Научная статья на тему 'Гуманистические идеи в педагогике Михаила Васильевича Ломоносова'

Гуманистические идеи в педагогике Михаила Васильевича Ломоносова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ПЕДАГОГИКА / ГУМАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ЛОМОНОСОВ. KEYWORD: RUSSIA / PEDAGOGY / HUMANIZATION / EDUCATION / SCIENCE / LOMONOSOV

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудыма А.С., Кузнецова А.Я.

В статье рассматривается история становления идеи гуманизации в России. Большее внимание уделяется деятельности великого педагога М. В. Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманистические идеи в педагогике Михаила Васильевича Ломоносова»

УДК 130.2

Г удыма Анна Сергеевна

Студентка 3 курса,

Новосибирский государственный педагогический университет Кузнецова Альвина Яковлевна

Д-р филос. наук, профессор НГПУ Новосибирский государственный педагогический университет,

г. Новосибирск,

Россия

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПЕДАГОГИКЕ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОМОНОСОВА

Аннотация

В статье рассматривается история становления идеи гуманизации в России. Большее внимание уделяется деятельности великого педагога М. В. Ломоносова.

Ключевые слова: Россия, педагогика, гуманизация, образование, наука, Ломоносов.

Keyword: Russia, pedagogy, humanization, education, science, Lomonosov.

Развитие идеи гуманизации образования в России имело некоторые особенности. Например, Россия имела огромный духовный потенциал, в 20 веке уже были четко сформированы основы гуманистической парадигмы образования. Основоположниками гуманистической мысли в педагогике России стали М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. Передовые идеи в сфере гуманизации образовании были освещены в трудах В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, А.И. Герцена, Н. А. Добролюбова. В последующем гуманистическая мысль нашла свое развитие в работах П. Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля. Вся эта напряженная работа в утверждении гуманистических идей помогла в последующем сформовать новый подход к воспитанию и обучению. Сегодня гуманистический подход стал парадигмой и активно используется многими педагогами [3] .

М. В. Ломоносовым был открыт новый подход к воспитанию и обучению был, основанный на понимании того, что человеку в процессе образования предстоит освоение всей мировой культуры, а также изучение и раскрытие своей собственной естественной природы. Ломоносовым была разработана педагогическая теория, которая отличалась заботой о человеке [1].

Гуманизация образования представляет собой одно из ведущих направлений современной философии образования, где гуманизация естественнонаучного образования стала особой проблемой, вследствие того, что сформировавшаяся к этому времени технократическая традиция в обществе и образовании глубоко вовлекла духовные силы общества в естественнонаучное познание, результатом которого стали современная техническая и информационная цивилизация. Самого человека на общем фоне накопления нового знания о природе в конце ХХ в. забыли еще больше, чем в его начале [4]. Гуманизм М.В Ломоносова основывался на его энциклопедичности по отношению к научному знанию. Его собственное образование было целостным и не содержало противоречия между гуманитарными и естественнонаучными проблемами. М. В. Ломоносов является создателем русской классической философии, основоположником философского материализма, научного естествознания. Он открыл всеобщий закон природы - закон сохранения материи и движения, который лежит в основе естествознания. М.В. Ломоносов обогатил лексику русского языка научными терминами, а так же первый из академиков читал лекции по физике и писал научные труды на русском языке.

Всю педагогическую деятельность М. В. Ломоносова можно условно разделить на четыре этапа. Первый этап (1742-1745) непосредственно связан с преподавательской работой ученого. Ломоносов поднимет вопрос о неграмотности населения. Он считает, что необходимо открыть ряд школ, централизовать народное просвещение. Им была разработана программа публичных лекций, которые должен были начать читаться с 1 сентября 1742 года. Проблема заключалась в отсутствии учебников на русском языке. Это

заставило его немедленно заняться разработкой учебных пособий по различным предметам. В 1742 году Ломоносовым уже было написано руководство «Первые основания горной науки, или Горная книжица»; в 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное»; в 1745 году для студентов перевел с латинского на русский учебник по физике.

