Научная статья на тему 'Идеал политического устройства Эдварда Герберта'

Идеал политического устройства Эдварда Герберта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
134
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / МОНАРХИЯ / ГЕРБЕРТ / ПОЛИТИКА / ЗЛО / ПОЭМЫ / STATE / MONARCHY / HERBERT / POLITICS / ILL / POEMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сорокина Т. Б.

В работе характеризуются политические взгляды Э. Герберта английского философа, политика и общественного деятеля первой половины XVII в. Герберт в трёх политических поэмах изучает главное противоречие между тем, что было и тем, что должно быть в политическом устройстве, английскую концепцию идеального государства, действия зла в государственном аппарате и качества идеального монарха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDWARD HERBERT'S IDEAL OF POLITICAL SYSTEM

In work characterizes political views of E. Herbert English philosopher, politic, statesman of first half of XVII century. Herbert in the three political poems explores the general conflict between what was and what should be in the political system, English conception of the ideal commonwealth, the roles of evil in government and the qualities of the ideal monarch.

Текст научной работы на тему «Идеал политического устройства Эдварда Герберта»

4. Korovin, E.S. Vnedrenie noveyjshikh dostizheniyj v agregatno-sborochnoe proizvodstvo // Materialih «Migovskikh chteniyj», posvyathennihkh zhizni i sudjbe znamenitogo istrebitelya MiG-25 (v chestj 70-letiya zavoda i 35-letiya pervogo poleta MiG-25) 22-23 yanvarya 2002 g. - Nizhniyj Novgorod: OAO «NAZ «Sokol», 2002.

5. Korolev, P.M. Na ostrie tekhnicheskogo progressa // Agafonov Yu.I. Zhiznj, otdannaya MiGam. - Nizhniyj Novgorod: OAO «NAZ «Sokol», 2006.

6. Gosudarstvennoe uchrezhdenie Centraljnihyj arkhiv Nizhegorodskoyj oblasti. F. 2066. Op. 13. D. 328.

7. Pazihnihch, S.S. 47 OGRAP. Deyjstviya v interesakh glavnihkh shtabov / S. Pazihnihch, S. Cvetkov // Mir aviacii. - 2001. - № 3.

8. Yusupov, Eh.D. God 1970 - trudnihyj, no pobednihyj // Rabochaya zhiznj. Gazeta trudovogo kollektiva OAO «Nizhegorodskiyj aviastroiteljnihyj zavod "Sokol"». - 2008. - 28 aprelya.

9. Podshivalov, A. O tom, chto khranit pamyatj // Evgeniyj Ivanovich Mindrov. K 100-letiyu so dnya rozhdeniya Vospominaniya o Glavnom konstruktore Gorjkovskogo aviacionnogo zavoda. - N. Novgorod, 2010.

10. Karpenko, V.F. Ot karetih do raketih: Ocherki istorii Nizhegorodskogo otkrihtogo akcionernogo obthestva «Gidromash» (1805-2005) / V.F. Karpenko, L.E. Kozlova, G.L. Nelidov, V.A. Kharlamov; pod red. V.I. Luzyanina. - N. Novgorod, 2005.

11. Pomolov, V.M. Proizvodstvennihyj potencial zavoda i organizaciya rabotih kollektiva v 1970-1990 gg. // Materialih «Migovskikh chteniyj», posvyathen-nihkh zhizni i sudjbe znamenitogo istrebitelya MiG-25 (v chestj 70-letiya zavoda i 35-letiya pervogo poleta MiG-25) 22-23 yanvarya 2002 g. - Nizhniyj Novgorod: OAO «NAZ «Sokol», 2002.

Статья поступила в редакцию 28.06.11

УДК 942

Sorokina T.B. EDWARD HERBERT'S IDEAL OF POLITICAL SYSTEM. In work characterizes political views of E. Herbert - English philosopher, politic, statesman of first half of XVII century. Herbert in the three political poems explores the general conflict between what was and what should be in the political system, English conception of the ideal commonwealth, the roles of evil in government and the qualities of the ideal monarch. Key words: state, monarchy, Herbert, politics, ill, poems.

