Научная статья на тему 'Характерные черты организации производства наукоемкой продукции'

Характерные черты организации производства наукоемкой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
НАУКОЕМКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ / KNOWLEDGE-INTENSIVE PRODUCTION / MANAGEMENT OF INNOVATIONS / MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко Ю. С.

В статье рассмотрены и исследованы основные направления развития организации производства наукоемкой продукции. Изучена сфера управления нововведениями через основные функции и задачи, а также выделена роль мотивации в организации производства наукоемкой продукции. Предоставлены выводы по реализации венчурных фирм и эффектов взаимодействия с ними

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PRODUCTION OF THE KNOWLEDGE-INTENSIVE PRODUCTION

In article the main directions of development of the organization of production of the knowledge-intensive production are considered and investigated. The sphere of management by innovations through the main functions and tasks is studied, and also the motivation role in the organization of production of the knowledge-intensive production is allocated. Conclusions on realization of venture firms and effects of interaction with them are provided

Текст научной работы на тему «Характерные черты организации производства наукоемкой продукции»

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ Ю.С. Коваленко, магистрант

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

В статье рассмотрены и исследованы основные направления развития организации производства наукоемкой продукции. Изучена сфера управления нововведениями через основные функции и задачи, а также выделена роль мотивации в организации производства наукоемкой продукции. Предоставлены выводы по реализации венчурных фирм и эффектов взаимодействия с ними

Одним из характерных признаков нынешнего этапа технологической революции является создание и широкое распространение территориальных научнопроизводственных систем. Научные парки, инновационные технологические центры, инкубаторы нововведений и другие аналогичные структуры, ориентированные на ускоренное воплощение результатов научных исследований в новую технику, технологии и материалы, стали важным фактором усиления отдачи науки, интеграции ее основных звеньев с производством.

Изучая мнения ученых, можно сказать, что наукоемкие производства - группа производств с высокими абсолютными и относительными (по отношению к общим издержкам производства) затратами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы: производство электротехнической и радиоэлектронной аппаратуры, авиационные, ракетные, космические отрасли промышленности, приборостроение, микробиологическая промышленность, индустрия информатики и др. Однако организация производства наукоемкой продукции требует немалых усилий, основанных на современных представлениях, чтобы достичь адаптивных результатов. Изучив современные представления об организации производства наукоемкой продукции, можно выделить такие нерешенные на сегодняшний день проблемы, как трудности в организации инновационного процесса, недостаток денежных средств, низкая заинтересованность персонала в инновациях, закрытость системы инноваций.

Целью данной статьи является выделение характерных черт развития организации производства наукоемкой продукции; основных принципов организации инновационного производства; задач управления инновационным процессом; совокупности функций, которые направлены на решение специфических задач поиска идей, разработки и внедрения нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность фирмы в течение всего периода ее существования. А также предоставление выводов по организации инновационного производства, на основе организационных условий и экономических методов для стимулирования работы. Рассмотрение вопросов разработки интегрированной системы управления инновациями. Важным аспектом является рассмотрение интегрирующей роли различных инновационных союзов и ассоциаций, венчурных фирм в развитии инновационной инфраструктуры.

Стратегической целью развития производства наукоемкой продукции должно стать повышение конкурентоспособности экономики. На наш взгляд, организация производства наукоемкой продукции включает мероприятия, направленные на выпуск конку-

рентоспособной продукции, формирование кластерных структур в наиболее эффективных секторах промышленности, подготовку квалифицированных кадров.

Для того, чтобы на предприятии было рационально организовано инновационное производство, должны быть созданы организационные условия и экономические методы для стимулирования работы. Наиболее традиционным методом производства новой наукоемкой продукции на предприятии является выпуск традиционной продукции и параллельно с этим создаются новые виды продукции. В результате чего возникают сложности и противоречия на разных уровнях, которые замедляют процесс создания и обновления продукции. Выделим основные причины, замедляющие создание новой продукции:

- несовершенство методов организации инновационных процессов создания наукоемкой продукции;

- низкий уровень координации работы подразделений;

- отсутствие у подразделений взаимоувязанных целей и экономических интересов;

- негибкая система управления.

В общем виде управление нововведениями представляет собой совокупность основных функций менеджмента (маркетинг, планирование, организация, контроль и мотивация), которые направлены на решение специфических задач поиска идей, разработки и внедрения нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность фирмы в течение всего периода ее существования.

