Научная статья на тему 'Гуманитарное сотрудничество государства и религиозных объединений в современной России'

Гуманитарное сотрудничество государства и религиозных объединений в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
308
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-конфессиональные отношения / религиозные объединения / духовное и культурное развитие человека / Church-State Relations / religious associations / spiritual and cultural development of man

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воронкова Марина Леонидовна

Показаны наиболее перспективные сферы сотрудничества государства и религиозных организаций. Анализируются проблемы присутствия священнослужителей в образовании, воспитании детей в детских домах, а также выполнение ими гуманитарного предназначения в армии и местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The most promising areas of cooperation between state and religious associations are shown. Problems of priests presence in education, upbringing of children in orphanages, as well as the performance of their humanitarian mission in the army and prisons are analyzed.

Текст научной работы на тему «Гуманитарное сотрудничество государства и религиозных объединений в современной России»

ние и защиту чести и достоинства личности необходимо рассматривать в контексте с различными правами и свободами человека, функционированием и ответственностью органов публичной власти. В юридической науке данный принцип должен стать магистральной правовой идеей, нравственным источником права.

В законодательной и правоприменительной практике только начинает складываться традиция уважения достоинства человека, его прав и свобод. Одним из условий успешного решения этой проблемы является исключительное уважение к человеку, к личности, к ее правам, к ее духовной природе.

Библиографический список

1. Очерк истории этики / под ред. Б.А. Чагина, М.И. Шахновича, З.Н. Мелещенко. М., 1969.

2. История политико-правовых учений / под ред. А.Н. Хорошилова. М., 2001.

3. Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права: краткий словарь. СПб., 2000.

4. Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности. М., 1983.

5. Капицын В.М. Европейский политический опыт достоинства // Права человека и механизмы их защиты. М., 2003.

6. Кант И. Метафизика нравов // Собр. соч.: в 6 т. М., 1965. Т. 4.

7. Законодательство Древней Руси. М., 1984.

8. Чернышова С.А. Защита чести и достоинства граждан. М., 1974.

M.L. Voronkova Humanitarian Cooperation between State and Religious Associations in Modern Russia

The most promising areas of cooperation between state and religious associations are shown. Problems of priests' presence in education, upbringing of children in orphanages, as well as the performance of their humanitarian mission in the army and prisons are analyzed.

Key words and word-combinations: church-state relations, religious associations, spiritual and cultural development of man.

Показаны наиболее перспективные сферы сотрудничества государства и религиозных организаций. Анализируются проблемы присутствия священнослужителей в образовании, воспитании детей в детских домах, а также выполнение ими гуманитарного предназначения в армии и местах лишения свободы.

Ключевые слова и словосочетания: государственно-конфессиональные отношения, религиозные объединения, духовное и культурное развитие человека.

УДК 342.4:21(470+571) ББК 67.400.2+86.2(2Рос)

М.Л. Воронкова

ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

К онституция Российской Федерации утвердила светский характер нашего государства, закрепив в ст. 14, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Отделение религиозных объединений от государства не означает полной изоляции этих

50 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

субъектов друг от друга, но существуют определенные Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» [2] границы и формы государственно-конфессиональных отношений, соблюдать которые предписано как религиозным объединениям, так и государству. Так, религиозные объединения не участвуют в избирательных кампаниях, не проводят предвыборной агитации, не включены в системы органов государственной власти и местного самоуправления, не осуществляют их полномочий, в отечественной судебной системе отсутствуют религиозные суды. Однако церковь может и обязана давать этическую оценку деятельности государственных органов, отдельных должностных лиц и государства в целом, хотя религиозные объединения не должны заниматься сугубо политической деятельностью. В свою очередь, государство обязано не вмешиваться во внутренние дела религиозных объединений, действующих на законных основаниях.

В условиях светскости взаимодействие государства с религиозными объединениями является ограниченным. В то же время понятие светского государства не идентично понятию атеистического, когда государство преследует религиозные объединения, ведет антирелигиозную пропаганду. Советский Союз и некоторые страны Восточной Европы (яркий пример - Албания) были атеистическими государствами. Их сотрудничество с религиозными объединениями сводилось к минимуму, более того - разрушались храмы, уничтожались священнослужители, преследовались люди, считавшиеся верующими. Подобное отношение к религии неприемлемо в светском государстве, где свобода совести закреплена в Конституции.

Одна из характерных черт нынешнего времени, которая все более четко прослеживается в нашей стране, - возникновение особых взаимоотношений между Русской Православной Церковью, иными традиционными религиозными организациями и современным Российским государством. Такой характер отношений не наблюдался ни в Российской империи, ни в Советской России. Сегодня в стране созданы все условия для реализации кооперационной модели светского государства, где независимые от государства и не преследуемые им религиозные объединения могут многое изменить в жизни страны в положительную сторону, «выступить в качестве созидательной и объединяющей духовной силы общества, направленной на поддержание мира и стабильности» [3, с. 208].

Кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений (именуемая также «партнерство особого рода») предполагает дифференцированный тип правового регулирования статуса религиозных объединений. Религиозная свобода при этом целиком и полностью сохраняется: каждый гражданин может свободно выбирать свою религиозную и мировоззренческую ориентацию, не подвергаясь при этом никакой дискриминации. Дифференцированное отношение к конфессиональным сообществам подразумевает не отделение религиозных организаций от государства, а их партнерство в достижении общих целей при взаимной независимости сторон [4, с. 7].

В современной России религиозные объединения являются неотъемлемыми институтами гражданского общества, а верующие граждане обладают таким же объемом прав, что и неверующие. Сегодня религиозные объединения имеют возможность выступать в роли «независимых экспертов», помогающих челове-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ку и обществу в моральном становлении, развитии гражданской позиции, сохранении собственной самобытной культуры. В качестве институтов гражданского общества религиозные организации сотрудничают с государством в тех областях, где интересы сторон пересекаются, которые являются социально значимыми и нуждаются в духовно-нравственной поддержке. Партнерство такого рода свидетельствует о взаимном признании и уважении таких основополагающих социальных институтов, как церковь и государство.

Государство старается построить отношения с религиозными организациями на базе социального партнерства. Взаимодействие государства с религиозными объединениями (преимущественно наиболее крупными, веками укорененными в нашем обществе) углубляется, расширяются сферы их сотрудничества, что помогает народам России осознать собственную ценность, сохранить свою национально-культурную самобытность и идентичность в процессах глобализации.

Развитие государственно-конфессиональных отношений в светском государстве предполагает совместную реализацию социальных программ, осуществление дел благотворительности и милосердия, восстановление культурного и исторического наследия, деятельность по сохранению нравственных ценностей. Благодаря религиозным деятелям и при поддержке государства духовные ценности возвращаются в школу и армию, в тюрьмы и детские дома, в иные сферы общественной жизни, где так необходима нравственная поддержка, а гражданам нужен духовный наставник.

Показательно, на наш взгляд, сотрудничество церкви и государства в сфере духовного и культурного воспитания молодого поколения россиян. Так, в соответствии с поручениями Президента РФ [5] с 1 апреля 2010 г. в школах 19 субъектов Федерации (Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Удмуртия, Чечня, Чувашия, Камчатский, Красноярский, Ставропольский края, Вологодская, Калининградская, Костромская, Курганская, Новосибирская, Пензенская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская области, Еврейская автономная область) введено изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Эксперимент проводится в регионах, отличающихся друг от друга по национальному составу населения, характеру преимущественно исповедуемых религиозных верований, культурным и историческим корням. Комплексный учебный курс включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Это дает возможность родителям и детям право выбора в изучении того или иного модуля. Предмет преподается в течение двух четвертей ученикам, которые сейчас учатся в четвертом классе.

Безусловно, к любому делу, а особенно к преподаванию духовных основ жизни, необходимо подходить разумно, с пониманием важности данного процесса со стороны всех его участников. Думается, что для достижения положительных результатов требуются, во-первых, грамотные учителя, понимающие глубинный смысл дисциплины - не просто быть профессиональным педагогом, но и жить той культурой, основы которой преподает. Представить детям такой сложный предмет может только глубоко нравственная личность, а если

52 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

это религиозный модуль, то учитель должен в значительной степени разделять идейные / догматические установки преподаваемого курса. В противном случае предмет окажется не нужен ни учителям, ни ученикам. Подчеркнем, что для детей, обучающихся в 4-5 классе, личность учителя чрезвычайно важна, поскольку «авторитет учителя в этом возрасте является определяющим» [6, с. 94]. Во-вторых, курс должен преподаваться как минимум год, а не две четверти, как предлагается сейчас, - чтобы дети имели возможность разобраться в предмете, осмыслить его суть. В-третьих, предмет не должен становится способом ведения религиозной (или антирелигиозной) пропаганды. Учителям следует помнить, что «в онтологической глубине каждого человека живет тайна свободы, и никогда другой человек не может быть объектом насильственного воздействия, какие бы высокие цели при этом ни ставились» [7, с. 23].

Добровольный выбор в рассматриваемом случае предусмотрен Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ч. 4 ст. 5): «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы» [2]. На предмет ученик должен идти по собственному желанию, если заинтересуется им. Преподавать духовные дисциплины необходимо, но при этом нужно учесть все особенности нашего государства, общества, а главное интересы каждого ребенка.

