Научная статья на тему 'Гражданство и правовой статус как атрибуты личности в системе Российской государственности (историко-правовой аспект)'

Гражданство и правовой статус как атрибуты личности в системе Российской государственности (историко-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1809
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНИН / ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / PERSONALITY / CITIZEN / STATE CITIZENSHIP / STATEHOOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гасанова Вусаля Шахин Кызы, Коломейченко Евгения Анатольевна

Статья посвящена гражданству, как связующему звену между государством и гражданином. В ней анализируется институт гражданства на разных этапах взаимодействия личности и государства, как неотъемлемый ее атрибут. Авторы полагают, что раскрытие особенностей правового обеспечения сбалансированности интересов личности и государства невозможно без учета содержания института гражданства, его законодательных основ на различных этапах развития нашего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Citizenship and legal status as attributes of personality in the system of Russian statehood (Historical and Legal aspect)

The article deals with the issue of citizenship as a connecting link between the State and the citizen. It analyses a citizenship institute at different stages of interaction between the individual and the State, as its integral attribute. The authors believe that disclosure of the features of the legal balance of interests of the individual and the State is impossible without taking into account the content of citizenship, its legislative frameworks at different stages of development of our society.

Текст научной работы на тему «Гражданство и правовой статус как атрибуты личности в системе Российской государственности (историко-правовой аспект)»

1УДК 34:342 ББК 67.400

ГРАЖДАНСТВО И ПРАВОВОЙ СТАТУС

КАК АТРИБУТЫ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

В. Ш. Гасанова, Е. А. Коломейченко

Аннотация. Статья посвящена гражданству, как связующему звену между государством и гражданином. В ней анализируется институт гражданства на разных этапах взаимодействия личности и государства, как неотъемлемый ее атрибут. Авторы полагают, что раскрытие особенностей правового обеспечения сбалансированности интересов личности и государства невозможно без учета содержания института гражданства, его законодательных основ на различных этапах развития нашего общества.

Ключевые слова: личность, гражданин, государство, гражданство, государственность.

CITIZENSHIP AND LEGAL STATUS AS ATTRIBUTES OF PERSONALITY IN THE SYSTEM OF RUSSIAN STATEHOOD (HISTORICAL AND LEGAL ASPECT)

V. Sh. Hasanova, E. A. Kolomeychenko

Abstract. The article deals with the issue of citizenship as a connecting link between the State and the citizen. It analyses a citizenship institute at different stages of interaction between the individual and the State, as its integral attribute. The authors believe that disclosure of the features of the legal balance of interests of the individual and the State is impossible without taking into account the content of citizenship, its legislative frameworks at different stages of development of our society.

Keywords: personality, citizen, state citizenship, statehood.

Понятие «личность» под определенным углом зрения сопряжено с понятием «гражданин». Последнее рассматривается, как правило, в двух измерениях: как лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, действующее в сфере публичных интересов (участие в выборах и др.); и как индивид, носитель частных интересов. Имеется в виду область гражданского права, в которой «гражданин» понимается как соответствующий субъект - один из видов участников гражданских правоотношений.

Гражданин - в теории государства, конституционном и международном праве - человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией, имеющий гражданство данного государства, лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству [1, с. 492].

В современной России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами, а также несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

Понятие «гражданин» используется не только в плане его общей характеристики, но и для того, чтобы отличить правовое положение гражданина государства от правового положения иностранного гражданина, лица без гражданства, находящихся на территории России [2, с. 24-30].

Очевидно, у них разный объем правоспособности, прежде всего, в политической сфере. Существенно, например, то, что только гражданам Российской Федерации принадлежат политические права и свободы.

Иными словами, гражданин - это личность в ее взаимодействии с государством, характеризуемая системой их взаимных прав, свобод, обязанностей, ответственности.

Очевиден тот факт, что с понятием «гражданин» органически связана однопорядковая категория «гражданство», имеющая особую значимость в определении взаимоотношений личности и государственной власти. В рассматриваемом аспекте проблема всегда привлекала [3, с. 114115] и привлекает внимание ученых-юристов [4, с. 216-218]. Предварительно и кратко можно определить это понятие так: гражданство - устойчивая принадлежность человека к определенному государству, правовая связь человека с государством.

