Научная статья на тему 'Идентификация параметров реактивного электродвигателя с анизотропной магнитной проводимостью ротора'

Идентификация параметров реактивного электродвигателя с анизотропной магнитной проводимостью ротора Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
195
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАКТИВНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА / АНИЗОТРОПНАЯ МАГНИТНАЯ ПРОВОДИМОСТЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ МАШИНЫ / АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ / ПУЛЬСАЦИИ ИНДУКТИВНОСТИ / ПЕРИОДИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ / КВАДРАТИЧНЫЕ ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЫ / МАТРИЦЫ КОЭФФИЦИЕНТОВ / ТОК НАМАГНИЧИВАНИЯ / RELUCTANCE MOTOR / ANISOTROPIC MAGNETIC CONDUCTIVITY / AUTOMATIC IDENTIFICATION OF PARAMETERS / CONTROL ALGORITHM / RIPPLE INDUCTANCE / PERIODIC COEFFICIENTS / QUADRATIC INTEGRAL FUNCTIONAL / COEFFICIENT MATRICES / MAGNETIZATION CURRENT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Самосейко Вениамин Францевич, Шарашкин Сергей Владимирович, Гельвер Федор Андреевич

Статья посвящена разработке алгоритма автоматической идентификации параметров реактивной электрической машины с анизотропной магнитной проводимостью ротора. Рассматриваются основные достоинства и недостатки синхронных электродвигателей при построении систем электродвижения судов. Приводятся преимущества реактивных машин с анизотропной магнитной проводимостью ротора при построении гребных электрических установок. Такие машины могут успешно конкурировать с электрическими двигателями, возбуждение которых осуществляется постоянными магнитами как по энергетическим характеристикам, так и массогабаритных показателям. В статье приводится методика, основанная на аналитическом описании напряжений и токов в статорных обмотках, позволяющая идентифицировать параметры характеризующие динамику электромагнитных процессов в реактивных двигателях с анизотропной магнитной проводимостью ротора. При анализе уравнений с периодически меняющимися коэффициентами были использованы результаты теории Ляпунова-Флоке и выполнено преобразование к уравнениям с постоянными коэффициентами. Для идентификации параметров электрической машины с анизотропной магнитной проводимостью ротора введены квадратичные интегральные функционалы. Оценки параметров, найденные предложенным методом, являются оптимальными при рассмотрении их с позиций заданных квадратичных интегральных функционалов. Предложенный алгоритм идентификации параметров реактивной машины позволяет находить оценки параметров непосредственно в процессе функционирования электрической машины а, следовательно, может быть использован для построения адаптивных систем управления, а также для исследования различных режимов работы реактивного электродвигателя с анизотропной магнитной проводимостью ротора. Приведена модель, иллюстрирующая алгоритм идентификации параметров реактивного электродвигателя, позволяющая определять продольную индуктивность его обмоток. Разработанный алгоритм определения параметров реактивной электрической машины с анизотропной магнитной проводимостью ротора позволяет создавать высокоточные системы управления электроприводом систем электродвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Самосейко Вениамин Францевич, Шарашкин Сергей Владимирович, Гельвер Федор Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work describes algorithm identification parameters of the reluctance motor with anisotropic magnetic conductivity of rotor. The different types of electrical motors for ship propulsion system, given their advantages and disadvantages were considered. The advantages of reluctance motor with anisotropic magnetic conductivity of the rotor are given in the construction of propulsion systems. Such machines can successfully compete with electric motors, the excitation of which is carried out by permanent magnets, both in terms of energy characteristics and mass dimensions. The article describes a technique based on an analytical description of voltages and currents in stator windings, allowing to identifying the parameters characterizing the dynamics of electromagnetic processes in a reluctance motor with anisotropic magnetic conductivity of rotor. In the analysis of equations with periodically changing coefficients, the results of the Lyapunov-Floquet theory and the transformation to equations with constant coefficients were used. To identify the parameters of an electric machine with anisotropic magnetic conductivity of the rotor, quadratic integral functional are introduced. Estimates of the parameters found by the proposed method are optimal when considering them from the standpoint of given quadratic integral functional. The proposed algorithm for identifying the parameters of a reluctance motor with anisotropic magnetic conductivity of rotor allows one to find parameter estimates directly in the process of functioning of an electric machine and, consequently, can be used to construct adaptive control systems, and also to study various operating modes of a reluctance motor with anisotropic magnetic conductivity of rotor. Describes a model illustrating the algorithm for identifying the parameters of a reactive motor is given, which makes it possible to determine the longitudinal inductance of its windings. The developed algorithm for determining the parameters of a reactive electric machine with an anisotropic magnetic conductivity of the rotor makes it possible to create highly accurate control systems for the electric drive of electromotive systems.

