Научная статья на тему 'Идентичность и имидж провинции: источники развития'

Идентичность и имидж провинции: источники развития Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
141
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНДИНГ / BRANDING / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / TERRITORIAL IDENTITY / ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ / IMAGE OF THE TERRITORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ланцевская Надежда Юрьевна

В статье рассмотрены вопросы влияния брендинга и маркетинга территории провинции на формирование ее идентичности и положительного имиджа территории. Представлены результаты исследования ресурсов провинциального города Кургана, актуализация и грамотное инвестирование которых может повлиять на формирование культурной и экономической привлекательности территории, ее конкурентоспособности. Предложены темы и модели развития положительного имиджа Кургана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The identity and image of the province: the sources of development

The article discusses the effect of branding and marketing the province to create its identity and positive image of the territory. Presents results of a study of the resources of the provincial town of Kurgan, updating and competent investment which may affect the formation of cultural and economic attractiveness of the area and its competitiveness. The themes and models of the development of a positive image of the Mound.

Текст научной работы на тему «Идентичность и имидж провинции: источники развития»

«микрокосма»), и вера, что настанет время, когда народ России осознает себя и свое мировое предназначение, покается и выйдет в лице своей образованной части на мировую проповедь и оценит подвиг писателя, который попытался сделать это ещё в Х1Х-м веке.

В заключение хочу поблагодарить свою жену, Алексееву Екатерину Юрьевну, за литературное консультирование и помощь, а также всех, благодаря кому статья появилась в печати.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аксаков, И.С. Толстому, Л.Н., 29 сентября 1880 года / И.С. Аксаков // Русская литература Х1Х века. 1870 - 1890-е годы. Воспоминания, литературно-критические статьи, письма : учеб. пособие / под ред. В. Н. Аношкиной, В. П. Зверева. - М. : Высш. школа, 2005. - С. 345.

2. Алексеев, А.А. Проблема духовного реализма в русской классической литературе XIX века / А.А. Алексеев // Дергачевские чтения - 98. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1998. - С. 22-24.

3. Гоголь, Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями / Н.В. Гоголь // Собрание сочинений : в 9 т. / / Н.В. Гоголь ; сост. и коммент. В.А. Воропаева, И.А. Виноградова. - М., 1994.

4. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений : в 30 т / Ф.М. Достоевский. - Л. : Наука, 1972 - 1990.

5. Любомудров, А.М. О Православии и церковности в художественной литературе / А.М. Любомудров // Русская литература. - 2001. - № 1. - С. 123-124.

6. Соловьев, В.С. Три речи в память Достоевского (1881 - 1883) / В.С. Соловьев // Философия искусства и литературная критика / В.С. Соловьев. - М. : Искусство, 1991. - С. 226-259.

7. Степанян, К. К пониманию «реализма в высшем смысле» / К. Степанян // «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Достоевского / К. Степанян. - М. : Раритет, 2005. - С. 10-20.

8. Степун, Ф.А. Миросозерцание Достоевского / Ф.А. Степун // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов : сб. ст. - М. : Книга, 1990. - С. 332-351.

9. Толстой, Л.Н. Война и мир / Л.Н. Толстой // Собрание сочинений. В 22 т. Т.7 / Л.Н. Толстой ; коммент. Г.В. Краснова, Н.М. Фортунатова. - М., 1981.

10. Fanger, Donald. Dostoevsky and Romantic Realism. A Study of Dostoevsky in Relation to Balzac, Dickens and Gogol / Donald Fanger. - Cambridge, Massachusettss : Harvard Univ. Press, 1965.

УДК 316.7

Н.Ю. Ланцевская, г. Шадринск

Идентичность и имидж провинции: источники развития

В статье рассмотрены вопросы влияния брендинга и маркетинга территории провинции на формирование ее идентичности и положительного имиджа территории. Представлены результаты исследования ресурсов провинциального города Кургана, актуализация и грамотное инвестирование

которых может повлиять на формирование культурной и экономической привлекательности территории, ее конкурентоспособности. Предложены темы и модели развития положительного имиджа Кургана.

Брендинг, территориальная идентичность, имидж территории.

