Научная статья на тему 'Развитие универсальных музеев в XXI веке'

Развитие универсальных музеев в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1078
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ЭРМИТАЖ / ЛУВР / БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ / М. Б. ПИОТРОВСКИЙ / ВЫСТАВКА / МУЗЕЙНАЯ АРХИТЕКТУРА / ПОСЕЩАЕМОСТЬ / UNIVERSAL MUSEUM / HERMITAGE / LOUVRE / BRITISH MUSEUM / MIKHAIL B. PIOTROVSKII / EXHIBITION / MUSEUM ARCHITECTURE / ATTENDANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куклинова Ирина Анатольевна

Исследуются новые тенденции в музейном деле начала XXI в. Акцент сделан на деятельности крупнейших художественных музеев мира, которые часто называют «универсальными». Эти музеи традиционно располагаются в столичных городах, имеют огромные коллекции произведений искусства всех цивилизаций, их посещают миллионы людей каждый год. Замечается, что для их современного развития характерны такие особенности, как активизация присутствия в родном городе, создание представительств в других городах и регионах мира, активная выставочная деятельность, обращение к архитекторам с мировыми именами для работ по реконструкции и расширению. Характерно, что такие музеи, воспринимаемые традиционно довольно консервативными, в наше время демонстрируют обращенность к современному обществу, вовлеченность в его развитие и интерес к его увлечениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New trends in the museum practice of the beginning of the 21st century are explored. Emphasis is placed on the activities of the world’s largest art museums, which are often called «universal». These museums are traditionally located in the capital cities, have huge collections of works of art of all civilizations, they are visited by millions of people every year. It is noted that their modern development is characterized by such features as the increased presence in their hometown, the creation of branchs in other cities and regions of the world, intensive exhibition activities, an appeal to world-famous architects for renovation and expansion. It is characteristic that such museums, which are traditionally perceived to be quite conservative, nowadays demonstrate an orientation towards modern society, an involvement in its development and an interest in its hobbies.

Текст научной работы на тему «Развитие универсальных музеев в XXI веке»

УДК [069-027.555:7]"20"

И. А. Куклинова Развитие универсальных музеев в XXI в.

Исследуются новые тенденции в музейном деле начала XXI в. Акцент сделан на деятельности крупнейших художественных музеев мира, которые часто называют «универсальными». Эти музеи традиционно располагаются в столичных городах, имеют огромные коллекции произведений искусства всех цивилизаций, их посещают миллионы людей каждый год. Замечается, что для их современного развития характерны такие особенности, как активизация присутствия в родном городе, создание представительств в других городах и регионах мира, активная выставочная деятельность, обращение к архитекторам с мировыми именами для работ по реконструкции и расширению. Характерно, что такие музеи, воспринимаемые традиционно довольно консервативными, в наше время демонстрируют обращенность к современному обществу, вовлеченность в его развитие и интерес к его увлечениям.

Ключевые слова: универсальный музей, Эрмитаж, Лувр, Британский музей, М. Б. Пиотровский, выставка, музейная архитектура, посещаемость

Irina A. Kuklinova Development of universal museums in 21st century

New trends in the museum practice of the beginning of the 21st century are explored. Emphasis is placed on the activities of the world's largest art museums, which are often called «universal». These museums are traditionally located in the capital cities, have huge collections of works of art of all civilizations, they are visited by millions of people every year. It is noted that their modern development is characterized by such features as the increased presence in their hometown, the creation of branchs in other cities and regions of the world, intensive exhibition activities, an appeal to world-famous architects for renovation and expansion. It is characteristic that such museums, which are traditionally perceived to be quite conservative, nowadays demonstrate an orientation towards modern society, an involvement in its development and an interest in its hobbies.

Keywords: universal museum, Hermitage, Louvre, British Museum, Mikhail B. Piotrovskii, exhibition, museum architecture, attendance DOI 10.30725/2619-0303-2019-1-109-113

В 2002 г. директора девятнадцати крупнейших музеев мира подписали «Декларацию о важности и ценности универсальных музеев мира» [1, р. 4]. Среди них - руководители Британского музея, Лувра, Государственного Эрмитажа, Государственных музеев Берлина, музея Метрополитен и др. Это крупнейшие художественные сокровищницы мира, позволяющие познакомиться с памятниками буквально всех цивилизаций. Именно они являются центрами притяжения многих миллионов туристов и местных жителей, законодателями многих новых тенденций развития музейного мира, в их сторону зачастую летят стрелы критиков за излишнюю консервативность или чрезмерную смелость. Конечно, изменения, происходящие в сфере музеев в последнее время очень ярко и наиболее выпукло проявляются именно в их деятельности. К анализу этих новых тенденций в развитии универсальных музеев мы и обратимся в данной статье. Зачастую о событиях в мире крупных музеев мы узнаем из выпусков новостей, многие из них еще не стали предметом рефлексии исследователей либо вызывают их категоричные высказывания. Безусловно, для вдумчивого осмысления требуется некоторая