Бесспорно, каждый ребенок нуждается в духовном воспитании. У большинства школьников есть семья, которая об этом заботится. Однако в Российской Федерации много детей, живут в детских домах. Каждый год их число увеличивается в среднем на 170 тысяч. Они нуждаются не только в хорошем материальном обеспечении, но также в благоприятной психологической обстановке и, безусловно, в любви и духовном воспитании. «Главная трудность в том, что ребенку, оставшемуся без семьи, нельзя помочь, просто накормив, согрев его или помыв. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишение каких-то человеческих радостей: он не знает, что такое любовь. Потому что любви можно научиться, только видя любовь, - в постоянном общении с матерью, родными и другими любящими людьми. Тут никакие деньги уже не помогут» [9, с. 12].

В России не так много детских домов, в которых дети получали бы настоящую заботу. Из этих учреждений подростки выходят недостаточно приспособленными к жизни, вследствие чего многие попадают в тюрьмы, становятся алкоголиками и наркоманами. Глубинными причинами тому служат отсутствие полноценного воспитания, позитивного примера семейных отношений, неумение трудиться, зарабатывать деньги и распоряжаться ими.

Малоэффективность государственных детских домов очевидна. Альтернативу им составляют детские дома семейного типа, но в силу различных причин, в том числе и правовых, в России не хватает таких детских домов, государство оказывает им слабую поддержку. Компенсировать недостаток государственного внимания и участия могла бы церковь - как ответственный социальный институт. Уже

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 53

сегодня есть примеры, когда обязанность по созданию таких детских домов берут на себя священнослужители. Например, «самая большая российская семья живет в Оренбургской области. Настоятель Свято-Троицкой обители Милосердия отец Николай и матушка Галина воспитывают 70 детей» [8, с. 8]. При обители действуют православная гимназия, дом Милосердия, духовное училище, воскресная школа; образованы сестричество, община монашествующих, имеются швейная мастерская и пекарня. Воспитанники - мальчики и девочки живут отдельно в двухэтажных домах. В каждой комнате дети помещены примерно одинакового возраста. Отец Николай знает характер и историю каждого ребенка. Помогает он и тем детям, у которых уже сложились свои семьи.

Именно такие детские дома должно поддерживать государство. Важно законодательно закрепить организацию и деятельность детских домов семейного типа, чтобы четко регламентировать основы их создания, финансирования, порядок деятельности и ответственность, чтобы исключить случаи жестокого обращения с детьми.

Религиозные организации могут успешно работать не только в вопросах воспитания и духовного образования детей. В духовном окормлении нуждается и армия.

В царской России до 1917 г. был развит институт воинских священников. «Юридическое закрепление места военного духовенства в русской армии произошло при Петре I. По Уставу воинскому 1716 года, при каждом полку должен был состоять священник, а указом 1719 года повелено было на каждом корабле военно-морского флота иметь по одному иеромонаху» [10, с. 141]. Учитывая важность ведомства, на должности военных священников выбирали самых лучших пастырей, нередко - имеющих высшее академическое образование и обязательно - большой опыт работы с людьми. Такой подход оправдал себя: к концу XIX столетия за воинские подвиги были награждены 111 духовных лиц, поскольку многие священнослужители не только помогали в тылу, в военных госпиталях, но и шли в бой вместе с солдатами. Однако правовое положение армейского и флотского духовенства оставалось достаточно неопределенным: законодательно прописанное двойное подчинение священнослужителей своему духовному начальству и военному командованию существенно усложняло их работу, создавало иерархическую неопределенность.

В настоящее время в Российской армии возрождается институт воинских священников. Считается, что он поможет решить наиболее острые гуманитарные проблемы, имеющиеся в ней, - негуманное отношение к солдату и дедовщину.

В апреле 2011 г. в структуре Министерства обороны РФ создано Управление по работе с верующими военнослужащими. «В четырех военных округах в составе управлений по работе с личным составом формируются отделения, в штат которых помимо начальника - гражданского лица - входят три священнослужителя. Следующий уровень структуры - помощники командиров соединений, начальников вузов по работе с верующими военнослужащими. Проще говоря, это дивизионные, бригадные или вузовские священники. Их религиозная принадлежность зависит от того, какую веру исповедует большинство военнослужащих (для назначения священника в часть верующие должны состав-

54 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

лять там не менее 10% от общего числа). Всего в Вооруженных силах учреждено 240 священнических должностей и 9 - гражданских служащих» [11]. Вместе с тем следует отметить, что законодательная база в этом направлении еще не развита, не определены критерии отбора священнослужителя в Вооруженные силы, не решен вопрос о назначении в частях священнослужителей разных вероисповеданий (в том случае, если в одной части есть примерно одинаковое количество солдат, исповедующих разные религии).

Еще одной важной сферой гуманитарного сотрудничества государства и церкви являются места лишения свободы.