N.U. Lantsevskaya, Shadrinsk

The identity and image of the province: the sources of development

The article discusses the effect of branding and marketing the province to create its identity and positive image of the territory. Presents results of a study of the resources of the provincial town of Kurgan, updating and competent investment which may affect the formation of cultural and economic attractiveness of the area and its competitiveness. The themes and models of the development of a positive image of the Mound.

Keywords: branding, territorial identity, the image of the territory.

В настоящее время российские провинциальные города все чаще обращаются к проблеме поиска собственной идентичности. Утверждаются тенденции самопознания территорий, укрепления их веры в свою уникальность, раскрытия для внешнего мира с целью привлечь к себе внимание и необходимые ресурсы для дальнейшего развития. Происходит осознание необходимости конструирования привлекательного образа-имиджа места, который способен стать одним из активов продвижения города на рынке услуг. Особенно это актуально для малых провинций - самой проблемной зоны городских сообществ. Однако и областные центры зачастую не могут эффективно себя позиционировать, что связано не с отсутствием историко-культурного или символического потенциала, а с отсутствием понимания важности продвижения территории через ее имидж.

В вопросах поиска путей формировании имиджа территории определяющую роль играет политика брендинга как целенаправленной, систематической деятельности по созданию положительного образа места (села, города, региона). Тема брендинга территорий приобретает все большую популярность, с каждым годом обогащаясь эмпирическими разработками, представляющими опыт зарубежных и отечественных городов в поиске собственной уникальности, самоидентификации и эффективной культурно-исторической и экономической презентации не только для своих жителей, но и для внешней целевой аудитории - потенциальных туристов - потребителей услуг материальной, духовной и художественной сфер культуры, а также квалифицированных мигрантов [1].

Обнаруженная, утвержденная, аргументированная и правильно поданная вовне идентичность города позволит ему продать себя как площадку и как инструмент для запуска и реализации наиболее перспективных инвестиционных проектов, что даст городу не только чувство самодостаточности и уверенности в себе, но и принесет экономическую свободу и позволит внести значимый вклад в развитие рынка страны.

Целью нашего исследования стало выявление актуальных возможностей формирования идентичности и положительного имиджа города Кургана. Для достижения цели были решены следующие задачи: выделены основные условия

организации и осуществления территориального брендинга; определены исторический, культурно-символический, промышленный и личностный капитал Кургана, который может послужить «точками роста» - основой обретения городом узнаваемого «лица» и пробуждения инвестиционно-туристического интереса.

Курган (основан в 1679 году, до 1738 - Царёво Городище; до 1782 Курганская слобода) - крупный город Российской Федерации, административный центр Курганской области, имеющий богатую историю. К началу XX века Курган вышел за рамки провинциальности в оценочном смысле слова: тихий уездный городок превратился в один их крупных торгово-промышленных центров Урала и Сибири, приобретая известность за пределами Российской империи. К 1913 году в Кургане насчитывалось 49 предприятий. Курганское сливочное масло экспортировалось в Европу, Америку, Новую Зеландию. Курган именовали «столицей масла», «кухней Лондона», «Сибирской Италией». К 1917 году Курган стал одним из самых благоустроенных городов Тобольской губернии.

Современный Курган - крупный центр науки и образования. В городе расположены Институт машиноведения УрО РАН, отдел механики транспортных машин, Клинико-диагностический центр гастроэнтерологии имени ЯД. Витебского, Научный центр восстановительной травматологии и ортопедии, Курганский государственный научно-образовательный центр Уральского отделения Российской Академии образования, Центральный научно-исследовательский институт комплекс. Сфера высшего образования представлена 14-ю учебными заведениями - шестью городскими ВУЗами и восьмью филиалами и представительствами иногородних ВУЗов. Ведущие: Зауральский гуманитарно-технологический институт, Курганский государственный университет, Курганский институт управления и права, Курганский социально-экономический институт, Курганская государственная сельскохозяйственная академия, Курганский пограничный институт ФСБ РФ. В Кургане работает около двадцати средних специальных учебных заведений.

Несмотря на все отмеченное выше, Курган в настоящее время, как и многие провинциальные города, нуждается в грамотной политике продвижения собственной территории на рынке инвестиционных и туристических услуг.

Брендинг и маркетинг Кургана, на наш взгляд, должен быть направлен на решение следующих задач [4]:

Во-первых, на формирование общей идентичности населения города и области.

Во-вторых, на построение системной модели коммуникации как областного центра с другими городами области, а также с городами соседних регионов.