временная дистанция. Однако нам представляется важным обращение к данной теме, поскольку нередко многие факты, которые могут ярко характеризовать происходящие в наши дни перемены, уже через несколько месяцев оказываются погребенными в новостных лентах агентств или аккаунтов социальных сетей самих музеев.

Показательным для характеристики развития универсальных музеев является топ самых посещаемых художественных музеев мира, публикуемый британским изданием The Art News Papers. Интересен как сам факт, что музеи «удостоены» своего ежегодного списка популярности, так и цифры, приводимые за 2017 г. На первых трех местах по посещаемости (в порядке убывания) - Лувр (Париж, Франция), Метрополитен музей (Нью-Йорк, США) и Национальный музей Китая (Пекин, КНР) - каждый из них принял около восьми миллионов человек. Три музея, находящиеся в разных частях света, являются яркой иллюстрацией притягательности анализируемой нами культурной институции не только в Европе и Северной Америке, но и в Азии. Любопытно, что Национальный музей Китая впервые был включен в этот топ-лист, до этого

количество его посещений не бралось в расчет британской газетой. Феномен крупного музея как центра притяжения миллионной аудитории обретает поистине глобальный, общепланетарный характер.

Также обращает на себя внимание курс универсальных музеев на расширение своего присутствия как в городе/стране, где они родились, так и в других странах/на других континентах. Начнем с «усиления позиций» в том городе, где музей находится. Расширение площадей может быть и внутренним, и внешним. Зачастую реконструкция, не затрагивая самого облика здания, увеличивает «полезную» площадь музея изнутри в виде новых выставочных залов и пространств для приема посетителей. В первую очередь, можно вспомнить перекрытие Большого двора Британского музея, осуществленное Н. Фостером на рубеже ХХ-ХХ1 в. Ныне под руководством крупнейшего сторонника деконструктивизма Ф. Гери ведутся обширные работы в Музее искусств Филадельфии. В результате реализации его идей внешний облик сокровищницы, построенной в столь привычных для музейных зданий США архитектурных формах греческих храмов, не претерпит изменений, но реконструкция внутреннего пространства и появление форума позволит существенно расшириться музею изнутри. Углубление музея под землю с целью создания новых пространств может сопровождаться и появлением новых архитектурных форм. В результате реализации проекта Большой Лувр в 1980-1990-е гг., следуя идеям архитектора Й.-М. Пея, музей обрел внушительный холл Наполеона, в котором разместились и службы приема посетителей, и новый выставочный зал. В наше время продолжает осуществляться масштабный проект на Музейном острове в Берлине. До его завершения еще далеко - оно объявлено на 2028 г. Создается новый вход в музейный комплекс -Джеймс-Симон-Галери, названный в честь одного из крупнейших благотворителей в истории Государственных музеев Берлина Дж. Симона (18511932), с именем которого связано начало музейной жизни знаменитого бюста Нефертити. Проект реализуется известным британским архитектором Д. Чипперфильдом, вдохновившимся колоннадой исторического здания Нового музея Фр. А. Штю-лера. Кроме того, будет создан так называемый археологический променад, который пройдет под землей и свяжет четыре музея острова, обладающих собраниями шедевров разных цивилизаций. Такие шаги музеи предпринимают, поскольку они «теперь воспринимаются не только как храмы искусства», «современным музеям нужны пространства для новых залов, магазинов, галерей, ресторанов, библиотек, паркингов» [2, с. 127-128]. Крупнейшие художественные музеи могут обретать

новые пространства для исследовательской деятельности и организации работы с посетителями в разных частях родного города - показателен пример Эрмитажа с его экспозициями в Главном штабе, Реставрационно-хранительским центром «Старая Деревня» и создающимся в наше время Музеем гвардии и геральдики в здании Биржи.

