Научная статья на тему 'Рассуждали в десятый раз (о 10-м международном научноисследовательском семинаре «Модели рассуждений»)'

Рассуждали в десятый раз (о 10-м международном научноисследовательском семинаре «Модели рассуждений») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грифцова Ирина Николаевна

Представлен обзор проблематики прошедшего в октябре 2016 г. в г. Светлогорске Калининградской области Международного научно-исследовательского семинара «Модели рассуждения-10: Логика и философия», а также конкурса для школьников «Логика. Мышление. Творчество», организованных философами Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Показано, что семинар, который проводится уже в десятый раз, является важным событием научной жизни российского философского сообщества. Его тематика уникальна: проблемы рациональности, аргументации, коммуникации во всех аспектах, в том числе прикладных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Argued for the Tenth Time (about the 10th International Research Workshop "Models of Reasoning")

This article provides an analysis of the topics discussed at the International research workshop “Models of reasoning 10: Logic and Philosophy” and the Competition “Logic. Thinking. Creativity” held at the Immanuel Kant Baltic Federal University in October this year. The workshop is an important event in the scientific life of the Russian philosophical community. Its topicality is unique: problems of rationality, argumentation, and communication in all aspects, including the applied ones. Beside the pure scientific implementation the seminar performs the communicative function promoting close relations between the humanity scholars who deal with the subject.

Текст научной работы на тему «Рассуждали в десятый раз (о 10-м международном научноисследовательском семинаре «Модели рассуждений»)»

УДК 16 ББК 87.4

РАССУЖДАЛИ В ДЕСЯТЫЙ РАЗ (О 10-м МЕЖДУНАРОДНОМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ СЕМИНАРЕ «МОДЕЛИ РАССУЖДЕНИЙ»)1

ARGUED FOR THE TENTH TIME (ABOUT THE 10TH INTERNATIONAL RESEARCH WORKSHOP "MODELS OF REASONING")

Грифцова Ирина Николаевна

Заведующая кафедрой философии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, доктор философских наук, профессор

E-mail: grif811l@yandex.ru

Аннотация. Представлен обзор проблематики прошедшего в октябре 2016 г. в г. Светлогорске Калининградской области Международного научно-исследовательского семинара «Модели рассуждения-10: Логика и философия», а также конкурса для школьников «Логика. Мышление. Творчество», организованных философами Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Показано, что семинар, который проводится уже в десятый раз, является важным событием научной жизни российского философского сообщества. Его тематика уникальна: проблемы рациональности,

Griftsova Irina N.

Head of the Philosophy Department, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow State University of Education (MSPU), ScD in Philosophy, Professor E-mail: grif811l@yandex.ru

Abstract. This article provides an analysis of the topics discussed at the International research workshop "Models of reasoning - 10: Logic and Philosophy" and the Competition "Logic. Thinking. Creativity" held at the Immanuel Kant Baltic Federal University in October this year. The workshop is an important event in the scientific life of the Russian philosophical community. Its topicality is unique: problems of rationality, argumentation, and communication in all aspects, including the applied ones. Beside the pure scientific implementation the seminar performs the

Материал подготовлен в рамках поддержанного РГНФ проекта № 15-03-00760.

аргументации, коммуникации во всех аспектах, в том числе прикладных. Помимо разработки собственно научной проблематики, семинар выполняет и важную коммуникативную функцию, способствуя укреплению связей гуманитариев, занимающихся данными проблемами. Конкурс по логике для школьников также представляется крайне интересным мероприятием, он направлен на решение такой важной проблемы, как повышение уровня рациональности, формирование культуры мышления как необходимой составляющей общей культуры личности.

communicative function promoting close relations between the humanity scholars who deal with the subject. The Competition for pupils also appears to be an extremely interesting event; it addresses such important issues as raising the level of rationality and forming the culture of thinking as a necessary component of the general culture of a person.

Ключевые слова: модели рассуждения, научный семинар, рациональность, аргументация, коммуникация, логика для детей.

Keywords: models of reasoning, a scientific seminar, rationality, reasoning, communication, logic for children.

Начиная с 2006 г. каждую осень (обычно в конце сентября - начале октября, когда осень в Прибалтике еще мягкая и теплая и, вопреки ожиданиям, чаще всего светит солнце, а не идет дождь) в маленьком городе Светлогорске на берегу Балтийского моря философы Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (г. Калининград) проводят уникальное мероприятие - Научно-исследовательский семинар с необычным названием «Модели рассуждений».

