Научная статья на тему 'Развитие рынка гостиничных услуг в Беларуси'

Развитие рынка гостиничных услуг в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1280
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНАЯ УСЛУГА / ГОСТИНИЧНАЯ СЕТЬ / КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА / ЗОНА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ / КЛАСТЕР / СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / ТУРИЗМ / ГОСТИНИЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ааливи Аль-Робаи Карар С.

Представлены авторские определения гостиничных услуг и гостиничной сети. Предложен комплекс мероприятий для повышения загрузки отелей, базирующийся на тенденциях развития мирового туристического и гостиничного рынка, разработаны концепция международного маркетинга гостиничных услуг и методический подход к расчету зоны сбалансированности данного рынка в крупных городах, в частности в Минске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the hotel services market in the Republic of Belarus

Based on the analysis of foreign and domestic research the concept and essence of hospitality services are refined, the author’s definition of «hotel chain» is offered. Promising areas of the Belarusian market of hotel services are identified, the complex of measures, based on the trends of world tourism and hotel market is determined, the concept of international marketing of hotel services and a methodical approach to determining the area of hotel services market balance in major cities are developed.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка гостиничных услуг в Беларуси»

Развитие рынка гостиничных услуг

в Беларуси

Резюме. Представлены авторские определения гостиничных услуг и гостиничной сети. Предложен комплекс мероприятий для повышения загрузки отелей, базирующийся на тенденциях развития мирового туристического и гостиничного рынка, разработаны концепция международного маркетинга гостиничных услуг и методический подход к расчету зоны сбалансированности данного рынка в крупных городах, в частности в Минске. Ключевые слова: гостиничная услуга, гостиничная сеть, концепция маркетинга, зона сбалансированности, кластер, средства размещения, туризм, гостиничная ассоциация.

Фото Сергея Дубови

Аль-Робаи Карар С. Ааливи,

аспирант кафедры

международных

экономических

отношений

Белорусского

государственного

университета

Гостиничное хозяйство является неотъемлемой частью индустрии туризма - одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. На основе анализа зарубежных и отечественных исследований нами предлагается следующее определение понятия «гостиничные услуги»: это экономическая деятельность, направленная на получение прибыли (дохода) и состоящая из основных и дополнительных услуг. Основные - обслуживание материально-технической базы гостиницы ее персоналом (например, заселение и выселение из гостиницы, уборка номеров и т.п.); дополнительные - остальные виды услуг (питание, экскурсии и др.).

В Беларуси туристическая деятельность находится на стадии реформирования и становления. Так, по официальным данным, на конец 2015 г. для путешественников, приезжающих с разными целями, свои услуги предоставляли 539 гостиниц и аналогичных средств размещения, число номеров составляло 20 157, единовременная вместимость (мест) - 36 951. Показатели 2010 г.: средств размещения - 359, номерной фонд - 15 200, вместимость -26 673 [1, 2]. Как видим, наблюдается положительная тенденция. Однако коэффициент загрузки (2010 г.- 45%, 2013 г.- 41%, 2014 г.- 34% 2015 г.- 29% [1, 2]) свидетельствует о наличии проблем.

Для того чтобы исправить ситуацию в целом, необходимо совершенствовать систему государственного регулирования деятельности гостиничных предприятий, разработать единые правовые нормы, а также установить минимальные параметры средств размещения, качества

предоставляемых услуг [3]. Главная задача стандартизации - достижение оптимальной (с точки зрения социальной, технической и экономической необходимости и приемлемости) степени упорядоченности и рентабельности в этой сфере.

Позволит повысить конкурентоспособность отрасли кластерный подход: объединение, в том числе с предприятиями малого и среднего предпринимательства в сфере гостиничного бизнеса, проведение единой ценовой и маркетинговой политики, расширение объема производства туристических товаров и услуг, совместное планирование внедрения современных технологий обслуживания, снабжения и др.

Многое зависит от квалификации, мастерства, мотивации персонала, вовлеченности в эффективную работу отеля.

Как повысить загрузку гостиниц

В соответствии с тенденциями мирового туристического и гостиничного рынка для увеличения уровня загрузки белорусских гостиниц целесообразно осуществление комплекса мероприятий.