Кроме того, как известно, универсальные музеи в последние десятилетия создают свои филиалы. Это могут быть представительства как внутри страны, так и за ее пределами. Одним из первых создавать свои филиалы стал нью-йоркский музей С. Гуггенхайма, в том числе в испанском городе Бильбао. «Эффект Бильбао» - это и возможность вдохнуть новую жизнь в развитие депрессивного региона, потерявшего потенциал дальнейшего развития в силу сворачивания традиционной промышленности. Но это и строительство сверхсовременного здания по проекту кого-либо из крупнейших архитекторов, порой не учитывающему будущие музейные функции, и, очень часто - не предполагающему наличие постоянной коллекции музея. И тогда музей начинает восприниматься прежде всего как здание, а не как коллекция со своими жемчужинами, ради которых всегда и совершались паломничества в те или иные выдающиеся собрания [3, р. 326]. И если здание, облик которого растиражирован различными медиа, мы узнаем, даже если в нем никогда не бывали, то о коллекциях не знаем почти ничего. Эта тенденция характеризуется как некая западная технология, которая может быть использована в равной степени удачно в Европе, Китае или Объединенных Арабских Эмиратах [3, р. 326], «на основе сведения воедино комбинируемых элементов и модулей таким способом, который может применяться при создании тысячи подобных музеев... Музей Гуггенхайма - это пространственная химера, продукт машинных процессов, которые опередили саму архитектурную форму» [4, с. 119]. Этот новый зрелищный тип архитектуры в отношении музеев быстро изжил себя, считают современные критики: «один музей Гуггенхайма в Бильбао, может, и интересен, но серия его клонов скучна» [5, с. 195]. В результате, чтобы оставаться привлекательным в глазах зрителей-потребителей, музей, существующий на подобных основаниях, должен обновляться постоянно: яркий тому пример - здание Тейт Модерн стало модернизироваться через несколько лет после пышного открытия.

Музеи, становясь важным элементом культурной политики того или иного государства, по-новому заявляют о нем на международном уровне. В одной из своих статей директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский, характеризуя работу крупных музеев по созданию филиалов в других странах, сравнивает культурное сотрудничество

на мировом уровне с внешнеэкономическими операциями. При этом авторитетно заявляет, что эта форма взаимодействия уровнем выше, чем, скажем, торговля нефтью [6, с. 44]. Это утверждение подтверждает, например, сотрудничество Лувра с правительством Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) по созданию филиала Лувра на острове Саадият в столице этого ближневосточного государства - Абу-Даби. Для Франции реализация проекта нового музея стала возможностью усиления влияния в регионе, традиционно ориентированном на Великобританию (имея в виду колониальное прошлое нынешних Эмиратов). Вот почему так активно в работу по созданию Лувра в арабском мире включились не только сотрудники французского универсального музея, но и специалисты музеев д'Орсэ, Родэна, на набережной Бранли, Версаля и Центра Помпиду (всего - 12 сокровищниц Парижа и пригородов). С другой стороны, это начинание имеет большое политическое значение и для самих ОАЭ, поскольку долгое время, уже создав возможности для национального процветания на основе разработки нефтяных месторождений, местные шейхи были приверженцами традиционных ценностей, в то время как их соседи уже удивляли мир инновационными проектами. И в данном случае остров Саадият с его программой строительства и музейным кварталом - это новый облик государства, так же решительно вставшего на путь модернизации и демонстрирующего свою готовность стать максимально открытым глобальному миру.

Значительным событием для развития тех или иных территорий становятся и филиалы универсальных музеев внутри страны. Безусловно, важной геополитической задачей видится создание во Владивостоке по поручению Президента РФ большого музейно-выставочного комплекса, который объединит произведения музеев двух столиц (Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного музея Востока) и Приморской картинной галереи [7]. Музей может быть создан как в благополучном в экономическом и культурном отношении регионе (например, центр «Эрмитаж-Казань»), так и в городе, для которого филиал крупного музея может выполнить роль нового градообразующего предприятия, привлекая большой поток туристов извне, которые приезжают именно ради музея [8, с. 73]. Таков пример филиала Лувра в Лансе на севере Франции. Город был знаменит как центр угледобычи, и когда в 1960-е гг. стали закрываться шахты, он вступил в длительный период упадка. Победа в конкурсе за право разместить у себя филиал парижского музея (всего в нем участвовали 6 городов), последовавшая в 2004 г., начала новую страницу в развитии города. Показательно, что в 2012 г. в жизни Ланса произошло два знамена-

тельных события: 30 июня Каменноугольный бассейн региона Нор - Па-де-Кале был внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО, а 4 декабря, в день Святой Варвары, покровительницы шахтеров, открыт филиала Лувра [9].

