Научная статья на тему 'И. Н. Грифцова: обаяние и профессионализм личности'

И. Н. Грифцова: обаяние и профессионализм личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА / INFORMAL LOGIC / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL PROFESSIONALISM / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / MORAL QUALITIES / УПРАВЛЕНИЕ КАФЕДРОЙ / CHAIR MANAGEMENT / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC RESEARCH / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князев Виктор Николаевич, Яшин Борис Леонидович

В статье раскрываются главные вехи профессионального роста и развития личностных компетенций заведующей кафедрой философии Московского педагогического государственного университетаИ.Н. Грифцовой. Главное внимание уделено балансу качеств руководителя, профессионализма философа и нравственных установок личности в процессе управления научно-образовательной деятельностью кафедры, в годы, современных инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.N. GRIFTSOVA: CHARM AND PROFESSIONALISM OF THE PERSONALITY

The article reveals the main the main milestones of professional growth and development of personal competences of I.N. Griftsova, a ChairI person of Philosophy Department of Moscow State Pedagogical University. The main attention is paid to the balance of managerial qualities, professionalism of the philosopher and moral standards of the individual while I dealing with the scientific and educational activity of the Department during the years of modern innovations.

Текст научной работы на тему «И. Н. Грифцова: обаяние и профессионализм личности»

УДК 378.124.2 ББК 74.03(3)6-8

И.Н. ГРИФЦОВА:

ОБАЯНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ

I В.Н. Князев, Б.Л. Яшин

Аннотация. В статье раскрываются главные вехи профессионального роста и развития личностных компетенций заведующей кафедрой философии Московского педагогического государственного университета - И.Н. Грифцовой. Главное внимание уделено балансу качеств руководителя, профессионализма философа и нравственных установок личности в процессе управления научно-образовательной деятельностью кафедры в годы современных инноваций.

Ключевые слова: философия, неформальная логика, профессионализм личности, компетентность, нравственные качества, управление кафедрой, научная деятельность, образовательный процесс.

I.N. GRIFTSOVA: CHARM AND PROFESSIONALISM OF THE PERSONALITY

I V.N. Knyazev, B.L. Yashin

252 Abstract. The article reveals the main the main milestones of professional growth and development of personal competences of I.N. Griftsova, a Chairperson of Philosophy Department of Moscow State Pedagogical University. The main attention is paid to the balance of managerial qualities, professionalism of the philosopher and moral standards of the individual while dealing with the scientific and educational activity of the Department during the years of modern innovations.

Keywords: philosophy, informal logic, personal professionalism, competence, moral qualities, chair management, scientific research, educational process.

Есть в жизни очень светлые и притягательные личности, которые своей интеллектуальной и душевной красотой, нравственной чистотой и высоким профессионализмом обогащают нашу современную сложную

жизнь. Одной из них, несомненно, является Ирина Николаевна Гриф-цова, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии Московского педагогического государственного университета.

Ирина Николаевна закончила философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в 1977 г. по кафедре логики. Там же успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Проблема отношения языка и реальности: логико-семантический анализ».

На кафедру философии МГПИ имени В.И. Ленина Ирина Николаевна пришла в 1981 г. на должность ассистента. Ее приход не остался незамеченным членами кафедры: мужская половина обратила внимание прежде всего на ее привлекательную внешность, внимательные глаза, какой-то особый шарм... Женская половина в первую очередь оценила ее скромность, толерантность, умение одеваться неброско, но со вкусом. И те, и другие отметили ее обаяние, жизнерадостность, чувство юмора и чувство справедливости.

В первые несколько лет ее преподавательская работа проходила преимущественно на математическом факультете, где она заслужила авторитет и уважение. В дальнейшем ее общефилософская образованность, высокий уровень логической культуры, открытость, душевность и обаяние были оценены не только студентами, но и преподавателями других факультетов и кафедры философии. Очень быстро ей доверили руководить профсоюзной организацией кафедры, что еще больше раскрыло богатство ее человеческих качеств. Четкость рассуждений, умение редактировать тексты, выраженная способность к общению с разными людьми закономерно привели ее на должность ученого секретаря диссертационного совета при кафедре философии. С течением времени руководство и колле-

ги по кафедре все более убеждались в ее профессионализме, способности при необходимости убедительно отстаивать свою точку зрения, в ее неподдельном внимании и искренней доброжелательности по отношению к коллегам. Многим было видно, что Ирина Николаевна с большим уважением относится к студентам и преподавателям кафедры и университета. Что работает она не для карьеры, что это проявление естественного желания реализации своих богатых личностных профессиональных качеств.