• Привлечение туристов из стран Юго-Восточной Азии (прежде всего Китая), Ближнего Востока, Северной Америки. Для этого необходимо упрощение визовых процедур, установление сотрудничества с международными и местными туроператорами; развитие пассажирских авиаперевозок, снижение стоимости авиабилетов; участие в различных мероприятиях, акциях, проводимых в данных странах. Важно

Научная

публикация

сделать образ Беларуси узнаваемым в мире. Целесообразно распространение в минских отелях восточной кухни, массажа, а также принципов фен-шуй в обстановке номеров.

• Развитие молодежного туризма. Здесь главный фактор - наличие современной информационно-коммуникационной среды, основанной на использовании Интернета и технологических инноваций, включая возможность онлайн-бро-нирования и бесконтактной системы заселения и выписки в гостиницах, разработку гостиничных веб-сайтов и интернет-рекламу с большим набором мультимедийных возможностей, маркетинг гостиничных услуг в социальных сетях [4].

• Туризм для пожилых людей (в возрасте старше 80 лет) и людей с ограниченными возможностями - требует налаженной системы безбарьерной среды, предоставления дополнительных услуг, например по перевозу и разбору багажа, сопровождению при осмотре достопримечательностей и др.

• Создание изысканных и причудливых, неповторимых гостиниц в необычных местах, сочетание природных факторов и ярких дизайнерских задумок могло бы дать толчок развитию гостиничной индустрии в регионах Беларуси,

в том числе для привлечения отечественных путешественников.

• Разработка новых туристических продуктов, предполагающих заботу об окружающей среде и людях. Это согласуется с мировой тенденцией к повышению социальной ответственности и экологичности гостиничных предприятий (установка оборудования, позволяющего экономить воду и электроэнергию, применение экологичных материалов при строительстве здания отеля, альтернативных источников энергии, раздельный сбор мусора; минимальное использование химикатов).

• Расширение гостиничных сетей. Сосуществование международных и национальных отелей способно оказать мультипликативный эффект, заключающийся в росте занятости населения и развитии инфраструктуры.

На основе проведенного исследования концепции сетевой формы организации гостиничного бизнеса, ее сущности и характерных особенностей предложено авторское определение понятия «гостиничная сеть». Это взаимосвязанная система аналогичных гостиничных объектов, централизованно управляемых под одним брендом (характеризуемых единым стилем, схожим дизайном интерьера, техническим оснащением) и использующих единые стратегические

действия (стандарты качества, обслуживания, снабжения, концепция продвижения продукта) на основе общей схемы обеспечения и информационного взаимодействия (глобальные дистрибутивные системы, бронирование).

Концепция международного маркетинга белорусских гостиничных услуг

На основе анализа опыта ведущих международных гостиничных цепей и с учетом специфики местного рынка автором разработана концепция международного маркетинга услуг по временному проживанию в Беларуси.

• Маркетинговые стратегии для продвижения гостиничных услуг Беларуси на мировом рынке:

■ вертикальная интеграция, в частности объединение усилий гостиничных предприятий и туроператоров для повышения эффективности деятельности и увеличения заполняемости номеров;

■ фокусирование на низкокатегорийных (2-3 звезды) гостиницах, бутик-отелях, мотелях;

■ сбытовая стратегия с использованием современных технологий продаж гостиничных номеров посредством подключения к глобальным компьютерным системам бронирования и резервирования;

■ формирование узнаваемых национальных брендов;

■ консолидация капитала путем слияний и поглощений, создания стратегических альянсов нескольких гостиничных компаний, повышение рентабельности за счет экономии на масштабе бизнеса;

■ совершенствование коммуникационной политики с помощью оптимального сочетания рекламы, связей с общественностью, личных продаж и других инструментов;

■ улучшение качества обслуживания и внедрение инноваций в систему гостиничного сервиса;

■ строительство многофункциональных объектов с учетом эффекта синергии.

