Научная статья на тему 'Идеи семейного и национального воспитания в педагогике И. А. Ильина (к 125-летию со дня рождения мыслителя)'

Идеи семейного и национального воспитания в педагогике И. А. Ильина (к 125-летию со дня рождения мыслителя) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1045
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА И. А. ИЛЬИНА / СЕМЬЯ / НАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / I.A.ILYIN'S PEDAGOGICS / FAMILY / NATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баринов Владимир Анатольевич, Баринова Кристина Владимировна

Авторы знакомят с личностью, идеями семейного и научного воспитания И. А. Ильина, одного из самых известных мыслителей Русского зарубежья (1883-1954гг, в эмиграции с 1922г) Главный предмет исследовании русский народ, русская история, Родина, Россия и её будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideas of Family and National Education in I.A.Ilyin's Pedagogics (125th anniversary of his birth)

Authors acquaint the readers with I.A.Ilyin, one of the most known thinkers of Russian emigration abroad (1883-1954, emigrated in 1922г) his personality, ideas of scientific and family education The main subjects of his thought are Russian people, Russia's history and its future.

Текст научной работы на тему «Идеи семейного и национального воспитания в педагогике И. А. Ильина (к 125-летию со дня рождения мыслителя)»

УДК 378.018

Год семьи в России

В. А. Баринов, К. В. Баринова

ИДЕИ СЕМЕЙНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ И. А. ИЛЬИНА (к 125-летию со дня рождения мыслителя)

Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, Президент России В. В. Путин подписал Указ от 14 июня 2007 г. № 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» в 2008 г. Основными целями мероприятий этого года являются укрепление авторитета семьи и базовых семейных ценностей.

В. В. Путин, выступая 24 декабря 2007 г. в Кремле на церемонии открытия Года семьи в России, обратил внимание на то, что «преемственность таких традиций очень нужна современной России, ведь чем больше семей живут в гармонии и согласии, чем сильней они скреплены общими целями, ценностями и нравственными началами, тем гуманнее всё наше общество» [10]. Глава государства подчеркнул, что все эти качества берут свои истоки в семье; и уже с младых ногтей человек получает в семье первые уроки уважения к старшим, открывает для себя мир и то самое ценное, с чего начинается Родина, ведь именно в семейном кругу прививаются самые первые гражданские чувства, любовь к своей земле, понимание истории и культуры Отечества.

Сегодня мы знакомим наших читателей с личностью и идеями семейного и национального воспитания Ивана Александровича Ильина, одного из самых известных мыслителей Русского Зарубежья (годы жизни -1883-1954 гг., в эмиграции с 1922 г.).

Послеоктябрьская эмиграция «ведет свое летописание» с 1917 г. Она сформирована главным образом в силу политических причин и стала значительным явлением в российской и европейской истории. Часть России, не признавшая ее советского строя и насильственно изгнанная, образовала Россию за рубежом - Русское Зарубежье, которое носило разные наименования: «белая эмиграция», «белая русская эмиграция», «контрреволюционная эмиграция», «Россия вне России», «Зарубежная Россия», «Россия № 2, эмигрантская», «Россия в изгнании», «Малая Россия», «Невидимый град Китеж», «16 республика СССР».

Это была эмиграция времен гражданской войны и первых послереволюционных лет: для одних это было бегство от советской власти как политического противника, для других - официальное изгнание, для третьих -

стремление избежать социальные потрясения (многие из них говорили, что эмиграция - это не благо, это «настоящая трагедия», это «операция без наркоза»). Причины разные, но результат оказался принципиально одним и тем же - лишение Родины и гражданства, а для России - утрата огромного национального интеллектуального, научного и культурного потенциала, существенно осложнившая процесс послереволюционного духовного и социально-экономического развития страны. В СССР эти эмигранты, независимо от их участия в гражданской войне, взглядов и реальных поступков, рассматривались как враги новой страны.

Известный историограф русской эмиграции В. Абдан-Коссовский отмечал, что в течение пяти лет из недр России извергнута была огромная людская масса, около трех миллионов человек, которые еще недавно создавали русскую мощь, русскую культуру, русскую науку, русское искусство, русскую промышленность и богатство. Здесь была русская армия, духовенство, цвет русской интеллигенции, корифеи русской науки, литературы, искусства, промышленности, фабриканты, учащаяся молодежь, рабочие, крестьяне, казаки, горцы, калмыки. Они уходили со своими семьями, скарбом, учреждениями, организациями, архивами, обозами, флотом - и с твердым намерением остаться русскими, сохранить русскую культуру, вернуться после уничтожения советской власти в Россию и служить только ей [1, с. 129].