Наряду с преподавательской деятельностью, естественной для нее была и эволюция научных интересов с последующим написанием и защитой докторской диссертации. Вместе с изменением страны, разнообразными трансформациями в высшем образовании России менялись требования к программам и преподаванию философских дисциплин, и Ирина Николаевна все более включалась в процесс модернизации учебного процесса и научной деятельности кафедры и университета в целом. Она разра- _.-„ батывала учебные программы, ре- 253 цензировала диссертации, работала в составе оргкомитетов различного уровня конференций. И ко всем своим поручениям она относилась творчески и с высокой ответственностью, на всех участках работы проявляла инициативу и настойчивость в достижении необходимого результата.

Одной из первых в нашей стране она занялась проблемами «неформальной логики». Накапливались научные публикации, была написана и опубликована монография «Логика как теоретическая и практическая дисциплина» [1], что нашло закономерное выражение в защите в 1999 г. диссертации

«Соотношение формальной и неформальной логики: философско-методо-логический анализ» на соискание ученой степени доктора философских наук [2]. С этого же года заведующая кафедрой философии, Почетный профессор МИГУ Людмила Александров -на Микешина предложила Ирине Николаевне исполнять обязанности заместителя заведующего кафедрой философии по научной работе. Теперь вся работа с аспирантами (в эти годы до 20 человек) и докторантами (5-6 человек), а также сама организация научно-исследовательской работы преподавателей были под ее руководством. Следует отметить, что в те годы до 40% аспирантов и до 60% докторантов кафедры защищали свои диссертации в срок, в чем была явная заслуга Ирины Николаевны! С 2000 г. по настоящее время Ирина Николаевна выполняет обязанности заместителя председателя диссертационного совета при кафедре. За это время успешно защищены в совокупности без малого две сотни кандидатских и докторских диссертаций.

ПЕЛ Кроме защит диссертаций в нашем

254 диссертационном совете кафедра философии часто выступает в качестве ведущей организации по защитам кандидатских и докторских диссертаций в других советах России. Это свидетельствует об авторитетном статусе как самой кафедры, так и ее руководителя.

Все же принципиально новым и значимым поворотом в научно-педагогической судьбе Ирины Николаевны стало ее назначение и последующее избрание заведующей кафедрой философии в 2004 г. Коллектив кафедры единодушно поддержал это решение и до сих пор ни один из преподавателей кафедры не усомнился в правильности этого решения. Ирина Николаевна

предпочитает демократичный стиль руководства: она внимательна ко всем просьбам и предложениям членов кафедры, ее доброжелательность и чуткость к коллегам по кафедре явно превалируют над административным началом. В большинстве случаев преподаватели это понимают и принимают, с благодарностью отдавая свои способности и компетенции на благо кафедры и университета. Поэтому на кафедре господствует атмосфера товарищеского уважения и доброжелательности в отношении друг к другу.

В своей работе в качестве заведующей кафедрой Ирина Николаевна во многом продолжает традиции, заложенные и укорененные в последние десятилетия Владимиром Спиридоно-вичем Готтом и Людмилой Александровной Микешиной. Но нынешнее время реформ, модернизаций и так называемой оптимизации приводит к необходимостям структурных, организационных и содержательных изменений. Вузы страны в рамках Болонско-го процесса сначала перешли к двухуровневой подготовке специалистов: бакалавриат и магистратура, а ныне аспирантура трактуется как третий уровень высшего образования. Сколько раз за эти последние годы менялись учебные планы, перерабатывались программы курсов, существенно сокращался объем часов на преподаваемые дисциплины, постоянно уменьшалось количество ставок ППС (профессорско-преподавательского состава) при систематическом увеличении годовой нагрузки каждого преподавателя! Приведем для сравнения 2007/2008 уч.г. (на кафедре 39 преподавателей: 34 штатных — из них 12 докторов наук и 5 совместителей на 32,25 ставки при средней нагрузке на

ставку 810 час.) и 2014/2015 уч.г. - 26 штатных преподавателей на 23,5 ставках со средней нагрузкой в 860 часов.

Постоянно идет работа и над совершенствованием учебных программ. Так, в 2008 г. происходил пересмотр всех Рабочих программ курсов и УМК (учебно-методических комплексов). Кроме того, профессора кафедры под руководством заведующей провели очень большую работу по созданию инновационных образовательных программ (ИОП) для аспирантов кафедры и всего университета. Это такие программы, как «Современная онтология», «Современная философия познания», «Философия языка», «История философии», «Философия и история науки и техники», «История и философия науки» (с модулями: «Эпистемология и философия науки», «Философские проблемы современных математики и естествознания», «Философские проблемы социально-гуманитарного знания», «Философские проблемы психолого-педагогических наук»), «Философия социальных систем», «Методология социогуманитарного знания», «Философская антропология», «Современная логика: основные проблемы и применение на практике». Сама Ирина Николаевна в последние годы разработала программы и внедрила в учебный процесс курсы «Философия языка», «Теория и практика аргументации», «Основы теории знаковых систем», «Современные модели аргументации и их применение на практике», «Философские аспекты филологии», «Критическое мышление» и др.

