Научная статья на тему 'И. С. Тургенев глазами немецких писателей ХХ столетия'

И. С. Тургенев глазами немецких писателей ХХ столетия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
265
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРГЕНЕВ / ВОСПРИЯТИЕ / РУССКИЙ / НЕМЕЦКИЙ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ / TURGENEV / PERCEPTION / ENGLISH / GERMAN / LITERARY CONNECTIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коптелова Наталия Геннадьевна

В рецензии оценивается электронная книга Т.М. Денисовой «Восприятие творчества И.С. Тургенева немецкими писателями ХХ века» (Saarbrücken, Deutshland: Lap Lambert Academic Publishing, 2012. 82 с.), определяется её вклад в изучение картины литературных связей России и Германии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Коптелова Наталия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.S. Turgenev in the glance of German writers of the 20th century

The review estimates the e-book by T.M. Denisova "Perception of creativity of I.S. Turgenev by German writers of the twentieth century" (Saarbrücken, Deutsсhland: Lap Lambert Academic Publishing, 2012. 82.), determines its contribution to the study of the pattern of the literary relations of Russia and Germany.

Текст научной работы на тему «И. С. Тургенев глазами немецких писателей ХХ столетия»

систему гуманитарного и трудового воспитания, напомнит о традициях эстетики быта, искусства, литературы...

Из лучших работ складывается мозаика провинциальной жизни. Почтение к родительскому дому, общение в семье и в школе, желание понять близких людей, привлекательность жизни знаменитых земляков, вошедших в историю родного края, вписываются в беспрерывное воспитание и формирование личностей.

Не останутся без заинтересованного прочтения полученные через литературные объединения со всей области новые творческие свидетельства познавательного внимания к тому миру, который влияет на чувства и представляет естественную культурную среду, в идеале необходимую для духовнонравственного возрастания личности. Ощущение семьи, родного дома, родной школы, родного края укрепляется сосредоточенным восприятием и отражается в художественном самовыражении на чувстве красоты родного слова и пробуждает живительный интерес к литературе. Этим поэтапным проектом мы формируем документальный фонд свидетельств современной жизни. Разумно применяемые электронные возможности не отрицают роль такого воспитывающего творческого общения.

По перспективному замыслу в работе есть второй этап. Новый проект возбуждает творческие интересы, сочетается с государственной культурной политикой. Ещё и ещё раз участники проекта называ-

ют его способным активизировать благородные творческие устремления. Появляются благодарные и даже восторженные отзывы. «Спасибо за великий праздник, который мне подарил сегодня этот сайт. Он даёт возможность обозреть урожайное литературное костромское поле, на котором мне суждено работать», - пишет 15 ноября Нина Веселова. Прекрасен посыл, размещенный в преддверии проекта, - вернуть в нашу жизнь воспитание молодёжи на основе добропорядочности, светлых традиций и лучшего словесного наследия нашего края. Несомненно, такая библиотека будет иметь серьёзный и благодарный отголосок не только на нашей земле.

На первом этапе работы многое удалось совершить только на энтузиазме организаторов проекта, мечтающих сделать электронную библиотеку постоянно действующей. Наш замысел, оформленный в начале года, широко поддержан, потому продолжение следует. Второй этап электронного проекта, предназначенный и для Департамента образования, при наличии возможностей будет посвящен литературному наследию, детскому творчеству, произведениям о детях и для детей, новым коллективным изданиям, работе студий, объединений, учебных мастерских. Надеемся, что он активизирует внимание к художественному Слову.

Проект осуществлен за счет субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям в Костромской области по конкурсу (решение от 1 марта 2012 года).

УДК 808.2

Коптелова Наталия Геннадьевна

доктор филологических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

nkoptelova@yandex.ru

И.С. ТУРГЕНЕВ ГЛАЗАМИ НЕМЕЦКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ СТОЛЕТИЯ

В рецензии оценивается электронная книга Т.М. Денисовой «Восприятие творчества И.С. Тургенева немецкими писателями ХХ века» (Saarbrucken, Deutshland: Lap Lambert Academic Publishing, 2012. 82 с.), определяется её вклад в изучение картины литературных связей России и Германии

Ключевые слова: Тургенев, восприятие, русский, немецкий, литературные связи.