В-третьих, на формирование собственного имиджа и имиджа области на международном уровне.

Для решения этих задач инициативной группой в 2016 году был предложен проект «Брендинг Кургана», направленный на выявление потенциальных источников создания уникального и привлекательного «лица» областного центра. В своей работе мы опирались на результаты опроса жителей Кургана, а также иногородних респондентов.

Систематизируя полученные результаты, мы выделили следующие группы символов города, могущих стать источниками бренда:

1. Устоявшиеся символы Кургана (выдающиеся личности, торговые марки, художественные произведения, институты образования и культуры, промышленные организации): Тимофей Невежин как основатель города, сподвижник легендарного Далмата Исетского; Г.А. Илизаров как создатель нового направления в хирургии (Курган является счастливым «обладателем» Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова» Министерства здравоохранения РФ); Курганский автобус (КАвЗ), положительно зарекомендовавший себя на всю Россию; курганская тушенка (производитель ООО «Курганский мясокомбинат»); Курганский областной краеведческий музей как самое крупное в Курганской области хранилище историко-культурных и естественно-научных коллекций; Музей декабристов (открыт в 1975 году в доме, ранее принадлежавшем Нарышкину, одному из богатейших купцов Кургана); Дом-музей В. Кюхельбекера, русского поэта-декабриста, близкого друга А.С. Пушкина (был открыт в Кургане 13 декабря 2005 года, является единственным музеем в России, освещающим жизнь и творчество друга великого русского поэта); Музей авиации (единственный музей на территории Сибири и Урала, располагающий музейным собранием авиационной техники); Государственное казённое учреждение «Курганский театр кукол «Гулливер» (один из старейших кукольных театров страны); Винокуренный завод Д.И. Смолина как памятник промышленной архитектуры (1865 года постройки); сказка «Белочка-умелочка» курганского автора Леонида Куликова (произведение, относящееся к классике отечественной детской литературы); Герман Алексеевич Травников, народный художник России; Леонид Борисович Красин, 1 -й Народный комиссар внешней торговли СССР; Сергей Александрович Балакшин, энергетик, конструктор гидротурбин, один из первых сибирских ученых-гидротехников; Борис Сергеевич Балакшин, выдающийся учёный-технолог, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Ленинской премии, доктор технических наук, профессор; Яков Давидович Витебский, советский учёный-медик, хирург, инноватор в области полостной хирургии желудочно-кишечного тракта.

Данный список является открытым, и выявление личностей и культурных объектов, прославивших Курган является необходимым делом не будущего, а настоящего.

2. Торговые марки, претендующие на роль брендов: ОАО «Курганмашзавод»; ООО «Курганский Автобусный Завод» (КАвЗ); ОАО «Синтез»; ЗАО «Курганстальмост»; ОАО НПО «Курганприбор»; ООО предприятие «Сенсор»; ООО «Зауральские напитки»; ООО мясокомбинат «Велес».

В данном случае мы также называем список открытым.

Что касается потенциальных путей развития идентичности Кургана (по результатам опроса) отнесем следующие направления, сформулированные как позиционирующие лозунги:

1. Курган - житница Урала и Сибири. Курганская область традиционно

является экспортером продукции сельского хозяйства, и развитие этого направления имеет огромный потенциал и преимущества. Курган, являясь

областным центром, может по праву претендовать на роль центра житницы региона.

2. Курган - экспортер здоровья. Курган приобрел всемирную известность благодаря центру Г.А. Илизарова. Метод чрескостного остеосинтеза, разработанный Г.А Илизаровым, сегодня применяют в 60 странах мира. Лечение и реабилитацию в РНЦ «ВТО» имени академика Илизарова ежегодно проходят свыше 9 тысяч человек.

3. Курган - лидер производства (например, запорной арматуры). Предприятия по производству запорной арматуры в Кургане занимают значимую часть сектора в данном виде производства по всей стране.

4. Курган - территория любви.

5. Курган - всероссийский центр курганных культур.

О двух последних скажем более подробно.

Имена многих городов мира прочно ассоциируются с их культурным или экономическим потенциалом: Нью-Йорк, Париж, Гонконг, Москва и т.д. Само имя может являться символом территории, поэтому для создания ее эмоционально-позитивного образа необходимо придать имени выразительность, узнаваемость, притягательность. В качестве одного из методов изучения возможности использования нейминга в брендинге территории предлагаем смысловой (феноменологический) анализ имени территории.

