественное образование при реализации ФГОС с использованием дистанционных технологий.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) предполагает выполнение комплекса мероприятий по созданию условий реализации основной общеобразовательной программы, среди которых выделяются:

- кадровые (укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками; уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения);

- материально-технические (обеспечение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса; социально-бытовых условий, в том числе наличие оборудованного компьютеризированного рабочего места учителя и др.);

- финансовые (отражение структуры и объема расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы, и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования);

- информационно-образовательные: совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно -познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

- комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Однако необходимые условия не всегда могут быть созданы в пределах одного общеобразовательного уч -реждения. Данная проблема является наиболее острой для однокомплектных и малокомплектных школ на селе и в малых городах. Состояние образовательной сети малокомплектных школ (далее МКШ) ставит перед системой образования ряд проблем, без решения которых невозможно в полной мере реализация ФГОС:

- нехватка квалифицированных кадров (педагогов-предметников) в сельских школах и, как следствие, невозможность организации обучения по всему спектру предметов общего образования (прежде всего, среднего (полного) общего образования на профильном уровне) в удаленных населенных пунктах;

- отсутствие современных специализированных учебных помещений (информационно-библиотечный центр, специализированные лаборатории, творческие мастерские и студии);

- географическая разбросанность МКШ и высокая затратность существующей системы подвоза детей;

- низкая конкурентоспособность выпускников сельских школ, отсутствие условий для вариативного образования;

- отсутствие возможности дать своим детям качественное образование является одной из причин миграции населения в крупные города Российской Федерации, нежелание переезда в отдаленные районы даже при наличии там интересной и хорошо оплачиваемой работы.

Для обеспечения доступности качественного образования при реализации ФГОС в малокомплектных школах становится целесообразным использование образовательных ресурсов учреждений образования, находящихся на территории одного субъекта, муниципального образования. Одним из решений может быть создание корпоративной образовательной сети (далее КС) малокомплектных школ с применением сетевых и дистанционных технологий.

Уверенность в реалистичности предлагаемой модели основана на следующих факторах.

Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137.

В настоящее время решены вопросы организации высокоскоростных каналов связи для всех регионов России. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» все образовательные организации (учреждения) подключены к Интернету.

В России наработан опыт организации дистанционного обучения на базе крупнейших научноисследовательских университетов (Москва, Саратов, Санкт-Петербург, Новосибирск). Дистанционное обучение первоначально развивалось только как форма высшего профессионального образования, однако сейчас сфера применения дистанционных технологий расширилась и применяется в среднем профессиональном и довузовском образовании, а также при проведении курсов повышения квалификации преподавателей и других категорий специалистов, обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Существенный вклад в основу развития дистанционного обучения в системе общего образования внесли меры по компьютеризации общеобразовательных школ, внедрению видеоконференцсвязи и электронного документооборота, созданию виртуальных методических площадок (OpenClass) и проведению электронных мониторингов.

Поддержкой финансового обеспечения КС может стать проект модернизации региональной системы образования, в рамках которого все регионы только в 2012 году получают 60 млрд рублей на развитие инфраструктуры общего образования. Причем отдельной статьей прописаны деньги на дистанционное обучение, предусмотрены средства на повышение квалификации и закупку компьютерного оборудования.

При разработке стратегии дистанционного обучения в рамках КС малокомплектных школ целесообразно оценить внутренний потенциал сети. Для взвешивания «силы», определения слабых сторон, сопоставления возможностей и угроз корпоративной образовательной сети малокомплектных школ условиям образовательно -го рынка применим матрицу, где в соответствующих ячейках содержатся результаты SWOT-анализа. Сильные и слабые стороны относятся к сложившейся внутренней среде сети (системе управления, техническому потенциалу, технологиям обучения, персоналу, экономической деятельности, финансовому состоянию и т. д.), возможности и угрозы обусловлены влиянием внешней среды.

Указанный метод позволяет «связать» стратегические цели внедрения дистанционного обучения с имеющимися потребностями в образовательных услугах, особенностями и спецификой организации процесса оказания образовательных услуг и имеющейся инфраструктурой малокомплектных школ, а также определить индикаторы (показатели), которые необходимо отслеживать при реализации стратегии внедрения дистанционного обучения в рамках корпоративной образовательной сети малокомплектных школ.

«8» — сильные стороны Потребители: 1. Применение полученных знаний на практике. 2. Использование современных технологий обучения. Финансы: Более низкая стоимость дистанционного обучения в сравнении с традиционными формами обучения. Процессы: 1. Одновременный охват неограниченного числа обучаемых. 2. Минимальный объем аудиторных занятий. Обучение и развитие: Получение дополнительного образования параллельно с основным («без отрыва от производства») <^» — слабые стороны Потребители: 1. Ограниченный доступ к информации библиотечных фондов в связи с недостаточной развитостью коммуникационной инфраструктуры. 2. Недостаточный контроль за деятельностью участников образовательного процесса. 3. Ограниченный перечень образовательных программ. Финансы: Недостаточная разработанность механизмов финансирования материально-технического и учебно-методического обеспечения дистанционного обучения. Процессы: 1. Дискретность (прерывистость) учебного процесса. 2. Отсутствие постоянного контакта преподавателя и обучающегося. 3. Отсутствие постоянной обратной связи и корректировки индивидуального процесса освоения предмета. Обучение и развитие: 1. Трудности выполнения СанПиН. 2. Слабое эмоциональное влияние личности преподавателя на формирование компетенций обучающегося