Текст научной работы на тему «Идентификация параметров реактивного электродвигателя с анизотропной магнитной проводимостью ротора»

ВЕСТНИК*)

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ......^

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА,

DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-3-637-644

IDENTIFICATION OF THE PARAMETERS OF THE RELUCTANCE MOTOR WITH ANISOTROPIC MAGNETIC CONDUCTIVITY OF ROTOR

V. F. Samoseyko1, S. V. Sharashkin1, 2, F. A. Gelver1' 2

1 — Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, St. Petersburg, Russian Federation

2 — Krylov State Research Centre, St. Petersburg, Russian Federation

The work describes algorithm identification parameters of the reluctance motor with anisotropic magnetic conductivity of rotor. The different types of electrical motors for ship propulsion system, given their advantages and disadvantages were considered. The advantages of reluctance motor with anisotropic magnetic conductivity of the rotor are given in the construction of propulsion systems. Such machines can successfully compete with electric motors, the excitation of which is carried out by permanent magnets, both in terms of energy characteristics and mass dimensions. The article describes a technique based on an analytical description of voltages and currents in stator windings, allowing to identifying the parameters characterizing the dynamics of electromagnetic processes in a reluctance motor with anisotropic magnetic conductivity of rotor. In the analysis of equations with periodically changing coefficients, the results of the Lyapunov-Floquet theory and the transformation to equations with constant coefficients were used. To identify the parameters of an electric machine with anisotropic magnetic conductivity of the rotor, quadratic integral functional are introduced. Estimates of the parameters found by the proposed method are optimal when considering them from the standpoint of given quadratic integralfunctional. The proposed algorithm for identifying the parameters of a reluctance motor with anisotropic magnetic conductivity of rotor allows one to find parameter estimates directly in the process of functioning of an electric machine and, consequently, can be used to construct adaptive control systems, and also to study various operating modes of a reluctance motor with anisotropic magnetic conductivity of rotor. Describes a model illustrating the algorithm for identifying the parameters of a reactive motor is given, which makes it possible to determine the longitudinal inductance of its windings. The developed algorithm for determining the parameters of a reactive electric machine with an anisotropic magnetic conductivity of the rotor makes it possible to create highly accurate control systems for the electric drive of electromotive systems.

Keywords: Reluctance motor, anisotropic magnetic conductivity, automatic identification of parameters, control algorithm, ripple inductance, periodic coefficients, quadratic integral functional, coefficient matrices, magnetization current.

For citation:

Samoseiko, Veniamin F., Sergei V. Sharashkin, and Fedor A. Gel'ver. "Identification of the parameters of the reluctance motor with anisotropic magnetic conductivity of rotor." Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S.O. Makarova 9.3 (2017): 637-644. DOI: 10.21821/2309-51802017-9-3-637-644.

УДК 621

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ РЕАКТИВНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С АНИЗОТРОПНОЙ МАГНИТНОЙ ПРОВОДИМОСТЬЮ РОТОРА

В. Ф. Самосейко1, С. В. Шарашкин1, 2, Ф. А. Гельвер1, 2

1 — ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

2 — ФГУП «Крыловский государственный научный центр», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Статья посвящена разработке алгоритма автоматической идентификации параметров реактивной электрической машины с анизотропной магнитной проводимостью ротора. Рассматриваются основные достоинства и недостатки синхронных электродвигателей при построении систем электродвижения судов. Приводятся преимущества реактивных машин с анизотропной магнитной проводимостью ротора при построении гребных электрических установок. Такие машины могут успешно конкури-

2 О

7

GK

L637

<кВЕСТНИК

............ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Х^ОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