В эмиграции оказались мыслители, составившие позднее славу российской науки. Каждый из них имел право сказать о себе пушкинскими словами: «И неподкупный голос мой // Был эхо русского народа». Социологический анализ, осуществленный Русским институтом в Белграде, установил, что в эмиграции к 1930 г. находилось до 500 российских ученых, среди них -150 бывших профессоров российских университетов. Их них 5 человек имели звание академиков Российской академии наук [15, с. 62].

Среди научной элиты, волею судьбы оказавшейся за пределами Отечества, особое место принадлежит Ивану Александровичу Ильину - ученому, педагогу, гражданину и патриоту России, одному из самых известных мыслителей русского зарубежья. Русский писатель-эмигрант И. С. Шмелев назвал профессора И. А. Ильина «совестью русской интеллигенции» [16, с. 154].

И. А. Ильин родился в Москве 28 марта 1883 г. в дворянской семье присяжного поверенного округа Московской судебной палаты, губернского секретаря Александра Ивановича Ильина и Екатерины Юльевны Ильиной (урожденной Швейкерт). Александр Иванович - коренной москвич, представитель древнего дворянского рода, его крёстным отцом был Александр II. Дед, полковник Иван Иванович Ильин, служил начальником Кремлевского дворца.

По матери Иван Александрович - немецкой крови. Его дед, врач Юлиус Швейкерт фон Штадион, эмигрировал в Россию в 1830-х годах и стал русским подданным. Он был коллежским советником (это 6-й чин в табели о рангах, что соответствовало чину полковника). У И. А. Ильина было два старших брата Алексей и Александр, которые впоследствии стали юристами. По воспоминаниям Ивана Александровича, он с большим уважением относился к своим родителям: отцом гордился, мать боготворил. В семье Ильиных царили любовь, счастье, сердечная атмосфера взаимопомощи и поддержки. Но самое главное, чему научили Ивана Александровича в семье - это любить и служить России. Позднее И. А. Ильин об этом скажет проникновенные слова: «И когда мы произносим это простое и в то же время необъятное слово «Россия» и чувствуем, что мы назвали что-то самое главное в нашей жизни и в нашей личной судьбе, то мы твердо знаем, что мы разумеем не просто природу, или территорию, или быт, или хозяйство, или государство, но русский дух, выросший во всем этом, созданный этим, и создавший все это в муках, в долготерпении, в кровавой борьбе и непрестанном молитвенном напряжении» [6, с. 207]. Во многом именно благодаря семье, в которой И. А. Ильин вырос и был окружен родительским теплом, он сумел впоследствии сформулировать свои педагогические взгляды на семейное и национальное воспитание.

Одаренность И. А. Ильина обнаружилась довольно рано. Золотую медаль и диплом I степени он получил, обучаясь соответственно в московских гим-

И. А. Ильин. Рига, 1931 г.

назиях и на юридическом факультете Московского университета. Иван Александрович получил прекрасное образование. Он владел несколькими языками (церковно-славянским, латинским, греческим, немецким, французским), играл на рояле, любил литературу, театр, искусство. В 1910-1912 гг. нахо -дился в научной командировке в университетах Германии и Франции. С 1912 г. - приват-доцент, с 1918 г. - профессор Московского университета. В 1921-1922 гг. - действительный член Института научной философии, с 1924 г. - член-корреспондент Славянского института при Лондонском университете.

И. А. Ильин свою научно-педагогическую деятельность начал в 1909 г. на Московских Высших Женских Юридических Курсах, затем преподавал на юридическом факультете Московского университета и в Коммерческом институте. По отзывам современников, Иван Александрович был отличным лектором и пользовался популярностью среди студентов.

Большой резонанс среди научной общественности получила его магистерская диссертация в двух томах - «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918 г., оппоненты - князь Е. Н. Трубецкой и П. И. Новгородцев). Диссертация И. А. Ильина в профессиональном и научном смысле была столь безукоризненна, что факультет единогласно присудил ему сразу две степени: магистра - за первый том и доктора государственных наук - за второй том. Такой успех в то время был огромной редко -стью. Этот труд до сих пор оценивается как лучшее исследование о Гегеле на русском языке.