Т.Б. Сорокина, канд. ист. наук, доц. каф. всемирной истории ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара», E-mail: sorok-tat@yandex.ru

ИДЕАЛ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ЭДВАРДА ГЕРБЕРТА

В работе характеризуются политические взгляды Э. Герберта - английского философа, политика и общественного деятеля первой половины XVII в. Герберт в трёх политических поэмах изучает главное противоречие между тем, что было и тем, что должно быть в политическом устройстве, английскую концепцию идеального государства, действия зла в государственном аппарате и качества идеального монарха.

Ключевые слова: государство, монархия, Герберт, политика, зло, поэмы.

За длительную историю политической практики люди могли сравнить различные формы правления и государственного устройства, методы осуществления власти, взаимоотношения власти и общества. Однако такое сравнение не дало окончательного ответа на вопрос о наиболее эффективной форме социального и политического устройства. Для современной России является крайне важным и актуальным соотнесение себя с феноменом демократии. При этом демократические перспективы развития российского общества подвергаются широкой публицистической и научной критике. Таким образом, вопрос о поисках оптимальных форм организации общества и государства по-прежнему остаётся в числе наиболее важных и неотложных. В истории политических учений видное место занимают теории английских философов XVII в., многие из которых занимались поиском наилучшей формы государственного устройства. Политико-правовые идеи того времени остаются актуальными и в наши дни, поскольку содержат в себе потенциальный заряд для развития новых воззрений на российское общество и государство, на политические институты XXI века.

Эдвард Герберт, лорд Чербери (1583-1648), - первый английский деист, о философских трудах которого восторженно отзывались самые прославленные мыслители Европы [1], оставил потомкам богатое и разнообразное творческое наследие. Универсальность таланта Э. Герберта удивляла и современников и потомков. Неслучайно его называли последним представителем Возрождения. Бесспорно, самую большую известность Герберту принесли его философские труды, признанные и высоко оцененные ещё при жизни автора11. Помимо философских работ широкую известность получили

11 De Veritate, De caysis errorum, De religione laici, De religione gentilium, A Dialogue between a Tudor and a Pupil.

его литературные произведения12: имя Эдварда Герберта занимает почётное место среди поэтов-«метафизиков» XVII в. Вместе с тем Герберт написал целый ряд исторических произ-ведений13.

Герберт был заметным политическим и общественным деятелем не только в масштабах своей страны, но и всей Европы. Значительную часть своей жизни он посвятил государственной службе. Начиная с восемнадцати лет, когда Герберт с семьёй переехал в Лондон, он активно приобретал полезные связи и знакомства при дворе королевы Елизаветы. С 1604 г. Герберт участвовал в работе первого парламента Якова I, в 1605 г. стал шерифом в уэльском графстве Монтгомери. Кульминацией в политической карьере Герберта явилось назначение его послом во Франции. Герберт был очень популярным человеком при французском королевском дворе во многом благодаря выдающимся дипломатическим способностям и экстравагантности поведения. Всё это время Герберт много путешествовал по Европе, участвовал в различных военных кампаниях, лично общался с королевскими особами и видными государственными деятелями [2]. На страницах автобиографии Герберт подробно описывает этапы своей политической карьеры. Собственное жизнеописание автор довёл до событий 1624 г. и закончил по непонятным причинам. Без сомнений, активный и наблюдательный ум Герберта мог бы подарить историкам много важных деталей, особенно в период долгой и событийной борьбы между королём и парламентом. Была у Герберта идея написать историю своего пребывания при французском королевском дворе [2, с. 308], но это

12 The Poems English and Latin of Edward Lord Herbert of Cherbury, ed. by C.C. Moore Smith. Oxford, 1923.

13 Expeditio Buckingami Ducis in Ream Insulam. L.1656. The Live and Reign of King Henry the Eighth. L.1649, 1672, 1682. The Life of Edward, First Lord Cherbury, Written by Himself, and continued to his death. With letters. L. 1826.

намерение, к сожалению, не исполнилось. Но сохранились письма, которые были написаны Гербертом в этот период жизни. Они являются образцом проницательности, таланта и политической бдительности автора. Особый интерес представляют собой послания, адресованные королю Якову I [2, с.308]. Богатый практический опыт политика, несомненно, способствовал формированию собственного понимания и видения путей развития государства и общества. Трудно предположить, что Герберт не использовал в своём творчестве знания и наблюдения, накопленные за время многолетней государственной службы.