Еще одной тенденцией последних лет становится обращенность музеев к современному обществу. Долгое время их упрекали в том, что они слишком сосредоточены на своих коллекциях и живут в первую очередь внутренней жизнью, не обращая внимания на окружающий мир, особенно эти укоры касались как раз крупнейших музеев, обладающих огромными коллекциями и значительным штатом специалистов, замкнутых на их изучение. В наше время проявление открытости музеев разнообразно. Наличие интерактивного, ежедневно обновляющего информацию музейного сайта и аккаунта в социальных сетях - это лишь лежащая на поверхности черта этой новой включенности в современную жизнь.

Сохраняют свою актуальность выставки, которые завоевывают все большую аудиторию. Неслучайно, что в уже упоминавшемся рейтинге самых посещаемых художественных музеев The Art News Papers, значительную часть номера, посвященного итогам предшествующего года, занимают цифры посещаемости самых популярных выставок. О феноменальной привлекательности выставок в последнее время написано немало, эксперты отмечают как положительные, так и отрицательные аспекты этого явления. Выставки называют «источником жизненной силы» музея [5, с. 196]. При этом оборотной стороной того, что зачастую именно они играют ведущую роль в жизни музея, стал и временный характер так называемых постоянных экспозиций, которые сегодня постоянно меняются и мутируют [5, с. 196], а специалисты даже предлагают их называть не постоянными, а профильными [10, с. 91-92]. Универсальные музеи, несмотря на свою большую консервативность по отношению к другим собраниям, тоже демонстрируют подобные примеры: мы можем вспомнить недавнюю полную реконструкцию Райксмузеума в Амстердаме (длившуюся десять лет - с 2003 по 2013 г.), выделение отдела ислама в самостоятельное подразделение Лувра и подготовку совершенно новой музеографической программы в его представлении (по проекту архитекторов Р. Риччиотти и М. Беллини, 2012 г.).

Универсальные музеи продолжают подвергаться нападкам за то, что не собираются возвращать хранимые ими шедевры в страну их происхождения. Наибольшим атакам с этой точки зрения подвергается Британский музей. Достаточно вспомнить многолетние и почти не прекращающиеся претензии Греции по поводу «мраморов Элджина» - скульптурного убранства храмов афинского Акрополя,

вывезенного послом Британии лордом Элджином еще в конце XVIII в. У универсальных музеев есть свой ответ на этот вызов, который они дали в Декларации 2002 г.: «В наше время античные цивилизации не вызывали бы такое универсальное восхищение без влияния, оказываемого теми предметами этих культур, которые доступны широкой международной публике в больших музеях» [1, р. 4]. Кроме того, специалисты отмечают, что сегодня в Лондоне большими общинами живут представители разных стран и народов, и благодаря разнообразию своих коллекций он может создавать для них выставки и события. Директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский настаивает, что воспитание новых групп городского населения - это одна из новых функций музея, и неслучайно, что архитектор из Нидерландов Р. Колхаас, который разрабатывал программу модернизации Эрмитажа, тоже предлагал в Главном Штабе проводить праздники разных народов, живущих в Петербурге [11, с. 97].

Универсальные музеи демонстрируют полную осведомленность о феноменах современной жизни. Так, после финального матча Лиги чемпионов по футболу 2018 г. бутсы «современной египетской иконы в Соединенном королевстве» [12] Мохаммеда Салаха были выставлены в отделе Египта Британского музея. Как заявлял хранитель экспозиции Н. Спенсер, недавно в музее был запущен проект по приобретению предметов, которые смогут рассказать о повседневной жизни Египта в ХХ-ХХ1 вв.

Англо-саксонское музейное дело, как никакое другое, в последние десятилетия уделяет внимание тем сообществам, которые долгое время оставались маргинальными с точки зрения традиционного общества. В 2017 г. Великобритания отмечала 50-летие декриминализации гомосексуальности в Англии и Уэльсе. Британский музей приурочил к юбилею этого события аудиогид по своей экспозиции на тему «Желание, любовь, идентичность», где предлагает по-новому взглянуть на некоторые значимые предметы коллекции, тематика которых долгое время оставалась «на полях» проблемы интерпретации [13].