После революции 1917 г. И. А. Ильин, оставаясь в Москве, включился в идейную борьбу против нового строя, что и послужило причиной его неоднократных арестов. В 1922 г. философ был арестован в шестой раз и приговорен к смертной казни, замененной высылкой из России в Германию. 26 сентября 1922 г. И. А. Ильин вместе с супругой Н. Н. Вокач-Ильиной на немецком пароходе «Обер-бургомистр Хакен», более известном в отечественной публицистике как «философский пароход», отправился в изгнание из Петроградского порта в германский город Штеттин.

Представляется важным подчеркнуть, что судьба дважды сводила вместе И. А. Ильина и В. И. Ленина. Первый раз (исторический факт) - 29 сентября 1909 г. на страницах газеты «Русские ведомости». Здесь была опубликована первая работа И. А. Ильина - рецензия на книгу, как ему могло тогда показаться, его однофамильца Вл. Ильина «Материализм и эмпириокритицизм», автором которой был вождь российской социал-демократии Ульянов. Рецензия была лапидарной и резко критической [3, с. 235]. Второй раз (мемуарный факт) - в 1922 г. По воспоминаниям художника Е. Климова, в Москве распространился слух, будто бы Ленин в беседе с Луначарским спросил его: «Кто это такой Ильин? Читаю его замечательную книгу о Гегеле, кто этот Ильин? Где он?». Луначарский отвечал: «Ильин профессор Московского

университета. Сейчас он арестован и сидит в тюрьме». Ленин приказал: «Немедленно освободить!» [9, с. 27].

И. А. Ильин с 1923 г. преподавал в Русском научном институте в Берлине и активно участвовал в политической жизни эмиграции. После прихода к власти нацистов в Германии в 1934 г. он был уволен из этого института, но продолжал свою философско - писательскую деятельность. В 1938 г. гестапо (тайная полиция) наложило арест на его печатные труды и запретило ему публичные выступления. Это вынудило его в этом же году эмигрировать в Швейцарию. Здесь 21 декабря 1954 г. И. А. Ильин умер, так и не вернувшись в Россию.

3 октября 2005 г. на территории Свято-Донского монастыря в Мемориале национального примирения перезахоронены останки генерала А. И. Деникина и русского философа И. А. Ильина, которые доставлены в Москву соответственно из Нью-Йорка (США) и Цюриха (Швейцария). Акция по перезахоронению выдающихся сынов России и их близких, вынужденных силой обстоятельств когда-то покинуть Родину, организована Российским фондом культуры при содействии Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при МИД РФ. Эта инициатива была поддержана Президентом России В. В. Путиным. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал это событие «закономерным объединением двух частей русского народа, одна из которых жила в эмиграции».

Творческое наследие И. А. Ильина, включающее в себя научно-исследовательские и публицистические работы, в том числе труды по педагогике, философии, правоведению, государствоведению, истории, культурологии, литературоведению, искусствоведению, впечатляет. Первое в России собрание сочинений мыслителя, издававшееся с конца ХХ столетия, включает около тридцати книг. Отметим, что 27 мая 2006 г. Архив И. А. Ильина был возвращен из Мичиганского университета (США) в Московский государственный университет и ждет своих исследователей.

Главный предмет исследований, ради которого он написал все остальное, - русский народ, русская история, русская культура, Родина, Россия и ее будущее. Подчеркнем, что И. А. Ильин в своих трудах особо отмечал огромную созидательную роль государства в жизни русского народа.

И. А. Ильин как ученый понимал свою гражданскую ответственность и патриотический долг перед будущей Россией, был последователен в своих действиях. Свое жизненное кредо ученый и педагог в 1938 г. сформулировал предельно четко и лаконично: «никогда не руководствовался в своей научной, общественной и политической деятельности чуждыми мне директивами; всегда поступал согласно собственным религиозным и философским убеждениям. В поступках своих и убеждениях я был ответственен только перед Богом, перед своею совестью, своим народом и Отечеством - более ни перед чем» [8, с. 464].

И. А. Ильин видел главное назначение эмиграции для посткоммунисти-ческой России в следующем: «Возможно, что из наших, старших поколений лишь совсем немногие смогут принять участие в ее возрождении. Но именно это предвидение обязывает нас смотреть вперед и вдаль и готовить для новых русских поколений тот материал выводов и руководящих линий, ко -торый мы выстрадали и выносили за эти десятилетия и который поможет им справиться с их претрудной задачей. Мы должны высказать и письменно (по возможности и печатно!) закрепить в отчетливых и убедительных формулах то, чему нас научила история, чему нас умудрила наша патриотическая скорбь» [5, с. 178].