ровать с электрическими двигателями, возбуждение которых осуществляется постоянными магнитами как по энергетическим характеристикам, так и массогабаритных показателям. В статье приводится методика, основанная на аналитическом описании напряжений и токов в статорных обмотках, позволяющая идентифицировать параметры характеризующие динамику электромагнитных процессов в реактивных двигателях с анизотропной магнитной проводимостью ротора. При анализе уравнений с периодически меняющимися коэффициентами были использованы результаты теории Ляпунова-Флоке и выполнено преобразование к уравнениям с постоянными коэффициентами. Для идентификации параметров электрической машины с анизотропной магнитной проводимостью ротора введены квадратичные интегральные функционалы. Оценки параметров, найденные предложенным методом, являются оптимальными при рассмотрении их с позиций заданных квадратичных интегральных функционалов. Предложенный алгоритм идентификации параметров реактивной машины позволяет находить оценки параметров непосредственно в процессе функционирования электрической машины а, следовательно, может быть использован для построения адаптивных систем управления, а также для исследования различных режимов работы реактивного электродвигателя с анизотропной магнитной проводимостью ротора. Приведена модель, иллюстрирующая алгоритм идентификации параметров реактивного электродвигателя, позволяющая определять продольную индуктивность его обмоток. Разработанный алгоритм определения параметров реактивной электрической машины с анизотропной магнитной проводимостью ротора позволяет создавать высокоточные системы управления электроприводом систем электродвижения.

Ключевые слова: реактивная электрическая машина, анизотропная магнитная проводимость, идентификация параметров машины, алгоритм управления, пульсации индуктивности, периодические коэффициенты, квадратичные интегральные функционалы, матрицы коэффициентов, ток намагничивания.

Для цитирования:

Самосейко В. Ф. Идентификация параметров реактивного электродвигателя с анизотропной магнитной проводимостью ротора / В. Ф. Самосейко, С. В. Шарашкин, Ф. А. Гельвер // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2017. — Т. 9. — № 3. — С. 637-644. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-3-637-644.

1638

Введение

В настоящее время вопрос построения систем электродвижения судов является актуальным, при этом большая часть разработчиков отдает предпочтение в выборе приводного электродвигателя синхронным электрическим машинам, поскольку этот тип двигателей является наиболее перспективным [1] - [4]. На сегодняшний день синхронные двигатели с возбуждением от постоянных магнитов обладают наилучшими энергетическими характеристиками и наименьшими габаритами. При этом они имеют ряд недостатков: невозможность снятия магнитного поля с ротора, что может приводить к аварийным ситуациям; необходимость обеспечения защиты от металлической пыли, которая притягивается к ротору и может привести к заклиниванию ротора и искажению симметрии магнитной системы; возможность размагничивания магнитов при низких температурах [5] - [7].

Реактивные двигатели с анизотропной магнитной проводимостью ротора [5], [8], [9] могут успешно конкурировать с электрическими машинами, возбуждение которых осуществляется постоянными магнитами как по энергетическим характеристикам, так и по массогабаритным показателям. Для формирования алгоритмов управления реактивными двигателями с анизотропной магнитной проводимостью ротора, а также для исследования их свойств необходимо знать параметры данных двигателей, характеризующие динамику протекающих в них процессов. Подробно эти исследования были опубликованы П. Эйкхоффом в монографии 1975 г. «Основы идентификации систем управления» (1975 г.), Н. С. Райбманом в работе (1981 г.) «Дисперсионная идентификация», а также в публикациях [10], [11]. В данной статье приводится методика, позволяющая идентифицировать параметры, характеризующие динамику электромагнитных процессов в реактивных электрических машинах с анизотропной магнитной проводимостью ротора.

Методы и материалы

Динамика электромагнитных процессов в электрических машинах характеризуется уравнениями фазных напряжений в ее обмотках. У реактивных электрических машин индуктивности

обмотки статора пульсируют вследствие анизотропной магнитной проводимости ротора. Таким образом, уравнения напряжений, записанные в естественной системе координат, имеют индуктивности, которые пульсируют в функции угла поворота ротора. Анализировать уравнения с периодически меняющимися коэффициентами достаточно проблематично. Поэтому для их анализа принято использовать результаты теории Ляпунова-Флоке и преобразовывать уравнения с периодическими коэффициентами к уравнениям с постоянными коэффициентами.

