Научная статья на тему 'И. А. Ильин о проблемах семьи и семейного воспитания (к 125-летию со дня его рождения)'

И. А. Ильин о проблемах семьи и семейного воспитания (к 125-летию со дня его рождения) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1529
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кадневский В. М.

The views of I.A. Ilyin, a Russian scientist, who was forced to emigrate in 1922, upon problems of upbringing within the framework of family and national traditions are under discussion

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LA. Ilyin's view on problems of family and family upbringing (in commemoration of the 125th anniversary of his birth)

The views of I.A. Ilyin, a Russian scientist, who was forced to emigrate in 1922, upon problems of upbringing within the framework of family and national traditions are under discussion

Текст научной работы на тему «И. А. Ильин о проблемах семьи и семейного воспитания (к 125-летию со дня его рождения)»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2008. № 3. С. 187-191.

УДК 347 .73 В.М. Кадневский

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

И.А. ИЛЬИН О ПРОБЛЕМАХ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ (К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ЕГО РОЖДЕНИЯ)

The views of I.A. Ilyin, a Russian scientist, who was forced to emigrate in 1922, upon problems of upbringing within the framework of family and national traditions are under discussion.

В «Российской газете» 14 июня 2007 г. был опубликован Указ Президента России В. В. Путина за №761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи». Отметим, что правительство Омской области принимало аналогиченое решение для региона годом ранее. Губернатор Омской области 17 октября 2006 г. подписал распоряжение №278/р «О годе семьи в Омской области».

Эти решения, принятые на федеральном и региональном уровне, свидетельствуют о том, что в России сформировалось понимание того факта, что преодоление различных кризисных явлений в обществе будет более результативным при опоре на традиционные семейные ценности, на семьи, благополучные во всех отношениях. Поиск путей и возможностей укрепления авторитета семьи, укрепления освященных многовековыми традициями базовых семейных ценностей идет по всем азимутам, включая и такой источник, как педагогическая мысль Российского Зарубежья ХХ в.

В среде российских эмигрантов, оказавшихся за рубежом после 1917 г., было немало ученых, которые занимались не только наукой, но и преподавательской деятельностью. В их числе группа философов: Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Н.О. Лос-ский, Г.П. Федотов, педагог С.И. Гессен, историки А.В. Ельчанинов и П.Н. Милюков, социолог П. А. Сорокин, правовед А.В. Маклецов и многие другие.

И.А. Ильн, как и другие пассажиры знаменитого «философского парохода», в 1922 г. отправился в изгнание. С 1923 г. он преподавал в Русском научном институте в Берлине, из которого в 1934 г. с приходом к власти нацистов был уволен. В 1938 г. И.А. Ильин вынужден был эмигрировать в Швейцарию, где сосредоточился главным образом на творческой работе.

Таким образом, Иван Александрович Ильин (1883-1954) большую часть активной творческой жизни (32 года) прожил в вынужденной эмиграции, но все его научные труды посвящены России, главным образом её будущему постсоветскому развитию. По инициативе Рос-

© В.М. Кадневский, 2008

сийского фонда культуры, поддержанной Президентом России В.В. Путиным, 3 октября 2005 г. была проведена акция по перезахоронению останков выдающихся сынов России - генерала А. И. Деникина и философа И.А. Ильина - на территории Свято-Донского монастыря в Мемориале национального примирения.

Творческое наследие И.А. Ильина вернулось на Родину раньше. Уже в 1990-х гг. в Москве было опубликовано собрание его сочинений, и читатели получили возможность изучать труды выдающегося соотечественника. Диапазон научных интересов И.А. Ильина достаточно широк. В его трудах затронуты не только вопросы философии, но и правоведения, государст-воведения, истории, культурологии, литературоведения, педагогики.

В трудах ученого, относящихся к педагогике, наибольшее внимание уделено проблемам нравственного и семейного воспитания. Эти воспитательные задачи И. А. Ильин рассматривает через призму их значимости для государства, для судьбы Отечества, для духовного состояния народа. О характере его исканий дают представление и названия его работ, в которых затрагиваются педагогические проблемы. В числе этих работ укажем в первую очередь такие: «Русская душа в сказках и легендах» (т. 6); «О воспитании русского народа к справедливости» (т. 2); «Творческая идея нашего будущего (об основах духовного характера)» (т. 7); «О воспитании в грядущей России» (т. 2) и др.

Размышления И. А. Ильина по вопросам семьи и семейного воспитания представляют не только научно-познавательный, но и практический интерес. Многие положения и выводы И.А. Ильина актуально звучат и в современной российской действительности. Как человек, обладавший философским складом ума, И.А. Ильин стремится в осмыслении проблем воспитания расставить главные акценты не на частностях (хотя от них он не уходит, особенно там, где дело касается воспитания детей), а на общезначимых моментах, отражающих глубинную суть воспитания. Так, в работе «Взгляд в даль. Книга размышлений и упований», написанной в 1945 г., учёный, рассуждая о новом человеке и его воспитании, писал: «Жизнь без святыни есть первое большое бедствие нашего времени. Незаметно лишается

наша жизнь святынь. Порой мы даже не подозреваем, когда это начинается и как это происходит; мы как-то забываем об этом, совершенно не думая об опасности, и вдруг - свершилось» [1, с. 345].