Из того «материала выводов и руководящих линий», которые содержатся в творческом наследии И. А. Ильина, представляется целесообразным рассмотреть взгляды мыслителя в трех взаимосвязанных сферах: 1) конституционной; б) семейном воспитании; в) национальном воспитании. По существу речь идет о взглядах И. А. Ильина на конституцию, воспитание человека и гражданина. Именно здесь формируется будущее России.

Рассмотрим кратко конституционные взгляды И. А. Ильина.

Иван Александрович, имея в виду русское зарубежье, утверждал, что «мы должны выговорить основы русского национально-государственного бытия, не предвосхищая тех путей, на которых они будут проводиться в жизнь. Мы должны высказать то, без чего, по нашему мнению, Россию нельзя построить и России - не быть. Политика будет это по-своему осуществлять; а история будет нас судить за наши воззрения. И мы должны им это предоставить» [7, с. 490]. Исходя из этого и основываясь на закономерностях исторического развития Российского государства, Своде Законов Российской империи, достижениях отечественной юридической мысли, а также на собственных философских и правовых трудах, И. А. Ильин разработал в 1938 г. Проект Основного Закона Российской Империи (далее - «Основы»). Он содержит четырнадцать разделов и добавления к основным законам, которые объединяют 351 статью. Перефразируя известное пушкинское высказывание об «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, следует сказать, что «Основы», а по существу проект конституции посткомму-нистического Российского государства, есть не только создание видного юриста, но и подвиг гражданина России [14].

Рассмотрим взгляды И.А. Ильина на семейное воспитание. В послеоктябрьской эмиграции развитие русской педагогической мысли не прекратилось. Уже в первые годы эмиграции обретает очертания двуединая задача русской школы, оказавшейся в изгнании: воспитывать русских граждан, ко -торые смогут возродить Россию, дать им образование и профессиональную подготовку для существования на чужбине. Для этого предстояло передать детям традиции русской культуры, поставить надежные препоны на пути их денационализации, но при этом не встать на путь самоизоляции, использо-

вать достижения мировой культуры, уделять первостепенное внимание изучению истории, традиций, законов страны пребывания [2, с. 47]. Именно поэтому проблемы семейного и национального воспитания обстоятельно разрабатывались, его цели и содержание обсуждались в дискуссиях об образовании.

Педагоги Русского Зарубежья исследовали сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывали теорию и методику воспитания, определяли его принципы, содержание, формы и методы. Педагогическая мысль была органично связана с развитием философского знания, с православной христианской традицией и характеризовалась особым интересом к проблемам духовно-нравственного воспитания. Поэтому особенностью педагогического наследия послеоктябрьской эмиграции является то, что оно выступает в форме философско - педагогического наследия мыслителей Русского Зарубежья.

Педагогический потенциал творческого наследия И. А. Ильина начал выявляться российскими исследователями [13]. Иван Александрович, исхо -дя из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, придавая большое значение семейному воспитанию, понимания значение семьи для судьбы Отечества, основываясь на идеях отечественной дореволюционной педагогики, опираясь на свои педагогические взгляды, сформированные под влиянием семьи и научно-педагогического опыта, раскрыл сущность семейного воспитания. Эти его взгляды представлены в ряде работ, в том числе «Путь духовного обновления» (1935 г.), «Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера» (1934 г.), «Основы борьбы за национальную Россию» (1937 г.), «О воспитании в грядущей России» (1953 г.), «О сущности правосознания» (1956 г.). Мыслитель, имея в виду особый статус семьи в истории человечества, считал, что она «есть целый остров духовной жизни».

Принимая во внимание изложенное, рассмотрим педагогические подходы И. А. Ильина к анализу роли и места семьи в обществе, цели, задачи и основные направления семейного воспитания.

Во-первых, И. А. Ильин образно представляет роль и значение семьи для Отечества. Человек родится не только в недрах родины, но и в лоне семьи. Семья есть первая родина. Родина есть великая, национальная семья. Как соты пчелиные состоят из запечатанных ячеек с благоухающим медом, так жизнь народа состоит из семей: каждая семья отделена и запечатана, и всё-таки все они вместе сращены в единство; в каждой ячейке свой мед, но из этих медов состоит единый мед целого улья. Разрушьте ячейки - и вытечет мед, и распавшуюся вощину отдадут на переплавку.

Во-вторых, И. А. Ильин формулирует главную социальную функцию семьи. Мыслитель считает, что семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости.

Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству.