Для этого на поперечном разрезе ротора вводится система координат С, q, ось С которой совпадает с направлением наибольшей магнитной проводимости, а ось q — наименьшей. Уравнения в преобразованных осях координат С, q обычно записываются без учета влияния магнитопровода и имеют следующий вид [5], [12], [13] - [15]:

иа = я • ^-ю-^ • \ + ^ • рЬ ; ич = я - \ ^ • + ^ • Р\,

где Я — электрическое сопротивление обмотки статора; Ьс и Ь^ — соответственно полная продоль -ная и поперечная индуктивности машины по осям координат С, q.

Влияние магнитопровода проявляется в дополнительных потерях электроэнергии. Эти потери могут быть учтены путем введения дополнительных сопротивлений в уравнении машины. Поэтому далее для идентификации параметров машины полагается, что сопротивления по осям С, q различны и уравнения напряжений на обмотках ротора в осях координат С, q имеют следующий вид:

иа = • 1а 1д • \ + 1а 'Р*а; ид = ^ • \ 1а - 1а + 1д -Р\.

Согласно данным уравнениям, параметрами машины являются Яс, Я — сопротивления обмотки статора по продольной и поперечной осям, а также Ьс и Ь — полная продольная и поперечная индуктивности машины. Будем полагать, что данная совокупность параметров Яс, Я , Ьс, Ь известна с погрешностью, и будем ее оценивать по результатам наблюдений токов в процессе функционирования.

Полагается, что токи и iq — наблюдаемые переменные состояния, информация о которых поступает с датчиков токов. Напряжения ыа и ы(1 являются управляющими переменными, значения которых формируются системой управления. Таким образом, переменные состояния id и ^ динамической модели машины (1), а также напряжения ый и ы(1 полагаются известными. Неизвестными в этой модели являются значения параметров Яс, Я , Ьа и Ь.

Используя уравнения напряжений (1), введем функции параметров:

^иа<Ла' 1а> 1д) = иа -• Ь + ©• 1д ' \ - 1а ' Р*а;

^С^,^, 1д) = ид -• *д ^ • ^ - 1д • Р\. (2)

Данные функции являются также функциями времени t. Очевидно, что если модель адекватна, а параметры известны точно, то значения функции Аис(Яс,Ьс,Ь?) = 0 и Аи?(Я?, Ьс,Ь^ = 0.

Для идентификации параметров модели (1) используем квадратичные интегральные крите- ё

рии качества модели В

1 г+т 1 г+т со

Jd = - -Г Аы^, Ld, ^) • а и Jq = -.[ Аи2^, Ил, Lq) • Л, (3)

2 О

7

С

Т J а у а' а' Ч' Ч т

где Т — интервал времени, существенно превосходящий наибольшую из постоянных времени машины ТС=ЬС/ЯС. В качестве параметров модели (1) будем принимать значения Яс и Ь , минимизирующие критерий качества модели Jd и значения Я и Ь, минимизирующие функционал Jq.

Для нахождения параметров модели составим систему, состоящую из четырех уравнений идентификации параметров реактивной машины с анизотропной магнитной проводимостью ротора:

«ВЕСТНИК

ЩШ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

ддА дЯ,

2 дЗ 2

• \ >^>^)• ь • ж =0; З-=Т' IЛи*(Ъ'Ь*' Ь)и • * =0;

дЬ Т

" А 0 А13 А14 ' в

А = А21 0 А23 А24 ; X = *ч ; в = В2

0 А32 А33 А34 Вз

0 А42 А43 А44 _ _ В4

дА

дL„

t+т

= -т' I '^'ЬЧ)Ь • Ж = 0•

Если в выражениях (4) выполнить интегрирование с учетом функции параметров (2), то данные уравнения могут быть представлены в виде системы линейных алгебраических уравнений следующего вида:

А • X = В,

(5)

где

А =

А11 0 А13 А14

А

21

0 А23 А24

О А32 Азз А34

0 А42 А43 А44

; X =

ь

B =

вг в2

в

вл

Элементы матриц коэффициентов A и B определяются выражениями:

1 г+т 1 г+т 1 г+т

Аи = -• | ь • ж; А13 = т• | ^ • ^; А14 = -т• | ^ •^ • ^;

1 г+т 1 t+т 1 t+т

А21 = " • | и • \ • ^; А23 =--^ • ^; А24 = т '|ю2'К2' ^;