Сфера управления нововведениями охватывает все стороны хозяйственной деятельности предприятия, направленной на получение выгоды (прибыли) или социального эффекта: научные

исследования и разработки (НИОКР), производство, сбыт, финансирование работ, информационное обеспечение, обмен технологиями и т.д.

Управление инновационным процессом направлено на решение следующих проблем.

1 Исследование рынка для определения необходимой новации, в том числе определение: ожидаемого спроса на новые продукты в части их качественных и потребительских характеристик и цены, а также условий поставки и обслуживания; взаимосвязи и взаимозаменяемости с существующими продуктами; целевых групп (сегментов рынка) для нового продукта и стратегии его продвижения на рынок.

2 Прогнозирование жизненного цикла нового продукта и необходимых мероприятий по созданию, производству и сбыту этого продукта в течение его жизни (размер и характер необходимых

производственных площадей, необходимые инвестиции, условия обеспечения персоналом и т.п.).

3 Определение системы сбыта нового продукта.

4 Анализ условий обеспечения ресурсами, необходимыми для производства (материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, в том числе доступность этих ресурсов и конъюнктура рынков ресурсов).

5 Определение субподрядчиков для освоения и необходимых поставок оборудования и оснастки, а также кооперированных поставок деталей, узлов и полуфабрикатов, в том числе определение степени и форм их участия в реализации нововведений

6 Проработка взаимодействия с конкурентами при освоении технически сложного и (или) рискового продукта.

7 Оценка и анализ затрат и выгод вариантов нововведений и их внедрения с учетом реальной и прогнозируемой рыночной конъюнктуры.

8 Оценка эффективности инвестиций в конкретное нововведение и планирование инновации как инвестиционного проекта с учетом альтернативных вариантов инвестиций в другие проекты.

9 Анализ ожидаемых рисков и неопределенностей. Определение средств и методов их минимизации и управления ими.

10 Исследование технологического уровня конкретной инновации и возможностей передачи (заимствования) технологий в процессе создания, освоения, размещения и поддержания минимально необходимого уровня продаж на рынке.

11 Определение организационной формы проведения работ по созданию, освоению и производству, а также сбыту нового продукта.

Практика функционирования ведущих компаний развитых стран показывает нам, что их успехи связаны с разработкой интегрированной системы управления инновациями. Понятие системы управления включает создание инновационной структуры и соответствующей культуры управления инновациями, при которых основные направления технологического развития и совершенствования производства предприятия связаны с созданием новой продукции и интегрируются в общий стратегический план его развития.

Совершенствование управления инновациями на современном этапе стало одним из важнейших средств поддержания активности и стабилизации позиций ведущих компаний в освоенных областях бизнеса, а также средством экспансии в новые сферы деятельности и передела мировых и региональных рынков.

Основными принципами реализации этой политики являются:

1) создание внутреннего климата и условий, стимулирующих творческий поиск и освоение нововведений;

2) стратегическая нацеленность инновационного процесса на нужды потребителя и формирование дополнительного спроса;

3) интеграция и подчинение приоритетных направлений инновационной политики на достижение стратегических целей и конкретных задач,

обеспечивающих благополучие предприятия в ближней и дальней перспективе;

4) ускорение процесса "исследования -производство - сбыт", в том числе за счет сокращения числа уровней управления инновационным процессом;

5) максимальное сокращение сроков разработки и внедрения нововведений, организация инновационного процесса не по последовательной схеме, а на основе максимально возможного параллельного решения конкретных инновационных задач создания, организации производства и сбыта новой продукции.

Главной задачей системы управления нововведениями стало внедрение более гибкой и комплексной системы планирования, координации и стимулирования инноваций, направленных на развитие предприятия, а также ускорение разработки и внедрения новой продукции за счет специализации работ в рамках инновационного процесса.

Организационно это реализуется путем рассредоточения служб и отделов, занимающихся реализацией технической политики и управлением нововведениями, по различным уровням организационной структуры и внедрения отлаженной системы их взаимодействия и контроля. Такой подход отражает высокий уровень специализации производственных отделений и других структурных подразделений предприятия и предполагает раздельное планирование и финансирование новой продукции и новых видов создаваемых изделий. Этот подход имел широкое распространение и продолжает эффективно функционировать во многих ведущих компаниях.