Исторически было предопределено то, что гражданство стало пониматься как понятие, свойственное государству с республиканской формой правления. В странах с монархической формой правления понятию «гражданство» соответствует, как правило, термин «подданство». Следовательно, подданство - принадлежность лиц к тому или иному государству с монархической системой правления. В целом термины «подданство» и «гражданство» равнозначны по правовому значению.

Вопросам подданства и гражданства уделяли значительное внимание российские ученые дооктябрьского периода. Подданством или гражданством в большинстве случаев признавалась постоянная связь определенного лица с конкретным государством, основанная на обязанности «верности» и «подчинения». Вместе с тем отмечалось, что быть в подчинении властей данной страны обязаны и иностранцы, живущие в ней, для которых обязанность верности государству пребывания не характерна [5, с. 134].

Вопросы подданства и гражданства рассматривал известный отечественный государство-вед Ф. Ф. Кокошкин. Он констатировал, что люди, живущие в государстве, являются субъектами, с которыми оно связано определенными юридическими отношениями. Так как государство выступает субъектом свойственных ему прав, то это говорит о наличии других субъектов. Они также имеют соответствующие права и обязанности по отношению к государству (население, проживающее на территории государства). По мнению Ф. Ф. Кокошкина, люди как субъекты обязанностей по отноше-

нию к государству называются подданными, как субъекты прав по отношению к государству - гражданами. Таким образом, гражданин и подданный выражают две стороны одного и того же понятия [6, с. 182].

С позиции более современного конкретного подхода обратим внимание на особенности института гражданства в современном понимании. В большинстве публикаций отмечается, что «гражданство - устойчивая политико-правовая связь человека с государством, порождающая их взаимные права и обязанности» [7, с. 234]. В этом же контексте признается, что «гражданство -устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности» [8, с. 121]. В рамках данного подхода, в структуре гражданства выделяется компонент ответственности. В данном случае следует поддержать точку зрения ученых, критически оценивающих такой подход и считающих, что предложение о выделении в институте гражданства юридической ответственности недостаточно обосновано.

Итак, под гражданством РФ понимается устойчивая правовая связь гражданина с Российским государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и юридических обязанностей.

Под несколько иным углом зрения, с точки зрения нормативно-правовых предпосылок, можно сказать, что гражданство - это совокупность правовых норм, закрепляющих принципы гражданства и регулирующих отношения по поводу гражданства.

В процессе исторического развития нашего государства (послеоктябрьский период) институт гражданства наполнялся новым содержанием. Термин «гражданство» использовался в советском законодательстве с первых лет советской власти, начиная с обращения «К гражданам России» от 25.10 (07.11) 1917 г. [9, с. 25-26].

Первым актом Советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК РСФСР от 23.11.1917 «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» [10, ст. 31]. Все существовавшие в России сословия и сословные деления, привилегии и ограничения, гражданские чины были упразднены.

Конституцией (Основным законом) РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов

10.07.1918, был установлен единый правовой статус для всего населения России - граждане Российской Республики. Отметим, что к полномочиям Всероссийского съезда Советов и ВЦИК относилось издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории республик [11, ст. 582].

В юридической литературе высказано следующее обоснованное суждение: в советском законодательстве о гражданстве следует различать два периода. Первый - досоюзный, когда вопросы гражданства регулировались законодательными актами отдельных республик. И второй - союзный период, когда регулирование проводилось в основном актами союзной власти [12, с. 37].

В качестве значимых в историческом аспекте правовых актов уместно выделить Декрет ВЦИК от 01.04.1918 «О приобретении прав российского гражданства» [13, ст. 405], Декрет СНК РСФСР от 22.08.1921 «О принятии иностранцев в российское гражданство» [14, ст. 437].

Конституция (Основной закон) СССР, принятая ЦИК СССР 06.07.1924, закрепила в ст. 7 принцип, по которому для граждан союзных республик устанавливалось единое союзное гражданство.

Как видно, введение единого гражданства не умаляло суверенитета союзных республик, поскольку их собственное гражданство сохранилось. Существенно то, что во внешней сфере гражданство СССР давало возможность каждому советскому гражданину ощущать себя под защитой союзного государства.