1 t+Т 1 t+T 1 t+т

А32 = Т■ I ■л; А33 = Т■ I Ь ■ \ ■ Ж; А34 = т■ I \ ■ ;

(6)

1 t+т 1 г+т 1 t+т

А42 = т 'Iю' ^ •^ •^; А43 = т • • ^; А44 = т ъ • ^;

г> о

1 t+т 1 г+т 1 t+т 1 г+т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В1 = - •/ ud • ь • а; в2 = - иа • • ^; вз = - •/ ич • \ • ^; в4 = т и •^ • ^ • (7)

Т J "а 'а — •> "2 т J ^ "Ч ' "з т

Если положить, что матрица A невырожденная, то решение системы уравнений (5) относительно вектора параметров в матричном виде

X = А-1 • В.

В развернутом виде решение системы уравнений (5) относительно параметров Rd, Ь^, Ьс[ не приводится ввиду его громоздкости. Заметим, что элементы матриц коэффициентов А и B вычисляются как скользящее среднее. Следовательно, параметров Rd, Я , Ь , будут также функциями времени I. Время, затрачиваемое на вычисление параметров, определяется периодом усреднения Т. Если идентифицируемый объект отличается от модели, то период усреднения Т целесообразно выбирать, руководствуясь неравенством Т>Тё12, где Та = — наибольшая постоянная времени модели.

Результаты

В результате проделанной работы была сформирована структурная схема, иллюстрирующая алгоритм идентификации продольной индуктивности обмоток статора реактивного элек-

ВЕСТНИК«)

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ^^

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

тродвигателя с анизотропной магнитной проводимостью ротора. Применение вышеописанного алгоритма решения дифференциального уравнения настройки угла положения ротора позволяет получать информацию о параметрах обмоток в процессе работы электропривода. Получены алгоритмы идентификации параметров в стационарном режиме работы и в режиме стабилизации тока намагничивания, что особенно важно при построении систем управления реактивными электрическими машинами.

Иллюстрация алгоритма идентификации продольной индуктивности обмотки статора приведена на рисунке.

Алгоритм идентификации продольной индуктивности обмотки статора: А — алгоритм преобразования координат; Б — преобразователь частоты; В — алгоритм решения дифференциального уравнения настройки угла положения ротора; х х — элементы вектора XI; ¡* i * — элементы вектора I*

Обсуждение

Для идентификации параметров реактивной электрической машины с анизотропной магнитной проводимостью был получен следующий алгоритм. Стационарный режим работы характеризуется равенствами р^=0, р^=0 в динамической модели машины (1). В этом режиме коэффициенты А13=А23=А34=А44=0 и матрица коэффициентов А уравнения идентификации параметров (8) вырождается. Матрицы А1 обратной матрице А в стационарном режиме работы машины не существует. Для сингулярной матрицы А существуют методы задания псевдообратной матрицы А+ (метод регуляризации Тихонова, описанный в работах А. Н. Тихонова, В. Я. Арсенина «О некорректных задачах линейной алгебры и устойчивом методе их решения» 1965 г., Дж. Форсайта, М. Малькольма и К. Моулера «Машинные методы математических вычислений» 1980 г., а также метод сингулярного разложения, изложенный в трудах Я. З. Цыпкина «Информационная теория идентификации» (1995 г.) и П. Эйкхоффа «Основы идентификации систем управления» (1975 г.)). Однако однозначно определить всю совокупность параметров идентификации X невозможно. В случае стационарного режима ранг матрицы А равен двум. Следовательно, однозначно можно определить лишь два параметра из четырех, если другие два параметра заданы.

ю

Для непрерывной идентификации параметров во всех режимах функционирования электри- г

ческой машины необходимо контролировать определитель матрицы А и сравнивать его с точностью вычислений в. Условие ёе1;(А) > в характеризует наличие динамики вектора переменных состояния объекта. В этом случае значения вектора параметров X определяются по формуле (5). Если ёе1(А) < в, то следует сохранять значения вектора параметров X, определенные ранее при выполнении условия ёе1(А) > в.