Это общее, инвариантное название, которое каждый год имеет свою конкретизацию в виде подзаголовка: логика и аргументация; когнитивный подход; аргументация и риторика; аргументация, коммуникация, общество; теории и технологии аргументации; принятие решений: теория, методология, практика; модели рассуждений в междисциплинарных и трансдисциплинарных пространствах; аргументация в современной мировой общественной, политической и образовательной деятельности; логика и философия.

Основателем семинара был Владимир Никифорович Брюшинкин, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и логики (а затем просто философии), проректор по научной работе, много сделавший для развития университета в Калининграде (его предшественником был Кенигсбергский университет, знаменитая Альбертина, где преподавал великий Кант) и возродивший здесь подготовку философов.

Владимир Никифорович - неординарный человек и философ, логик с мировым именем, наш с Галиной Вениаминовной Сориной (профессором МГУ, также постоянной участницей семинара) сокурсник по кафедре логики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Он провел шесть семинаров. Последние четыре проходили уже без него (в 2012 г. после неожиданной тяжелой болезни Владимира Никифоровича не стало). С 2013 г. в БФУ имени Канта проводятся Чтения его памяти.

Вот информационное сообщение о первом семинаре 2006 г.:

Российский государственный университет им. И. Канта при поддержке Российского гуманитарного научного фонда проводит 3-5 октября 2006 г. в Калининграде/Светлогорске научный семинар «Модели рассуждений - 1: логика и аргументация».

Рациональность мышления и поведения людей и социальных групп становится одним из решающих факторов общественного развития и взаимопонимания людей и народов. Ядром рациональности является способность человека рассуждать и сообщать результаты своих рассуждений другим людям. На протяжении многих веков признанной теорией рассуждений была логика, совершенствовавшая способы определения правильности рассуждений и постоянно расширявшая класс рассуждений, доступных логическому анализу.

В ХХ в. появились альтернативные модели рассуждений в рамках когнитивных наук, искусственного интеллекта, теории аргументации, новой риторики, ставящие задачу приближения моделей к реальным рассуждениям. Возникла проблема исследования разнообразия моделей рассуждений и их соотношения с логикой. Решению этой проблемы посвящена серия семинаров, запланированная кафедрой философии и логики Российского государственного университета им. И. Канта и являющаяся продолжением семинаров по логическому канто-ведению, регулярно проводимых в Калининграде/Светлогорске с 1987 г. На семинаре 2006 г. обсуждается проблема соотношения логики и теории аргументации в историческом и теоретическом аспектах.

На семинар планируется пригласить ведущих специалистов по данной проблематике из России и СНГ. Главными темами обсуждения являются:

1. Взаимодействие логики и нелогических средств моделирования аргументации.

2. Логика в исследовании аргументации: история и современность.

3. Как возможно логическое моделирование аргументации в конкретных философских и других текстах?

С тех пор семинар превратился в постоянно действующий, за эти годы сложился и довольно постоянный состав его участников из ведущих образовательных и научных учреждений России: МГУ имени М. В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета, Московского городского педагогического университета, НИУ «Высшая школа экономики», Института философии РАН, Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), МГЮА имени О. Е. Кутафина, Всероссийской академии внешней торговли, СПбГу, Казанского (Приволжского) и Уральского федеральных университетов, НИУ «Новосибирский государственный университет», ведущих университетов стран СНГ.

Организаторы семинара - преподаватели и сотрудники до недавнего времени кафедры философии, а сейчас Института гуманитарных наук (кафедр в структуре университета с этого года нет) В. А. Чалый (принявший на себя руководство кафедрой после В. Н. Брюшинкина), А. Г. Пушкарский, Ю. Ю. Лёвкина (Мазур), И. А. Горьков, Д. В. Хизанишви-ли, Н. А. Глебова, в разные годы - еще многие преподаватели и аспиранты кафедры.

Тематика семинара также уникальна: проблемы рациональности, аргументации, коммуникации во всех аспектах, в том числе прикладных. Это позволяет принимать в нем участие не только философам, но и гуманитариям других специальностей. По результатам семинара регулярно выходят публикации, в том числе в электронном журнале Рацио.

ги. Аспиранты и молодые преподаватели имеют возможность апробации своих идей перед серьезной аудиторией.