Летом 2018 г. в Интернете появился клип, снятый известными американскими исполнителями ^у^ и Бейонсе на песню «АреБ**Ь> в Лувре. Как факт использования залов со всемирно известными шедеврами в качестве «декораций» для очередного клипа звездной пары, так и сама песня были неоднозначно восприняты и обширной аудиторией слушателей, и в профессиональной среде. Однако вскоре на сайте Лувра появился тематический маршрут, предназначенный для самостоятельного посещения. Путь движения «паломника» по шедеврам, появляющимся в клипе, разработан детально: это не только указание на время, необходимое

на его преодоление - 1,5 часа, но и подробное описание каждого из произведений и точные подсказки, куда двигаться дальше после очередной остановки [14]. Маршрут доступен на двух из четырех официальных языках сайта Лувра - французском и английском и не «виден» на китайском и японском. Чуть раньше руководство Лувра уже решалось на подобный спорный шаг, разрешив в 2006 г. съемки первой сцены фильма «Код да Винчи» по одноименному роману Д. Брауна (настоящую «Джоконду» в съемочном процессе заменяла копия). Как утверждал бывший тогда директором Лувра А. Луарет, он не читал роман, но понял, насколько этот шаг может повысить популярность вверенного ему музея. Тематический маршрут по «Коду да Винчи» также можно найти на сайте Лувра.

Совсем недавно, в ноябре 2018 г. российский универсальный музей провел выставку-инсталляцию «Эрмитаж в Галерее». В торгово-развлекатель-ном комплексе «Галерея» на Лиговском проспекте в центре Санкт-Петербурга была развернута экспозиция, позволявшая как бы «побывать» в восточном крыле здания Главного Штаба и увидеть шедевры собрания Государственного Эрмитажа. «Войдя» через макет арки Главного Штаба и познакомившись с некоторыми работами, посетитель мог, судя по информации на самой выставке и на ее сайте, стать участником конкурса музейных селфи, сделанных на фоне «экспонатов» в ТРК «Галерея». Что примечательно - призом на первом этапе конкурса был суперсовременный гаджет, изображение которого на огромном постере «парило» над макетом Главного Штаба, а на втором (когда помимо селфи в торговом комплексе надо было выложить и селфи, сделанное на экспозиции в Главном Штабе) - книга директора Эрмитажа М. Б. Пиотровского с его автографом [15].

Подведем итоги. Универсальные художественные музеи - крупнейшие сокровищницы мирового культурного наследия, обладающие памятниками всех цивилизаций. В наше время, когда на повестке дня международного музейного сообщества стоит вопрос о переосмыслении границ музея и его места в мире, в их деятельности отражаются наиболее характерные черты современного развития этой культурной институции. Их функционирование зачастую является важным элементом государственной культурной политики, что проявляется как внутри страны, так и на планетарном уровне, ярко характеризуя влияние глобализации на сферу культуры. Выполняя роль агента социальной инклюзии, универсальный музей все чаще обращается к темам и сообществам, долгое время остававшимся вне внимания элитарной культуры, тем самым иллюстрируя сдвиг в понимании культуры «от иерархии „высокого" и „низкого" к модели масс-культурной модели ноубрау» [16, с. 32].

Список литературы

1. Déclaration sur l'importance et la valeur des musées universels // Nouvelles de l'ICOM. 2004. № 1. Р. 4.

2. Пиотровский М. Б. Культурный захват // Пиотровский М. Б. Взгляд из Эрмитажа: ст. и интервью для газ. «С.-Петерб. новости», 2005-2009. Санкт-Петербург: Славия, 2009. С. 126-129

3. Micheli Fr. De Le Louvre à Abu-Dabi: exemple de museé universel ou d'universalisation du concept de museé? // De nouveaux modèles de museés? Formes et enjeux des créations et rénovations de museés en Europe, XIX-XXI siècles / dir. A.-S. Rolland, H. Murauskaya. Paris: L'Harmattan, 2007. P. 315-329.

4. Бодрийяр Ж. Архитектура: правда или радикальность? // Социол. исслед. 2011. № 5. С. 114-122.

5. Шуберт К. Удел куратора: концепция музея от Великой Французской революции до наших дней. Москва: Ад маргинем пресс, 2016. 224 с.

6. Пиотровский М. Б. Культурный бренд дороже нефти // Пиотровский М. Б. Для музеев нет табу: 50 ст. за 10 лет. Санкт-Петербург: Арка, 2016. С. 44-47.

7. «Момент неопределенности» - филиалы Эрмитажа и Третьяковки появятся во Владивостоке в лучшем случае через три года // Новости Владивостока. 2018. 5 апр. URL: https: // newsvl. ru (дата обращения: 28.02.2019).