Для идентификации параметров электродвигателя в наиболее распространенном режиме стабилизации тока намагничивания получен ранее описанный алгоритм. В этом режиме система

ео

Гб4Г

ЛВЕСТНИК

............ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Х^ОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

автоматического управления поддерживает постоянство тока намагничивания I. В данном режиме работы коэффициенты А13=А23=0. Можно показать, что при наличии динамики переменной ^ динамической модели машины (1) матрица коэффициентов А уравнения идентификации параметров не вырождается, что позволяет оценивать всю совокупность параметров динамической модели машины. Однако следует заметить, что скорость протекания динамических процессов в поперечном контуре достаточно высока. Поэтому период усреднения Т целесообразно выбирать, руководствуясь неравенством Т>Т /2, где Т = Ь^/Я^ — наименьшая постоянная времени модели.

Заключение

Предложенный алгоритм идентификации параметров реактивной электрической машины с анизотропной магнитной проводимостью ротора позволяет находить оценки параметров непосредственно в процессе функционирования машины. Оценки параметров, найденные этим методом, являются оптимальными при рассмотрении их с позиций выбранных квадратичных интегральных функционалов (3), они минимизируют интегральный квадратичный критерий отличия переменных состояния реактивной машины с анизотропной магнитной проводимостью ротора от его модели. Алгоритм идентификации работает только при наличии динамики переменных состояния объекта и сохраняет значения параметров, полученные значения в стационарных режимах функционирования. Он может применяться для построения адаптивных систем управления, корректирующих параметры регуляторов в процессе функционирования электропривода, а также для исследования режимов работы реактивной электрической машины с анизотропной магнитной проводимостью ротора.

Разработанный алгоритм идентификации параметров реактивной электрической машины с анизотропной магнитной проводимостью ротора позволяет создавать высокоточные системы управления электропривода систем электродвижения, что особенно важно при построении современных электроприводов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьев А. В. Судовая система электродвижения нового поколения / А. В. Григорьев // Морской флот. — 2012. — № 2. — С. 38-40.

2. Васин И. М. Особенности создания гребного автоматизированного электропривода для судов с электродвижением ледового класса / И. М. Васин // Труды VIII Международной (XIX Всероссийской) конференции по автоматизированному электроприводу АЭП-2014. — Саранск: Нац. исследовательский Мордовский гос. ун-т им. Н. П. Огарёва, 2014. — С. 458-462.

3. МустафаГ. М. Преобразователь частоты для гребного электродвигателя / Г. М. Мустафа, С. В. Волков, А. А. Ершов [и др.] // Электротехника. — 2014. — № 1. — С. 46-53.

4. Григорьев М. А. Система импульсно-векторного управления синхронным реактивным электродвигателем с независимым управлением по каналу возбуждения. / М. А. Григорьев, А. Н. Шишков, Е. В. Белом усов [и др.] // Научная дискуссия: вопросы технических наук. — 2015. — №5-6. — С. 110-116.

г 5. Самосейко В. Ф. Синхронные машины с анизотропной магнитной проводимостью ротора. Мето-

® дика проектирования. Алгоритмы управления / В. Ф. Самосейко, Ф. А. Гельвер, В. А. Хомяк [и др.]. — СПб.:

i® Крыловский государственный научный центр, 2016. —174 с.

g 6. Hofmann H. H. High-speed synchronous reluctance machine with minimized rotor losses. / H. H. Hofmann,

£ S.R. Sanders // IEEE Transactions on Industry Applications. — 2000. — Vol. 36. — Is. 2. — Pp. 531-539. DOI: 10.1109/28.833771.

i 7. Пат. 2603200 Российская Федерация, МПК H 02 K 1/24, H 02 K 37/04. Синхронный электрический

двигатель с анизотропной магнитной проводимостью ротора / В. А. Хомяк, В. Ф. Самосейко, С. В. Шараш-кин, Ф. А. Гельвер; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное унитарное предприятие «Крыловский государственный научный центр». — № 2015140439/07; заявл. 22.09.2015; опубл. 27.11.2016, Бюл. № 33.

8. Самосейко В. Ф. Теоретические основы управления электроприводом: учеб. пособие / В. Ф. Самосейко. — СПб.: Элмор, 2007. — 464 с.

ВЕСТНИК«)

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ^^

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

9. Самосейко В. Ф. Управление гребным реактивным электродвигателем с анизотропной магнитной проводимостью ротора / В. Ф. Самосейко, С. В. Шарашкин // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2017. — Т. 9. — № 2. — С. 390-401. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-2-390-401.