Электронная книга Т.М. Денисовой «Восприятие творчества И.С. Тургенева немецкими писателями ХХ века» вышла в свет в немецком издательстве (Saarbrucken, Deutshland: Lap Lambert Academic Publishing, 2012. 82 с.). Она, несомненно, уточняет и конкретизирует картину литературных связей России и Германии: проясняет логику изменения восприятия личности и творчества И.С. Тургенева некоторыми немецкими писателями ХХ века.

Как верно подчёркивает автор монографии, уже в 70-е гг. XIX века Тургенев был в Германии одним из самых популярных и издаваемых прозаиков. Тиражи его книг порою даже превосходили

количество печатаемых произведений немецких писателей. Именно тогда феномен Тургенева стал восприниматься в литературном мире Германии как квинтэссенция таинственной русской литературы, поражающей читателей особой художественной силой и имеющей иную, отличную от западноевропейской литературы природу.

К концу XIX века интерес к Тургеневу в Германии как будто бы ослабевает, его фигура уходит в тень великих соотечественников: Толстого, Достоевского, Чехова, Горького. А вот в начале ХХ века нарождается новая «волна» пристального внимания к творчеству автора «Отцов и детей». Т.М. Денисова достаточно полно характеризует рецепцию

244

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 5, 2012

© Коптелова Н.Г., 2012

наследия Тургенева этого периода, складывающуюся в творчестве настоящих колоссов немецкой литературы: Т. Манна, Г. Гессе, А. Цвейга.

В ряду этих великих писателей, восхищённых гением Тургенева, на первое место автором книги вполне оправданно поставлен Т. Манн, получивший репутацию «немецкого славянофила» и преклонившийся перед «святой» русской литературой. Примечателен тот факт, что свой любимый тургеневский роман «Отцы и дети» Т. Манн был готов взять с собой в числе шести избранных книг для чтения на необитаемый остров.

Автор монографии справедливо отмечает, что отношение Т. Манна к Тургеневу формировалось в значительной степени под влиянием Д.С. Мережковского, который отнёс автора «Отцов и детей» к «вечным спутникам человечества» (книга «Вечные спутники»). Т.М. Денисова апеллирует к оценочным суждениям о Тургеневе, содержащимся в письмах и эссе Т. Манна, и ярко показывает, что постижение особенностей эстетики и поэтики русского художника было для великого немецкого писателя способом творческой самоидентификации. Манну-художнику в равной мере оказываются близкими и глубинное проникновение Тургенева в самые острые и больные проблемы нации, народа в целом, и особая чуткость к красоте как к первооснове мира, и максимальная объективность и сдержанность в оценке меры правоты-неправоты «спорящих сторон», и стремление измерить истину критерием «вечности». Трудно не согласиться с выводом Т.М. Денисовой о том, что великий роман Т. Манна «Волшебная гора» во многом подпитан энергией тургеневской традиции.

Художественные пересечения с тургеневским творчеством Г. Гессе и А. Цвейга, как убедительно доказывает исследовательница, так же, как и в случае с Т. Манном, имеют разветвлённые корни. Они мотивированы, с одной стороны, самой повторяющейся переходностью, «кризисностью» осмысляемых писателями эпох, а, с другой стороны, - обусловлены сознательной ориентацией немецких прозаиков на творческий опыт русского предшественника.

Заслуживают внимания наблюдения и выводы Т.М. Денисовой о том, что в восприятии Г. Гессе происходит «смена вех» в оценке и интерпретации тургеневского романа «Дым», долгое время уводимого в русской рецепции на периферию художественного мира русского классика. В самом деле, Г. Гессе актуализировал в тургеневском романе «Дым» именно те аспекты, которые в трактовке русской литературной критики XIX века характеризовались как «художественные просчёты» Тургенева. Это, по точному указанию Т.М. Денисовой, - «тип героя, занимавшего промежуточное место в борьбе крайних сил, переключение читателя с внешней увлекательной интриги на развитие внутреннего сюжета» [с. 24].

