Научная статья на тему 'Идентичность как детерминанта поведения обучающихся в сложных жизненных ситуациях'

Идентичность как детерминанта поведения обучающихся в сложных жизненных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
192
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЮНОШИ / ДЕВУШКИ / IDENTITY / INTERACTION / EARLY YOUTH / STUDENTS / YOUNG MEN AND WOMEN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тищенко Ю. В.

Особенности просоциального взаимодействия в юношеском возрасте во многом определяются формирующейся идентичностью. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи психологических характеристик идентичности с особенностями поведения личности будущего педагога-профессионала в сложных жизненных ситуациях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identity as a determinant of behavior is trained in a difficult situation

Features prosaically interaction in adolescence are largely determined by the emerging identity. The paper presents the results of empirical studies the relationship of the psychological characteristics of identity with the specific behavior of a future teacher-professional in difficult situations

Текст научной работы на тему «Идентичность как детерминанта поведения обучающихся в сложных жизненных ситуациях»

УДК - 159.923.2.

ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЛОЖНЫХ

ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Ю.В Тищенко

Особенности просоциального взаимодействия в юношеском возрасте во многом определяются формирующейся идентичностью. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи психологических характеристик идентичности с особенностями поведения личности будущего педагога-профессионала в сложных жизненных ситуациях.

Ключевые слова: идентичность, взаимодействие, ранняя юность, студенты, юноши, девушки.

Одной из основных задач развития личности в юности является формирование идентичности, создание целостного Я, в котором бы гармонично сочетались различные элементы личности [1, 2, 3]. Во многом именно особенности идентичности определяют возможности взаимоотношений с социумом и закрепление наиболее благоприятных способов взаимодействия. Статусы идентичности могут меняться в зависимости от рассматриваемой стороны жизни. Так, имея статус предрешенности в области полоролевых ожиданий, юноша может находится в статусе моратория в области выбора профессии [10, 11,12, 13].

Исследования, однако, показывают, что вне зависимости от области «самоопределения» определившиеся имеют более высокие показатели по многим личностным параметрам, связанным с процессом обучения разнообразным специальностям. Так, в зарубежных и отечественных научных работах подчеркивается роль лично инициируемых характеристик [1, 3, 7, 8, 9, 12, 13], особенно «сомоосознавания», определяющего соответствие поведения актуальной ситуации в различных видах деятельности и взаимодействия .

Обнаружено, что способность к саморегуляции и саморегулируемые стратегии взаимосвязаны с навыками эффективного поведения в сложных жизненных ситуациях, что особенно важно для лиц, избравших в качестве своей будущей профессии учительскую деятельность. Так, просоциальное поведение, меньшая подверженность чувству бесполезности, беспомощности взаимосвязаны с хорошей успеваемостью и высокими притязаниями. Способность противостоять социальному давлению, побуждаемому к рискованному (пагубному) поведению является прогностическим фактором академических успехов, препятствует развитию депрессивных тенденций и благоприятствует формированию высоких притязаний [1, 3, 7, 12].

Таким образом, проблема нашего исследования вытекает из необходимости изучения психологических характеристик студентов педагогических специальностей, содержание процесса взаимодействия которых в дальнейшем будет определять успешность их профессиональной деятельности. Соответственно и выборка исследования - студенты, только начинающие свой профессиональный путь и находящиеся на начальной стадии формирования личности специалиста.

Наше предположение состояло в том, что психологические характеристики идентичности пронизывают взаимодействие человека с социумом и должны быть связаны с доминирующими стратегиями поведения в сложных жизненных ситуациях.

В исследовании использовались следующие методики: МИС (С.Р.Пантилеев) [6], экспериментально - психологическая методика исследования фрустрационных реакций С.Розенцвейга [4]; диагностика коммуникативной установки В.В.Бойко [9]. Статистическая обработка эмпирических данных производилась при помощи методов описательной статистики, корреляционным, факторным, кластерным анализом. При обработке данных использовался статистический пакет SPSS.

Объектом эмпирического исследования выступили две группы испытуемых, юношей и девушек, психологические особенности взаимодействия которых в сложных жизненных ситуациях изучались на протяжении 2011 - 2012 годов в начальный период их обучения в высшей школе. Общее число выборки составило 250 человек.

По результатам факторного анализа показателей в выборке юношей были выделены три значимых фактора (табл. 1).

