Научная статья на тему 'Идея маски как инструмент творения культуры (меметическая теория Р. Докинза)'

Идея маски как инструмент творения культуры (меметическая теория Р. Докинза) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
546
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСКА / MASK / ФЕНОМЕН / PHENOMENON / ФЕНОМЕН МАСКИ / PHENOMENON OF A MASK / ПОКОЛЕНИЕ / GENERATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / МЕМЕТИКА / MEMETICS / SMART-ПОКОЛЕНИЕ / SMART-GENERATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / STRUCTURE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тихомирова Екатерина Григорьевна.

В качестве основной проблемы исследования данная статья имеет феномен маски. Исследование феномена, смежных с ним понятий и явлений показывает, что он занимает прочное место в культуре Новейшего времени. Художественная литература, психологические теории и практикумы, области имиджевой эстетики, повседневность являются теми сферами культуры, в которых отчётливо просматриваются: представленность идеи маски, воплощение идеи в конкретных культурных продуктах, переход от замысла феномена маски к его смыслам в культуре. В работе представлен анализ специфической формы культуры меметики и связанных с ней масочных форм культуры «высоких технологий», в которых поставлены вопросы соотношения истинного лица и личностного многообразия в современном культурном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEA OF A MASK AS THE INSTRUMENT FOR CULTURE CREATION (MEMETIC THEORY BY R. DAWKINS)

The main study object of the article is the phenomenon of a mask. The study of this phenomenon and related concepts shows that it is well embedded in modern culture. Fiction, psychological theories and practical work, spheres of image aesthetics, everyday life all of these are the spheres of culture which clearly demonstrate the representation of the idea of a mask, its implementation in specific cultural products, transfer from the idea of mask phenomenon to its meanings in culture. The work presents the analysis of a specific form of culture memetics, and the mask forms of «advanced technologies» culture connected with it. These forms of culture pose the problems of the ratio of true face and variety of personalities in modern cultural space.

Текст научной работы на тему «Идея маски как инструмент творения культуры (меметическая теория Р. Докинза)»

(Т/дЕЯ МАСКИ

как ИНСТРУМЕНТ ТВОРЕНИЯ культуры (МЕМЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Р. ДОКИНЗА)

УДК 130.2

Е. Г. Тихомирова

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

В качестве основной проблемы исследования данная статья имеет феномен маски. Исследование феномена, смежных с ним понятий и явлений показывает, что он занимает прочное место в культуре Новейшего времени. Художественная литература, психологические теории и практикумы, области имиджевой эстетики, повседневность являются теми сферами культуры, в которых отчётливо просматриваются: представленность идеи маски, воплощение идеи в конкретных культурных продуктах, переход от замысла феномена маски к его смыслам в культуре. В работе представлен анализ специфической формы культуры — меметики и связанных с ней масочных форм культуры «высоких технологий», в которых поставлены вопросы соотношения истинного лица и личностного многообразия в современном культурном пространстве.

Ключевые слова: маска, феномен, феномен маски, поколение, культура, гуманитарная культура, меметика, smart-поколение, личность, структура личности.

E. G. Tikhomirova

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

IDEA OF A MASK AS THE INSTRUMENT FOR CULTURE CREATION (MEMETIC THEORY BY R. DAWKINS)

The main study object of the article is the phenomenon of a mask. The study of this phenomenon and related concepts shows that it is well embedded in modern culture. Fiction, psychological theories and practical work, spheres of image aesthetics, everyday life — all of these are the spheres of culture which clearly demonstrate the representation of the idea of a mask, its implementation in specific cultural products, transfer from the idea of mask phenomenon to its meanings in culture. The work presents the analysis of a specific form of culture — memetics, and the mask forms of «advanced technologies» culture connected with it. These forms of culture pose the problems of the ratio of true face and variety of personalities in modern cultural space.

Keywords: mask, phenomenon, phenomenon of a mask, generation, culture, memetics, smart-generation, personality, structure of personality.

