Научная статья на тему 'Хрия в современной Российской риторической практике'

Хрия в современной Российской риторической практике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2988
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИКА / ТРАДИЦИОННАЯ (ИЛИ СТРОГАЯ) ХРИЯ / ИСКУССТВЕННАЯ ХРИЯ / ОБЩИЕ МЕСТА / ТОПОСЫ / TRADITIONAL (OR STRICT) CHREIA / RHETORIC / ARTIFICIAL KHREIA / PLATITUDES / TOPOI

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абрашина Екатерина Николаевна

Статья посвящена эффективному способу составления речей-рассуждений по хрии. Хрия рассматривается как актуальная в современной риторике модель доказательства тезиса, обучающая систематическому мышлению и способствующая убедительности речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHREIA IN MODERN RUSSIAN RHETORICAL PRACTICE

The article is devoted to an effective way of composing argumentative speeches using chreia, which is considered to be an up-to-date model of thesis proving in modern rhetoric. It promotes regular thinking and speech persuasiveness.

Текст научной работы на тему «Хрия в современной Российской риторической практике»

ББК 83.7 YAK 808.5

Е.Н. АБРАШИНА

Y.N. ABRASHINA

ХРИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ РИТОРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

CHREIA IN MODERN RUSSIAN RHETORICAL PRACTICE

Статья посвящена эффективному способу составления речей-рассуждений по хрии. Хрия рассматривается как актуальная в современной риторике модель доказательства тезиса, обучающая систематическому мышлению и способствующая убедительности речи.

The article is devoted to an effective way of composing argumentative speeches using chreia, which is considered to be an up-to-date model of thesis proving in modern rhetoric. It promotes regular thinking and speech persuasiveness.

Ключевые слова: риторика, традиционная (или строгая) хрия, искусственная хрия, общие места, топосы.

Key words: rhetoric, traditional (or strict) chreia, artificial khreia, platitudes, topoi.

В классической риторике существует проверенный способ обучения составлению речей по так называемой хрии. Хрия (от греч. chгeia - меткое выражение, изречение) в словаре В.И. Даля толкуется как «риторическая речь, по данным правилам» [5, с. 566]. В словаре Д.Н. Ушакова под хрией понимается «речь, рассуждение, составленное по заданным правилам» [10, с. 562]. Итак, хрия - это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (мысли), в которой развитие мысли происходит в определённом порядке. По определению В.И. Аннушкина, «хрия является... классическим методом рассуждения и построения ораторского монолога, призванным дисциплинировать ум через упорядочение речи» [2, с. 119]. Темой хрии обычно избирается какой-либо афоризм, изречение или пословица. Любое положение можно доказать с помощью хрии. «Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную речь, или действие какого великого человека» - так определяет хрию М.В. Ломоносов [7, с. 238].

Развитие содержания речи опирается на общие места, или топосы (топы). Система топосов впервые была представлена в сочинениях Аристотеля и Цицерона, развита М.В. Ломоносовым и др. Современные исследователи определяют топосы как источники изобретения (В.И. Аннушкин) [1, с. 141] или смысловые модели (А.К. Михальская) [8, с. 131], как основу познавательного аппарата (Ю.В. Рождественский) [9, с. 70].

Традиционно хрия (так называемая простая, или строгая, традиционная, хрия) состоит из восьми последовательных частей - топосов:

1. Приступ (вступление) - начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание). Во вступлении нередко указывается автор, которому принадлежит данное изречение.

2. Определение, разъяснение темы - ясное и точное толкование тезиса (положения).

3. Причина - доказательство тезиса («доказательство от причины»: Это верно, потому что...).

4. Опровержение, т. е. «доказательство от противного» (если это не так (тезис неверен), то. ).

5. Сравнение (пояснение мысли сравнением или уподоблением).

6. Пример (подтверждение мысли примером, фактом).

7. Свидетельство (ссылка на авторитет).

8. Заключение (вывод).

Если хрия используется в каком-либо произведении, то в соответствии с жанром (письмо, поздравление и т. д.) может быть изменён порядок составляющих её частей или пропущены некоторые из них - это искусственная (свободная) хрия.

Античные педагоги придавали хрии очень большое значение, и излагать свои мысли в форме хрии молодые ораторы учились годами. В классической русской школе (до революции 1917 г.) также учились писать по хриям - так оттачивали свое мастерство и М.В. Ломоносов, и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и В.Г. Белинский. Это было своеобразным упражнением для ученика, выстраивающего рассуждение проверенным способом. Но когда в XIX в. В.Г. Белинский и К.П. Зеленецкий критиковали технологию изобретения содержания речи по общим местам (топосам), их выпады были адресованы схоластическому и бездумному использованию топосов, формальному следованию композиционному порядку хрии. В.Г. Белинский сетовал на то, что вместо живого слова в России процветает «бездушное резонерство, расплывающееся холодной и пресной водой общих мест или высокопарных риторических украшений» [3, с. 508]. В 1844 г. В.Г. Белинский писал: «Всё ложное, пошлое, всякую форму без содержания, всё это называют риторикой!» [8, с. 25]. Однако защитники системы топосов (Н.Ф. Ко-шанский и др.) никогда не отрицали «размышления» и «вдохновения», сопровождающего творческий процесс. Результатом критики хрии и риторики в целом явилось то, что способы создания речи оказались забытыми для последующей словесной традиции, хотя сами критики продолжали пользоваться данными риторическими приёмами.