Сравнительно недавно наша страна пережила период сталинских репрессий, который привел к существенным изменениям нравственных ценностей и ориентиров. Взращенное на деформированной культуре советских лагерей потребительское отношение к человеку до сих пор сохраняется в обществе в целом и в тюрьмах в частности. Практикуемое в пенитенциарных учреждениях презрение к высокой духовности усугубляет внутреннюю обстановку, не способствует действительному перевоспитанию заключенных, а порой морально уродует и работников этих заведений.

В местах лишения свободы священнослужители стали работать в 1990-х годах на добровольных началах. Сейчас во многих тюрьмах и колониях построены храмы, есть комнаты для молитвы, но только в некоторых колониях и тюрьмах проводится эксперимент по введению штатной должности тюремного священника. Священнослужители по-прежнему не имеют какого-либо специального статуса и фактически приравниваются к посетителям. Их положение законодательно никак не закреплено. «При таком положении вещей остается неразрешенной и проблема подчиненности священника. Кому он подчиняется, когда исполняет свою тюремную миссию, - епархиальному начальству, администрации учреждения или и тем и другим вместе? Очевидно, что полноценное решение этих вопросов возможно лишь при введении в штатное расписание должности капеллана с четкими функциональными обязанностями» [12].

Помимо упомянутых имеются и другие области сотрудничества церкви и государства, например благотворительность, культура, охрана памятников истории, уникальных природных и исторических зон. Важно понимать, что основы такого сотрудничества остро нуждаются в законодательном регулировании. Одного лишь Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» оказывается уже недостаточно в современных условиях.

Сейчас отношения государства и конфессий строятся преимущественно на основе принятых подзаконных актов. Но требуется закон, который бы установил сферы и формы сотрудничества государства и религиозных объединений, определил место и условия деятельности священнослужителей в светских учреждениях. Представляется, что издавать подзаконные акты, которые будут детально регулировать каждое из направлений сотрудничества, на его основе будет более логично.

Кроме того, можно обратить внимание на опыт западных стран и заключать конкордаты, то есть договоры о сотрудничестве государства с ведущими религиозными организациями, где будут прописаны все условия взаимодействия сторон. Эти договоры обычно заключаются в сфере социальных отношений по во-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 55

просам, связанным с гуманитарным сотрудничеством государства и религиозных объединений. Двухсторонние или многосторонние (с участием нескольких религиозных объединений) соглашения будут четко фиксировать права и обязанности сторон. Объем же прав, предоставляемых государством на основании договоров, может быть различным, в зависимости от конфессии. Такие договоры можно заключать как на уровне высших органов государственной власти, так и на уровне органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Все договоры должны укладываться в рамки действующего законодательства, они не могут противоречить государственным и общественным интересам, нарушать права и законные интересы представителей каких-либо других конфессий.

Развитие государственно-конфессиональных отношений в современной России направлено на расширение гуманитарного сотрудничества между государством и религиозными объединениями, создание кооперационной модели светского государства, которая «подразумевает защиту ведущих конфессий при сохранении основных гражданских прав религиозных меньшинств. Укорененные религии пользуются налоговыми льготами, правом на проповедь в государственных учреждениях (школа, армия), государство передает им часть своих полномочий в сфере социального обслуживания населения (больницы, приюты, детские дома). Малые религиозные объединения, не имеющие соглашения с правительством, вносятся в государственный реестр, обладают статусом юридического лица, пользуются некоторыми налоговыми льготами, но не имеют возможности вести широкую миссионерскую деятельность» [3, с. 38].

В условиях кооперационной модели светского государства развитие гуманитарного сотрудничества между государством и религиозными объединениями будет продолжаться, а сферы сотрудничества - расширяться, поэтому важно создать четкую законодательную основу для того, чтобы регулировать взаимодействие государства и религиозных организаций в гуманитарных областях.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. № 237; СЗ РФ. 2009. №9 1. Ст. 1, 2; № 4. Ст. 445.

2. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сент. 1997 г. № 125-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616.

3. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003.

4. Человенко Т.Г. Светскость государства: актуализация проблемы в процессе реформирования государственно-конфессиональных отношений // Образование и общество. 2006. № 1.

5. Поручение Президента Д. Медведева от 2 августа 2009 г. URL: http://www.orkce.ru/

6. Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность. М., 2008.

7. Зеньковский В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

8. Моисеев В. Батюшка // Рос. газ. 2008. 14 февр.

9. Казанцев И. Детский дом: миссия невыполнима? // Нескучный сад. 2002. № 1 (2).

10. Военная энциклопедия: в 8 т. М., 1995.

11. ММурзин Е. Священники идут в армию // Журнал Московской патриархии. 2011. № 4. URL: http://evestnik.ru/society/svyashchenniki_idut_2903/

12. ММурзин Е. Тюремное служение. URL: http://www.t-sluzhenie.ru/node/402

56 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.