ТИХОМИРОВА ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА — кандидат философских наук, доцент кафедры права, культурологии и психолого-педагогических дисциплин Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

TIKHOMIROVA EKATERINA GRIGORIEVNA — Ph.D. (Philosophy), Associate Professor of Department of law, cultural studies and psychology and pedagogical disciplines, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

e-mail: katiaphilos@mail.ru © Тихомирова Е. Г., 2014

Современную культуру XXI века нельзя характеризовать как культуру примитивно информационную — существующую в виде поля для создания/хранения информации, для решения тех или иных задач в границах деловой активности субъекта. Культура Новейшего времени проявила себя иначе: в виде культуры «высоких» технологий — стала этаг^пространством, где человек научился при помощи специальных программируемых устройств создавать новые объекты, новые ценности во всех сферах жизни — экономике, политике, науке, искусстве и пр. В области проектирования, в области мотивов к изменениям, в области желаний человека совмещать компьютерное и природное и нашла себя идея маски. Идея маски здесь — есть образы ожидаемых изменений в структуре личности и мира, достижение которых возможно только при использовании специальной техники, особых методик и инструментов. К таким инструментам культурного развития стоит отнести мемы.

В последней четверти XX века была опубликована работа этолога, биолога Р. Докинза «Эгоистичный ген», в которой он ввёл понятие «мем» для обозначения возможности развития человеческого организма по выходу за границы генетического развития. Мем он понимал в качестве единицы культурной информации, переходящей от одного субъекта к другому. Так, Докинз полагал, что культура развивается через научение и повторы неких структур — мемов. В основу меметической концепции Докинза были положены эволюционистские тезисы — учёный отрицал развитие человека на сверхъестественном уровне. Докинз полагал, что гены — ключевые единицы в эволюционном отборе. На данном факте он не остановился, добавив необходимый для развития феномен альтруизма — способность адаптации к среде не только для себя (кин-отбор), но и для своей популяции (тех, кто обладает с тобой общим набором генов — родственни-

ков). Механизмы адаптации в ходе развития приобрели формы различных культурных феноменов — общественных структур, религий, искусства, науки и др. Одним из инструментов адаптации к среде, стоящим в ряду с генами, по мнению Докинза, стали мемы — идеи, формируемые человеком на протяжении всей истории, заключающие в себе информацию о мире, повторяющиеся в памяти, изменяемые в зависимости от интересов человека и культурных ожиданий [2; 3].

Докинз не объяснил, каким образом мемы встраиваются в сознание человека. Однако если исходить из того, что мем — единица информации, закономерность, обуславливающая поведенческие реакции человека, то молено предположить, что усвоение мемов лежит в специфике мышления, которая основана на психических процессах (следовательно, лежит в области физической антропологии). Последователи Докинза поделились на два направления

— интерналистов (I5. Аунгер) и экстернали-стов (Д.Гатерер). Экстерналисты полагали, что мемы — конкретные артефакты культуры, а интерналисты выступили в защиту тезиса о том, что артефакты не могут размножаться, соответственно, мемы представляют собой убеждения, которые молено будет изучать при помощи новых технологий.

В начале XXI века меметические теории продолжили своё развитие, продолжились и споры по поводу определения главного понятия — мема. С.Блэкмор предположила, что мем, как любая информационная единица, способна повториться (через прямую имитацию), перейти от одного носителя к другому (посредством обучения), интегрироваться с себе подобными в особый комплекс и видоизмениться под давлением объективных и субъективных обстоятельств (ожиданий социума и человека). Мемы стали определяться как идеи

— точки зрения, алгоритмы, бытующие в культуре, то есть мемы выступили спосо-

бами программирования (культурными кодами). Это определение более ясно прозвучало в современной культурной динамике — процессе становления этаПжультуры и её субъекта — этаг^поколения [6].

Способность мемов видоизменяться обусловлена ещё одним нюансом, говорящим в пользу принятия её к сведению культурологическим сообществом. В меметической теории поставлен акцент на конкурентности: мемы конкуренты, как и гены, слабые разрушаются, сильные (значимые для социума) — распространяются и порождают новые единицы культурной информации. Другими словами, с помощью мемов происходит естественный культурный отбор, в котором конкурентность первостепенна. Из взаимодействия оставшихся мемов, образующих мем-комплекс как совокупность сходных (приоритетных и подчинённых) идей, рождается культура. Мемы распространяются сознательно и не всегда приносят своим распространением пользу человеку. К таким негативным сторонам распространения мемов относится распространение деструктивных идей — захватнических войн (межнациональные и межгосударственные конфликты), экономического давления (идеи объединения в экономические союзы избранных стран для поддержки собственных интересов), нравственных иллюзий (кодексы поведения религиозных сект и пр.), расовой дискриминации (мем-комплекс — апартеид, например). Мем-комплексы с негативной окраской (агрессивно влияющие на сознание, со способностью к быстрому самокопированию и мутации) получили у исследователей название медиавирусов (Д.Рашкоф). Учёные даже ввели термин «мем-бот» для обозначения субъекта, оказавшегося под властью такой идеи (мема). На протяжении всей истории человечества появлялись инфицированные мемами субъекты — фанатичные последователи различных религий (некоторые ветви индуизма — поклонники богини Кали, например, или строгое

