Научная статья на тему 'И. Бузукашвили. Британский музей'

И. Бузукашвили. Британский музей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
327
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «И. Бузукашвили. Британский музей»

И. Бузукашвили

БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ*

Британский музей начинался с частной коллекции лондонского врача Ханга Слоуна (1660-1753) и за два с половиной века стал одним из самых знаменитых в Европе. Всю свою жизнь Х. Слоун лечил людей и попутно собирал минералы, монеты, книги и диковинки со всего света разных времен и эпох. Накопилось их немало - 80 тысяч предметов.

В завещании Слоун отписал свои богатства английскому парламенту за смехотворную для таких сокровищ цену - 20 тыс. фунтов. Он очень хотел, чтобы его коллекции оставались в Лондоне, «где благодаря большому стечению народа от них была бы наивысшая польза». Так оно и случилось.

Британский музей был основан в 1753 г. По словам куратора коллекции Джонатана Вильямса, «он стал первым в Европе музеем, созданным не королем, но государством, парламентом и для народа.

Коллекция Слоуна была настоящим чудом - в нее входили не только предметы Античности и Древнего мира, но и экспонаты естественной истории, археологические и ископаемые находки.

Его идея была проста - собрание должно быть доступно ученым любых национальностей, всем, кого интересует естественная история Земли, ее природный мир, история возникновения и развития человека» (цит. по: с. 32-33).

Музей открылся 15 января 1759 г. Денег было мало. Коллекция

Бузукашвили И. Британский музей // Человек без границ. - М., 2010. - № 2. -С. 32-37.

И. Бузукашвили

пополнялась в основном на доходы от национальной лотереи, а средств на прием посетителей не хватало. И потому вход в музей, хотя и с самого начала бесплатный, был строго ограничен: не более 60 человек в день.

Посетителей пускали группами по 15 человек. Коллекция была открыта для посещения лишь первые четыре дня недели и только, как предписывалось, «для всякого человека пристойного вида». Вплоть до 1836 г. по выходным и праздничным дням музей не работал, чтобы ограничить приток (так записано в правилах) «матросов с верфей и девиц, которых они могут с собой привести».

Долгое время Британский музей напоминал скорее кунсткамеру -собрание редких и курьезных вещей. В 1801 г. лорд Элджин, британский посол в Константинополе, привез в Лондон барельефы и статуи с афинского Парфенона, отделкой и украшением которого в V в. до н.э. руководил скульптор Фидий. Элджин украсил ими поначалу свой сад. Но спустя несколько лет продал бесценные мраморы государству. С них началась слава Британского музея.

«Британский музей сосредоточился на истории человечества, -говорит Дж. Вильямс. - Он и сейчас постоянно пополняется новыми экспонатами. Сюда ежегодно поступает большинство археологических находок британских ученых; коллекционеры жертвуют музею свои собрания, да и сам музей покупает интересующие его предметы. Коллекция должна развиваться, потому что идут вперед и наука, и знание. Сегодня мы знаем о прошлом человечества и о жизни нашей планеты куда больше, чем даже 100 лет назад» (цит. по: с. 34).

Британский музей менялся вместе со временем. Здесь уже нет экспонатов, связанных с историей развития Земли и человека: они теперь находятся в лондонском Музее естественной истории. В галереи живописи переехали собрания картин и рисунков. Бесценное достояние Британской библиотеки - древние манускрипты, документы, книги и автографы покинули залы Британского музея последними, в 1998 г., и прописались в новом здании библиотеки недалеко от музея.

После «разделения полномочий» особенность Британского музея по сравнению с другими крупнейшими музеями Европы Дж. Вильямс определяет следующим образом: «Это не музей искусства и истории, как Лувр, например. У нас нет собрания произведений живописи. Оно - в Национальной галерее. У нас нет оружия. Все это разделилось в XIX веке, когда появились разные музеи.

Британский музей

Мы же попытались собрать в одном месте культурное наследие самых разных народов и племен на нашей Земле. Это означает, что музей посвящен не только великим цивилизациям древности - грекам, римлянам, египтянам, ассирийцам. У нас есть этнографические коллекции: свидетельства жизни аборигенов Австралии, племен маори из Новой Зеландии, американских индейцев. В большинстве музеев Европы нет подобного» (цит. по: с. 34-35).

Интерьеры дворца ассирийских царей, античные скульптуры из Галикарнасского мавзолея и храма Артемиды в Эфесе, барельефы индейцев майя, золотые кубки французских и английских королей, тотемные столбы североамериканских индейцев и музыкальные инструменты народов Африки - четыре с половиной миллиона экспонатов разместились в музейных залах, общая протяженность которых превышает четыре километра. В год здесь бывает около шести миллионов посетителей - почти на миллион больше, чем в парижском Лувре. И вход, как и два с половиной столетия назад, - бесплатный.

Египетская коллекция Британского музея включает 70 тысяч предметов. Статуи богов и фараонов, высеченные из черного и красного гранита. Целая галерея мумий и саркофагов. Коллекция одежды, украшений и домашней утвари.

Один из главных экспонатов египетской коллекции - Розетт-ский камень. Знаменит он тем, что позволил исследователям первой половины XIX в. (тогда его нашли) разгадать секрет египетских иероглифов. Этот обломок камня с текстом похвальной речи жрецов Мемфиса в честь фараона относится к 193 г. до н.э. Тогда в Египте правила греческая династия Птолемеев. Рядом с египетскими иероглифами на камне был высечен параллельный перевод на древнегреческий, что и позволило французскому ученому Шампольону расшифровать и открыть всему миру тайну египетской письменности.

Розеттский камень поместили по соседству с предметами из Древней Месопотамии и рядом с коллекцией из Древней Греции, и не случайно. Работники музея тем самым хотели подчеркнуть его значение как символа перекрестка путей и дорог великих древних цивилизаций, их взаимопроникновения и взаимообогащения. «Это то, чему мы могли бы учиться у древних, тем самым узнавая многое о самих себе - как нам взаимодействовать в наше сложное время» (с. 37).

Э.Ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.