В-третьих, И. А. Ильин указывает на определяющее влияние семьи на судьбу ребенка. Ученый обосновывает свой тезис следующим образом. Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу своему возникает из выбора и решения, а ребенку не приходится выбирать и решать: отец и мать как бы образуют ту предустановленную для него судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить - ему остается только принять ее и нести всю жизнь. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец. И. А. Ильин делает педагогический вывод: «То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары, но судьба этих склонностей и талантов - разовьются ли они в дальнейшем или погибнут, и если расцветут, то как именно, - определяется в раннем детстве» [4, с. 142]. Вот почему семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, - продолжает мыслитель, - со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа.

И. А. Ильин дает превосходное сравнение, отражающее сущность семьи: «Все это означает, что семья есть как бы живая «лаборатория» человеческих судеб - личных и народных, и притом каждого народа в отдельности и всех народов сообща, с тем отличием, однако, что в лаборатории обычно знают, что делают, и действуют целесообразно, а в семье обычно не знают, что делают, и действуют, как придется. Ибо семейная «лаборатория» возникает от природы, на иррациональных путях инстинкта, традиции и нужды; здесь люди не задаются никакой определенной творческой целью, а просто живут, удовлетворяют свои собственные потребности, изживают свои склонности и страсти и то удачно, то беспомощно несут последствия всего этого» [4, с. 143]. Именно поэтому, понимая природу и указанные особенности семьи, И. А. Ильин высказывает философско-педагогические идеи о семей-

ном воспитании. Тем самым Иван Александрович вносит свой вклад в теорию и практику семейного воспитания.

И. А. Ильин как ученый и педагог цель семейного воспитания сформулировал в следующем виде: «воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту Родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть» [4, с. 150].

Иван Александрович в удивительно поэтической форме формулирует основную задачу воспитания следующим образом. Можно было бы просто сказать, что все воспитание ребенка или, во всяком случае, его основная задача состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях. Надо как бы повести или сводить душу ребенка во все «места», где можно найти и пережить нечто божественное; постепенно все должно стать ей доступным - и природа во всей ее красоте, в ее величии и таинственной внутренней целесообразности, и та чудесная глубина, и та благородная радость, ко -торую дает нам истинное искусство, и неподдельное сочувствие всему страдающему, и действенная любовь к ближнему, и блаженная сила совестного акта, и мужество национального героя, и творческая жизнь национального гения, с его одинокой борьбой и жертвенной ответственностью, и, главное: непосредственное молитвенное обращение к Богу, который и слышит, и любит, и помогает. Надо, чтобы ребенок получил доступ всюду, где Дух Божий дышит, зовет и раскрывается - как в самом человеке, так и в окружающем его мире [4, с. 155-156].

И. А. Ильин, определив цель и задачу семейного воспитания, дает свое понимание основных направлений семейного воспитания, которые тесно увязывает с представлением о ценностях воспитания и идеале человека: 1) семья имеет призвание дать ребенку самое главное и существенное в его жизни - христианскую любовь; 2) семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию; 3) семья учит ребенка верному восприятию авторитета; 4) семья пока будет существовать (а она будет существовать, как все природное, вечно), она будет школой здорового чувства частной собственности: 5) семья есть трудовой очаг, трудовое, наследственное единение людей. Где прочная семья, там народ работает и богатеет. Где семья богатеет, там цветет народное хозяйство.

Резюмируя свои размышления о семейном воспитании, И. А. Ильин об-

ращает внимание на то, что ребенок вступает в семью своих родителей как бы в доисторическую эпоху своей личности и начинает дышать воздухом этой семьи со своего первого физического вздоха. Ребенок может приобрести чутье и вкус к духу только у духовно осмысленного семейного очага; он может органически почувствовать всенародное единение и единство, только испытав это единство в своей семье, а не почувствовав этого всенародного единства, он не станет живым органом своего народа и верным сыном своей родины. Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накаленный угль духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни.

Наиболее ценной в педагогическом плане является высказанная ученым идея о том, что самое важное в семейном воспитании - это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни - источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения [4, с. 156-157].