христианское монашество времён Средневековья), последователи сект («свидетели Иеговы», «белое братство» и пр.); «рьяные» представители политических партий и направлений (национал-демократы фашистской Германии, например, и пр.), а также феномены: политические слоганы, анекдоты, стили одежды (и дресс-коды), мода на продукты питания, тактика поведения целых поколений. Так, меметики подняли вопрос о манипулировании сознанием, подчеркнув то, что мемы влияют на человека с детства — через культурные повторы — ценностные установки, передаваемые ребёнку родителями, школой и окружением. Теория предложила путь понимания мемов и путь осознанного изменения себя — допущенного влияния.

Принадлежность к той или иной идее (мему) маркирует человека, заставляет примерять маски, «решает» проблему идентичности, то есть решает адаптивные задачи. На смену биологической эволюции приходит эволюция мемов. Конкурентоспособные мемы (закрепившиеся в памяти, переданные и видоизменившиеся) помогают человеку приспособиться к обществу и культуре.

Большая часть вирусов распространяется СМИ. СМИ сегодня — это не радио и газеты (они почти не востребованы из-за своей медлительности — неадекватного, не моментального реагирования на информационный вброс). Интернет и телевидение нынче являются, действительно, средствами массовой информации (вернее — моментальной), потому что, благодаря коммуникационным беспроводным системам и высокотехничным устройствам, информация и реакция на неё публикуются в течение нескольких минут из любой точки земного шара (если эта точка имеет технические возможности). К мем-вирусам, распространяемым в СМИ, относят агитацию, рекламу, которые имеют целью распространение идеологии. Люди принимают эти идеи, разворачивают их в действия,

которыми хотят достичь собственных целей (идеи религии — ожидание катарсиса и защиты; идеи политики — ожидание равноправия, признания (скандалы с публикацией компроматов); идеи экономики — достижение карьерного роста, материального благополучия и пр. [8]). Скорость распространения мемов в СМИ обозначает остроту проблемы (которая вызвала резонанс в социуме) и расставляет акценты на сторонах «медали» этой проблемы (полезности/бесполезности для социума). «Вирусная» гипотеза меметики, таким образом, включила в себя взгляд на неприятие некоторых мемов — эпатирующих идей, вызывающих неординарное поведение и резкую реакцию [1; 4]. Другими словами, не все мемы безоговорочно принимаются. К тем, которые не принимаются сознанием, относят гомофобию, порнофобию, ра-софобию (ку-клукс-клан, например) и др. В качестве ответной реакции культура создала цензуру, воинские организации, даже типы личности — «вандал» и вид общества, поощряющего физическое насилие (ЮАР времени апартеида).

Распространителями мемов, исходя из «вирусной» гипотезы, являются субъекты, интегрирующие одни мемы в другие или разделяющие мемы на взаимодополняющие. Создатели мемов делают это в собственных интересах — политики, пиар-специалисты («по связям с общественностью), рекламодатели и др. Основными путями для передачи мемов выступают: система образования и СМИ. В повседневной жизни также находится место для передачи мемов — через занятия языками, общение в социальных интернет-сетях, путешествия. Передача мемов может быть успешной и нет. Успешно переданный мем вспоминается, передаётся от одного субъекта культуры другому. Неуспешный мем быстро забывается, разрушается, вероятно, навсегда, если не находит другую, более жизнеспособную форму. Существуют формы для распространения мемов — наиболее опти-

мальны те, которые вовлекают субъекта в эмоционально-чувственное восприятие [5]. Человек лучше запоминает то, что трогает его «душу», заставляет смеяться или плакать — вызывает эмотивный ответ.