8. Пиотровский М. Б. Город-музей? Это хорошо и выгодно // Пиотровский М. Б. Взгляд из Эрмитажа: ст. и интервью для газ. «С.-Петерб. новости», 2005-2009. Санкт-Петербург: Славия, 2009. С. 72-75.

9. L'histoire du Louvre-Lens. URL: https: // louvrelens. fr (дата обращения: 28.02.2019).

10. Управление музеем: практ. рук. / ред. П. Дж. Бойлан. Париж: ИКОМ, 2004. 231 с.

11. Пиотровский М. Б. Портрет музея на фоне города // Пиотровский М. Б. Взгляд из Эрмитажа: ст. и интервью для газ. «С.-Петерб. новости», 2005-2009. Санкт-Петербург: Славия, 2009. С. 95-98.

12. Les chaussures de Salah exposées au British Museum // BBC News Afrique. URL: https: // bbc. com (дата обращения: 28.02.2019).

13. Desire, love, identity: exploring LGBTQ histories // The British Museum. Blog. Museum stories. URL: https: // blog. britishmuseum. org (дата обращения: 28.02.2019).

14. JAY-Z et Beyoncé au Louvre. URL: https: // louvre. fr (дата обращения: 28.02.2019).

15. Эрмитаж в Галерее. URL: http: // event. galeria. spb. ru (дата обращения: 28.02.2019).

16. Сибрук Дж. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры / пер. В. Козлова. Москва: Ад маргинем, 2012. 240 с.

References

1. Déclaration sur l'importance et la valeur des musées universels. Nouvelles de l'ICOM. 2004. 1, 4.

2. Piotrovskii M. B. Cultural capture. Piotrovskii M. B. Look from Hermitage: art. and interviews for newspaper «Saint Petersburg News», 2005-2009. Saint Petersburg: Slaviya, 2009. 126-129 (in Rus.).

3. Micheli Fr. De Le Louvre à Abu-Dabi: exemple de museé universel ou d'universalisation du concept de museé? Rolland /A.-S. (dir.), Murauskaya H. (dir.) De nouveaux modèles de museés? Formes et enjeux des créations et rénovations de museés en Europe, XIX-XXI siècles. Paris: L'Harmattan, 2007. 315-329.

4. Baudrillard J. Architecture: truth or radicalism? Sotsio-logicheskieissledovaniya. 2011. 3, 114-122 (in Rus.).

5. Schubert K. Curator's egg: evolution of museum concept from French Revolution to present day. Moscow: Ad marginem press, 2016. 224 (in Rus.).

6. Piotrovskii M. B. Cultural brand is more expensive than oil. Piotrovskii M. B. There is no taboo for museums: 50 articles in 10 years. Saint Petersburg: Arka, 2016. 44-47 (in Rus.).

7. «Uncertainty moment» - branches of Hermitage and Tretyakov Gallery will appear in Vladivostok at best in three years. Vladivostok news. 2018. Apr. 5. URL: https: // newsvl. ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ.).

8. Piotrovskii M. B. City-museum? It is good and profitable. Piotrovskii M. B. Look from Hermitage: art. and interviews for newspaper «Saint Petersburg News», 2005-2009. Saint Petersburg: Slaviya, 2009. 72-75 (in Rus.).

9. L'histoire du Louvre-Lens. URL: https: // louvrelens. fr (accessed: Febr. 28. 2019).

10. Boylan P. (ed.), Woollard V. (ed.) Running museum: practical handbook. Paris: ICOM, 2004. 231 (in Rus.).

11. Piotrovskii M. B. Museum portrait on city background. Piotrovskii M. B. Look from Hermitage: art. and interviews for newspaper «Saint Petersburg News», 2005-2009. Saint Petersburg: Slaviya, 2009. 95-98 (in Rus.).

12. Les chaussures de Salah exposées au British Museum // BBC News Afrique. URL: https: // bbc. com (accessed: Febr. 28. 2019).

13. Desire, love, identity: exploring LGBTQ histories. The British Museum. Blog. Museum stories. URL: https: // blog. britishmuseum. org (accessed: Febr. 28. 2019).

14. JAY-Z et Beyoncé au Louvre. URL: https: // louvre. fr (accessed: Febr. 28. 2019).

15. Hermitage in Gallery. URL: http: // event. galeria. spb. ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Rus.).

16. Seabrook J.; Kozlov V. (transl.) Nobrow. Culture of marketing. Marketing of culture. Moscow: Ad marginem, 2012. 240 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.