Второй этап (1745-1749) связан в основном с методической работой ученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность профессора). Ломоносов занимается разработкой лекции на русском языке. Им была переведена «Экспериментальная физика» и Ломоносову предписывалось прочесть цикл лекций по физике с использованием необходимых физических приборов. Первая лекция ученого на русском языке прошла, по отзывам современников, в торжественной обстановке 20 июня 1746 г. Значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку до Ломоносова все лекции читались на латинском языке. Занятия с гимназистами и студентами убедили Ломоносова в необходимости преобразования учебной части Академии наук. 28 апреля 1746 года он подготовил документ в академическое собрание «О привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников гимназии». В документе Ломоносов предложил отбирать студентов в семинариях и обучать их академическим упражнениям.

В 1748 году Синод разрешил выбрать для университета по десять человек из Московской славяно-греко-латинской академии, Новгородской и Александро-Невской семинарий. Уже в этот период Ломоносов считал, что необходимо составить новый регламент (устав) Академического университета. По поручению канцелярии от 13 июня 1748 года разработкой устава занимался академик Г.-Ф. Миллер. Ломоносов вспоминал позже, что в Университете обязательно должно быть место трем факультетам: юридическому,

медицинскому и философскому (богословский он оставляет синодальным училищам), в которых бы производились в магистры, лиценциаты и доктора.

Это говорит о том, что Ломоносов стремился поднять уровень преподавания в университете. Однако устав утвержден не был.

Третий этап педагогической деятельности Ломоносова (1750- 1755) совпал с периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднем образовании. В это время Ломоносов находился в самом расцвете творческих сил, много времени отдавал подготовке молодых специалистов, выступил с идеей открытия Московского университета.

В «доношении» в Сенат он попытался обосновать свое предложение тем, что в Москве живет много разночинцев и дворян; требуется гораздо меньше денег для обучения, так как «дешевые средства к содержанию» и довольно большое количество домашних учителей. Поэтому он пытается открыть двери учебных заведений, в том числе и университета, и для детей простых людей. Важнейшим событием XVIII в. было открытие Московского университета в 1755 году. Его изначальный состав - три факультета: философский,

юридический, медицинский. Обучение в университете велось по большей части на русском языке; значительная группа русских профессоров боролась за национальное просвещение и демократическую педагогику. Весь первый состав студентов состоял из разночинцев. Университет был автономен и имел свой суд. При открытии университета первой начала работать гимназия, в составе которой было несколько сотен человек. Причиной такого успеха стало целесообразное построение учебного плана гимназии, что стало

главенствующей предпосылкой для открытия провинциальных гимназий в России в конце XVIII в.

Четвертый этап - педагогическая деятельность Ломоносова в 1756-1765 годах. В это время Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России. Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности. Демократизм выражался, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Рассматривалась мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также выступил за единую бессословную

систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о создании материальных условий для получения образования всеми сословиями.

Вся научно-педагогическая деятельность Ломоносова, направленная на утверждение в российском образовании гуманистических идей, прочно утвердилась в фундаменте дальнейшего развития народного образования России [5]. Его идея непрерывности образования во многом определила дальнейший прогресс отечественной науки [2].

Список литературы:

1. Егоров, П. А. М.В. Ломоносов - ученый, просветитель, педагог / П. А. Егоров, В. Н. Руднев // Среднее профессиональное образование. - 2005. - № 5. - С. 1820.

2. Просветительная педагогика России XVIII в. М.В. Ломоносов // История педагогики и образования: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений - 5-е изд., стер. - Москва: Академия, 2009. - С. 197 - 208.

3. Кузнецова А. Я. Образование как духовное становление человека в обществе / А. Я. Кузнецова // Международный журнал экспериментального образования. -2010. - №1. - С. 56-57.

4. Кузнецова А.Я. Инновационный потенциал когнитивной теории личности в философии образования // Фундаментальные исследования.- 2009. - № 2. - С. 77-78.

5. Кузнецова А.Я. Образование современного человека: теория, философия, методология. Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2010.- 88с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.