В наиболее концентрированном виде политические идеи Герберта нашли своё отражение в трёх поэмах, написанных им в разное время, - «Государство - прогресс Зла», «Элегия для принца», «Эпитафия королю Якову I». В них Эдвард Герберт пытался решить многочисленные интеллектуальные, нравственные и даже эмоциональные проблемы, порождённые существующими противоречиями между концепцией идеального государства Герберта и современным ему состояниям английского политического правления. Исследователи творчества Герберта расходятся в оценках этих произведений. Некоторые из них вообще отрицают политическую природу названных поэм [3]. Причина в том, что написаны они в характерном для Герберта метафизическом стиле. Увлечение абстракциями в поэзии принесло Герберту заслуженную репутацию изящного и таинственного сочинителя. Однако излишняя замысловатость и неопределённость послужили причиной того, что политические идеи Герберта долгое время вообще игнорировались, так как читатели просто не замечали их за паутиной острот и афоризмов. Вместе с тем стоит отметить, что произведения поэтов школы «метафизиков» в большинстве своём были элитарными, так как адресовались они немногим искушенным читателям определённого круга, которым предстояло не только оценить остроумные парадоксы, но и проверить собственную эрудицию. Подобная стилистика в поэтической практике XVII в. имела определённую пользу. Активно применяя метафоры и персонификации, Герберт сумел превратить сложные абстрактные понятия (монархия, тирания, свобода) в живые конкретные образы на сцене истории. Поэма «Государство-прогресс Зла» была написана Гербертом в 1608 г. в ходе полемической переписки с известным английским поэтом Джоном Донном [4, с. 4]. В то время Герберту было всего 26 лет. Сатирический характер поэмы определило осознание молодым человеком той пропасти, которая пролегла между его политическими идеалами и реальностью. Название и основная тема поэмы поднимают вопрос о политической лояльности автора. Однако критические оценки в поэме не касаются личности монарха, они связаны с общими процессами в управлении государством.

Всю свою жизнь Эдвард Герберт был убеждённым монархистом. Даже в самые острые периоды английской истории XVII в. он оставался верным своим взглядам и присяге. Сохранилось свидетельство о том, что в 1642 г, когда в парламенте обсуждалась петиция об изменниках государства, к которым причислялись все те, кто встанет на сторону короля в войне против парламента, Герберт заявил: «Я бы согласился с этой петицией, если бы был уверен, что у короля не будет причин начать войну с парламентом» [3]. Очевидно, что в развернувшейся борьбе Герберт стоял на стороне монархии. Вместе с тем Герберт находит множество вредных и дурных проявлений в деятельности государства. Основная тема поэмы - природа этого Зла, его источники и направления развития. «Источник Зла, - писал Герберт, - как источник Нила, спрятан, но природа его проявляется в разных божественных нача-лах»[5].

Герберт задаётся вопросом об изначальной целесообразности Зла. Возможно, предполагает он, Зло служит неведомой нам цели в достижении будущего божественного устройства. Зло у Герберта - абсолютный правитель со всеми атрибутами

власти. В его карательных и управляющих силах присутствует божественная природа, но реализуются эти силы не по божественной воле, а благодаря человеческой глупости и несостоятельности. В этом отмечается проявление деизма Герберта. Зло действует в государстве как тиран, осуществляющий месть. Но государства, по мнению Герберта, должны осуществлять не только месть, но и милосердие. Герберт использует язык торговцев и юристов, описывая милосердие как склад или сокровищницу для «обанкротившихся» («Bankrupt») душ. Милосердие является первым основанием в отношении к истощённым грехами душам. Таким образом, Герберт утверждает, что для гармоничного правления необходима определённая система сдержек и противовесов, построенная на балансе наказаний и милостей. С одной стороны, в государстве неизбежно развивается зло, но с другой стороны, без государства общество не сможет полноценно развиваться. Это парадоксальное утверждение Герберта вполне укладывалось в рамки политической философии XVII века. В своей сатире Герберт разделяет так называемое «большое зло» (Ill) и «меньшее зло» (mischief and sin). Вред и грех имеют своих носителей - тайных агентов Зла. Это некий интеллектуал или шпион - хорошо известная фигура в политических интригах Англии времён правления Якова I. Слово «intelligencer» намекало на некий собирательный стереотипный образ современников поэта.