И. А. Ильин свое понимание важности семьи и семейного воспитания «перевел на юридический язык». Он ввел специальную статью в свои «Основы». В статье 8 раздела «О Российском Государстве» «Основ» мыслитель устанавливает, что «Российское Государство есть единство действенное. Это означает, что русские граждане призваны к правовой свободе и самостоятельному творчеству, к верной, незазорной семейной жизни, к свободному труду и частной собственности. Они суть субъекты права - носители прав и обязанностей. Они повинны вкладывать в государственное дело свой почин, свое сердце, волю и разум. Они должны всеми способами, как лучше, промышлять о своем Отечестве и о пользе своего народа. Они обязаны содействовать всем благим и верным начинаниям власти» [7, с. 511]. Обратимся к нормативным правовым актам современной России. Статья 38 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) устанавливают следующее: «1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». А статья 1 Семейного Кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) развивает это положение следующим образом: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами се-

мьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав». Президент России В. В. Путин, рассматривая демографическую ситуацию в Российской Федерации в 2006 г., констатировал, что «проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям. Академик Д. С. Лихачев когда-то писал, что любовь к родному краю, к своей стране начинается с любви к своей семье. И мы должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, к родному очагу» [11, с. 37].

Сравнивая идеи о семейном воспитании И. А. Ильина с содержанием Конституции РФ, СК РФ, Послания Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2006 г.), Указа Президента России от 14 июня 2007 года № 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» в 2008 г., выступления В. В. Путина 24 декабря 2007 г. в Кремле на церемонии открытия Года семьи в России, мы должны сделать вывод о близости их основополагающих положений. Это свидетельствует о том, что И. А. Ильин не только постиг сущность семейного воспитания, но и сумел выразить его основополагающие ценности в формулировках, адекватных национальному самосознанию. И сделал это более чем на полстолетия раньше, чем были приняты вышеназванные нормативные правовые акты современной России и опубликованы выступления Президента России В. В. Путина.

Рассмотрим взгляды И. А. Ильина на национальное воспитание.

Философско-педагогические взгляды И. А. Ильина дают глубокую и обстоятельную картину национального воспитания. Иван Александрович раскрывает эту проблему с необыкновенной ясностью и изяществом.

И. А. Ильин исходит из того, что национальность человека определяется не его произволом, а укладом его инстинкта и его творческого акта, укладом его бессознательного и, больше всего, укладом его бессознательной духовности. «Покажи мне, - продолжает ученый, - как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, -скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного» [4, с. 202].

И. А. Ильин утверждает, что этот уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего - в детстве. Воспитание детей есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нем их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов.

И. А. Ильин видит задачу национального воспитания в следующем: надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух

ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству - были национальными, у нас в России - национально русскими; и далее: чтобы дети молились и думали русскими словами; чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею - всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они ни находились, развернутся в настоящих и верных русских людей.

Суть идей И. А. Ильина в том, чтобы в центр воспитания было поставлено развитие личности на основе национальных ценностей, реализации идеи приоритета личности по отношению к коллективу, обществу, государству. Формирование ребенка должно происходить путем присвоения им национального опыта в процессе деятельности и усвоения норм социально-этических отношений. В своих рассуждениях И. А. Ильин возвращает нас к истокам национального воспитания и рекомендует родителям, учителям и воспитателям обогащать детей следующими сокровищами.

1. Язык. И. А. Ильин был убежден, что язык является основой формирования национального мышления и мировоззрения личности, поэтому он предлагал национальное воспитание начинать с языка. В его понимании, язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери (буквально). Особенно важно, чтобы это пробуждение самосознания и личностной памяти ребенка (обычно - на третьем, четвертом году жизни) совершилось на его родном языке. В дальнейшем же в семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений должны протекать по-русски; очень важно частое чтение вслух русских классиков, по очереди всеми членами семьи хотя бы понемногу; существенны семейные беседы о преимуществах родного языка - о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности.

2. Песня. И. А. Ильин придает большое внимание песенной культуре в национальном воспитании. Мыслитель считает, что ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. Пение научит его первому одухотворению душевного естества - по-русски; пение даст ему первое «не-животное» счастье - по-русски. Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение.

3. Молитва. Считая роль религии в национальном воспитании исключительно важной, И. А. Ильин отмечал, что в православной набожности

первостепенное значение придается молитве. Ученый полагает, что молитва даст ребенку духовную гармонию, пусть он переживет ее по-русски. Молитва даст ему источник духовной силы - русской силы. Молитва научит его сосредоточивать чувство и волю на совершенном - по-русски. Молитва даст ему религиозный опыт и поведет его к религиозной очевидности - по-русски. Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в церковь и станет ее опорой - русской опорой, русской церкви. Он найдет пути - и в глубину русской истории, и на простор русского возрождения. Неправославный может быть верным русским патриотом и доблестным русским гражданином, но человек, враждебный Православию, не найдет доступа к священным тайникам русского духа и русского миропонимания, он останется чужеродным в стране, своего рода внутренним «неприятелем».