Положение о гражданстве СССР, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 13.06.1930, внесло существенные изменения в решение вопросов установления гражданства при рождении, изменения гражданства детей при изменении гражданства родителей. Положение значительно расширило полномочия союзной власти в области гражданства [15, ст. 367].

Конституция СССР, принятая в 1936 г., обусловила необходимость пересмотра законодательства о гражданстве и приведения его в соответствие с новым Основным законом. Следовательно, был разработан законопроект о гражданстве СССР, который был внесен на рассмотрение Верховного Совета СССР. Таким образом,

19.08.1938 был принят первый закон о гражданстве - Закон СССР «О гражданстве СССР» [16].

Примечательно, что этот закон впервые использовал термин «советское гражданство» (ст. 3), тогда как в прежних законодательных актах говорилось о гражданстве СССР, гражданстве РСФСР, гражданстве союзных республик. К тому же в данном законе был конкретно определен и уточнен круг лиц, являвшихся советскими гражданами. Упрощенный порядок приобретения советского гражданства, существовавший ранее, был отменен.

Второй закон СССР от 01 .1 2.1978 «О гражданстве СССР» [17] основан на Конституции СССР 1977 г. В нем воспроизводились соответствующие положения действующей Конституции СССР, были учтены оправдавшие себя на практике положения действовавшего ранее законодательства о гражданстве, а также сложившаяся практика в этой области. В законе устанавливалось, что «гражданство СССР является равным для всех советских граждан независимо от оснований его приобретения» (ст. 1).

Третий закон «О гражданстве СССР», принятый 23.05.1990 [18], характеризуется как начало демократизации правового регулирования института гражданства. Именно в этом законе было введено запрещение лишения человека гражданства.

Современное российское законодательство о гражданстве получило свое развитие с принятием Закона РСФСР от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РСФСР» [19]. Он принимался в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, становлением новых отношений, образованием системы новых государственных институтов России, свойственных самостоятельному суверенному государству.

Гражданство в нашей стране, согласно данному закону, является равным, независимо от оснований его приобретения. Закон не выделял никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по различным основаниям: рождению, в связи с принятием в гражданство и т. д. К тому же Закон 1991 г. повторил положение прежнего закона в том, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства.

Нормативную основу гражданства современной России составляют правовые нормы, за-

крепляющие правовые принципы этого института и регулирующие отношения по поводу гражданства. Эти нормы содержатся в Конституции РФ 1993 г. и специальном Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [20, ст. 2031], принятом взамен Закона РСФСР от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РСФСР».

Конституция РФ внесла существенные изменения в этот государственно-правовой институт. Гражданство России закреплено в качестве одной из основ конституционного строя (ст. 6). Определено и то, что оно является единым и равным, независимо от оснований приобретения. Реальностью стал факт конституционного признания двойного гражданства в современной России. К тому же в ч. 1. ст. 62 Основного закона установлено, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Вместе с тем наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ч. 2 ст. 62).

В федеральном законе от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации» содержатся принципы гражданства России (сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами; невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его; невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции и др.), а также правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства России.

Основная цель этого закона - необходимость дальнейшего укрепления российской государственности с учетом реалий и особенностей экономического развития страны, сбалансированного сочетания государственных интересов и прав личности при решении вопросов гражданства, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами.

Из содержания Закона 2002 г. следует, что гражданами РФ являются:

1) лица, имеющие гражданство РФ;

2) лица, которые приобрели гражданство РФ.

В нашей научной юридической литературе

используется также и более конкретизированный подход. Соответственно, признается, что гражданство РФ приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство РФ; в результате восстановления в гражданстве РФ; по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Гражданство РФ прекращается вследствие выхода из гражданства РФ, который не допускается, если гражданин РФ:

1) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом;

2) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор.

По-видимому, общесоциальная сущность гражданства в том, что принадлежность к данному институту в современной России - предпосылка политико-правовой активности личности в обществе; предпосылка совершенствования механизма правового обеспечения сбалансированности интересов личности и государства.