Герберт использует много метафор и аллегорий при описании дел Вреда и Греха. Страх и Стыд маскируют Вред под благо, а Грех под удовольствие, но всё это нельзя утаить от Бога и искупить смертью [5]. Зло в человеке проявляется как Грех стремления к удовольствию, а в государстве Зло - это Вред, который прикрывается «деянием Бога» и держит под контролем людей. Для невежественных людей эта власть оправдывается доблестью завоевателя и правителя. Однако Герберт остаётся сторонником монархического правления. Монархия, по мнению Герберта, так же необходима для общества, как первородный грех для спасения человечества [5]. При всей своей чрезмерности монархическое правление должно существовать, в первую очередь, для самоподчинения и самоограничения граждан.

Во времена Герберта во французских интеллектуальных кругах было распространено мнение о том, что самые свободные и счастливые граждане - венецианцы. В своей поэме Герберт выводит формулу идеального гражданина-носителя «восторженного духа» (Exalted Spirit), существование которого не определяется конкретным местом, социальным и имущественным положением. Главное его отличие в том, что он обладает свободой духа. Но большинство людей далеко от идеала. Доказав свою неспособность свободно управлять собой и другими, человек становится объектом власти - Зло приходит в мир. Рождаясь свободными, люди сами отдаются в руки восьми правителей - семи смертных грехов и самого Зла [4, с. 5]. Издавна критики демократии ставили под сомнение способность простых людей управлять собой. Герберт обосновывает это положение с помощью своих поэтических образов. В заключении Герберт проводит аналогию между миром и Ноевым ковчегом [5], намекая на то, что в государстве немногие контролируют большинство так же как Ной спасённых им животных. Таким образом, развитие государства неизбежно приводит к развитию дурных и вредных качеств, как в людях, так и в системе правления. В результате утрачиваются свобода и равенство, множатся человеческие грехи и амбиции и создаётся сложная иерархия власти [4, с. 5]. Но при этом государственный порядок служит для человека защитой и позволяет поддерживать жизнь членов общества, обеспечивать общий мир и оборону. Психология человека такова, что твердое руководство его поступкам дает лишь некоторый сверхчеловеческий авторитет. Отсюда неизбежна связь государственной власти с религией. И при демократическом, и при монархическом правлениях человек сам отвечает за свои дея-

ния, а свобода по Герберту - категория внутреннего, а не внешнего порядка.

В своих поэмах Герберт развивает идею противопоставления монарха и обычного человека. Существует явное несоответствие между хорошим человеком и хорошим королём, которое объясняется разными критериями в оценках первого и второго. То, что принято считать положительным для рядового человека, не всегда одобряется в характеристике правителя. Так, например, Яков I отличался миролюбием, однако предпочтительней, по мнению Герберта, более активное и решительное правление, надежды на которое он связывает с Карлом I [6]. Отдавая последнюю дань Якову, Герберт пишет «Эпитафию королю Якову», которая - в большей степени является предостережением новому королю Карлу, чем оплакивает старого.

Надежды на сильного правителя, способного противостоять усилившейся контрреформации в Англии, во времена Якова I были поначалу связаны с его сыном - принцем уэльским Генрихом. Но этим надеждам не суждено было осуществиться, так как в 1612 г. принц умер. Присоединяя свой поэтический голос к общественному трауру, Герберт пишет «Элегию для принца» [7]. Необыкновенная популярность принца Генриха объяснялась, по мнению Герберта, особой любовью народа к нему. Именно в нём многие видели будущего идеального правителя, который смог бы объединить общество и власть. Герберт убеждён, что легендарный образ короля Артура так глубоко укоренился в сознании англичан, что людям трудно было расстаться с желанием видеть в монархе, в первую очередь, добродетельного и мудрого человека. Именно таким, по мнению многих, был принц Генрих. «Элегия» начинается с целой серии вопросов (что особенно характеризует данный литературный жанр), в которых Герберт пытается решить в свойственной ему манере сложные

Bibliography

философские проблемы. Принц был олицетворением общей любви людей, через эту действенную любовь осуществлялись многочисленные духовные связи, как же, вопрошает Герберт, такая любовь может быть уничтожена. Принц будет продолжать жить на земле в памяти людей через поколения. Такая общественная память, считает Герберт, работает на благо государства.