• Разработка мер по стимулированию спроса на туристические и гостиничные услуги с применением инструментов современного маркетинга на уровне государственных органов управления:

■ определение предложения - туристического продукта, включая услуги по размещению;

■ описание конкурентных преимуществ данного продукта, таких как природные особенности местности, культурно-исторические ценности, необычные возможности для активного отдыха и т.д.;

■ выявление тех зарубежных рынков, на которые целесообразнее всего воздействовать, и тех путешественников, которых может привлечь предлагаемый продукт;

Город Количество туристов, тыс. чел. Среднегодовая загрузка номерного фонда, % Средняя цена за номер, евро Отношение средней цены за номер к 1 000 туристов, евро

Париж 15 200 70,5 272 0,01

Стамбул 10 486 61,6 107 0,01

Амстердам 7 230 72,0 170 0,02

Милан 6 820 74,3 150 0,02

Рим 6 790 53,5 170 0,03

Вена 6 050 56,1 142 0,02

Барселона 5 525 66,3 184 0,03

Москва 5 439 58,6 121 0,02

Будапешт 4 222 60,6 85 0,02

Варшава 3 987 67,2 80 0,02

Санкт-Петербург 3 100 58,9 86 0,03

Брюссель 2 990 68 136 0,04

Цюрих 2 259 68 193 0,08

Франкфурт 1 963 89,1 154 0,08

Минск 505 32 86 0,17

Таблица. Показатели эффективности работы индустрии гостеприимства крупных европейских городов, 2014 г.

Рисунок.

Зона сбалансированности рынка гостиничных услуг Минска

Источник:

авторская разработка

■ инвентаризация и совершенствование туристических и гостиничных ресурсов;

■ организация реализации стратегии по активизации спроса на туристические и гостиничные услуги (обеспечение постоянной доступности информации для иностранного гражданина, реклама и иные меры продвижения на мировой арене);

■ координация действий национальных предприятий туристической и гостиничной индустрии по стимулированию спроса на соответствующие услуги, а также кооперация с региональными и местными органами по повышению туристической привлекательности регионов или местностей.

• Преобразование Минской гостиничной ассоциации в Белорусскую с целью развития бизнеса в других городах и регионах страны.

Минской гостиничной ассоциации на современном этапе необходимо активно участвовать в международных выставочных мероприятиях, в том числе за рубежом. Очень важно создать и на достойном уровне поддерживать

D

60 40 20

A

Количество иностранных туристов, тыс. человек

0 г

1000

2000

3000

—I— 4000

5000

специализированный информационный сайт белорусского туризма, с разделами гостиничного и ресторанного бизнеса. Для расширения международного сотрудничества следует вступить в Международную ассоциацию гостиниц и ресторанов, что позволит Беларуси перенимать передовой зарубежный опыт; защищать свои интересы в международных организациях; участвовать в мировых сетях онлайн-дистрибью-ции; развивать инновационные и экологические формы туризма; получать помощь в обучении персонала.

Зона сбалансированности рынка гостиничных услуг

Автором разработан методический подход к определению зоны сбалансированности рынка гостиничных услуг в крупных городах. В его основе лежит отношение средней цены за номер в отелях города к 1 тыс. прибывающих туристов, на основе которого определяется баланс спроса и предложения.

Спрос на средства размещения определяется количеством путешественников, приезжающих в данную местность. Самым посещаемым европейским городом является Лондон (16,8 млн иностранных гостей в 2014 г.). Следует отметить, что по численности населения Лондон превосходит Минск в 3,5 раза, а по количеству принимаемых иностранных граждан - в 35 раз.

Эффективность работы индустрии гостеприимства определяется интенсивностью загрузки номерного фонда. В 2014 г. этот показатель был наибольшим в отелях Франкфурта, Милана, Амстердама, Парижа; по Минску в 2-2,5 раза ниже (таблица).

Цены в минских отелях сравнимы с Будапештом, Варшавой и Санкт-Петербургом. Однако отношение средней цены за номер к 1 тыс. туристов для столицы Беларуси составляет 0,17 евро, что в 7-10 раз выше, чем в других городах, указанных в таблице.