«О» — возможности Потребители: 1. Получение образования представителями социальных групп с различными возможностями. 2. Свобода в плане выбора времени, места и темпа обучения, отсутствие географических границ. 3. Самостоятельное распределение времени на обучение. Финансы: Расширение контингента обучающихся за счет применения современных информационных технологий для организации индивидуальных траекторий обучения. Процессы: Отсутствие ограничений на одновременное обучение по нескольким программам, в нескольких образовательных учреждениях. Обучение и развитие: Возможность повышения качества и эффективности процесса обучения «Т» — угрозы Потребители: 1. Разный уровень обученности. 2. Разная степень готовности к самостоятельной работе и самообразованию. Финансы: 1. Отсутствие финансовой возможности работодателей для оплаты обучения педагогов. 2. Отчисления обучающихся в связи с жестко регламентированными требованиями к процессу обучения. Процессы: Разная степень обратной связи обучающихся и учителей, влияющая на снижение качества обучения. Обучение и развитие: 1. Низкая мотивация учительского корпуса при внедрении дистанционного обучения. 2. Недостаточный уровень материально-технического оснащения

Результаты проведенного SWOT-анализа необходимы для планирования мероприятий, позволяющих свести к минимуму угрозы, а слабые стороны посредством имеющихся возможностей перевести в сильные. Схема модели сети представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Модель корпоративной сети малокомплектных школ

Управленческий уровень составляет орган управления образованием и учебно-методический центр. Здесь создается нормативно-правовая база, происходит необходимое обобщение информационных потоков со школ. Данные с этого уровня могут передаваться на региональный уровень, в учреждения, работающие в сети.

Образовательный уровень — это малокомплектные школы, подключенные к муниципальному узлу, на базе которого строятся локальные сети образовательных учреждений для проведения как учебной деятельности, так и дополнительного образования. Базовые общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования при необходимости подключаются к сети, и малокомплектное учреждение получает возможность использовать дополнительный ресурс.

Внешний уровень — это учреждения и социальные партнеры, которые не входят в КС, но их участие необходимо, например, для обучения педагогов, профессиональной подготовки, социализации учащихся и др.

Основные подходы к построению корпоративной образовательной сети:

1. Образовательная сеть является корпоративной для образовательных учреждений определенного муниципалитета, развитие образовательной сети — непрерывный управляемый процесс, в котором участвуют субъекты системы образования, решающие совместные образовательные задачи, привлекающие собственные ресурсы и своих исполнителей, при необходимости используя потенциал базовых школ и учреждений дополнительного образования.

2. КС развивается совместно с процессом информатизации региональной системы образования.

3. КС должна быть максимально встроена во внешние по отношению к ней информационные системы.

Основные принципы построения сети:

1. Регламентированность.

2. Единство (принцип единого окна).

3. Индивидуализированность доступа.

4. Принцип всеобщего взаимодействия.

5. Иерархичность и централизованность.

В случае сетевого взаимодействия, организованного таким образом, каждый педагог юридически продолжает работать в своем образовательном учреждении, а учащиеся — учиться в своих школах. Изменяется лишь деятельность образовательных учреждений, организованная по корпоративной модели, предполагающей согласованность действий каждого члена корпорации деятельностью других участников сети, связанной единой целью обеспечения реализации ФГОС. Школы, подключенные к корпоративной сети, получают возможность создать свое внутришкольное информационное пространство, охватывающее организацию и мониторинг учебного процесса, административные функции, общение и коллективную работу.

Корпоративная образовательная сеть позволяет эффективно задействовать возможности существующей физической компьютерной сети муниципального образования, сформировать единую информационную среду, тем самым добиться взаимодействия между муниципальным органом управления образования, учебнометодическим центром и образовательными учреждениями, каждый из элементов работает в рамках своей компетенции.

Малокомплектная школа дает заявку в муниципальный орган управления образования о необходимости организации учебного процесса, в связи с отсутствием условий в учреждении. Управление образования формирует нормативно-правовую базу. Учебно-методический центр (УМЦ) осуществляя техническую поддержку и информационное сопровождение, распределяет педагогов, производит стыковку расписания, формирует группы, оказывает методическое сопровождение.

ПроцкЛ 1 и

Рис. 2. Схема процесса формирования запроса на ресурсы КС

Вся содержательная часть обучения происходит на уроках, развернутых в системе электронного дистанционного обучения в малокомплектном образовательном учреждении. Учащийся, родители имеют доступ к электронному расписанию учащегося (класса), с возможностью выборки по дню, времени проведения урока. УМЦ обслуживает участников сети в части организационного сопровождения, электронного обучения (горячая линия, са11-сеп1ге с диспетчером для консультаций учителей, учеников, родителей). При организации работы службы консультаций могут быть эффективно использованы методическая взаимопомощь, работа в виртуальных группах, самообразование.