Проиллюстрируем это на примере имени города Кургана.Традиционно название города Курган связывают с погребальной культурой тюркских племен: курган - высокая насыпь над древней могилой, могильный холм, древняя могила.

Само название города Кургана уже обозначает нишу бренда, которую может занять город в истории России, став музейным центром курганных культур. В Южном Зауралье курганная традиция формировалась с третьего тысячелетия до н.э. и продолжала развиваться до эпохи средневековья включительно. Носителями этой традиции были индоиранские племена, угры, тюрки. Создание музея «Царёво городище» сможет объединить в одном месте культурное наследие четырех тысячелетий и даст городу Кургану возможность сделать Царёво городище визитной карточкой областного центра.

Фонетический подход позволяет нам предположить и такую этимологию имени города: Курган = урга. Урга в переводе с языка тюркских племен — шест с петлёй на конце, используемый для отлова лошадей из табуна, который в таком положении традиционно сигнализирует, что в данном месте находится супружеская пара. Впоследствии слово «урга» стало обозначать всю территории около юрты и символизировать любовь и силу (урга - т.н. территория любви).

Романтическая трактовка имени города позволяет конструировать иные ассоциации - не с могильным холмом как завершением жизни, а с началом новой жизни влюбленных, что неизбежно повлечет за собой изменение отношения к территории, превращая Курган-могильный холм в Курган-территорию любви.

Самым устойчивым символом города Кургана на протяжении всей обозримой истории был и остается курган. Именно курган как знак воплощает историко-культурное наследие многих народов, проживавших на берегах Тобола и ранее и живущих ныне.

Геральдически закрепленный в виде символа города Кургана и курганской области, он уникален как идентификатор.

Таким образом, возможно построение коммуникационной политики продвижения города Кургана на основе использования исторического (неизменного) имени города [2].

Как показывает мировой опыт, практика брендинга является действенным методом экономической и культурной реабилитации городского пространства и направлена на то, чтобы сделать локальные возможности максимально интересными, полезными и востребованными как для внутреннего потребителя, так и для внешних экономических агентов.

Реализация мероприятий, направленных на брендирование провинциальной территории, позволит по-новому взглянуть на, казалось бы, умирающее, ослабленное пространство, увидеть открывающиеся возможности, преодолеть сложившиеся стереотипы, расширить горизонты межрегионального сотрудничества, сформировать конкурентоспособность локальных услуг, привлечь недостающие средства и, в конечном счете, повысить качество жизни населения провинций.

Важным условием успешности брендинга является консолидация всех заинтересованных лиц (физических и юридических) в деле продвижения территории как продукта. И в данном случае необходимо создание специализированного органа, чья деятельность будет направлена на развитие и укрепление действенных координационных связей между субъектами по развитию и продвижению провинции, а именно: местной властью, бизнес-сообществом и жителями города (области, региона).

Наше исследование не претендует на законченность, оно демонстрирует лишь некоторые возможности в деле создания уникального исторического лица провинциального города, областного центра, а значит - в деле развития и процветания всей области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Визгалов, Д.В. Брендинг города [Текст] / Д.В. Визгалов. - М. : Фонд «Институт экономики города», 2011. - 160 с.

2. Ланцевская, Н.Ю. Город Курган как всероссийский центр курганных культур [Текст] / Н.Ю. Ланцевская, В.Ю. Мурзин // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. заоч. конф. (Екатеринбург, 28-29 марта 2013 г.) / ред. А. М. Бритвин. -Екатеринбург : УрФУ, 2013. - С. 99.

3. Мещеряков, Т.В. Бренд территории как символический капитал [Текст] / Т.В. Мещеряков // Креативная экономика. - 2008. - № 8 (20). - С. 61-69. - Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/2566/. - 12.09.2016.

4. Смирнова, Е.А. Геобрендинг Калининграда: поиск драйвера и системная модель коммуникации [Текст] / Е.А. Смирнова // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы : материалы междунар. науч.-практ. заоч. конф. (Екатеринбург, 28-29 марта 2013 г.) / ред. А.М. Бритвин. -Екатеринбург : УрФУ, 2013. - С. 113-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.