4. Сказка. И. А. Ильин убежден, что вопросы, на которые отвечает русская сказка, всегда касаются главного: национального мироощущения и национальной судьбы. Сказка отвечает на самый важный вопрос - о смысле жизни, о судьбе человека, тяготах и опасностях, о мудрости земной, об истинности пути. Сказка уводит именно к истокам национального духовного опыта, русского человека по-русски укрепляя, по-русски утешая, по-русски умудряя. Поэтому, продолжает Иван Александрович, сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды». Она заселяет его душу национальным мифом, тем хором образов, в которых народ созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее. В сказке народ схоронил свое вожделенное, свое ведение и ведовство, свое страдание, свой юмор и свою мудрость. Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации. Приобщение к чужеземным сказкам вместо родных будет иметь те же самые последствия.

5. Жития святых и героев. И. А. Ильин считает, что святые и национальные герои наиболее благодатно действуют на нежную детскую душу. Ученый полагает, что чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него. Образы святости пробудят его совесть, а русскость святого вызовет в нем чувство соучастия в святых делах, чувство приобщенности, отождествления; она даст его сердцу радостную и гордую уверенность, что «наш народ оправдался перед лицом Божиим», что алтари его святы и что он имеет право на почетное место в мировой истории («народная гордость»).

6. Поэзия. И. А. Ильин, исследуя особенности русской поэзии, подчер-

кивает, что «вряд ли есть еще один народ на свете, который имел бы такую поэзию, как русская: и по языку. И по творческой свободе, и по духовной глубине. Ибо силою исторического развития оказалось, что русский поэт есть одновременно национальный пророк и мудрец и национальный певец и музыкант» [6, с. 210-211]. Как только ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. Сначала пусть слушает, потом пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать - искренно, прочувствованно и осмысленно. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. И русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, никогда не денационализируется.

7. История. И. А. Ильин считает, что русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. По глубокому убеждению И. А. Ильина в этом деле ведущая роль принадлежит преподавателю истории. Преподаватель истории отнюдь не должен скрывать от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время он должен указать ему все источники национальной силы и славы. Тон скрытого сарказма по отношению к своему народу и его истории должен быть исключен из этого преподавания. История учит духовному преемству и сыновней верности, а историк, становясь между прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить в его призвание. Тогда только он сможет быть истинным национальным воспитателем.

8. Армия. И. А. Ильин отмечал, что армия есть сосредоточенная волевая сила государства, оплот родины; воплощенная храбрость народа, организация чести, самоотверженности и служения - вот чувство, которое должно быть передано ребенку его национальным воспитателем. Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена - его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своею. Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, -родина останется без обороны, государство распадется и нация сойдет с лица земли. Преподавать ребенку иное понимание значит содействовать этому распаду и исчезновению.

9. Национальная территория. И. А. Ильин в национальном воспитании считал важным разъяснение ребенку сокровенного смысла национальной территории как земного жилища национального инстинкта и нацио-

нального духа. Национальная территория не есть пустое пространство «от столба до столба», но исторически данное и взятое духовное пастбище народа, его творческое задание, его живое обетование, жилище его грядущих поколений.

10. Хозяйство. И. А. Ильин особое место в национальном воспитании отводил хозяйственной деятельности. Ребенок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что «труд» не есть «болезнь» и что работа не есть «рабство», что, наоборот, труд есть источник здоровья и свободы. В русском ребенке должна проявиться склонность к добровольному, творческому труду, и из этой склонности он должен почувствовать и осмыслить Россию как бесконечное и едва початое трудовое поприще. Тогда в нем пробудится живой интерес к русскому национальному хозяйству, воля к русскому национальному богатству как источнику духовной независимости и духовного расцвета русского народа. Пробудить в нем все это значит заложить в нем основы духовной почвенности и хозяйственного патриотизма.

И. А. Ильин считает, что таков дух национального воспитания, необхо -димый русскому и каждому здоровому народу. Мыслитель был глубоко убежден, что каждый русский человек должен любить национальную Россию, иметь живое чувство ответственности за все то, что в ней совершается, обладать чувством собственного достоинства и чувством чести, а для этого он должен руководствоваться следующим правилом: «Кто бы я ни был, каково бы ни было мое общественное положение, от крестьянина до ученого, от министра до трубочиста, я служу России, русскому духу, русскому качеству, русскому величию, не «мамоне» и не «начальству», «не личной похоти» и не «партии», не «карьере» и не просто «работодателю»; но именно России, ее спасению, ее строительству, ее совершенству, ее оправданию перед Лицом Божьим» [5, с. 183].