ГЦЮц&И ?

Рис. 3. Схема процесса организации обучения в среде КС

Контроль осуществляется муниципальным органом управления образования в рамках своих компетенций. Учебно-методический центр проводит мониторинг.

Рис. 4. Схема процесса обратной связи внутри КС

Данная сеть представляет собой не просто несколько связанных между собой элементов. Это гибкая, масштабируемая и современная информационная структура, позволяющая в кратчайшие сроки и с минимальными усилиями осуществлять образовательный процесс, обмен информацией между образовательными учреждениями, муниципальным органом управления образованием, учебно-методическим центром, которые входят в отрытую сеть, и внешними структурами, которые помогают ресурсно обеспечить деятельность в рамках ФГОС — базовые школы, учреждения дополнительного образования, высшие учебные заведения, общественные структуры, являющиеся ресурсными центрами для ряда учреждений.

Механизм внедрения КС предполагает разработку рекомендаций по ее организации. Вопросы внедрения дистанционного обучения в рамках корпоративной сети в конкретном субъекте Российской Федерации должны быть урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти данного субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Реализация конкретной модели дистанционного обучения в рамках корпоративной образовательной сети малокомплектной школы предполагает:

- (на подготовительном этапе) на основе комплексного мониторинга проведение анализа ситуации в субъекте Российской Федерации (образовательная, социальная, экономическая, технологическая и т. д.), выявление потребностей педагогического сообщества, работодателей и обучающихся;

- (на конструкторском этапе) выбор моделей дистанционного обучения с учетом регионального аспекта, разработка рабочих программ и учебно-методических комплексов, разработка технологической платформы поддержки дистанционного обучения, подготовка педагогов-тьюторов, подготовка организационно -распорядительной документации на уровне региона;

А. Р. Нуруллин

33

- (на этапе реализации) проведение учебных занятий по разработанным программам, мониторинг хода реализации проекта, коррекция предложенной модели (содержательный, кадровый, организационный, технологический аспекты), обеспечение информационно-методической поддержки;

- (на заключительном этапе) обобщение и публикация результатов исследования, распространение построенной модели, определение перспектив развития.

Апробированная модель дистанционного обучения в рамках корпоративной образовательной сети мало -комплектных школ, построенная на основе изложенного подхода, обеспечит ее эффективное функционирование в условиях модернизации региональных систем общего образования.

Список использованных источников

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции).

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003).

3. Приказ Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

4. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707).

6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682).

7. Королева Е. Дистанционное обучение в США и Европе [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.cnews.ru/reviews/free/nationa12006/artic1es/do_usa/index.shtm1

8. Развитие сети образовательных учреждений: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. — М.: АПКиППРО, 2007. — 128 с.

А. Р. Нуруллин

Многопрофильный лицей-интернат, п. Руэм, Республики Марий Эл

Организация дистанционного сопровождения одаренного ребенка

С ПОМОЩЬЮ СЕРВИСОВ САЙТА RUEMCENTER.RU

В данной статье пойдет речь об организации непрерывного сопровождения одаренного ребенка в форме дистанционного обучения средствами образовательного сайта. Эти средства являются общедоступными и бесплатными, а значит организовать подобное сопровождение может любое образовательное учреждение по отношению к своим обучающимся.

С 2009 года на базе ГБОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат» функционирует Республиканский центр по работе с одаренными детьми. Со всей республики три раза в год в центр съезжаются одаренные дети на очные сессии, где с ними занимаются преподаватели ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» с целью подготовки к ежегодной Всероссийской олимпиаде школьников. На таких сессиях ученики центра получают основную долю теоретических и практических знаний. В остальное время обучение происходит дистанционно. В августе 2010 года был создан web-сайт, основное предназначение которого было и остается — поддержка связи между участниками учебного процесса в межсессионный период посредством синхронных и асинхронных средств коммуникации. С помощью сайта и его сервисов дети, уезжающие из центра в свои образовательные учреждения после очных сессий всегда имеют возможность связаться с сотрудниками нашего центра. Сайт предназначен не только для детей, но и для всех кто интересуется олимпиадным движением.

Структура образовательного сайта ruemcenter.ru представляет собой множество разделов, объединенных общей олимпиадной тематикой. Информационный блок сайта предоставляет его посетителям исчерпывающую информацию о модели центра, об истории и целях его создания, о сотрудниках, также здесь можно найти опубликованные отчеты по итогам работы центра за прошедшие учебные года и много другое. Один из ресурсов сайта содержит видеозаписи занятий преподавателей вуза с одаренными детьми. Методисты нашего центра непрерывно осуществляют пополнение архива олимпиадных заданий прошлых лет различных уровней. Также среди многочисленных сервисов сайта ruemcenter.ru присутствуют «Онлайн тесты». Раздел сайта «Внеклассные мероприятия» содержит аннотации или подробные сценарии внеклассных мероприятий, проводимых с учениками центра, а в разделе «Фотоальбом» содержится множество фотоматериалов с этих мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.