Политика роста предприятия непосредственно увязывается с постоянной перспективой нововведений, включая создание новой продукции, новые методы производства и управления, диверсификацию деятельности и проникновение предприятия в новые сферы бизнеса и на новые рынки. Этому способствует мотивация. Мотивация инновационной деятельности выполняет важную задачу воздействия на поведение человека для достижения целей инновационного развития. Слабость мотивации инновационной деятельности работников препятствует функционированию инновационного процесса на предприятии. Так как в основе любого инновационного процесса - деятельность людей, создающих, реализовывающих, внедряющих инновации.

Следовательно, на предприятиях, особенно это относится к выпускающим сложную продукцию, всем звеньям управления необходимо обеспечивать (в первую очередь, рабочим) возможность использования в работе творческого подхода и удовлетворение своим трудом. При этом управленцы должны понимать, что труд, как и личность работающего, индивидуален, требует уважения, соответствующей оплаты и признания, а также больше внимания требуется уделять индивидуальной активизации труда работников, вырабатывая в каждом творческий дух, интерес к труду, личную и групповую ответственность за выполнение работы и результаты труда.

Как писал Кьелл А. Нордстрем [1]: «Умение организовать работу - это искусство достижения выда-

ющихся результатов с помощью обычных сотрудни- ционные механизмы инновационной деятельности на ков». При рассмотрении вопросов управления инно- предприятии (рисунок 1). вациями, выбора и реализации инновационных стратегий на предприятии необходимо учитывать мотива-

Механизмы мотивации чения

Механизмы вовле-

Инструменты инновационной среды

Обеспечивают мотивацию сотрудников к участию в

инновационной деятельности

обеспечивают вовлечение персонала в инновационную деятельность

Обеспечивают готовность персонала к инновационной деятельности

обеспечивают формирование, хранение и передачу знаний в целях инновационной деятельности

Подготовка персонала

Управление знаниями

Рис. 1. Базовые инструменты управления человеческими ресурсами для формирования и поддержки

инновационной среды

Интегрированная система управления инновационным процессом включает:

1) создание на высшем уровне управления предприятием специализированных формирований и подразделений в форме советов, комитетов или рабочих групп по разработке научно-технической политики (инновационной политики) предприятия, корпорации;

2) создание центральных служб новых продуктов;

3) выделение целевых проектных групп по разработке новой продукции;

4) повышение роли подразделений НИОКР в производственных отделениях, научных лабораторий и научных центров, занимающихся инновационной деятельностью;

5) образование венчурных подразделений и

фондов стимулирования инновационной

деятельности;

6) организацию консультационной помощи в области нововведений;

7) создание специальных отраслевых лабораторий по проблемам освоения новой технологии.

Проанализировав работы ученых Ойхмана Е., Попова Е. [2], Туровца О.Г., Фатхудинова Р.А. [3], мы считаем, что формирование отделений рискованных инициатив (венчурных фирм) наиболее актуально. Венчурный бизнес - вид деятельности, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не опробованных на практике. Вообще венчурные фирмы являются временными организационными структурами, создаваемыми для решения конкретных проблем. Данные организации характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников

фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанных идей, технологий, изобретений с минимальными затратами.

Инициаторами такого предприятия чаще всего выступает небольшая группа лиц - талантливые инженеры, изобретатели, ученые, менеджеры-новаторы, желающие посвятить себя разработке перспективной идеи и при этом работать без ограничений, неизбежных в лабораториях крупных фирм, подчиненных в своей деятельности жестким программам и централизованным планам. Такой метод организации исследований позволяет максимально использовать потенциал научных кадров, освобождающихся в этом случае от влияния бюрократии. Исходя из этого, мы можем сказать, что рисковые предприятия - своеобразная форма защиты талантов от потерь на стартовых участках инновационного процесса, когда новизна научной или технической идеи мешает ее восприятию административными руководителями фирмы.

Положительную интегрирующую роль в развитии инновационной инфраструктуры играет создание различных инновационных союзов и ассоциаций. Инновационная структура экономики как специализированная часть национальной хозяйственной системы включает:

1) научно-исследовательские организации -НИИ, университеты, конструкторские бюро;

2) инфраструктуру поддержки - сервисные, консалтинговые компании, венчурные фонды, научно технологические парки, правительственные учреждения типа Комитетов по науке и технологиям;

3) собственно инновационные компании.