Полагаем, что философско-педагогическое наследие И. А. Ильина является ценным вкладом в развитие семейного и национального воспитания и имеет актуальное значение для современной России. Особо следует подчеркнуть, что И. А. Ильин являлся ярким и оригинальным мыслителем послеоктябрьской эмиграции и одним из немногих отечественных философов и политических мыслителей, чьи прогнозы часто сбывались. Работы И. А. Ильина до сих пор читаются так, словно они являются откликом на современные события, а сам ученый и педагог является нашим современником.

На склоне лет Иван Александрович писал, что «мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России» [5, с. 365].

Возвращение праха ученого, гражданина и патриота И. А. Ильина, а ранее - его творческого наследия, на Родину свидетельствует о том, что восторжествовала историческая справедливость - Иван Александрович Ильин занял достойное и почетное место среди выдающихся национальных мыслителей России.

Библиографический список

1. Абдан-Коссовский, В. Русская эмиграция: Итоги за тридцать лет / В. Абдан-Коссовский // Возрождение. - Париж. - 1956. - № 52. - С. 121-129.

2. Владыкина, В. А. И в изгнании учить любви к Родине / А. В. Владыкина // Педагогика. - 1995. - № 3. - С. 47-50.

3. Гулыга, А. В. Русская идея и ее творцы / А. В. Гулыга. - М.: «Соратник»,

1995. - 310 с.

4. Ильин, И. А. Собрание сочинений: В 10т. Т. 1. / А. И. Ильин. - М.: «Русская книга», 1993. - 400 с.

5. Ильин, И. А. Собрание сочинений: В 10т. Т. 2. Кн. 2. / А. И. Ильин. - М.: «Русская книга», 1993. - 480 с.

6. Ильин, И. А. Собрание сочинений: В 10т. Т. 6. Кн. 2. / А. И. Ильин. - М.: «Русская книга», 1996. - 672 с.

7. Ильин, И. А. Собрание сочинений: В 10т. Т. 7. / А. И. Ильин. - М.: «Русская книга», 1998. - 608 с.

8. Ильин, И. А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (19031938) / А. И. Ильин. - М.: «Русская книга», 1999. - 608 с.

9. Лисица, Ю. Т. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк / Ю. Т. Лисица // Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. - М.: «Русская книга», 1993. - С. 5-36.

10. Новый Год семьи открыт в Кремле с участием Владимира Путина и Дмитрия Медведева // Российская газета. - 2007. - 26 декабря.

11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). - М.: 2006. - 63 с.

13. См.: Азаров, Ю. Пророческая педагогика И. А. Ильина / Ю. Азаров // Родительское собрание. - 2004. - № 3. - С. 3-19; Он же. Пророческая педагогика // Педагогический вестник. - 1995. - № 7. - С. 3; Иванченко, И. И. А. Ильин о воспитании / И. Иванченко // Север. - 2003. - № 9/10. - С. 162-163; Мосолов, В. А. И. А. Ильин о национальном воспитании / В. А. Мосолов // Образование и педагогика Российского зарубежья. Сб. статей и материалов. - М.: 1995. - С. 56-59; Ризз, Г. И. «Мир управляется из детской» (концепция национального воспитания И. А. Ильина) / Г. И. Ризз // Педагогика. - 1995. - № 3. - С. 94-98.

14. См. подробнее: Баринов В. А., Баринова К. В. И. А. Ильин: личность и творческое наследие мыслителя // Материалы IV международных Ильинских научнобогословских чтений «Иван Ильин и современная Россия», г. Екатеринбург, 14-15 июля 2006 г. // Русский экономический вестник. Научно-публицистический журнал. - 2006. - № 5. - С. 21-41.

15. Хрусталева, Н. С. Психология эмиграции (Социально-психологические и личностные проблемы). Дис. ... доктор. психол. наук / Н. С. Хрусталева. - СПб.:

1996. -232 с.

16. Шмелев, И. С. Душа России. Сборник статей от 1924-1950 гг. / И. С. Шмелев. - СПб.: Библиополис, 1998. - 232 с.

17. Мудрик, А. М. Воспитание как социальный феномен // Сибирский педагогический журнал. -. - № 1. - с. 126 - 128. 2006

18. Шатинова, Н. И. Мир «невидимых» по традиционным представлениям алтайцев // Сибирский педагогический журнал. -. - № 3. - с. 136 - 145. 2006

19. Куликова, Л. Н. Детство: динамика педагогической поддержки развития и саморазвития личности // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 3. - с. 49 - 63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.