Актуальность этих выводов мы глубже и отчётливее понимаем в нашей сегодняшней действительности. Ещё свежи в памяти события, широко обсуждавшиеся в СМИ в феврале 2008 г., когда во Владимирской области группа молодых людей сожгла на вечном огне прохожего, сделавшего им замечание о недопустимости распивать пиво у памятника воинам, погибшим в Великой Отечественной войне... Понятно, что молодые люди, совершившие это преступление, не получили семейных уроков уважения к памятникам и памяти о воинах, павших за свободу и независимость своего Отечества.

Особенностью авторского подхода к рассмотрению проблем семьи является то, что И.А. Ильин выдвигает концепцию двух семей для каждого человека. Первая семья дается нам от рождения как некий дар судьбы. Человек её не выбирает, не создает, а входит в неё своим рождением. Его жизнь, особенно в детском и подростковом возрасте, зависит от судьбы семьи и людей, в ней проживающих, ибо ребенок, вошедший в конкретную семью, не может что-нибудь в ней изменить, отклонить или переделать. Ребенок, вошедший в семью, может только принять сложившиеся в семье устои и нести их всю жизнь.

Вторая семья - это та, которую человек создает в определенном возрасте сам, рожает и воспитывает в ней уже своих детей. Таким образом, вторая семья в жизни человека зависит от его собственного выбора и решения. В рамках этой концепции И. А. Ильин выстраивает систему важнейших задач семейного воспитания, которые он проецирует и на общегосударственный уровень. Будущее страны формируется в каждой семье, благополучие и процветание страны начинается и складывается из благополучия и процветания всех семей.

И.А. Ильин видел в семье своеобразную живую «лабораторию» человеческих судеб - личных и народных - и называл семью целым островом духовной жизни» [2, с. 145]. Однако, если в лаборатории обычно знают, что делают, и действуют

целесообразно, то в семье обычно не знают, что делают, и действуют, как придется. Такая ситуация в семье складывается потому, - отмечал И.А. Ильин, - что «семейная «лаборатория» возникает от природы, на иррациональных путях инстинкта, традиции и нужды; здесь люди не задаются никакой определенной творческой целью, а просто живут, удовлетворяют свои склонности и страсти, и то удачно, то беспомощно несут последствия всего этого» [2, с. 143].

Опираясь на такое понимание особенностей функционирования семейной «лаборатории», И.А. Ильин сформулировал свое понимание потенциальных возможностей хорошего воспитания. По мнению ученого, хорошее воспитание ребенок может получить лишь в духовно здоровой семье. В духовном воспитании детей И.А. Ильин видел главную задачу брака и семьи.

«Воспитать ребенка, - писал И.А. Ильин, - значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания». Он считал, что родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили её, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг, осуществили свое духовное призвание и «укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту Родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть» [2, с. 150]. Приведенная цитата дает наглядное представление об особенностях творческих поисков русского мыслителя, вынужденного не по своей воле жить и работать за пределами России.

К проблеме семьи и семейного воспитания философ относился как к «вечной» для себя теме и в процессе своих творческих исканий периодически к ней возвращался, накапливая и осмысливая материал для новых обобщений и выводов. Феномен семьи, отмечал Ильин, состоит в том, что двум её создателям для выполнения важнейшего предназначения — стать продолжателями рода человеческого — требуется минимальное физическое здоровье при достижении половой зрелости. Указывая на этот парадокс, И.А. Ильин отмечал, что утонченнейшее и ответственнейшее предназначение семьи по воспитанию детей почти всегда недооценивается.

Рассуждая о непрочных семьях, где возникает некая «пропасть между родителями и детьми», ученый полемизирует с теми, кто считал, что история спешит, старое стремительно старится и каждое следующее десятилетие несет людям новое и неслыханное. Он пишет, что «все это говорится так, как если бы духовные основы жизни тоже подлежали веянию моды и технических изобретений» [2, с. 145].

И.А. Ильин видит проблему «отцов и детей» совсем иначе. По его мнению, семья распадается не от «ускорения исторического темпа», а в связи с «заболеванием и оскудением человеческой духовности и в особенности духовной традиции». Сравнивая семью с целым «островом духовной жизни», ученый считал, что если семья этому понятию не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью, пишет Ильин. Великие крушения и исчезновения народов возникают, как считал ученый, из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи [2, с. 145-146].

Современная действительность преподносит факты распада семей. Статистика свидетельствует, что в крупных городах на 100 браков приходится до 70-80 разводов. Курс на укрепление семьи, прежде всего её духовных и материальных основ, взятый нынешним российским руководством, лишнее подтверждение правильности выводов и оценок русского философа, сделанных более семидесяти лет тому назад.