мемы способны выступать и как строгие повторы информации, и как мутировавшие (подобно развивающимся генам — например, мем-комплексы, объединяющие политику и религию). Изменённые мемы отражают сущность культуры — её способность к динамике и развитию, так как культура ни в коем случае не статика, а живой организм. Мутации мемов — суть маски, способность к изменчивости культурно-генетической информации — идея маски, идея меняться, приспосабливаться, трансформировать свой облик согласно потребностям индивида и культуры [7]. Знание содержания мемов, узнавание их в любой маске-вариации, способность к адекватной, актуальной рефлексии этаг^по-коления (здесь и сейчас, потому что завтра это устареет) на события и явления всех жизненных сфер оказались механизмом социальной адаптации, признанием наличия идеи маски в культуре вообще. $шаг1;-пространство — идеальная среда для производства новых мемов, потому что в нём есть лучшие технологические возможности для копирования, видоизменения и распространения информационных единиц — устройства, программы и коммуникационные сети (Интернет). То, что нарисовано, записано, «вырезано/вклеено», может стать доступным для многомиллионной аудитории (критиков или последователей) в один момент. Докинз и его последователи (Э. Уилсон и Ч. Ламсден) назвали это культурной генетикой [4]. Не у всех субъектов социума есть предрасположенность к освоению и, уж тем более, распространению мемов. Поэтому только те, кто способен понять инструкции по работе с компьютерными устройствами, могут воспринимать новейшие мемы.

Таким образом, мемы с их предрасполо-

женностью менять смыслы молено рассматривать как воплощение идеи маски, а теорию мемов с учётом специфики существования мемов в этаПжультуре Новейшего времени возможно рассматривать как альтернатив-

ную теорию культурной эволюции, как метод исследования культурно-исторического развития и как предпосылку к уточнению определения культуры в качестве продукта биоматематического инжениринга.

Примечания

1. Броуди Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание / пер. с англ. Л. Афанасьева. Москва : Поколение, 2006.

2. Гарнцева Н. М. Сознание как комплекс мемов // философия сознания: классика и современность: Вторые Грязновские чтения. Москва : Савин С. А., 2007. C. 114—120.

3. Докинз Р. Эгоистичный ген. Москва : Мир, 1993.

4. Коэволюция природы-культуры и «меме-вирусы». Творение самости языком // Юлина Н. С. философская мысль в США. XX век. Москва : Канон, 2010.

5. Ломова Н. В. Механизм морально-психологического взаимодействия // Сборник статей конференции «Наука и культура XXI века». Ростов-на-Дону : Изд-во РАС ЮРГУЭС, 2008.

6. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2006.

7. Тихомирова Е. Г. Идея маски в гуманитарной культуре Новейшего времени : монография. Ростов-на-Дону : Изд-во РГСУ, 2012.

8. Титова Е. Основные формы, механизмы, закономерности развития индивидуальности в процессе профессионализации // Сборник научных статей кафедры философии, социологии и психологии / Ростовский международный институт экономики и управления. Ростов-на-Дону : Ростиздат, 2011.

References

1. Brodie R. Psikhicheskie virusy. Kak programmiruyut vashe soznanie [Virus of the mind. The new science of the meme]. Moscow, Pokolenie Publ. [Generation Publ.], 2006.

2. Garnceva N. M. Soznanie kak kompleks memov [Consciousness as a complex of memes]. Filosofiia soznaniia: klassika i sovremennosf. Vtorye Griaznovskie chteniia [Philosophy of consciousness: classics and modernity. Second Griaznovskie readings]. Moscow, 2007.

3. Dawkins R. Egoistichnyi gen [Selfish gene]. Moscow, Mir Publ. [World Publ.], 1993.

4. Koevoliutsiia prirody-kultury i «meme-virusy». Tvorenie samosti iazykom [Coevolution of nature-culture and «meme-viruses». The creation of self by the language]. Yulina N. S. Filosofskaia mysl v SShA. XX vek [Philosophical thought in the USA. The XX century]. Moscow, Canon Publ., 2010.

5. Lomova N. V. Mehanizm moral'no-psihologicheskogo vzaimodeistviia [Mechanism of moral-psychological interaction]. Sbornik statei konferentsii «Nauka i kul'tura XXI veka» [Collection of articles of the «Science and Culture of the XXI Century» conference]. Rostov-on-Don, 2008.

6. Reingol'd G. Umnaia tolpa: novaia sociaVnaia revoliuciia [Smart crowd: new social revolution]. Moscow, FAIR-PRESS Publ., 2006.

7. Tihomirova E. G. Ideia maski v gumanitarnoi kul'ture Noveishego vremeni [Idea of a mask in humanities culture of Modern History]. Rostov-on-Don, 2012.

8. Titova E. Osnovnye formy, mehanizmy, zakonomernosti razvitiia individual'nosti v processe professionalizacii [Main forms, mechanisms, laws of individuality development in the process of professionalization]. Sbornik nauchnykh statei kafedry filosofii, sotsiologii i psikhologii Rostovskogo mezhdunarodnogo instituta ekonomiki i upravleniia [Collection of scientific articles of department of philosophy, sociology and psychology of the Rostov international institute of economy and management]. Rostov-on-Don, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.