была проведена проверка гипотез о законах распределения количества операций. Проверка проводилась с использованием критерия Пирсона [3] и показала, что эмпирические законы распределения могут быть аппроксимированы следующими законами распределения (гипотезы не были отвергнуты на заданном уровне значимости):
• согласование муниципального контракта - нормальное распределение; 2 2
Храсч. =2,94, Хтабл=5,99 при уровне значимости 0,05 и числе степеней свободы, равном 2;
• подготовка справки уведомления «Об изменении росписи расходов»-
2 2
равномерное распределение; Храсч. =3,74, Хтабл=5,99 при уровне значимости
0.05.и числе степеней свободы, равном 2;
2 2
• проверка сметы - нормальное распределение; Храсч. =2,45, Хтабл=5,99 при уровне значимости 0,05 и числе степеней свободы, равном 2;
Таким образом, оказалось, что эмпирические законы распределения числа выполнений основных информационно значимых операций с достаточной для практики точностью могут быть аппроксимированы ограниченным подмножеством теоретических распределений. Одновременно мы получили возможность оценить информационные потребности проектируемой ИС для отдела финансирования отраслей ЖКХ как в целом, так и по отдельным операциям.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Г.А. Титоренко. Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
2. Г.Н. Хубаев. Экономическая оценка потребительского качества программных средств. Текст лекций.- Ростов н/Д.: РГЭА, 1997.
3. В.Е. Гмурман. Теория вероятностей и математическая статистика.- М.: Высш. школа, 1972.
4. В.Н. Тюшняков. К вопросу проектирования оптимальной муниципальной информационной системы / Известия ТРТУ "Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права".- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
М.В. Якименко
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ РОССИИ
Отечественные и зарубежные экономисты отмечают растущую роль услуг в национальных хозяйствах и мировой экономике. Воздействие услуг на хозяйственную жизнь не только усиливается, но и приобретает многогранный характер, все более заметный в процессах производства, формирования и реализации доходов населения, обмена, накопления общественного продукта.
Крупной отраслью услуг является гостиничное хозяйство. На сектор гостиничных услуг (включая услуги всех типов и видов средств размещения) приходится до 65% занятых в туристской сфере и 68% поступлений от туризма [2].
С начала 90-х годов гостиничная индустрия характеризуется интенсификацией процессов слияний и поглощений. Наблюдается быстрый рост гостиничных корпораций, увеличение заключенных франчайзинговых соглашений, объединение обособленных гостиниц в консорциумы. Прежде всего это связано с использованием гостиничными цепями типовых форм организации труда и экономией средств за счет масштаба деятельности в таких областях, как продвижение торговой марки, закупка необходимых ресурсов и профессиональное развитие персонала. Степень
этой кооперации может быть различна с точки зрения организационной и финансовой интеграции.
В качестве тенденции мирового гостиничного рынка можно ещё выделить появление специализированных отелей, отвечающих последним изменениям рыночной конъюнктуры и прогрессивному экономическому развитию. Сегодня ни одна гостиница не может рассчитывать на универсальность спроса. Большая сегментация и фрагментарность рынка гостиничных услуг требует ориентации на один или несколько целевых сегментов. Экономическое развитие повлекло за собой образование бизнес-отелей, конгресс-отелей, отелей для долговременного проживания (отели квартирного типа или apartment) и ряд других.
Надо отметить и характерное для гостиничной индустрии усиление роли управления качеством услуг. В сфере гостиничного бизнеса сложность формирования систем качества повышается в силу его организации и функционирования. В первую очередь это объективное противоречие между индивидуализацией услуг, их дифференциацией и необходимостью их приведения к стандартам. Во-вторых, потребитель гостиничной услуги участвует в контроле и оценке ее качества не разовым образом, а постоянно, т.е. потребитель услуги участвует в процессе предоставления услуги и может влиять на него. Наиболее широко известными системами управления качеством услуг являются Система «общего управления качеством» (TQM), внутрикорпоративные стандарты качества. Под «качеством» здесь понимается оптимизация процесса оказания услуги, а не результат технического контроля.
Все перечисленные тенденции являются наиболее яркими характеристиками современной мировой гостиничной индустрии.
Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой в стране. Произошедшие в последние годы коренные изменения в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом сказались на современном состоянии и будущем гостиничного хозяйства России.
Рыночная модель экономики требует разработки принципиально новых подходов к формированию организационно-экономического механизма развития гостиничного хозяйства в интересах повышения эффективности его функционирования в международной и национальной экономике страны. Но уже первые шаги в этом направлении показали, что данный процесс весьма сложен и требует серьезной перестройки экономических и социальных отношений не только в гостиницах, но и в целом в сфере туризма.
Основной задачей данной статьи является попытка по собранным и обработанным статистическим данным проанализировать состояние современного рынка гостиничных услуг в России.
К гостиничному хозяйству обычно относят гостиницы, общежития для приезжих, мотели, кемпинги [1].
Среди основных показателей работы гостиниц можно выделить единовременную их вместимость и количество койко-мест, использованных за год. Единовременная вместимость определяется по числу установленных постоянных кроватей во всех номерах и общих комнатах, число календарных койко-суток исчисляется умножением числа коек в гостинице на число дней данного периода. Коэффициент использования гостиниц устанавливается на основе фактически предоставленных койко-суток.