Примечательно, что в научной литературе последнего времени такому механизму уделено значительное внимание [21, с. 27-29].

Можно предположить, что раскрытие особенностей правового обеспечения сбалансированности интересов личности и государства вряд ли возможно без учета содержания института гражданства, его законодательных основ на различных этапах развития нашего общества.

По-видимому, основным критерием сбалансированности или несбалансированности интересов личности и государства в России являются законодательные акты в соответствующей сфере. Показательны здесь возможность лишения гражданства в советский период и ее правовое непризнание в настоящее время.

Существенно то, что для реального обеспечения баланса интересов личности и государ-

ства - основного элемента российской государственности - особо значимо не допустить возможного «перекоса» в рассматриваемой сфере отношений. Здесь одинаково необходимы обеспечение реализации как общественных, государственных, так и личностных интересов, а также их защита от возможных злоупотреблений, произвола властей. Заметим, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ ограничение прав и свобод применяется «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Итак, на состояние российской государственности, ее развитие влияют различные факторы. Существует много точек зрения по этому вопросу. Особое значение на этом уровне имеют понятия «личность» и «государство», выступающие теми полюсами, которые оказывают наиболее значительное воздействие на государственность. Более «прикладное» значение в этом отношении имеют «гражданство» и «правовой статус личности» - предпосылки ее активности в государственно-правовой сфере.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Халипов В. Ф. Энциклопедия власти. - М.: Академический проект, 2005.

2. Кручинин А. С. Проблемы реализации конституционно-правового статуса лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации // Современное право. 2006. - № 1. - С. 24-30.

3. Жилин А. А. Учебник государственного права (пособие к лекциям): учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1. - Петроград, 1916.

4. Авакьян С. А. Гражданство // Российская юридическая энциклопедия. - М.: ИНФРА, 1999.- С. 216-218.

5. Куплевский Н. О. Русское государственное право: в 2 т. Т. 1. - Харьков, 1902.

6. Кокошкин Ф. Лекции по общему государственному праву. - 2-е изд. - М., 1912.

7. Чиркин В. Е. Гражданство // Юридическая энциклопедия / под ред. Б. Н. Топорнина. -М., 2001. - С. 234.

8. Большой юридический энциклопедический словарь / сост. А. Е. Барихин. - М.: Кн. мир, 2007.

9. К гражданам России // Рабочий и солдат: ор-

ган Петросовета / учредитель - Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.

- Петроград, 1917. - № 8. - С. 25-26.

10. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. -М., 1942. - № 3. - Ст. 31.

11. Конституция (Основной Закон) РСФСР, принятая V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. - М., 1942. - № 51. - Ст. 582.

12. Гончаров И. А. Основные этапы развития законодательства о гражданстве в России // Современное право. - 2006. - № 7. - С. 37.

13. Декрет ВЦИК о приобретении прав российского гражданства // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. - М., 1942. - № 31. - Ст. 405.

14. О принятии иностранцев в Российское гражданство // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. - М., 1944. -№ 62. - Ст. 437.

15. Положение о гражданстве Союза ССР // Собрание законодательства СССР 1930 г. -№ 34. - Ст. 367.

16. О гражданстве СССР // Ведомости Верховного Совета СССР: официальное издание Верховного Совета Союза ССР / учредитель -Верховный Совет Союза ССР. - 1938. - № 11.

17. О гражданстве СССР // Ведомости Верховного Совета СССР: официальное издание Верховного Совета Союза ССР / учредитель -Верховный Совет Союза ССР. - 1978. - № 11.

18. О гражданстве СССР // Ведомости Верховного Совета СССР: официальное издание Верховного Совета Союза ССР / учредитель

- Верховный Совет Союза ССР. - 1990. - № 23. - Ст. 243.

19. О гражданстве РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР: официальное издание СНД РСФСР и ВС РСФСР / учредитель - Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. - 1992. - № 6. - Ст. 243.

20. О гражданстве Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.

21. Морозова Л. А. Механизм правового обеспечения сбалансированности интересов лич-

ности и государства // История государства и права. - 2011. - № 17. - С. 27-29.