И.А. Ильин от оценок и выводов о значении семьи для воспитания ребенка переходит к размышлениям о вкладе семьи в становление ребенка как потенциально активной личности. Семья в творческом наследии мыслителя выступает как первооснова таких понятий, как отечество, Родина, нация, как лоно естественной человеческой солидарности. В эмиграции И. А. Ильин имел возможность наблюдать и анализировать жизнь российской диаспоры. По многочисленным публикациям прессы, научным работам он также имел возможность знакомиться с жизнью и воспитательными процессами в СССР.

Предвидя, что власть большевиков исчерпает себя, ученый значительное

число своих трудов посвятил будущему развитию постсоветской России. События 1917 г. и последующее развитие страны он рассматривал как великую трагедию в первую очередь русского народа, а также и других народов, населявших Россию. В своем творчестве ученый устремлен в прогнозирование будущего России. В этих прогнозах и размышлениях немалое место занимает и проблема воспитания. Оно, по мнению мыслителя, должно быть обязательно национальным. Ильин считал, что национальное в человеке определяется «укладом его бессознательной духовности», его национальным «инстинктом».

Понимание своих национальных корней закладывается, формируются и закрепляется в детстве. И воспитание детей, по мысли Ильина, есть пробуждение их «бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту». Ученый пишет, что для воспитания ребенка необходимо создать такие условия, чтобы все прекрасные предметы, которые впервые пробуждают дух ребенка и вызывают в нем «умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству были национальными» [2, с. 202].

В развитие идеи национального воспитания И.А. Ильин пишет, имея в виду в большей степени детей, оказавшихся в диаспоре, чтобы дети молились и думали русскими словами, чтобы они почувствовали в себе «кровь и дух своих русских предков», чтобы они приняли «всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа», а их душа отзывалась бы трепетом и умиленим «на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей».

И.А. Ильин, рассуждая об этих аспектах воспитания, отмечает, что получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, «русские дети, где бы они не находились, развернутся в настоящих и верных русских людей» [2, с. 202]. Эти идеи и выводы ученого стали актуальными после распада СССР, когда за пределами России оказалось свыше 25 млн. этнических русских.

Иван Александрович особое значение придавал обучению родному языку в первые три-четыре года, пока ребенок не заговорит связно и бегло на национальном

языке. Только тогда его можно обучать другим языкам. Важное значение А.И. Ильин придавал русским песням, которые ребенок должен слышать еще с колыбели. Не менее важна и молитва, в которой Ильин видел «сосредоточенную и страстную обращенность души к Богу».

В ряду важных составляющих национального воспитания Ильин выделял такие важные элементы, как знакомство детей со сказкой, житиями святых и героев, поэзией, историей. Не менее важным он считал получение знаний в детском возрасте об армии, территории страны, её хозяйстве. Ребенок, что называется «с младых ногтей», должен понять и почувствовать, что национальная территория формировалась на протяжении жизни многих поколений, их волей, их духом. А ощущение творческой радости, силы труда, понимание его необходимости поможет заложить в новых поколениях основы «духовной почвенности и хозяйственного патриотизма» [2, с. 202-208].

Мысливший государственными категориями, И.А. Ильин, рассуждая о будущем России, считал, что стране «нужна ответственная идея на десятилетия, на века»... Эта идея, по мысли Ивана Александровича, должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотичес-

кая, государственно-религиозная. Её он видит в идее воспитания в русском народе национального духовного характера [3, с. 458]. Мы, писал он, должны растить и углублять русский национальный духов -ный характер в самих себе, и в других, и в наших детях. В этом залог спасения, знамя спасения и утверждения на много десятков лет, на сотни лет вперед. В этом творческая идея нашего будущего, в этом критерий нашего успеха [3, с. 485].

Знакомство с трудами ученого убеждает, что Иван Александрович Ильин был и до конца дней своих оставался патриотом своей Родины. Он и в изгнании не переставал думать и писать о России, о русском народе, способном, по его мнению, преодолеть выпавшие на его долю после 1917 г. испытания. В 1949 г. в письме на имя редактора сборника «День русского ребенка» И.А. Ильин писал: «Теперь мне 65 лет, я подвожу итоги и пишу книгу за книгой... И мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нуж-

ны России, то господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России» [4, с. 365].

Швейцарский период жизни И.А. Ильина (1938-1954) начинался не без сложностей, ибо власти запретили ему заниматься политической деятельностью. Приходилось рассчитывать на небольшие случайные заработки. Встреча с Шарлоттой Барейс, происходившей из австрийской аристократической семьи, существенно облегчила жизнь семьи И.А. Ильина. Ш. Барейс сняла для И. А. Ильина квартиру и выделила ему ежемесячное пособие в 500 швейцарских франков. На её средства были изданы на немецком языке многие книги И. А. Ильина. Ш. Барейс до конца жизни материально

поддерживада семью И.А. Ильина.

Сегодня труды Ивана Александровича доступны россиянам на русском языке, а творческое наследие выдающегося ученого настолько объемно и многогранно, что его освоение требует усилий многих исследователей и находится, по сути, ещё на начальной стадии.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 8.

М., 1998.

[2] Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 1.

М., 1996.

[3] Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 7.

М., 1998.

[4] Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 2.

Кн. 2. М.,1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.