Новые глубинные смыслы тургеневской прозы открывал, как верно указывает автор монографии, и А. Цвейг, осваивающий многие художественные достижения Тургенева и переключающий их в жанровый регистр «малой формы» (рассказы Цвейга «Капелька крови», «Пятно в глазу», «Понт и Анна», «Один су») [с. 29].

Наиболее ценные и перспективные в научном отношении результаты исследования сконцентрированы в главе книги, посвящённой специфике восприятия творчества И.С. Тургенева немецкими писателями второй половины ХХ века. По сути дела, здесь Т.М. Денисова вводит в исследовательский оборот новые литературные источники, ранее не рассматривавшиеся русскими учёными: эссе «Письма о Тургеневе» А. Штольпера и «Болотный дым» У Грюнинга. При этом она опирается на свой собственный перевод этих интереснейших материалов.

В цикле эссе «Письма о Тургеневе» А. Штоль-пер, как открывает монография Денисовой, высказывает немало глубоких идей, намечающих новые подходы к пониманию как личности и творчества автора «Отцов и детей», так и русской литературы в целом. Например, в восприятии А. Штольпера творчество Тургенева демонстрирует особую цельность художественного мышления всей русской словесности, не разделяющей «красоту, добро и правду». И эта мысль немецкого писателя явно рифмуется с «теургической эстетикой», активно разрабатываемой в конце XIX - начале ХХ веков русским критиком-философом В.С. Соловьёвым.

А. Штольпер проявляет многие грани сложной проблемы «Тургенев и театр». В частности, вопрос о роли драматического начала в повестях и романах Тургенева, затронутый Штольпером, как точно подмечает Т.М. Денисова, почти не изучался в русском литературоведении. Не может не удивлять эстетическое чутьё, такт и проницательность Штольпера, когда он размышляет об «авангардном» прочтении тургеневской пьесы «Месяц в деревне» в современной постановке словацкого театра. Автор эссе справедливо заявляет о том, что содержание драматического произведения откровенно искажается стремлением режиссёра к безудержному самовыражению, а также к примитивно понятой «модернизации». Остаётся только учиться у немецкого писателя, тонко чувствующего смысловую нюансировку пьесы «Месяц в деревне», бережному и трепетному отношению к русской классике. Не случайно Штольпер подчёркивает, что гениальный К.С. Станиславский решился включить в репертуар Московского Художественного театра названную комедию Тургенева только после того, как поставил на сцене пьесы Ибсена, Гауптмана, Метерлинка, Гамсуна, Гоголя, Островского, Чехова, Горького, осложнённые «поэтикой подтекста» и обогащённые «подводными течениями» драматургического действия.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 5, 2012

245

Анализ эссе У Грюнинга «Болотный дым», написанного к 100-летию со дня смерти великого русского писателя, проведён Т.М. Денисовой в диалогическом соотношении с интерпретацией символа «дым», предложенной критиком и философом начала ХХ века М.О. Гершензоном. Найденная параллель, безусловно, углубляет концепцию рецензируемой книги. При этом Т.М. Денисова чётко прослеживает семантическую полярность в трактовках образа «дым», представленных у Гершен-зона и Грюннинга. Для Гершензона «дым» выражает «приглушённое чувство реальности», свойственное мироощущению Тургенева. В понимании Грюннинга - это знак проникновения в особую сверхреальность, «где видимое уступает место не-

видимому, где зримый образ мира приоткрывает завесу, за которой проступает его неисчерпаемость, его загадочная глубина» [с. 62].

В качестве критического замечания хотелось бы высказать пожелание о том, чтобы монография завершалась ёмким «Заключением», обобщающим выводы исследования и намечающим перспективы дальнейшей разработки рассмотренной научной проблематики. Ну и, разумеется, было бы отрадно видеть эту интересную и заслуживающую внимания книгу не только в электронном виде, но и в традиционном, «бумажном обличии», ибо даже сам шелест страниц, на мой старомодный взгляд, активнее приближает нас к тайнам тургеневского творчества.

246

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 5, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.