REFERENCES

1. Khalipov V. F. Entsiklopediya vlasti. Moscow: Akademicheskiy proekt, 2005.

2. Kruchinin A. S. Problemy realizatsii konstitut-sionno-pravovogo statusa lits, ne yavlyayush-chikhsya grazhdanami Rossiyskoy Federatsii. Sovremennoe pravo. 2006, No. 1, pp. 24-30.

3. Zhilin A. A. Uchebnik gosudarstvennogo prava (posobie k lektsiyam): ucheb. posobie. Part 1. Petrograd, 1916.

4. Avakyan S. A. Grazhdanstvo. In: Rossiyskaya yuridicheskaya entsiklopediya. Moscow: INFRA, 1999. Pp. 216-218.

5. Kuplevskiy N. O. Russkoe gosudarstvennoe pravo: in 2 vol. Vol. 1. Kharkov, 1902.

6. Kokoshkin F. Lektsii po obshchemu gosudarst-vennomu pravu. Moscow, 1912.

7. Chirkin V. E. Grazhdanstvo. In: Topornin B. N. (Ed.) Yuridicheskaya entsiklopediya. Moscow, 2001. P. 234.

8. Barikhin A. E. Bolshoy yuridicheskiy entsik-lopedicheskiy slovar. Moscow: Kn. mir, 2007.

9. K grazhdanam Rossii. Rabochiy i soldat: organ Petrosoveta / uchreditel - Petrogradskiy sovet rabochikh i soldatskikh deputatov. Petrograd, 1917, No 8, pp. 25-26.

10. Dekret ob unichtozhenii sosloviy i grazhdan-skikh chinov. In: Sobranie uzakoneniy i raspo-ryazheniy pravitelstva za 1917-1918. Moscow, 1942. No. 3. Art. 31.

11. Konstitutsiya (Osnovnoy Zakon) RSFSR, pri-

nyataya V Vserossiyskim Syezdom Sovetov v zasedanii ot 10 iyulya 1918. In: Collection of statutes and government regulations 19171918. Moscow, 1942. No. 51. Art. 582.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Goncharov I. A. Osnovnye etapy razvitiya za-konodatelstva o grazhdanstve v Rossii. Sovremennoe pravo. 2006, No. 7, pp. 37.

13. Dekret VTsIK o priobretenii prav rossiyskogo grazhdanstva. In: Collection of statutes and government regulations 1917-1918. Moscow, 1942. № 31. Art. 405.

14. O prinyatii inostrantsev v Rossiyskoe grazhdanstvo. In: Collection of statutes and government regulations 1921. Moscow, 1944. No. 62. Art. 437.

15. Polozhenie o grazhdanstve Soyuza SSR. In: Collection of Legislation of the USSR 1930. No. 34. Art. 367.

16. O grazhdanstve SSSR. Vedomosti Verkhovnogo Soveta SSSR. 1938, No. 11.

17. O grazhdanstve SSSR. Vedomosti Verkhovnogo Soveta SSSR. 1978, No. 11.

18. O grazhdanstve SSSR. Vedomosti Verkhovnogo Soveta SSSR. 1990, No. 23. Art. 243.

19. O grazhdanstve RSFSR. Vedomosti Syezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR. 1992. № 6. Art. 243.

20. O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii. In: Collection of Legislation of the RF. 2002. No. 22. Art. 2031.

21. Morozova L. A. Mekhanizm pravovogo obe-specheniya sbalansirovannosti interesov li-chnosti i gosudarstva. Istoriya gosudarstva i prava. 2011, No. 17, pp. 27-29.

Гасанова Вусаля Шахин кызы, кандидат юридических наук, доцент кафедры Всеобщей истории, классических дисциплин и права, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина e-mail: vhasanova@yahoo.com

Hasanova Vusala Sh., PhD in Jurisprudence, Associate Professor, World History, Classical Disciplines and Law Department, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University e-mail: vhasanova@yahoo.com

Коломейченко Евгения Анатольевна, старший преподаватель кафедры Административного, финансового и информационного права НИУ РАНХ и ГС (Нижний Новгород) e-mail: enja16@yandex.ru

Kolomeychenko Evgenia A., Senior Lecturer, Administrative, Financial and Informative Law Department, Nizhny Novgorod Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration e-mail: enja16@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.