10. Sahoo S. K. Piece-wise polynomial based model for switched reluctance motor / S. K. Sahoo, S. K. Panda, J. X. Xu // Power and Energy Society General Meeting — Conversion and Delivery of Electrical Energy in the 21st Century 2008 IEEE. — IEEE, 2008. — Pp. 1-4. DOI: 10.1109/PES.2008.4596253.

11. Mir S. Fault-tolerant switched reluctance motor drive using adaptive fuzzy logic controller / S. Mir, M. S. Islam, T. Sebastian, I. Husain // IEEE Transactions on Power Electronics. — 2004. — Vol. 19. — Is. 2. — Pp. 289-295. DOI: 10.1109/TPEL.2003.823244.

12. Самосейко В. Ф. Перспективы использования реактивных электрических машин в электроприводе / В. Ф. Самосейко, Ф. А. Гельвер, И. В. Белоусов // Труды IX Международной (XX Всероссийской) конференции по автоматизированному электроприводу АЭП-2016. — Пермь: Пермский нац. исслед. политехнический ун-т, 2016. — С. 359-363.

13.DiRenzoM. T. Switched Reluctance Motor Control - Basic Operation and Example Using the TMS320F240 / M. T. DiRenzo // Texas Instruments, Digital Signal Processing Solutions, in SPRA420A-February. — 2000. — 62 p.

14. Germishuizen J. J. Performance comparison of reluctance synchronous and induction traction drivers for electrical multiple units / J. J. Germishuizen, F. S. Van der Merwe, K. Van der Westhuizen, M. J. Kamper // Industry Applications Conference, 2000. Conference Record of the 2000 IEEE. — IEEE, 2000. — Vol. 1. — Pp. 316-323. DOI: 10.1109/IAS.2000.881130.

15. Taghavi S. A core analysis of the synchronous reluctance motor for automotive applications / S. Taghavi, P. Pillay // Electrical Machines (ICEM), 2014 International Conference on. — IEEE, 2014. — Pp. 961-967. DOI: 10.1109/ICELMACH.2014.6960297.

REFERENCES

1. Grigor'ev, A. V. "Sudovaya sistema elektrodvizheniya novogo pokoleniya." Morskoi flot 2 (2012): 38-40.

2. Vasin, I. M. "Osobennosti sozdaniya grebnogo avtomatizirovannogo elektroprivoda dlya sudov s elektrodvizheniem ledovogo klassa." Trudy VIII mezhdunarodnoi (XIX vserossiiskoi) konferentsii po avtomatizirovannomuelektroprivoduAEP-2014. Saransk:Natsional'nyi issledovatel'skii Mordovskii gosudarstvennyi universitet im. N.P. Ogareva, 2014. 458-462.

3. Mustafa, G. M., A. M. Ershov, Y. M. Sennov, S. V. Volkov, and G. M. Minaev. "A frequency converter for a propelling electric motor." Russian Electrical Engineering 85.1 (2014): 45-52. DOI: 10.3103/S106837121401009X.

4. Grigorev, Maxim, Alexander Shishkov, Eugene Belousov, Dmitry Sychev, Artem Menshenin, and Eugene Hayatov. "Pulse vector control system of the field regulated reluctance machine." Nauchnaya diskussiya: voprosy tekhnicheskikh nauk 5-6 (2015): 110-116.

5. Samoseiko, V. F., F. A. Gel'ver, V. A. Khomyak, and D. A. Khairov. Sinkhronnye mashiny s anizotropnoi magnitnoi provodimost'yu rotora. Metodika proektirovaniya. Algoritmy upravleniya. Edited by V. F. Samoseiko. SPb.: Izd. Krylovskii gosudarstvennyi nauchnyi tsentr, 2016.

6. Hofmann, Heath, and Seth R. Sanders. "High-speed synchronous reluctance machine with minimized rotor losses." IEEE Transactions on Industry Applications 36.2 (2000): 531-539. DOI: 10.1109/28.833771

7. Khomyak, V. A., V. F. Samoseiko, S. V. Sharashkin, and F. A. Gel'ver. RU 2 603 200 C1, IPC H 02 K 1/24, H 02 K 37/04. Sinkhronnyi elektricheskii dvigatel' s anizotropnoi magnitnoi provodimost'yu rotora. Russian Federation, assignee. 27 Nov. 2016.