Помимо разработки собственно научной проблематики, семинар выполняет и важную коммуникативную функцию, способствуя укреплению связей гуманитариев, занимающихся проблемами аргументации, коммуникации, рациональности.

В 2016 г. проблема моделирования рассуждений обсуждалась в максимально широком контексте логики и философии. Вот темы основных докладов: Интенциональность, ап-презентация, категоризация (Н. В. Зайцева, Д. В. Зайцев); Философия и логика: междисциплинарный подход (В. Л. Васюков); Логика и философия: проблема смысла в аналитической философии (Л. А. Демина); Логика и вероятность: спор Рамсея и Кейнса (Л. Б. Макеева); Диалог в эпоху глобализации: проблемы аргументации (И. А. Герасимова); Философия науки: современные тенденции развития и преподавание (И. Н. Грифцова); Экспертный анализ текста в коммуникативной практике (Г. В. Сорина); Парадоксология (В. С. Меськов); Девиант-ная наука и псевдо-аргументация (О. В. Малюкова); Универсальная логическая герменевтика (Е. Н. Шульга); Предпонимание и предубеждение в герменевтике и теории аргументации (А.В. Маслова); В полукруге адресатов: из дискуссии о политике и праве конца XVIII в. (А. С. Зильбер); Философия мягкой силы: истоки формирования и современная практика (Ю. В. Ярмак); Герменевтический аспект нормативности современной логики (А. Г. Кислов).

В это же время в третий раз проводилась междисциплинарная конференция «Чтения памяти В. Н. Брюшинкина». На конференции работали четыре секции: истории философии, русской философии, общих проблем гуманитаристики, проблем регионалисти-ки. Я принимала участие в открытии Чтений вместе с ректором БФУ имени Иммануила Канта А. П. Клемешевым и директором Института гуманитарных наук Т. В. Цвигун.

Завершились Чтения еще одним уникальным мероприятием, о котором, я думаю, необходимо рассказать читателю - Церемонией награждения победителей и призеров конкурса школьников «Логика. Мышление. Творчество», организованного кандидатом философских наук, доцентом БФУ имени И. Канта Людмилой Сергеевной Сироткиной, автором замечательной книги «Логические начала для детей и взрослых». Замысел конкурса возник в развитие идей В. Н. Брюшинкина, считавшего раннее логическое и философское образование важным для интеллектуального и личностного роста. Проводится он в школах Калининграда уже в третий раз и каждый раз собирает огромное число желающих принять в нем участие ребят от самых маленьких (3-4-е классы) до выпускников. В этом году Конкурс собрал небывалое количество участников: 480 школьников из 26 общеобразовательных школ, гимназий, лицеев города и области.

Как мне представляется, во-первых, данному конкурсу нет аналогов, во-вторых, его значение трудно переоценить, он направлен на решение такой важной, но практически

не решаемой в нашем обществе и системе образования проблемы, как повышение уровня рациональности, формирования культуры мышления как необходимой составляющей общей культуры личности, осознания ценности хорошего мышления.

Приведу (информация с сайта БФУ имени Иммануила Канта) лишь некоторые высказывания школьников по поводу значения логики: «логика - "механизм мышления"», «гимнастика для ума», «путь к совершенству», «оружие разума» и «путь к знаниям», она «не дает мозгу стареть», «позволяет находить выход в любой ситуации», «логика объединит людей»; но, конечно, наиболее выразительными в своих высказываниях оказались самые маленькие участники, облекшие в простые формы необычайно глубокие мысли о роли логики в человеческом общении, познании, мироустройстве: если бы не было логики, «то не было бы истины»; «никто не дружил бы, все бы уничтожали друг друга», поскольку «никто бы никого не понимал»; «то в мире царил бы хаос»; «интеллект человека был бы на уровне обезьяны». Своеобразным девизом конкурса стало высказывание десятиклассницы из 40-й гимназии Козловой Екатерины: «Либо ты мыслишь логически, либо ты не мыслишь вообще!»

В завершение предлагаю несколько фотографий, на которых запечатлены события, о которых шла речь. И не могу не привести высказывания, ставшего девизом кафедры философии БФУ имени Иммануила Канта (который Кант любил и который ему даже иногда ошибочно приписывают) - SAPERE AUDE! Имей мужество пользоваться собственным умом! Думаю, это актуальный лозунг и для нашего времени, и для нашего общества, и для нашего образования.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.