Проведя анализ работ ученых Алинова С. [4],

Васильевой Т.Н. [5], Гулькина П.Г. [6], Геналиевой А.А. [7], Гончарова В.В. [8], Дагаева А. А. [9], мы выделили следующие преимущества венчурного бизнеса гибкость, подвижность, способность мобильно

переориентироваться, изменять направления поиска, быстро улавливать и апробировать новые идеи (рисунок 2). Стремление к прибыли, давление рынка и конкуренции, конкретно поставленная задача, жесткие

сроки вынуждают разработчиков действовать резуль тативно и быстро, интенсифицируют исследователь ский процесс.

Гибкость Подвижность

.

Изменять направления 4. поиска идей

Способность мобильно переориентироваться

Возможность быстро улавливать и апробировать новые идеи

Рис. 2. Группировка преимуществ венчурных фирм

В условиях постоянного создания новой продукции одно предприятие не в состоянии реализовать все задачи. Научно- технический аутсорсинг принимает широкие формы: одно предприятие передает другому предприятию функции по выполнению научно -технических работ.

Актуальное явление - экстернализация - ситуация, при которой предприятие имеет собственное научно-техническое подразделение, но оно полностью не загружено. Это подразделение выделяют в качестве самостоятельного предприятия. Оно выходит на рынок, приобретает своих заказчиков. Все это дает толчок для развития концепции открытых инноваций [10].

Концепция открытых инноваций имеет место в условиях постоянного нарастания процессов экономической интеграции, развития глобализации и появления новых информационно-коммуникационных возможностей, что значительно влияет на снижение эффективности инновационной деятельности, основанной на использовании закрытых инновационных процессов.

На наш взгляд, можно выделить следующие объективные причины развития концепции открытых инноваций: интенсивное распространение полезных знаний между субъектами инновационной деятельности; многие запатентованные разработки не могли быть использованы в производстве, по причине отсутствия у компаний необходимых ресурсов, оборудования и т.д.; идеи, которые компании не могли использовать в текущий момент, могли быть потеряны.

Исходя из этого компании должны активнее распространять и приобретать интеллектуальную собственность, что приведет к созданию открытого рынка интеллектуальной собственности. Центр формирования инноваций смещается с центральных НИОКР лабораторий в старт-ап компании, получающие все большее распространение, а также в университеты и другие организации - посредники инноваций. Также происходит смещение инновационной деятельности компаний в пользу сотрудничества и совместных разработок.

Итак, для того, чтобы на предприятии было рационально организовано инновационное производство, должны быть созданы организационные условия и экономические методы для стимулирования работы. Главной задачей системы управления нововведениями стало внедрение более гибкой и комплексной системы планирования, координации и стимулирования инноваций, направленных на развитие предприятия, а также ускорение разработки и внедрения новой продукции за счет специализации работ в рамках инновационного процесса. Этого позволяет добиться развитая система мотивации на предприятии. Также важна роль отделений рискованных инициатив, венчурных фирм, экстернализации, концепции открытых инноваций. Ключевая значимость открытых инноваций, по-нашему мнению, сосредоточена в том, что они дают облегченный доступ к современным технологиям, а также позволяют существенно сократить расходы на исследовательскую часть. Все это позволит компании выиграть время, увеличив скорость выхода на рынок.

Литература

1. Кьелл А. Нордстрем Бизнес в стиле фанк/ Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале - Ист.А., 2008г.

2. Ойхман Е., Попов Э. Реинжиниринг бизнеса. -М.: "Финансы и статистика", 2007. - 244 с.

3. Фатхудинов Р.А. Производственный менеджмент/ Р.А. Фатхудинов 6-е издание. - Питер, 2008г, -496с.

4. Гулькин П.Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: теория и десятилетие практики/ П.Г. Гулькин, - СПб.: ООО «Аналитический центр «Альпари СПб»», 2007

5. Дагаев А. А. Новые модели экономического роста / А.А. Дагаев // МЭиМО - 2010 - № 2.

^ 8(919) 235 65 75

Ключевые слова: наукоемкое производство,

управление нововведениями, управление инновационным процессом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.