Таблица 1

Факторное отображение реакций на ситуации фрустрации, коммуникативных установок и

самоотношения в группе студентов

Значение факторов Группа студентов

Показатели Юноши Девушки

1 2 3 1 2 3

Интропунитивные реакции (I) 498 309 -034 456 -190 013

Экстрапунитивные реакции ((Е). 298 056 597 -231 031 637

Импунитивные реакции (М). 021 511 -45 074 564 060

Фиксация на самозащите (ЕО) 416 234 165 411 057 040

Фиксация на препятствии (ОО) - 143 164 511 217 163 598

Фиксация на удовлетворении потребности (№) 265 417 -11 -083 452 030

Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них 089 046 657 165 274 064

Открытая жестокость в отношениях к людям 312 231 698 186 251 547

Обоснованный негативизм в суждениях о людях. -034 567 -143 241 073 251

Брюзжание -129 711 072 070 176

Открытость 064 597 045 -015 612 034

Самоуверенность 131 712 072 -031 756 217

Саморуководство 231 698 154 261 598 176

Отраженное самоотношение 176 743 216 090 649

Самоценность 683 141 276 673 068 040

Самопринятие 621 304 301 598 216 -034

Самопривязанность 573 152 241 634 052 -032

Внутренняя конфликтность 514 084 573 218 -017

Самообвинение 087 613 035 193 793 219

Примечание: Нули и запятые опущены. Жирным шрифтом обозначены значимые факторные нагрузки.

В первый фактор с высокими факторными нагрузками вошли самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, интрапунитивные реакции (I) и тип реакции « с фиксацией на самозащите» (ED)

Выделенный фактор был назван «симпатия к себе». Второй фактор включает следующие показатели: самоуверенность, саморуководство, самообвинение, открытость, обоснованный негативизм, импунитивные реакции (М)., тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» (ОТ). Это фактор был назван «сила Я». Третий фактор представлен такими показателями, как отраженное самоотношение, брюзжание, открытая жестокость по отношению к людям, завуалированная жестокость по отношению к людям, экстрапунитивные реакции (Е), тип реакции «с фиксацией на препятствии» (OD). Третий фактор получил название «симпатия к людям».

В группе девушек по результатам факторного анализа выделены также три значимых фактора. В первый фактор вошли следующие значимые показатели: самоценность, самопривязанность, самопринятие, внутренняя конфликтность, интропунитивные реакции (I), фиксация на самозащите (ED). Фактор был назван «симпатия к себе». Второй включил в себя самообвинение, самоуверенность, открытость; саморуководство, импунитивные реакции (М), тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» (ОТ), фактор был назван «сила Я». Третий фактор представлен такими показателями как отраженное самоотношение, экстрапунитивные реакции (Е), тип реакции «с фиксацией на препятствии» (OD), завуалированная жестокость по отношению к людям. Фактор был назван «симпатия к людям». Факторы, выделенные в группе юношей и девушек совпадают по содержанию симптомокомплексов. Однако имеются некоторые различия. Так, в группе девушек не представлены факторы «брюзжание» и «открытая жестокость по отношению к людям».

С целью выделения типов психосоциальной идентичности в каждой группе юношей и девушек был проведен кластерный анализ. В обеих группах обнаружены три кластера. В той и другой выборке первый кластер был назван «определившаяся идентичность», второй - «мораторий

идентичности» и третий «диффузия идентичности». Группа юношей представлена следующим количеством юношей в выборке соответственно: 31 человек, 8 человек, 14 человек. Группа девушек представлена следующим количеством девушек в выборке соответственно: 29 человек, 9 человек 13 человек. Для сравнения кластеров между собой применялся ^ критерий Стьюдента. Результаты сравнения представлены в таблице 2

Таблица 2

Достоверность различий средних значений реакций на ситуации фрустрации, коммуникативных установок и самоотношения в группе студентов юношей_

Направленность коммуникации Определившаяся I кластер Мораторий II кластер Диффузия II кластер Определившаяся I кластер Мораторий II кластер Диффузия II кластер

Показатели

Юноши Девушки

Самоцененностьсть В3 С Н 1 В3 С Н 1

Самопринятие В2 Н1 С В2 Н1 С

Самопривязанность В2 Н1 В2 В2 Н1 В2

Внутренняя к-сть С В3 Н2 С В3 Н2

И р I Н2 В13 Н2 Н2 В13 Н2

ED С В В С В В

Симпатия к себе позитивное негативное двойственное позитивное ннегативное двойственное