В зависимости от месторасположения статистика гостиничного хозяйства России выглядит следующим образом: 66% гостиниц находятся в городской местности, они существенно отличаются по основным параметрам от сельских. Например, гостиницы в городах имеют в среднем 55 номеров на 102 места против 10 номеров на 28 мест в сельской местности. На долю городских гостиничных пред-
приятий приходится 68% всех гостиничных мест, 92% номерного фонда, 99% доходов от эксплуатации гостиниц [1]. Наиболее крупные гостиницы по размерам номерного фонда располагаются в крупных городах. Так, в Москве гостиницы насчитывают в среднем по 203 номера на 359 мест, в Санкт-Петербурге - 203 номера на 375 мест каждая [1].
По формам собственности 60% гостиниц, расположенных в городах, являются предприятиями, принадлежащими местным органам государственной власти, и гостиницами, находящимися в российской собственности в составе смешанной собственности (без иностранного участия).
34% всех российских гостиниц находится в сельской местности, из них 51% находится в руках частных владельцев. На них приходится 8% номерного фонда российского гостиничного хозяйства и менее 1% доходов от эксплуатации гостиниц и общего дохода. Коэффициент загрузки в среднем составляет 0,12 [1].
Гостиничные предприятия, расположенные в крупных городах, традиционно прибыльны, доходы превышают расходы по эксплуатации. Сельские гостиницы, наоборот, почти во всех регионах терпят убытки.
В табл. 1 отражены собранные основные показатели гостиничных предприятий РФ в период с 1995 по 2001 г. [1, 3, 4].
Таблица 1
Основные показатели гостиничных предприятий РФ
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Число гостиничных предприятий 5504 5294 5043 4258 4224 4182 4120
Номерной фонд гостиничных предприятий, тыс. номеров 214 207 202 194 188 183 179
Единовременная вместимость гостиничных предприятий, тыс. мест 426,1 410,6 390,9 372,8 357,6 346,0 338,4
Коэффициент использования гостиничного фонда (наличных мест) 0,38 0,33 0,31 0,31 0,33 0,37 0,38
Предоставлено ночевок за год, тыс. 58652 50067 44928 42377 43489 46560 47342
Из таблицы видно, что количество гостиничных предприятий за отображённые шесть лет продолжает уменьшаться, что влечет за собой и уменьшение номерного фонда. Наблюдавшееся до последнего времени сокращение спроса на российские гостиницы было обусловлено постоянно возрастающей стоимостью услуг (проживание, питание), а также удорожанием транспорта, в результате чего резко сократился поток туристов и экскурсантов. Начиная с 2000 г. коэффициент использования гостиничного фонда постепенно увеличивается, причем надо отметить, что он растет только за счет туристов из стран дальнего зарубежья и стран СНГ, а поток российских граждан в отечественные отели продолжает снижаться.
Самый высокий коэффициент использования наличных мест сохраняется за Москвой и Санкт-Петербургом (коэффициент загрузки приблизился уже к 70% от общей емкости номерного фонда этих городов, что сопоставимо с показателем загрузки в зарубежных гостиницах Западной Европы и Северной Америки) [4].
Итак, можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются российские гостиницы:
1. Обособленные гостиницы имеют низкий коэффициент загрузки, они предлагают непривлекательные номера, масштаб их деятельности крайне низок, можно отметить и недостаток квалифицированного персонала.
2. Падение спроса, высокая стоимость капитала, страновой риск, неразвитость туристических объектов, дороговизна строительных работ, бюрократия и
коррупция при распределении земельных участков являются основными внешними препятствиями для развития гостиниц.
3. Значительная часть гостиниц находится в собственности муниципалитетов, которые не могут удовлетворить потребности гостиниц в инвестиционных ресурсах.
Среди проблем можно назвать и отсутствие системы управления качеством услуг, недостаточно развитый механизм инвестирования в гостиничное хозяйство и ограниченное присутствие на российском рынке мировых сетей и т.д.
В качестве приоритетных направлений развития гостиничного рынка России можно предложить следующие:
• создание единых требований к качеству гостиничных услуг, приведённых к мировым стандартам;
• создание национальных гостиничных цепей;
• строительство и реконструкцию гостиниц класса 3 звезды;
• приватизацию гостиниц;
• увеличение присутствия на рынке мировых гостиничных цепей;
• разработке комплексной маркетинговой стратегии продвижения гостиниц на мировом рынке;
• развитие институтов профессионального образования в гостиничной сфере. Для реализации названных целей необходим глубокий анализ текущего состояния российской гостиничной индустрии, прогноз будущих состояний и разработка моделей развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Волков Ю. Ф. Экономика гостиничного бизнеса. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
2. Лесник А.Л., Мацицкий И.П., Чернышев А.В. Организация и управление в гостиничным бизнесом.- М.: Интел универсал, 2000.
3. Журнал “Гостиницы и рестораны” 2001-2003.
4. Турбизнес. 2002-2003.