8. Samoseiko, V. F. Teoreticheskie osnovy upravleniya elektroprivodom: uchebnoeposobie. SPb.: Elmor, 2007.

9. Samoseiko, Veniamin F., and Sergei V. Sharashkin. "Control of the reluctance motor with an anisotropic magnetic conductivity of rotor in ship propulsion system." Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rech-nogo flota imeni admirala S. O. Makarova 9.2 (2017): 390-401. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-2-390-401.

10. Sahoo, S. K., S. K. Panda, and J. X. Xu. "Piece-wise polynomial based model for switched reluctance motor." Power and Energy Society General Meeting-Conversion and Delivery of Electrical Energy in the 21st Century, 2008 IEEE. IEEE, 2008: 1-4. DOI: 10.1109/PES.2008.4596253.

11. Mir, Sayeed, M. S. Islam, T. Sebastian, and I. Husain. "Fault-tolerant switched reluctance motor drive using adaptive fuzzy logic controller." IEEE Transactions on Power Electronics 19.2 (2004): 289-295. DOI: 10.1109/ TPET .2003.823244.

со

к

eo

ЛВЕСТНИК

............ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Х^ОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

12. Samoseiko, V. F., F. A. Gelver, and I. V. Belousov. "Prospects for the use of reactive electric machine in the electric drive." Trudy IX mezhdunarodnoi (XX Vserossiiskoi) konferentsii po avtomatizirovannomu elektroprivodu AEP-2016. Perm': Permskii natsional'nyi issledovatel'skii politekhnicheskii universitet, 2016: 359-363.

13. DiRenzo, Michael T. "Switched reluctance motor control-basic operation and example using the tms320f240." Texas Instruments, Digital Signal Processing Solutions, in SPRA420A-February. 2000.

14. Germishuizen, J. J., F. S. Van der Merwe, K. Van der Westhuizen, and M. J. Kamper. "Performance comparison of reluctance synchronous and induction traction drives for electrical multiple units." Industry Applications Conference, 2000. Conference Record of the 2000 IEEE. Vol. 1. IEEE, 2000: 316-323. DOI: 10.1109/ IAS.2000.881130.

15. Taghavi, Seyedmorteza, and Pragasen Pillay. "A core analysis of the synchronous reluctance motor for automotive applications." Electrical Machines (ICEM), 2014 International Conference on. IEEE, 2014: 961-967. DOI: 10.1109/ICELMACH.2014.6960297.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Самосейко Вениамин Францевич —

доктор технических наук, профессор ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

198035, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7

e-mail: kaf__electroprivod@gumrf.ru, samoseyko@mail. ru

Шарашкин Сергей Владимирович — аспирант Научный руководитель: Самосейко Вениамин Францевич ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

198035, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7

ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

196758, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург,

Московское ш., 44

e-mail: s_sharashkin@mail.ru,

sergey. nii. opr@gmail. com

Гельвер Федор Андреевич —

кандидат технических наук, доцент

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени

адмирала С О. Макарова»

198035, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7

ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

196758, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Московское ш. 44 e-mail: gelver@bk.ru

Samoseiko, Veniamin F. —

Dr. of Technical Sciences, professor Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping

5/7 Dvinskaya Str., St. Petersburg, 198035,

Russian Federation

e-mail: kaf__electroprivod@gumrf.ru,

samoseyko@mail. ru

Sharashkin, Sergei V. — Postgraduate

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Supervisor.

Samoseiko, Veniamin F.

Admiral Makarov State University of Maritime

and Inland Shipping

5/7 Dvinskaya Str., St. Petersburg, 198035,

Russian Federation

Krylov State Research Centre

44 Moskovskoe shosse, St. Petersburg, 196158,

Russian Federation

e-mail: s_sharashkin@mail.ru,

sergey. nii. opr@gmail. com

Gel'ver, Fedor A. —

PhD, associate professor

Admiral Makarov State University of Maritime

and Inland Shipping

5/7 Dvinskaya Str., St. Petersburg, 198035,

Russian Federation

Krylov State Research Centre

44 Moskovskoe shosse, St. Petersburg, 196158,

Russian Federation

e-mail: gelver@bk.ru

rs. О

Статья поступила в редакцию 15 мая 2017 г.

Received: May 15, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.