Самоуверенность В2 Н1 С В2 Н1 С

Саморуководство В3 С Н1 В3 С Н1

Самообвинение Н2 В13 Н1 Н2 В13 Н1

Открытость В3 В3 Н12 В3 В3 Н12

Обоснованный не-м С В В С В В

М В Н1 С В Н1 С

№ В2 Н1 С В2 Н1 С

Сила Я выраженная кризис самозащита выраженная кризис самозащита

Отражённое сам-ниет В3 С Н1 В3 С Н1

Брюзжание С В В

Открытая ж-ть Н3 С В1

Завуалированная ж-ть Н3 Н3 В12 Н3 Н3 В12

Е Н3 С В1 Н3 С В1

OD С С В С С В

Симпатия к людям снисходительность недоверие негативное снисходитель-ностьт недоверие негативное

Примечание: буквами В, С, Н обозначены уровни выраженности свойства личности. 1,2,3 номер сравниваемой группы студентов, в которой обнаружены статистически достоверные различия по

критерию Стьюдента (у.

Полученные данные выявили различные особенности формирующейся идентичности, отражающие как позитивные аспекты взаимоотношений, так и особенности, искажающие процесс взаимодействия.

Так, юноши и девушки с определившейся идентичностью понимают и принимают свои недостатки, достаточно уверены в себе, активны, удовлетворены своими контактами с людьми, видят в себе качества, вызывающие уважение. В ситуациях фрустрации их поведение соответствует ситуации, в случае перемен они способны изменить направление своих действий. Лица с определившейся идентичностью способны рассмотреть сложные ситуации в развитии, отсрочить свои непосредственные реакции, обдумать свои действия, либо направленно взаимодействовать с социальным окружением с целью поиска выхода из сложившейся непростой ситуации. К недостаткам, которые могут осложнить взаимодействие, не дать возможность верно оценить ситуацию, упустить многие ее аспекты, могут быть отнесены следующие выявленные особенности этого типа - большая самоуверенность, нежелание меняться, высокая завуалированная жестокость по отношению к людям.

Юноши и девушки с диффузной идентичностью предъявляют повышенные требования к социальному окружению. Манипулирование окружением, отрицание вины и ответственности -

паттерны их взаимодействия. Необходимость собственных действий также ставится под сомнение. Сложные ситуации зачастую не признаются таковыми. Так, низкий показатель «внутренняя конфликтность» свидетельствует об отрицании проблем, установке «все обойдется». Обвинения, переадресация действия являются особенностями взаимодействия молодых людей с диффузной идентичностью. В данной группе выявлены высокие показатели по параметрам «брюзжание», «открытая жестокость» и низкие по параметру «отраженная самоотношение». Молодые люди не обвиняют себя, не стремятся к управлению собственной жизненной ситуацией. Поиск постоянной опоры в социальной среде и там же - источника нареканий характеризует личность, которая не имея собственной жизненной позиции заменяет ее наиболее примитивным источником опоры, а именно агрессией. Тип реакций «с фиксацией на препятствие» как преобладающей в ситуациях фрустрации говорит о слабой и уязвимой личности. В данном случае «защита себя» составляет определяющую стратегию, которой подчинены социальные взаимодействия юношей и девушек этой группы.

Преобладающие интропунитивные реакции с типом реакции «с фиксацией на самозащите» свидетельствуют об остром чувстве вины, обвинении себя юношей и девушек, находящихся в статусе моратория. В то же время в своих ответах молодые люди подчеркивают фатальность, неизбежность случившегося. Низкие показатели по параметрам «самопринятие, самопривязанность», «самоуверенность», высокие по показателям «обоснованный негативизм», «внутренняя конфликтность» свидетельствуют о наличии острого кризиса, не столько о действительном понимании ситуации, сколько о многократном преувеличении ее негативных аспектов, своей неспособности справиться с ней.