В этом - одна из причин падения отечественной риторики с середины XIX в., когда в словесности утвердились новые тенденции, пропагандирующие благоговейное отношение к поэтическому слову, преклонение перед вдохновением, не доступным технологическому анализу. Такое отношение к слову, к творчеству сохраняется и в современном русском языковом мышлении.

Вопрос о том, что первично: технология или вдохновение - не решается однозначно. Необходимо и знание технологии создания речи, и вдохновенное творчество. «При изобретении действует воображение, которое сочетается с рассуждением», - пишет Ю.В. Рождественский [9, с. 70].

Всякое эффективное риторическое образование предполагает последовательность в обучении и систематизацию знания, длительную тренировку в формировании навыков. Как известно, ораторами становятся только в реальной практике. «...Тот, кто не упражнялся в составлении учебных сочинений, всегда будет не твёрд в слоге и не сможет написать десять строк связно», - отмечал Н.Ф. Кошанский [6, с. 3]. То же можно сказать об обучении составлению хрий. «Главное. требование состоит в том, что преподаватель риторики должен сам уметь делать то, чему учит других» [4, с. 117].

И хотя формальное следование композиционному порядку хрии критиковалось и до сих пор критикуется (действительно, речь может начинаться и со сравнения, и с примера, и со «свидетельства» - афоризма и т. д.), но педагогическая сила хрии состоит в том, что она учит систематическому мышлению и позволяет полностью раскрыть предмет речи.

Составление хрий позволяет развивать навыки самостоятельного изложения, учит смотреть на один и тот же предмет с разных точек зрения и приучает обоснованно излагать и отстаивать свою позицию.

Построение традиционной (строгой) хрии - попытка воспроизвести в XXI в. то, чему раньше долго учились будущие ораторы. С позиции сегодняшнего времени хрия не является доказательством в строгом смысле этого слова, но, используя её, можно изложить любой материал так, что он приобретает убеждающую силу. Форма хрии сама по себе, т. е. последовательность

составляющих её частей, не может сделать доказательным сказанное оратором, но может обеспечить связность и последовательность рассуждения. Убедительность и доказательность зависят от способностей и умений говорящего, от его компетенции в данном вопросе, но порядок расположения частей хрии демонстрирует стремление к полноте и объективности в изложении темы. Хрия не содержит доказательства, но использует форму аргументации прямого дедуктивного доказательства - результативный метод убеждения и обоснования какого-либо положения.

В античности хрия использовалась очень часто для написания как больших, так и малых произведений. Сегодня она также не потеряла своего значения. Так, будущие юристы, обучаясь ораторскому искусству, учатся писать как строгие, так и искусственные хрии. Например, выступая в арбитражном суде и заранее зная о кратковременности своего выступления, оратор может использовать хрию, чтобы лаконично и убедительно изложить свою позицию.

Риторическое образование будущих педагогов, по нашему убеждению, также в качестве обязательного компонента должно включать теоретическое и практическое изучение хрии. Точность, логичность, убедительность и выразительность как важнейшие качества речи педагога могут быть сформированы именно при составлении речей по хрии.

Хрия оставляет много возможностей для творческого изложения темы. Чтобы реализовать эти возможности, нужно, во-первых, анализировать риторические образцы - хрии, написанные подлинными мастерами ораторского искусства (например, знаменитые судебные речи древнегреческого логографа Лисия; хрии М.В. Ломоносова и др.), во-вторых, создавать самостоятельные риторические произведения на основе хрии. Интересный пример из нашей практики: студент-филолог, уличенный в списывании хрии из Интернета, позже написал замечательную речь на тему пагубности плагиата для человека и общества в целом. Как ни парадоксально, но именно проблема плагиата вдохновила студента на создание самостоятельной речи по хрии.

Итак, хрия необходима и полезна как представление возможного пути рассуждения, но её использование должно быть не формальным, а творческим. Хрия - не догма, предписывающая правила развития темы речи, а ориентир для творческого развития мысли.

Литература

1. Аннушкин, В.И. Риторика. Вводный курс [Текст] / В.И. Аннушкин. - 3-е изд. -М. : Флинта, 2008. - 296 с.

2. Аннушкин, В.И. Риторика. Экспресс-курс [Текст] / В.И. Аннушкин. - М. : Флинта, 2007. - 224 с.

3. Белинский, В.Г. Статьи и рецензии 1843 - 1845 гг. [Текст] / В.Г. Белинский // Полное собр. соч. : в 13 т. - Т. 8. - М., 1955.

4. Волков, А.А. Риторика в филологическом образовании [Текст] / А.А. Волков // Вестник Моск. университета. - М. : Изд-во Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. -1996. - № 4. - С. 112 - 124.

5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. [Текст] / В.И. Даль. - М. : Русский язык, 1982. - Т. 4.

6. Кошанский, Н.Ф. Общая риторика [Текст] / Н.Ф. Кошанский. - СПб., 1834. -286 с.

7. Ломоносов, М.В. Краткое руководство к красноречию [Текст] / М.В. Ломоносов. - 9-е изд. - СПб. : Императорская Академия Наук, 1810. - 328 с.

8. Михальская, А.К. Основы риторики : Мысль и слово [Текст] / А.К. Михаль-ская. - М. : Просвещение : АО «Московские учебники», 1996. - 416 с.

9. Рождественский, Ю.В. Теория риторики [Текст] / Ю.В. Рождественский. -М. : Добросвет, 1997. - 600 с.

10. Толковый словарь русского языка : в 3 т. [Текст] / под ред. проф. Д.Н. Ушакова. - М. : Вече, Мир книги, 2001. - Т. 3. - 671 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.