В среднем по Европе оптимальное соотношение стоимости номера в отеле к количеству прибывающих в туристический центр иностранных гостей составляетот 0,02, в центрах делового туризма - 0,08. Исходя их этого, важным фактором является соотношение уровня делового и рекреационного туризма в регионе.

Нами рассчитана зона сбалансированности рынка гостиничных услуг Минска - соотношение средней цены за номер в отеле и количества иностранных граждан, посещающих столицу (рисунок). При построении графика за основу

34

0

была принята средняя цена за номер, равная 86 евро. Это возможно лишь при количестве туристов от 1 075 тыс. до 4 300 тыс, что обеспечит стабильную загрузку отелей (от 65%) и в 2-5 раз повысит вклад Минска в развитие отрасли в целом и в ВВП Беларуси. В свою очередь цены на услуги, расположенные в зоне сбалансированности, будут способствовать привлечению в страну новых туристов.

Целесообразно позиционирование Минска как города делового туризма. Это будет способствовать не только повышению востребованности гостиничного фонда, эффективности использования созданной инфраструктуры и рентабельности отелей и туристической отрасли в целом, но и увеличению бизнес-активности в стране, окажет положительное влияние на имидж Республики Беларусь на мировой арене.

Таким образом, для коренных преобразований гостиничных компаний и их дальнейшего сбалансированного развития необходимо совершенствовать государственное регулирование соответствующей деятельности, применять кластерные подходы, современные маркетинговые стратегии, зарубежный опыт, наращивать кадровый потенциал. СИ

Статья поступила в редакцию 10.06.2016 г.

¿P See: http://innosfera.by/2016/10/market_of_hotel

Summary

Based on the analysis of foreign and domestic research the concept and essence of hospitality services are refined, the author's definition of «hotel chain» is offered. Promising areas of the Belarusian market of hotel services are identified, the complex of measures, based on the trends of world tourism and hotel market is determined, the concept of international marketing of hotel services and a methodical approach to determining the area of hotel services market balance in major cities are developed.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь.- Мн., 2016.

2. О развитии туризма, деятельности туристических организаций, коллективных средствах размещения Республики Беларусь за 2014 год: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь.- Мн., 2015.

3. Жмулина Д.А. Государственное регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг // http://fan-5.ru/pass/pass-1458.php.

4. Гришкова Т. Развитие будет продолжаться // Гостиничное дело. 2011. № 12. С. 20-23.

5. HotStats Chain Hotels Market Review // http://www.hospitalitynet.org/news/ global/147000409/4069635.html.

6. http://probuslness.by/markets/100-2-fakta-o-minskikh-otelyakh-segodnya-prognoz-na-zavtra.html.

7. http://blog.euromonitor.com/2015/01/top-100-city-destinations-ranking.html

Зарубежный опыт

Инновационная стратегия Чешской Республики

Резюме. В статье авторами исследуются стратегические инструменты управления нововведениями на примере Чехии. Проведен анализ национальных инновационных стратегий данного государства. Показано, с помощью каких мер Чехии за прошедшее десятилетие удалось существенно продвинуться по показателям качества государственного управления в научной и предпринимательской сферах.

Ключевые слова: инновации, стратегия,Лиссабонский процесс, международная конкурентоспособность, интеллектуальная специализация.

Дмитрий Зубик,

ассистент кафедры

организации

и управления

Белорусского

государственного

экономического

университета

Надежда Черкас,

доцент кафедры физики Военной академии Республики Беларусь,кандидат физико-

математических наук

Инновационная деятельность в Чехии подчиняется базовым принципам, установленным руководящими органами ЕС в области технологического развития и нововведений. Вступление республики в Европейский союз означало среди прочего и присоединение страны к Лиссабонскому процессу. Стратегия, провозглашенная Европейским Советом весной 2000 г. в столице Португалии, стремилась превратить Европу в интегрированное, конкурентоспособное, динамичное, научно ориентированное экономическое пространство, мирового лидера по производительности. Планировались технологическое перевооружение посредством интенсивной исследовательской и инновационной деятельности, а также рост качества человеческих ресурсов. Для перехода к экономике знаний были поставлены задачи разработки политики в сфере ИКТ, научных исследований и технического прогресса, проведения структурных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.