В исследовании большинство выявленных аспектов идентичности и поведения в сложных жизненных ситуациях у юношей и девушек указывают на сходство позиций. Различия наблюдаются по двум параметрам фактора «симпатия к людям», в который в группе девушек не параметры «брюзжание» и «открытая жестокость по отношению к людям». Выявленная особенность может объясняться сосредоточенностью самосознания на формировании фемининных качеств личности, популярных в группе сверстников, что является следствием освоения гендерных ролей, содержанием процесса интериоризациеи системы ценностей универсализма, отношений, доброты.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Особенности идентичности опосредуют способы взаимодействия в сложных жизненных ситуациях, обуславливают возникновение определенных психологических последствий, проявляющихся в области взаимоотношений.

2. Выявленные в исследовании три статуса идентичности включают факторы, анализ содержания которых позволяет выявить как слабые так и сильные стороны поведения юношей и девушек в сложных жизненных ситуациях.

3. Наиболее благоприятный в сфере поведения в сложных жизненных ситуациях выступает статус «определившаяся идентичность», представителей которого характеризует принятие своих недостатков, гибкость поведения, уверенность и сензитивность в отношении себя. Однако, лицам с определившейся идентичностью свойственна и большая самоуверенность, нежелание меняться, высокая завуалированная жестокость по отношению в людям - качества, которые не только могут осложнить ситуацию общения, но возможно и спровоцировать негативные (рискованные) действия. Полученные данные могут свидетельствовать о сложностях адаптации к обучению в вузе, а также отражать трудности становления самосознания в юношеском возрасте.

4. Наименее готовы к управлению собственным поведением юноши и девушки в статусе «диффузной идентичности». Стремление к манипулированию, отрицание ответственности, переадресация действий - качества, препятствующие академической успеваемости и успешной адаптации. Однако, отсутствие собственной жизненной позиции может компенсироваться такими сторонами идентичности как потребность в постоянной социальной поддержке, что может служить основой для благоприятного личностного роста в процессе дальнейшего обучения в вузе.

5. Наиболее уязвимыми в сложных жизненных ситуациях являются юноши и девушки в статусе «моратория идентичности». Низкие показатели по параметрам «самопринятие, самопривязанность», «самоуверенность», «брюзжание», высокие по параметру «обоснованный негативизм», « внутренняя конфликтность» свидетельствует о наличии острого кризиса, не столько об действительном понимании ситуации, сколько о многократном преувеличении ее негативных аспектов, и своей неспособности справиться с ней самостоятельно. Молодые люди в статусе «моратория идентичности» требуют повышенного внимания в процессе адаптации.

6. Большинство выявленных аспектов идентичности и поведения в сложных жизненных ситуациях у юношей и девушек указывают на сходство их позиций. Различия наблюдаются по

параметрам «брюзжание» и «открытая жестокость по отношению к людям», что на наш взгляд отражает особенность освоения генедерных ролей.

Анализ проведенного исследования позволяет сделать вывод о необходимости включения в процесс обучения более широкого комплекса методов. Интенсификация как преподавания, так и учения предполагает опору на знания индивидуальных особенностей, чтобы выстраивая процесс обучения иметь возможность опереться на положительные и компенсировать отрицательные особенности обучающихся в целях повышения уровня подготовки будущего профессионала.

Features prosaically interaction in adolescence are largely determined by the emerging identity. The paper presents the results of empirical studies the relationship of the psychological characteristics of identity with the specific behavior of a future teacher-professional in difficult situations.

The key words: identity, interaction, early youth, students, young men and women

Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.

3. БуякасТ.М. Проблема и психотехника самоопределения личности// Вопросы психологии, 2002, № 2.

4. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Практическая психология. - Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. С.75-76; 89-105.

5. Крайг Г. Боулби Д. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2006.

6. Пантилеев С.Р.Методика исследования самоотношения. М: Смысл, 1993.

7. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992.

8. Тищенко Ю.В. Личностные особенности студентов с негативной коммуникативной установкой// Ананьевские чтения 2011. Материалы научной конференции «Социальная психология и жизнь». СПб.: Издательство СПГУ, 2011, с.69-70.

9. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. Теория и практика. М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МоДэК», 2003. С328-330.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

11. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge University Press, 1979.

12. Coopersmith S. The attecedents of self - esteem.- San Francisco: Freeman,1967.

13. Marcia J.E. Identity in adolescence// Handbook of Adolescents Psechology / J.Adelson (ed.). N.Y., 1980.

Об авторе

Тищенко Ю. В., доцент кафедры психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, 8-903-818-56-06, E-mail: erho11@mail.ru

Tishenko Y. V.

Identity as a determinant of behavior is trained in a difficult situation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.