Одна из базовых функций заведующего кафедрой - это работа по кадровому обеспечению научно-педагогической деятельности. Все преподаватели кафедры имеют ученую степень.

По установившейся традиции кадровая политика кафедры ориентирована, в первую очередь, на подготовку кадров через аспирантуру и докторантуру МПГУ. Все годы Ирина Николаевна проявляла мудрость, заботу и создавала благоприятные условия для защиты кандидатских и докторских диссертаций сотрудниками кафедры. Из работающих ныне преподавателей с 2004 по 2015 г. кандидатами наук стали 3 и докторами - 6 человек.

Неустанные усилия Ирина Николаевна прилагает для совершенствования организации учебного процесса. Она обращает внимание преподавателей на необходимость внедрения современных образовательных технологий, на формы организации учебного процесса (активные методы обучения, использование в учебном процессе уникальных методик и техники, технологии модульного и блочно-мо-дульного обучения), а также использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, презентаций, организацию самостоятельной работы студентов и технологии дистанционного обучения и др. 255

Важным направлением работы является обеспечение повышения квалификации ППС. В соответствии с приказом № 379 от 21.12.04 Федерального агентства по образованию МПГУ являлся базовым вузом, проводящим повышение квалификации ППС вузов РФ по новой общенаучной дисциплине «История и философия науки» (соответственно, кафедра философии — базовая кафедра). Курсы повышения квалификации по этому направлению прошли все преподаватели, осуществляющие работу с аспирантами и принимающие кандидатские экзамены. Кроме того, была подготовлена инно-

вационная программа «Методология и практика принятия решений» по повышению квалификации ППС МИГУ и других вузов и ссузов РФ России, а также инновационные модули ранее разработанной программы «Гуманитарные проблемы современности».

Заслуженный авторитет Ирины Николаевны Грифцовой как ученого-философа, сложившийся за счет ее научной работы, выступлениях на всероссийских и международных конференциях по логике и кантовской проблематике, реализован в научных грантах и распространяется далеко за пределы Москвы. За последние годы она выполнила исследовательские работы по грантам РГНФ: «Философия языка и логика: проблемы взаимовлияния», «Неформальная логика: современное состояние и основные тенденции развития», «Философия науки и неформальная логика» и др. Она является признанным специалистом в области логики, методологии науки и философии языка, что, в частности, нашло отражение в многообразии ее профессиональных и общественных статусов: экс-256 перт Российского гуманитарного научного фонда, член Научно-методического совета по философии Министерства образования и науки РФ, член Иред-метной секции Федерального совета по учебникам при Министерстве образования и науки РФ, член Российского философского общества, Кантовского общества России, Международного об-

щества изучения XVIII века, член Ученого совета МПГУ и Ученого совета Института социально-гуманитарного образования МПГУ. Уже много лет она является Председателем ГАК в Балтийском федеральном университете имени И. Канта. Особо хочется подчеркнуть то обстоятельство, что более десяти лет Ирина Николаевна работает членом редколлегии журнала «Преподаватель XXI век», рецензируя все философские статьи.

Коллектив кафедры философии с глубоким уважением и чувством признательности относится к своему руководителю и поздравляет Ирину Николаевну с юбилеем!

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грифцова, И.Н. Логика как теоретическая и практическая дисциплина [Текст] / И.Н. Грифцова. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 152 с.

2. Грифцова, И.Н. Соотношение формальной и неформальной логики: философ-ско-методологический анализ [Текст] / И.Н. Грифцова: дис. ... д-ра философ. наук: 09.00.01. - М.: МПГУ, 1999. - 322 с.

REFERENCES

1. Griftsova I.N., Logika kak teoreticheskaya i prakticheskaya distsiplina, Moscow, 1998, 152 p. (in Russian)

2. Griftsova I.N., Sootnoshenie formalnoi i ne-formalnoi logiki: filosofsko-metodologiche-skii analiz: ScD dissertation (Philosophy), Moscow, 1999, 322 p. (in Russian)

Князев Виктор Николаевич, доктор философских наук, профессор, кафедра философии, Московский педагогический государственный университет, vnknyazev51@yandex.ru

Knyazev V.N., ScD in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Moscow State Pedagogical University, vnknyazev51@yandex.ru

Яшин Борис Леонидович, доктор философских наук, профессор, кафедра философии, Московский педагогический государственный университет, jabor123@rambler.ru

Yashin B.L., ScD in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Moscow State Pedagogical University, jabor123@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.