Таким образом, оставаясь убеждённым монархистом, лично преданным королям правящей династии Стюартов, Эдвард Герберт пытался критически осмыслить современное ему состояние политического правления в Англии и его перспективы. В соответствии с концепцией идеального государства Герберта правление должно осуществляться по образу и подобию божественной власти. Очевидное несоответствие между заветными идеалами и реальностью заставляло Герберта искать причины этого в истории возникновения и развития государства. В политических взглядах Герберта нет целостной законченной теории государства, да и форма подачи этих идей далека от научной. Но в сложных поэтических образах Герберта просматриваются вполне определённые взгляды и политические предпочтения. Монархическая власть воспринималась как естественное концентрированное выражение политической системы общества. Критика государства соединяется с обоснованием его необходимости. Божественный замысел устройства государства исказили сами люди, отказавшись от свободы и равенства, уступив своим слабостям и искушениям, допустив развитие вредных и дурных сторон власти. Особый поэтический стиль Герберта придавал его произведениям многозначительность и таинственность, что, впрочем, вполне соответствовало литературным нормам «метафизической» школы XVII в. Политические идеи Эдварда Герберта открыли возможность для возникновения более поздних теорий о природе государства.

1. Butler, J.A. Lord Herbert of Chirbury. An Intellectual Biografy. Lewiston: Edwin Mellen Press. 1990.

2. The Life of Edward, First Lord Cherbury, Written by Himself, and continued to his death. With letters. L., 1826.

3. Mangum, A.B. The Unsteady Crown: The State of the Monarchy in Edward Herbert's Poetry of Politics // http://www bartleby.com/217/0902.html.

4. Shawcross, J.T. The Virtue and Discipline of Wrestling with God. Early Modern Literary Studies Special Issue 7 (May, 2001):3.1-29. // URL:http://purl.oclc.org /emls/si-07/shawcross.htm>.

5. Herbert, E. The State-progress of Ill // http://www.luminarium.org/sevenlit/chirbury/ stateprogress.htm

6. Herbert, E. Epitaph of King James // http://www sonnets.org./Herbert.htm.

7. Elegy for Prince // http://www sonnets.org./Herbert.htm.

Статья поступила в редакцию 28.06.11

УДК 940.20

Tretyakova M.V. POLITICAL SYSTES OF EUROPEAN STATES IN TRAVELING NOTES OF THE STOLNIK P.A. TOLSTOY. The article deals of perception with by stolnik P.A. Tolstoy of a state system of the European countries which he visited during the voyage across the Western Europe per 1697-1699.

Key words: Western Europe, Russian traveler, political system of the states Western Europe, stolnik P.A. Tolstoy, travel notes.

М.В. Третьякова, канд. ист. наук, доц. каф. всемирной истории АГПИ им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, E-mail: kafvsem@yandex.ru

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ В ПУТЕВЫХ ЗАМЕТКАХ СТОЛЬНИКА П.А. ТОЛСТОГО

В статье рассматриваются особенности восприятия стольником П.А. Толстым государственного устройства европейских стран, которые он посетил во время своего вояжа по Западной Европе в 1697-1699 гг.

Ключевые слова: Западная Европа, русский путешественник, политические системы государств Западной Европы, стольник П.А. Толстой, путевые заметки.

Сочинение П. А. Толстого (1645-1729) «Путешествие ческого деятеля петровской эпохи, которая во многом являет-

стольника П. А. Толстого по Европе 1697-1699» [1] давно ся отражением «бунташного» XVII в. и не менее неспокойно-

вошло в научный обиход отечественной историографии [2; 3; го XVIII в., так и его труд, который стал объектом исследова-

4]. Исследователей привлекала как сама судьба этого полити- ния уже в XIX в. [5; 6; 7; 8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.